Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе психотерапевта. Метафорические ассоциативные карты — что это такое и как с ними работать

Метафорические ассоциативные карты — что это такое и как с ними работать?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) набирают все большую популярность в среде психологов, коучей, тренеров. К ним проявляют интерес педагоги и социальные работники. Так что же это за инструмент, почему он так популярен, для чего предназначен?

МАК представляют собой набор с изображениями людей, событий, природы, абстрактных образов или слов, объединенных одной темой и идеей автора. Каждая колода содержит инструкцию с описанием и рекомендациями для работы.

Метафорическим картам более 40 лет. Первую колоду создал канадский искусствовед и художник Эли Раман, в 1975 году с целью популяризации искусства. Психологическим инструментом эти карты стали только в 1983 году благодаря психотерапевту Моритцу Эгетмейеру, который впервые применил их в работе с пациентами. Так появилась первая колода и в 1985 году было создано издательство «OH Verlag». Сегодня широко известны колоды из Германии от этого издательства: , и другие.

Постепенно появлялись и развивались методы работы с метафорическими картами, создавались новые колоды. В России первыми появились переведенные колоды, а затем начали активно создаваться отечественные. Сейчас представлен огромный выбор карт от российских, украинских, белорусских, прибалтийских, израильских и других авторов.

Метафорические карты являются замечательным инструментом в работе психологов, коучей, тренеров, консультантов. Активно используются в трансформационных играх, тренингах и обучающих программах. Карты хорошо зарекомендовали себя как при индивидуальной работе, так и в группе. С их помощью легко организовать знакомство, наладить взаимодействие, заинтересовать участников. МАК можно использовать и в повседневной жизни: для принятия решений, развития творческих способностей, поиска новых идей, общения и игр.

Механизм работы метафорических карт основан на нескольких известных психологических феноменах.

Одним из них является закон проекции, впервые описанный З. Фрейдом. По сути карты являются стимулом, вызывающий поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека; объектом, на который накладывается проецируемый материал.

Вторым является закон диссоциации, в результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Клиент смотрит на события, как бы со стороны.

Третьим феноменом, лежащим в основе МАК, стала метафора. Это образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.

Методы работы с МАК постоянно расширяются, дорабатываются и, соответственно, появляются новые возможности для их использования. Вокруг карт постепенно формируются разнообразные мифы, о которых будет сказано ниже.

С помощью МАК специалисты могут помочь клиентам в решении целого ряда проблем:

  • Сложности в отношениях:

и другие…

  • Работа с родовыми сценариями:

и другие…

  • Поиск внутренних ресурсов:

и другие…

  • Работа со страхами:

и другие…

  • Поиск своего я, собственной идентичности.

(Archetypes of Personality)

(Inner Active Cards) Производство: Backwoods Press, США.

и другие…

  • Вопросы самоопределения и выбора профессии

и другие…

  • Принятие решения и выбор стратегии

и другие…

  • Работа с травмой, горем.

и другие…

  • Работа с зависимостью

и другие…

  • Работа с детско-родительскими отношениями

Разработчик: УЦ практической психологии «СЕНТИО».

и другие…

  • Работа с нарушениями пищевого поведения

и другие…

  • Работа с чувствами

и другие…

Очень часто одна и та же колода позволяет работать с целым рядом проблем. Существуют универсальные колоды. Иногда, наиболее продуктивной оказывается работа с несколькими колодами в рамках одной сессии. Область применения тоже постоянно расширяется, приведенный список лишь небольшая часть тем, при работе с которыми успешно применяются МАК.

Метафорические карты помогают специалисту:

  1. Установить контакт с клиентом на начальном этапе, создать безопасное пространство, атмосферу доверия.
  2. Обойти барьеры и защиты клиента, что позволяет свободно рассказывать о чувствах и переживаниях, раскрыться и озвучить проблемы, которые ранее были глубоко скрыты.
  3. Обратиться к подсознанию клиента. В процессе изучения карт, рождаются метафорические образы, приходят чувства, происходят открытия, которые значительно расширяют границы обычного.
  4. Выявить актуальную для клиента проблему. Как правило, в различных художественных образах человек улавливает именно то, что созвучно его текущему состоянию и имеет решающее значение на сегодняшний день.
  5. Найти или смоделировать новые стратегии поведения и возможные решения проблемы.
  6. Открыть внутренние и внешние ресурсы для преодоления преград и достижения желаемого.

