Крымчаки в крыму история. Версии происхождения караимов

В документах крымских ханов до захвата полуострова Россией (1783) члены общины именуются иех удилер , то есть «евреи»; так же обозначаются и караимы. Различие между этими двумя группами не проводится ни в документах европейских колоний в Крыму , ни в книгах европейских путешественников, посещавших Крым в средние века. В разговорном языке крымских татар крымчаки назывались зюлюфлю чуфутлар (`евреи с пейсами`), а караимы - зюлюфсюз чуфутлар (`евреи без пейсов`). О языке крымчаков, близком крымско-татарскому языку, см. Крымчакский язык .

Расселение

В 14–16 вв. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь .

Согласно переписи, проведенной турками во времена султана Сулеймана I (1520–66), в Каффе жили 92 еврейские семьи и один еврей-бобыль, то есть, согласно принятым демографическим критериям, - около 460 человек. Общее число крымчаков достигало тогда 500–700 человек. Согласно русским официальным данным конца 18 в., в Карасу-Базаре было 93 еврейских дома, то есть около 460–470 душ. К началу 19 в. в Крыму жили около 600 крымчаков. В петиции Александру I (см. выше) говорится о 150 дворах, то есть о 750 душах. Из 2837 евреев-раббанитов, проживавших в Крыму в 1847 г., подавляющее большинство составляли крымчаки. Перепись 1897 г. определила 3345 крымчаков, проживавших в Крыму; на Черноморском побережье Кавказа проживало еще 153 еврея-раббанита, говоривших на «татарско-турецком» языке.

С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. - 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае - около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи . По-видимому, в конце 19 в. - начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.

В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс.. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же - в Симферополе, 750 - в Феодосии, 500 - в Керчи, 400 - в Севастополе, остальные - в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч - в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921–22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили крымчакский язык родным.

Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5–10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500–700 крымчаков - на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200–300 - по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.

Подавляющее большинство крымчаков было уничтожено гитлеровцами в 1941–42 гг. В 1948 г. десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 - в Феодосии, 100 - в Керчи, 400 - в Симферополе, и несколько - в Евпатории, Севастополе и Джанкое. Во всем Крыму насчитывалось 700–750 крымчаков. В целом по окончании Второй мировой войны в Советском Союзе осталось в живых не более 1,4–1,5 тыс. крымчаков. Гитлеровцы уничтожили около 3/4 этой общины; около тысячи крымчаков находились в Эрец-Исраэль и США.

По данным советской переписи 1959 г. из 1,5 тыс. крымчаков лишь для 189 родным языком продолжал оставаться крымчакский. По переписи 1970 г. из евреев Крыма 71 человек в качестве родного языка назвали не русский, не украинский и не идиш. Возможно, это были крымчаки, которые все еще говорили на родном языке. В 1970–80 гг. численность крымчаков, по некоторым данным, сократилась не менее чем на 15%, то есть снизилась до 900 человек; однако по другим оценкам она составляла в 1982 г. около двух тысяч человек. Остатки общины быстро растворяются в окружающем русском и украинском населении.

В конце 19 в. - начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила сефардский молитвенный толк (носах сфаради ). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала крымчакская синагога . В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями-ашкеназами.

История евреев Крыма

Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюркоязычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14–16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.

Боспорский период

Появление евреев в Крыму связано с эллинистической колонизацией берегов Черного моря (2–1 вв. до н. э.). Очевидно, евреи прибыли в Крым из Малой Азии. В то же время не исключено переселение евреев в Крым с Кавказа (через Таманский полуостров) со времен ассирийского и вавилонского пленения (7–6 вв. до н. э.).

Первые свидетельства о евреях в Крыму относятся к 1 в. н. э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные главным образом в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове, входивших в Боспорское царство.

Документы об освобождении рабов (1 в. - первая половина 2 в. н. э.) обязывают их регулярно посещать синагогу под контролем еврейской общины. Таким образом, эллинизированные еврейские общины Боспорского царства, свободные от преследований и ограничений, пополнялись за счет обращения в иудаизм освобожденных рабов. Кроме того, к еврейским общинам примыкали так называемые себоменой (по-гречески `почитатели`) - неевреи, частично исполнявшие предписания еврейской религии (см. Еврей , Иудействующие). Влияние еврейской религии сохранялось и в начале 4 в., о чем свидетельствует надпись о постройке синагоги в Пантикапее (ныне Керчь) одним из высших боспорских чиновников.

О занятиях евреев Крыма этого периода известно мало; по-видимому, они занимались в основном ремеслами и торговлей. Евреи состояли и на государственной службе, включая службу в армии (об этом свидетельствует надгробная плита 1 в. н. э. из Тамани). Надгробные памятники 3–4 вв., где наряду с греческими надписями имеется надпись на иврите , а также встречаются еврейские собственные имена и символы, свидетельствуют о частичном слиянии групп евреев, в меньшей степени подвергшихся влиянию эллинистической культуры, с эллинизированными евреями - старожилами Крыма. Во 2–3 вв. евреи распространялись на запад вдоль южного побережья Крыма. В 300 г. евреи упоминались в Херсонесе (на юго-западе Крыма) в связи с восстанием местного населения против насильственного распространения христианства.

Вторжение гуннов (370-е гг.), разрушившее Боспорское царство, и возникновение на его развалинах Алано-Гуннского государства (существовало до начала 6 в.) способствовали дальнейшей деэллинизации евреев Крыма. Подтверждением этому являются надгробия этого периода, обычно безымянные, только с изображением семисвечника и других еврейских символов. В начале 6 в. территория бывшего Боспорского царства была занята Византией . Пребывание евреев в 7 в. на юго-востоке Крыма подтверждается свидетельством византийского хронографа 8 в. Феофана. В районе Тамани обнаружены еврейские памятники, датируемые 6–8 вв.

Хазарский период

В середине 7 в. большая часть Крыма была занята хазарами (см. Хазария), владения которых включали юго-восточный Крым (бывшая территория Боспорского царства), степи северного Крыма и горную область на юго-западе Крыма - Готию, частично населенную германским племенем готов. В начале 8 в. после продолжительных столкновений установился достаточно прочный мир между Византией, сохранившей в своих руках Херсон (прежде Херсонес), и Хазарией, под властью которой оказалась остальная часть Крыма.

