Дети с овз требования фгос. Управление образования администрации города невинномысска

Уважаемые родители!

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ,

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3 февраля 2015 г. приказы прошли государственную регистрацию в Минюсте России.

Основные цели введения стандартов:

· введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;

· оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;

· развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».

Основополагающие документы и методические рекомендации по введению ФГОС ОВЗ:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы согласно ФГОС ОВЗ (проекты, в редакции от 03.04.2015)

Примерные одобренные адаптированные основные общеобразовательные программы согласно ФГОС ОВЗ (от 22.12.2015)

Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена)

Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.03.2016 № ВК-452-01 «О введении ФГОС ОВЗ»

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Краткий обзор работы дошкольного учреждения с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с федеральными образовательными государственными стандартами, работа психолого-медико-педагогического консилиума учреждения, методы и принципы коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФГОС дошкольного образования

– детям с ограниченными возможностями здоровья»

Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас функционируют три специализированные группы для детей с нарушением зрения. Основной контингент составляют дети с амблиопией и косоглазием, близоруким и дальнозорким астигматизмом. Есть опыт работы со слабовидящими и слепыми детьми. Характерная особенность детей со зрительной неполноценностью – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребенку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  1. обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
  2. освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется организацией самостоятельно».

Изучив Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, опираясь на теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения Л.Н. Плаксиной, на концепцию сопровождения Е.И. Козаковой, нашим педагогическим коллективом выработана адаптированная система медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями к условиям нашего дошкольного учреждения.

Функционирование системы включает ряд этапов.

1этап . Сбор сведений о ребенке.

Для того чтобы составить «Рабочую программу ребенка с особыми образовательными потребностями» необходимо его комплексное обследование, которое дает возможность получить данные о характере и динамике нарушений зрительных функций, психофизического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья, социального благополучия, уровня знаний, умений и навыков. Это обследование проводят врач офтальмолог, педагог психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель рисования, воспитатель группы. Результаты обследования фиксируются в разработанных педагогами картах обследования.

2этап. Анализ полученной информации о ребенке.

Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».

3этап. Определение образовательного маршрута.

На медико-психолого-педагогическом консилиуме каждый специалист докладывает о результатах обследования. В процессе обсуждения определяется образовательный маршрут, подразделяющийся на три вида:

1 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ на общеобразовательных и коррекционных занятиях.

2 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ, на общеобразовательных, коррекционных занятиях, в индивидуальной работе.

3 вида: построение коррекционно-образовательного процесса по индивидуальной программе развития индивидуально с ребенком.

На мини совете составляется проект индивидуальной коррекционной программы на ребенка, который обсуждается на медико-психолого-педагогическом консилиуме.

Индивидуальная коррекционная программа содержит следующие разделы:

1.Пояснительная записка, в которой раскрываются: цели работы по построению образовательного маршрута, направления работы с ребенком с особыми образовательными потребностями, задачи работы с ребенком, указывается программа, по которой ведется работа с ребенком.

2.Планирование работы с ребенком с особыми образовательными потребностями по направлениям. Указывается педагог, который проводит работу с ребенком.

3.Планируемые результаты работы с ребенком с особыми образовательными потребностями.

4.Мониторинг. Карты обследования каждого специалиста выносятся в приложение к программе.

4 этап . Реализация рабочей программы.

В коррекционно-педагогическую и лечебно-восстановительную работу привлекаются и родители. До них доводятся сведения о результатах комплексного обследования, план развития ребенка, педагоги дают рекомендации с целью преемственности в воспитании и обучении ребенка в ДОУ и семье.

5этап. Анализ реализации образовательного маршрута.

На МППК педагоги, работающие с ребенком с особыми образовательными потребностями, обсуждают результаты коррекционной работы с ребенком и определяют дальнейшее развитие ребенка.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка наблюдаются свои трудности в обучении, и в их решении требуется индивидуально-дифференцированный подход.

Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов, медицинских работников.

В нашем детском саду организована специальная развивающая среда, и в процесс воспитания включены современные инновационные образовательные технологии, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования.