Метафорические карты позволяют выбирать разные стратегии работы, в зависимости от поставленных задач. Так как карты могут содержать только изображение, только словесное описание (текст) или смешение того и другого, то вариантов может быть много.

  • Карты с изображениями или словами выбираются вслепую. Клиент не видит изображения. С одной стороны, в этом случае, привносится элемент игры, случая, а с другой, такой способ открывает путь в подсознание, позволяет мыслить метафорически.
  • Карты с изображениями выбираются вслепую, а слова подбираются в открытую. Таким образом, можно одновременно задействовать и метафорическое мышление, и привычные для клиента взгляды. Можно сделать наоборот, все зависит от конкретной ситуации.
  • Карты с изображениями и словами выбираются произвольно, клиент рассматривает, читает и делает выбор. Как правило, при таком способе клиент меньше тревожится и с удовольствием знакомится с колодой.

Для успешной работы с метафорическими картами желательно придерживаться некоторых правил:

В процессе работы, у каждого специалиста формируется свой список правил и методов работы с МАК, отражающие его индивидуальность и личный стиль, но важно всегда помнить о безопасности клиента.

Метафорические карты вошли в нашу жизнь относительно недавно, но вокруг них сразу же, стали возникать мифы. Пришло время, рассказать о некоторых из них.

Первый миф — это мистическое взаимодействие колоды и клиента, возможность заглянуть в будущее или прошлое. Реальность — карты отражают только существующие внутренние процессы, они не являются гадальными. МАК являются инструментом в руках специалиста.

Второй миф — МАК, это разновидность карт Таро. Реальность — Колода Таро четко структурирована, каждая карта имеет свое значение. Метафорические карты не имеют заданного значения. Клиент описывает карту исходя из личного опыта, представлений и фантазии. Задачи этих колод, как правило, разные.

Третий миф — это психологический инструмент, используемый только узким кругом специалистов. Реальность — метафорические карты появились благодаря художнику и могут применяться в разных областях деятельности. В психологии МАК это один из многих инструментов, направленных на оказание помощи.

Четвертый миф — карты сами по себе могут волшебным образом разрешить все проблемы. Реальность — карты не решают человеческих проблем. Но они могут помочь увидеть истинную причину сложившейся ситуации и найти возможности для изменений.

Но какие бы мифы не возникали, в каких областях не применялись бы метафорические карты, уже очевидно, что они вошли в практику работы с людьми и обладают широкими возможностями.

«Мне трудно открываться перед людьми, - признается 29-летняя Евгения. - Я пришла к психологу, но не могла заставить себя говорить. Тогда он выложил стопку карточек с пейзажами и предложил рассмотреть их. Некоторые мне понравились, я отложила их в сторону. Психолог спросил, почему я выбрала именно эти. Постепенно я разговорилась…» Эти карты - особые, не игральные и не гадальные.

«Их называют метафорическими или ассоциативными, - объясняет психолог, директор издательства «Генезис» Екатерина Мухаматулина, - потому что представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Другое название - терапевтические карты, поскольку их используют в своей работе психологи».

Индивидуальный смысл

На фотографии - вечерняя пустынная улица, освещенная редкими фонарями. «Это образ одиночества, - считает 32-летняя Анна, - так вот и я бреду по жизни одна, без спутников, и уже начинает темнеть, и это пугает меня». Совсем по-другому воспринимает это же изображение 45-летний Иван: «Трудовой день заканчивается, и можно наконец отдохнуть, пройтись по городу, и никто меня не будет дергать», - объясняет он свой выбор.

Метафорические карты - это не психологический тест, хотя в работе с ними, как и во многих тестах, также задействован механизм психологической проекции. В чем же различие?

«В тест набор всех возможных результатов заложен еще до того, как мы приступили к его выполнению, - объясняет создатель нескольких колод метафорических карт, психолог Галина Кац. - Пройдя тест, мы в итоге получаем готовый вывод о нашем характере, способностях или состоянии, это уже зависит от цели тестирования. С картами все иначе. Выбор той или иной карты сам по себе ничего не говорит. Здесь нет готовых результатов, есть процесс: мы предполагаем, вносим уточнения, размышляем и постепенно углубляемся в смысл».