Крым превратился в одну из западных пограничных областей Хазарского государства; возможно, что евреи Крыма сыграли значительную роль в процессе иудаизации хазар, завершившемся окончательным принятием иудейской религии (конец 8 в. - начало 9 в.) правящим слоем и частью населения Хазарского государства. Очевидно, в это время приняла иудаизм также часть крымских готов. Еврейское население Крыма увеличилось также за счет еврейских беженцев, в основном из Византии, где периодически происходили гонения на евреев (в 843 г., 873–874 гг. и 943 г.).

Большое влияние на еврейскую религию в Крыму (в частности на формирование так называемого «крымского ритуала») оказали византийские евреи-беженцы и поддержание связей с еврейским центром в Вавилонии. Видимо, в 909 г. в Каффе была построена самая древняя из всех известных на нынешней территории Советского Союза синагога. Некоторые источники упоминают ряд живших в Крыму составителей религиозных гимнов (пайтаним ; см. Пиют), например, Аврах ам бен Симха х а-Сфаради (вторая половина 10 в. - 1027 г.). Среди занятий еврейского населения источники упоминают выделку шелка, окраску тканей и торговлю.

С середины 9 в., в связи с вторжением угров (венгров), печенегов и славян Киевской Руси, а также с возобновлением войн с Византией, власть хазар в Крыму ослабевает. Гонения на евреев в Византии (932–936) принудили многих из них бежать в Хазарию. Война (примерно 940–941 гг.) между Русью, подстрекаемой Византией, и Хазарией привела к отвоеванию южной и юго-западной частей Крыма (вплоть до Херсона) хазарским войском во главе с полководцем Песахом. Попытки византийской церкви обратить евреев Крыма в христианство не увенчались успехом.

Хазарский царь Иосиф в письме к Хисдаю Ибн Шапруту (960?) утверждал, что он властвует, среди прочего, над 12-ю поселениями в Крыму и на Тамани. Наиболее значительные еврейские общины были в городах Самкуш, или Самкерш (Тмутаракань), Судак, Мангуп (Дорос). Персидский географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани (начало 10 в.) называет город Самкуш «еврейским». Кроме того, известны крупные еврейские общины в городах Солхат (бывший Фуллы, ныне Старый Крым), Феодосия (Каффа) и Херсон (где еще в 861 г. проповедник православия Кирилл застал сложившуюся еврейскую общину, которая включала и принявших иудаизм хазар), очевидно, не находившиеся под хазарским управлением.

После поражения, нанесенного хазарам князем Святославом в 965 г., начинается упадок Хазарского царства. В 1096 г. византийский император Алексей I распорядился изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Херсонские изгнанники осели, по-видимому, в невизантийских районах Крыма. Но и через 60–70 лет евреи все еще населяли его византийскую часть. Биньямин из Туделы сообщает о существовании общины евреев-раббанитов в городе Согдия (ныне Судак) - одном из важнейших Крымских портов. В эту эпоху еврейство Крыма фактически являлось периферийной частью общины романиотов , родным языком которой был греческий.

Исповедовавшие иудаизм хазары, по-видимому, растворились в еврейском населении Крыма. Среди евреев-иммигрантов были также караимы. Путешественник Птахия из Регенсбурга (в 1175? г.) подтверждает существование в районе Азовского моря групп евреев, обычаи которых тождественны обычаям караимов. Еврейство Крыма продолжало поддерживать связи с еврейством Византии и стран ислама. Об этом свидетельствует отклик евреев Крыма на мессианское движение Давида Алрои (начало 12 в.).

Татарский период

В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. На южном побережье Крыма с 1266 г. обосновались генуэзские колонии - Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь). Генуэзцы называли Крым (в особенности восточный) «Газария» (Хазария). В юго-западном Крыму (бывшая Готия) существовало до 1475 г. христианское княжество Феодоро. Благодаря генуэзским колониям Крым становится важным центром торговли, привлекшим к себе значительное число еврейских иммигрантов из стран Востока (Персии, Малой Азии, Египта) и Запада (Италии, затем Испании).

Экономическое процветание еврейских общин способствовало их культурному подъему. Книга Аврах ама Кирими (то есть Крымского) «Сфат х а-эмет» («Язык истины», 1358) является первым дошедшим до населения оригинальным произведением евреев Крыма. Это комментарий к Пятикнижию , написанный с рационалистических позиций. Книга Кирими создана по просьбе его ученика и друга караима Хизикиях у бен Элханана, что свидетельствует о дружественных отношениях между раббанитами и караимами в этот период в Крыму. Значительное влияние на А. Кирими оказал романиотский теолог Шмария Икрити (1275–1355). Согласно некоторым источникам, Солхат, город, в котором родился и жил А. Кирими, был в то время важным центром еврейского рационализма.

С 14 в. общины караимов сосредоточились в Чуфут-Кале (на иврите Села х а-иех удим) и Мангупе - столице княжества Феодоро, тогда как большая часть евреев-раббанитов проживала в Солхате, а позднее - в Карасу-Базаре. Однако крупнейшая еврейская община Крыма была в Каффе, где жили как раббаниты, так и караимы.

С середины 15 в. усиливается натиск новообразованного Крымского ханства и Турции на генуэзские колонии в Крыму. Пытаясь уменьшить столкновения между различными национально-религиозными группами в колониях, которые приводили, в частности, к попыткам насильственного крещения евреев и грабежа имущества, генуэзские власти издали в 1449 г. устав для черноморских колоний, один из разделов которого подтвердил свободу и безопасность исповедания всех религий, в том числе и еврейской. И в последующие годы, вплоть до захвата Каффы турецкими войсками (1475), инструкции из Генуи предписывали не вмешиваться в дела евреев.

Еще до занятия Каффы турками некоторые евреи города завязывали связи с двором Крымских ханов в Солхате. Один из них, купец Хозя Кокос, был в 1472–86 гг. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и Крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры (конец 15 в.), считали евреем.

