Самодельные обогреватели жт в гараже. Как сделать обогреватель для гаража самостоятельно

Заядлым автомобилистам хорошо известно, сколько времени и сил требует уход за обожаемым средством передвижения, все «капризы» которого особо интенсивно проявляются в зимний период. В любой холод владельцам приходится перебирать и отлаживать «стальные внутренности» авто, что с ювелирной точностью при низкой температуре делать крайне затруднительно. Создать необходимые для важной работы условия поможет самодельный обогреватель для гаража с простейшей конструкцией.

Обогреватель в гараже необходим, если строение не подключено к центральной сети теплоснабжения и если сеть поставляет недостаточное количество тепла. Правила хранения автомобиля диктуют необходимость поддерживать температуру, значения которой не должны опускаться ниже отметки +5º С. Да и завести зимой авто в крепкий мороз бывает просто невозможно, ведь от сильного холода застывает даже антифриз.

Результат нарушения правил хранения авто

Требования к гаражному обогревателю

  • Так как предполагается, что нагрев помещения будет производиться в присутствии владельца нежелательно, чтобы самодельное устройство сжигало ТЭНом кислород, выделяло токсины и распространяло неприятный запах гари.
  • Наверняка хотелось бы, чтобы сооружаемый прибор не занимал много места в малогабаритном гараже, затрудняя передвижение в процессе работы.
  • Желательно, чтобы прибор отличался хорошим темпом нагрева и долго поддерживал достигнутый уровень температуры.
  • Должна быть исключена угроза взрыва и воспламенения.
  • Стоимость материалов и комплектующих была значительно ниже цены заводского обогревателя.

Таким дешевым, простым и незатруднительным в изготовлении средством обогрева станет самодельный калорифер, для выполнения которого потребуется стеклотекстолит, клей и нихромовая проволока.

Прототип будущего обогревателя и этапы работ

В основе идеи изготовления заложен принцип создания популярных обогревательных устройств с внушительным названием «Доброе тепло». По отзывам потребителей, опробовавших действие несложных технических систем, они равномерно поставляют и распределяют тепло, расходуют сравнительно немного электроэнергии. Так как основной элемент накала запрессован в невозгораемый материал, воспламенения исключены. К тому же производительные приборы отлично и достаточно быстро нагревают воздух в небольших помещениях.

Прототип самодельного нагревательного устройства — фабричный обогреватель «Доброе тепло»

Если подключить к прибору таймер, можно настроить его на работу с периодичностью «час через два». Часового нагрева вполне хватает для того, чтобы следующие два часа в гараже можно было работать, не обращая внимания на трескучий мороз снаружи. В более теплый период можно сменить настройки.

Предварительный эксперимент и тестирование

Проведение пробного эксперимента необходимо для создания устройства с требующейся мощностью. Так как для изготовления применяются недорогие, а нередко и совсем ничего не стоящие «бросовые» материалы, то разорительным для кармана эксперимент не станет.

Если нихромовая проволока досталась «безвозмездно», желательно определить ее сопротивление. Для этого из метрового отрезка нужно сделать спираль и подключить к источнику тока с регулирующим трансформатором и устройством определения силы тока. В витках спирали нужно расположить термометр. В момент, когда на термометре будет зафиксировано значение 40º С, надо определить удельное сопротивление проволоки, зафиксировать данные, указанные амперметром и вольтметром.

Учитывая, что будущая полезная самоделка питаться будет от источника со стандартами 220 вольт, нужно вычислить, сколько потребуется провода для того, чтобы было получено 100-120 единиц, отображающих полную мощность переменного тока (ВА). Например, нихромного провода с измеренным сечением 0,3 мм потребуется 24 м для самодельного прибора с мощностью в 100 ВА.

Изготовление и нюансы работ

Для того чтобы сделать производительный обогреватель для гаража своими руками, понадобится листовой стеклотекстолит (толщина до 1,5 см). Он будет служить основой, к которой будет крепиться спираль из провода. Точнее нужны два равнозначных куска, между которыми будет запаяна уложенная спиралью проволока.

