Игра и исследовательское поведение. Исследования поведения животных в природе Исследовательское поведение животных

Поведение великого множества животных настолько разнообразно, что до настоящего времени так и не создано его единой классификации. И все же существуют некие общие критерии, позволяющие по мнению некоторых ученых объединить все формы поведения животных в три основные группы: индивидуальное, репродуктивное и социальное (общественное) поведение. Это позволяет изучать как индивидуальные особенности поведения, так и взаимоотношения между самцами и самками, родителями и детьми, членами сообщества, а также межвидовые взаимоотношения.

Индивидуальное поведение

Индивидуальное поведение направлено на жизнеобеспечение отдельной особи. Основными его видами являются:

  • пищевое (или пищедобывательное) поведение - отыскание, схватывание, удержание добычи и последующее манипулирование ею;
  • защитное поведение, сопровождаемое как пассивно-оборонительными реакциями, так и активной защитой;
  • исследовательская активность - комплекс реакций, знакомящих животное с окружающей средой или источником раздражения. Эта активность создает базу для выработки индивидуального поведения особи;
  • ювенильное поведение - поведенческие возможности молоди.

Пищевое поведение

На первый взгляд может показаться, что действия животных при добывании пищи не отличаются сложностью. Они находят ее где попало и ловят, как удастся. Однако в действительности это не так. Животные обладают для этого сложнейшим поведением. Представители каждого вида наделены своей стратегией добывания пищи, а также определенным способом ее хранения.

Так, сложное пищевое поведение общественных насекомых позволяет им собирать урожай, чтобы сделать запасы на период бескормицы. С этой целью термиты-жнецы определенным способом нарезают траву и тщательно сушат ее перед закладкой в сухие гнезда. Муравьи-жнецы собирают семена растений, складывают их в подземных амбарах и время от времени выносят на поверхность для просушки.

А, например, лягушки добывают пищу охотой. Заметив на расстоянии до 3 м от себя быстро передвигающееся насекомое, они совершает молниеносные и точные прыжки. Причем, решающий прыжок амфибия направляет не в место теперешнего нахождения добычи, а, проанализировав направление и скорость ее движения, - в прогнозируемое. В конце полета она выбрасывает свой липкий язык и ловко схватывает насекомое.

Некоторые животные способны долго поджидать свою добычу, чтобы заполучить ее в нужный момент. С каким великим терпением делает это, например, цапля . Стоя на одной ноге несколько часов подряд, она зорко следит сквозь водную толщу за движением мелких рыбешек, амфибий и водных насекомых. Цапля не выдаст себя ни малейшим движением, пока потенциальная добыча ни подплывет достаточно близко. Стратегия пищевого поведения этой птицы построена на верном расчете - не бросаться преждевременно на добычу, а выждать и захватить ее без боя.

Такая манера затаиваться подкреплена у цапель целесообразным устройством зрительной системы. Поскольку птицы стоят неподвижно, подняв клюв вертикально вверх, то их бинокулярное поле (как у бинокля) смещено вниз под клюв. И благодаря этому охотники могут наблюдать за тем, что происходит под ногами, двумя глазами сразу.

А вот основная пища клестов - семена шишек. Добыть их из закрытой шишки не так-то просто, поэтому клест наделен специальным инструментом - изогнутым крестиком клювом. С его помощью птица легко раздвигает чешуйки шишек и достает питательные семена.

Защитное (оборонительное) поведение.

Такое поведение животных включает в себя как активную защиту - криками, отталкиванием, угрожающими позами с использованием ядовитых выделений, так и пассивные реакции - животные затаиваются, замирают, убегают от врага, прячутся в укрытиях и т. д.

Для оборонительного поведения животным предоставлены разнообразные морфологические особенности организма, в том числе покровительственная или отпугивающая окраска, особая форма тела и т. д.

Рассмотрим для примера разные способы защиты, которыми наделены рыбы.

Большинство рыб способно быстро уплыть от более медлительного врага и даже скрыться от погони, перелетев по воздуху, как это делают летучие рыбы.

