Медовый спас. Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый

По народному выражению - "на воде"; второй - , "на горе"; третий - , "на полотне".

Праздник первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году.

Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень . Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Первый Спас еще называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов , когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты, "На первый Спас и нищий медку покушает" , говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно с выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XII век).

Праздник второго Спаса

Второй Спас в день - Спас "на горе" . Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом" . По освящении часть принесенного выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В.Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал:

"В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается".

Праздник Третьего Спаса

Третий Спас, то есть Спасителя, - - Спас "на полотне", назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание , что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя , князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя , сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня . Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга" .

Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено ( н.ст.).

Яблочки на столе, в банке - медок, тут же свежий хлеб, пышущие жаром пирожки, лесные орешки... Все это - не что иное, как символы прекрасных Спасов. Праздники Спаса особенные, ведь и названы они в честь Спасителя нашего, Иисуса Христа.

Медовый Спас (14 августа) - первый Спас

В христианстве Медовый Спас именуется праздником Животворящего Креста Господня. Много веков назад, в летнюю августовскую жару, в Константинополе люди толпами гибли от болезней. Дабы исцелить народ, из собора выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и проносили по городу. Отсюда и пошло название.

Но в миру Спас называют именно Медовым: пчеловоды как раз начинают сбор медового урожая. Непременно несут его в церковь - освятить. Вечером этого дня в деревнях и селах на пасеку обязательно заглядывали ребятишки - медку поесть. Говорили, что «на Первый Спас и нищий медку попробует». Так и было. Всех привечали в этот день. Хозяюшки пекли медовые пряники, плюшки, пирожки, затевали блины с медом.

Так как праздник совпадал с началом Успенского поста , то и угощения предпочитали постные. Например, делали постную медовую коврижку.

Рецепт медовой коврижки на Медовый Спас

150 грамм сахара смешать с 250 граммами меда и с 130 миллилитрами воды. Прокипятить и оставить сироп остывать. В это время просеять 500 грамм муки. Добавить к ней сироп, 50 грамм маргарина, щепотку корицы и щепотку соды, гашенной уксусом. Замесить тесто. Раскатать из него лепешки, с помощью вилки проткнуть каждую в нескольких местах. Поставить лепешки в духовку на полчаса при температуре 180-200 градусов.

Есть у этого Спаса и другие названия. Например, Мокрый, ведь издревле на Руси было принято в этот день совершать малое водоосвящение. Или Маковый - в этот день начинали собирать созревший мак. Какие сладкие булочки с ним получались!

Яблочный Спас (19 августа) - второй Спас

Проводы лета всегда начинались со дня празднования Яблочного Спаса . Ночи становились холоднее, тепло уходило. Появлялись первые яблочки, и какими же сладкими они были! Возможно, вкус их был сладок еще и оттого, что до этого дня православные яблок не ели. Зато в этот день собирали наливной урожай, несли в церковь освятить и только потом разговлялись.

Матери, потерявшие своих деток, приносили яблоки на их могилки. Считалось, что если до Яблочного Спаса мать не попробует яблочка, тогда дитя ее на том свете в этот день будет есть райские яблочки. Юных девиц можно было увидеть около яблонь. Прислонятся к ним и стоят, о чем-то нашептывают. А все потому, что согласно древнему поверью, в этот день можно было попросить у яблони красоты и долгой молодости.

Хозяйки начинают варить яблочное варенье, пастилу, компоты. А останется несколько плодов - обязательно запекут их.

Рецепт варенья из яблок, которое варили на Яблочный Спас

Выбрать 3-4 крупных яблока с кислинкой. Вымыть, обсушить, обрезать «крышечку», через нее аккуратно удалить сердцевину. Уложить внутрь любые ягоды (чернику, малину, клубнику). Сверху залить медом и закрыть срезанной «крышечкой». Поставить в духовку и выпекать при температуре 180 градусов до готовности.

А что же значит этот праздник в христианстве? 19 августа празднуется великое Преображение Господне. Иисус Христос с тремя своими учениками в этот день взошел на гору Фавор и преобразился там - весь засиял, одежды его стали белыми, около него появились пророки. Преображение было свидетельством Божьего чуда и силы его.

Ореховый Спас (29 августа) - третий Спас

К празднованию Орехового Спаса поспевают лесные орешки. Их так же, как и мед с яблоками, принято относить в храм для освящения. Особенно бойко в этот день у наших предков шла торговля полотнами и тканями, что вполне объяснимо - второе название праздника «Спас на полотне».

Дано оно было в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. На столах в день Орехового Спаса лежало много хлеба, ведь как раз заканчивалась уборка зерна. Оставить недоеденной корочку или, не дай Бог, обронить хлебную крошку со стола считалось в этот день страшным грехом. К хлебу относились свято, почитали его особо.

