Что произошло в риме 753 году.

Ромул был основателем и первым царем города, довольно хитрым и даже кровожадным персонажем.

Первыми жителями города Рима стали окрестные пастухи, товарищи детства Ромула. Все население города в первые годы составляло немногим более трех тысяч человек. Для увеличения его численности Ромул открыл убежище в лесистой долине . Туда от соседних народов сбежались все жаждущие перемен - беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений. Пришельцам были предоставлены права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Этим была заложена первая основа будущей великой мощи города.

Когда о силах тревожиться было уже нечего, Ромул «сообщает силе мудрость» и учреждает Сенат - совет почетных граждан, прообраз будущего рычага власти Рима времен Республики. Ромул отделил знатных по роду и прославленных в те времена доблестью и богатством людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал «плебеями » и назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами, а людей лучшей доли - «отцами» (их потомков стали называть «патрициями »). На «отцов» и было возложено руководство Римом. Ромул так же счёл целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном, и назвал защиту бедных и низших «патронатом», установив таким образом между ними гражданские связи.

Однако, в Риме все еще не хватало женского населения - соседние народы считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал хитрость - он устроил торжественный праздник в честь Нептуна Конного - Консуалии . На праздник съехалось множество соседей римлян, в том числе сабиняне . И в то время, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игр, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско набросилось на безоружных гостей. В образовавшейся сумятице римляне и захватили женщин - кто сколько мог. При этом остальных сабинян они оставили невредимыми и даже обещали им вознаграждение. Как считали античные историки, свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор. Римские историки так и не смогли договориться, сколько же тогда было похищено женщин. Они называли цифры 30, 527 и 683.


Джованни Антонио Бацци (Содома) — «Похищение сабинянок» 1525, Рим, Национальная галерея античного искусств

«Похищение сабинянок» возмутило соседей. Сабины были весьма воинственным племенем, но прежде чем начать военные действия, они отправили посольство в Рим с просьбой вернуть женщин. Ромул отказался и выдвинул встречное предложение — разрешить браки между римлянами и сабинянками. После этого начались военные действия. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. В честь этой победы на Капитолийском холме был заложен храм Юпитера - самый древний римский храм.

Военная слава Ромула привлекла в город и новых поселенцев - этрусков. Они заселили Эсквилинский холм. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация, выступили на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять - Тарпея, дочь начальника римской крепости, была подкуплена золотом и ночью открыла сабинянам одни ворота, чтобы взамен получить то, «что сабиняне носят на левой руке» - золотые украшения на запястьях. Однако сабиняне «любили предательство, но ненавидели предателя», поэтому воины начали бросать в Тарпею свои щиты, которые они держали в левой руке , и вскоре под их тяжестью она погибла.

В память о ней отвесная скала на Капитолийском холме называется Тарпейской. С этой скалы сбрасывали приговоренных к смерти за убийство или измену.

Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, а с другой - мужей прекратить кровопролитие. После этого был заключен мир. Обе стороны решили жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.

Шесть лет длилось совместное правление Тация и Ромула. За это время они совершили несколько удачных походов, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Так Ромул стал единственным царём объединённых народов.

После этого Ромул продолжил занятия государственным устройством. Он установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов и разделил народ на три трибы : Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Каждая триба состояла из 10 курий , названных по именам сабинских женщин. Те, кто стоял во главе триб, назывались «трибунами», стоящие же во главе курий - «курионами». Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые «декурионами». А земля Рима была разделена на 30 равных клеров (участков по жребию) и каждой курии был назначен свой клер.

Каждая из трех триб выбирала по три человека, наиболее разумных благодаря своему возрасту и знатных по происхождению. Эти девять, в свою очередь, выбирали по три самых достойных патриция из каждой курии. К получившимся 99 человекам Ромул добавлял еще одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Эта сотня и составляла Сенат.

Более двадцати лет Ромул вел войны с соседями своего государства, расширяя его территорию и увеличивая его население. Для появления среди народа Ромул выработал собственный стиль: на голове его была корона, а в руках - скипетр с орлом. Он носил обувь ярко-красного цвета и длинный белый плащ с фиолетовыми полосками.

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Но похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма: «Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином .»

После Ромула царём Рима стал .

ская мощь привлекает больше, чем греческая изысканность. Они восхищаются размерами и мощью Колизея, не задаваясь вопросом, для чего он был возведен. Колизей и в самом деле стал символом цивилизации Рима, так что было общим местом считать: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир»2. Но есть много и таких, кто не любит Рима. Для многих Рим - это в лучшем случае подражатель и продолжатель Греции, только в большем масштабе. У греческой цивилизации было качество, у римской - только количество; Греция - оригинальна, Рим - насквозь произволен. У Греции был стиль, у Рима - только деньги; Греция - изобрела, Рим - только изучил и применил. Такого же мнения придерживались и римляне-

интеллектуалы. «Если бы греки так же презирали новшества, как мы, - писал Гораций в Письмах, - то какие бы произведения древности сейчас существовали?» Больше того, римляне вульгаризировали многое из того, что копировали. Так, в архитектуре они переняли тяжелый и роскошный поздний коринфский ордер, а не дорический или ионический. «Самая ткань греческого искусства распадается, - пишет один критик, - когда оно приходит в соприкосновение с таким исключительно практическим народом, как римляне»3.