Этот путь можно проделать самостоятельно либо вместе с психологом, задача которого в этом случае - двигаться вместе с нами, не забегая вперед.

Снизить тревожность

Почти все, кто пришел к психологу впервые, испытывают в той или иной степени беспокойство. Непросто сразу довериться другому человеку, к тому же пока малознакомому. Непросто говорить о проблемах, которые пугают или вызывают чувство стыда. Гораздо легче начать с обсуждения картинки, ведь тогда можно побыть какое-то время в тени. Говорить не о себе, а об изображении и контролировать меру своей откровенности. Это особенно ценно для тех, кому трудно находиться в центре внимания.

«Многие готовятся к неприятному или трудному разговору с психологом, а разглядывать картинки - это простая деятельность, в которой никто не может потерпеть неудачу, поэтому напряжение быстро спадает», - замечает Галина Кац.

Карточки можно задействовать в любой момент, когда клиент испытывает тревогу и появляется необходимость помочь ему почувствовать себя в безопасности.

Найти путь к важным темам

Немногие заранее знают, к какому результату они хотели бы прийти в ходе психотерапии. Некоторых приводит в кабинет неясное чувство неудовлетворенности. В чем его причина, откуда оно возникло и что именно хотелось бы в жизни изменить - эти вопросы могут стать началом психотерапевтической работы. Взяв в этот момент в руки колоду, можно подобрать символические изображения «как есть сейчас» и «как я хочу, чтоб было», сделав их видимыми.

«Мы живем в визуально-ориентированной культуре, - подчеркивает психолог Галина Кац, - поэтому зрительные образы легче воспринимаются и служат отправной точкой для разговора. Если бы мы больше слушали музыку, наверное, могли бы обращаться к мелодиям. Но нам привычнее смотреть. Поэтому мы предлагаем картинки, которые пробуждают воображение».

Метафорические карты помогают не только в начале психологической работы. Они позволяют затронуть табуированные или трудные для обсуждения темы, такие как насилие или инцест.

«Многим клиентам проще показать соответствующую карточку, чем назвать словами то, что с ними произошло», - замечает Галина Кац.

Например, клиентка не может произнести вслух: «отец бил меня», но она выбирает карточку с изображением замахнувшейся руки. Затем с помощью психолога находит в себе силы описать все, что случилось. Так благодаря метафорическим картам снимается запрет на высказывание, и чувства наконец находят свое выражение.

Для разных целей

Некоторым нравятся карточки с конкретными изображениями (дом, яблоко), другим удобней работать с абстрактными образами. Предпочтения зависят от привычек мышления и восприятия. Психологи часто предлагают клиенту несколько наборов на выбор. Например, колода из двух частей: карты покрупнее изображают разные тела, мужские и женские, в домашней или официальной одежде или обнаженные, а на картах размером поменьше размещаются… головы. Можно выбрать тело и приставлять к нему разные головы. Или наоборот.

Получаются странные, иногда фантастические комбинации - на женском теле, облаченном в домашний халат, курчавая голова негритенка. Эти существа-гибриды обретают смысл в контексте психологической жизни клиента. «Голова может символизировать разум или совесть, - поясняет Галина Кац, - а тело - желания, физическую жизнь».

Есть другие наборы карточек, например колода, подходящая для разговора о детстве. На одной карточке - ребенок держит за руки обоих родителей, на другой выглядывает из-под крышки большого сундука. Эти колоды подходят для работы и со взрослыми, и с детьми. Специально для детей созданы колоды с крупными, яркими и более простыми рисунками. Они помогают детям осваивать социальные навыки: быть дружелюбным; задавать вопросы; просить другого перестать, если тот делает нечто неприятное...

Есть «Коуп-колода» («cope» по-английски «преодоление»), созданная для работы с травмами. Она делится на две части: половина карт изображает травмирующие ситуации, например физическую травму. Вторая половина показывает разные ресурсы для преодоления: поддержка друзей, творчество. С их помощью можно рассказать о том, как мы обычно справляемся с трудными ситуациями, и найти новые, еще не задействованные, возможности.