Три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – отмечают украинцы во второй половине последнего летнего месяца. Три Спаса не только напоминают нам о почитании религиозных обычаев, но и намекают, что осень со своими щедрыми дарами уже на пороге.

Три августовских Спаса должны одновременно религиозное и языческое начала. Относительно первого корня, то связан он со Спасителем Иисусом Христом, который верил в то, что каждый человек сильная, чтобы не соблазниться на грех и быть спасенной или спасен. Грань вторая касается народных верований, когда древние украинцы вкладывали труд в свою землю, за что она вознаграждала их богатым урожаем.

Как праздновать Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы и какие приметы связаны с этими праздниками – далее в материале.

Медовый Спас (Маковея) – 14 августа

Первый Спас еще называют Медовым, Спасом на воде и Мокрым. В этот день верующие вспоминают семь братьев Маккавеев, их мать Соломонию и учителя Елеазара, которые в далеком 166 году до нашей эры поплатились жизнью, потому что исповедовали веру в Истинного Бога.

Сегодня дань уважения мученикам христиане отдают в церквях. На службу в этот день они приносят букеты – маковейчики или маковейки , чтобы их освятили. В композиции такого обязательно должны быть несколько головок спелого мака, к которым прилагают летние цветы. Зелье дополняют калиной, символизирующей девичье счастье, овсом, который олицетворяет достаток и богатый урожай, подсолнечником, что дарит солнце и тепло, и даже полынью – защитником от нечисти, а также традиционными осенними цветами – астрами, георгинами, гвоздиками.

Выбрасывать маковейки нельзя. Наоборот, их нужно хранить в доме, желательно возле икон, как оберег. Даже сегодня священным маком осыпали дом и скот, чтобы зло обходило хозяйство десятой дорогой.

Медовый Спас – традиции праздников

Интересно, что в такой букет, к примеру, на Житомирщине, кладут еще морковь, початки кукурузы, горох, фасоль и укроп. Жители Черкасщины в храмы с маковейками не ходят, они святят венок из цветов и колосьев со свечой. На Подолье же верующие приносят в церковь снопы из трав и овощей, с которыми после службы обходят дома, дворы и огороды.

Еще в этот день освящают мед, полезной вкуснятиной от пчел щедро угощаются, а для гостей готовят пироги, вареники, пряники, а также шулики – печеные коржи, которые ломают и заливают медом и растертым маком.

Спас 14 августа еще называют Водным. Все потому, что в этот день целебные свойства приписывают и воде. В колодцы и реки бросают немножко зелья, которое перед тем посвятили в церкви.

Яблочный Спас – 19 августа

Именно этот праздник знаменует окончание лета. Поэтому в древности в этот день люди выходили посмотреть на закат, и, наблюдая за тем, как небесное светило уходит на покой, пели песни, а затем прощались с теплом, приговаривая: "В Яблочный Спас – ушло лето от нас".

Зато встречали осень: не только чувствовали ее ранние холодные вздохи, а и принимали первые дары. Поэтому, когда люди шли в церковь, то клали в свои корзинки груши, сливы, виноград, персики, овощи, иногда даже пучок колосьев пшеницы. Главным же атрибутом праздничной корзины были яблоки, которые, как считали, нельзя было есть до 19 августа, однако в этот день, а также потом эти фрукты употребляли в неограниченном количестве. Еще на Спаса советовали собирать урожай, ведь поговаривали: оставленные после Яблочного праздника фрукты, овощи или зерновые пользы не принесут.

В этот день люди наблюдали и за тем, как ведет себя природа. Считалось, если погода будет сухой и жаркой, такой следует ожидать осень, и, наоборот, если задождит, то золотая пора будет богатой на дожди. Морозную зиму на Второго Спаса пророчит небо без единого облачка.


Яблочный Спас – традиции празднования

Верующие же 19 августа празднуют Преображение Господне. Согласно Библии, произошло оно на галилейской горе Фавор. Тогда Христос поднялся на нее, чтобы там помолиться со своими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном. Во время таинства трое наследников Христа увидели своего Учителя преобразованным, преображенным – во всей Божественной, вечной славе. Еще перед Христом явились пророки Моисей и Илия, которые, как пишет апостол Лука, разговаривали с Ним о будущем распятии на кресте. После этого появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из него раздался голос Бога: "Это сын мой возлюбленный, слушайте Его". После такого чудотворного события Христос запретил своим ученикам рассказывать кому-то об увиденном.

Ореховый Спас – 29 августа

На Третий Спас в народе говорят еще Хлебный и Полотняный.