Площадь основы будет равна площади излучающей тепло поверхности. По аналогии с производительной готовой продукцией нет нужды увлекаться габаритами. Достаточно двух квадратных кусков текстолита со сторонами по полметра или двух одинаковых прямоугольных кусков с близким значением площади.

Стеклотекстолит будет основой для крепления нагревательной спирали

  • Будущие внутренние стороны обоих кусков текстолита нужно зачистить наждачной бумагой.
  • От верхнего и нижнего края создаваемого обогревателя нужно отступить на 2см, по бокам сделать отступ в 3см.
  • На листе, к которому будет производиться крепление проволоки, надо начертить или нацарапать рамку и рассчитать, сколько раз нужно сложить провод, для того, чтобы на основе поместились все 24 метра. Длина одного хода проволоки ровна высоте прибора за минусом верхнего и нижнего отступа.
  • Рассчитав количество шагов своеобразной намотки, можно посчитать расстояние между проложенными витками. Получиться должно от 8 до 13 мм. Согласно индивидуальным расчетам вдоль линии отступов высверливаются небольшие отверстия, в которые надо будет вставить спички или зубочистки.

Схема устройства будущего обогревателя

  • Высверливаются еще два отверстия для выведения провода наружу, что необходимо для присоединения к токоведущим устройствам.
  • Аккуратно, без особого натягивания, змейкой укладывается проволока, для формирования витков которой были необходимы спички. После укладки пяти-семи витков змейки сооружаемую нить накала нужно закрепить сантиметровыми полосками бумаги, обработанными клеем «Монолит».
  • После укладки и крепления всех 24х метров к основе спички удаляют, сделанный элемент накала выравнивают, укрепляют дополнительными бумажными полосками.
  • Края витков после удаления спичек тоже фиксируют с помощью бумажных полосок и клея.
  • В высверленные для вывода провода наружу отверстия вставляются металлические заклепки, вокруг них наматывается свободный конец проволоки.
  • С обратной стороны основы каждую заклепку оснащают шайбой, необходимой для прочной фиксации токопроводящего контакта.

Крепление сформированной нагревательной спирали с помощью приклеивания бумажных полосок

Обратите внимание. Присоединение сетевого провода можно сделать со стороны сформированной спирали, для чего надо обмотать его зачищенные концы вокруг все тех же заклепок.

Завершающий этап – проверка, декор

Для обеспечения механической прочности и электробезопасности изделие покрывают слоем эпоксидного клея, взять нужно не менее 150 г связующего вещества. Наносят эпоксидный состав вдоль витков элемента накала. Сверху укладывается второй кусок текстолита. Все сооружение покрывается листом фанеры, на поверхность которой устанавливают груз около 40 кг.

Через 24 часа самодельное устройство будет готово к работе. Его не слишком привлекательную поверхность можно украсить виниловой пленкой или другим декоративным покрытием. Листы основы можно дополнительно склепать, приделать к основе приспособления для подвешивания на стену.

В заключении

Простой, дешевый, незатейливый способ изготовления нагревательного прибора позволит сэкономить немалую сумму. Выяснив, как сделать обогреватель в гараж за пару дней, можно приступать к увлекательной работе, приносящей кроме ощутимой экономии немало удовольствия от собственных достижений.

Многие автолюбители имеют дом для своего авто в гаражных кооперативах, но где бы он ни был, отопление этого помещения надо продумать заранее. Для нормальной работы автомобиля надо поддерживать температуру в гараже не меньше +5? С, поэтому это помещение лучше отапливать. Обогреватель для гаража своими руками выполнить несложно, даже новичку.

Рациональные хозяева еще в начальной стадии проектирования ангара для авто продумывают его утепление, вентиляцию и обогрев. Последний осуществляется с помощью:

  • газовых установок;
  • электрооборудования;
  • твердотопливных котлов.
Каждый из приведенных устройств имеет свои особенности. Последний вид самый дешевый, для него используют различные печи для обогрева начиная с «буржуек» и заканчивая более дорогими современными моделями. Но за всеми ими надо регулярно присматривать, их нормальное функционирование требует постоянного наличия топлива в виде дров, угля, опилок и других древесных отходов.