С конца 15 в. в Крым стали прибывать евреи из Литовского государства - как захваченные в плен татарами во время нападений на Литву, так и изгнанные оттуда в 1495 г. Среди плененных в 1506 г. был раввин Моше бен Я‘аков из Киева (Моше х а-Голе, 1448–1520?, см. ниже).

Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной мере переняли язык, обычаи и нравы татар-мусульман. Уже в 13 в. часть евреев Крыма перешла на тюркский язык. Библия была переведена на крымчакский язык. Упадок торговли привел к увеличению удельного веса ремесла и сельского хозяйства среди занятий евреев Крыма. В Мангупе и Чуфут-Кале многие евреи занимались выделкой кож и горным огородничеством, в юго-западном Крыму и около Каффы - садоводством и виноградарством.

Для защиты личности и имущества от посягательств местных феодалов евреи-купцы получали так называемые ханские ярлыки (грамоты). Первые ярлыки, выданные евреям Карасу-Базара и Чуфут-Кале, известны с конца 16 в. - начала 17 в., но, очевидно, они выдавались и раньше. Специфичным для крымских евреев было посредничество при выкупе еврейских пленных (см. Пленных выкуп), захваченных татарами при набегах на Польско-Литовское государство, и предоставление убежища евреям-изгнанникам (в том числе бежавшим от резни 1648–49 гг. на Украине; см. Б. Хмельницкий).

На протяжении всей своей истории крымчаки ассимилировали евреев, выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа (см. Грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.

О различном происхождении крымчаков свидетельствуют их фамилии, большинство из которых характерны для евреев тюркоязычных стран (Демарджи, Кая, Колпакчи, Бакши, Куюмжи, Женгин и другие); некоторые указывают на связь с Малой Азией (Токатли, Ханбули, Измерли) или с Кавказом (Абаев, Гурджи); другие - на происхождение из Италии и Испании (Абрабен, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастре, Манто, Чепиче, Конорто, Тревгода). Имеются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно, Соловьев и другие. Некоторые фамилии несут в себе иврито-арамейский элемент: Рофе, Шамаш, Бахур, Нееман, Гибор, Хахам, Песах, Пурим, Раббену, Бен-Товим, Кох ен, Леви, Шалом, Мизрахи, Ашкенази, Рабби и другие.

До завоевания Крыма Россией все группы евреев-раббанитов, попадавшие в Крым, сливались с общиной крымчаков (лишь в 19 в. - начале 20 в. в Крыму сложилась отдельная ашкеназская община). Смешение в Крыму выходцев из разных общин привело к возникновению там особой формы молитв, обряда, включающего элементы, характерные для различных толков (минх аг Каффа ). Традиции крымчаков испытали сильное влияние различных течений еврейской мистики: Хасидей Ашкеназ , каббалы (Зох ар , лурианской и в особенности практической). Примирению различных толков и выработке единой формы обряда способствовало появление в Крыму рабби Моше бен Я‘акова из Киева (Моше х а-Голе), который составил новый молитвенник «Махзор минх аг Каффа» и установил правила общинного устройства.

Крымчакский молитвенный толк окончательно оформился в 16–17 вв. под преобладающим влиянием Константинополя и Эрец-Исраэль. В 18 в. еврейскую общину Карасу-Базара возглавлял видный талмудист Давид Лехно (умер в 1735 г.), автор введения к молитвеннику «Махзор минх аг Каффа», содержащего информацию о жизни и обычаях крымчаков, и сочинений «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвященных грамматике языка иврит, и «Двар сфатаим» («Речение уст») - хроника крымских ханов.

Российский период

Успешная борьба караимов против применения к ним антиеврейских законов Российской империи (см. Караимы) и переселение их из старых разрушенных городов-крепостей в другие районы Крыма, обусловленное экономическими причинами, способствовали полному разрыву между караимами и крымчаками.

В 1866–99 гг. главным раввином Карасу-Базара был уроженец Иерусалима Хаим Хезекия Медини (1832–1904), деятельность которого весьма способствовала повышению духовного и культурного уровня общины крымчаков. При нем усилилось влияние сефардов на крымчаков. Он внес ряд изменений в обычаи общины, основал несколько школ и иешиву. В монументальном многотомном труде «Сдей хемед» («Поля красоты») Медини подробно описал традиции крымчаков и дал собственные такканот . В 1899 г. Медини вернулся в Эрец-Исраэль, где издавал религиозную литературу с переводом на крымчакский язык.

Существовавшее среди крымчаков многоженство исчезло к началу 19 в. Девушки выходили замуж в раннем возрасте; допускались браки между сравнительно близкими родственниками (например, между дядей и племянницей). Вдовы не вступали во второй брак, так как муж и жена считались неразлучными и после смерти. Свадебные обряды отличались некоторыми особенностями. Быт крымчаков напоминал быт крымских татар. Патриархальный порядок в семье сохранился до конца 19 в.

Среди крымчаков были распространены различные суеверия, связанные с усиленными занятиями каббалой. Однако особое значение крымчаки придавали добрым делам, почитая первой и важнейшей заповедью «возлюби ближнего как самого себя». Среди них были широко распространены различные виды благотворительности, забота о вдовах и сиротах. Нищих среди крымчаков не было, бедняки получали от общины дрова, муку и свечи.

В 19 в. крымчаки были маленькой, очень бедной общиной, почти не затронутой европейским просвещением. Большинство крымчаков занималось ремеслами, меньшинство - земледелием, садоводством и виноградарством, лишь немногие - торговлей. Ввиду бедности община крымчаков Карасу-Базара в 1844 г. просила освободить ее от свечного сбора (см. Коробочный сбор). Просьбу власти не удовлетворили. В 1848 г. к карасубазарскому обществу присоединили феодосийское, но только по коробочному и свечному сборам. 140 крымчаков основали в 1840 г. сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ную колонию Рогатликой, однако в 1859 г. крымчаки - земледельцы этой колонии были переведены в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли переданы русским переселенцам-христианам.