Когда уже немало людей узнали о том, что Христос умеет исцелять людей, слава о таких умениях дошла и до обладателя турецкого города Эдессы Авгара. Он болел проказой, поэтому послал к Иисусу живописца Анания. Тот рассказал о горе и попросил нарисовать портрет Спасителя. Однако краски на холсте расплывались и изобразить лицо Иисуса не удалось. Тогда Сын Божий взял полотенце, вытер им свое лицо и отдал гонцу. Он увидел на нем лик Христа, поехал с тканью к царю, которая его и вылечила.

В последний месяц лета православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса - Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название - Маковый или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, при этом на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Медовый Спас – традиции

С этого дня начинается период, который носит название Спасовки или Спасы. В это время наши предки отмечали три Спаса. После прихода христианства многие языческие обряды смешались. Поэтому в этот день принято ходить на реку для освящения. Так как этот Спас приходится на Успенский пост, то на стол ставят обычно дары природы – ягоды, фрукты, овощи. Кроме того, хозяйки обязательно пекут медовые пряники и коврижки, блины с маком и медом, плюшки с маком, булочки и всевозможные пироги.

На богослужении обязательно освящают дары природы и, конечно же, мед. Только после этого наши предки начинали употреблять его в пищу.

Так как раньше в этот день вспоминали еще и ветхозаветных мучеников Маккавеев, то в память о них устанавливали высокие кресты, которые украшали маками. Сверху обязательно прикрепляли тыквенную маску с зажженной свечой. Всю ночь молодежь на Медовый спас гуляет и веселится, а также водит хороводы вокруг креста.

Как и на многие праздники, у наших предков было принято угощать всех бедняков. И даже многие верили, что если этого не сделать, то можно накликать беду в свой дом. Также наши предки говорили, что нельзя грустить в этот день, а иначе так пройдет весь год. Поэтому этот праздник старались провести как можно веселее и радостней.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, он приурочен к большой церковной дате - Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалась от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».

Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи Яблочного Спаса

По традиции, с Яблочного Спаса начинали собирать урожай фруктов, в основном яблок и винограда. С самого утра было принято нести в церковь свежие плоды, чтобы освятить. Из освященных яблок традиционно готовили разнообразные угощения.

Часть освященных фруктов оставляли в церкви. Другая часть шла на угощения страждущим, нищим и нуждающимся. Так было принято отгонять от себя нужду и призывать благополучие. Остальными плодами угощались сами и готовили праздничные блюда.

Другая народная традиция была связана с родителями, потерявшими детей. Матерям было запрещено есть яблоки до дня Спаса. 19 августа женщина, потерявшая дитя, должна была пойти на могилу ребенка и оставить там несколько освященных яблочек. Считалось, что если родители соблюли церковный запрет, их детям на том свете раздадут гостинцы и угощения из райских яблок.

Эта традиция со временем трансформировалась, и теперь многие просто ходят на кладбище в Спас, кладут яблоки родственникам на могилы.

По еще одному поверью яблочко, скушанное в этот день, считалось волшебным. На него загадывали сокровенное желание, которое обязательно должно было сбыться.

Молодые девушки, кушая праздничные плоды, задумывали имя человека, который им небезразличен, чтобы в текущем году выйти за него замуж. При этом они обычно произносили шепотом: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».

Opexoвый Cпac в 2018 гoду

Opexoвый Cпac oтмeчaeтcя 29 aвгуcтa, нa cлeдующий дeнь пocлe пpaздникa Уcпeния Бoгopoдицы. Tpeтий Cпac знaмeнуeт oкoнчaтeльный пepexoд oт лeтa к oceни: в этo вpeмя зaвepшaлиcь aвгуcтoвcкиe пoлeвыe paбoты и зaceивaли oзимыe культуpы.

29 aвгуcтa впepвыe выпeкaли xлeб из нoвoгo уpoжaя зepнa, пoтoму пpaздник тaкжe нaзывaют «Xлeбным Cпacoм». K этoму вpeмeни oкoнчaтeльнo вызpeвaли лecныe opexи, кoтopыe в этoт дeнь coбиpaли и ocвящaли вo вpeмя цepкoвнoй cлужбы. Пo пoгoдe гaдaли, кaкoй будeт oceнь, пoэтoму poдилocь мнoжecтвo пpимeт и тpaдиций Opexoвoгo Cпaca.

Зaглянув в цepкoвный кaлeндapь нa 2018 гoд, вы нe пpoпуcтитe дaты вaжныx тopжecтв. Пуcть удaчa coпpoвoждaeт вac вo вcex дeлax.

Традиции и обычаи

Самая главная традиция Орехового Спаса, как и других больших религиозных праздников - посещение богослужений в церкви и молитва.

По церковной традиции в эти дни освящают орехи (лещину, грецкие орехи), хлеб и караваи из муки первого урожая.

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Также в этот день хозяйки заготавливают лечебную ореховую настойку: перемычки грецких орехов заливают водкой и настаивают в темном месте.

Праздновали Ореховый спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода, поэтому люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.

В обед шли в церковь, чтобы освятить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида.

