Кучум краткая биография. Почему хан Кучум Ивану Грозному дерзил и владения его разорял: Недолгая история Сибирского ханства

История освоения Сибири русскими навсегда сохранила имена двух противников — казачьего атамана Ермака Тимофеевича и хана Кучума .

Двое и Сибирское ханство

Два этих человека, казалось бы, бесконечно далеких друг от друга, были во многом похожи. Каждый из них мечтал о вольности, о том, чтобы быть хозяином своей судьбы и судьбы окружающих.

Биографии обоих наших героев полны пробелов.

Предания делают Ермака то выходцем с берегов реки Чусовая, то уроженцем Дона, то помором из села Борок. Спорят о происхождении имени его, которое многие считают прозвищем. Даже год рождения известен только приблизительно — 1532-й.

С Кучумом ясности больше. Родился он на побережье Аральского моря, в улусе Алты аул. Дед Кучума, Ибак , был ханом Чинги-Туры (Тюмени) и Большой Орды. Кучум был старшего своего противника, но насколько, сказать трудно. Предположительно, родился в 1510 −1520-х годах. Точно известно, что в начале 1550-х он уже участвовал в борьбе за власть в Сибирском ханстве.

Это ханство образовалось в Западной Сибири в конце XV века в результате распада Золотой Орды.

Ханство раздирали междоусобные конфликты, в которых многочисленных ханские сыновья пытались завоевать себе владения. Крепости государству это не добавляло.

В середине XVI века хан Едигер , противник Кучума, решил, что внутренних врагов ему достаточно, и решил уладить отношения с Русским царством, чьи владения вплотную подступили к землям ханства. Едигер признал себя вассалом русского царя, обязавшись платить дань.

Воин и владыка

К 30 годам Ермак был зрелым и опытным воином.

В 1572 году атаман принял участие в битве при Молодях, в которой русская армия отразила нашествие крымского хана Девлета I Гирея .

В Ливонской войне, с помощью которой Иван Грозный собирался закрепиться на берегах Балтики, Ермак командовал казачьей сотней.

В 1581 году Ермак участвовал в успешном рейде на Литву, дошёл вниз по Днепру до Могилёва и сразился в битве под Шкловом. Затем казаки под его началом снимали осаду Пскова и громили шведов в сражении под Лялицами.

Кучум к этому времени уже почти два десятка лет правил Сибирским ханством. В 1563 году он нанес решающее поражение Едигеру, казнив его вместе с ближайшими родственниками, и стал повелителем сибирских земель.

Кучум мечтал о сильной державе, и пытался укреплять ханство за счет обращения местных народов в ислам. Процесс этот шел непросто, натыкаясь на сопротивление тех, кто считал Кучума не своим законным владыкой, а пришлым завоевателем. Даже жившие в ханстве единоверцы-татары не выражали ему абсолютной поддержки.

Кучум, однако, не сомневался, что своего добьется. В отличие Едигера, вассалом русского царя он быть не собирался, и перестал платить дань. Больше того, он начал беспокоить пограничные русские владения, сея там смуту, и надеясь завоевать часть земель.

Строгановы зовут казаков на помощь

Окраинные земли царем были пожалованы купцам и промышленникам Строгановым , которые, осваивая их, постепенно продвигались вглубь Сибири. Набеги Кучума были для Строгановых разорительными. Купцы решили обзавестись тем, что сегодня бы назвали «частной военной компанией» — отрядом наемников, который отвадит дерзкого хана.

Ливонская война приближалась к концу, совсем не тому, о котором мечтал Иван Грозный. Поражение стало неизбежным, и воины задумывались над тем, где применить свои навыки и умения.

В этот момент Ермаку и другим казачьим атаманам и поступило предложение от Строгановых отправиться в Сибирь.

Казачья дружина Ермака число в несколько сотен человек в Орел-городок, укрепление, созданное купцами на берегу Камы.

Атаман не собирался отсиживаться, и ожидать нового набега. Ермак был намерен отправиться во владения Кучума, чтобы нанести ему поражение, которое заставит его отказаться от новых нападений.

Первые победы

По притокам Камы отряд на стругах поднялся до Тагильского перевала в Уральских горах. Для зимовки было построено укрепление, названное Кокуй-городок. Весной 1582 года отряд Ермака добрался до реки Туры.

Появление казаков в пределах владений Кучума оказалось неожиданным. Когда отряд князя Епанчи обстрелял струги Ермака из луков, тот приказал ответить из пищалей и пушек. Татары были рассеяны.

Чинги-Туру казаки заняли без боя, захватив богатую добычу.

Кучум, услышав о том, что противник появился с небольшим отрядом, отправил против него тоже не самое многочисленное войско, правда, превосходившее численность русских в несколько раз.

Серия новых стычек закончилась победой казаков. Кучум выслал против Ермака своего лучшего воеводу Магметкула , который, увидев малочисленность русских, решил попросту растоптать их конницей. Замысел провалился — с большими потерями воеводе Кучума пришлось отступить.

Наконец, хан осознал — против него сражается противник сильный, умный, опытный, чьи бойцы во много раз превосходят его собственных воинов. Чтобы его победить, нужно собирать все силы.

Ермак и не собирался уклоняться от решающего сражения, наоборот, он искал Кучума, чтобы покончить с ним.

Бой на Чувашском мысу

Казаки приближались к Искеру, столице Сибирского ханства. Некогда город был окружен деревянными стенами и земляным валом, однако к осени 1582 года укрепления обветшали настолько, что Кучум решил встретить приближающегося врага не за стенами, а на Чувашском мысу, на берегу Иртыша.

4 ноября 1582 года струги казаков Ермака подошли к столице Сибирского ханства. Их встречали несколько тысяч воинов Кучума.

У хана были пушки, которые, однако, годились только для того, чтобы пугать — отсутствовал порох.

Зато его было в достатке у казаков, которые, высаживаясь, начали обстреливать врага. Но воеводы Кучума спрятали воинов за выстроенными на берегу засеками из бревен, так что серьезного вреда татарам обстрел не приносил.

Магметкул , помнивший свое поражение и горевший желанием отомстить, вывел своих воинов из-за засеки и приказал атаковать казаков. Ермак выстроил своих людей в каре, оставив посередине стрелков с пищалями.

Магметкул рассчитывал добраться до построения русских, втянуть их в рукопашную схватку, где преимущество в численности должно было решить дело. Но убийственный огонь пищалей не давал им приблизиться.

Одной из пуль был ранен сам воевода Кучума. После этого в войске началась настоящая паника, строй разрушился, и началось бегство. Кучум, наблюдавший за сражением издали, бросил столицу и бежал.

Новые подданные государя Московского

Переждав ночь из-за опасений засады, казаки вошли в Искер. Уже через несколько дней к Ермаку прибыли первые послы одного из местных поселений, привезя в дар пушнину и рыбу. Атаман принял подношение, объявил послам, что их поселение теперь под защитой казаков, и с миром отправил домой.

Вскоре в Искер началось паломничество — бывшие подданные Кучума везли подарки Ермаку. Атаман собрал представителей племенной знати, и взял с них присягу, согласно которой они обзывались платить ежегодную подать. Не ему, Ермаку, а русскому царю, ибо они отныне становились подданными государя Московского.

Наблюдавший за всем этим со стороны Кучум понял, что все его честолюбивые планы рухнули. Те, кто жил в Сибирском ханстве, так и не стали воспринимать его как природного владыку, и с легкостью променяли его на Ермака.

Хан все-таки надеялся на реванш. Малочисленное войско Ермака вынуждено было разделяться на еще более мелкие отряды, и Кучум надеялся это использовать.

Царский подарок

5 декабря 1582 года Магметкул со своим войском на пал на 20 казаков, которые занимались рыбной ловлей на озере Абалак. Все казаки, кроме одного, спасшегося случайно, были убиты.