Рим в непомерном долгу перед Грецией. В религии римляне переняли весь пантеон олимпийцев, превратив Зевса в Юпитера, Геру в Юнону, Ареса в Марса, Афродиту в Венеру. Они переняли их философию настолько, что стоицизм стал более типичен для Рима, чем для Афин. В литературе латинские последователи сознательно брали за образец греческих писателей. Не подлежало обсуждению, что образованный римлянин должен в совершенстве владеть греческим языком. В теоретической философии и науках римляне практически нисколько не продвинулись по сравнению с более ранними достижениями греков.

Однако было бы ошибкой полагать, что Рим был чем-то вроде младшего партнера в


греко-римской цивилизации. Римский гений был устремлен в новые сферы - особенно в сферу права, военной организации, администрации и инженерного искусства. Больше того, конфликты и психологическое напряжение в римском государстве были источником литературной и художественной чут-

кости самого высокого порядка. Не случайно многие выдающиеся римские воины и государственные мужи были также и превосходными писателями. Не следует также забывать и длинный СПИСОК римских пороков. Критики указывают на особенно отвратительное рабство, на превосходящую всякую меру жестокость, а с течением времени

И на такой социальный и нравственный упадок, по сравнению с которым эллинизм выглядит пуританством.


Политическая история древнего Рима в ее самом широком толковании - от основания

«Вечного города» в 753 г. до н. э. до окончательного падения Римской империи в 1453 г. н. э. - насчитывает 2206 лет. В более принятом смысле - от основания Рима до падения западной части Римской империи, столицей которой был Рим, - она продолжалась вдвое меньше. Обычно историю Рима делят на три периода: царский, республиканский и императорский. [годы от ОСНОВАНИЯ РИМА]

Полулегендарное Римское царство сопоставимо во многих отношениях с ранним

«Героическим веком» Греции. О начале Римского царства повествует рассказ о Ромуле и Реме, сиротах-близнецах, потомках Энея, которые были вскормлены волчицей, а завершается этот период изгнанием последнего из семи царей - Тарквиния Гордого, в 510 г. до н. э. Эти два с половиной столетия принадлежат доисторическому (то есть до начала письменной истории) времени. Ромул, основатель Рима, затем организовал похищение сабинянок, а те способствовали заселению нового города. Нума Помпилий, сабинянин, ввел календарь и официальные религиозные культы. Им основан храм Януса на Форуме, двери которого были открыты в военное время и закрыты в мирное время. Тулл Гостилий, третий царь, латинянин, разрушил до основания соседний город Альба Лонга и депортировал его население. Анк Марций создал социальную группу плебс, или «простой народ», из привозимых в Рим пленников. Сервий Туллий, шестой царь, даровал Риму его первую конституцию, предоставив плебсу независимость от патрициев, или старейших, и основал Латинский союз. Пятый и седьмой цари, Тарквиний Древний и Тарквиний Гордый были этрусками. Первый организовал общественные работы в Риме, в том числе построил громадную сточную канаву, на-

Римское летоисчисление исходило из условной даты основания Рима. За точку отсчета принимался 750 г. до н. э. Все остальные даты устанавливались относительно AUC - ab urbe condita [от основания города Рима]. Схема была изменена в I веке н. э., когда М. Теренций Варрон (636-725 аuс/ от основания Рима), «ученейший из римлян», вычислил, что Рим был основан в 753 г. до н. э. Но к тому времени римляне уже привыкли и к альтернативной системе: обозначать год не числом, а по имени правившего в тот год консула. И в официальных свидетельствах, и в обыденных разговорах они говорили о «годе [консульства] Г. Теренция Варрона и Л. Эмилия Павла» (216 г. до н. э.) или о «семи консульствах Г. Мария» (107, 104, 103, 102, 101, 100 и 86 гг. до н. э.). Для такой системы следовало основательно знать римскую историю. Но мало кто из образованных римлян не знал, что старший Варрон и Эмилий Павел командовали римской армией во время бедствия при Каннах.

Царский Рим (753-510 годы до н.э.)

Рим, который уже в Античности называли Вечным городом (Roma aeterna), был основан палевом берегу Тибра , в 25 км от устья реки, в Лации - области расселения латинских племен к югу от Этрурии. Будущая столица мира недаром известна как «город на семи холмах»: первоначально поселения располагались на Палатине, впоследствии были заселены соседние холмы Капитолий и Квиринал, несколько позже поселения появились на Целии, Авентине, Эсквилине и Виминале. В VIII в. до н.э. 30 городов Лация, древнейшими из которых были Лаврент, Ланувий и Лавиний, образовали Латинскую, или Альбанскую, федерацию (от лат. foedus - «договор») во главе с Альбой-Лонгой (культовым центром этого политического объединения являлся храм Юпитера Лациарского на Альбанской горе). По легенде, основателем Альбы-Лонги был Асканий-Юл, сын троянского героя Энея, прибывшего в Италию морем после падения Трои. Асканий- Юл 1 стал родоначальником легендарной альбанской династии Сильвиев, т.е. Лесовиков (от лат. silva - «лес»). Внуки 14-го царя Альбы-Лонги Нумитора, братья-близнецы Ромул и Рем, как гласит одно из преданий, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый город и назвали его Roma (т.е. город Ромула; само слово этрусского происхождения). Легендарная дата основания Рима - 21 апреля 753 г. до н.э. В ссоре Ромул убил брата и стал первым из семи легендарных римских царей .