  • Многие рыбы могут спрятаться (закопаться в донный песок) или, подобно камбале, стать незаметными - изменить окраску в соответствии с цветом окружающего фона.
  • Некоторые рыбы используют разного рода убежища, трещины в скалах и даже прячутся под колоколом медуз. Уверенно чувствует себя и рыбкаклоун, скрываясь в заросли ядовитых анемон. Вредоносные щупальца анемон отгоняют любого пришельца, но рыбке вреда не причиняют. Ведь сама анемона покрывает этих рыбешек особой слизью, предохраняя их от действия собственного яда.
  • Рыбам даны и защитные приспособления, которые работают, когда враг оказывается близко. К их числу относятся шипы и колючки (у рыбы-ежа) или щиты (у панцирных рыб).
  • Отдельные рыбы способны защищаться с помощью ядовитых выделений.

Не хуже рыб оснащены и другие животные, например насекомые. Так, некоторые стрекозы, не имеющие возможности быстро спастись от нападения, защищают себя едкой жидкостью. При попытке ящерицы или другого животного их схватить, они выбрасывают струйки оранжевой жидкости. Разлетаясь с большой скоростью на расстоянии 40-50 см, они вызывают сильные ожоги кожи. Впредь неудачливые охотники стрекоз не тронут.

Даже медуза может проявлять довольно сложные защитные реакции, хотя, ее желеобразный организм считается примитивным. Однако, исследования показали, что медуза плавает не произвольно, а меняет в случае надобности, скорость и направление движения. При опасности она способна целенаправленно развернуться и уплыть в глубину. А ведь это самая настоящая реакция бегства животного! Прекрасным оружием для защиты от нападения хищников являются и стрекательные клетки медузы. Такие защитные органы не встречаются больше ни в одной из групп многоклеточных животных.

Еще животным дана способность к автотомии - отбрасыванию в минуту опасности хвоста и других частей тела. Это делают не только ящерицы и крабы, но и морские звезды. При этом даже один ее оставшийся луч несет всю программу о форме организма. Пройдет несколько недель, и благодаря регенерации вырастут остальные четыре луча, которые ничем не будут отличаться от основного.

Родственница морской звезды офиура (змеезвезда ломкая) при испуге тоже отбрасывает лучи, но они тут же ломаются на мелкие кусочки. Однако при этом гибель животного относительна, так как любой кусочек содержит все «знания» по восстановлению организма офиуры. И через пять недель из каждой части возникает новая «дочерняя» змеезвезда.

Никто из животных не оставлен беспомощным, незащищенным. Иначе жизнь на Земле быстро прекратила бы свое существование.

Исследовательская активность.

Исследовательское поведение характерно для большинства видов животных, так как знакомство с окружающей средой способствует их выживанию. Систематически проверяя свой участок или обследуя новый, животное получает представление о местонахождении пищи и мест, где можно укрыться от врагов. Поэтому нередко можно видеть, как животные, которые досыта наелись и напились, тем не менее, тщательно обследуют территорию своего пребывания.

Вспомните кошку, попавшую в незнакомое помещение. Сначала она исследует пол и нижние части стены. Потом начинает изучать возможности отступления в случае опасности. И только затем отыскивает наиболее высокие точки, тоже очень важные для нее. Если помещение ей подходит, кошка выбирает себе место для сна и точный маршрут, которым она обычно будет передвигаться по комнатам и выходить на улицу или во двор.

Установлено, что медведи тоже активно исследуют территорию своего обитания. По следам животных на местности натуралисты воспроизвели детали их охоты. Установлено, что медведи постоянно пользуются такими приемами, как срезание пути, обход намеченной добычи за многие сотни метров. А это возможно только тогда, когда животное после обследования составляет в уме точную внутреннюю карту этой местности.

Прекрасными исследователями и даже экспериментаторами слывут многие птицы. Например, синица - очень наблюдательная и смышленая пичуга. Она быстро находит выход из многих сложных ситуаций.