Электрообогреватели существуют разных видов. Они отличаются нагревательными элементами, которые бывают в виде спиралей или диэлектрических пластин. В последнее время нашли широкое применение компактные инфракрасные обогреватели. Их можно легко переносить в нужное место.

Особой популярностью пользуется водяная отопительная система, главным компонентом которой является печь для обогрева. Но ее часто заменяют твердотопливные котлы. Существуют их модели, работающие около двух недель на одной закладке дров или угля.

Газовые обогреватели для гаража не требуют больших затрат, они являются самыми экономными в эксплуатации, поэтому их применяют чаще всего. Для гаража принципиально не важен выбор модели котла, в это помещение подойдет вариант как с открытой, так и с закрытой камерой горения. Многие из них оснащены специальной системой защиты, благодаря которой при высокой температуре и отсутствии тяги происходит блокировка подачи топлива.

Пошаговая инструкция установки дешевого обогрева гаража

Существует несколько способов экономно отопить дом автомобиля. Каждый выбирает свой вариант в зависимости от материальных средств, особенностей помещения и частоты его использования.

Конвекторное отопление

Электрические конвекторы – один из самых экономных вариантов отопления такого помещения, который к тому же можно произвести самостоятельно без помощи специалистов и предварительных проектов. При выборе разновидности и мощности конвектора берется в расчет площадь гаража.

Ориентировочно для помещения, где будет находиться одна машина, требуется 3-4 обогревательных прибора мощностью 1-1,5 кВт. Но перед их установкой следует тщательно проверить электропроводку, выдержит ли она суммарную мощность устройств.

Установка конвекторной системы отопления состоит из следующих этапов:

  1. На стенах помещения производится разметка мест крепления батарей.
  2. Осуществляется установка конвекторов и подключение их к электросети.
  3. Для равномерного обогрева пространства надо расположить батареи как можно дальше друг от друга.
  4. Подключается модуль, который будет контролировать температуру. Он в случае необходимости сможет автоматически отключить подогрев или, наоборот, при сильных заморозках сам включит его.

Газовое отопление

Газовый обогреватель для гаража лучше выбрать с коаксиальным дымоходом. Это упростит монтажные работы. Такие модели надежны и прослужат более 10 лет. Но у них есть все же один недостаток – необходимость дополнительного места для установки газового баллона за пределами гаража, так как хранить его в помещении строго запрещено.


Если в гараже есть централизованная вода, то в этом случае для обогрева целесообразно установить газовый котел. На приведенной схеме видно, что для запуска такой отопительной системы будет необходимо приобрести радиатор и трубы. Гараж имеет небольшие размеры, поэтому обогреватель по технике безопасности следует установить рядом с окном. Только для газового котла необходимо предусмотреть небольшую пристройку, так как его нельзя содержать в одном помещении с автомобилем. К тому же этот пристрой должен быть с отдельной дверью.

Принцип работы отопительной системы заключается в следующем: холодная вода, проходя через накопитель, попадает в газовый котел и, нагреваясь, поступает в радиаторы и рукомойник.

В качестве топлива используется многоразовый баллон, который можно заполнить на газовых станциях. Газ чаще всего применяется природный сжиженный или смесь из пропана и бутана.

Газовый обогреватель – один из самых качественных отопительных приборов. Но из-за необходимости получения разрешения от газовой службы и обязательного наличия подсобного помещения не все могут его себе позволить.


Еще одним видом обогрева гаража, который не займет много ресурсов, является использование обогревателя в виде печи. Он может работать не только на дровах, но и на отработке.

При выборе этого способа следует учесть два главных правила:

  • помещение, в котором будет использоваться обогревательное устройство, должно быть хорошо вентилируемо;
  • месторасположение печи выбирается подальше от легковоспламеняющихся вещей.
При использовании дров они быстро расходуются, поэтому оптимальным вариантом будет применение агрегата, работающего на отработке. Этот материал практически бесплатный и всегда имеется в наличии. Такую печь можно выполнить самостоятельно.

