Античный храм. Элементы античной архитектуры

Античность – это образ греческой колонны, стремящейся ввысь, к свету и совершенству.

Античный стиль всем нам известен великолепными памятниками Древней Греции и Рима, памятниками архитектуры, скульптуры. До сих пор они вызывают в нас восхищение своей неподражаемой и законченной красотой. Колизей, триумфальные арки, колонны, цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись привлекают своей гармоничностью и для многих являются эталоном для подражания.

Символизм Античного стиля очевиден и узнаваем. Прежде всего – это музейное благородство представленного интерьера. Вечная классика, которая никогда не выйдет из моды, бесконечное пространственное единство, которое объединяет другие типовые решения. Для того, чтобы внести оттенок Античного стиля в интерьер, недостаточно украсить помещение портиком с двумя мраморными колоннами, важно, чтобы от этого нюанса исходило ощущение благородства и завершенности.

Античный стиль обычно очень самодостаточен и не нуждается ни в каких украшениях.

История Античного стиля

Древнегреческая архитектура, возникшая на островах Эгейского моря, была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.

Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они “изобрели” арочно-ордерную ячейку (триумфальная арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.

Особенности Античного стиля

Разделение утилитарности и функции красоты. Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего были мозаичными, позднее – покрывались коврами. Расписной кессонный потолок дополнялся рельефными изображениями, большими вазами с рисунками, тапаграми (маленькими терракотовыми статуэтками).

Интерьеры Античного стиля выделяются строгостью архитектурных ордеров, элементами декора, а также, цветовой гаммой, а именно, яркие цвета синих, зеленых красок, оттенки красного (терракотового), золотого, звонкий желтый, цвет слоновой кости, черный цвет.

Оригинальная греческая мебель не сохранилась, но сохранились рельефы и рисунки на вазах. Формы стульев просты и послужили образцами для последующих стилевых форм. Три основных формы: скамейки, обычные и церемониальные стулья. Наряду с простыми рабочими столами имелись и обеденные низкие трапециевидные столы на трех ножках (в виде звериных лап). В обстановку жилища входили также маленькие сундучки, корзины, скамьи, тумбы.

В период Античности мебель была выполнена из древесины и иногда покрывалась тканями. Покрывала и скатерти были обычно гладкокрашенными, а по краю ткани шел характерный узор. Иногда ткань могла украшаться вышивкой. Для декора мебели использовалась также наборная мозаика, когда деревянные изделия инкрустировались различными мозаичными вставками: слоновой костью, золотом, драгоценными камнями или просто древесиной другого цвета.

Античная мебель была обычно простых форм, ножки мебели иногда делались в виде звериных лап или фигур грифонов (в этом чувствуется влияние Древнего Египта и Вавилона). Древнегреческое кресло с изогнутыми в виде сабель ножками носило название клисмос. Подобные кресла вновь вошли в обиход в эпоху европейского классицизма.

Античный стиль, Для греческой орнаментики характерны как фигурные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы. Характерный орнамент – спиральный, а также волнистая линия. Дорогие породы дерева, мрамор, бронза, золото, слоновая кость, глина - основные материалы, использовавшиеся в Античном интерьере.

Термины к семинару и лекции по теме «Культура античности».

Культура античности – культура Древней Греции и Древнего Рима в период с XI века до н.э. по V век н.э.

Эллин – слово, которым греки называли собственный народ. Произошло от имени легендарного героя – Эллина, который, по преданию, был прародителем греческого рода.

Космос в античной культуре – порядок и гармония, прекрасное целое.

Агонистика – дух борьбы и соперничества, важная характеристика античной культуры.

Калокагатия – гармоничное развитие духовных и физических качеств, важная характеристика античной культуры.

Пайдейя – система воспитания детей, реализующая все их способности

Гимнасий – спортивная площадка, помещение для физических упражнений и тренировок в Древней Греции. Позднее стали центрами интеллектуальной жизни с помещениями для занятий и библиотекой.

Палестра – школа борьбы в Древней Греции.

