Червонцы, которых мы не знаем. Как отличить поддельную золотую монету от настоящей

В последнее время зачастили на улицах толкать копии монет прохожим, выдавая их за настоящие и предлагая купить по дешевке, мол не хватает на синьку или на билет домой, а монеты найдены при сносе старого дома. А народ ведется, движимый жаждой легкой наживы: купить дешевле, а потом продать дороже. Но подвох выясняется, когда эти монеты выставляют на оценку — толкнули копии по завышенной цене, которым цена 100-200 рублей.

Чтобы предостеречь читателей своего блога от такой ошибки, я постараюсь написать пособие, как отличить поддельные копии монет от подлинных.

  • Сравните свою монету с изображением в интернете или в каталоге и, как говорится, найдите 10 отличий 🙂 . Разницу увидите сразу. Обычно, это изуродованные портреты правителей или кривые вензеля.

Ниже на фото слева подделка, а справа подлинная серебряная монета. Сразу видна разница, так как правая монета изготовлена методом чеканки, а левая отлита.



  • Поддельная монета будет отличаться по весу, а иногда и по диаметру. Найдите в сети или в каталоге цифру, сколько должна весить искомая монета и взвесьте свою. Если показания сильно отличаются, на руках вы имеете 100% подделку, если, конечно на монете нет выкуса.
  • Гурт монеты расскажет о многом. В 18 веке на монетах наносилась выпуклая гуртовая надпись, типа такой.
    А в своем основном количестве, на подделках монет 18 века гуртовая надпись вдавлена, или вообще отсутствует. Ниже пример с Екатерининским и Петровским рублями. На правом изображении гуртовая надпись вообще в ужасном состоянии 😛 .


    А на монетах 19-20 веком гурт тоже отличается. На подделке он нанесен некачественно или криво. А должен быть на оригинале четко прорисован и быть по центру гурта.
    На левой фотке гуртовая надпись смещена к нижнему краю и плохо пропечатана. А на правом фото хоть надпись четкая, но кривая. Даже видно, что слово «чистаго» смещено к низу, а «серебра» к верхней части гурта. Это и есть свидетельства копии.



  • Следы литья. Копии изготавливаются методом литья. И благодаря этому, появляются небольшие помарки, типа ляпок металла.
    Здесь на фото ниже, на бороде императора Николая II остались несколько капелек металла.
  • Кант монеты. На подделках кант монеты почти всегда будет неровным, так как в силу технологий производства копий, добиться ровного канта невозможно. Он будет волнообразным, со следами лишнего металла. Это все видно на фотке копии юбилейной монеты:
    Справа, благодаря падающему под углом свету, видна волнистость канта. А слева ляпки металла. На подлинной монете такого никогда не будет.
  • Ну, вот и все, готово. Надеюсь, это небольшое наглядное пособие поможет вам, товарищи,уберечься от неблагонадежных продавцов старинных монет. Будьте внимательны и не совершайте сделки на улице с незнакомыми мутными личностями.

Чеканка монет в Российской империи — то искусство, которое обрело особое значение благодаря императору и остановилось вместе с существованием Российской Империи. Последним императором, изображенным на монетах российской нумизматики, является Николай ІІ. И именно царскую монету в 15 рублей, отчеканенную во время царствования последнего императора Николая ІІ, мы сейчас подробно рассмотрим.

Исторические и экономические условия возникновения монеты

Рассматриваемые монеты выпускались в течение 3 лет: 1897, 1898, 1899 , но на всех них значится 1897 год . В начале своего возникновения эти деньги были в обиходе наравне с бумажными, но в начале следующего века бумажные эквиваленты постепенно вытеснили монетные образцы. На сегодняшний день существует не очень много экземпляров, которые дошли до наших дней в хорошем состоянии, идеально сохранившихся монет гораздо меньше.

Цена на монеты 10 рублей Николая ІІ 1897 — 1899 годов тоже разнится и зависит от многих факторов. Чтобы самостоятельно оценить стоимость монеты, можно использовать специальные .