Но этот единственный спасшийся добрался до Искера, и сообщил Ермаку о гибели товарищей. Разъяренные казаки начали преследование, настигли Магметкула, и устроили настоящую резню. Самому воеводе с трудом удалось бежать.

Везти бесконечно Магметкулу не могло — в феврале 1583 года, проиграв очередное сражение, он попал в плен.

Русские с подобными пленниками поступали не так, как их противники. В 1585 году его привезли в Москву, где приняли с почетом, и определили на русскую службу. Через пять лет Магметкул в составе русской армии сражался со шведами, а в 1598 году отправился в поход против крымских татар.

Но мы забежали вперед. В 1583 году посланцы Ермака прибыли к Ивану Грозному с известием о завоевании Сибирского ханства. Царь принял известие с радостью, отправил Ермаку подарки, в том числе кольчугу работы лучших мастеров, и отправил на помощь 300 стрельцов во главе с князем Семеном Болховским .

До Искера отряд добрался в ноябре 1583 года. Однако продовольствия стрельцы с собой не привезли, а казаки заготовили его только для себя. Суровая зима 1583-1584 годов привела к тому, что весь стрелецкий отряд вымер от голода и холода.

Гибель атамана

Ермак продолжал бороться, нанося поражения татарским отрядам, подавляя выступления сторонников Кучума. Но тактика хана приносила свои плоды — уничтожая небольшие отряды казаков, он свел возможности своего оппонента до минимума.

Атаман надеялся дождаться помощи. 6 августа 1585 года он пристал к берегу Иртыша в устье реки Вагай на ночевку с отрядом из 50 человек. Ермак не знал, что Кучум с войском идет за ним.

Ночью татары напали на спящих казаков. Застигнутые врасплох, они были перебиты. Сам Ермак, облаченный в подаренные царем доспехи, пытался добраться до струга, но утонул под тяжестью амуниции. Предполагается, что к этому моменту он был уже ранен.

Уцелевшие казаки прибыли в Искер, и сообщили о гибели атамана. Решено было не оставаться на новую зимовку. Остатки отряда увел из Сибири Матвей Мещеряк .

Не валяй дурака...

Наконец, Кучум смог одолеть главного врага. Но победа эта была непрочной. Уже весной 1586 года в Сибирь прибыл новый отряд из 300 человек под руководством воевод Василия Сукина и Ивана Мясного . По приказу царя Федора Иоанновича летом 1586 года ими был заложен Тюменский острог. В 1587 году письменный голова Данила Чулков при слиянии Иртыша с Тоболом заложил Тобольский острог.

Кучум понял — русские пришли навсегда. Утешение он находил в набегах на свои бывшие земли, грабя и убивая тех, кого еще недавно считал своими подданными. Русские укреплялись все тверже, и в 1591 году воевода Владимир Кольцов-Мосальский настиг Кучума, разбив его отряд. Один из сыновей хана, Абдул-Хаир, попал в плен.

Хану каждый раз удавалось ускользать, но это все меньше походило на жизнь владыки. Он был вечным беглецом, который начинал бояться своей тени.

В 1597 году Кучуму передали письма от Магметкула и Абдул-Хаира, которые советовали хану перестать валять дурака и подчиниться царю. Взамен ему обещали почетный титул и владения — разумеется, под властью государя Московского.

Конец упрямого хана

Кучум понимал, что большего русские ему не предложат, а продолжение сопротивления ни к чему хорошему не приведет. Но упрямый хан не хотел быть чьим бы то ни было поданным.

20 августа 1598 года отряд воеводы Андрея Воейкова разбил в Ирменском сражении. Из 500 человек, что были с Кучумом, погибли 300, включая брата и двух внуков хана. В плен попали пять младших сыновей хана, восемь жён из его гарема, пять приближённых хана, 150 воинов.

И снова Кучум с 50 воинами бежал. Ему опять пришло предложение закончить войну и подчиниться, и он опять ответил отказом.

Хан нашел свою смерть в 1601 году, где-то на просторах современного Казахстана. Русские тут были ни при чем — с Кучумом расправились родственники конкурентов, как сам он некогда с Едигером.

Часть многочисленных детей и племянников Кучума пытались продолжать борьбу и поднимать восстания, но это уже не имело каких-то серьезных последствий. Сибирские народы, поверившие Ермаку, поверили и тем, кто пришел вслед за погибшим атаманом.


Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Последний мусульманский хан Сибири Кучум. За что его убили ногайцы??

Субтитры

Происхождение

Отцом Кучума был Муртаза, сын Ибака - хана Тюмени и Большой Орды.

«..У Чингиз-хана сын Джучи-хан; у него сын Шибан-хан, его сын Багадур-хан, его сын Джучи-буга, его сын Бадакул, его сын Мунга-Тимур, его сын Бик-кунди-оглан, его сын Алий-углан, его сын Хаджи Мохаммед-хан, его сын Махмудек-хан, его сын Абак-хан, его сын Тулук-хан, его сын Шамай-султан, его сын Узар-султан, его сын Багадур-султан. У помянутого выше Махмудек-хана был сын Муртаза-хан, у этого сын был Кучум-хан..»

Родился Кучум предположительно в -1520 годах на Северном побережье Аральского моря, в улусе Алты аул . По своему происхождению он являлся, скорее всего, этническим каракалпаком .

«Прииде же степью ис Казачьи орды царь Кучюм Муртазеев сын со многими воинскими людми и доиде до града Сибири, и град взя, и князей Етигера и Бекбулата уби, и прозвася сибирский царь… Бекбулатов же сын Сейдяк от убиения царя Кучюма соблюден бысть и изведен в Бухарскую землю...»

В русских документах того времени Казахскую орду нередко именовали «Казачьей» ордой, между тем, историк Г. В. Вернадский в труде «Монголы и Русь» указывает: «Форма казах, теперь официально принятая в Советском Союзе, вариант слова казак, которое в нескольких тюркских диалектах означает «свободный человек»… В его основном значении этим словом называли как группы татарских, украинских и русских поселенцев (казаки), так и целый среднеазиатский народ киргизов (казахов).»

В некоторых легендах отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства . Однако распространившееся в советской исторической литературе утверждение о принадлежности его к роду основателей этого ханства Шейбанидов ошибочно, поскольку является следствием путаницы: в реальности хан принадлежал к роду Шибанидов , потомков Шибана - 5-го сына Джучи и внука Чингисхана .

Начало правления

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II , Кучум вел длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских , ногайских , казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году .

Кучум погиб насильственной смертью среди одного из этих народов. Одним из мест гибели считается Тенгиз-Кургальджинская впадина . Скорее всего Кучум погиб в 1601 году . В том году сын Кучума Али стал ханом.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.

У этого термина существуют и другие значения, см. Кучум (приток Томи).
Кучум
сибтат. ;;;;
267x400px
Сибирский хан
1563 - 1598
Предшественник: Едигер или его сын Сейдяк (Сеид-хан)
Преемник: Али (на части территории)
Большая часть территории ханства присоединена к Русскому царству

Вероисповедание: Ислам
Рождение: XVI век
Смерть: 1601
Род: Шибаниды
Отец: Муртаза-хан
Супруга: 1) Салтаным
2) Сюйдеджан
3) Яндевлет
4) Актулум
5) Ак-Сюйрюн
6) Шевлель
7) Кек
8) Чепшан
9) Сузге Ханым и др.
Дети: сыновья: Али, Канай, Чувек, Алтанай, Абдул-Хаир, Азим, Ишим, Кубей-Мурат, Канчувар, Асмнак и др.

Кучу;м, Кучум-хан (сибтат. К;ц;м, тат. K;;em, К;чем, ;;;;;) - сибирский хан (царь). Шибанид, внук Ибака - хана Тюмени и Большой Орды.

1 Происхождение
2 Начало правления
3 Разрыв с Россией. Борьба с Ермаком
4 Продолжение сопротивления. Отношения с соседями
5 Поражение и гибель
6 Семья
7 См. также
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки

Происхождение

Отцом Кучума был Муртаза, сын Ибака - хана Тюмени и Большой Орды.