Великие Панафинеи – празднества в честь богини Афины в Афинах, проводились один раз в 4 года.

Амфидромия – праздник наречения новорожденного и принятия его в семью в Древней Греции.

Анфестерии весенний праздник в Афинах, когда подавалось молодое вино осеннего урожая. Детям, достигшим трехлетнего возраста, раздавали специальные кувшины.

Акрополь – укрепленная крепость, построенная на высоком месте.

Агора – площадь в греческом городе, которая служила рынком и главным местом встреч горожан.

Андрон – пиршественный зал в древнегреческом жилом доме, где могли находиться только мужчины.

Гинекей – женская половина в жилом доме.

Гетера – незамужняя образованная женщина, ведшая свободный образ жизни, умевшая развлечь мужчин игрой на музыкальных инструментах, беседой, пением.

Стоя – длинная крытая галерея с колоннами, защищавшая от солнца, ветра и дождя. Располагалась на агоре.

Полис - это город-государство с выборным управлением, сильной публичной самостоятельностью всех свободнорожденных граждан и общинно-частной собственностью.

Остракизм – процедура голосования, проводившаяся в Афинском Народном собрании, чтобы изгнать неугодного политика. Название происходит от слова «острака » - кусок глиняного черепка, на котором писали имя того, кого хотели изгнать.

Метек - в Древней Греции чужеземцы (переселившиеся в тот или иной полис), а также рабы, отпущенные на волю. Афинские метеки, будучи лично свободными, не имели политических прав, не могли вступать в брак с афинскими гражданами и, как правило, владеть недвижимостью.

Двенадцать древнегреческих богов-олимпийцев : Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Деметра, Артемида, Афродита, Арес, Гефест, Гермес, Гестия и Дионис.

Амфитеатр – в древнегреческом театре – места для зрителей, расположенные на склонах холмов; в древнеримской архитектуре – открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены.

Театр – род искусства, художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями.

Рапсод – странствующий певец, исполнитель эпических поэм на религиозных празднествах, пирах, поэтических состязаниях.

Эпос – повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой).

Орхестра - круглая площадка в древнегреческом театре, на которой выступали хор и актеры.

Скена - временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров, располагавшееся позади орхестры.

Театрон - места для зрителей, амфитеатром окаймлявшие орхестру на склоне пологого холма.

Катарсис – термин античной эстетики, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив страдание и освободившись от него.

Лира – струнный музыкальный инструмент, который делали черепашьего панциря и рогов быка, а позднее из дерева.

Курос – мужская статуя периода архаики.

Кора – женская статуя периода архаики.

Капитель – венчающая часть колонны или пилястры, выступающая за пределы колонны.

Каннелюра - вертикальный желобок на стволе колонны или пилястры, а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

Пилястр - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Волюта – архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью капители колонн ионического, коринфского и композитного ордеров.

Кариатида - статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента (верхней, несомой части) и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Пропилеи – монументальное сооружение, оформляющее вход в город, в архитектурный ансамбль, например, в древнегреческой архитектуре – вход в афинский акрополь.

Целла внутреннее помещение античного храма, где стояла статуя бога или богини.

Терракота – смесь необожженной глины, песка и частиц обожженной глины. Популярный в Древней Греции материал для изготовления черепицы, посуды, небольших статуэток.

Амфора – сосуд для вина или масла, суживающий книзу, с узким горлом и двумя ручками.

Пифос – большой керамический сосуд для хранения зерна в Древней Греции.

Фреска – живопись по сырой штукатурке водяными красками.

Краснофигурная вазопись – вид вазовой росписи, где черное лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожженной глины.

Чернофигурная вазопись – вид вазовой росписи с черными фигурами на красном фоне.

Хитон – женская одежда, которую делали из единого куска ткани, скрепленного на плечах.

Гимантий – вид плаща или шарф, который носили как мужчины, так и женщины в Древней Греции.

Тога – официальное парадное одеяние римского гражданина: кусок плотной ткани, который надевали и несколько раз оборачивали вокруг тела, образуя особые складки.