Николай второй окончательно возродил традиции чеканки портретов на монетах крупных номиналов, которая была прервана почти на век императором . Монеты мелких значений не носили изображения императоров, так как считалось, что монеты, на которых изображен царь так и называются: “портретные” .

Нумизматике известны 2 вида золотых монет номиналом 15 рублей . Между собой они отличаются штемпелем аверса. В одной из разновидностей, менее распространенной, буквы СС размещены за обрезом шеи Николая ІІ, во втором варианте за обрезом шеи также присутствует буква О, то есть, получается ОСС.


Нажмите на картинку, чтобы увеличить изображение.

Описание монеты 15 рублей Николая ІІ

Портрет царя находится на аверсе монеты, Император Николай II изображен в профиль, лицо повернуто влево. По окружности аверса можно прочитать рельефную надпись: с левой стороны «Б.М. НИКОЛАЙ II ИМЕРАТОРЪ», с правой — «И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОСС.».

На реверсе изображен двуглавый орел в коронах, держащий в лапах Скипетр и Державу, — герб Российской Империи. У орла на груди расположен щит с изображенным на нем Георгием Победоносцем, на крыльях размещены гербы губерний, которые находятся в подчинении Российской империи. Под гербом находится изображение самого номинала — 15 рублей и год 1897.

На гурте написано «Чистаго золота 2 золотника и 69,36 долей» и в круглых скобках значится печать минцмейстера (А Г) – Аполлон Грасгоф (1883-1899 гг.).

Вес 15-рублевой монеты 1897 года равняется весу предыдущей «александровской» монеты номиналом 10 рублей. Тираж этой монеты равняется примерно 12 миллионам экземпляров . Если быть точными, то 11 900 033 экз. Масса данной денежной единицы составляет 12,9039 (±0,018) гр . Диаметр монеты равен 24,60 мм. Материал выпуска: Золото (Au), 900 проба. Серия монеты: Николай II.

Стоимость золотой 15-рублевки составляет в среднем от $500, но может варьироваться в зависимости от состояния лота — до 1000$.

Как отличить оригинал монеты от копий и подделок

Безусловно, если вы не профессиональный оценщик ценностей и не ювелир, вам придется руководствоваться внешним видом монеты для оценки ее стоимости. Но все же есть несколько параметров, которые очень помогут вам не ошибиться в определении стоимости той или иной монеты.

Общий вид монеты . Вначале сравните рассматриваемую монету с общими характеристиками, присущими всему тиражу. Диаметр, вес и толщина у всех монет определенного тиража не отличается. После можно чисто визуально сравнить четкость чеканки и литья и общие линии монеты.

Если гурт тупой, для изготовления монеты использовалось литье, и это в подавляющем большинстве говорит о подделке экземпляра. Особенно если можно отличить пузырьки — отливка была некачественной и даже тщательная полировка не избавит от наличия этого изъяна.

Важна также четкость поверхности. Если она не явно прослеживается, и знак монетного двора не стоит — перед вами подделка.

И последнее. Основное отличие оригинала от подделка — свойство металла. Его легче всего проверить сравнивая экземпляр с подобными, желательно, того же времени изготовления. Проверьте не только сам металл, но и патины — вам станет понятно, происходила ли реставрация или чистка монеты перед выставлением на продажу.

Видео-обзор монеты 15 рублей Николая ІІ

Многие коллекционеры не хотят покупать монеты с изъянами, даже небольшими и ищут предложения близкие к идеалу. Рекомендуем к просмотру видео характеристику 15 рублей Николая ІІ — всегда лучше хоть один раз увидеть.

Все же, если есть необходимость оценить старинную монету — беспроигрышным вариантом будет обращение за помощью к . Кроме того, если вы хотите оценить и продать имеющийся у вас экземпляр — вы можете воспользоваться нашей услугой бесплатной оценки , заполнив форму.