К вечеру крестьяне чистили целебные подземные источники, чистили колодцы. В общем, готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги.

Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который защищал их от болезней и сглаза.

Хозяйки пекли хлеб и пироги с грибами, готовили различные блюда с добавлением орехов и угощали ими своих родных и близких. Так как Успенский пост закончился, на стол выставляли кушанья из мяса и рыбы. Но главными блюдами были:

  • свежая выпечка;
  • орехи;
  • яблоки с медом.

И орехового Спасов переплетаются христианские и народные традиции. С одной стороны, эти праздники издревле венчали собой сбор урожая различных плодов земледелия и даров земли. С другой стороны, христианской, каждый Спас отмечается в честь Спасителя - Иисуса Христа. Можно ли проложить между этими традициями границу? Вопрос риторический. А вот узнать о том, когда медовый и празднуются, не составит труда.

Мед укрепит ваше здоровье

Медовый, ореховый. И все же на первое место надо бы поставить медовый Спас. Именно он отмечается первым, его празднование приходится на 14 августа. В это время пчелы заканчивают наполнять ульи медом, и его уже можно, освятив в церкви, есть. В народе считали, что мед, освященный в день Спаса, поможет справиться с разными болезнями, он укрепляет здоровье. Хранится этот мед долго. И важно каждое утро натощак съедать кусочек хлеба с медом. Если в семье возникла ссора, надо заварить чай, добавить в него чайную ложку освященного меда и выпить его всей семьей.

В день медового Спаса отмечается день памяти мучеников Макквеев. Поэтому второе название первого Спаса - маковый. В церкви кроме меда освящают еще и мак. А потом пекут всевозможные и медом. Кстати, с медового Спаса начинается и самый приятный пост, в этот день на стол подаются маковые пироги или блины. Называется пост Успенским в честь Успения Богородицы. Длится он до 28 августа.

Кроме того, в медовый Спас в церкви освящают еще и воду, так как в этот день в 988 году была крещена Русь водой из Днепра, и первый Спас по этой причине называется еще водным или мокрым Спасом.

С медового Спаса в народе начинались проводы лета, а также уборка урожая.

Спас яблочный, медовый, ореховый… Второй по дате Спас стоит на первом месте. Почему? Потому что он считается более значимым. Яблочный Спас приходится всегда на 19 августа и отмечается вместе с Преображением Господним - явлением Божественного величия Иисуса Христа перед его учениками: Петром, Иоанном и Иаковом. Во время их совместной молитвы лицо Иисуса засияло светом небесным, а одежда стала белее снега. Затем появились и Илия. Они говорили с Иисусом о его исходе, который вскоре произойдет в Иерусалиме. Иисус запретил своим ученикам рассказывать о том, что произошло, пока он не воскреснет, как было предначертано.

В этот день после церковной службы происходило освящение фруктов, в основном яблок. Поэтому в народе праздник Преображения назвали яблочным Спасом. Считается, что только после яблочного Спаса можно собирать яблоки, печь пироги и делать варенье из яблок.

Второй Спас знаменует собой начало осени, а еще проводит своего рода границу между летними и осенними сельскохозяйственными работами. Селяне до Преображения старались подготовить землю для посева, чтобы после праздника можно было сеять озимые, а также начинать копать картошку.

Ореховый или хлебный

Спас яблочный, медовый, ореховый… Последним в этом списке всегда стоит потому что он отмечается после медового и яблочного, а именно - 29 августа.

Третий по счету Спас установлен в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Согласно преданию, на куске ткани, которым после умывания отерся Христос, отпечатался его лик. С помощью этого образа получил исцеление от проказы Авгарь, который правил в сирийском городе Едессе. Нерукотворный этот образ долго хранился в Едессе, но затем был перенесен в Константинополь. Этому событию и посвящен праздник, его еще называют Спасом на холсте. Есть у него и еще два названия: хлебный и ореховый. Потому что в это время созревают орехи и заканчивается жатва хлебов. Во многих деревнях и селах проводили во время третьего Спаса дожинки и пекли пироги из зерна нового урожая.

Во всех городах России Спас медовый, яблочный, ореховый 2013 отмечался ярмарками и выставками лучших сортов меда, яблок, орехов и других разнообразных даров земли нашей. Частью русской культуры считаются народные гулянья, организуемые в эти праздники. И приготовленных народными умельцам вкусностей на этих праздниках, как правило, не счесть.

Спас яблочный, медовый, ореховый - три праздника, но одновременно и время начинающегося 14 августа и завершающегося 28 августа. Он даже получил название Спасовка, так как начинается во время медового Спаса, середина его приходится на яблочный Спас, а концовка - на ореховый Спас. Но благодаря множеству овощей и фруктов он считается у верующих легким и заканчивается праздником Успения Пресвятой Богородицы.