Конструктивно в нее входят такие части:

  • две емкости – верхняя и нижняя. Последняя является топкой. В верхнюю будет заливаться топливо через специальное отверстие;
  • трубы, которая соединяет эти два перфорированные резервуара;
  • патрубка с вытяжной трубой.
Конструкция печи должна быть разборной, так как периодически необходимо будет устранять накипь с внутренних стенок. Главным достоинством печи является ее дешевое топливо – отработанное масло, а также простота устройства, причем размеры можно подобрать самостоятельно.


Печь своими руками делается следующим образом:
  1. Необходимо подготовить лист металла толщиной 4-6 мм. Из него выполнить две диаметральные емкости.
  2. К одной из них приварить патрубок.
  3. На него установить оцинкованную трубу. Она будет исполнять роль вытяжки.
  4. Часть с патрубком является верхней, и должна быть съемной. Благодаря этому будет проводиться периодическая очистка печи (раз в 10 дней) от копоти. Также в ней надо предусмотреть окно с крышкой. В него будет заливаться отработанное масло.
  5. К нижней и верхней емкости приваривается соединительная труба диаметром до 100 мм.
  6. Можно на нижней части предусмотреть ножки.
Для работы печки используется машинное, трансформаторное или трансмиссионное масло любой степени очистки. Розжиг осуществляется бумагой или газетой. Их укладывают в нижний резервуар и заливают отработанным топливом. Через определенные промежутки времени его порционно подливают.

Водное отопление

Как сделать обогреватель на водяной основе своими руками из подручных средств? Вначале свариваются металлические трубы в батареи произвольной формы, обычно их выполняют в виде змеевика. Две пойдут для обогрева гаража, а еще одна предназначена для смотровой ямы. Отдельно от них происходит подготовка самодельного котла, в котором будет находиться ТЭН, а к нему крепится магниевый стержень, предохраняющий резервуар от накипи.


После подготовки всех частей отопительной системы переходят к их установке:

Приведенные варианты создания обогревателя для гаража своими руками выполняются с минимальными затратами. Их конструкция и установка достаточно просты даже для новичков. При соблюдении всех правил безопасности гараж будет теплым при любой погоде.

От автора: привет, дорогие читатели! Каждый автолюбитель знает, что после продолжительной стоянки на холоде завести машину сложно. При минусовой температуре теряет свои свойства аккумулятор. Поэтому решение по поводу того, какое отопление будет в гараже, является необходимостью для большинства водителей. К решению проблемы нужно подойти с ответственностью: утеплить внешние стены, полностью продумать систему вентиляции и обогрева. Но, к сожалению, эти пункты не всегда сочетаются со скромным семейным бюджетом.

Если нет возможности установки дорогих систем отопления, можно обойтись самодельными вариантами обогрева. Из сегодняшней статьи вы узнаете, как сделать газовый обогреватель для гаража своими руками, а также разберетесь в электрических и дизельных установках прогрева помещения.
Перед началом работ нужно определиться, будет ли отопление поддерживать стабильную температуру или просто прогревать здание лишь на время, пока там находятся люди. С одной стороны, круглосуточное отопление продлит жизнь вашего железного коня и здания, но с другой - непостоянное отопление намного экономнее.

Постоянная система отопления

Оптимальный способ отапливать гараж - подключить его к общему контуру. Такой вариант имеет смысл, если гараж пристроен или является частью здания с общим отоплением. В других случаях нужно делать отдельную систему обогрева и вентиляции.

Когда стоит задача греть помещение продолжительное время, выбор лучше остановить на газовых и электрических котлах. практичен и прост в обращении, топливо доступное и недорогое. Но имеется один нюанс - нужно выделить место под котельную и подключиться к газовой магистрали. Электрокотлы гораздо безопаснее, но такой источник тепла нельзя назвать дешевым. Именно по этим причинам сегодня все реже автодома топят постоянно.

А еще нужно вспомнить о дровяном отоплении. На данный момент твердое топливо - это самый экономичный вид. Существуют разные варианты таких систем: пиролизное горение, обогреватели, сделанные своими руками, либо всевозможные буржуйки и камины. В продаже можно найти полностью автоматизированные пеллетные котлы с подачей топлива без участия человека.