Большевики страстно ненавидели самодержавие. Сейчас уже непонятно - за что именно? Диктатура при "красной" власти была намного жестче, а смертность о голода, войн и репрессий - в десятки раз больше. Однако было одно исключение: большевики вполне с удовольствием пользовались материальными и финансовыми ресурсами, накопленными при царском режиме. Здесь рассказ об одной любопытной истории, когда в 20-х годах Советское государство занималось фальшивомонетничеством - преступлением, за которое жестоко карали во все времена и во всех странах.

В 1917-1918 гг. большевики приняли целый ряд конфискационных законодательных актов, лишающих собственности как своих, так и иностранных граждан. Были приняты декреты «Об аннулировании госзаймов", "Об отмене частной собственности на недвижимость в городах», «Об отмене права пользоваться сбережениями», «О национализации предприятий», «Об отмене права наследования» и т.п. После этого страны Запада в свою очередь предприняли ряд серьезных ограничительных мер по отношению к Советской России. Однако уже в начале 20-х годов Англия, а следом за ней и другие страны Антанты блокаду постепенно прекратили и торговлю, пусть и с множеством ограничений, разрешили. Перед Советским правительством остро встал вопрос – чем же платить за импорт? Советские дензнаки никого за рубежом не интересовали. В 1923 большевики начеканили своих советских золотых червонцев, однако их упорно не желали принимать на Западе. Лишь в некоторых странах и с большими ограничениями удавалось использовать этот «новодел» в качестве средства платежа.

В основном торговля шла по бартеру, но далеко не все можно купить таким способом. К тому же нечем было финансировать мировую революцию, ведь зарубежные коммунисты, ведущие подрывную деятельность в своих странах, остро нуждались в материальной поддержке. Выход был найден и, как почти все гениальные аферы, оказался предельно прост. В Ленинграде была организована тайная чеканка царских золотых червонцев, которые продолжали высоко котироваться в мире даже после смерти царя и краха его власти. Ленинградскому монетному двору было предписано отчеканить для оплаты внешнеторговых операций на 25,1 млн руб. золотых монет, неотличимых от последних монет императорской России. Чеканились десятирублевые монеты с датировкой 1898–1904 годами (за исключением 1900 и 1903 гг.) и пятирублевые с датами 1897–1901 годов. Для секретности заказ был оформлен как «кружки крупного и мелкого достоинства».

Эти «фальшивки» были не хуже «подлинников», что неудивительно: в основном использовался старый, сохранившийся, несмотря на все политические пертурбации, штемпельный инструмент, да и изготовлением занимались мастера, много лет проработавшие на Монетном дворе и до революции чеканившие эти же монеты. Правда, нумизматы - исследователи выявили целый ряд отличий денег царской и советской чеканки. Согласно работе И.Рылова и А. Федорина, посвященной данной проблеме, «характерным внешним признаком отличия дореволюционных монет от монет советской чеканки является присутствие на последних следов юстировки - грубых полос и рисок остающихся после спиливания (соскабливания или состругивания) с монетных кружков излишнего металла. Особенно характерны такие юстировочные линии для основного количества советских червонцев датированных 1923 годом. На исходных монетах императорской чеканки подобная юстировка или отсутствует совсем, или встречается редко. «Царские» монеты советской чеканки отличает также: более грубая вырубка монетных заготовок, риски и полосы от гуртовки (обжатия) монетных кружков, грубая рихтовка внутренней поверхности чеканочного кольца. В общем, «косячили» мастера, а может, и специально так делали.

Тот самый знаменитый царский золотой червонец

Что могли - и могли ли? - заподозрить иностранные банкиры и коммерсанты, получавшие в уплату полновесные золотые монеты «царской» чеканки? Получив оплату товара или возврат долга, ни один торговец или займодатель не станет кропотливо сличать две на взгляд обывателя совершенно идентичные денежки, ему вполне достаточно будет определяемых без микроскопа доказательств подлинности монет и соответствия выплаченной суммы.

