Как объяснить ребенку проценты в математике. Что такое процент? Формула процентов

Понятие процент встречается в нашей жизни слишком часто, поэтому очень важно знать, как решать задачи на проценты. В принципе, это дело не сложное, главное, понять принцип работы с процентами.

Что такое процент

Мы оперируем с понятием 100 процентов, и соответственно, один процент это сотая доля определенного числа. И все счисления ведутся уже исходя из этого соотношения.

Например, 1% от 50 это 0,5, 15 от 700 это 7.

Как решать

  1. Зная, что один процент это одна сотая от представленного числа, можно найти любое количество требуемых процентов. Для того чтобы было нагляднее, попробуем найти 6 процентов от числа 800. Делается это просто.
    • Сначала находим один процент. Для этого 800 делим на 100. Получается 8.
    • Теперь этот самый один процент, то есть 8, умножаем на нужное нам количество процентов, то есть на 6. Получается 48.
    • Закрепим результат повторением.

    15% от 150. Решение: 150/100*15=22.

    28% от 1582. Решение: 1582/100*28=442.

  2. Бывают другие задачки, когда вам даются величины, а вам нужно найти проценты. Например, вам известно, что в магазине 5 алых роз из 75 белых, и вам нужно узнать, каков процент алых. Если мы не знаем этот процент, значит, обозначим его как х.

    Для этого есть формула: 75 – 100%

    В этой формуле цифры умножаются крест на крест, то есть х=5*100/75. Получается, что х=6% Значит процент алых роз составляет 6%.

  3. Существует еще один тип задач на проценты, когда вам надо найти на сколько процентов одно число больше или меньше другого. Как решать задачи с процентами в этом случае?

    В классе учится 30 человек, из них 16 мальчиков. Вопрос, на сколько процентов мальчиков больше, чем девочек. Для начала необходимо сосчитать, какой процент составляют учащиеся мальчики, затем нужно узнать, сколько процентов девочек. А уж в конце найти разницу.

    Итак, приступим. Составляем пропорцию 30 уч. – 100%

    16 уч. –х %

    Теперь считаем. Х=16*100/30, х=53,4 % от всех учащихся в классе составляют мальчики.

    Теперь найдем процент девочек в этом же классе. 100-53,4=46,6 %

Осталось теперь только найти разницу. 53,4-46,6=6,8% . Ответ: мальчиков больше, чем девочек на 6,8%.

Основные моменты в решении процентов

Итак, чтобы у вас не было проблем с тем, как решать задачи на проценты, запомните несколько основных правил:

  1. Чтобы не запутаться в задачках на проценты, всегда будьте бдительны: переходите от конкретных величин к процентам и наоборот, если понадобится. Главное, никогда не путать одно с другим.
  2. Будьте внимательны, когда высчитываете проценты. Важно знать, от какой конкретной величину нужно считать. При последовательных изменениях величин процент вычисляется от последнего значения.
  3. Прежде, чем записать ответ еще раз прочитайте всю задачу, ведь может быть так, что вы нашли только промежуточный ответ, и вам необходимо выполнить еще одно или пару действий.

Таким образом, решение задач с процентами не такое уж и сложное дело, главное в нем внимательность и аккуратность, как впрочем, и во всей математике. И не забывайте, что для совершенствования любого навыка необходима практика. Так что решайте больше, и все у вас будет хорошо или даже отлично.

Отправляя ребенка в школу, многие родители переживают за то, что они не смогут помочь им решить простую задачу, упав, тем самым, в глазах детей. Этого не надо бояться, а чтобы избежать подобных ситуаций, вам придется вспоминать некогда полученные знания, а может и учиться по-новому. Если задачи, предлагаемые в начальных классах, вы еще можете решать, то далеко не каждый может справиться с программой пятого класса, а именно на этом этапе ребенку предстоит узнать, что такое проценты, а вам придется думать, как объяснить ребенку проценты в математике. Покопавшись в своей памяти, многие найдут решение вопроса, но если вы забыли, как вычислять проценты, придется садиться за учебники.