«..У Чингиз-хана сын Джучи-хан; у него сын Шибан-хан, его сын Багадур-хан, его сын Джучи-буга, его сын Бадакул, его сын Мунга-Тимур, его сын Бик-кунди-оглан, его сын Алий-углан, его сын Хаджи Мохаммед-хан, его сын Махмудек-хан, его сын Абак-хан, его сын Тулук-хан, его сын Шамай-султан, его сын Узар-султан, его сын Багадур-султан. У помянутого выше Махмудек-хана был сын Муртаза-хан, у этого сын был Кучум-хан..»

АБУЛ-ГАЗИ «РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО ТЮРКОВ»

Родился Кучум предположительно в 1510-1520 годах на Северном побережье Аральского моря, в улусе Алты аул. В некоторых легендах отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства. Тем не менее, Хади Атласи считает, что родиной Кучума были «киргизские», то есть казахские, степи[источник не указан 53 дня]. Савва Есипов в летописи «О взятии Сибирской земли» также отмечает, что Кучум был родом каракалпак из Казахского ханства.
Начало правления

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II, Кучум вел длительную (в 1555 году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских, ногайских, казахских отрядов. Решительную победу он одержал в 1563 году.

В 1563 году, в отмщение за смерть деда, Кучум убил Едигера и его брата Бекбулата, и занял город Кашлык (Искер, Сибир), став владетельным ханом над всеми землями по Иртышу и Тоболу, а равно и над барабинцами, чатами и иртышскими остяками. Только Сейдяк (Сеид-хан), сын Бекбулата, остался в живых и был отправлен для безопасности в Бухару. Савва Есипов так пишет об этих событиях: «Сын Муртазы Кучум из Казахской орды, с очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли сибирской. Он подчинил себе многие народы. Прежде чем бог разгромил его царство и отдал его в руки православных христиан, царь Кучум многие годы свободно и спокойно правил в Сибири, собирая ясак». Население Сибирского ханства, основу которого составляли татары и подчиненные им манси и ханты, рассматривали Кучума как узурпатора, тем более что его опорой служило иноземное войско. Другие сибирские летописи говорят, что Сейдяк, после смерти своего отца и дяди, правил в Сибири, пока не пришел из Казанских степей Кучум, который взял город и принудил Сейдяка бежать в Бухару.

Будучи правоверным мусульманином, Кучум многое сделал для распространения ислама в Сибири. Многие, которые не хотели добровольно по закону магометанскому подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые упорно сопротивлявшиеся были казнены. Введение новой веры сопровождалось многочисленными мятежами населения, в связи с чем Кучум запросил помощи у своего отца Муртазы, который прислал Кучуму большое войско.

По просьбе Кучума правитель Бухары шейбанид Абдулла-хан II трижды присылал Кучуму с бухарскими всадниками шейхов и сеидов для проповеди ислама.

Незадолго до прихода Ермака в Сибирь (1582) к Кучуму прибыл Шербети-шейх. По некоторым данным, Кучум вывез нескольких исламских учёных из Казани. Несмотря на эти меры, многие народы ханства оставались язычниками и после смерти хана.

Кучум достиг значительных успехов в укреплении своего государства. Помимо татар и кипчаков, он подчинил своей власти ханто-мансийские племена, обитавшие на Оби и Урале, барабинцев и часть башкирских племен, обитавших на восточных склонах Урала. Границы Сибирского ханства на севере доходили до Оби, на западе кое-где переходили на европейскую сторону Урала, на юге проходили по Барабинской степи.
Разрыв с Россией. Борьба с Ермаком
Бегство Кучума из Искера

Окончательно захватив Сибирское ханство, Кучум сначала продолжал платить ясак и отправил в Москву своего посла с 1000 соболей (1571), но когда окончились его войны с прежними сибирскими владетелями, он подступил к Перми. Появление его вызвало попытку ногайских татар отделиться от Москвы и черемисский бунт. Несколько дальнейших походов его войск во владения Ивана Грозного и Строгановых в итоге привели к потере им власти в Сибирском ханстве. 1 (12) октября 1581 Кучум выдержал натиск Ермака под Чувашской горой, но 23 октября (4 ноября) его стан был разбит казаками, основные войска, состоявшие из местных народов, разбежались, и через три дня Ермак беспрепятственно вступил в Искер, столицу Сибири. Относительно легкая победа немногочисленной (менее тысячи человек) казачьей экспедиции под руководством Ермака над целым ханством объясняется непрочностью объединения различных народов, зачастую исповедовавших разную религию и ведущих разный образ жизни. Помимо этого многие местные князьки считали, что им намного выгоднее было подчиниться казакам, а потом московскому царю, чем служить пришлому хану, опиравшемуся к тому же на силу чуждых им бухарских, узбекских, ногайских, казахских отрядов. А главное - у Кучума не было большого опытного войска, его гвардия и уланы, набранные в южных степях и усиленные местными сибирскими татарами, были относительно плохо вооружены, использовали устаревшую тактику и вооружение. Им было сложно противостоять опытным в военном искусстве казакам и иностранным наемникам, в большинстве своем использовавшим огнестрельное оружие, качественные защитные доспехи и владевшим самыми передовыми техниками боя. Кучум, бежав в Ишимские степи, стал поднимать инородцев, следил постоянно за Ермаком и наконец, 6 (17) августа 1585, напав на него врасплох, разбил его отряд.
Продолжение сопротивления. Отношения с соседями

В 1586 году в Сибирь были отправлены воеводы Василий Сукин и Иван Мясной. В следующем году в Сибирь с отрядом стрельцов прибыл голова Данила Чулков. Силы ханства были подорваны из-за междоусобной борьбы. Сейдяк (Сеид-хан), соперник Кучума, изгнал его сыновей из Искера, но в 1588 году сам был пленён Данилой Чулковым.

В 1590 году хан Кучум решил снова навестить свои прежние владения. 23 июня подошёл довольно близко к городу Тобольску, убил в деревнях нескольких татар и с захваченной добычей бежал, раньше чем тобольский воевода мог получить известие о его приближении. В другой раз хан сделал набег на Каурдакскую и Салымскую волости, которые находились вверху Иртыша и платили ясак русским; он убил там много людей и награбил большое количество всякого добра. Это было его местью тем татарам, которые не признавали его своим государем и подчинились русским.

8 июля 1591 года выступил в поход воевода князь Владимир Васильевич Кольцов-Мосальский, и 1 августа напал на хана на реке Ишиме, у озера Чиликула, что после короткого сражения многие бывшие с ханом были убиты, а оставшиеся в живых бежали. Царевич Абдул-Хаир и две жены хана со многими другими пленными должны были в знак полной победы последовать за русскими, возвратившимися с богатой добычей в Тобольск.

В 1594 году князь Андрей Елецкий выступил во главе с более чем полуторатысячным войском по Иртышу до устья Тары, желая усыпить бдительность Кучума мирными жестами, а затем неожиданно разбить его войско и по возможности захватить в плен. Кучум, узнав о намерении русских построить город на реке Таре, отправил царевича Алея к аялынским татарам, чтобы в виду наступления русских отвести их в места более безопасные по верхнему Иртышу, где в то время находился сам хан. Алей собрал 150 татар и повел их на остров, называемый Чёрным (в 40 верстах ниже Чернолуцкой слободы), где они поставили небольшой городок. Воеводой Елецким был отправлен отряд (276 человек во главе с письменным головой Борисом Доможировым) который при первом же нападении взял татарский Чёрный городок, но ему не удалось помешать бегству хана Кучума и большинства татар, находившихся в городке. В полон были взяты оба аялынских есаула Мамык и Сейткул, князец Илгулуй и Темсенек, сын князца Колкилдея, а также 60 человек рядовых аялынцев с их женами и детьми.

