Экономическая культура — Гипермаркет знаний. Сущность и функции

Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления.

Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следующие основные элементы:

1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера;

2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;

3) социально-психологический климат в производственном коллективе;

4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государственные расходы или уровень налогообложения, но и такое трудноизмеримое понятие как экономическая культура. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.

Ценности – это принятые неосознанно понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом культуры. На их основе складываются социальные нормы – распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества. Проявляются ценности и нормы через предпочтения – приоритеты социальных благ. Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно.

Потребности - нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты потребностей групп населения различны, причём различия коренятся не только в сегодняшней или но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп.

Ценности, нормы и потребности проявляются также в мотивации поведения . Это стандартизованные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также ценностям и нормам, которые они разделяют. Использование человеком сложившегося «словаря мотивов» свидетельствует об идентификации личности со сложившейся системой ценностей.

Ещё одна форма проявления культуры – общественный престиж отдельных ролевых позиций, занятий, способов поведения. «Иерархии престижа» складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей. Все эти элементы культуры усваиваются индивидами и определяют их активность во всех сферах общественной жизни, включая экономику. А поскольку экономическая деятельность состоит из действий субъектов экономики, то культура оказывается регулятором не только этих действий, но и собственно экономики.

Таким образом, экономической культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей и социальных групп и выполняющих функцию социальной памяти экономического развития.

Так, составной частью экономической культуры России в целом является корпоративная культура Министерства путей сообщения, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», других крупнейших компаний. Не меньшее влияние на изменение экономической культуры оказывают и средства массовой информации, прежде всего телевидение. Использоваться при этом может как специальный подбор новостей, фильмов, так и прямая социальная реклама. Причём у телевидения уже есть соответствующий опыт. При помощи телевидения в стране внедрялись и внедряются идеи активного участия в выборах, необходимости платить налоги и предохраняться от СПИДа, не пользоваться наркотиками.

Ведущую роль в регулировании экономической культуры должно играть государство. Именно оно должно определить основные приоритеты в экономической культуре, первоочередные задачи и используемые методы. Государство в состоянии без значительных затрат воздействовать на экономическую культуру как непосредственно, так и посредством вышеописанных субъектов.

Государство может направлять деятельность остальных субъектов регулирования экономической культуры. Государство владеет контрольным пакетом акций «Газпрома» и «ЕЭС», Министерство путей сообщения вообще является одним из органов государства. Также государство является собственником телеканалов «Культура», «Российское телевидение» и т. д.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что экономическая культура является одним из регуляторов экономики и что государство может его использовать. Более того, если государство действительно хочет добиться успеха в осуществлении реформ, оно должно использовать этот регулятор.

Открытый урок по обществознанию в 10 классе.

Подготовлен учителем по обществознанию Дровниковой Т.Е.

Урок: Формирование основ правовой культуры на уроках обществознания 10 классов.

Экономическая культура.

Ход урока:

I. Оргмомент.

1. Приветствие (начало общения учителя и учеников).

2. Определение отсутствующих (учитель формирует свою позицию к факту отсутствия ученика).

3. Проверка готовности к уроку.

4. Организация внимания учеников.

5. Подготовка оборудования.

II. Проверка домашнего задания п. "Роль экономики в жизни общества".

1. Индивидуальный опрос (п. 12), задания + вопросы стр. 135,136.

2. Тестирование для всего класса (7-10 минут).

III. Сообщение темы изучения нового материала: "Экономическая культура".(Презентация - включить).

План.

1. Экономическая культура;

2. Сущность и структура экономической культуры;

3. Экономические отношения и интересы;

4. Экономическая свобода и социальная ответственность;

5. Рыночная экономика;

6. Связь экономической культуры и деятельности;

7. Взаимосвязь экономики и права;

8. Отражение экономики в Коституции Российской Федерации. Ознакомление и изучение статей Налогового, уголовного кодексов, тесно связанных с экономикой.

1. Экономическая культура.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Рассмотрим такое понятие как ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Экономическая культура общества

Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности;

Уровень и качество экономических знаний; оценок и действий человека;

Экономическая культура личности

Сознание;

Практическая деятельность.

2. Сущность и структура экономической культуры.

Элементы экономической культуры.

1. Экономические знания - совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влияние экономической жизни на развитие общества.