Коминтерн - как главный орган по организации мировой коммунистической революции - регулярно получал огромные суммы. Вот, например, выдержка лишь из одного протокола бюджетной комиссии Коминтерна: "Слушали: 1. Бюджет компартии Германии. Постановили: За выдачу Германской компартии 446 592 золотых рублей (42 872 832 германские марки) голосовали Брандлер, Попов, Эмбер-Дро и Пятницкий; за 400 000 золотых рублей - Сольц и Михайлов. 2. Бюджет компартии Франции. Постановлено выдать на издательство 100 000 золотых рублей (638 000 французских франков). Принято единогласно. 3. Бюджет Итальянской КП. 360 842 золотых рубля. Или 4 306 000 лир. 4. Бюджет КП Чехословакии. За 250 000 золотых рублей (7 910 000 чешских крон) голосовали Попов, Брандлер, Пятницкий (Эмбер-Дро к тому времени ушел), за 200 000 Сольц и Михайлов. 5. Бюджет КП Англии. 200 000 золотых рублей единогласно голосовали все..." Всего на этом заседании распределили 5 536 400 золотых рублей.

Ленин и его партия солидно подкармливали все иностранные организации, заявлявшие о своем согласии с программными установками Коминтерна. Регулярно пополняли свою казну из московских запасов компартии США, Польши, Австрии, Швейцарии, Швеции, Венгрии, Югославии, Румынии, Люксембурга, Голландии, Греции, Турции, Персии, Индии, Английской Индии (так в протоколах), Китая, Кореи, Японии, Германии, Бельгии, Испании, Аргентины, Италии, Южной Африки, Эстляндии, Латвии, Литвы, Финляндии, Норвегии и других стран. Комиссия Коминтерна выделяла также крупные средства международным молодежным, профсоюзным организациям, различным издательствам, бюро, центрам и т. д. Более всего и чаще денег шло в Германию, большевики считали, что перспективы на революцию там наиболее благоприятные.

Эта одна из грандиознейших афер «красных» долгие десятилетия оставалась нераскрытой. Подозрения на Западе были, конечно, но точными доказательствами никто не располагал. Тем более никто не мог оценить масштаб и размах предприятия. И только в 2008 году, в юбилейном издании «ЭЗГБ - ФГУП Гознак 1818–2008. История в событиях, фактах, судьбах» (авторы А.В. Трачук, Н.М. Никифорова) эта тайна, наконец, была приоткрыта. В заключительном разделе книги под названием «История Санкт-Петербургского Монетного Двора Гознака в датах и событиях» очень скупо сообщалось: «1925 (год). Начата чеканка золотых 10- и 5-рублевых монет («царских», сохранившимся штемпельным инструментом) для оплаты внешнеторговых операций (всего на 25,1 млн руб.)».

Источники:

И.Сабинина «Царские деньги революции» https://www.numismat.ru/articles.shtml?id=500

А.В. Трачук, Н.М. Никифорова «ЭЗГБ - ФГУП Гознак 1818–2008. История в событиях, фактах, судьбах»

Рылов И., Федорин А. «Советская чеканка «царского» золота»

Глоба Н., Невский С. «Фальшивомонетничество как средство ведения войны»

Установить подлинность монеты времен царской России можно с помощью экспертизы. Экспертиза монеты – это ряд мероприятий, направленных на исследование с целью доказать или опровергнуть её нумизматическую ценность. Поскольку число российских коллекционеров растёт, то численность подделок тоже не остаётся на месте. Чтобы не попасть впросак, нужно обратиться в соответствующую службу, а также самому знать явные характеристики подделки.

В этой статье мы будем говорить о профессиональной экспертизе и приведём некоторые советы, которые помогут вам разобраться самостоятельно.

Чем отличается фальсификат от подделки? Фальшивая монета изготовлена в тот же исторический период, что и подлинник, с целью заменить его при платеже. Зачастую она стоит дороже самого подлинника! Подделка – это современная копия монеты.

Не следует путать фальсификат с новоделом, который является «официальной» подделкой, изготовленной банком. Цена на такой экземпляр соответствующая. Не хватает у вас в коллекции какой-нибудь редкой монеты – приобретите лучше новодел, чем нужный экземпляр, в подлинности которого вы сомневаетесь.