В 1597 году Кучум предложил заключить мир, при условии возврата земель по Иртышу и освобождения Шаима и двух других гостей, которые были направлены к Кучуму послами, а из имущества послов прошу вернуть воз с пушниной. В ответ московские власти послали Кучуму несколько грамот от Маметкула и Абдул-Хаира с предложением перехода на царскую службу и приезда в Москву. Кучум грамоты не принял.
Поражение и гибель

Кучум, высоко ценивший свободу, вовсе не желал переходить под покровительство царя. В последние годы он, сломленный неудачами, всё больше склонялся к миру с русскими, но никаких действий, однако, не предпринимал, по возможности тянул время и копил силы для решающего удара. Испугавшись слуха о новом набеге Кучума, царские власти предприняли решительное наступление.

9 мая 1598 года воевода Андрей Матвеевич Воейков и воевода князь Иван Владимирович Кольцов-Мосальский выступили в поход с отрядом в 700 русских и 300 татар. 4 августа 1598 года Воейков выступил из Тары. Войско его состояло из 300 казаков, 30 служилых татар, 60 татар-всадников, они напали на хана в его становище, в Ирменьском сражении 20 августа 1598 года убили множество татар. Погибли брат, сын и двое внуков Кучума, большая часть гвардии хана была убита. Сам же хан сумел бежать за Обь. Русские 23 августа возвратились в Тару. Знатных пленников отправили из Тары в Тобольск, а оттуда в Москву. По случаю блестящей победы, одержанной в Сибири, было отслужено в Москве благодарственное молебствие.

Осенью 1598 года Воейков, руководствуясь указаниями нового царя Бориса Годунова, предложил хану перейти на царскую службу. Воейков, понимая, что ему Кучума не найти, прибегнул к помощи саида по имени Толмухаммед. Он велел разыскать хана и убедить его добровольно покориться царю, рассказать, что в таком случае царь будет милостив к нему и поможет. Толмухаммед, встретив Кучума, передал ему все, что наказал Воейков. Кучум на это ответил: «Я не пошел на поклон к падишаху, как он того хотел в ярлыке своем, а ведь я тогда был совсем здоров. Какая мне теперь нужда идти к нему под меч? Я теперь глух и слеп. Всего лишился. Взяли моего Асманака, который был купцом. Если бы забрали всех сыновей и оставили одного Асманака, я бы ещё пожил. А теперь сам я пойду к ногайцам, а сына отправлю в Бухару». 5 октября 1598 года Толмухаммед вернулся к Воейкову и сообщил, что нашел Кучума в двух днях пути от места последней битвы, в лесу, на берегу Оби, что при хане три его сына и 130 татар, а также подробно пересказал все, что слышал от Кучума. Хан рассказал саиду, что был на месте сражения и похоронил своих близких, как послал своих людей в волость Чат к мурзе Кошбахты с просьбой дать коней и одежду, как мурза отозвался на просьбу, прислал коней и шубу, а на другой день пришел сам, однако Кучум, заподозрив Кошбахты в предательстве, не принял его, сел на коня и уехал в верховья Оби.

В течение некоторого времени Кучум кочевал около озера Зайсан. Затем он решил вернуться в Ишимские степи, где надеялся найти свою разбросанную по разным местам семью и своих улусных людей. Это, может быть, ему удалось бы, если бы он не вооружил против себя калмыков, приказав угнать у них несколько лошадей, необходимых ему для продолжения пути. Этот поступок шел настолько вразрез с долгом беглеца, принятого дружелюбно чужим народом, что оскорблённая сторона считала себя вправе отомстить ему. Калмыки догнали его на реке Нор-Ишиме у озера Каргальчина. Там были перебиты остальные его люди, но Кучум снова спасся бегством.

Некоторые летописи сообщают, что Кучум отправился в Казакскую орду, другие же (Ремезовская) указывают здесь на ногайцев. Абулгази в рассказе о гибели хана упоминает о манкатах, под которыми разумеет каракалпаков. Царевич Канай, отказываясь от правления над бухарским городом Шавраном, опасался, что ему не поздоровится, как и его отцу, которого таким же образом «учинили» князем, пригласив приехать в землю калмыков и коварным образом убив там сразу же по прибытии.

Кучум погиб насильственной смертью среди одного из этих народов. Одним из мест гибели считается Тенгиз-Кургальджинская впадина. Скорее всего Кучум погиб в 1601 году. В том году сын Кучума Али стал ханом.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.
Семья
Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 6 февраля 2016 года.

Известно, что у хана Кучума было несколько жён:

Дочь Мурата, претендента на престол Казанского ханства
дочь мурзы Девлет-бая. Её резиденция была в той же местности, где жил её отец, а именно в Бицыктуре на Панином бугре
Сузге Ханым. Её резиденция была на мысу высокого берега Иртыша, в 6 верстах ниже Тобольска (Сусгунский мыс) дочь Шигай-хана, мать Каная и Азима
Салтаным
Сюйдеджан
Яндевлет (Джандаулат)
Актулум (Актолын)
Ак-Сюйрюн (Аксорек)
Шевлель (Шегляли)
Кубул (Кубыл)
Чепшан (Чебешан)

Известно 17 сыновей хана Кучума:

Аджи-Гирей (1587-1662)
Али (Алей), ум. 27 октября 1647 года
Канай
Чувек (Чувак)
Азим, брат Чувека (от одной матери)
Алтанай
Ишим
Кубей-Мурат
Канчувар
Асмнак, род. 1568
Абдул-Хаир, род. ок. 1575 от Чепшан
Шаим, род. 1578
Бипадишах, род. 1590
Мулла, род. 1594
Комеш, род 1597

Дочери хана Кучума:

Кумыз, род. 1584
Гульсафат, род. 1584, от Актолын
Асыфсолтан, род.1587, от Шегляли
Дорерпадишах, род 1588, от Саедижан
Матур, род. 1592, от Саедижан
Толынбике, род. 1595, от Солтаным
Караджан, род. 1595, от Саедижан
Акханым, род. 1595, от Аксорек
дочь, её муж Ак-Мурза Юсупов сын Юсупов.

См. также

Кучумовичи

Примечания

; ; (каракалпаки, алт улы, 6 арысов)Бейсенгазы УЛЫКБЕК, член Союза журналистов Казахстана: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КУЧУМ ХАНЕ? Грозный хан, задержавший колонизацию казахской степи на один век. Туркестан № 37 от 16.09.2010 г.
; Г. Ф. МИЛЛЕР: ИСТОРИЯ СИБИРИ. Глава первая. СОБЫТИЯ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО РУССКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
; Г. Ф. МИЛЛЕР: ИСТОРИЯ СИБИРИ Глава четвёртая. СТРОЕНИЕ ГОРОДОВ ТЮМЕНИ, ТОБОЛЬСКА, ЛОЗВЫ, ПЕЛЫМА, БЕРЕЗОВА, СУРГУТА, ТАРЫ И ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ИЗГНАНИЕ ХАНА КУЧУМА ИЗ СИБИРИ
; Хади Атласи. «История Сибири».
; Г. Ф. МИЛЛЕР: ИСТОРИЯ СИБИРИ. Глава шестая. РАЗНЫЕ СОБЫТИЯ. ПОСТРОЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ. УСТРОЙСТВО СОЛЯНОЙ ВАРНИЦЫ. НАЧАЛО НЕКОТОРЫХ СЛОБОД. ОБДОРСКИЙ ГОРОДОК И ТУРУХАНСКОЕ ЗИМОВЬЕ. ДРЕВНЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ НА РЕКЕ ЕНИСЕЕ И НА ЛЕДОВИТОМ МОРЕ. ВОССТАНИЯ И ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Журнал «Родина»: Хан Кучум и его воины