Учим ребенка вычислять проценты

Учитель математики точно знает, как объяснить ребенку проценты по математике, научит он и другим арифметическим действиям, но не все дети наделены способностью воспринимать информацию на слух или из книг самостоятельно. В этом случае они обратятся к родителям, которые должны объяснить, как вычислить процентную долю чего-либо. Если вы не знаете, как объяснить проценты школьнику, постарайтесь перевести занятие в увлекательную игру. Возможно, для этого вам придется нарисовать 100 фигур, но это того стоит, ведь так вы сможете объяснить все наглядно. Вы должны рассказать, что все сто фигур это и есть 100%, а если раскрасить 50 фигур в какой-либо цвет, то нераскрашенных фигур останется ровно половина, а половина – это 50%.

Вероятнее всего, ребенку понравится такая игра, при этом у вас есть возможности для маневра – вы можете раскрасить любое количество фигур, предложив ребенку их посчитать. Ведь здесь все просто – 30 раскрашенных фигур – 30% и так далее. После того, как ребенок на наглядных примерах осознал, что такое проценты, вы можете решать, как вычислять процентную долю от количества. Если вы не знаете, как объяснить ребенку тему проценты 5,6 класс, предложите ему решить простую задачу, вычислив 50 процентов от какого-либо количества людей. Для этого ему достаточно разделить 50 на 100 и умножить на общее количество людей. Существуют и другие возможности, при этом не стоит забывать несколько забытые пропорции, которые для вычисления процентной доли подходят наилучшим образом.

Применяем проценты в жизни

Чтобы ребенок лучше осваивал проценты, и если вы еще не поняли, как объяснить ребенку задачи на проценты 5,6 класс, для начала постарайтесь объяснить, а для чего это ему нужно, в принципе. Для этого вам придется проявить изобретательность. Возьмите, к примеру, ребенка в банк и попытайтесь ему объяснить, что такое проценты на примере процентной ставки по кредиту. Ребенку это должно быть интересно, и он поймет, что знание процентов – это важно, и теперь вы можете спокойно приступать к изучению процентов. Вы можете применять вспоминать о процентах и в других жизненных ситуациях, главное, чтобы ребенку это было интересно, и он понимал, что если он не будет разбираться в процентах, многое потеряет.

Первое, что должен усвоить ребенок – это то, что процент представляет собой сотую часть числа. Вы можете перевести проценты в десятичную дробь, разделив необходимое число на 100, а чтобы перевести десятичную дробь в проценты, вам надо сделать все наоборот – умножить дробное число на 100. Если ребенок заинтересовался изучением процентов, предложите ему выучить наизусть таблицу, в которой указаны соотношения дробей и процентов, облегчив усвоение информации при помощи интересных картинок.

Изучение задач на проценты в 5 - 6 классе

Приступив к теме, изучающей проценты, мы осознаем, что они «преследуют» нас не только в школе, но и в обычной жизни, а именно: дома, магазине, больнице, на заправочных станциях, в банках, в интернете и т. д.

Исходя из истории, слово процент происходит от латинского слова procentum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Еще в древности у вавиловян появилась идея, вызванная практическими соображениями, выражения частей целого в одних и тех же долях. Множество задач изображенных на клинописных табличках, отображают исчисление процентов. Наиболее распространенное использование проценты получили в Древнем Риме. От римлян проценты перешли к другим народам Европы.

Тема проценты – является одной из самых трудных тем для пятиклассников. Это объясняется тем, что понятие процента не является только математическим, а относится к терминам экономики. Например, в учебнике Виленкина Н.Я., Чеснокова А.С., Шварцбурда С.И. и Жохова В.И. дается следующее определение процента: «Процентом называют одну сотую часть числа».

Проценты встречаются ученикам не только на уроках математики, они так же тесно связаны с такими дисциплинами как: физика, химия, география, биология и т. д.. В связи с этим знание и изучение темы «Проценты» является неотъемлемой частью математики, именно в 5 классе.

Рассмотрим подборку типовых задач на проценты.

Тип 1: Находим процент от числа.

Задача. За месяц на металлургическом предприятии изготовили 200 автомобильных пружин. 40% изготовленных пружин не смогли пройти контроль качества. Сколько автомобильных пружин не прошло контроль качества?

Решение. Нужно найти 40% от общего количества изготовленных пружин, 200 * 40% =200 * 0,4 =80.