Методы экспертизы монет

Элементарный способ убедиться в попытке фальсификации – сравнить монету с эталоном, если он в наличии. В противном случае придётся свериться с каталожным фото и справочными описаниями. Но для оценки стоимости этих сведений недостаточно, поэтому за этим пунктом следуют другие.

  • Измерение физических параметров.

Взвесить монету на электронных весах нужно с точностью до миллиграмма, и полученная величина должна совпадать с каталожной. То же самое касается толщины и диаметра – они должны быть измерены до десятой доли миллиметра с помощью штангенциркуля. Отклонения в миллиметр ставят под сомнение подлинность монеты.

Читайте также

Где можно продать монеты

  • Обнаружение признаков литейного изготовления.

Не так уж сложно отличить старинную монету от новой, изготовленной методом высокоточного литья. Профессионал сразу может обнаружить некоторые аномалии в художественном оформлении монеты. Если есть эталон, то при сравнении они подтвердятся. Если нет, точность результата экспертизы снижается. Признаки поддельной монеты:

  1. Неестественный блеск. Особенно там, где его быть не должно. Ярко выраженный белый или жёлтый цвет тоже является признаком подделки.
  2. Отсутствие признаков изношенности. Если монета была в обращении, её поверхность подвергалась физическим повреждениям. На ней могут быть царапинки, она может быть погнутой. Есть хорошо сохранившиеся экземпляры, но и они не будут выглядеть, как только что отчеканенные.
  3. Нетипичное оформление гурта. Гурт должен быть полностью идентичен гурту монеты-эталона. На нём должно быть такое же количество насечек, те же надписи или рисунки. Как правило, их невозможно подделать. Но нужно обратить внимание нет ли рубца вдоль гурта? Если есть, монету отливали в формах, это подделка.
  4. Проверка чёткости гравировки. Чтобы доказать подлинность монеты, нужно убедиться, что все элементы проработаны также, как на эталоне, их прорисовка такая же чёткая.
  5. Наличие излишней угловатости элементов, точек, впадин является характерной чертой вылитых монет.
  6. Исследование фактуры поверхностей монет. Матовость и блеск должны располагаться на своих местах, различий с монетой-эталоном быть не должно.

Иногда наличие лупы или микроскопа способствует принятию точного решения. С помощью увеличительной линзы можно увидеть, не были ли подкорректированы оформительские элементы исследуемой монеты под ценный эталон.

  • Исследование химического состава сплава.

При оценке стоимости важно распознать не только подлинность экземпляра, но и металла, из которого он изготовлен. Настоящая ли платина или наносная? Экспертиза предполагает проведение мер, которые обнаружат или опровергнут подлинность монеты и пробу металла, из которого она изготовлена.

Читайте также

Электронные сигареты

Для монеты из двухкомпонентного сплава подойдёт гидростатическое взвешивание. Сначала вес монеты измеряется в воздухе, затем в воде. Полученная разница в граммах равняется объёму монеты в сантиметрах кубических. Так можно определить пробу металла.

Эффективным может оказаться такой метод экспертизы, как рентгеноспектральный анализ. Для его проведения понадобится монета-эталон. Если у исследуемой монеты и эталона он совпадает, значит, подлинность экземпляра бесспорна. Анализ можно провести с помощью специального агрегата. В домашних условиях это невозможно сделать, не нанося вреда монете или себе.

Объём примесей лигатуры и состав монеты можно определить с помощью микроскопа. При увеличении изображения в 400-600 раз можно узнать не только пробу металла, но и увидеть его коррозию. Если она действительно есть, то монета подлинная.

Экспертиза на подлинность царских монет

Проблема доказательства подлинности царских монет заключается в отсутствие стандартизации и технологий для их изготовления. Различия в весе монет могут быть заметными. Внешний вид тоже может отличаться. Угол насечек на гурте, угол наклона букв в надписях будет неодинаковым, даже если чеканка монет проводилась в пределах одного года. Это относится ко всем монетам XVIII века.