Если внутри бутылки на нитке подвесить какое-нибудь лакомство, то птица вначале пытается клевать его через стекло. Убедившись, что это бесполезно, она садится на бутылочное горлышко и начинает тянуть клювом нитку. А если нитка длинная? После целого ряда подходов птица все же соображает, что нужно делать. Вытаскивая нить, она начинает придерживать ее лапкой после каждого нового поднятия вверх. В конце концов, лакомство становится синичке наградой.

Сообразительность синичек стала проблемой для молочников Англии. Там существовала традиция - ранним утром они оставляли у порога домов бутылки с молоком. Так вот синицы повадились проклевывать крышечки из фольги, а затем угощаться жирными сливками на поверхности молока. Вначале отмечали единичные случаи такого их поведения, а затем оно распространилось на разные районы страны.

Таким образом, одни птицы исследовали ситуацию и догадались, что лакомство находится под крышечкой, и достаточно пробить ее клювом. А другие научились у них подобным навыкам.

Или вот любопытные наблюдения за канарейкой. Птица нашла старый сухарик, но попытки разгрызть его ни к чему не привели. Тогда она отнесла его в свою клетку и бросила в чашечку с водой. Оставив там сухарик на некоторое время, канарейка лишь изредка пошевеливала его клювом, а затем вынула размоченное лакомство и без труда съела.

После этого любознательная птица провела целую серию исследований - любую твердую пищу она относила в воду. Птица попробовала размягчить таким же образом и сладости, но быстро поняла, что в воде они уменьшались в размерах. После нескольких опытов она перестала класть в воду кусочки сахара и конфеты, а размачивала только сухарики.

При манипуляциях с пищей поразительные примеры наблюдательности и сообразительности проявляют вороны. Они не только постоянно размачивают сухой хлеб в воде, но и нашли способ разогревать свой обед. Сообразив, что заледеневшие на морозе картофельные очистки и другую замерзшую еду использовать трудно, вороны путем наблюдений и исследований пришли к тому, что перед употреблением их нужно разложить на теплых трубах здания. Этим замечательным способностям можно только удивляться.

Ювенильное поведение.

Поведение многих малышей, даже едва появившихся на свет, зачастую такое же сложное и целесообразное, как и взрослых животных. Чтобы вырасти и использовать все данные им возможности, нужно многому научиться - избегать опасностей, отличать съедобное от несъедобного, постепенно совершенствовать строительное мастерство и т. д.

А еще многие новорожденные животные должны непременно запомнить окружающую местность и собственных родителей. Так, это важно для птенцов колониальных видов птиц, в том числе чаек. Малышам следует научиться узнавать именно своих родителей среди сотен тысяч взрослых чаек, живущих в одной колонии. Уже к четвертому дню жизни они запоминают голоса обоих родителей, что позволяет птенцам безбоязненно отлучаться с гнездового участка. Позже им придется познакомиться с членами своей стаи и запомнить, кто и каким влиянием пользуется.

Умение запоминать родителей важно и для многих зверей. Так, зебренок, отстав от матери, может потеряться и погибнуть. И ни одна зебра чужого ребенка не покормит. Поэтому малыш узнает свою родную мать по неповторимому узору ее полосатой шкуры. Он должен научиться не путать его с очень похожим рисунком на теле других зебр.

Немало малышей предпочитают подрастать в обществе себе подобных. В защищаемые родителями «детские сады» собираются юные пингвины, страусы, крокодилы. Даже головастики чувствуют себя в компании более комфортно и растут быстрее своих сверстников, которые живут в изоляции. Установлено, что каким-то образом они узнают друг друга.

Интересный пример очень сложного индивидуального пищевого поведения демонстрирует маленькая личинка муравьиного льва. Едва вылупившись из яичка, она сразу же ползет на дорожку, где бегают муравьи. Там личинка «умело» выбирает сухой песчаный участок, чтобы построить яму-ловушку. Потом она проводит на песке круг, точно обозначив размер будущей ямки, и роет ловушку одной из передних лапок. Личинка нагружает песок и маленькие камушки на свою плоскую голову и ловко выбрасывает их за пределы круга. Если на пути попадется крупный камень, тяжелее самого насекомого, личинка взваливает его на спину и затем медленными осторожными движениями вытаскивает камень наверх. Когда ловушка готова, юный «лев» зарывается в песок и оттуда точными выстрелами песчинок сбивает добычу.