Как выбрать

Если мы подбираем метафорические карты для себя, для размышлений, медитации или обсуждения с друзьями, то выбор зависит от цели и от нашего вкуса. Здесь все имеет значение - и тематика (например, набор «Окна и двери» подходит для размышления над способом взаимодействия с внешним миром, а «Пути-дороги» - для осмысления жизненных путей), и цветовая гамма, и даже то, матовые карточки или глянцевые.

«Глянец многие воспринимают как нечто более радостное и оптимистическое, - замечает Екатерина Мухаматулина, - но есть и те, для кого он символизирует отстраненность, это как бы «чужая жизнь». Сейчас в издательстве «Генезис» можно купить некоторые наборы в двух вариантах, матовом и глянцевом. Однако профессионалы предпочитают матовые, они больше подходят для психологической работы».

А если мы собираемся обратиться к психологу? «В этом случае выбирать нужно не карточки, а специалиста, который с ними работает, - подчеркивает Галина Кац. - Карточки сами по себе только вспомогательное средство, они не метод психотерапии, а только ее инструментом». При этом они универсальны, их используют психологи, практикующие самые различные подходы, от юнгианского до когнитивного.

Давайте поиграем

С помощью этих карт можно играть. Вот только проигравших не будет, все выиграют.

Рассмотрим для примера игру «К вашему несчастью». Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».

Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».

Задача другого игрока - «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».

Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».

Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» - здесь простор для фантазии.

«Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, - объясняет Галина Кац, - а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме. В «ваше несчастье» хорошо играть в семье или с коллегами, потому что в любой группе почти всегда присутствует скрытая агрессия». А игра помогает снять возникающее из-за этого напряжение.

Подробную информацию о метафорических картах можно узнать на сайтах издательства «Генезис» и психологического центра «Креативный мир» .

47

Душевный переплет 19.10.2016

Дорогие читатели, сегодня мы продолжим с вами разговор в рубрике С нами вновь ведущая этой замечательной рубрики Елена Хуторная. Для тех, кто впервые зашел в нашу рубрику представлю Лену: блогер, писатель, вебдизайнер, чудесный,теплый и очень мудрый человек. И Лена также редактирует все статьи в нашем журнале Ароматы счастья . Сегодня Лена предлагает нам поговорить об эффективном методе работы над собой через метафорические и интуитивные карты. Вы что-то знаете о них? С недавних пор я сама увлеклась этой темой. Передаю слово Лене.

Иногда бывает так сложно разобраться в себе. Мучает какой-то вопрос или проблема и не знаешь, как поступить, чего ты вообще хочешь, к чему тебе стремиться, в каком направлении прикладывать усилия. Или понятно что нужно, но совершенно не представляешь себе, как это реализовать, с чего начать и когда вообще начинать, сейчас или, может, подождать? Или уже начал что-то делать, но то одно не получается, то другое и снова берут сомнения – а то ли? а надо ли? а с той ли стороны захожу? А бывает, и вовсе гложет что-то тебя, вроде и хорошо все, а вот не отпускает какая-то тоска, и не поймешь даже, с чем это связано…

Метафорические карты – что это

Для решения всех этих и многих других проблем используются метафорические карты. Это психологический инструмент, они не имеют ничего общего с гаданиями, карточными играми и прочими подобными занятиями, так что совершенно не заслуживают подобного предвзятого отношения. Представляют собой набор картинок разной тематики, с текстами или без, с одной стороны одинаковая у всех рубашка, с другой – какой-то рисунок или фото. Все изображения, как правило, неоднозначны и, соответственно, не предполагают однозначной трактовки.

Методика работы с метафорическими картами основана на обращении к нашему подсознанию, в котором, как известно, и кроются ответы на все наши вопросы. Причем обращение это происходит не напрямую, а опосредовано, через карты. Когда мы высказываем ассоциации, которые возникают у нас в связи с ними, мы вроде бы говорим не о себе, а о карте, поэтому это не вызывает у нас сопротивления. Но при этом откуда берутся все наши ассоциации? Конечно, они все о нас и связаны с нашими мыслями, чувствами и настроениями. И так человек рассказывает вроде бы о картах и вдруг понимает, что говорит-то на самом деле о себе, причем именно о том, что в действительности его заботит, волнует и занимает.