Царские червонцы самые воспроизводимые/подделываемые в мире. "Итальянец" - это новодел РСФСР 1920-ых годов, имитирующий монету в 10 рублей Николая II и предназначенный для оплаты товаров на западе и внешней торговли с зарубежными странами, т.к. советские червонцы не брали по идеологическим причинам.

Владимир Рзаев в своей книге "Загадки российской нумизматики" так описывает "итальянцев":
характерные отличия:
-гуртовая надпись со знаком минцмейстера АГ имеет особое начертание буквы "Г"-обычная короткая правая мачта удлинена и буква немного похожа на "П"
- большая масса, значительно выше нормы вплоть до 8,650 гр, в то время как масса обычных червонцев 6,585-6,595гр
- 10 руб- "итальянцы" известны с датировкой 1898, 1899, 1901 и 1904

Штамп оригинальной монеты 1898 г. Обратите внимание на плохой прочекань скипетра, на всех оригинальных монетах 1898 г. скипетр плохо прочеканен

"Итальянец" 1898 г. там реверс аж с 1900 г.

Отличие оригинала от подделки, это то что печатающий монетный станок при Николае вводил/печатал год в ребре монеты (скажем 1898 г) с большим усилением на единицу, чем на другие цифры года... т.е. получалось во всех оригиналах единица вбито глубже, чем другие цифры... поэтому, когда проверяете монету с лупой профессиональные нумизматы и зергары смотрят именно на это отличие...

Оригиналы 1899 г. Там также плохой прочекань скипетра

"Итальянец" 1899 г. с таким-же реверсом 1900 г.

Это говорит о том, что оригиналы реверса и аверса 1898-1899 г.г. к 1920-ым годам уже были стерты или утрачены и большевики штамповали монеты этого года новорезанными штампами реверса, так как таких "орлов" в 1898-1899 г.г. на монетах не было. Штамп не наборный и если под орлом стоит другой год, значит штамп вырезан заново или на штампах 1900-ых годов на реверсе заново напаяны другие цифры года, а старые спилены. Только зачем это могло быть сделано, может исходя из того, что в 1899 г. был самый огромный выпуск 10-ти рублевиков 27.000.000 и большевики рассчитывали, что за границей не задумаются над тем откуда у Советов столько золотых червонцев (вновь наштампованных), представьте если бы большевики стали в таких кол-вах штамповать 10-ки к примеру 1909 и 1910 г.г., за границей сразу бы догадались, что это не царские деньги, а подделки!!!
И еще если посмотреть на оригинальных орлов и на "итальянцев", то если провести линию от направления среднего пера хвоста орла четко вниз, то на оригинальных монетах эта линия пройдет правее половины буквы "Е", а на "Итальянцах" эта линия проходит четко посередине буквы "Е".

Основные портретов на десятках Николая II:
1. Портрет 1898 г.
2. Портрет 1899 г.
3. Портрет 1900 г.
4. Портрет советского чекана ("итальянец")

"Итальянец" 1901 г. Реверс один в один как на "Итальянцах" 1898 и 1899 г.г. На "Итальянце" последняя цифра "1" в числе "1901" почти касается цифры "0". На оригинале расстояние равное между всеми цифрами. Расстояние между "Й" и цифрой "1" в оригинале меньше, чем на "Итальянце". голова меньшего размера, потрет уплощенный. На гурте в инициалах минцмейстера "АГ" у буквы "Г" гаста справа длинная, доходит чуть ли не до середины.

Оригинал 1901 г.



Советские новоделы штамповались любыми штемпелями, которые были под рукой, без разбора года, соответствия аверса и реверса и гурта. Но профиль "Итальянец", что это все таки тогда - ново резанный профиль? (в чем я сомневаюсь, большевикам было не до нарезания нового штемпеля) да и реверсы (штамповка цифр года) "Итальянцев" на примере 1901 г. (который я привел выше) не соответствует оригиналу. Хотя в штамповке орла я не заметил даже малейших отличий, даже разделив орла на 47 векторов, совпадение по всем линиям просто идеальное.