В группах ДОУ и кабинетах специалистов в развивающие зоны включены игры и пособия по системе В.Воскобовича, которые помогают развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, математические представления.

Развивать процесс познания и формировать когнетивные способности детей педагогам помогают приобретенные и созданные своими руками пособия по инновационной системе ТРИЗ.

Несколько лет наш детский сад сотрудничает с Региональным Благотворительным Общественным фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», в лице господина Дегена Александра Герасимовича. Это книги с оригинальной техникой исполнения доставляют не только эстетическое удовольствие, но и способствуют развитию познавательного интереса, тактильных ощущений, слухового восприятия детей с ОВЗ.


Уважаемые родители!

С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ,

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные цели введения стандартов:

Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем;

Оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучатся в условиях массовой школы;

Развитие жизненного опыта, выделение взаимодополняющих компонентов: «академический» и «жизненной компетенции».

Основополагающие документы и методические рекомендации по введению ФГОС ОВЗ:


В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Пересмотр традиционных образовательных практик, обусловленный введением Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., базируется на идее повсеместной организации инклюзивного обучения - обеспечения конституционного права на образование для всех категорий детей, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), посредством создания специальных условий. Положения предусматривают требования к ряду организационных компонентов:

  • структуре и объему адаптированных программных разработок;
  • кадровым, материально-техническим, правовым, финансовым условиям воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями;
  • результатам освоения воспитанниками с ОВЗ содержания адаптированных основных образовательных программ (АООП ДО).

Дети с ОВЗ в ДОУ: трактовка ФГОС

Утверждение базовых нормативно-правовых документов, закрепивших значимость инклюзии в образовании, привело к появлению нового законодательного понятия - «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»; понятия, которое не является равнозначным терминам «ребенок-инвалид» или «ребенок с инвалидностью». Дети с ОВЗ в ДОУ по ФГОС - несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду и подтверждены заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

К числу детей с ОВЗ могут быть отнесены следующие категории дошкольников:

  1. С нарушениями слуха (слабослышащие, глухие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные), нуждающиеся в сурдопедагогическом сопровождении.
  2. С дефектами зрения (слабовидящие, слепые).
  3. С задержкой психического развития - нарушением сроков формирования интеллекта, эмоционально-волевых качеств (низкая концентрация, рассеянность внимания, непонимание природы причинно-следственных связей, неспособность к ориентации в пространстве, неспособность к классификации, обобщению, анализу простейших данных).
  4. С тяжелыми нарушениями речи (моторной и сенсорной алалией, тяжелой степенью ринолалии, заикания, дизартрии, афазии).
  5. С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата врожденного и приобретенного генеза.
  6. С патологиями аутистического характера (синдромом Каннера, дезинтегративным расстройством, синдромом Аспергера, неспецифическим первазивным нарушением возрастного развития).
  7. Со сложными комплексными (множественными) дефектами развития. С тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

Показатель состояния здоровья детей возрастом от 0 до 18 лет определяют специалисты ПМПК посредством проведения специальных процедур тестирования, а также изучения медицинских заключений, выданных профильными врачами. Родителям (законным представителям) на руки выдается заключение установленного образца, в котором раскрывается уровень сформированности у ребенка основных интеллектуальных функций (восприятия, памяти, мышления, речи) и даются рекомендации по созданию условий, необходимых для организации эффектного учебно-воспитательного процесса с учетом имеющихся недостатков развития. При этом ФГОС ДО (полное название Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) и другие законодательные документы рассматривают передачу заключения ПМПК в детский сад и другие образовательные организации как добровольное решение родителей.

В противовес вышесказанному следует отметить, что статус инвалида присваивает Бюро медико-социальной экспертизы на основании оценки наличия стойкого расстройства основных функций организма, возникшего вследствие врожденных патологий, хронических заболеваний или травматизма. Получение дошкольником статуса инвалида не всегда требует организации специальных образовательных условий в ДОУ: так, дети, страдающие от хронических сердечно-сосудистых патологий, сахарного диабета, почечной или печеночной недостаточности, способны освоить образовательный минимум при условии строгого контроля состояния со стороны воспитателя и старшей медицинской сестры. Вместе с тем некоторые воспитанники могут иметь статус инвалида и пребывать на учете ПМПК - к их числу относятся малыши с множественными дефектами развития, слепые, глухие, способные передвигаться только в инвалидных колясках.

ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ: основные положения

В рамках обеспечения равных возможностей для получения качественного образования всеми гражданами РФ независимо от пола, национальности, социального статуса и других индивидуальных факторов при разработке Стандарта, основанного на идее системно-деятельностного подхода в обучении и сохранения преемственности программного содержания, были максимально учтены образовательные потребности всех категорий дошкольников. Утвержденный ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ предусматривает не оценивание, а создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации.

Таким образом, к списку задач дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ согласно ФГОС ДОО относится:

  1. Создание специальных условий для всестороннего развития личности по ключевым направлениям - интеллектуальному, физическому, социально-коммуникативному, нравственно-эстетическому, творческому - с учетом индивидуальных психофизических показателей.
  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, формирование эмоционально-нравственного благополучия, приобщение к общегражданской и общемировой системе гуманистических ценностей.
  3. Обеспечение предпосылок для закрепления основ учебной деятельности, расширение мировоззренческих знаний и практических умений.
  4. Развитие природного творческого потенциала каждого воспитанника независимо от уровня психоэмоционального развития.
  5. Создание вариативности дошкольного образования за счет использования различных форм педагогической деятельности и проектирования АООП ДО.

Ввиду утверждения ФГОС ДО для детей с ОВЗ дошкольного возраста возрастают требования к типовой дошкольной образовательной организации по ряду направлений - в связи с необходимостью проектирования доступной среды (как следствие - поиска материального обеспечения для осуществления преобразований), обеспечения последовательного повышения квалификации воспитателей и формирования собственной методологической базы, проектирования АООП ДО и привлечения к сотрудничеству профильных специалистов - дефектологов, логопедов, психологов. Таким образом, реализация требований Стандарта по вопросам организации в детских садах системы инклюзивного образования требует комплексного всестороннего подхода и поиска практических возможностей для разрешения проблемных моментов, которые уже были отмечены методистами, руководителями ДОУ, воспитателями и представителями семей.

Какие условия необходимо создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО?

Согласно актуальным законодательным нормам, для обучения детей с ОВЗ согласно ФГОС ДОО дошкольная образовательная организация обязана обеспечить создание специальных условий с учетом актуального психофизического состояния воспитанников (в частности, гарантировать доступность предметно-развивающей среды в группах), а также последовательно разрабатывать и реализовывать АООП ДО.

К числу специальных образовательных условий, которые должны быть созданы в детском саду согласно требованиям Стандарта при условии предоставления представителями семьи заключения ПМПК (актуально для дошкольников с ОВЗ) или индивидуальной реабилитационной программы (для воспитанников с инвалидностью), следует отнести:

  1. Разработку специальных программ дошкольного образования, методов, приемов и форм педагогической работы, способствующих всестороннему последовательному развитию дошкольника с особыми образовательными потребностями, сохранению и укреплению его психофизического здоровья.
  2. Создание и использование целевых дидактических материалов, учебных пособий.
  3. Применение специальных средств обучения и воспитания, соответствующих физиологическим возможностям ребенка с ОВЗ (например, использование специальных карточек со знаковым обозначением букв шрифтом Брайля для слабовидящих или слепых детей).
  4. Привлечение к оказанию помощи нуждающемуся дошкольнику ассистента для оказания технических услуг.
  5. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий под руководством логопеда, дефектолога, психолога.
  6. Проектирование и создание безопасной и доступной среды, в границах которой все воспитанники имеют равный доступ к территориальным объектам, помещениям, учебным пособиям, игрушкам.
  7. Сокращение количества дошкольников в группах с целью равномерного распределения педагогической нагрузки и максимальной индивидуализации воспитания.