Волшебство в каждой карте

Вот цитаты известных психологов, применяющих карты в своей работе: «Мы вытягиваем определенные карты не случайно. Мы смотрим на картинку, и слова и образы сами приходят на ум. И мы поражены, потому что они попадают сразу в самую суть, открывают самое сокровенное и запрятанное, проскальзывая сквозь все границы и защиты. Это чудо. Это удивительно!» – это слова Моритца Егетмейера, психотерапевта, издателя метафорических карт.

А так сказала о метафорических картах Офра Аялон, доктор психологии, всемирно известный эксперт по работе со стрессами, травмами и кризисными состояниями: «Удивительно то, что разные люди дают разные интерпретации карт. Каждый видит в них что-то свое, но это всегда именно то, что живет в нас, поэтому тут не может быть неправильных ответов. В вашем воображении есть все цвета, чтобы разукрасить свой мир. Мы маги, но не разрешаем верить себе в то, что волшебство живет внутри нас. Волшебство существует в любой момент времени. В детстве мы это помним, потом забываем, а потом вспоминаем снова. Карты это ключи для открытия двери внутри нас».

Метафорические карты не могут навредить

Потому, кстати, метафорические карты являются настолько экологичным инструментом для работы с собой – потому что они не могут навязать чего-то чуждого нам, что-то испортить, чем-то навредить своим вмешательством, ведь они только открывают и позволяют видеть то, что уже в нас есть. И по тем же причинам метафорические карты могут использовать как психологи, так и люди, не имеющие специальной подготовки, – просто для себя. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя. Каждая из них значит только то, что мы сами видим в ней.

Вот простой пример. Я выбрала для вас один из рисунков. Посмотрите на него и подумайте, почувствуйте, как вы реагируете на него? Какие мысли у вас возникают, какие ощущения? Это что-то приятное, хочется идти за этим или это вызывает в вас беспокойство и дискомфорт? С чем это связано? Опишите вкратце свои ощущения.

Напишите об этом в комментариях к этой статье, буквально пару предложений, давайте поучаствуем в этом небольшом эксперименте, чтобы наглядно убедиться, как это работает. И посмотрите, каковы впечатления других людей – увидите, они будут совершенно разными, несмотря на то, что рисунок, казалось бы, один и тот же.

К слову сказать, не имеет большого значения, сами мы вытягиваем карту, вслепую или в открытую или кто-то другой вытягивает ее для нас. Потому что в этой карте мы всегда увидим что-то свое и это обязательно будет что-то актуальное и насущное для нас самих.

Метафорические карты говорят нам именно о том, что мы должны услышать

А вот замечали вы иногда, как неожиданно приходят подсказки в жизни? Едешь ты, к примеру, думаешь о чем-то, что тебя заботит, ищешь что-то, что дало бы тебе уверенность и решимость… И тут вдруг попадается рекламный щит на глаза, и на нем что-то такое написано огромными буквами – вот прямо в точку, как будто для тебя! И это вдруг и веселит тебя, и вызывает прилив сил и бодрости, и прибавляет решимости в своем настрое.

Как сказала Ника Верникова, по сути, все, что мы видим в своей жизни, все, с чем сталкиваемся, является метафорическими картами. Потому что во всем мы видим только то, что есть в нас самих, то, что отзывается. А если не отзывается, то мы просто проходим мимо, не замечая. Другой посмотрит на тот же рекламный щит и только плечами пожмет – и что такого?

Ника Верникова «Метафорические ассоциативные карты как отражение психической реальности»

Прелесть метафорических карт в том, что они позволяют более целенаправленно работать над своим состоянием – вот в чем большой их плюс. Не надо ездить по окрестностям в поисках подсказок, а можно спокойно сесть за столом и послушать, что творится у нас внутри, и решить, что с этим делать.