В результате заступничества новороссийского генерал-губернатора графа А. Строганова запрет евреям приобретать в Крыму земельную собственность не был утвержден царским правительством (1861). Отношение русской администрации к «евреям-талмудистам» Крыма было сравнительно мягким. Общине были предоставлены некоторые льготы в области налогообложения и рекрутчины. Уже в докладе новороссийского генерал-губернатора графа М. Воронцова министру внутренних дел (1843) содержится, наряду с характеристикой особенностей крымчаков, довольно положительная оценка их образа жизни.

Крымчаки создали богатый фольклор. Обнаружены сборники легенд, песен, загадок и пословиц общины («джонки»), написанные от руки еврейскими буквами и передававшиеся из поколения в поколение. Образцы фольклора крымчаков публиковались неоднократно в оригинале и в переводах на русский язык, идиш и иврит. Литература на крымчакском языке включает кроме фольклорных произведений главным образом переводы религиозных текстов. Самое большое собрание книг и рукописей на этом языке хранится в Публичной библиотеке имени М. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге .

Крымчаки в 20 веке

Лишь в начале 20 в. в Крыму впервые были открыты две начальные школы для детей крымчаков с преподаванием на русском языке - в Симферополе (1902) и в Карасу-Базаре (1903). С 1911 г. по 1921 г. директором школы был выпускник Виленского учительского института (первый крымчак, получивший высшее образование) И. С. Кая (1887–1956), который вел просветительскую работу среди крымчаков и написал много работ, посвященных их истории и этнографии. С приобщением крымчаков к русской культуре в начале 20 в. некоторые из них приняли участие в революционных движениях. Многих привлекло сионистское движение. Представители крымчаков были делегатами 7-го Съезда сионистов России (май 1917 г.).

После революции крымчаки подверглись тем же социально-демографическим процессам, что и другие еврейские этнолингвистические группы. Наряду со значительным повышением уровня образования крымчаков происходил процесс распада традиционного быта. Голод 1921 г. вынудил значительную часть общины Карасу-Базара (в том числе И. С. Кая) переселиться в Симферополь. Многие крымчаки, становясь врачами, инженерами, преподавателями, порывали связи с родной общиной. Ленинградский инженер М. А. Тревгода, крымчак по происхождению, - лауреат Государственной премии.

В октябре 1941 г. Крым был оккупирован германскими войсками. Лишь незначительной части крымчаков удалось эвакуироваться. Не будучи уверенными в принадлежности крымчаков к «еврейской расе», оккупационные власти запросили Берлин и получили ответ, что крымчаки должны быть уничтожены, как и другие евреи. Из 40 тыс. евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около шести тысяч были крымчаки. Согласно отчету эйнзацгруппен D, за период с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. в Западном Крыму было уничтожено 2504 крымчака. 11 декабря были расстреляны близ деревни Мазанка крымчаки из Симферополя; 4 декабря - крымчаки в Феодосии, тогда же были уничтожены крымчаки Керчи. 18 января 1942 г. в Карасу-Базаре около двух тысяч было умерщвлено газом в «душегубках».

Крымчаки сражались в рядах советской армии и партизанских отрядах. Среди многих крымчаков, погибших в боях, поэт Я. И. Чапичев (1909–45), которому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В партизанских действиях отличились Я. Манто, С. Бакши и многие другие. Различными аспектами истории и этнографии крымчаков занимались П. Лякуб (?–1891), С. Вейсенберг , И. С. Кая, В. И. Филоненко («Крымчакские этюды», «Рочник ориенталистычны», 1972). Однако систематического исследования истории, культуры, языка и литературы крымчаков до сих пор нет. Житель Ленинграда Е. Пейсах, по происхождению крымчак, собрал большую коллекцию крымчакского фольклора и работал над составлением крымчакско-русского и русско-крымчакского словаря. Материалы по истории и культуре крымчаков собирали израильский ученый И. Керен (1911–81), сын И. С. Кая инженер Л. И. Кая (1912–88).

История крымчаков в советское время тесно связана с историей других этнолингвистических групп. В послевоенный период в Советском Союзе крымчаков тенденциозно определяли как особую «народность» смешанного, в основном нееврейского этногенеза. Остатки крымчаков подвергаются процессу быстрой ассимиляции , лишь в незначительной степени сохраняя свои этнические особенности и самосознание.

КЕЭ, том: 4.
Кол.: 603–612.
Издано: 1988.

Крым - один из самых многонациональных регионов России. Тут проживают 175 народов, в том числе коренные - крымские татары, караимы и крымчаки. Первых 200 тысяч, вторых и третьих - по несколько сотен.

Крымские татары: можно попробовать сосватать невесту

Название "крымские татары" осталось в русском языке с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами. С историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных) они имеют мало общего, будучи потомками тюркоязычных, кавказских и других племен, населявших Восточную Европу до монгольского нашествия.

После победы России над Османской империей (1783 г.) сотни тысяч крымских татар эмигрировали - большей частью в Турцию. Оставшиеся не раз восставали против царской власти. Обвинение крымских татар, а также других народов полуострова в сотрудничестве с немцами стало поводом для их выселения с полуострова в мае 1944-го - в основном в Среднюю Азию. Всего было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (47 тыс. семей). В отличие от других депортированных народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в "оттепель", крымские татары были лишены этого права до 1989 года. В местах компактного проживания (южнобережье, Бахчисарайский, Белогорский, Судакский районы, Симферополь) до сих пор можно услышать крымско-татарскую речь, попробовать восточную кухню, остановиться в гостинице, оформленной в этническом стиле.

Познакомиться с нашими традициями лучше в Бахчисарае, - говорит старший научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар Ленара Чубукчиева. - У нас возрождается ювелирное искусство, традиционная вышивка, керамика, резьба по дереву. В Симферополе работает этнографический музей, в Евпатории - культурно-этнографический центр "Одун-Базар", где желающим предлагают кулинарный и обрядовый туры. Например, поучаствовать в старинном ритуале сватовства невесты. В том числе в главной роли. Вас облачат в традиционный наряд и окрасят пальцы хной. Гостей угостят кубете - блюдом, которое печет невеста, чтобы продемонстрировать жениху свои кулинарные способности.