Атрий центральное помещение в римском доме.

Акведук – канал или труба для подачи воды.

Виадук – мост, построенный древними римлянами, чтобы проложить дорогу через реку или ущелье.

Этруски – народ, прибывший в Италию, скорее всего, из Малой Азии ок. 800 года до н.э. Область расселения этрусков в Северо-Западной и Центральной Италии получила название Этрурии.

Латины – народ, пришедший ок. 2000 года до н.э. в Италию из Центральной Европы. Латины осели в области Лации (равнина на северо-западном побережье Апеннинского полуострова, на которой расположен и сам Рим).

Гладиатор (от латинского gladius - «меч») - боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе на забаву публики на специальных аренах.

Представляет собой одну из вершин художественного наследия далекого прошлого. Она заложила основу европейского зодчества, строительного искусства. Главная особенность заключается в том, что античная архитектура Греции носила религиозный подтекст и создавалась для жертвоприношений богам, приношения им даров и проведения массовых мероприятий по этому поводу.

Историю строительного искусства древнейшей цивилизации историки делят на пять периодов: архаический, ранне-классический, классический, эллинизма и Римского владычества. Далее мы расскажем о каждом из них, а также об известнейших храмах, построенных древними греками, более подробно.

Архаический период

Продолжительность архаического периода: с 7 в. до н. э. до времен афинского законодателя и политика Солона (около 590 г. до н. э.). В 7-6 вв. до н. э. архитектура Греции отразила наиболее передовые стороны жизни общества. В результате развития греческого полиса ускорился рост демократических сил, а это привело к напряженной борьбе народа против верхушки аристократов. В этот период храм, который возводился всем полисом, стал главным общественным зданием - хранилищем казны и сокровищ и народных празднований одновременно. В результате упорных исканий сформировались главные элементы античной архитектуры - ордер (строгая система, отражающая расположение и взаимоотношение колонн) и антаблемент (перекрытие).

Особенности храмов архаического периода

В из примитивных построек эпохи Гомера вырос ранний тип каменного сооружения, так называемый «храм в антах». На передней стороне он имеет портик, образованный выступами боковых стен (антами) и двумя, стоящими посередине, колоннами. К таковым в частности относится Афинское казначейство в Дельфах (на фото выше), построенное из парижского мрамора. Ориентировочная дата возведения - 510-480 гг. до н. э. Здание было раскопано и реконструировано в 1903-1906 гг.

Далее произошла замена антов колоннами, и возник новый античный храм - простиль. Он имел открытый портик. Дальнейшее добавление еще четырех колонн на противоположной стороне, возле входа в сокровищницу (амфипростиль), стало первым шагом к построению, так называемого перипетра - полностью открытого со всех сторон храма. И хотя все эти типы развивались одновременно, последний все же стал доминирующим.

В каждой постройке имелось главное помещение - (алтарь), где располагалось скульптурное изображение почитаемого бога или богини. Оно носило название «наос».

Ранний классический период

В ранний классический период, продолжавшийся с 590 г. по 470 гг. до н. э., античная архитектура постепенно освобождает себя от чужеземных тенденций, занесенных из Египта и Азии. Подобно живописи и скульптуре она стала одним из самых ярких проявлений человечности и демократизма культуры классической Греции.

В пропорциях храмов, построенных в данный период, наблюдается строгая упорядоченность и соразмерность масштабов и числа колонн, а также других частей здания. Все это придает архитектуре раннего классического периода силу и красоту. Сформировался новый тип храма - дорический, который получил в дальнейшем большое распространение.

Античные храмы Греции раннего классического периода: Геры в Олимпии, Аполлона в Дельфах, Зевса в Афинах, Афины Паллады на о. Эгине (фото выше). Примечательно, что в Сицилии и Юной Италии памятников архитектуры этих времен гораздо больше, тогда там располагались самые богатые греческие колонии. В частности Храм Посейдона в Пестуме. Не стоит забывать и об одном из семи чудес света - храме Артемиды в Эфесе, который был сожжен Геростратом.