Интуитивные карты

Интуитивные карты являются разновидностью метафорических карт. Это тоже рисунки, абстрактные, в которых можно увидеть что угодно, отвечающее нашему состоянию и запросу. Каждый рисунок идет в сочетании с коротким высказыванием, которое тоже может навести на определенные мысли. С интуитивными картами можно работать как с метафорическими картами, существуют различные техники их применения http://e-hutornaya.ru/panno/intuitivnye-karty

Но также они могут выполнять и другую функцию – гармонизирующую, медитативную. Эти рисунки можно иметь перед собой просто для создания нужного настроения, рассматривать их, получать удовольствие. Раскладывать как пасьянс, как душа подсказывает. Их хорошо использовать для цветотерапии, потому что их краски и узоры настолько гармоничны и привлекательны, что весьма положительно влияют на наше душевное состояние – просто смотришь на них, и уже лучше становится.

Подсказки от интуитивных карт

Напоследок хочу предложить вам еще две карты. Подумайте над ними уже для себя, в комментариях об этом писать необязательно. Не смотрите пока на них. Обозначьте для себя какую-то актуальную для вас проблему, не слишком глобальную для начала. А теперь взгляните на карты. На одной из них изображено то, что мешает вам решить эту проблему – выберите ее для себя. А на другой – то, что поможет решить ее. Посмотрите и подумайте, что это для вас, какие мысли приходят, ощущения. Как можно использовать эти подсказки.

Помните, ничто в жизни не случайно. И именно на этом и основана работа метафорических и интуитивных карт. Все, что мы видим, все, что чувствуем, всегда очень субъективно и является частью нас самих. И потому в любой ситуации в первую очередь стоит спрашивать себя именно об этом – почему я думаю и чувствую именно так? Ну а метафорические и интуитивные карты помогают искать в себе ответы на эти вопросы, активизируя наше подсознание, чутье.

Подробнее об интуитивных картах на сайте Вдохновение на жизнь


как пользоваться интуитивными картами

По всем вопросам пишите мне на почту [email protected]

Леночка, спасибо за тему разговора. Я была очень далека от темы карт. Как-то мимо меня все проходило. Я рассказывала, что получила в подарок от Лены на свой день рождения посылочку. И там было столько душевностей. И рисунок, который именно для меня был создан, и интуитивные карты, и много всего другого. И с этими картами я и сама сейчас работаю, и показала своим друзьям, которых они очень удивили. А какие рисунки сами, и сами тексты. Я читаю их, перечитываю и просто наполняюсь тем, что мне нужно на данный момент. И сейчас стала именно работать с картами, задавать вопросы, получать ответы, что-то для себя открывать и обдумывать.

Не упустите шанс получить такие карты, рисунки в подарок или закажите их у Лены. Я сама люблю и получать, и дарить подарки именно для души, подарки, которые не купишь на каждом шагу, которые подбираются с любовью.

И дома у меня уже уголок с подарками Лены. Так приятно. И когда бывает что-то по настроению не так, подхожу, перечитываю описания рисунков, панно, и приходит совсем другое состояние внутри. Желаю всем нам работы над собой. Пусть она будет именно интересно-полезной!

И для души мы с вами послушаем сегодня Richard CLAYDERMAN — Mariage d’Amour . Очень красивый романтический ролик с прекрасной музыкой.

Смотрите также

47 комментариев

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    катя
    27 Мар 2017 в 14:38

    Ответить

    Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, .

    Что такое метафорические карты?

    Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции. Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

    Метафорические карты в психологии

    Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

    Цель работы с метафорическими картами

    Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

    • обход рационального мышления;
    • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
    • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение , невроза, психотравмы;
    • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
    • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
    • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

    Метафорические карты – виды

    Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

    • «Персона / Persona » – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
    • «Танду / Tandu » – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
    • «Экко / Ecco » – раскрытие творческого потенциала;
    • «Коуп / Cope » – работа с душевными травмами;
    • «Сага / Saga » –развитие воображения и творческого потенциала;
    • «Морена / Morena » помогает увидеть ресурс;
    • «Она » – женская, очень ресурсная колода;
    • «Окна и двери » – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
    • «Из сундука прошлого » – проработка детских травм, неврозов, установок.

    Как выбрать для себя метафорические карты?

    Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней. Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть). Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

    Метафорические карты – как работать?

    Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

    1. Открытая . Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
    2. Закрытая , или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

    Техники с метафорическими картами

    Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

    1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это - проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
    2. Рисунок . Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
    3. Анализ существующих отношений . Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
    • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
    • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
    • «Ответственность партнера?»;
    • «Что работает в отношениях?»;
    • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

    Метафорические ассоциативные карты – обучение

    Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении. Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК. Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.