2. Экономическое мышление - познание сущности экономических явлений и процессов, оперирование усвоенными понятиями, анализ экономических ситуаций.

3. Экономическая направленность - потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере (подразделяется на два вида социальная установка и социально значимые ценности).

3. Экономические отношения и интересы.

Отношения между людьми, возникающие по поводу обмена продуктами, результатами труда или оказания услуг, осуществляемые на основе сравнительной оценки их относительной ценности.

1. Получение прибыли 2. Удовлетворение потребностей 3. Самоутверждение

4.Экономическая свобода и социальная ответственность.

Экономическая свобода - право на самостоятельный выбор профиля, структуры и объёма производства, условий реализации, цен на продукцию, достигается компромиссными соглашениями с другими участниками рынка.

Социальная ответственность

1. Стремление к максимальной прибыли и эгоистичная защита частных интересов.

Нравственный долг - это прекращение Правовая норма - общеобязательное

требований общественной морали правило поведения, регулирующие

в личный императив конкретного лица общественные отношения, закреплённое

и добровольное его выполнение. в праве и обеспеченное государством.

Особое социальное и морально-правовое

отношение личности к обществу в целом

и к другим людям.

5. Рыночная экономика.

НЕДОСТАТКИ:

Конкуренция ведёт к появлению монополий;

Нестабильность экономики: инфляция, экономический

спад, безработица;

Не равномерное распределение доходов;

Незаинтересованность в охране окружающей среды.

ДОСТОИНСТВА:

Рынок быстро реагирует на изменение спроса со

стороны потребителей;

Невозможен дефицит;

Свобода производителей и потребителей;

Высокие адаптационные возможности.

6. Связь экономической культуры и деятельности.

Уровень экономической культуры

- Успешность выполнения социальных ролей.

- Результативность экономической деятельности

Переход к новому способу производства - Высокая нравственность, высокий

уровень культуры.

Современный труд - Самодисциплина, самоконтроль.

Ребята, ещё одна цель, которую мы преследуем на наших уроках - это формирование основ правовой культуры, гражданско-правовое воспитание. Сейчас мы углубим наши знания, попробуем соотнести такое понятие как экономика с понятием право .

1. Экономика и право. (Сообщение ученика).

На протяжении нашей жизни мы встречаем большое количество прав, а самое главное, что некоторые из них отражены в высшем нормативно-правовом акте Российской Федерации Конституции.

Подробнее о Конституции Российской Федерации и экономических правах, изложенных в ней.

2. Экономика и Конституция Российской Федерации.(Сообщение ученика).

Ребята! А как вы думаете, в каких источниках мы можем встретить статьи с экономическим содержанием?

Налоговый кодекс.

Уголовный кодекс.

Правильно! А сейчас мы охарактеризуем, каждый из этих источников.

3. Экономика и уголовный кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).

4. Экономика и налоговый кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).

Домашнее задание Параграф 13 (пересказ), стр. 149 работа с документом, вопросы и задания к нему, 1,2 письменно в тетрадь стр. 150.

"Свобода экономическая не может быть свободной от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора".

Ф. Хайек австрийский экономист и философ.

Экономическая культура – это совокупность соц.-экономич. норм и ценностей, которые регулируют экономич. поведение.

Осн. особенности экономич. культуры :

1) включает те ценности, потребности, предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее важное (положительное или отрицательное) влияние.

2) каналы, через которые регулируется взаимодействие экономич. сознания и экономич. мышления.

3) ориентация на управление экономич. поведением людей.

Структура экономич. культуры выделяе т :

1. Соц. экономич. нормы (правила поведения в экономике) формальные и неформальные правила, регламентирующие экономич. деятельность. Могут возникать как модели массового поведения и как модели установления законов государства.

2. Соц. экономич. ценности :

1 ур. ценности микроуровня – все, что ценно для человека в быту, в повседневной жизни (жилье, одежда, продукты)

2 ур. ценности организационного уровн я – все, что человеку нужно для работы (отношения в коллективе, с начальством)

3 ур. ценности макроуровня (для страны)

3. Соц. экономич. знания – состоят из экономич. сознания (теоритич. научные знания) и экономич. мышления (практические знания, полученные в результате хозяйственной и экономич. деятельности).

4. Хозяйственные идеологии – упорядоченный взгляд на то, как обществу следует организовывать хозяйственную жизнь

Функции экономич. культуры

1) Трансляционная –происходит передача норм и ценностей от одного поколения другому.