С Ромулом (753-715 гг. до н.э.) литературная традиция связывает римско- сабинский синойкизм (слияние двух общин, римской и сабинской) , распределение всего населения Рима по 30 куриям, значительное расширение римских владений за счет соседей (латинов и сабинов), победу над Вейями и создание личной царской гвардии в составе 300 целеров (всадников) во главе с тремя трибунами. Кроме того, Ромулу приписывается создание сената (совета старейшин) в составе 100 «отцов» (patres , которые являлись главами родов) и учреждение почетного эскорта из ликторов, в дальнейшем сопровождавшего не только царей, по и римских должностных лиц времен Республики. В конечном счете, по-видимому, Ромул был убит «отцами», которых раздражали его тиранические замашки (по легенде, боги взяли его живым па небо).

Второй царь, сабинянин Нума Помпилий (715-673 гг. до н.э.), зять соправителя Ромула, Тита Тация, как гласит предание, в противоположность Ромулу проводил мирную политику, предпочитая войне право человеческое (jus) и божественное (fas). Он распустил отряд целеров, обожествил Ромула под именем Квирина (после этого Ромул стал богом- покровителем римской гражданской общины), провел межевание земельных участков, учредил культы и празднества в честь богов, упорядочил календарь , запретил человеческие жертвоприношения, создал ремесленные и жреческие коллегии, наконец, установил рыночные дни - нундины 1 . Преемник Нумы, воинственный Тулл Гостилий (673-641 гг. до н.э.), разрушил Альбу-Лоигу и переселил ее жителей в Рим. Подобно Ромулу, он расширил римские владения и значительно увеличил число граждан Рима . Деспотичного и грубого Гостилия постиг тот же конец, что и Ромула: он был убит (по легенде, незадачливый царь сгорел вместе со своим жилищем от удара молнии Юпитера, который разгневался на Гостилия за то, что тот неправильно к нему обратился!). Четвертый царь, Анк Марций (641- 616 гг. до н.э.), внук Нумы Помпилия, удачно воевал с латинами, сабинами, вольсками и этрусками, построил первый деревянный мост через Тибр, основал первую римскую колонию, Остию , в устье Тибра и завладел соляными варницами (так называемыми салинами) на морском побережье. Анк Марций переселил население ряда латинских городов в Рим, на Авен- тин, тем самым положив начало классу-сословию плебеев.

Следующим царем стал этрусский аристократ (лукумон) Луций Таркви- ний Древний (616-578 гг. до н.э.), основавший так называемую этрусскую династию и прославившийся своей строительной деятельностью. При нем замостили камнем и начали застраивать знаменитый римский форум, между Палатином и Авентином возвели Большой цирк , подготовили место для постройки храма Юпитера на Капитолии (грандиозный замысел был воплощен в жизнь уже внуком царя, Тарквинием Гордым), соорудили канализацию (так называемую Великую Клоаку, Cloaca Maxima) и первый водопровод. Собственно говоря, лишь с этого времени Рим стал городом. В период правления Тарквиния Древнего, разгромившего силы латинов, сабинов и этрусков , Рим стал доминировать в Лации, возглавив Латинскую федерацию. По преданию, при Тарквинии Древнем состав сената был расширен до 300 человек. После гибели Тарквиния, которого зарубили топорами наемные убийцы, подосланные сыновьями Айка Марция, воцарился Сервий Туллий (578-534 гг. до н.э.). Он успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, обнес Рим мощной оборонительной стеной , а также провел серию важных государственных реформ. По приказу Сервия был выстроен храм Дианы на Авентине, где жили плебеи (храм стал их святилищем). Сервий Туллий, подобно большинству своих предшественников, погиб насильственной смертью. Наконец, последним, седьмым, царем Рима стал зять и убийца Сервия, внук Тарквиния Древнего, Луций Тарквиний Гордый (534-510 гг. до н.э.). Он проводил активную внешнюю политику, удачно воюя с сабинами, латинами, вольсками и этрусками. В Риме же Тарквиний правил как тиран, жестоко расправляясь с неугодными ему сенаторами 1 , вследствие чего возник аристократический заговор и произошел военный переворот (510 г. до н.э.). Царь был изгнан вместе с потомством , а в Риме была установлена республика (от лат. res publica - «общее дело»).

Многие сведения литературной традиции за последние 100-150 лет оказались надежно подкреплены данными археологических раскопок. В частности, выяснилось, что в начале I тыс. до н.э. латины заселили Палатинский холм , а сабины несколько позднее - Квиринал , Виминал и Эсквилин. Остатки хижин на Палатине, сооруженных из дерева, глины и соломы, датируются VIII в. до н.э., тогда как древнейшие памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Вечного города, восходят к XIII-IX вв. до н.э.: это прежде всего фрагменты греческой керамики и погребальный инвентарь. Захоронения на Эсквилине с оружием и колесницами датируются VII-V вв. до н.э. По-видимому, в VIII в. до н.э. произошел синойкизм обособленных родовых общин: первыми объединились жители Палатина и Эсквилинского холма, а также долины Субуры. Вскоре к ним присоединились сабины с Кви- ринала, а затем этруски с Целия (Авентин был присоединен только в IV в. до н.э.). Так возник Рим, центром которого стала цитадель на Капитолийском холме со святилищем Юпитера. Обитатели древнейшего Рима жили за счет скотоводства (основная отрасль хозяйства), земледелия (играло меньшую роль) и промыслов (охота, рыболовство, добыча соли).