Ответ: 80 пружин из общего количества изготовленных контроль не прошли.

Тип 2: Находим число по его проценту.

Задача. Готовясь к уроку, школьник решил 13 задач из учебника. Что составляет 13% числа всех задач в учебнике. Сколько всего задач собрано в этом учебнике?

Решение. Мы не знаем, сколько всего задач в учебнике. Но зато нам известно, что 13 задач составляют 13% от общего их количества. Запишем 13% в виде дроби: 0,13. Далее нам следует известную нам часть целого разделить на ту долю, которую она составляет от всего целого:

13 / 0,13 = 13 * 100 / 13 = 100 задач составляет 13% от всех задач учебника.

Х задач – 100%

100 задач – 13%, следовательно:

Х * 13% = 100 * 100%

Х = (100 * 100%) / 13%

Х = 769 задач всего, собрано в учебнике

Ответ: Именно 769 задач собрано в учебнике.

Тип 3: Находим процентное отношение двух чисел (часть от целого числа).

Задача. В классе 40 учеников. 16 из них – девочки. Сколько процентов девочек в классе?

Решение. Чтобы узнать, какой процент составляет одно число от другого, нужно то число, которое требуется найти, разделить на общее количество и умножить на 100%.

Решение: 16 / 40*100% = 40%

Ответ: 40 % в классе составляют девочки.

Тип 4: Увеличиваем число на процент.

Задача. На экзамене по математике 120 старшеклассников получили пятерки. В этом году число отличников выросло на 17%. Сколько человек получили пятерки за экзамен по математике в этом году?

Решение. Если некое число, а увеличено на Х %, то оно увеличилось в

(1 + Х /100) раз. Откуда а * (1 + Х /100). Подставим в эту формулу данные нам по условию задачи цифры и получим ответ:

120 * (1 + 17/100) = 140

Ответ: 140 человек в этом году получили пятерки

Тип 5: Уменьшаем число на процент.

Задача. Год назад школу закончили 100 ребят. А в это году выпускников на 25 меньше. Сколько выпускников в этом году?

Решение: Если число а уменьшено на Х % и при этом 0 ≤ Х ≤ 100, то число уменьшено в (1 – Х / 100) раз. И нужное нам число находим по формуле

а * (1 – х/100).

Подставляем цифры из условия задачи и получаем ответ:

100 * (1 – 25 / 100) = 75.

Ответ: 75 выпускников в этом году

Тип 6: Задачи на простые проценты.

Задача. Родители взяли в банке кредит 5000 рублей сроком на год под 15% ежемесячно. Сколько денег они заплатят банку через год?

Решение. Простые проценты называются так, потому что они начисляются многократно, но всякий раз к исходной сумме. Если обозначить исходную сумму как а, сумму, которая наращивается, как S, процентную ставку как Х % и количество периодов начисления процента как у, то формулу можно записать так: S = а * (1 + у * Х / 100).

Теперь подставим сюда цифры из условия задачи и узнаем, сколько денег родители заплатят банку: S = 5000 * (1 + 12 * 15/100) = 14000.

Ответ: 14000 рублей родители заплатят банку через год

Тип 7: Задачи на сложные проценты.

Задача. Сумма кредита составляет 25000 рублей, взятых под 15% сроком на 3 месяца. Узнайте, сколько денег придется заплатить банку по истечении срока кредита.

Решение. Сложные проценты отличаются от простых тем, что процент много раз начисляется не к исходной сумме, а к сумме с уже начисленными раньше процентами. Пусть S – наращиваемая сумма, а – исходная, Х % - процентная ставка, у – количество периодов начисления процента.

В этом случае формула принимает вид: S = а * (1 + Х / 100) у.

Подставляем цифры из условия: S = 25000 * (1 + 15/100) * 3 = 38021,875 – искомая сумма.

В заключении можно сказать, что тема изучения задач на проценты не так сложна, как кажется. Что бы быстрее понять и освоить эту тему, нужно приложить не много усилия, трудолюбия, а так же внимательно послушать учителя. Удачи!