Впечатляющее ювенильное строительное поведение, отличающееся особой предусмотрительностью, проявляют личинки живущих в древесине усачей, или дровосеков. Прежде чем окуклиться, каждая личинка изменяет направление своих ходов, поворачивая в сторону поверхности ствола. Там она устраивает себе удобное место для окукливания. Ведь появившиеся жуки уже не смогут грызть древесину, как это делали личинки. Если бы окукливание личинок происходило в глубине ствола, жукам не удалось бы выбраться на поверхность.

Сколько существует в природе видов животных, столько можно привести примеров удивительно сложного и целесообразного ювенильного поведения их представителей. Все малыши получили ровно столько возможностей и способностей, сколько им необходимо для того, чтобы выжить, подрасти и вы-полнить на планете свое предназначение.

Репродуктивное поведение

В отличие от индивидуального поведения этот поведенческий комплекс основан на взаимоотношениях между самцами и самками, родителями и детьми. Репродуктивное поведение предполагает:

  • образование брачных союзов;
  • строительство жилищ;
  • выведение потомства, его кормление, защиту, воспитание и т. д.

Взаимодействия самцов и самок одного и того же вида могут сопровождаться ритуальным поведением, преимущественно инстинктивным. Это ухаживание, брачные игры, танцы, пение, бои за самку.

Так, саламандры и тритоны демонстрируют красивые танцы ухаживания, брачная пара как бы вальсирует. А самыми заботливыми родителями среди них слывут безлегочные саламандры. Будучи слабыми крохотными созданиями, они смело защищают свое потомство. Десятисантиметровые папы и мамы набрасываются и кусают любого врага - птица ли это, зверь или человек.

Между душевными проявлениями животных материнское чувство и забота о своих детях составляют давно известную черту их характера. С какой отчаянной отвагой львицы и тигрицы защищают своих детенышей. Домашние животные, отличающиеся добродушием, и те под влиянием чувства родительского долга делаются сердитыми даже в отношении своих хозяев. Пугливые птички наших лесов при нападении на их гнезда более сильного неприятеля начинают с ним борьбу и с отчаянием защищают своих птенцов.

Удивительно трогательная забота о новом поколении характерна для насекомых, например для домашних рыжих тараканов. Самка носит капсулу с яичками почти месяц, пока не разовьются зародыши. А когда поступает сигнал о том, что детям пришла пора покидать яички, она забирается в щель, ловко отцепляет капсулу и отгрызает боковой рубец. Появившихся беленьких тараканчиков с черненькими глазками мать поглаживает усиками и подталкивает к специально подготовленным крошкам пищи. А потом она водит их из щели в щель, обучая добывать еду. Интересно, что несколько самок группы тараканов объединяются для воспитания малышей в «детских садах». Это помогает их выживанию даже в самых сложных условиях среды обитания.

Социальное (общественное) поведение

Это поведение характеризуется различными типами взаимодействия животных в сообществе себе подобных и межвидовыми взаимоотношениями особей.

Например, в сообществе земноводных социальное поведение животных может проявляться в виде хорошо управляемого хорового пения особей или совместного преодоления пространства. Так, известны случаи массовых миграций молодых чесночниц или зеленых жаб, которые тысячами двигались стройными рядами в определенном направлении. Каким образом собирается вместе такое огромное количество особей, кто определяет цель и время миграции? Эти вопросы остаются пока без ответа.

В наиболее высоко организованном виде социальное поведение присуще общественным насекомым. В их сообществах существуют и отдельно растущие особи и их закономерно развивающиеся жизненные организации. В каждом таком обществе насекомых предусмотрена возможность взаимодействия, координации и управления процессами развития всех особей, чтобы они стали частью целесообразно устроенной органической структуры их сообщества.

Исследовательское поведение (англ. exploratory behaviour) - поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание; сущностная характеристика деятельности человека. Играет незаменимую роль в овладении новыми и сложными областями, в развитии познавательных процессов всех уровней, в учении, в приобретении социального опыта и развитии личности. В свою очередь, само Исследовательское поведение функционирует и развивается под мощным влиянием социальных и личностных факторов.