Изначально население древнейшего Рима делилось на три родоплеменные трибы (Тициев, Рамнов и Луцеров), 30 курий и 300 родов. Члены рода обладали коллективной собственностью на землю , имели родовое кладбище и свой культ. Численность родичей могла быть довольно значительной: например, род Клавдиев в VI в. до н.э. насчитывал до 5 тыс. лиц мужского пола (считая клиентов). Родоплеменную общину римлян возглавлял сенат (от лат. senex - «старик»), т.е. совет старейшин. Дела, которые обсуждались 300 сенаторами («отцами», patres) y для принятия окончательного решения выносились на рассмотрение народного собрания, созывавшегося но куриям - куриатных комиций. Это было собрание военнообязанных (ополчение комплектовалось по куриям ). В частности, в куриатных комициях избирался царь (гех ), который командовал войском и являлся верховным жрецом, обладая всей совокупностью военных и сакральных полномочий (imperium ) наряду с гражданской и судебной властью. Атрибуты царской власти римляне заимствовали, видимо, у этрусков: пурпурный плащ, золотая диадема, скипетр с изображением орла, трон, отделанный слоновой костью (так называемое курульное кресло). Почетный конвой царя состоял из 12 ликторов 1 - служителей, совмещавших функции телохранителей, полицейских и палачей; они торжественно шествовали впереди царя с фасциями в руках (лат. fasces - пучки прутьев с топором в середине; они символизировали власть над телом и жизнью граждан).

Члены родовой (гентильной) организации составляли римский народ квиритов, г.е. членов курий (populus Romanus). Римская гражданская община, изначально пополнявшаяся за счет переселенцев, которых распределяли по куриям, замкнулась в себе при Анке Марции, когда иссякли резервы общинного земельного фонда (общественного поля, agerpublicus). В результате произошла фиксация двух классов-сословий древнейшего Рима: привилегированных патрициев (лат. patricius - «сын знатного отца»), обладавших доступом к ager publicus и правом участвовать в куриатных комициях, и все возраставших в числе плебеев (от лат. plere - «наполнять»), которые, сохранив свои роды, стояли вне римской родовой организации (с вытекающим отсюда поражением в правах). С этого в Риме началось вековое противостояние патрициев и плебеев.

В процессе социальной дифференциации одна часть плебса богатела, а другая нищала. Многие обедневшие плебеи (как и некоторые разорившиеся граждане, а также вольноотпущенники) переходили под покровительство могущественных патрициев и становились их клиентами (лат. clientes - «зависимые люди»). Клиент был членом рода своего патрона и во всем ему подчинялся. В свою очередь патрон оказывал клиенту защиту и покровительство. Отношения патроната-клиентелы на протяжении веков считались в Риме священными и нерушимыми.

Патрицианские роды, которые возглавлялись родовыми старейшинами, делились на патриархальные семьи (familiae ) во главе с домовлады- ками. Власть домовладыки (patria potestas ) внутри семьи была абсолютной: но отношению к домочадцам pater familias обладал «правом жизни и смерти» (jus vitae ас necis ) , он имел право трижды продавать в рабство подвластного ему сына, а также безраздельно распоряжался всей семейной собственностью. В эпоху патриархального рабства в состав фамилии наряду с родичами входили не только клиенты, но и рабы, причем раб был не просто «говорящим орудием» (instrumentum vocale ), но и личностью {persona).

Последовательно проводя политику, направленную на укрепление своей личной власти, последние римские цари использовали плебс в качестве политического противовеса патрициям. Царю Сервию Туллию 1 традиция приписывает осуществление цензовой, военной и административно-территориальной реформ, которые явились важной вехой на пути римского общества от родоплеменного строя эпохи «военной демократии» к государственности. На проведение военной реформы, заключавшейся в замене куриатного ополчения центуриатным, Сервия, видимо, подвигла суровая необходимость: в условиях войны с этрусками выявилась слабость куриатного ополчения римлян но сравнению с этрусской фалангой. Стремясь усилить вооруженные силы Рима, Сервий Туллий включил плебеев в состав римской гражданской общины (недаром впоследствии его веками почитали в Риме как «народного царя») и, проведя перепись населения, поделил всех способных носить оружие мужчин на пять имущественных классов.

I класс - 80 центурий тяжелой пехоты и 18 центурий всадников, итого 98;

II - 22, III - 20, IV - 22, V - 30 центурий легкой пехоты (из них четыре центурии выставляли ремесленники и музыканты), пролетарии формировали 1 центурию 1 (всего 193). Таким образом, центуриатное ополчение, включавшее как патрициев, так и плебеев, комплектовалось вне родов и курий. В результате сервианской реформы в Риме появилась гоплитская фаланга.