Храм Посейдона в Пестуме

Данный памятник древнегреческой архитектуры известен современникам также под названием II храм Геры. Пожалуй, его можно считать самой мощной и строгой постройкой в дорическом стиле, относящейся к 5 до н. э. В своем суровом и простом облике он отразил идеи героической борьбы народа за независимость от вторгнувшихся персов. До наших дней сохранилась часть верхних колонн, внутренних двухъярусных колоннад и внешних, возвышающихся на прочном основании. Как и более данной местности (бывшей Посейдонии) он построен из очень твердого кристаллического ракушечника. Сверху он был обработан тонким слоем штукатурки. В архитектуре наблюдается принцип регулярности. Постройка имеет внушительные размеры: 60 м в длину и 24 м в ширину.

II храм Геры располагается в Италии (в 40 км на юго-восток от Салерно). Ныне он открыт для туристов. Вход в него стоит 4 или 6 евро (включает посещение Археологического музея в Пестуме).

Храм Артемиды в Эфесе

Храм был признан одним из семи чудес, существовавших в античном мире. Находится он на территории современного города Сельчук (Турция). Сооружение имеет сложную и трагическую историю.

Первая и самая масштабная постройка на данном месте была возведена в середине 6 в. до н. э., а в 356 г. ее сжег Герострат. Вскоре античный храм восстановили в прежнем облике, однако в третьем веке ему вновь нанесли урон, на этот раз готы. В 4 в. святилище сначала закрыли, а затем разрушили в связи с исповедованием новой религии - христианства и запретом языческих обычаев и культов. Построенная на его месте церковь, впрочем, тоже простояла не долго.

Согласно мифологии, Артемида приходилась Аполлону сестрой-близнецом. Она заботилась обо всем живом на земле (животные, растения), опекала их и защищала. Не обделяла своим внимание она и людей, даруя счастье в браке и благословляя на рождение потомства. Культ богини в Эфесе существовал с незапамятных времен. В честь нее горожане построили огромный храм (длина 105 м, ширина 52 м, высота 127 колонн, установленных в восемь рядов, равна 18 м). Средства на него пожертвовал лидийский царь. Строительство велось довольно долго, и за это время сменилось несколько архитекторов. Храм построили из белоснежного мрамора, а статую богини из слоновой кости и золота. Он был деловым и финансовым центром города, там же проводились религиозные церемонии. Данный античный храм не принадлежал городской власти и находился полностью под управлением коллегии жрецов. В настоящее время на месте храма можно увидеть лишь одну восстановленную колонну. В парке Миниатюрк (Турция) можно посмотреть на модель храма (на фото выше).

Классический период в архитектуре

Классический период, продолжавшийся с 470 по 388 гг. до н. э. - это время расцвета государства, эпоха высшей демократии и подъема. В Афины стекаются лучшие мастера всей Греции. Пути развития архитектуры неразрывно связаны с именем величайшего скульптора древнего мира - Фидия. Выдающийся политик и деятель Перикл наметил масштабный и грандиозный план застройки Акрополя. Именно под руководством Фидия на протяжении второй половины 5 века до н. э. шла одна из самых грандиозных строек, по завершению которой появился совершенный архитектурный ансамбль, во главе которого - Парфенон. Афинский акрополь был обильно украшен скульптурами мастера и его учеников.

В целом, в архитектуре классического периода продолжает преобладать дорический тип храмов. Однако он становится более легким в формах и смелее в композиционном плане. Постепенно в обиход внедряется ионический стиль и коринфский. В самой Греции храмы становятся благородными, элегантными и легкими. Особое внимание уделяется пропорциям и материалу. Зодчие используют белый мрамор, легче поддающийся тонкой обработке. Одним из замечательнейших памятников архитектуры тех времен является Храм Тесея, расположенный в Афинах. Это яркий пример того, как дорический стиль был смягчен в Аттике.

Одновременно на Сицилии продолжает господствовать дорический стиль, поражающий колоссальностью сооружений.