С целью реализации положений ФГОС в ДОУ для детей с ОВЗ руководитель дошкольной образовательной организации вправе задействовать средства, полученные для выполнения государственного задания, обеспечения основной деятельности (если это предусмотрено бюджетной сметой) или целевые дотации, осваиваемые в рамках госпрограммы «Доступная среда».

Разработка и реализация АООП ДО для детей с ОВЗ с учетом ФГОС дошкольного образования

Положения ФГОС дошкольного образования закрепляет требования к структуре и содержанию программ , регламентирующих порядок реализации учебно-воспитательного комплекса, в том числе и для детей с ОВЗ . Специфика АООП ДО прослеживается, начиная с общих подходов к ее разработке, которая выполняется поэтапно.

Этапы разработки АООП ДО согласно ФГОС

Наименование этапов Содержание
Нормативный На основании данных мониторинга, определяющих необходимость разработки АООП с целью выполнения нормативных требований, издается приказ заведующей детского сада о необходимости создания рабочей группы, ответственной за проектирование адаптированной программной разработки с учетом возрастных потребностей дошкольников, чьи родители подали заключения ПМПК. Облегчить организационную работу по данному направлению можно при условии закрепления локальным актом порядка разработки АООП ДО. Также на данном этапе важно определить количество необходимых программных разработок.
Проектировочный Разработка конкретной, реалистичной цели и актуальных задач АООП ДО с учетом индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ в ДОУ согласно ФГОС , содержания программы и методов ее реализации с последующим утверждением разработки на педсовете.
Практический Реализация утвержденной программной разработки с обязательным привлечение узкопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, сурдопедагога, психолога.
Рефлексивный Проводится оценка эффективности программы посредством фиксации достижений ребенка по ключевым параметрам психофизического развития.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе примерной основной программы и включает следующие разделы:

  1. Целевой, состоящий из пояснительной записки (содержит психолого-педагогическую характеристику особенностей психофизиологического развития дошкольника с ОВЗ, определение приоритетных целей и задач) и системы планирующих результатов освоения программного содержания, которые следует представить в виде целевых ориентиров по основным направлениям развития, в том числе и в вопросах осуществления коррекционной работы.
  2. Содержательный, определяющий содержание педагогической работы по пяти образовательным областям и коррекционной деятельности, проводимой с детьми с ОВЗ согласно ФГОС дошкольного образования , а также описание условий организации учебно-воспитательного процесса, порядка психолого-педагогического сопровождения, необходимое материально-техническое обеспечение и показатели его наличия.
  3. Организационный, в котором представлено описание специфики вышеперечисленных условий с учетом психофизических возможностей дошкольников с особыми образовательными потребностями.

На основании разработанной АООП ДО всеми специалистами детского сада - воспитателями, педагогом-дефектологом, педагогом-логопедом, детским психологом - разрабатывается рабочая программа, а также документы календарно-тематического планирования, которые могут при необходимости корректироваться и дополняться.

Особенности реализации ФГОС для детей с ОВЗ в ДОУ: подготовка воспитателей и методических материалов

В связи с организацией инклюзивного образования согласно ФГОС для дошкольников с ОВЗ возрастают требования к работе педагогов детского сада с семьями, испытывающими трудности взаимодействия с малышом, имеющим особые познавательные потребности. Помимо прочего, Стандарт направлен на обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей и повышения их компетенции в вопросах развития и воспитания, сохранения и укрепления здоровья деток с разными нарушениями развития. Педагоги ДОУ должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомит родителей с особенностями взаимодействия с их особенным малышом, оказывать посильную педагогическую поддержку, способствующую, в том числе, и успешному освоению программного материала.

В свете этого важно отметить, что на данный момент методическая база, на которую воспитатели ДОУ могут опереться при разработке АООП, при подборе методов, форм и особенностей педагогической работы с детками, имеющими особые образовательные потребности, а также членами их семей, остается несформированной, что усложняет процесс инклюзии и внедрения принципов ФГОС ДО. Система мониторинга достижений детей с ОВЗ в ДОУ по ФГОС также основана исключительно на личных разработках отдельных специалистов, что обуславливает необходимость дальнейшей методической работы по данному направлению. Еще одна актуальная проблема системы - необходимость оперативного повышения квалификации воспитателей, которую можно разрешить исключительно посредством осуществления комплексной работы по самообразованию.