10 рублей 1903 г. АР. Гурт- надпись. Золото. Вес- 8,59 гр

"Итальянец" 1904 г

Оригинал 1904 г.

Проводим две параллельные линии по линии штампа цифры "1" (в числе года) к канту монеты и видим, что линии на той и другой монете не совпадают с рисунком у бортика, значит у "Итальянца" не только профиль другой, но и Орел поддельный

Биткин пишет: "Советское правительство с декабря 1925 по март 1926 года отчеканило 2 011 000 штук 10-ти рублёвых монет и 1 000 000 штук 5-ти рублёвых монет царского образца. (Предположительно, штемпелями 1911 года)".
Так, что он предполагает, что 1911 год чеканился, причём оригинальным штемпелем.
Вполне возможно, ведь по документам в 1911 г отчеканено всего 50 011 монет, но эти монеты особенной редкостью не отличаются, в то же время в 1910 г отчеканено 100 018 штук, но эти монеты имеют индекс редкости R и стоят дороже 1911.
Вполне вероятно, что часть этого огромного (2 011 000 шт) тиража новодельных монет
чеканилась оригинальным штемпелем 1911года. Когда же он вышел из строя, был изготовлен новый штемпель (итальянец) и оставшаяся часть тиража была разбита по разным годам.

На гурте десяток 1911 года советского изготовления можно обнаружить следы вырубки из полосы. И никто из этого секрета не делает. На истинно-царских этих следов нет.

Небольшой секрет по опознанию новодела отчеканенного оригинальным штемпелем. Реверс 10 рублей 1911 г., левая шея и голова орла плохо прочеканена - это износ штемпеля. Главная корона на выпуклых частях как будто со следами хождения, но монета ведь UNC, думаете парадокс - нет это тот-же банальный износ штемпеля. Такая -же история с гербами на крыльях... все мелкие детали после многократного использования, быстрее всего истираются и "разбиваются" и то, что многие "спецы" называют "засорением" штемпеля, на самом деле - это износ.

1911 год - последний год чеканки российского золота - тоже задал коллекционерам немало загадок. Монет этого года чеканки встречается много, а тираж в документах указан небольшой. В результате российские коллекционеры не платят за последний золотой червонец царской России - символ уходящего века - больше, чем стоит золото этой монеты.

Штемпеля десятки 1911 года - и лицевая, и оборотная стороны, - однозначно были вывезены с монетного двора. Но вот кем и куда?

Вариант первый - десятки чеканил Колчак, к которому и попали подлинные штемпеля.

Вариант второй - штемпеля оказались в руках советского правительства, и именно оно в 1925-1927 годах начеканило 2 миллиона золотых десяток для внешней торговли, ибо царским деньгам веры было много больше, чем новым, советским.

Версия третья - штемпеля были либо вывезены за границу, либо были вырезаны новые, и чеканились десятки в двадцатые годы. Но это был уже не новодел, а фальшивки. Однако в любом случае золото в монетах царской России стоит дороже, чем золото в слитках, и продавать его более выгодно.

Самое удивительное в этой истории, что штемпелями 1911 года до сих пор кто-то пользуется, и монеты чеканят по сей день. Кто - неизвестно.

Вес и чистота пробы соблюдаются контрабандистами очень точно и монеты выходят хорошего качества.

Поставь монетку ребром на ровную поверхность, если не падает, то на 66% настоящая.

Гуртовая надпись не зависит от положения аверса - реверса на любых монетах.

Литую копию можно отличить внешне по штемпельному полю и небольшому отклонению по весу. При этом все эти копии делались из золота

Если Ваш червонец хорошо держит вес: 8.6 г +- 0.05 и размеры, то он подлинный."

Существует неписаное правило: «знакомство с монетой начинай с гурта» Имеется в виду проверка, не столкнулись ли мы с так называемым «гальвано», т. е. с двумя половинками монеты, выполненными гальванопластическим путем, затем соединенными вместе и заполненными свинцом. Если это так, то под лупой можно заметить место стыка половинок по всей окружности гурта. «Гальвано» обычно медные, но они могут быть посеребрены или позолочены.