Литература

Атласи Х. История Сибири. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 96 с.
Маслюженко Д. Н., Рябинина Е. А. Реставрация Шибанидов в Сибири и правление Кучум хана во второй половине XVI века // Средневековые тюрко-татарские государства: Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - Вып. 1. - С. 97-111. - ISBN 978-5-98245-048-7.
Матвеев А. В., Татауров С. Ф. Сибирское ханство Кучума царя. Некоторые вопросы государственного устройства // Средневековые тюрко-татарские государства: Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - Вып. 1. - С. 112-117. - ISBN 978-5-98245-048-7.
Миллер Г. Ф. История Сибири. - М.-Л.: АН СССР, 1937. - Т. 1. - С. 194-201, 222-236, 239-266, 278-300.
Скрынников Р. Г. Борис Годунов // М., Издательство «АСТ», 2003 г. ISBN 5-17-010892-3
Скрынников Р. Г. Ермак. - М.: Просвещение, 1992. - 160 с. - 150,000 экз. - ISBN 5-09-003828-7.
Соловцов. Кто был Кучум // Восточное обозрение. 1882. № 39-40.
Файзрахманов Г. Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - С. 131-135, 168-182. - 431 с. - 1,000 экз. - ISBN 978-5-298-01536-3.
Худяков Ю. Хан Кучум и его воины // Родина: журнал. - М., 2000. - № 5. Архивировано из первоисточника 26 января 2013.
Шашков А. Т. Начало присоединения Сибири // Проблемы истории России: сборник. - Екатеринбург: Кафедра истории России ист. фак-та УрГУ, 2001. - Вып. 4. - С. 21-35.
Шпаков В. Как погиб Сибирский хан Кучум (история) // Экспресс-К: газета. - Астана, 19 марта 2010. - № 48 (16920).
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.
Н. М. Карамзин. История государства Российского. т. IX.

Родословная Кучума. Родовод. Проверено 29 декабря 2010. Архивировано из первоисточника 26 августа 2011.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. «Сказание о сибирском хане, старом Кучуме»
Кучумовичи
Сибирское ханство Шейбаниды Шибаниды
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Кучумовичи

1598 - наст. вр.
Титул:

Хан, царевич, князь
Родоначальник:

Кучум
Когнаты:

Шибаниды, Арабшахиды, Шейбаниды
Ветви рода:

Касимовские, Сибирские
Родина

Сибирское ханство
Подданство

Сибирское ханство
Казахское ханство
Русское царство
Российская империя
СССР
Россия
Имения

Касимовское ханство
Сибирское ханство

Кучумовичи (известны также как царевичи Сибирские и князья Сибирские) - многочисленные дети, внуки, племянники хана Кучума (;;;;;) и таким образом чингизиды и шибаниды (шейбаниды). Кучумовичи попали в плен в ходе покорения Россией Сибирского ханства. В России были испомещены в Ярославле и Мещёре, именовались сибирскими царевичами. Многие отличились на воинской службе. Одна из царевен Сибирских была женой дяди Петра I, другая вышла замуж за сына грузинского царя. Род в мужской линии угас 6 апреля 1879 года на князе Александре Александровиче Сибирском.
История

После решающей битвы на Чувашевом мысу сыновья Кучума были захвачены Ермаком и доставлены в Россию. В 1591 году сын Кучума, Абулхайр первым из династии Сибирских ханов принял православие. Его примеру последовала и вся его семья, и это в конечном итоге позволило им ассимилироваться и пополнить российское дворянство. Его сын принял имя Василий Абулгарович, а внук - Роман Васильевич, что уже нельзя было отличить от обычного русского имени.

В 1686 году российский царь издал указ о внесении царей Имеретинских, царевичей Сибирских и князьей Касимовских в родословные книги русского дворянства.

В 1718 году по указу Петра I сибирским царевичам было велено впредь именоваться князьями.
Жёны Кучума

Салтаным, Сюйдеджан, Яндевлет, Актулум, Ак-Сюйрюн, Шевлель, Кубул и Чепшан.
Дети Кучума

Али бин Кучум - сибирский хан (1600-1607). В 1607 году попал в плен. В России именовался сибирским царём. Проживал в Ярославле. В 1641/42 году переселился в Касимов, где и умер.
Алтанай бин Кучум - сибирский царевич, жил в Ярославле. Основатель рода князей Сибирских. Жена - дочь Мухаммеда-Кули.
Абулхайр бин Кучум (;;;;;;;;;) (род. ок. 1575) - сибирский царевич, сын Кучума от восьмой жены Чепшан. Попал в плен в 1591 году. В 1600 году крестился, после крещения звался Андреем Кучумовичем. Упоминается в Москве и Владимире.
Мухаммед-Кули (Магметкул) (ум. декабрь 1618) - сибирский царевич, полковой воевода, племянник хана Кучума, сын его брата Ата-Кули.

Внуки Кучума

Култуган бин Али (ум. 2 октября 1623) - сибирский царевич, жил в Ярославле.
Арслан бин Али (Араслан Алеевич, ;;;;;;;) - касимовский хан. Был сыном сибирского хана Али и внуком хана Кучума. До воцарения именовался сибирским царевичем.
Хансюер бин Али (род. 1594) - сибирский царевич. Был испомещён в Касимовском ханстве с поместным окладом 1050 четей и денежным - в 120 рублей. В 1613-15 годах служил под Смоленском с братом Янсюером и тремя дядьями, откуда отъехал в Литву, а оттуда - в Крым. Был схвачен русскими казаками в приазовских степях, и 25 марта 1630 года сослан в Соликамск, откуда в 1635 году перевёден в Устюг. В 1638 году был отпущен в Ярославль на поруки к отцу Али.
Аблай-Гирей - совершил нападение на Уфу в 1635 году.

Известные представители князей Сибирских

Https://ru.wiki2.org/wiki/

Происшедшее от Али и Абулхайра потомство пресеклось, а род князей Сибирских пошёл от второго сына хана Кучума, царевича Алтаная. У него было два сына, именовавшиеся ещё царевичами: Дост-Салтан (по крещении Пётр) и Иш-Салтан (по крещении Алексей). Оба они, равно как их жёны и дети, погребены в Новоспасском монастыре в Москве, и им придан титул царевичей, который остался и за последующим поколением до конца XVII и начала XVIII века, а именно за детьми царевича Сибирского Алексея Алексеевича: Григорием, Василием и Дмитрием. Они стали последними из царевичей Сибирских.

Потомки сибирских ханов не избежали ссылки на родину предков. Василий Алексеевич Сибирский, судя по всему, выступил на стороне царевича Алексея против Петра Первого. В 1718 году он был сослан в Архангельск. Вёл себя там совсем не смирно. Петру I жаловались на него: мол, стрелял по церковным крестам и в разговорах сетовал, что Сибирь не ему принадлежит. Его потомков Пётр лишил титула царевичей, но оставил им титул князей. Жена его Анна Семёновна Грушецкая (умерла в 1711 году) была сестрой Агафьи Семёновны Грушецкой - первой жены царя Фёдора Алексеевича.

Внук Василия Алексеевича, князь Василий Фёдорович Сибирский, достиг звания генерала пехоты на службе у Екатерины Великой, но был отправлен в Сибирь её сыном Павлом I. При Александре I он вернулся в Санкт-Петербург и был назначен сенатором.

Его сын Александр Васильевич также был генералом, участником войны 1812 года. Отстранён от службы в Киеве в 1826 году, поскольку во время следствия по делу декабристов дал отличную характеристику служившему под его началом П. И. Пестелю. Умер в 1836 году и похоронен в Аскольдовой могиле.

Сын последнего, Александр Александрович Сибирский (1824-1879), также поступил на военную службу и участвовал в Крымской войне. Он получил известность как автор монографии о медалях и монетах Боспорского царства, которые он собственноручно изучал в греческих колониях в Крыму и на Юге России. Весь тираж монографии погиб во время наводнения и сохранилось лишь три экземпляра. В 1859 году Александр Александрович Сибирский был удостоен за этот труд Демидовской премии. Собранная А. А. Сибирским коллекция древних монет после его смерти была передана великому князю Александру Михайловичу. На нем род угас.

Http://tatasoz.livejournal.com/2445915.html

Https://ru.wiki2.org/wiki/

Трепавлов В.В. Сибирский юрт после Ермака: Кучум и Кучумовичи в борьбе за реванш. М. : Вост. лит., 2012. 231 с.