2) Селекционная – связанна с отбором ценностей и норм, адекватных в современных условиях

3) Инновационная –проявляется через внедрение новых норм и ценностей. 1 путь – заимствованный, 2-ой путь – собственное изобретение.

4) Социализирующая – процесс накопления и воспроизводства.

Осн. черты рыночной экономич. культуры:

Высокая степень рациональности

Высокая степень инновационности

Высокая степень правопослушности

Исполнительская дисциплина

Политическая нейтральность

Т. о. экономич. культура представляет собой соц. механизм, характерными чертами которого являются глобальность проявления и функциональная универсальность. Сфера действия этого механизма - от системы норм, правил и образцов поведения индивидуального хозяйствующего субъекта (на микроуровне) до сферы взаимодействия коллективных и даже массовых субъектов (социально-профессиональных групп, страт, классов, обществ) в процессе общественного производства (на макроуровне).

14. Экономическое поведение предпринимателей

Экономич. поведение – это поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором максимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.

Предпринимательство – это инновационная модификация экономического поведения, ориентированная на остаточный доход, недоступный другим стандартно действующим агентам рыночного процесса.

Инновационный эффект предпринимательского поведения складывается, как минимум, из 3-х составляющих :

1. Уникальных личностных качеств и способностей отдельных индивидов;

2. Рыночной среды, насыщенной огромным разнообразием потенциальных и реальных комбинаций, являющихся многоальтернативным полем предпринимательского выбора;

3. Предпринимательской культуры, включающей в себя определенный набор инструментальных и терминальных ценностей, стандартов и образцов поведения.

Функции предпринимательского поведения:

Перманентный поиск редких экономических ресурсов;

Изобретение новых экономических ресурсов;

Накопление и концентрация редких ресурсов в собственности отдельных агентов рыночного процесса с целью их последующего запуска в предпринимательский оборот;

Защита конфиденциальной информации и других экономических преимуществ от посягательства конкурентов;

Обеспечение стабильности и выживания предпринимательских ячеек и структур;

Передача предпринимательской культуры;

Оперативный поиск информации с целью выбора тех секторов рынка, где наиболее вероятен успех производства.

В системе предпринимательской деятельности имеет место спектр разделения труда, где формируются узкопрофессиональные программы (модели) предпринимательского поведения: 1)инвестиционная (организация и внедрение венчурных инвестиционных проектов); 2)посредническая (интеграция экономических интересов различных агентов рыночного процесса); 3)коммерческая (создание новых нестандартных каналов обмена различных благ, услуг, информации); 4) и т.д.

Характерные черты экономического поведения предпринимателя можно представить через определенную модель, которая выражает основные самые типичные закономерности и тенденции предпринимательского поведения.

Экономическое поведение предпринимателя характеризуется:

Энергичностью и инициативностью, которые опираются на правовые гарантии экономической свободы, свободный выбор вида, форм и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления;

Компетентностью и умом; предпринимательская деятельность дает возможность наиполной мерой реализовать творческий потенциал человека, она способна к принятию нестандартных решений, правильно оценивает ситуацию при значительном отсутствии информации;

Умением подбирать себе «команду» и руководить ею, направлять и организовывать эффективную работу своих коллег, давать им возможность обеспечить своим трудом собственную независимость; предприниматель подчиняет своих товарищей высокой деловитостью и динамизмом;

Умением рисковать; самостоятельно принимая решение, предприниматель материально отвечает за их последствия; во всех своих достижениях он обязан только себе самому; взлеты и падения в предпринимательской деятельности неминуемы;

Стремлением к лидерству и конкуренции; предприниматель способен повести людей за собой во имя дела и успеха; для достижения результата он готов к полного изнеможению в работе;

Направленности и инновации; предприниматель – новатор, который для достижения коммерческого успеха при минимальных затратах всегда ориентируется на внедрение новинок техники и технологии организации и регламентации труда.

Именно типичные характеристики предпринимателя, как социального слоя в современном обществе, составляют один из важнейших компонентов предметной области экономической социологии. Если свести воедино все эти характеристики, тогда мы получим более или менее адекватный реальности социальный портрет предпринимателя. В таком портрете должны найти воплощения следующие типичные черты социального портрета предпринимателя:

1) владение или распоряжение капиталом;

2) предприимчивость;

3) инициативность

4) ответственность;

5) способность и готовность к риску;

6) нацеленность на инновацию;

7) предпринимательский дух;

8) свобода предпринимательства;

9) неудержимое стремление к прибыли.