Сервий Туллий ввел новый вид народного собрания - центуриатные комиции, в которых наряду с патрициями участвовали и плебеи. В цен- туриатных комициях главную роль играло имущественное положение, а не происхождение. Хотя число людей в центуриях колебалось от нескольких десятков (I класс) до нескольких сотен (центурия пролетариев), каждая центурия во время голосования имела только один голос. Поскольку представители I цензового класса располагали 98 голосами из 193, ясно, что решающее слово в центуриатных комициях оставалось за наиболее состоятельными гражданами; граждане I цензового класса голосовали первыми, поэтому если эти 98 центурий выступали консолидированно, мнение остальных не учитывалось, поскольку голосование автоматически прекращалось но достижении абсолютного большинства. Помимо имущественного ценза был установлен еще и возрастной: центурии молодежи (или юниоров, от 17 до 46 лет) несли полевую службу, тогда как центурии стариков (или сениоров, старше 46 лет) служили в гарнизонах. Наконец, Сервий Туллий провел административно-территориальную реформу, поделив всю территорию римской гражданской общины (civitas ) на 21 округ (к 241 г. до н.э. их стало 35). Эти округа назывались трибами (четыре из них были городскими, остальные - сельскими).

В результате всех этих преобразований на политическую авансцену выдвинулись центуриатные комиции, оттеснившие собрания по куриям на второй план. Цензовая и административно-территориальная реформы Сервия Туллия нанесли мощный удар по институтам родового строя . Кроме того, было положено начало постепенной интеграции плебеев в римский гражданский коллектив.

К концу царского периода завершилось формирование римского полиса, или civitas , т.е. гражданской общины с античной формой собственности. Последнюю отличал определенный дуализм: с одной стороны, отдельный гражданин являлся собственником средств производства, с другой - всему гражданскому коллективу принадлежало верховное право собственности на землю в форме контроля за ее распределением и использованием. Усиление публичной власти за счет родовых институтов обернулось появлением царского деспотизма сродни раннегреческой тирании, что привело к заговору аристократии против последнего царя и изгнанию его из Рима (510 г. до н.э.). Это был, по сути, военный переворот (активное участие в нем приняло войско) под руководством аристократов, которым помогали так называемые содалы - «друзья», составлявшие свиту своих патронов из числа знати 1 . Возможно, именно после изгнания царя число сенаторов было увеличено до 300 за счет представителей плебейской верхушки (200 патрициев-patres и 100 плебеев-conscripts т.е. «приписанных», или добавленных к списку). По преданию, изгнанного царя заменили два ежегодно переизбиравшихся магистрата - так назвываемые консулы (от лат. consulere - «совещаться»). Они унаследовали от царей некоторые атрибуты высшей власти: курульное кресло, тогу с пурпурной каймой (toga praetexta) и 12 ликторов. Первыми консулами, по легенде, стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин - родственники последнего царя. С этого времени наступает эпоха Римской республики (510-30 гг. до н.э.).

  • Род Юлиев, к которому принадлежал диктатор Гай Юлий Цезарь, считал своими прародителями Энея и Аскания-Юла.
  • Эту дату в I в. до н.э. вычислили ученый этруск Тарутий и римский антиквар МаркТеренций Варрон.
  • Традиционное число римских царей не менее условно, чем даты их правлений: ниопровергнуть, ни подтвердить эти сведения невозможно.
  • По легенде, после объединения римской и сабинской общин возникло двоевластие:в течение шести лет Ромул правил совместно с сабинским царем Титом Тацисм, убитым вовремя жертвоприношения в Лавинии - он был заколот жертвенными вертелами (!).
  • Был введен лунно-солнечный календарь (год делился на 12 месяцев и 355 дней).
  • Нундины - название последнего (девятого) дня римской недели: семь рабочих днейнаходились между двумя нундинами. Нундины были праздничным, выходным днем, когдапоселяне приходили в город для покупок, продажи своих товаров и для других дел. Со временем в Риме постепенно вошла в обычай 7-дневная неделя.
  • Есть мнение, что именно Тулл Гостилий ввел в сенат 100 «отцов» из числа альбанцев.
  • Археологические раскопки показали, что Остия возникла лишь в IV в. до н.э.
  • Большой цирк функционировал на протяжении всей истории Древнего Рима (последние игры в этом самом грандиозном римском ипподроме устроил остготский король Тотилав 549 г.). Во времена Юлия Цезаря Большой цирк вмещал до 500 тыс. зрителей.
  • С именем Тарквиния Древнего связывают первый триумф - торжественное шествиепо улицам Рима с демонстрацией захваченной добычи и жертвоприношением Юпитерув ознаменование крупной победы над внешним врагом.
  • Археологические находки свидетельствуют, что Рим был обнесен стеной лишь в IV в.до н.э. (так называемая Сервиева стена, возведенная из туфа).
  • Впрочем, не известно ни одного конкретного примера сенатора, пострадавшего от царского произвола. Видимо, «черный стереотип» в лице Тарквиния Гордого был создан в средевраждебной ему патрицианской знати, откуда впоследствии он и перекочевал на страницыримской историографии.
  • Свергнутый царь бежал в Этрурию, где нашел поддержку у Ларса Порсенны, царягорода Клузия. После провала совместного с Порсенной похода на Рим Тарквиний бежалв Кумы, где и умер в 495 г. до н.э.
  • В античной традиции бытовала версия, будто Сервий Туллий был сыном рабыни (лаг.seams - «раб»), некой знатной латинянки, попавшей в плен к римлянам. В соответствиис другой версией, Сервий Туллий в действительности являлся этрусским авантюристомМастарной, изгнанным из Этрурии и поселившимся в Риме, где он переменил имя и достигцарской власти.
  • Куриатное ополчение во времена царей насчитывало 3 тыс. пехотинцев под началом
  • военных трибунов и 300 всадников. Так сложилась основа легиона (legio, от лат. «набирать»), который в будущем стал основной тактической единицей римской армии. 3 От лат. census - «перепись». Согласно данным переписи, проведенной при СервииТуллии, в Риме насчитывалось 25 тыс. граждан, способных носить оружие (но сведениямримского историка Фабия Пиктора, жившего в III в. до н.э.). Первоначально ценз был,видимо, не денежный, а земельный. Во всяком случае, все состоятельные люди в Риме былиобязаны платить в казну tributum, или трибут - взнос на военные нужды (в соответствиис цензом, ех сети). До Сервия Туллия это была подушная подать, взимавшаяся поголовно(uiritim). Некоторые исследователи относят Сервиеву реформу к рубежу IV-III вв. до н.э.
  • Воины V цензового класса (так называемые велиты) были вооружены только пращамии камнями.
  • В реальности, по крайней мере до середины V в. до н.э., высшие должностные лицаРимской республики именовались не консулами, а преторами (от лат. praeire - «идти впереди, предводительствовать»).
  • По преданию, Тарквиния Коллатина вскоре сменил один из активных участниковпереворота 510 г. до н.э., видный патриций Публий Валерий Публикола (в будущем четырехкратный консул). Его историчность подтверждается знаменитой надписью из Сатрика(V в. до н.э.). С именем Валерия Публиколы традиция связывает закон о праве обжалованияперед народом решений магистратов (так называемое право провокации).
  • Квинт Фабий Пиктор, древнейший из известных нам римских историков (III в.). Авторнаписанных по-гречески «Анналов».
История древнего мира [Восток, Греция, Рим] Немировский Александр Аркадьевич