    Метафорические карты – книги

    Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога. У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила. Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

    1. «Метафорические карты » Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
    2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем » Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
    3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании » С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
    4. «50 техник МАК на все случаи жизни » Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
    5. «Из жизни каждого » Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

    Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

    Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в , но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

    Метафорические карты служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу, рассматривая любую картинку на карте как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека.

    Выбирая ту или иную карточку, человек на самом деле рассказывает о себе, что для него важно. Из его рассказа и нам, и психологу становится понятнее, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит.

    OH-карты это целая семья МАК. Каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.

    Сам механизм работы с картами – это проекция.

    Что такое проекция?
    Проекция – это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у меня внутри.
    И именно за счет этой проективности карты позволяют увидеть внутренний мир клиента.

    Принципы работы с метафорическими ассоциативными картами

    Психолог или психотерапевт никогда не спорит с тем, что происходит с клиентом.
    И, таким образом, возвращаем клиенту то, чего у него очень мало – власть. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — он выступает у нас экспертом.

    Карты - это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.

    Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их.
    Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке. Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.

    Основные стратегии работы с метафорическими картами

    Существуют две основные стратегии работы. Клиент может выбирать карточки:

    — произвольно, открыто;
    — вслепую, наугад, когда они перевернуты, и он не видит изображения.

    Работа с открытыми карточками более безопасна, она предполагает больший контроль над ситуацией и соответственно снижает тревогу. Поэтому на начальных стадиях работы имеет смысл выбирать именно эту стратегию, постепенно, по мере создания безопасной атмосферы и расслабления клиентов, предлагая им процедуры с закрытыми карточками.

    В то же время люди обычно рассматривают процедуры с закрытыми карточками как возможность «положиться на судьбу», «получить послание свыше» и пр. И многих это привлекает, так как создает интригу, подстегивает любопытство, привносит в работу ощущение игры.

    Вынужденный работать с представленным ему «случайно» материалом, человек анализирует себя более глубоко, отвечает на более сложные вопросы.

    Предъявление клиенту открытых и закрытых изображений – не единственная возможность разнообразить работу с карточками.

    Прочитывая, таким образом, одни и те же слова, люди воспринимают их по-разному, вкладывая в них различные внутренние смыслы. Выстраивая параллели между словами и представленными на ассоциативных картах визуальными образами, они начинают лучше понимать, что имеют в виду, когда используют те или иные слова для обозначения своего состояния.

    В работе с терапевтическими карточками слова играют роль второстепенную – поддерживающую, расширяющую диапазон возможностей. Они вводятся в работу как дополнение к карточкам «изобразительным». Считается, что используя одновременно и карточки с картинками, и карточки со словами, мы вовлекаем в работу оба мозговых полушария, тем самым развивая межполушарные связи. Описано много процедур, в которых клиенту предлагается работать одновременно и с одним видом карточек и с другим. Однако здесь, как и в любой другой психологической работе, надо придерживаться золотого правила: работа будет эффективной только тогда, когда клиент сам захочет её выполнить. Обычно соединения картинки и слова – задача нетривиальная.

    Техники работы с ассоциативными метафорическими картами

    Те же принципы, которые применяются при работе с метафорами в разных видах терапии, применимы и в работе с карточками как метафорами визуальными. Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом её сила.

    Работа с картами может проходить в двух вариантах: диссоциированном – когда я на карту смотрю, и ассоциированном – когда я этим становлюсь.

    Когда мы работаем с чем-то тяжелым, сложным, неприятным – мы начинаем с диссоциированного состояния, для начала нам надо на это просто посмотреть.
    А когда нам надо взять какой-то ресурс или изведать нашу тень (т.е. то на что мы избегаем смотреть) – мы можем перевести клиента в ассоциированное состояние, чтобы он этим становился.

    Техника «Очеловечивание»

    Например, клиент жалуется вам на свою нерешительность: «У меня много планов, много идей, но жизнь проходит, а я так ничего и не делаю. Откладываю на потом, но “потом” не наступает никогда. Я в отчаянии…»

    Консультант может попросить его выбрать карту, представляющую эту его проблему. Клиент выбирает картинку и называет ее «Нерешительность». Консультант просит клиента поговорить со своей проблемой, расспросить, каким образом ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего?
    — Когда она чувствует себя сильнее, когда слабее?
    — Что ее ослабляет? Чего она боится?
    Клиент самостоятельно исследует проблему, говорит с ней, пусть проблема сама ему расскажет про себя.