«Проценты» - Учебник по математике 5 класс (Виленкин)

Краткое описание:

Слово «процент» в переводе с латинского выражения pro centum, от которого и происходит, означает «со ста» или «за сотню». Как и многие математические знания, проценты зародились еще в Древнем Вавилоне. А особенное распространение они получили в Древнем Риме. Жители этой цивилизации процентами называли деньги, которые должник платил дополнительно помимо взятой в долг суммы заимодавцу. Похожая система действует в современных банках и сейчас. Вы наверняка слышали или читали о кредитах и процентных ставках.

От римлян использование процентов перешло и в другие европейские страны. И очень долгое время под процентами понимали только убыток или прибыль на каждые 100 рублей, фунтов, крон и т.д. Т.е. проценты применялись исключительно в торговых и денежных делах. Много позже сфера их применения значительно расширилась и на сегодняшний момент проценты можно встретить практически во всех сферах деятельности человека.

Что же такое проценты, и для чего они нужны не только в науке математике, но и в практической деятельности, вы узнаете, изучив данный пункт учебника.

Кстати, сам символ «%» происходит от итальянского слова cento, что означает «сто». Предполагают, что это слово при расчетах часто писали сокращенно – cto. Чуть позже и это сокращение сократили, оставив только букву t, которая при быстром письме постепенно превратилась в современный знак процента.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 5

Продолжительность: 45 минут

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с понятием “проценты”;
  • Обозначать, читать и находить процент чисел и некоторых единиц измерения величин;
  • Переводить процент в десятичную дробь и обратно;
  • Учить ребят решать текстовые задачи;
  • Совершенствовать вычислительные навыки
  • Научить применять изученный материал в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты:

  • понимание учащимися значения понятия процента для описания реальных процессов;
  • нахождение процента от числа;
  • приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможности;
  • развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости;
  • развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.

Тип урока: объяснение и первичное закрепление учебного материала.

Технологии: учебная мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор с экраном для демонстрации презентации, компьютер.

План урока:

1. Организационный момент. (2 мин)

2. Актуализация опорных знаний (5 мин)

3. Работа по теме урока (20 мин)

4. Физкультминутка (2 мин)

5. Самостоятельная работа (9 мин)

6. Заключение (5 мин)

7. Подведение итогов урока (2 мин)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2 мин.)

Проверка готовности к уроку. Объявление темы и цели урока.

Смена тетрадей.

(СЛАЙДЫ 1-6)

Будь внимательней дружок,
Начинаем мы урок
Посмотрите все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

2. Мотивация урока

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа

Ж. Ж. Руссо (1712-1778): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” (СЛАЙД 7)

Я желаю вам сегодня удачи. Вы готовы к работе?

II. Актуализация опорных знаний.

1.Устные упражнения. (СЛАЙД 8)

Чтобы узнать тему нашего урока вы должны правильно выполнить вычисления и вписать в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам. Расположите в порядке убывания.

3.5 3.2 1.5 0.9 0.36 0.25 0.1

Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – “Проценты”. Это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики. В этом году мы начнём эту тему. В 6-ом классе мы к ней вернёмся при изучении пропорций.

Ребята, как вы думаете, где в повседневной жизни встречаются проценты?

Ответы учащихся:

Можно услышать, например, что, в выборах приняли участие 45% избирателей;

Успеваемость в классе 100%;

Молоко содержит 5 % жира;

Материал содержит 97% хлопка и т.д.

А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по физике, по химии. При сдаче ЕГЭ дают текстовые задачи на проценты. Поэтому наша цель, научиться решать уже сейчас, и в дальнейшем применять полученные знания.

Повторение изученного материала

Вспомните:

Правило умножения десятичной дроби на 100;

Правило деления десятичной дроби на 100;

Вопросы: (СЛАЙД 9-10)

1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?

2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?

3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?

Учащиеся дают ответы, на экране появляются записи.

1 ц=100 кг;

1 м=100 см;

1 га = 100 а;

Записывают в тетради.

III. Работа по теме урока

1. Объяснение материала

Ребята, мы рассмотрели соотношения некоторых единиц измерения, которые связаны с одной сотой частью.

Сотая часть любой величины принято называть процентом. (СЛАЙД 11-12)

Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается:

  • 1 кг – 1% центнера;
  • 1 см – 1 % метра;
  • 1 а – 1 % га;
  • 0,09 – 1 % от 9.