В книге рассматривается столетний период сибирской истории (1580 - 1680-е годы), когда хан Кучум, а затем его дети и внуки вели борьбу за возвра­щение власти над Сибирским ханством. Впервые подробно исследуются усло­вия жизни хана и царевичей в степном изгнании, их коалиции с соседними пра­вителями, прежде всего калмыцкими. Большое внимание уделено отношениям Кучума и Кучумовичей с их бывшими подданными - сибирскими татарами и башкирами. Описываются многолетние усилия московской дипломатии по пе­реманиванию сибирских династов под власть русского «белого царя». Исследо­вание написано с использованием архивных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.

28 июня 1895 года. Западная Сибирь, деревня Терехово Тарского уезда. Крестьянка Акулина Полынская, спускаясь со склона в деревню, заметила торчащий из промоины глиняный черепок. Женщина потянула находку на себя. Неожиданно осыпалась земля и открылась полуметровая яма, на дне которой что-то блеснуло.

Как писали Губернские ведомости, Акулина вытащила на свет кроме черепков две серебряные чаши, два серебряных ковша с рельефными изображениями зверей, два слитка серебра и 20 мелких серебряных бухарских монет. Оказалось, что находка крестьянки Акулины — это древние скифские предметы. А монеты говорят о том, что это богатство принадлежало какому-то человеку гораздо позднее. Например Ермаку или кому-то из его окружения. А может быть хану Кучуму или кому-то из знатных татар? По преданиям клады оставили и сам атаман Ермак и его сибирский противник хан Кучум. Судьбы этих двух непримиримых «друзей» тесно переплелись. Каждому из них пришлось расстаться со своими сокровищами.

Что происходило на территории Западной Сибири последние 30 лет 16 века? На троне в Москве царь Иван Грозный. Границы его владений доходят до Урала, а дальше лежит Сибирь в которой с 1563 года правит захвативший здесь власть пришелец из Бухары хан Кучум. Интересно, что до прихода сюда бухарца часть сибирских правителей признавало себя подданными московского царя и исправно платила наложенную на них Иваном IV дань. По сложившейся традиции в первые годы своего праавления Кучум продолжал платить Москве ясак- налог в размере 1000 соболиных шкурок ежегодно. А Иван Грозный в свою очередь не покушался на власть хана в его владениях. Хотя конечно виды на Сибирь русский царь имел. Но считал, что для завоевания такого большого пространства сил пока не хватает. Формально Сибирское ханство от Москвы не зависело и когда Иван Грозный потребовал от Кучума большего повиновения, гордый хан ответил: «Отцы наши — мой и твой — понимали друг друга и торговали. Ибо земля твоя близка к нашей, народы наши жили в мире и злобы не таили. Люди жили спокойно и благополучно. Если хочешь, будем теперь дружить. А коли воевать хочешь — будем воевать». Ответ прозвучал довольно дерзко, но предком Кучума в 13-м колене согласно легенде был сам Чингиз-хан.

Иван Грозный, чьи силы были подорваны затянувшейся Ливонской войной, на открытое противостояние не решился, но к боевым действиям против сибиряков был морально готов. А казацкий атаман Ермак, состоявший с товарищами на охранной службе у уральских заводчиков Строгановых, со своей стороны был не против в любой подходящий момент пересечь Уральский хребет, или Камень как он тогда назывался, чтобы пограбить коренных сибиряков. Но не исключено, что были у Ермака и личные мотивы для борьбы с Кучумом. По другой — татарской — версии сам происходил из знатного сибирского рода Тайбуддинов , который при Кучуме — представителе рода Шейбуниддов — лишился своих привилегий. Если посмотреть на его изображения 17-18 веков, то эта версия не кажется такой уж неправдоподобной. Внешность вполне таки татарская. Ермак поступил на службу к русскому царю, крестился, стал Ермаком, но в душе всегда оставался татарином и мечтал вернуться домой в родную Сибирь и отомстить Кучуму.

Но не подтвердить ни опровергнуть это нельзя. Летописи о событиях конца 16 века создавались значительно позже. Большой пласт информации содержится в фольклоре сибирских народов: хантов, манси, татар. Но и там одни и те же моменты могут подаваться по разному. Значительные разногласия существуют и в ученой среде. Так что все в версиях.

По преданиям столица Сибирского ханства Искер утопала в золоте. Оно было повсюду. Кучум, его жены, дети и родственники в красивой жизни себе не отказывали. Ели и пили исключительно из золотой посуды. Дворец хана был богато украшен золотом, серебром, драгоценными камнями. На фоне всей этой роскоши особенно выделялся огромный золотой трон с львиными лапами. Так это было или нет проверить невозможно. Но можно предположить что при налаженных торговых связях с такими богатейшими городами Средней Азии как Бухара, Хива и Ургенч в Сибирское ханство Кучума золотым потоком шли ювелирные изделия восточных мастеров, драгоценные камни, ковры и так далее в обмен на пушнину.

Искер — в переводе «древняя земля». В 1580-е годы здесь были каменные сооружения, минареты, бухарцы все построили. В это же самое время, перевалив Каменный Пояс, на стругах по рекам приходит в Сибирь отряд казаков под началом атамана Ермака общим числом 1560 человек. Казаки берут небольшой городок городок Чинги-Тура на реке Тура и остаются на зимовку. Сейчас это славный город Тюмень. В районе Чинги-Туры казаки взяли очень много добычи, под тяжестью которой струги сильно просели, и тогда атаман приказал просто все просто выбросить. Но казаки поступили по своему, закопав добычу.

Весной следующего года казацкий отряд идет по сибирским рекам дальше. Поход, начавшийся согласно Ремезовской летописи в мае в 9-й день 1581 года сопровождается постоянными нападениями местных князей с дружинами.

Сравнивая между собой несколько архивных источников, можно получить примерную картину событий, происходивших в те дни. Враги по берегу преследовали караван стругов, устраивали засаду в прибрежных тальниках и осыпали казаков стрелами. Первую крупную засаду татары устроили при впадении реки Туры в Тобол недалеко от селения Тархарские юрты. Против казаков объединились шесть мурз. Ермак маневрировал, высаживался на берег и, обратив нападавших в бегство, занимал один юрт за другим. Потери противников были значительными, а в руки казаков попадала большая добыча. По словам летописи, в обстановке непрерывных боев все с собой на стругах Ермак увезти не мог, и поэтому приказал в какой-то момент избавиться от лишнего имущества, то есть часть ценностей закопать в землю. Но где именно?

Известно, что захватив юрт мурзы Варвары, казаки остались там на несколько дней. Нужно было похоронить погибших, залечить раны, отдохнуть перед следующим переходом. К этому времени в казачьем войске осталось 1066 человек из 1560 изначально выступивших в поход. Вдобавок, понимая, что туземцы и далее будут устраивать засады, казаки в эти дни вели интенсивную разведку. Они устанавливали удобные для засад места, и пытались разузнать какими силами обладает противник. В частности разведка установила, что по ходу движения отряда в районе Караульного Яра река сильно сужается. Здесь во владениях есаула Алышая неприятель обязательно приготовит засаду. Реку предполагалось перегородить цепями, чтобы струги сбились в кучу и остановились. После чего, собранное на высоких берегах татарское войско, градом стрел уничтожило бы казачью дружину. Ермак, зная о предстоящем серьезном бое, скорее всего должен был избавиться от лишнего добра и разгрузить струги заранее. Значит сокровища могли быть спрятаны на 30-километровом отрезке от Улуса Варвары до Березового Яра. А может это было сделано еще на стоянке на другой от Варвары стороне Тобола. Там высокий берег и песок, а значит сухо. Место вполне подходящее для устройства хранилища.