    Техника «Одушевление»

    Можно ведь не только проблему «оживить», можно и рисунок на карточке рассмотреть как мудрого советчика и послушать, что он скажет. Например, на карточке нарисована птица (кошка, собака, какой-то человек, окно, дверь, дорога). Можно спросить клиента: И что говорит тебе эта птица? Что она сейчас хочет сделать? А что можешь и хочешь сейчас сделать ты?» Таким образом, человек обращается к спрятанным в нем самом ресурсам.

    Техника «Озвучивание»

    Раз клиент заставил говорить картинку, можно пойти дальше и заполнить картинку музыкой. Предположим, вы работаете над темой «жизненный путь» с помощью «дорожных карточек», клиент рассказывает вам о своем детстве, о родительском доме, об уходе из дома. Спросите его, какая музыка звучит во время каждого из этапов его жизни? Кто эту музыку «заказывает»? кто выбирает исполнителя, кто дирижирует? Она тихая? Громкая? Приятная? Навязчивая?

    Техника «Очки»

    Над чем бы психолог ни работал, всегда полезно взглянуть на проблему с разных сторон, сквозь разные объективы, разные призмы. После того как человек выбирает карточку, символизирующую какую-то проблему, надо посмотреть на неё с помощью разных очков: «А что бы по этому поводу сказал ваш папа (если бы он увидел эту картинку)? Мама? Муж, жена, дети, начальник на работе? Эта карточка задела бы их? Произвела бы впечатление? Чье мнение вы бы хотели узнать?»

    Техника «Зум» (Хоот)

    Подобно объективу фотоаппарата, мы можем приближать и удалять изображение на карточке. После того как клиент выбрал карточку, надо попросить его выбрать другие (со словами или картинками) и расположить их вокруг основной на том расстоянии, которое отражает их степень влияния и близость к центральной картинке. Т.о. становится видна вся картина в целом. И наоборот, можно выбрать карточку и после этого как бы разделить ее на более мелкие части - выбрать другие картинки, отражающие ее составные части, уровни развития, фон и фигуру. Можно проранжировать эти части по важности. Но главное - обсудить после этого, какой смысл скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что, напротив, вызывает радость и удовольствие?

    Техника «Раскрашивание»

    После того как человек выбирает карточку, которая для него пред-ставляет какую-то проблему, скажите ему: «Представьте, что эта карточ¬ка нарисована простым карандашом, и мысленно раскрасьте ее так, как вам хочется».

    Клиент может использовать любые цвета - те, которые на самом деле представлены на карточке, и совершенно другие, которых там нет. Пусть он делает это, как хочет, ведь этот процесс отражает его внутреннее состояние. И можно поговорить об этом. А можно и не говорить, иногда достаточно просто «увидеть» ситуацию по-новому.

    Техника «Расширение рисунка»

    Делается это таким образом: карточка кладется на середину листа, и вы просите клиента продолжить рисунок, причем таким образом, чтобы был заполнен весь лист. Если это сюжетный рисунок, можно продолжить развитие сюжета, если это ложные пятна и узоры, как в наборе «ЭККО», то - продолжить узор, эта техника позволяет сделать выбор карточки еще более личным, углубить взгляд, погрузить пациента в метафору. При этом, поскольку он сам рисует продолжение, его тревоги и защиты ослабляются, а чувство контроля над ситуацией, наоборот, растет.

    Также, поскольку сама техника расширения рисунка напоминает технику «Сквигель», придуманную английским психологом Д. Винникоттом, процедуру по расширению рисунка можно проводить точно по такой же схеме. Д. Винникотт использовал эту технику в работе с детьми, отказывающими сотрудничать., настаивающими на том, что они не умеют и не хотят рисовать, не откликающимися на просьбы что-нибудь сделать самим. В таких случаях психолог может сам начать рисование. Изобразив что-нибудь простое (линию, геометрическую фигуру), он просит ребенка продолжить рисунок, нарисовав что-нибудь аналогичное.