История возникновения процента

Слово “процент” происходит от латинских слов рro centum,что буквально означает “со ста”. Широко начали использовать проценты в Древнем Риме, но идея процентов возникла много раньше- вавилонские ростовщики уже умели находить проценты (но они считали не “со ста”, а “ с шестидесяти”, так как в Вавилоне пользовались шестидесятеричными дробями). А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом “cento”(сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики стали употреблять знак % для обозначения процентов. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, т.е. пользуясь пропорцией. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Они брали с должника лихву (деньги сверх того, что брали в долг). При этом говорили: “ На каждые 100 сестерциев долга заплатишь 16 сестерциев лихвы”. Так как слово “на сто” по латыни звучит “про центум”, то сотую часть и стали называть процентом. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.

В Европе проценты появились на 1000 лет позже. Их ввел бельгийский ученый Симон Стевин, который в1584 году впервые опубликовал таблицы процентов.

Первичное закрепление материала

Задание 1. (СЛАЙД 13)

Как перевести проценты в десятичную дробь?

  • 2%=0.02
  • 6%=0.06
  • 49%=0.49
  • 129%=1.29
  • 3.9%=0,039
  • 0.8%=0.008

Задание 2. (СЛАЙД 14)

Как записать десятичную дробь в процентах?

  • 0.87=87%
  • 1.46=146%
  • 0,907=90.7%
  • 3.456=345.6%

Учитель: Итак, что нужно делать, чтобы десятичную дробь выразить в процентах или проценты представить в виде десятичной дроби?

Выводы: (отвечают ученики)

1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.

2) Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.

Находят эти правила в учебнике.

3. Решение примеров по учебнику

Решаем № 1561, 1562

Два ученика по очереди на доске показывают решения.

Ответы для проверки:

  • №1532: 0,01; 0,06; 0,45; 1,23; 0,025; 0,004
  • №1533: 87%; 7%; 145%; 3,5%; 267,2%; 90,7%

Решаем задачи (условия задач на экране)

Задача 1. (Слайд 15)

За контрольную работу по математике отметку “5” получили 12 учеников, что составляет 30 % всех учеников. Сколько учеников в классе?

Задача 2 . (Слайд 16)

Вини-Пух пошел в лес за медом. Он набрал 4.2 кг меда. По дороге домой Вини-Пух съел 30% меда. Сколько кг меда съел Вини-Пух?

Задача 3. (Слайд 17)

Из 1800 га колхозного поля 558 га засеяно ячменем. Какой процент поля засеян ячменем?

IV.Физкультминутка (СЛАЙД 18)

  • Раз - подняться на носки и улыбнуться.
  • Два - согнуться, разогнуться.
  • Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
  • На четыре - руки шире.
  • Пять – руками помахать.
  • Шесть - за парту тихо сесть.

V. Самостоятельная работа учеников

1. Заполнить таблицу (Слайд 19)

2. Решить задачу. (Слайд 20)

Кролик посадил у себя в саду 250 луковиц тюльпанов красного цвета. Но 8% тюльпанов выросло желтыми. Сколько тюльпанов оказалось желтым?

Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки.

VI. Заключение. Рефлексия

Итак, ребята, сегодня мы с вами ознакомились с понятием процента. Выяснили, где он применяется. Научились обозначать эту величину, выражать десятичную дробь в процентах и процент представлять в виде десятичной дроби. Рассмотрели, как решаются простейшие задачи на проценты.

Самостоятельная работа показала, как вы усвоили и закрепили этот материал. На следующих уроках мы с вами будем решать более сложные задачи на проценты.

VII. Подведение итогов урока (СЛАЙД 21)

Что такое процент?

Выставляются оценки за активную работу на уроке, все получают оценку за тест.

Домашнее задание.

Выучить определение и правила.

Решить № 1598, 1599, 1612(а).

Литература.

1. Попова Л.П, Поурочные разработки по математике: 5 класс. – М.ВАКО: Учителю, 2009.

2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006.

3. Леонович А. А. Я познаю мир. Математика, энциклопедия для детей, М: АСТ - ЛТД, 1998.