Экономическую культуру можно определить как комплекс элементов и явлений культуры, сте­реотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни.

Экономическая культура самым непосред­ственным образом (и это является самым важным в данной проблематике) влияет на развитие эко­номики. Такое влияние осуществляется через эко­номическую деятельность людей. Последняя зави­сит в свою очередь от того, что ценят или нет, чего боятся или к чему стремятся экономические аген­ты, какими ценностями они руководствуются в своей деятельности. Эта совокупность феноменов сознания включает в себя следующие аспекты: ценности, связанные с экономикой (какие эконо­мические блага более или менее предпочтитель­ны);нормы в сфере экономики (экономические нормы массового поведения);приоритеты и пред­почтения в экономической сфере (выбор людьми тех или иных экономических благ);экономические потребности (индивидуальные, семейные, группо­вые на разных уровнях);мотивация экономичес­кого поведения (объяснения, оправдывающие дей­ствия и поступки, а также выбор ценностей и норм).

Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.

Ориентации субъекта экономического процес­са лежат в основе типологии экономической куль­туры. Если не существует специализированных экономических ролей, если они не отделены от ре­лигиозных, политических или иных ориентации, то можно говорить об экономической культуре пат­риархального общества или традиционной эконо­мической культуре. Наличие специализированных экономических институтов, но низкая индивиду­альная активность субъектов свидетельствуют о другом типе экономической культуры - проме­жуточном, но все еще докапиталистическом.

Ключевой категорией в членении человеческой истории на этапы, типы общественных систем яв­ляется дифференциация - различение ролей, ста­тусов, институтов и организаций, специализиро­ванных на выполнении отдельных функций, в том числе и экономических, которые появляются в ходе эволюции общества.

За всю историю человечества можно устано­вить два основных способа экономического воспро­изводства. Соответственно определяются две основ­ные формы или модели экономической культуры.

Экономический процесс может осуществлять­ся в форме «централизованно управляемого хо­зяйства», т.е. регулироваться планами одного со­ставителя планов. Если экономическая ячейка не­велика и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой се­мье, то речь идет о «собственном натуральном хо­зяйстве». Или же ситуация, в которой экономи­ческий процесс планируется в масштабах целой нации (натурально-общинная форма государствен­ного хозяйства). Обе эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяй­ства, а значит, к закрытому типу общества.


Что касается социализма, то свою общеэконо­мическую задачу, распадающуюся на три момен­та: определение структуры общественной потреб­ности; распределение ресурсов общества для удов­летворения потребности и распределение произ­веденного продукта, - он решал натуральным образом, т.е. в рамках экономической культуры централизованно управляемого хозяйства.

Базовой моделью открытого, современного об­щества является экономическая культура рыноч­ного хозяйства, в которой многочисленные инди­видуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между со­бой в формах рынка, функционируют по принци­пу самоорганизации. Координация планов хозяй­ствующих субъектов осуществляется через цены и меновые стоимости. Данная экономическая куль­тура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI - XVIII вв.

Современный тип экономической культуры предполагает наличие «человека экономического» с его деловитостью, разумным восприятием нов­шеств и самодисциплиной, с развитой сетью спе­циализированных экономических институтов.

Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует, по Веберу, «целерациональному типу действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической не­обходимости. Каждодневному решению экономи­ческих задач обязано человечество своей началь­ной подготовкой в области рационального мышле­ния и поведения.

Человек экономический инициирует рациона­лизацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие: ра­ционализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом.

Разрабатывая тему «человека экономическо­го», А. Смит - провозвестник современной эконо­мической культуры - сформулировал всемирно известную концепцию «невидимой руки». Он убеж­дал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности че­ловека в классической школе политэкономии при­знавался своекорыстный интерес. Человек реали­зует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «... В этом случае, как и во мно­гих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намере­ния... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит ин­тересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».