Если на гурте монеты обнаруживается след литника или же следы обработки каким-либо инструментом, то необходимо проверить, не имеем ли мы дело с подделкой, выполненной способом литья. В этом случае монетное поле представляет собою не идеально гладкую, как при чекане, а более или менее шероховатую поверхность. Иногда она заглажена, но шероховатость все же остается в промежутках между буквами, цифрами или иными мелкими деталями изображения. Основания букв или цифр (если смотреть в профиль) не образуют прямого угла, как при чекане, а плавно, как бы по кривой, переходят в поле монеты. Детали литых подделок иногда подправляются штихелем, и это не должно ускользнуть от внимания.

Большинство нумизматов считают наиболее важным обратить внимание на следующие показатели для определения подлинности монет:

1. Цвет металла и патины необходимо сравнить с другими подобными монетами.

2. Надо рассмотреть цвет стертых и поврежденных мест (у поддельной монеты может проглядывать инородный металл).

3. Необходимо присмотреться к характеру блеска металла: излишний блеск (это может быть как признаком недавнего изготовления, так и применения полировки); заметная невооруженным глазом матовость металла (например, позолоты поддельных золотых монет); жирный блеск (в том случае, если подделка амальгамирована, или при наличии в сплаве монеты значительного количества цинка).

4. Внешний вид чеканки; чеканка (четкость чеканки), литье.

5. Если монета литая или имеет литой монетный кружок, следует обратить внимание на сглаженные очертания, тупой гурт, зернистую поверхность (признак значительной примеси неблагородных металлов), на остатки пузырьков, образовавшихся при литье, которые мастер-изготовитель поддельных монет пытается заполировать.

6. Величину и толщину монеты-приобретения необходимо сравнить с величиной и толщиной подлинных монет того-же типа.

7. Рассмотреть наличие гравировки.

8. Обратить внимание на надписи на монетах (четкость при чеканке и смягченные очертания при литье), на начертания букв и цифр.

9. Вес новой монеты должен быть близок к весу подлинных монет этого типа.

10. Удельный вес должен быть равен удельному весу однородного металла.

11. Звон монет золотых и серебряных при падении на каменную плиту должен быть ясным и мелодичным (не всегда помогает точно определить подлинность монет).

12. Химические признаки - штрих-проба.

Знаки минцмейстера Санкт-Петербургского монетного двора (1895 – 1911 г.г.):

1. Аполлон Грасгоф (1883-1899 г.г.) – А. Г.

2. Феликс Залемн (1899-1901 г.г.) – Ф. З.

3. Александр Редько (1901-1905 г.г.) – А. Р.

4. Эликум Бабаянц (1899, 1906-1913г.г.) – Э. Б.

5. Виктор Смирнов (1912-1917 г.г.) – В. С.

НИКОЛАЙ 2 5 Русов 10 Русов 15 Русов 5 рублей Полуимпериал 10 рублей Империал 5 рублей 7 рублей 50 копеек 10 рублей 15 рублей 25 рублей 37 рублей 50 копеек
4,3 г, Au 900 8,6 г, Au 900 12,9 г, Au 900 6,45 г, Au 900 12,9 г, Au 900 4.31 г., Au 900 6,45 г, Au 900 8,6026 г., Au 900, толщина: 1,7 мм, диаметр: 22,6 мм 12,9 гр, Au 900, диаметр: 24,6 мм 32,26 г, Au 900 Диаметр: 33,5 мм. 32,26 г, Au 900 Диаметр: 33,5 мм
5 372 000 16 829 000 11 900 033
52 378 000 200 000
20 400 004 27 600 013
31 077 013 6 021 000
7 500 022 2 377 000
6 240 009 2 019 000
5 148 019 2 817 000
2 016 010 1 025 000
- -
-
- -
? ?
200 018 100 018
100 011 50 011