В основе Исследовательское поведение лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях, знаниях, результатах деятельности. (Близкие по содержанию термины - любознательность, познавательная активность.) Исследовательская мотивация м. б. сильнее др. потребностей, включая витальные (напр., пищевой и оборонительной). (См . Информационные потребности )

Исследовательское поведение проявляется в след. формах: наблюдении, экспериментировании, путешествии, вопросно-ответных формах деятельности и др. Их совокупный эффект чрезвычайно широк. Благодаря этому исследовательское поведение выступает как целостная многоуровневая система с большим разнообразием компонентов, причем это разнообразие стремится к постоянному расширению.

Факторы, вызывающие Исследовательское поведение:

  • новизна объекта, ситуации;
  • сложность (для развертывания И. п. необходим оптимальный уровень сложности: слишком простые и слишком сложные объекты способствуют угасанию познавательной активности);
  • неопределенность;
  • когнитивный конфликт (несоответствие или противоречие частей информации).

Обнаружены и положительные, и значимые отрицат. корреляции между тестами И. п. и тестами интеллекта - они диагностируют разные способности . Тесты Исследовательское поведение диагностируют способности к приобретению информации в условиях высокой новизны и неопределенности условий и требований. Тесты интеллекта диагностируют не приобретение, а использование ранее полученных знаний в условиях строгой регламентированности и однозначной определенности требований тестового задания. (А.Н. Поддьяков)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Исследовательское поведение у животных - компонент психической деятельности животных, обеспечивающий биологически адекватную ориентацию их поведения в ситуации новизны. Наряду с ориентацией И. п. у ж. составляет начальный этап любого поведенческого акта (см . Инстинктивное поведение животных ) и обеспечивает животному получение жизненно важной информации об общей ситуации, о предметном окружении, о новых объектах и изменениях, происшедших в привычной, хорошо знакомой обстановке. Животное осуществляет дистантное и контактное обследование новых компонентов и ситуационных изменений, устанавливает их свойства и значимость.

Исследовательское поведение у животных приводит к формированию новых или преобразованию старых психических образов исследованных ситуаций, обеспечивает адаптивную корректировку или совершенствование общего и интеллектуального поведения животного (см . Интеллект у животных , Мышление животных).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Исследовательское поведение - если поместить организм в новую среду, обычно можно будет наблюдать ряд движений и действий, очевидной целью которых является установление организмом контакта с различными частями или аспектами окружения. Такое исследовательское поведение было своего рода проблемой для ранних теорий научения (особенно Халла), так как в нем не было какого-либо очевидного влечения, которое мотивировало бы его. Они решили эту загадку, выдвинув гипотезу о существовании исследовательского влечения. В настоящее время, с развитием этологических подходов к поведению, имеется тенденция рассматривать такое поведение как "естественное" и общее для двигающихся видов (включая Homo sapiens), для которых необходима информация о характере новых ситуаций с тем, чтобы иметь возможность соответственно реагировать.

Этот термин также иногда используется для обозначения некоторых когнитивных процессов, таких как склонность людей в новой ситуации мысленно перемещаться с одного аспекта на другой или рассматривать ряд возможных стратегий действия в определенной ситуации.

предметная область термина

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ЖИВОТНЫХ - компонент психической деятельности животных, обеспечивающий биологически адекватную ориентацию их поведения в ситуации новизны. Наряду с ориентацией И.п. у ж. составляет начальный этап поведенческого акта и обеспечивает животному получение жизненно важной информации об общей ситуации, о предметном окружении, о новых объектах и изменениях, происшедших в привычной, хорошо знакомой обстановке. Животное осуществляет дистантное и контактное обследование новых компонентов и ситуационных изменений, устанавливает их свойства и значимость.