Ермак, зная о перегороженном узком месте, остановил свои струги в нескольких километрах выше по течению, на струги по преданию были посажены чучела в одежде казаков. Струг поплыли, а Ермак, высадившись на берег, напал на кучумцев с тыла. Разгром был полный. Ермак пошел дальше. Теперь к встрече с ним стал готовиться сам правитель Сибири Кучум. Решающее сражение между ними произошло 23 октября 1582 года на Чувашском мысу. 107 казаков погибло, несколько сотен ранено. Казаки одержали победу. Причины поражения Кучума простые. Несмотря на то, что численность татар превосходила в 4 раза дружину Ермака. Причина первая. Лучшие силы Кучума — наемники из Средней Азии в эти дни ушли в набег на Пермь. Поэтому большая часть войска состояла из войск остяцких и вогульских князей, то есть из хантов и манси. А они считали власть Кучума, захватившего Сибирь силой, незаконной. И служить ему коренные сибиряки не хотели. В решающий момент остяки (ханты) и вогулы (манси) просто смылись с поля боя. А вторая причина была в том, что у хана были больные глаза. Он терял зрение и сам руководить боем уже не мог, хотя в молодости прославился как талантливый полководец. Кучум передал полномочия своему воеводе. Интересный момент. Лекарственную мазь для глаз доставляли князю из Московии. Накануне похода Ермака в Сибирь уральские казаки разграбили караван в котором были целебные снадобья для Кучума. И он жаловался в письме к Ивану Грозному на его подданных и просил прислать еще мази.

Еще два дня после победы дружина Ермака приходила в себя. Потом дружина подошла к столице Сибирского ханства Искеру, который неожиданно оказался пуст. Хан Кучум, оставшись без войска, отошел к селению Абалак, где проживала его старшая жена, и оттуда продолжал беспокоить казаков, непрерывно устраивая засады. В декабре под Абалаком произошло еще одно сражение даже еще более кровопролитное чем на Чувашском мысу. После этого хан Кучум ушел в Барабинские степи, а Ермак решил поклониться Сибирью Ивану Грозному и отправил в Москву посольство с дарами.

Многие задавались вопросом — ну и где сокровища Искера? Мог ли правитель за 3 дня подготовить свои ценности к эвакуации? Ведь он точно расчитывал на победу в битве с Ермаком. Отправляться в изгнание не собирался. Ряд источников утверждают, что сокровища Кучума так и остались в занятом казаками Искере. Хан и его приближенные спасли только личные драгоценности и какие-то раритеты, например золотой трон.

Город Искер. Катина братьев Арангуловых (Тобольск)

Искер в 20 километрах от современного Тобольска стоял на высоком берегу Иртыша. Холм и теперь остался. Но раньше он уступом врезался в реку. За много лет река этот уступ срезала. А Тобольск был основан казаками 6 лет спустя в 1587 году. Сейчас по всему искерскому холму можно увидеть ямы. Это черные копатели продолжают искать сокровища Кучума. Начали копать еще тогда и кое что по свидетельствам 18 века находили. Но что именно и в каком количестве неизвестно. От города не осталось и следа. Трудно поверить что здесь некогда была столица огромного ханства. Есть данные, что, покидая свою столицу, Кучум бросил по крайней мере часть своих сокровищ на дно глубокого колодца. Из самого колодка есть выход в подземелья холма. Поэтому люди всегда стремились на Искер. Жители окрестных деревень еще в 17 веке искусственно разрушали берег, надеясь что в холме просто пуды золота. Что-то находили.

Первые научные раскопки на Искере проводил в 1881 году Знаменский. Сокровищ экспедиция не обнаружила, но раскопки дали богатый материал о татарском быте 16-18 веков. Колодец к тому времени уже выглядел как провал в земле вокруг которого было множество ям. Окрестное население пристально следило за ходом раскопок. Тобольские губернские ведомости публиковали легенды, основанные на рассказах местных жителей. Якобы раньше этот провал был выложен каменными плитами, но в 80-е годы 18 века крестьяне растащили эти плиты на печи за что и поплатились. «Да видно у татар был зарок наложен. Все перемерли, которые эти плиты то взяли потому как не приведи Господь богатства Кучума искать». Колодец был раскопан только в 1915 году. Экспедиция тобольского историка Василия Пигнатти. Но клад они не нашли. При раскопке наткнулись на лед. Лед обдолбили, а под ним только вязкая глина и ил. В колодец спускали шест в 4 аршина, он уходил до конца не встречая никакого сопротивления. Работы были оставлены и сделано предположение, что это был обычный колодец для питания городка водой. И не входа в гору не имел. Коллекция находок Пигнатти составила 1412 предметов, но это не сокровища. Найден был нагрудный знак с кольчуги Ермака. Большая часть искерийского холма давно обрушилась в Иртыш.

Любители продолжают копать и поныне. После ухода хана Кучума сибирская столица в течение трех лет служила резиденцией для дружины Ермака. Казаки приводили в подданство русскому царю местное население и переодически участвовали в боях и стычках с непокорившимися местными князьками и татарскими мурзами в том числе и с воинами хана Кучума. Последний следил за Ермаком и ждал случая отомстить за поражение. Казаки провели в Искере три трудных года. Помощь из Москвы поступала недостаточно и медленно. Так в одну из зим Искер оказался в осаде, которую устроил с подачи хана Кучума его визирь Карача. Это значит, что у хана в окрестностях Искера была серьезная инфраструктура — базы, откуда он мог нападать и куда его воины уходили на отдых. Эти базы могли быть устроены заранее. Хан, узнав о проникновении на его территорию большого отряда казаков и понимая, что это может быть серьезной угрозой мог подготовиться. У татар был значительный перевес в живой силе, но вооружены они были в основном луками со стрелами, а казаки огнестрельным оружием.

Известно, что на одном островке среди болот Кучум устроил оружейную мастерскую. Будто бы выходцы из Бухары должны были там производить огнестрельное оружие. Место это сохранилось и называется Золотой рог или Алтын-кыр («Золотая земля» в переводе с татарского). Находится он в крестности сел Ахманай и Подъемка недалеко от Тобольска. Там был будто бы построен целый подземный замок — тайная резиденция хана. Может быть там и были сокровища Кучума? Наружу выходила выложенная кирпичом вентиляционная труба, все остальное скрыто под землей. Сюда хан Кучум вывез свои главные сокровища в том числе знаменитый золотой трон и уникальный алмаз размером как говорили с детскую голову. Но найти пока что никому ничего не удалось. Потому что на клад наложено заклятье. Как только к сокровищам приблизится недостойный, он будет тут же убит ударом копыта некоего волшебного коня, охраняющего сокровища. Так гласит легенда. Местные татары говорят, что у кучумова клада есть хранители, знающие эту тайну и передающие ее из поколения в поколение. Они то и пускают исследователей по ложным ветвям чтобы запутать.

Раскопки на Золотом острове не проводились. Поэтому подтвердить или опровергнуть легенду о подземном кучумовом замке невозможно. Единственный подтвержденный факт, это то что огнестрельного оружия у воинов хана Кучума так и не появилось. Значит оружейная мастерская так и не заработала или ее вовсе не было?

Кроме золотого рога было еще несколько мест для укрытия ценностей. Одно из них — Сузгунская сопка. Здесь жила младшая жена хана красавица Сузгэ.

Когда Ермак пришел в Сибирь, он узнал о красоте этой царицы и отправил казаков захватить ее и привезти ему. Дальше данные разнятся. В фольклоре говорится, что Сузгэ прыгнула с высокого берега в Иртыш и утопилась, в поэме Ершова «Сузгэ» говорится, что она заколола себя кинжалом. Но Сузгэ — как бы точка, связующая этих двух непримиримых «друзей» Кучума и Ермака. В известном фильме тоже выстроена любовная линия о русской возлюбленной Ермака, ставшей женой Кучума. Впоследствии сопку снесли, она оказалась на пути железнодорожной линии. Есть такое предание, что когда строили мост через Иртыш, то ковшом экскаватора подняли с глубины старинный сундучок с сокровищами. Подняли его двое рабочих. И один из них после этого очень быстро уехал в Израиль на историческую родину и зажил там очень богато. (Еврей был рабочим? Все равно что оленеводом. Верится с трудом).