По словам Ленары, невесте до сих пор обязательно готовят приданое. В основном это вещи, которые можно использовать для оформления спальни. В семьях по-прежнему принято иметь много детей, которых называют восточными именами: Зарема, Эльвира, Ленур, Эдем, Айдер и т.д. Смешанные браки бывают, но не приветствуются. В домах, даже самых современных, присутствуют элементы восточного стиля. Обычно на стене висит декоративная тарелка или кожаное полотно в рамке с выдержкой из Корана.

До сих пор в Крыму сохранились тюркские названия населенных пунктов и водоемов. Переименованные в XVIII-XX веках города крымские татары между собой нередко называют по-прежнему: Симферополь - Акъмесджитом, Евпаторию - Гезлевом, Севастополь - Ахтияром.

535 караимов...

Некоторые традиции, присущие крымским татарам, близки еще одному коренному народу региона - караимам. Это один из самых малочисленных народов планеты. И 535 человек, то есть четверть представителей этнической группы, проживают в Крыму. В начале XX века их было 8 тысяч. Количество караимов катастрофически сократилось из-за войн, репрессий, голода и ассимиляции.

Это единственные ныне существующие жители Крыма - потомки обитателей пещерных городов, - рассказывает председатель научного совета крымских караимов Юрий Полканов. - Сейчас самая большая в мире община (300 человек) находится в Симферополе.

Родовое гнездо караимов располагается на Чуфут-Кале (сами они настаивают, что правильное название "Джуфт-Кале" - "Двойная крепость"). Это известный в Крыму экскурсионный объект, ежегодно принимающий тысячи туристов. В Бахчисарайском районе можно увидеть, как выглядели типовая караимская усадьба и кладбище. Кенассы (молитвенные дома) караимов вы увидите в Евпатории. Поблизости можно попробовать традиционную кухню.

"Рецепты национальных блюд в наших семьях сохраняются, - говорит Полканов. - Наиболее известны караимские пирожки с бараниной, катлама (лепешки), хамур-долма (маленькие пельмешки)".

Из караимов происходят и Нарышкины - известный русский дворянский род. Родоначальник рода - караим Мордка Кубрат, по прозвищу Нарыш, или Нарышко, выехавший в Москву в 1465 году. Его внук Исаак первым носил фамилию Нарышкин.

...и 228 крымчаков

Многие путают караимов с крымчаками. У них действительно есть общие черты культуры и языка, но религия отличается. Первые исповедуют караизм, вторые - иудаизм. Это одна из причин, по которой сегодня в регионе крымчаков осталось так мало (228 человек). Во время войны фашисты уничтожили 6 тыс. крымчаков вместе с евреями.

В симферопольском крымчакском музее целый зал посвящен жертвам Холокоста, а на 10-м км Феодосийского шоссе стоит памятник тысячам расстрелянным в течение нескольких декабрьских дней 1941 года. Среди них были и родные председателя культурно-просветительского общества крымчаков Доры Пирковой, которая выросла в семье, где разговаривали на крымчакском языке и готовили традиционные блюда. Но сегодня, говорит она, таких осталось мало.

Крымчаки ассимилировались, - поясняет Дора. - Дети в основном крымчаки уже даже не наполовину, а лишь на четверть. Имена родители дают русские. Язык знают только старики.

В обществе стараются сохранить традиции: ежегодно в конце лета в разных городах проводят дни крымчакской культуры, собираются на праздники. И все же может случиться так, что уже через 30-50 лет народ ассимилируется полностью. Так что соприкоснуться с его культурой в Крыму лучше сегодня.

Самая красивая девушка Крыма-2015 - 21-летняя Ава Сейтумерова из Бахчисарая. В конкурсе "Крымская красавица" традиционно участвуют девушки русской, украинской, крымскотатарской, армянской, немецкой, чешской, болгарской и греческой национальностей. В этом году впервые были представлены эстонки, крымчаки и турчанки.

В Крыму официально существуют три государственных языка.

На русском языке в республике учится 96,2% школьников, на украинском - 1,1%, на крымско-татарском - 2,7% (еще 7% изучают его как предмет). По желанию дети посещают уроки армянского, болгарского, греческого и немецкого. Родные языки преподаются в греческой общине "Элефтерия", обществе болгар "Извор", воскресной школе при армянской церкви, немецких центрах "Содружество" и "Людвигсбург".

В современной этнографии крымчаками называют этнос, сформировавшийся из нескольких групп еврейского происхождения, осевших на крымской земле в средневековый период и в раннее новое время. «Крымчаки» – термин поздний и достаточно условный, возникший лишь после присоединения Крыма к России, в первой половине XIX века для обозначения местных тюркоязычных евреев-талмудистов, резко отличавшихся от всей прочей массы еврейского населения, начавшего селиться в Крыму после 1783 года. Один из крымчакских просветителей, И.С. Кая, вкратце определял историческое содержание этого понятия следующим образом: «Крымчаки – это особая группа евреев, которая издавна живет на Крымском полуострове и в значительной мере приняла татарскую культуру».

Как крымчаки назывались в источниках XVIII – XIX веков

В документах XVIII – XIX веков крымчаки называют сами себя по-татарски «срель балалары» или по-древнееврейски «бней Йисраэль», т.е. «сыны Израиля». Кроме того, в различных источниках более раннего периода на древнееврейском или татарском крымчаки называются «егудим», «ягудилер» или «чуфутлар» (все эти термины следует переводить как «евреи», с тем лишь, что последний термин имел несколько презрительный характер). Впервые термин «Евреи Кримчаки» (т.е. евреи крымского толка) появляется в высочайшем положении о коробочном сборе 1844 года. Так, по всей видимости, могли представить российской администрации тюркоязычных крымских евреев-талмудистов местные чиновники. Позднее, во второй половине XIX века, термин «крымчаки» становится основным термином для обозначения этой этнической общности. Тем не менее, история предков современных крымчаков уходит корнями в значительно более далекое прошлое.