Исследовательское поведение заключается в стремлении животных передвигаться и анализировать окружающую среду при отсутствии явных мотивов голода, жажды, полового влечения. Особое значение исследовательское поведение имеет при появлении нового предмета, поэтому ее изучение непосредственно связано с проблемой восприятия нового. Сама же по себе исследовательское поведение является врожденной, но она обязательно предшествует обучению и поэтому важна для приобретения животными опыта.

Различают несколько видов исследовательского поведения:

Ориентационное - заключается в изменении ориентации и положения органов чувств для лучшего восприятия раздражителя;
собственно исследовательское поведение, которое связано с перемещениями животного;
манипуляционно - исследовательское поведение, это когда животное не только перемещается, но и каким-то образом влияет на окружающую среду, например, манипулирует предметами этой среды.

Для зоопсихологии особенно важное значение имеют два последних вида исследовательского поведения. Многие из этологов склонны считать исследовательское поведение фундаментом всего поведения, поскольку в его основе лежат более сложные физиологические механизмы чем те, которые свойственны простой реакции внимания, то есть обычном ориентировочном рефлекса.

В исследовательском поведении большую роль играет новизна раздражителей

Например, в одном из опытов крыс трижды в день помещали в Т-образный лабиринт, где в конце каждого из ответвлений находился пустой ящик, стенки которого были расписаны изображениями различных геометрических фигур. В одном ящике фигуры были всегда одинаковые, а в другом - каждый раз менялись. Оказалось, что крысы проводят гораздо больше времени в том ящике, где фигуры постоянно менялись.

Исследовательское поведение зависит не только от новизны раздражителя, но и от того, насколько новая ситуация похожа на уже знакомую животному. Например, крысы, которые хорошо изучили лабиринт, окрашенный белым цветом, будут снова внимательно обследовать темно-серый лабиринт такой же формы.

Исследовательская активность может достаточно успешно конкурировать с стремлениями утолить голод и жажду

Так, если крыс на время высадить из их клеток, поставить в них пищу и воду, а также положить какие-то новые предметы, то, оказавшись снова в своих клетках, прежде чем начать есть, внимательно обследуют свой дом, причем чем больше был изменен внутренний «интерьер», тем сильнее окажется исследовательское поведение и тем меньше съедаться пищи за единицу времени.

В естественных условиях животному для того чтобы выжить, надо выполнять множество различных действий в ответ на определенные раздражители, то есть делать различные манипуляции. Эти манипуляционно- исследовательские реакции тесно связаны с информацией, которую получает животное в ходе исследования. Так, если голубя научить клевать красный диск, чтобы получить пищу, а после поклевки зеленого диска не давать ничего, то он довольно быстро научится различать эти сигналы. В то же время клева белого диска приводило к получению пищи только в 50% случаев. Если же одновременно с клевом белого диска голубь нажимал на педаль и диск становился красным или зеленым (т. е. информировал голубя о том, получит ли он на этот раз еду или нет), то голубь очень быстро научился нажимать на педаль. Хотя единственным подкреплением в этом случае была лишь дополнительная информация о предстоящем событии.

Манипуляционно-исследовательская деятельность прекрасно развито у животных, имеющих конечности с подвижными пальцами, в частности у приматов. Всем известна привычка обезьян ощупывать со всех сторон все необычные предметы, которые привлекают их внимание. Для шимпанзе очень важна не только новизна, но и конструкция предмета. Так, пестрые деревянные кубики их интересуют больше, чем одноцветные. Молодые животные более подвержены длительного обследования новых предметов, чем взрослые. Это же свойственно и детям.

Постоянной составной частью любого поведенческого акта является исследовательское поведение, проявляющееся на разных онто- и филогенетических уровнях в весьма различных формах. Диапазон этих проявлений простирается от элементарных ориентировочных реакций до исследовательской деятельности высших млекопитающих.

В широком смысле ориентировочное, поисковое поведение является начальной фазой любого инстинктивного действия, и оно направлено на поиск тех агентов среды, которые являются объектами врожденного узнавания. Иначе говоря, в инстинктивных поведенческих актах ориентировочно-исследовательская активность служит поиску и обнаружению ключевых раздражителей и направляет на них деятельность животного. Об этом уже говорилось при изложении этологической концепции инстинктивного поведения.