Царский Рим (753–510 гг. до н. э.)

Древнейший Рим был одним из городов Лация – области расселения латинских племен к югу от Этрурии. Как и другие латинские города, он возник в результате синойкизма, т. е. слияния мелких родовых поселений.

В VIII в. до н. э. 30 городов, древнейшими из которых были Лаврент, Ланувий и Лавиний, образовали Латинскую федерацию во главе с Альбой-Лонгой. Согласно преданию, основателем Альбы-Лонги был Асканий-Юл, сын троянского героя Энея, прибывшего в Италию морем после падения Трои. Внуки 14-го царя Альбы-Лонги Нумитора, братья-близнецы Ромул и Рем, по легенде, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый город и назвали его Roma (т. е. Рим). В ссоре Ромул убил брата и стал первым из семи римских царей (753–715 гг. до н. э.). С именем легендарного Ромула (его имя означает «римский») традиция связывает римско-сабинский синойкизм (слияние двух общин), распределение всего населения Рима по 30 куриям, значительное расширение римских владений за счет соседей (латинов и сабинов), победу над Вейями и создание личной царской гвардии в составе 300 целеров. В итоге Ромул был убит родовыми старейшинами, которых раздражали его тиранические замашки.

Второй царь, Нума Помпилий (715–673 гг. до н. э.), признанный исторической личностью, в противоположность Ромулу был миротворцем. Он распустил отряд целеров, обожествил Ромула под именем Квирина, учредил культы богов, создал ремесленные и жреческие коллегии, установил торговые дни – нундины. Преемник Нумы, воинственный Тулл Гостилий (673–641 гг. до н. э.), разрушил Альбу-Лонгу и переселил ее жителей в Рим. Деспотичного Гостилия постиг тот же конец, что и Ромула.

Четвертый царь, Анк Марций (641–616 гг. до н. э.), удачно воевал с латинами, сабинами и вольсками, построил первый деревянный мост через Тибр, расширил территорию Рима, основал первую римскую колонию, Остию, в устье Тибра и завладел соляными варницами (т. н. салинами). Следующим царем стал выходец из Этрурии Луций Тарквиний Древний (Priscus, 616–578 гг. до н. э.), прославившийся своей строительной деятельностью. При нем замостили камнем и начали застраивать Форум, возвели Большой цирк между холмами Палатином и Авентином, подготовили место для постройки храма Юпитера на Капитолии (грандиозный замысел был воплощен в жизнь лишь внуком царя, Тарквинием Гордым), начали возводить городские укрепления, соорудили канализацию (Cloaca Maxima). Во времена Тарквиния Древнего Рим стал доминировать в Лации. После убийства Тарквиния воцарился Сервий Туллий (578–534 гг. до н. э.). Он успешно воевал с Вейями и другими этрусскими городами, обнес Рим мощной оборонительной стеной, а также провел серию важных государственных реформ.

Наконец, последним, седьмым царем Рима стал зять и убийца Сервия – Луций Тарквиний Гордый (Superbus, 534–510 гг. до н. э.), который вел многочисленные захватнические войны и правил как тиран, за что и был изгнан из Рима вместе с потомством. После этого в Риме была установлена республика (от латинского res publica – «общее достояние»).