Важнейший теоретический и практический вопрос экономической культуры - о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности человека - в условиях рынка решается экономическим спосо­бом. Государство же, по А. Смиту, должно:

1) взять на себя то, что не может делать частное лицо или то, что не выгодно частному лицу - заботу о народном образовании, общественных работах, развитие и содержание транспорта и связи, расширение коммунальных услуг и т.д. ;

2) поддерживать «естественный порядок», важ­ной стороной которого является режим свобод­ной конкуренции. В экономических условиях того времени монополии могли существовать только с помощью государства;

3) охранять жизнь, свободу и собственность граж­дан, опираясь на такие регуляторы, как опре­деление минимума зарплаты, политические институты, органы правосудия.

Характеристика экономической культуры «ры­ночного хозяйства» включает в себя основные ком­поненты экономической демократии, называемой также «экономикой участия».

К основным формам системы участия относят­ся: а) участие в прибылях или «успехе предприя­тия»; б) в собственности; в) в управлении.

Коренное преобразование в отношениях соб­ственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры до­пустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы создадут реальные воз­можности для становления и укрепления совре­менной экономической культуры, что позволит России, как и любому другому постсоциалисти­ческому государству, стать составной, органичес­кой частью цивилизованного мира.

20. Экономическая культура. Богбаз10, §14.

20.1. Экономическая культура: сущность и структура.

20.2. Экономические отношения и интересы.

20.3. Экономическая свобода и ответственность.

20.4. Концепция устойчивого развития.

20.5. Экономическая культура и деятельность.

20.1 . Экономическая культура: сущность и структура .

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему. Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т.д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности есть органическое единство сознания и практической деятельности.

Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё, мешать её развитию.

Структура экономической культуры :

1) знания (совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) и практические умения;

2) экономическое мышление (позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации);

3) экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы деятельности человека в экономической сфере);

4) способы организации деятельности;

5) нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней (бережливость, дисциплинированность, расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество).

20.2 . Экономические отношения и интересы .

От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателей (получение максимальной прибыли) и наёмного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

Экономический интерес – это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие экономических интересов людей. Отсюда важная задача – выработать способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда – это насилие и экономический интерес.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях (Адам Смит о «невидимой руке» рынка).

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были использованы и различные способы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Это привело к созданию особого элемента экономики – деловой этики, соблюдение норм которой облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня связывается, прежде всего, с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами => «Честным быть выгодно».

20.3 . Экономическая свобода и ответственность .

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. Поэтому государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития. Экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. В природе экономической деятельности заложено противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой – необходимость считаться с интересами и ценностями общества.

Ответственность особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Вначале социальная ответственность связывалась прежде всего с соблюдением законов.

!!! Затем её необходимым признаком стало предвосхищение будущего (создание «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, социальной, политической, стабильности общества, повышение уровня образования и культуры). Социальная ответственность участников экономической деятельности сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания. Обострение экологических проблем привело к изменению отношения предпринимателей к окружающей среде.

20.4 . .

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. О необходимости перехода к «развитию без разрушения». о необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Концепция устойчивого развития – такого развития общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост - или по крайней мере неуменьшение - во времени всех этих активов (и не только экономический рост!). В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой - инвестиции в людей - один из самых ценных активов любой страны.

Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики - неограниченный экономический рост. Традиционная экономика утверждает, что максимизация прибыли и удовлетворение потребителей в рыночной системе совместимо с максимизацией благополучия людей и что недостатки рынка можно исправить государственной политикой. Концепция устойчивого развития полагает, что краткосрочная максимизация прибыли и удовлетворение индивидуумов-потребителей в конечном итоге приведет к истощению природных и социальных ресурсов, на которых зиждется благосостояние людей и выживание биологических видов.

В одном из основных документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестке дня на XXI век», в главе 4 (часть 1), посвященной изменениям в характере производства и потребления, прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, когда говорится, что некоторые экономисты «ставят под сомнение традиционные понятия экономического роста», и предлагаются поиски «схем потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества».

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности - приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний.

20.5 . Экономическая культура и экономическая деятельность .

Уровень экономической культуры личности влияет на успешность выполнения социальных ролей производителя, собственника, потребителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному способу производства от труженика требуется не только высокий уровень подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне, сколько самодисциплины и самоконтроля. Примером зависимости результативности экономической деятельности от уровня развития экономической культуры может служить японская экономика. Там отказ от эгоистического поведения в пользу поведения, основанного на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность», «добрая воля» способствовал достижению индивидуальной и групповой эффективности и привёл к индустриальному прогрессу.