Элементарные ориентировочные реакции проявляются очень рано даже у незрелорождающихся детенышей. Так, у щенят и лисят уже в первый-второй день жизни наблюдаются поисковые маятникообразные движения головой, которые прекращаются после нахождения соска матери. Сходные поисковые движения, повороты головы в стороны и тыканье концом морды в окружающие животное объекты производятся в первые же сутки жизни также котятами и многими другими детенышами хищных млекопитающих. Детеныши обезьян уже в первые дни жизни двигают ушными раковинами и т. д.

В дальнейшем появляются такие ориентировочные реакции, как обнюхивание, прислушивание, присматривание и т. п. У щенят и лисят такое обследование окружающего пространства начинается приблизительное конце второй недели жизни. У детенышей низших обезьян начиная с 14–16-го дня жизни появляются двигательные реакции в ответ на «индифферентные» звуковые и зрительные раздражители, которые потом (приблизительно в 1,5–2-месячном возрасте) вырастают в подлинные исследовательские действия: животное живо реагирует на изменения в окружающей среде (появление нового раздражителя, нового объекта) поворотами головы, особенно глаз, движениями ушных раковин, а также приближением к новому, незнакомому объекту. Так появляется «любопытство», столь характерное прежде всего для приматов, а также для других высших позвоночных.

Развитие исследовательского поведения в большой мере определяется условиями, в которых растет детеныш, особенно возможностями общения с матерью и другими сородичами. В экспериментах с длительным (до 30 недель) изолированным выращиванием детенышей макаков-резусов (опыты американских ученых Ч. М. Байзингера, Е. М. Брандта и Дж. Мичелля) было установлено, что изолированные детеныши больше рассматривали окружающие их предметы, человека, наблюдавшего за ними, и самих себя, чем нормально живущие со своими матерями. Первые также больше манипулировали предметами и больше трогали самих себя, вторые больше, быстрее и ловчее передвигались по клетке. Чехословацкие исследователи Б. Семигиновский, З. Халупка и И. Мысливечек, ставя опыты над крысятами, нашли, что возможность усиленного общения с сородичами в течение первых 6 недель жизни несколько тормозит развитие исследовательской активности, а обогащенная среда, наоборот, стимулирует его.

Уже на начальных стадиях постнатального онтогенеза наряду с реакциями на появление новых раздражителей имеет место активный поиск последних (маятникообразные движения головой у щенков), который особенно характерен для исследовательского поведения. Лежащие в основе этого поведения ориентировочные рефлексы отличаются, как показали исследования Е. Н. Соколова, значительной сложностью их физиологических механизмов. По Соколову, ориентировочные реакции возникают в результате несовпадения воспринимаемых новых сигналов с формирующимися в головном мозгу «нервными моделями стимула». При этом происходит оценка нового стимула, побуждающая животное к выполнению определенных действий или к их изменению. Наряду с этим ориентировочная деятельность играет также существенную роль в обеспечении необходимого уровня физиологической активности центральной нервной системы.

Нас же в данном случае особенно интересует познавательное значение ориентировочно-исследовательской деятельности, ее роль в приобретении новой информации о компонентах окружающей среды, в обогащении индивидуального опыта животного.

Исследовательские правила в поведении детей, можно сформулировать так:

«…1) исследовать незнакомое, пока оно не станет знакомым;

2) накладывать ритмические повторы на знакомое;

3) всевозможными способами варьировать эти повторы;

4) выбирать наиболее удовлетворительные из этих вариантов и развивать их в ущерб другим;

5) сочетать и комбинировать эти варианты;

6) делать всё это самоцелью.

Эти принципы в полной мере применимы ко всей шкале ценностей, идет ли речь о ребёнке, который возится в песке, или о композиторе, сочиняющем симфонию.