Вообще о хане Кучуме сохранилось множество легенд и преданий и песен в татарском фольклоре. Местному языческому населению насаждали мусульманскую веру. Ханты и манси активно сопротивлялись. А татары приняли ислам довольно легко. Что интересно. Если в России Ермак — это национальный герой, а о Кучуме мало кто знает, то сибирские татары с большим уважением относятся к ним обоим и воспринимают их обоих как важную часть истории своего народа. И очень довольны, что в их краях происходили такие яркие исторические события. «Это наша история, наша судьба! История нашего сибирского народа.» — говорят они.

В действительности Ермак и Кучум никогда не встречались. Личность Кучума недостаточно исследована. А он объединил разномастные территории и создал довольно мощное ханство — государство. Но оно не имело собственной монеты и законов. Но была система, объединение. И оно просуществовало 20 лет. Эти две яркие личности проходят через осевое время для Сибири. Причем оба — не сибиряки по рождению. Но оба очень много сделали. После завоеваний Ермака, что главное, прекратились насильственные разбои и набеги кучумовцев причем не только на русских на Урал, но и на малые сибирские народы. Установилась власть.

Кучум, потерпев ряд серьезных поражений жаждал реванша. Люди хана отслеживали все перемещения казаков по сибирским рекам. В одной из таких экспедиций Ермак сделал еще один крупный клад, который не найден до сих пор. Но сопровождалась эта закладка событиями трагическими.

Последний поход Ермака из Искера вверх по Иртышу закончился гибелью атамана. Хотя поначалу все складывалось удачно. Около Бигишевского озера казаки вступили в бой с хозяином этих мест князем Бигишем. Победа осталась за русскими. И Ермак тогда захватил множество богатства, которое до своего возвращения приказал закопать в землю. Отдохнув после боя, казаки вновь погрузились в струги и двинулись в путь.

Бигишево расположено на правом берегу Иртыша. Пройдя по реке казаки причалили к левому берегу, там где в Иртыш впадает река Вагай. Здесь на островке в устье реки Вагай казаки остановились на ночлег. Ночью на них напали. Спал Ермак видимо в полном боевом снаряжении. Когда под градом, осыпавших их стрел, казаки стали забираться на струги, атаман подскользнулся на сходнях и упал в воду и под тяжестью двух кольчуг ушел на дно. В горячке боя этого сразу не заметили, а потом спасать атамана уже было поздно. Казаки вернулись в Искер.

Никаких данных в русских источниках были ли извлечены те клады нет. Мог был он закопан на том самом островке? Татары ведь следили за казаками. И может клад вернулся обратно к Бегишу. Казаки дошли в том походе до устья Ишима. Там селение Ташатхам что в переводе «каменная стрела».

За несколько лет до прихода Ермака в Сибирь на берегу местного озера, которое русские впоследствии прозвали «Кучумова тюрьма», упал метеорит. Упал он в июле месяце в самую жару. И после этого в верховья Иртыша пришли холода, повалил снег. Местные жители прозвали этот камень Повелитель погоды. И возможно, что Ермак хотел этот камень вывезти. Потому что есть описание в летописи, что он находился около камня и по размеру он был с воз багрово-красного цвета. Получается что килограмм 250. С помощью этого камня Ермак возможно предполагал подвести всю Сибирь под руку белого царя. Но в устье Вагая на стругах никаких сокровищ уже не было и самого камня тоже. Хотя в преданиях вагайских рыбаков говорится, что в один год сильно спала вода и они увидели на дне большой кроваво красный камень. Но достать его не могли.

После гибели атамана казаков оставалось уже очень мало и они из Сибири ушли. Но восстановить свою власть хан Кучум так и не сумел. А через два года из Московии пришли новые отряды с новыми воеводами. Был основан город Тобольск в 20 км от Искера. Россия окончательно приросла Сибирью.

Большинство сибирских князей перешло на службу к русскому царю. Даже дети Кучума. И сам хан, который слонялся в разных местах, неоднократно получал такие предложения. Но гордо отвечал, что он вольный человек и вольным умрет. Принцип у него был. Хан пережил Ермака на 14 лет. Умер на Алтае, похоронен в кургане, рядом были зарыты его сокровища. Точное место не известно. Но сибирские клады — это особая тема. Чего здесь только не пропало.

Где-то в Тобольске были спрятаны сокровища петровского вельможи князя Матвея Гагарина, по указанию которого в начале 18 века активно раскапывались скифскиее курганы. Сибирские вельможи сотнями килограммов скупали у копателей сокровища и для себя и для подношений вышестоящим особам. Из таких предметов состоит сибирская коллекция Петра Первого которую преподнес как раз Гагарин. Но большую часть золота он оставил себе. На предложение Петра сдать все, Гагарин ответил отказом за что и был повешен в Петербурге. А сокровища князя остались в Тобольске и не найдены до сих пор.

В ХХ веке в Сибири золото Колчака, сокровища царской семьи, церковная утварь… Кладоискательство в Сибири стало народным хобби. Находят бивни мамонтов, монеты, наонечники стрел… Крупные клады так и остаются в тайне.

Преемник: Присоединение к России Вероисповедание: Ислам Рождение: ? Смерть: 1598 год (1598 ) Род: Шибаниды Отец: Муртаза Супруга: 1) Салтаным
2) Сюйдеджан
3) Яндевлет
4) Актулум
5) Ак-Сюйрюн
6) Шевлель
7) Кубул
8) Чепшан Дети: сыновья: Али , Алтанай, Абулхайр

Происхождение

В некоторых легендах [каких? ] отмечено, что Кучум был выходцем из Бухарского ханства . Тем не менее, Хади Атласи считает, что родиной Кучума были «киргизские» степи.

Происхождение по деду Ибаку (Упаку) открывало Кучуму доступ в круг московской придворной аристократии. Отчизна (отчина) Кучума - Сурожский Стан (современный г. Истра), автономное татарское княжество на западе от Москвы (бывший удел Великих князей Московских).

Начало правления

Опираясь на поддержку своего родственника, бухарского хана Абдулла-хана II , Кучум вел длительную (в году борьба уже велась) и упорную борьбу с сибирским ханом Едигером используя войско, состоящее из узбекских , ногайских , киргизских и башкирских отрядов. Решительную победу он одержал в году.

В течение первых десятилетий XVII века наследники Кучума - царевичи Аблайкерим и Кирей - продолжали сопротивление. Они принимали деятельное участие в восстании сибирских татар в 1620-1630-х годах с целью восстановления Сибирского ханства, однако изменить ситуацию уже не могли.

См. также

Примечания

Литература

  • Атласи Х. История Сибири . - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 96 с.
  • Маслюженко Д. Н., Рябинина Е. А. Реставрация Шибанидов в Сибири и правление Кучум хана во второй половине XVI века // : Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - В. 1. - С. 97-111. - ISBN 978-5-98245-048-7 .
  • Матвеев А. В., Татауров С. Ф. Сибирское ханство Кучума царя. Некоторые вопросы государственного устройства // Средневековые тюрко-татарские государства : Сборник статей. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. - В. 1. - С. 112-117. - ISBN 978-5-98245-048-7 .
  • Миллер Г. Ф. История Сибири . - М.-Л.: АН СССР, 1937. - Т. 1. - С. 194-201, 222-236, 239-266, 278-300.
  • Скрынников Р. Г. Борис Годунов // М., Издательство «АСТ», 2003 г. ISBN 5-17-010892-3
  • Скрынников Р. Г. Ермак . - М .: Просвещение , 1992. - 160 с. - 150,000 экз. - ISBN 5-09-003828-7
  • Соловцов . Кто был Кучум // Восточное обозрение. 1882. № 39–40.
  • Файзрахманов Г. Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - С. 131-135, 168-182. - 431 с. - 1,000 экз. -