Трудно выбрать, какая из постоянных систем отопления будет экономичнее - при расчете нужно учитывать не только цену покупки и монтажа оборудования, но и заранее продумать, во сколько обойдется эксплуатация и сырье. Нужно сказать о том, что для каждого региона нашей необъятной родины подойдут различные отопительные системы. В местах с избытком дерева выбор падет на твердотопливные агрегаты. В газифицированных районах больше всего используют газовые котлы и теплопушки.

Если вы нечасто бываете в гараже, то вам подойдет электрообогреватель. Он не требует особых навыков при монтаже. Даже если такие приборы ресурсозатратны, для подогрева на короткое время это будет оптимальным выбором.

Непостоянное отопление

Большинство гаражных построек неотапливаемые, но для того чтобы выполнять ремонтные работы в холодное время года, нужно создать комфортную температуру. Конечно, купить обогреватель в строительном гипермаркете гораздо проще, но гораздо интереснее соорудить систему отопления самому.

В качестве обогрева сегодня водителя применяют самые разнообразные приспособления: газовые горелки, электрические и инфракрасные нагреватели, тепловые пушки, печи-буржуйки, котлы на твердом либо дизельном топливе. Это все можно смастерить своими руками. Каждый вариант имеет положительные и отрицательные стороны, разберем их подробнее:

  • электрические обогреватели. Основным плюсом является простота применения. Также преимущество в результативности обогрева. Отрицательной стороной считается довольно большой счет за потреблённую электроэнергию после использования;

  • газовые горелки. Плюс - дешевый вид отопления. Минус - во время работы выделяются продукты распада, которые при скоплении являются опасными;
  • твердотопливные и дизельные печки. Такие котлы, хоть и являются самым экономным вариантом отопления, имеют и недостатки. Их постоянно нужно заправлять топливом, они не смогут работать полностью автономно. К тому же, цена на дизель высокая;
  • устройства на отработанном масле. Бесспорно, греют они великолепно, но уж слишком много сажи появляется от их работы и главное, являются опасным видом отопления.

Инфракрасные установки

Использование инфракрасных систем обогрева предусматривает наличие проводки. Обогреватели используют минимум энергии и подходят для обогрева гаража, даже если в нем гуляют сквозняки.

Такие обогреватели отличаются от остальных безопасностью нагрева. Они распространяют волны, схожие по свойствам с солнечными излучениями. Этот вид отопления греет не воздух, а близлежащие объекты.

Нагретые предметы отдают полученную температуру окружающей среде. Благодаря этому воздух не пересушивается. Инфракрасные лампы пользуются большой популярностью и в быту. Их приобретают не только для обогрева складов и гаражей, но и жилых домов.

Друзья!
Всем автолюбителям (и не только им) хотелось бы, чтобы в гараже было тепло. Для установки автомобиля в гараж требуется температура в районе +50 С, иначе машина будет плохо заводиться, да и садиться в холодный салон весьма некомфортно. Как же по возможности менее затратно сделать обогреватель для гаража своими руками? Давайте рассмотрим возможные варианты.
Но сначала нам нужно выяснить, какие обязательные условия нужно соблюдать, для того чтобы построить безопасный и не очень дорогой обогреватель для гаража.

  1. Нагрев не должен приводить к выделению резких или опасных веществ и сжигать кислород.
  2. Нельзя создавать даже незначительную возможность взрыва или воспламенения.
  3. Из-за ограничения размеров самого гаража оборудование должно быть компактным.
  4. Гараж должен нагреваться быстро и в течение некоторого периода времени поддерживать необходимую температуру.
  5. Надо реально понимать, можно ли собрать обогреватель самому или требуется помощь специалистов.
  6. Стоимость сборки оборудования для обогрева гаража не должна быть высокой, иначе проще купить готовое оборудование.