Многие сведения литературной традиции за последние 100–150 лет оказались надежно подкреплены данными археологических раскопок. В частности, выяснилось, что в начале I тыс. до н. э. латины заселили Палатинский холм, а сабины несколько позднее – Квиринал, Виминал и Эсквилин (остатки хижин на Палатине датируются VIII в. до н. э., тогда как древнейшие памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Вечного города, восходят к XIII–IX вв. до н. э.: это прежде всего фрагменты греческой керамики и погребальный инвентарь). В VII в. до н. э. произошел процесс слияния обособленных родовых общин: первыми объединились жители Палатина и Эсквилинского холма, а также долины Субуры. Вскоре к ним присоединились сабины с Квиринала, а затем этруски с Целия. Так возник Рим, центром которого стала крепость на Капитолийском холме с храмом Юпитера. Обитатели древнейшего Рима жили за счет скотоводства (основная отрасль хозяйства), земледелия (играло меньшую роль) и промыслов (охота, рыболовство, добыча соли).

Изначально население древнейшего Рима делилось на 3 родоплеменные трибы (Тициев, Рамнов и Луцеров), 30 курий и 300 родов. Члены рода обладали коллективной собственностью на землю, имели родовое кладбище и свой культ. Численность родичей могла быть довольно значительной: например, род Клавдиев в VI в. до н. э. насчитывал 5 тысяч лиц мужского пола (считая клиентов). Родоплеменную общину римлян возглавлял сенат (от латинского senex – «старец»), т. е. совет старейшин. Дела, которые обсуждались 300 сенаторами («отцами», patres), для принятия окончательного решения выносились на рассмотрение народного собрания, созывавшегося по куриям, – куриатных комиций. В частности, в комициях выбирался царь (rex), которому принадлежала вся полнота военной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, он являлся верховным жрецом. Атрибуты царской власти римляне заимствовали у этрусков: пурпурный плащ, золотая диадема, скипетр с орлом, трон из слоновой кости (т. н. курульное кресло). Почетный конвой царя состоял из 12 ликторов – телохранителей, обычно выступавших впереди царя с фасциями в руках (fasces – пучки прутьев с топором в середине; они символизировали власть над телом и жизнью граждан).

Члены родовой (гентильной) организации составляли римский народ квиритов (populus Romanus). Римская гражданская община, изначально пополнявшаяся за счет переселенцев, которых распределяли по куриям, замкнулась в себе при Анке Марции, когда иссякли резервы общинного земельного фонда (ager publicus). В результате произошла фиксация двух классов-сословий древнейшего Рима: привилегированных патрициев (patricius – «сын знатного отца»), обладавших доступом к ager publicus и правом участвовать в куриатных комициях, и все возраставших в числе плебеев (от латинского plere – «наполнять»), которые, сохранив свои роды, стояли вне римской родовой организации (с вытекающим отсюда поражением в правах). С этого в Риме началось вековое противостояние патрициев и плебеев.

В процессе социальной дифференциации одна часть плебса богатела, а другая нищала. Многие обедневшие плебеи (как и некоторые разорившиеся граждане, а также вольноотпущенники) переходили под покровительство могущественных патрициев и становились их клиентами (clientes – «зависимые люди»). Клиент был членом рода своего патрона и во всем ему подчинялся. В свою очередь, патрон оказывал клиенту защиту и покровительство. Отношения патроната – клиентелы на протяжении веков считались в Риме священными и нерушимыми.

Патрицианские роды, которые возглавлялись родовыми старейшинами, делились на патриархальные семьи (familiae) во главе с домовладыками. Власть домовладыки (pater familias) внутри семьи была абсолютной: по отношению к домочадцам он обладал «правом жизни и смерти» (jus vitae ac necis). В эпоху патриархального рабства в состав фамилии наряду с родичами входили не только клиенты, но и рабы.

Последовательно проводя политику, направленную на укрепление своей личной власти, последние римские цари использовали плебс в качестве политического противовеса патрициям. Царю Сервию Туллию традиция приписывает осуществление реформ, которые явились важной вехой на пути римского общества от родового строя к государству. Осуществляя военную и связанную с ней цензовую реформы, Сервий Туллий поделил все мужское население Рима (и патрициев, и плебеев) на шесть имущественных классов. Ценз I класса составлял 100 000 медных ассов (имеется в виду стоимость всего имущества), II – 75 тыс., III – 50 тыс., IV – 25 тыс., V – 11,5 тыс. ассов. Все бедняки, единственное достояние которых заключалось в их детях, составляли VI класс – пролетариев (от лат. proles – «потомство»). Каждый класс выставлял определенное количество центурий (сотен) в войско: I класс – 80 центурий тяжелой пехоты и 18 центурий всадников, итого 98; II – 22, III – 20, IV – 22, V – 30 центурий легкой пехоты, VI класс – 1 центурию, всего 193 центурии.

Сервий Туллий ввел новый вид народного собрания – центуриатные комиции с цензовым принципом голосования. В них наряду с патрициями участвовали и плебеи. Несмотря на то что число людей в центуриях колебалось от нескольких десятков (I класс) до нескольких сотен (центурия пролетариев), каждая центурия во время голосования имела только один голос. Поскольку представители I цензового класса располагали 98 голосами из 193, ясно, что решающее слово в центуриатных комициях оставалось за наиболее состоятельными гражданами. Помимо имущественного ценза, был установлен еще и возрастной: центурии молодежи (от 17 до 46 лет) несли полевую службу, тогда как центурии стариков (старше 46 лет) служили в гарнизонах. Войско состояло из 4 легионов под командованием царя. Наконец, Сервий Туллий провел административно-территориальную реформу, поделив всю территорию Римского государства на 21 округ (к 241 г. до н. э. их стало 35). Эти округа назывались трибами (4 из них были городскими, остальные – сельскими).