Парфенон

Афинский акрополь представляет собой скалистый холм высотой 156 м с пологой вершиной, имеющий длину около 300 м и ширину 170 м. Именно здесь возвышается главный памятник античной архитектуры - великолепный Парфенон. Храм посвящен покровительнице всей Аттики и Афинам, в частности богине Афине-девственнице. Он был возведен в 447-438 гг. архитектором Калликратом по проекту, созданному древнегреческим зодчим Иктином, и богато украшен под руководством скульптора Фидия. Сейчас храм находится в руинах, активно ведутся восстановительные работы.

Парфенон - это античный храм, представляющий собой дорический перипетр с элементами ионического стиля. Он расположен на трех мраморных ступенях, имеющих высоту около 1,5 м. Со всех сторон храм окружен колоннадой: по 8 колонн на фасадах здания и по 17 с каждого бока.

Материал, из которого возведено святилище - пентилийский мрамор. Кладка была сухой, т. е. осуществлялась без использования скрепляющего раствора или цемента.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса Олимпийского являлся одним из самых почитаемых в Древней Греции. Эта постройка, являющаяся подлинным образцом дорического ордера, тоже принадлежит к классическому периоду. Храм заложили во время проведения 52 Олимпиады, но строительство было окончено только между 472-456 гг. до н. э. все тем же Фидием.

Он являлся классическим периптером с 13 колоннами вдоль здания и 6 - по его ширине. Храм строили из известняка-ракушечника, доставляемого с Пороса. Высота строения достигала 22 м, ширина - 27 м, а длина - 64 м. Сведения о внешнем виде стали доступны благодаря раскопкам 1875 г, проведенным под руководством немецкого археолога Э. Курциуса. Внутри храма располагалось еще одно из семи чудес древнего мира - это созданная Фидием хрисоэлефантинная статуя Зевса, высота которой превышала 10 м.

Храм Зевса вместе со многими другими в Олимпии был разрушен по велению императора Феодосия II, как свидетельство языческой веры и традиции. Уцелевшие остатки были окончательно погребены под обломками во время землетрясения 522 и 551 г. до н. э. Найденные в результате раскопок фрагменты храма хранятся главным образом в Археологическом музее Олимпии, несколько - в Парижском Лувре.

Храм бога огня Гефеста

Античный храм времен классического периода, посвященный Гефесту, сохранился по сравнению с остальным наилучшим образом. Он был возведен предположительно в период между 449 и 415 гг. до н. э. Святилище представляет собой постройку дорического ордера. Сведения об архитекторе не сохранились, вероятно, это был тот же зодчий, что занимался возведением храма Ареса на Агоре на и Немезиды в Рамнунте.

Строение не было разрушено в период становления христианства. Более того, храм использовали как православную церковь им. Св. Георгия с 17 века по 1834 г. Затем ему присвоили статус национального памятника.

Период эллинизма

В период с 338 по 180 гг. до н. э. греческая архитектура начинает терять свою характерную чистоту вкуса. Она находится под влиянием чувственность и пышности, проникших в Элладу с Востока. Скульпторы, художники и архитекторы больше заботятся об эффектности здания, его пышности. Чувствуется везде и повсюду пристрастие к коринфскому стилю. Возводятся здания гражданского характера - театры, дворцы и т. д.

Известные храмы Греции периода эллинизма посвящены Крылатой Афине (в Тегее), Зевсу (в Немее). Появляется много грандиозных и роскошных зданий в этот период в Малой Азии. В частности, огромный храм Ф. Дидимского в Милете (на фото выше).

Период Римской империи

Создание империи А. Македонского положило конец периоду классики и греческой демократии. В период эллинизма греческое искусство проходило свою последнюю фазу развития. Попав под власть Рима, Греция утратила свое былое величие, и архитектурная деятельность практически полностью была прекращена. Однако художники, съехавшиеся в вечный город, принесли традиции своего искусства и поспособствовали облагораживанию римской архитектуры. В этот период (180-90 гг. до н. э.) греческое искусство практически сливается с римским.