История формирования общины

Итак, начнем по порядку. На наш взгляд, ключевым временем в развитии крымской еврейской общины является период генуэзской колонизации и установления в Крыму татаро-османского господства в XIII–XV веках. 1278 годом датируется сообщение караимского автора Аарон бен Иосифа о календарном диспуте между общиной караимов и евреев-талмудистов (раввинистов, или раббанитов), проживавших тогда в городе Солхате (иначе: Къырым, позднее Эски Къырым, совр. Старый Крым). Это было первое упоминание о предках крымчаков. В том же XIII веке еврейская община появляется и в городе Каффе (Феодосии). В 1309 году там строится крупная синагога, одна из древнейших на территории бывшего СССР. Помимо Каффы и Солхата-Къырыма крупнейшим еврейским центром в Крыму становится город Карасубазар (Белогорск), где в 1516 году также строится синагога. Именно эти еврейские переселенцы составили основу общины, позднее ставшей называться «крымчаками».

Кроме того, небольшие еврейские общины появляются не позже XVII века в Мангупе, Чуфут-Кале и Бахчисарае. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII века раввинисты составляли лишь 25% от общего числа иудейских подданных ханства (ок. 800 человек), а караимы – 75 % (ок. 2600 человек).

Состав общины

В XIII-XVII веках в Крым прибывает большое количество евреев из других стран мира. Среди них были говорившие на идиш ашкеназские (европейские) евреи, греко-, ладино-, тато- и арабоязычные евреи из Византии, Испании, Италии, Востока, Кавказа и Руси. О разнородности еврейской общины нам неопровержимо свидетельствуют фамилии современных крымчаков. Так, фамилии Берман, Гутман и Ашкенази (Ачкинази) будут указывать на говорящих на идиш эмигрантов из Европы и России; Абрабен, Пиастро, Ломброзо и Тревгода – на переселенцев-сефардов из Италии и Испании; Бакши, Стамболи, Измирли, Токатлы и Мизрахи – на Турцию и мусульманский Восток; Лехно и Варшавский – на Польшу; Гота и Вайнберг – на Германию; Гурджи – на Кавказ и т.п. Окончательно все вышеупомянутые течения и землячества сливаются в единое целое в XVII–XVIII веках. Как и караимы, крымские евреи-раввинисты оказываются под сильным культурным влиянием татар, никогда не выходившим, впрочем, за рамки культурных, лингвистических и бытовых заимствований. Особенно важной частью этого влияния стал переход всех вышеуказанных еврейских общин из разных стран от их родных языков к разговорному крымчакскому диалекту (или, точнее, этнолекту) крымско-татарского языка.

Ко времени присоединения Крыма к России тюркоязычная раввинистическая община Крыма составляла около 800 человек. В XIX веке, по-видимому, из-за низкого экономического состояния, крымчакская община пребывает в состоянии сильнейшего культурного упадка. Как свидетельствуют сами крымчаки в петиции к Александру I в 1818 году, среди них не было ни одного человека, который бы владел русским языком!

В 1912 году в Российской империи было 7500 крымчаков, а незадолго до начала Великой Отечественной войны – около 10000, с большинством из них проживавших в Симферополе, Карасубазаре, Керчи, Феодосии и Севастополе. Основным центром проживания крымчаков в это время становится Симферополь; кроме того, в конце 20-ых – начале 30-ых годов основываются два крымчакских колхоза – «Крымчах» и «Ени Крымчах».

Расцвет крымчакской общины в Крыму был прерван немецкой оккупацией полуострова. В ходе уничтожения еврейского населения Крыма были зверски убиты около 70-80% крымчакского населения – пожалуй, ни один другой народ Советского Союза не пострадал в процентном отношении столь серьезно, как крымчаки.

Удар, нанесенный по общине, был столь силен, что она так и не смогла от него оправиться. После войны в Крыму насчитывалось около 700-750 крымчаков, в 1959 году во всем Советском Союзе – две тысячи, в 1989 – 1448.

В наши дни

В результате трагических событий ХХ века община фактически оказалась на грани вымирания. Никто из живущих ныне в Крыму крымчаков не владеет древнееврейским, очень немногие – тюркским крымчакским этнолектом, практически полностью утрачена религиозная традиция. За годы советской власти были уничтожены кладбища и молитвенные дома крымчаков, современная молодежь в основном эмигрирует в Израиль. В настоящий момент крымчакское население Крыма составляет всего 228 человек. Это – самый малочисленный народ республики. Жизнью крымчакской общины полуострова руководит культурно-просветительское общество «Крымчахлар».

Крымчаки, по определению БСЭ (издания 1973 г.),- «малочисленная народность…», которая, «по-видимому, сформировалась на основе древнего местного населения…»
Ученый-антрополог В. Д. Дьяченко пишет: «Этногенез крымчаков не выяснен. Сформировались они, очевидно, на базе местного населения, которое приняло иудейскую религию, с позднейшим смешением, вероятно, хазарского, еврейского, итальянского и частью татарского элемента…»
Крымчаки утверждают, что принадлежат к самостоятельной народности. Иудаизм ортодоксального толка, исповедовавшийся крымчаками в прошлом, зачастую приводил многих исследователей к свободному толкованию этноса и конфессии (вероисповедования). Однако общеизвестно, чта этнос и религиозная принадлежность зачастую не совпадают.
Крымчаки, согласно камеральному описанию Крыма 1783 г., жили компактно в Карасубазаре, а также в Кефе (Феодосия), Мангупе (средневековое городище в юго-западной части Крыма), Эски-Крыме (Старый Крым), Бахчисарае, отдельными семьями в городах Темрюк и Тамань. Их общая численность в тот период не превышала 800 человек.

Впервые термин «крымчак» появился в официальных документах царской России в 1859 г. Новороссийский генерал-губернатор Воронцов, представляя некоторые материалы о крымчаках министру внутренних дел, указывал: место их пребывания - г. Карасубазар, одно из основных занятий - садоводство, ремесла - шапочное, кожевенное; язык - наречие татарского языка (т. е. крымчакский, отличающийся от крымскотатарского и караимского своими лексическими и фонетическими особенностями), в письме пользуются древнееврейским шрифтом.