Несмотря на озвученные проблемы, внедрение системы инклюзивного образования в детском саду внедряется в несколько этапов:

  1. Сбор сведений о ребенке. Проводится посредством фиксации опорных данных в картах обследования, с привлечением психолога, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. Полученные данные используются при разработке рабочей программы для дошкольника (или группы дошкольников) с особыми образовательными потребностями.
  2. Анализ полученной информации о ребенке с целью выявления вероятных затруднений и путей их преодоления.
  3. Определение коррекционно-образовательного маршрута. В ходе заседания ПМПК определяется возможность обеспечения оптимальных условий для развития ребенка с ОВЗ в ДОУ по ФГОС - во время общеобразовательных и коррекционных занятий, в индивидуальной работе. При необходимости составляет индивидуальная коррекционная программа, структурно состоящая из пояснительной записки, плана работы с дошкольником по различным образовательным направлениям и системы мониторинга достижений.
  4. Реализация рабочей программы, к которой следует привлечь всех участников коррекционно-образовательного процесса, а также медиков.

Коррекция и компенсация психоречевых недостатков у дошкольников с ОВЗ согласно ФГОС ДО обеспечивается объединением усилий педагогов разного профиля - специалистов, каждый из которых отвечает за отдельные показатели возрастного развития:

  1. Ответственные воспитатели организуют коррекционно-образовательную деятельность в ходе организации различных видов деткой активности, в режимных моментах с применением игровых, сюжетных и интегрированных форм педагогической работы, а также поощряют самостоятельность детей с ОВЗ при выборе игр познавательно-речевой и общеразвивающей направленности.
  2. Педагог-логопед, дефектолог проводит коррекционную работу по преодолению речевых недостатков и общеразвивающую образовательно-коррекционную деятельность в ходе режимных моментов, используя комплексный подход к решению возникающих педагогических проблем, в т.ч. и за счет применения традиционных и нетрадиционных методов взаимодействия с дошкольниками.
  3. Музыкальный руководитель организует выполнение упражнений на развитие слухового восприятия, двигательной памяти, обучает основам логоритмики.
  4. Инструктор по физической культуре, опираясь на данные актуальных медицинских обследований, организует игры на развитие общей и мелкой моторики, формирование правильного дыхания, укрепление мышечного каркаса, формирование адекватной пространственной ориентации.

ФГОС дошкольного образования , разработанные и для детей с ОВЗ , предусматривает тесное сотрудничество воспитателей с семьями воспитанников с применением различных методов работы - посредством последовательного информирования родителей о ходе коррекционно-образовательного процесса (проведение Дней открытых дверей, выставок детского творчества, конкурсных программ, праздников, концертов, распространение информационных буклетов), организации «Школы родителей», для слушателей которой могут организоваться лекции с привлечением узкопрофильных специалистов, педагога-психолога, логопеда ДОУ, в ходе осуществления совместной деятельности (выполнение проектов, исследований, подготовка к праздникам). Огромное значение для достижения положительной динамики дошкольников с ОВЗ имеет мотивационная заинтересованность родителей, посещение ими консультаций, совместное выполнение коррекционно-развивающих упражнений.

В завершение хочется отметить, что реализация инклюзивного дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволяет скомпенсировать имеющиеся у малышей недостатки психофизического развития и открывает для детей с особыми образовательными потребностями безграничные возможности для успешной социализации и личностного развития, и, что немаловажно, отличные условия для уверенного перехода на следующую ступень обучения.

При инклюзивном обучении в процесс получения знаний вовлечены все дети, независимо от их психических, интеллектуальных и физических особенностей. Такие дети имеют возможность посещать по месту жительства общеобразовательные школы вместе со своими здоровыми сверстниками. При этом, учитывая их особые потребности в образовании, им оказывается специальная поддержка. Все участники процесса придерживаются равного отношения ко всем детям, поэтому исключается любая дискриминация, но с обязательным обеспечением особых условий для детей с ОВЗ.