Особенно важно последнее правило. Исследовательское поведение играет известную роль в основных способах борьбы за выживание, таких как питание, силовое самоутверждение, спаривание и так далее. Но здесь оно ограничено ранними потребительскими этапами деятельности индивида и приспособлено к его специфическим запросам. Для многих видов животных такое поведение этим и ограничивается. Ни о каком исследовании ради исследования речи не идет. Однако среди высших млекопитающих, в особенности среди людей, тяга к исследованиям превратилась в настоятельную потребность. Её задача в том, чтобы обеспечить нам, по возможности, самое тонкое и всестороннее понимание окружающего нас мира и наших возможностей относительно него. Понимание это усиливается не в специальном контексте выживания, а в общих категориях. Следовательно, то, что мы таким образом приобретаем, может быть применимо повсюду, в любое время, при любых обстоятельствах. […]

В любой исследовательской работе, будь то художественная или научная деятельность, всегда происходит борьба неофильского начала с неофобским. Первое подталкивает нас к проведению новых опытов, заставляет жаждать новизны. Второе тянет нас назад, заставляет укрываться в привычном. Мы разрываемся на части между стремлением испытать восхитительные новые ощущения - с одной стороны, и предаться привычным ощущениям - с другой. Если мы утратим неофилию , начнется застой. Если утратим неофобию , то сломя голову помчимся навстречу беде.

Такое противоречивое поведение не только объясняет наблюдаемые изменения в стиле причесок и одежде, мебели и автомобилей. Оно является сутью нашего культурного прогресса. Мы исследуем и оказываемся на старых позициях, изучаем и стабилизируемся. Шаг за шагом мы расширяем осознание и понимание самих себя и сложного окружающего мира, в котором живём.

Прежде чем покончить с этой темой, укажем на один последний аспект исследовательской деятельности, который нельзя оставить без внимания. Он касается критической фазы социальной игры в детский период. В младенчестве непосредственным объектом социальной игры ребёнка являются, главным образом, его родители. Однако по мере его подрастания упор смещается от родителей к его сверстникам.

Ребёнок становится участником детской «игровой группы». Это критический шаг в его развитии. Будучи частью исследовательской работы ребёнка, этот этап приобретает важное значение в его дальнейшей жизни как личности. Разумеется, все виды исследований в этом нежном возрасте имеют далеко идущие последствия: ребёнок, который не изучает возможности музыки или живописи, столкнется с трудностями, осваивая эти виды деятельности, когда станет взрослым.

Однако личные игровые контакты важнее всех прочих. Скажем, взрослый, начавший заниматься музыкой впервые в жизни, не имея такого опыта в детстве, может столкнуться с проблемами. Однако положение его не безнадёжно. Зато ребёнок, лишенный социального контакта как представитель игровой группы, став взрослым, всегда будет встречать затруднения при социальных взаимодействиях.

Отсюда ясно, что процесс воспитания включает две отдельные фазы: одну - раннюю, ориентированную внутрь, и вторую - позднюю, ориентированную наружу. Обе они жизненно важны. Мы можем многое узнать о них, изучая поведение обезьян. На первом этапе жизни мать любит детёныша, вознаграждает и охраняет его. Он чувствует себя защищенным. На следующем этапе поощряется его самостоятельность, он должен участвовать в социальных контактах со своими сверстниками. Мать сокращает проявления своей любви и ограничивает защиту детёныша теми моментами, когда возникает паника или когда колонии угрожает серьёзная внешняя опасность. Мать может даже наказать подросшее чадо, если оно будет цепляться за неё, когда нет никаких причин для опасения. Тогда детёныш начинает сознавать свою независимость и воспринимать это как нечто неизбежное.

Точно такой должна быть и ситуация с человеческими детёнышами. Если одна из этих фаз будет нарушена по вине родителей, то ребёнок всю дальнейшую жизнь будет попадать в беду. Если он был лишён начальной фазы - фазы безопасности, но оказался достаточно активен в фазе независимости, он сумеет довольно легко установить новые социальные контакты, но не сумеет их сохранить или придать им глубину. Если же ребёнок чувствовал свою защищённость в раннем детстве, а затем его чересчур опекали, то, когда он станет взрослым, ему будет крайне трудно установить новые контакты и он будет отчаянно цепляться за прежние».

Десмонд Моррис, Голая обезьяна, СПб, «Амфора», 2004 г., с. 151-155.