Время появления крымчаков в Крыму некоторые ученые относят обычно к VI-IX вв. н. э., хотя имеются данные об иудейских монумиссиях (Надписях на камнях) первого и последующих веков в , Кафе, Сугдее, Партените… IX век косвенно подтверждается рукописным молитвенником, бережно сохранявшимся крымчаками, с датой написания или приобретения - 847 г. В 1930 г. молитвенник был передан научному сотруднику Азиатского музея АН СССР в Ленинграде В. Л. Дашевскому.

В настоящее время эта рукопись с библейским квадратным шрифтом на специально выделанной телячьей коже с одной деревянной крышкой является древнейшим рукописным памятником, хранящимся в России, и находится в рукописном отделе библиотеки Института востоковедения России в Санкт-Петербурге. Согласно переписи 1897 г., впервые зафиксировавшей крымчаков как отдельную этническую общность, их было 3466 человек. В основном они проживали на территории Таврической губернии в городах Симферополе (здесь даже был пер. Крымчакский, просуществовавший до 1944 г., ныне это пер. Восточный), Феодосии, Керчи и некоторых других.

Илья Сельвинский, поэт, крымчак

В 1913 г. силами крымчакской общественности была проведена общинная перепись. По данным этой переписи, в 19 городах Крыма и Кавказа проживало 5288 человек. В не охваченных переписью 14 населенных пунктах, в том числе и в Симферополе, проживало еще 2500 человек. Общее число крымчаков приближалось к 8 тыс. человек.
Фамилии крымчаков специфичны и лишь за редким исключением встречаются у некоторых Других народностей (таты Кавказа, караимы, гагаузы и др.). Более 30% фамилий отражают профессии, ремесла (Атар - аптекарь, Колпакчи -шапочник), физический облик (Косе - безбородый, Чубор - рябой), этническую принадлежность (Гурджи - грузин), а также места проживания в прошлом (Мангупли - из Мангупа, Суружии - из Сурожа).
Имена крымчаков мужчин, как правило, библейские, у женщин часто встречаются персидские (Гули, Гулюш), арабские (Мелек, Дунья), болгарские (Пырва), латинские (Виктория, Дона) и другие. В настоящее время детям даются, как правило, русские имена.

Небольшое количество фамилий (около 120) и имен привело крымчаков к необходимости давать прозвища (лагъап), и, надо признать, они в этом преуспели, так как широко ими пользовались в быту. Прозвища стали неотъемлемой частью почти каждой крымчакской семьи и очень точно характеризовали человека. Вот некоторые из них: Ара-баджи Мнемакай - дядя Мнэм извозчик; Амамджи Стерапай - тетя Стера банщица; Балыхчи Нисим - Анисим рыбник; Къокъов Сах - Исаак заика и другие. До сегодняшнего дня крымчаки старшего поколения благодаря прозвищам быстро и точно определяют родственные связи.

Революция произвела коренной перелом в жизни крымчаков. Активно включившись в строительство новой жизни, крымчаки организовывали ликбезы, клубы, женотделы, молодежные организации. В городах создавались культурно-просветительные общества крымчаков.

Крымчаки, по материалам переписи 1897 г., были самой малограмотной народностью. Лишь 35% мужчин знали русскую грамоту, среди женщин этот процент был еще ниже -10. По данным Всесоюзной переписи 1926 г., в СССР проживало 6383 крымчака. После переписи впервые в паспортах стали указывать национальность: крымчак, крымчачка.

Нападение фашистской Германии на СССР принесло неисчислимые бедствия всем народам. Особенно пострадали те, которые проживали на временно оккупированных фашистами территориях. Расистская политика гитлеровской Германии, геноцид по отношению к целым народам особенно отразились на крымчаках и некоторых других национальных меньшинствах, проживавших в Крыму.

Крымчаков Симферополя, предварительно переписанных якобы для отправки на работу в Молдавию, расстреляли 11 - 13 декабря 1941 г. в балке Дубки на 10-м километре шоссе Симферополь-Феодосия. Но остались чудом уцелевшие свидетели этой варварской акции (Р. Гурджи и некоторые другие). Они и рассказали о гибели своих соплеменников после освобождения Крыма в 1944 г.

К 1959 г., т. е. первой послевоенной переписи населения СССР, крымчаков насчитывалось около 1500 человек. Но количество это не соответствовало действительности, так как после войны крымчакам паспорта с указанием их национальности не выдавали, а в основном писали: еврей, караим, грузин…

Эта несправедливость была устранена только после 1965 г., когда Крымский облисполком вынес решение о замене паспортов крымчакам при наличии у них документов, подтверждающих принадлежность к этой национальности. Однако не все смогли представить такие документы, многие из них после войны не сохранились. Поэтому нередко в паспортах крымчаков оставались ранее записанные национальности.

Переписи последних лет численность крымчаков, проживающих в разных районах страны, фиксировали, но, как правило, статистических данных не публиковали. Поэтому сложно ответить на вопрос о количестве крымчаков в настоящее время. По приблизительным, неофициальным подсчетам, их численность колеблется от 2,5 до 3,5 тыс. человек. Они выбрали для проживания небольшими группами частный сектор в Севастополе , Симферополе, Керчи, Феодосии, Евпатории, а также за пределами Крыма.
Жестокое истребление народности в годы воины процесс ассимиляции (в послевоенное время более 60% браков были смешанными) привели к размыванию этноса, утрате родного языка, к ослаблению национального самосознания.

И все же хочется верить, что эта маленькая народность, прошедшая сквозь века, не исчезнет, сумеет сохранить себя…

Кто-то называет караимов религиозной сектой, возникшей на почве иудаизма, кто-то убеждён в существовании отдельного этноса, со своими корнями и прошлым. Ну а кто-то сейчас впервые слышит о такой народности, и надеемся, не без любопытства прочтёт эту статью. Так или иначе, караимы существуют. И хотя их остается всё меньше, мы искренне убеждены, что этот древний народ, как и любой другой, достоин намного большего, чем просто наше внимание. Возможно, это даст ему шанс на выживание и продолжение рода. При условии, что наши читатели и вообще пользователи сети, жители страны, да все мы станем интересоваться проблемами исчезающих этносов. Знаете, когда читаешь, а особенно непосредственно знакомишься с древними народами и религиями, прикасаясь к истории, возникает твёрдое убеждение, что спасать нужно не только амурских тигров и китайских панд.