В результате этих преобразований на авансцену выдвинулись центуриатные комиции, оттеснившие собрания по куриям на второй план. Цензовая и административно-территориальная реформы Сервия Туллия нанесли сокрушительный удар по институтам родового строя. В итоге было положено начало постепенному включению плебеев в состав римского гражданского коллектива.

К концу царского периода завершилось формирование римского полиса, или civitas, т. е. гражданской общины с античной формой собственности. Усиление публичной власти за счет родовых институтов обернулось царским деспотизмом сродни раннегреческой тирании, что привело к заговору аристократии против последнего царя и изгнанию его из Рима (510 г. до н. э.). По преданию, тогда же царя заменили два ежегодно переизбиравшихся магистрата – т. н. консулы (consules). Они унаследовали от царей некоторые атрибуты высшей власти: курульное кресло, тогу с пурпурной каймой (toga praetexta) и 12 ликторов. Первыми консулами, по легенде, стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин. С этого времени наступает эпоха Римской республики (510–30 гг. до н. э.).

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Царский Рим Вопрос 5.1Согласно самой распространенной исторической традиции Рим был основан 21 апреля 753 года до Р.Х.Portae на латыни означает «ворота». А portare значит «нести».При чем здесь «нести» и «ворота»? Что по этому вопросу говорит римская мифология?Вопрос 5.2Ромул учредил

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Царский Рим Ответ 5.1Когда Ромул строил Рим, он провел священную борозду, которая определяла границы будущего города. В нескольких местах Ромул приподнимал плуг и нес его - такие промежутки назывались portae; здесь были устроены городские ворота.Ответ 5.2Pater значит «отец».

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора

4.3.21. Царский дом и рядом «Высокий столп» внутри Иерусалимской крепости - это Царский дворец и колокольня Ивана Великого в Кремле Согласно Острожской Библии, при дальнейшем движении мы доходим «даже до УКЛОНЕНИЯ и даже до угла» (Неемия 3). В синодальном переводе вместо

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Другой «царский мир» Фарнабаз предложил пост, освободившийся после бегства Ификрата, более молодому воину-профессионалу - сыну Конона Тимотею. Так как он недавно не стал командующим афинскими армиями из-за возвратившегося Ификрата, Тимотей с радостью принял

Из книги Нерон. Владыка Земного Ада автора Грант Майкл

Царский визит Когда началось иудейское восстание, император все еще пребывал в Риме и готовился принять царя Тиридата из Армении, во исполнение дипломатического соглашения, достигнутого Корбулоном три года назад, в соответствии с которым, хотя и будучи ставленником

Из книги 500 рецептов старого трактирщика автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Царский тайник Примерно за десять лет до 1881 года к туристам и торговцам в Луксоре, Каире и Париже стали стекаться древности из какого-то таинственного источника.Эти антикварные вещи, очевидно, исходили из какого-то тайника или из могил, не известных археологам. Когда

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Царский колодец Он - в Переславль-Залесском уезде при селении Новоселках. На пути в Ростов здесь из родника императрица Екатерина II вкушала ключевую воду, и эта вода ей понравилась. Приказано было запастись тою же водою в Ростове, потому что в Ростове нет хорошей воды.

Из книги Русские на чужбине, X–XX вв. [Неизвестные страницы истории жизни русских людей за пределами Отечества] автора Соловьев Владимир Михайлович

Царский подарок От Великих американских озер до мыса Горн пролегал в середине 1830-х годов маршрут русского путешественника Платона Чихачева. Он побывал в Канаде, США, Мексике, Эквадоре, Перу, Чили. Это потребовало от него немалой выносливости и сноровки, особенно когда ему

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Царский палец В XIX веке Новгород лишился статуса узловой транзитной станции на главных водных и сухопутных магистралях страны. Первым ударом стало строительство Вишерского канала, соединившего Волхов и Мету, минуя Новгород. Объемы грузов, перевозимых по Вышневолоцкой

Из книги Евреи, Христианство, Россия. От пророков до генсеков автора Кац Александр Семёнович

автора Носовский Глеб Владимирович

4.13. Царский сад и город Давидов внутри иерусалимской крепостной стены - это набережный Царский сад и Царский дворец в Кремле Рядом с воротами Источника крепостной стены Иерусалима Библия помещает царский сад, водоем Селах и «город Давидов». Библия говорит о том, что ТОТ

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.21. Царский дом и рядом с ним «Высокий Столп» внутри Иерусалимской крепости - это Царский дворец и Колокольня Ивана Великого в Кремле Острожская Библия дает указание, что при дальнейшем движении мы доходим «даже до УКЛОНЕНИЯ и даже до угла» (Неемия 3). В синодальном

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Царский Рим (753–510 гг. до н. э.) Древнейший Рим был одним из городов Лация – области расселения латинских племен к югу от Этрурии. Как и другие латинские города, он возник в результате синойкизма, т. е. слияния мелких родовых поселений.В VIII в. до н. э. 30 городов, древнейшими

Из книги Полное собрание сочинений. Том 9. Июль 1904 - март 1905 автора Ленин Владимир Ильич

Царский мир Заграничные газеты сообщили, что на последних совещаниях в Царском Селе (после победы 9-го января) при царе или без него оживленно обсуждался вопрос о желательности мира с Японией. В принципе теперь все окружающие обожаемого монарха стоят уже за мир. Число