Предназначение ФГОС для детей с ОВЗ

Введение детей с ОВЗ в сообщество - главная задача системы коррекционной помощи. Программно-методическое пособие, сопровождающее внедрение инклюзивного обучения в общеобразовательные организации призвано решать вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей, которые имеют иные, особые потребности совместно с обычными. Во ФГОСе общего образования сделана пометка в программе коррекционной работы: она разрабатывается при наличии в учебной организации детей с ОВЗ.

Таким образом, ФГОС ОВЗ с исправлениями последняя версия 2016 направлена, прежде всего, на коррекцию отрицательных моментов в психологическом или физическом развитии детей и указывает на пути решения проблем в освоении основной учебной программы. В ней содержатся рекомендации для оказания помощи и поддержки детей данной категории.

Предназначение программы:

  • Выявить и удовлетворить все потребности учеников с ОВЗ при усваивании ими ООП.
  • Интегрировать их в образовательный процесс.
  • Реализовать комплексное и индивидуально-ориентированное психолого-педагогическое сопровождение обучения, учитывая состояние здоровья детей с ОВЗ.
  • Создать специальные условия воспитания и развития.
  • Создать благоприятные условия общения и учебной деятельности.

Трудности при внедрении инклюзивного образования, описанные в стандарте ФГОС ОВЗ

В нашем обществе абсолютное большинство по-прежнему воспринимает людей с ОВЗ как нечто нестандартное, инородное, и дети с ОВЗ часто признаются как необучаемые. Руководство школ и преподаватели недостаточно осведомлены о проблемах таких детей и не подготовлены к их включению в процесс освоения знаний в обычных классах. Родители не знают и не отстаивают права своих детей-инвалидов, обозначенные во ФГОС для детей с ОВЗ 2016, скачать изучить которые можно на специальных сайтах.

Ведь инклюзивное обучение - это не только физическое присутствие детей с ОВЗ на занятиях с другими детьми, но и изменение самой школы, изменение отношений между преподавателями и учениками, участвующими в образовательном процессе. Должно быть налажено тесное сотрудничество между родителями и преподавателями, вовлечение родителей в процесс обучения.

Стандарт ФГОС для детей с ОВЗ

В Федеральном законе (п. 6, ст. 11) обеспечиваются права на получение в обязательном порядке образования детей с ОВЗ и в специальные образовательные стандарты включены требования к процессу обучения.

Предложены такие варианты образовательных программ:

  1. Программа предполагается для детей с диагностированными нарушениями слуха, зрения и без нарушений в работе интеллекта, которые полностью включены в образовательный поток. Основная образовательная программа учащимися с ОВЗ осваивается в рамках коррекционной работы (инклюзия). Возможен индивидуальный учебный план.
  2. Программа предназначена для детей с задержкой в психическом развитии, нарушениями зрения, слуха, или с нарушениями речи разной степени тяжести. Дети с ОВЗ получают образование совместно со здоровыми сверстниками. Осуществляется процесс в иные календарные сроки, определённые стандартом ФГОС для детей с ОВЗ в 2016 г. Обучение может проходить также в отдельных классах или организациях.
  3. Программа предназначена для детей, у которых диагностирована умственная отсталость. Образование, получаемое такими детьми, не сопоставимо с образованием сверстников. Рекомендуется создание нескольких учебных планов и индивидуализация положений программы.
  4. Программа предназначена для детей с ОВЗ, у которых имеются сложные или многочисленные отклонения в развитии. Обучение происходит по адаптированной программе, в основу которой положен индивидуальный учебный план.

В процессе обучения по стандарту ФГОС ОВЗ должны быть использованы специальные образовательные программы, специальные учебные программы, специальные учебные и дидактические пособия. Должны быть соблюдены допустимые уровни нагрузок, которые определяются с помощью медицинских работников.

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.