Общее число караимов на планете на рубеже нынешнего столетия составляло около 2000 человек. Сейчас точно сказать невозможно, как изменилась ситуация за последние 15-16 лет с момента последней переписи. Да и та перепись была весьма приблизительной. Возможно, их было лишь немногим больше двух тысяч. Основные регионы проживания ограничены территорией стран бывшего СССР: Россия (в основном Крым), западная Украина, Литва, Казахстан, Израиль. Караимы держатся общинами, поэтому случаи единичного расселения по другим странам редкость.

Примерно тысячу лет назад стали появляться первые письменные упоминания о них, как о самостоятельной этногруппе. Позже караимов стали считать религиозным ответвлением от иудаизма. И действительно, их вероисповедание очень схоже с основными принципами иудеев (евреев). Хотя эти народы имеют абсолютно разные корни. Иудеи семитского происхождения, караимы тюркского. Ближайшими родственниками караимов сейчас являются крымчаки. Также не превосходящий их по численности народ, но с гораздо более обширной географией расселения. Причём сами крымчаки, исповедуя иудаизм, никак не могут прийти к общему знаменателю в вопросах своих истоков. Половина из них уверены в еврейских корнях, а половина в тюркских. Одно можно утверждать с точностью - крымчаки больше евреи по крови, чем караимы. Но в обоих есть примесь кровь тюркских народов, хазар, татар, турок и др.

Как и для всех иудеев, Вторая мировая война стала особой личной трагедией этих народов. Однако в самом Крыму больше досталось именно крымчакам. После изгнания фашистов с полуострова в живых осталась лишь пятая часть от прежнего их числа. Караимов немцы и их пособники также повсеместно причисляли к евреям, и немало расстреливали вместе с ними. Но в Крыму их несколько обезопасило то, что по инициативе евпаторийского политического деятеля С. Э. Дувана и при содействии религиозных общин Германии, народ караимов был официально признан отдельной самостоятельной ветвью тюркских этносов, не имеющей прямого отношения к евреям, кроме религии. Тем не менее только на территории Крыма немцами было расстреляно до шести тысяч представителей обоих этнических групп.

На данный момент большая часть и тех и других проживает в Крыму. Хотя первенство по крымчакской этнолингвистической группе держит Израиль, где их проживало более 650 человек согласно данным на 2004 год. Многие из них активно эмигрировали в восьмидесятые-девяностые годы по программам репатриации. Примечательно, что и караимы и крымчаки, особенно молодежь последнего поколения, активно и полностью ассимилируются именно в Израиле, забывая о культуре и самобытных традициях, теряя индивидуальность. Это также не способствует сохранению этноса. Так что настоящих караимов и крымчаков сейчас, пожалуй, можно встретить только в культурно-просветительских центрах Крыма.

Уже много лет Караимская община Крыма поддерживает и бережно хранит свою историю и традиции. Ещё с начала позапрошлого века в Евпатории открыт духовно-просветительский центр Караимов всей России, где нередко можно встретить и крымчаков. При центре действует религиозная школа, а в его состав входит благоустроенный храмовый комплекс с музейными экспонатами.Под храмами подразумевают наличие двух молитвенных домов - Большой и Малой кенасс, оформленных в традиционно-национальном стиле. Есть также несколько внутренних двориков, тщательно воссозданных и используемых сейчас в религиозных обрядах согласно прямого назначения. Среди них «ритуальный», «мраморный», «двор ожидания перед молитвой», «мемориальный» и «виноградной лозы». Это всё очень, красивые, уютные и святые для караимов места, издревле почитаемые не только местной общиной, а всеми представителями народа.

При общине действует благотворительная столовая. А также кафе национальной кухни для туристов. В пятидесятых годах девятнадцатого века император Всероссийский Александр I в ходе своей поездки в Крым посещал духовный центр караимов в Евпатории. О чём с тех пор свидетельствует памятный мраморный обелиск с двуглавым орлом в одном из двориков. Все основные помещения и дворы духовного центра располагаются в ряд, по принципу анфилады, что создаёт ощущение дополнительного открытого пространства - сквозную перспективу. Общее декоративное оформление кенасс аккуратное, и можно сказать эксклюзивное. Использованы архитектурные стили эпохи ренессанса, с арочными элементами, пилонами, глухими аркадами. По краям аллей установлены мраморные плиты с именами выдающихся личностей, меценатов и филантропов. Некоторые решётки ворот и беседок выкованы два столетия назад. А растущей здесь виноградной лозе почти 175 лет. Вблизи городской черты есть караимское кладбище. А другие ближайшие кенассы находятся вблизи средневекового пещерного города Чуфут-Кале, что под Бахчисараем.

Кроме караимов и крымчаков иудейской веры есть среди посетителей центра и караимы-христиане. Ведь это не только дом общения с Богом, но и средоточие общих культурных ценностей. По определённым дням центр открыт для туристов и всех желающих. Здесь также действует постоянная выставка древних скульптурных элементов и образцов старинной письменности. Много табличек, частей скульптур и памятных надгробий на древнееврейском, татарском языках и их диалектах. Современные караимы почти растеряли живой караимский язык, и его всё реже можно услышать. Из-за обособленного проживания общин в разных странах три основных караимских диалекта мало похожи друг на друга. Самым распространенным на данный момент остался язык литовской общины - тракайский. Но крымские караимы стараются сохранить свои корни, из которых язык и письменность наиважнейшие. Их диалект, да и культура, очень многое впитали из быта и традиций крымских татар, турков, половцев-кыпчаков.

Интерес и уважение всех соотечественников к традициям малых народов - залог их дальнейшего существования, а возможно и возрождения. Находится культурный центр на территории старого города Евпатории по улице Караимской 68.

М. Паршин, Ю. Павлова /mirozor .ru /