Электронагреватель для обогрева гаража

Для самостоятельной сборки электрообогревателя нужно взять радиатор от любого автомобиля, электродвигатель, помпу с вентилятором и патрубками. Или, вместо автомобильного, можно применить радиатор от любой холодильной промышленной установки. Условие только, что данный двигатель должен иметь мощность в 0,3-0,8 кВт и скорость вращения, минимум, 1500 об/мин. В качестве основы берётся рама, свариваемая из стального уголка. Для удобства передвижения лучше прикрепить на раме колёса из любых роликов. Также на раме устанавливаются двигатель, пускатель, радиатор и водяной насос. В радиатор снизу размещают 3 ТЭНа, мощностью по 1 кВт каждый. Для крепления ТЭНов, к примеру, можно вырубить в нижнем бачке радиатора отверстие, а потом припаять к его кромке кольцо с резьбой для хвостовика ТЭНа.

Описание конструкции самодельного электрообогревателя для гаража:
1 - радиатор; 2 - расширительный бачок; 3 - вентилятор; 4 - кожух вентилятора; 5 - помпа; 6 - патрубки; 7 - магнитный пускатель; 8 - клиновый ремень; 9 - электродвигатель; 10 - стойка рамы; 11 - сливной краник; 12 - ТЭНы; 13 - жалюзи

Производительность и температура будут зависеть от количества подключенных к сети ТЭНов. Нужно подобрать диаметры шкивов, это позволит настроить обогреватель на нужный режим эффективности. Если усложнить конструкцию, то при включении электродвигателя не напрямую, а через камерный датчик температуры ДТКБ можно будет поддерживать заданную температуру. Такой электрообогреватель работает на масле, лучше взять трансформаторное, потому что оно обеспечит быстрый нагрев, медленное остывание, обладает стойкостью и не замерзает и при низких температурах. Может подойти и автомобильный тосол марки А-40. Нужно установить возможность регулировки натяжения ремня, который соединяет помпу и вентилятор. Это осуществляется путём передвижения последних в специальных пазах крепления на раме.

Обогреватель на опилках для обогрева гаража

Весьма удобен следующий вид обогревателя. На данной схеме Вы можете увидеть конструкцию обогревателя, работающего на стружке, опилках, мелких щепках и т.п. Для этого берётся обычная печь – «буржуйка» и в неё устанавливается стальной поддон толщиной 2-3 мм, с отверстием посредине. Он должен быть съёмным, для того, чтобы, если кончатся опилки или стружка, щепки, можно было снова топить дровами. Оптимален такой способ будет для тех, кто живёт в непосредственной близости от лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий. Практическое использование выглядит следующим образом: через отверстие вверху вставляют конический кол (чтобы не было зазора, его следует подогнать к отверстию в поддоне). Пространство вокруг кола набивается плотно опилками. Надо следить, чтобы они не осыпались в отверстие, и затем кол осторожно вынимают. Плиту закрывают, а снизу поддона через дверку зажигают дрова. Опилки горят, тлеют, и этого должно хватить на 5-7 часов обогрева гаража.

1 – труба, 2 – конич. кол, 3 – опилки, 4 – корпус печи, 5 – поддон, 6 – дверка, 7 – поддувало.

Обогреватель для гаража, работающий на сжигании паров

Этот обогреватель окисляет на нагревательном элементе кислородом воздуха с помощью катализатора пары топлива, например, бензина. Тепло возникает не от сгорания топлива, а из-за возникающей химической реакции. Изготавливается он так: сначала мы берём резервуар под топливо. Нужно, чтобы он имел горловину и пробку (например, старый топливный автобак). Потом берётся горелка и в неё укладываются элементы для нагрева – 2 железные сетки и рамка. Нужна также прокладка, лучше подойдёт из асбестовой ваты, пропитанной катализатором. Сделайте фитиль из асбестовой ваты или материи, ткани. Фитиль служит для подачи бензина из бака в горелку, и его верхнюю часть нужно равномерно разложить под сеткой, а нижнюю – на дне бака. Ватой заполняется свободное место в баке.

Конструкция самодельного обогревателя: 1 - трубка-полозок, 2 - корпус бака, 3 - защелка натяжного замка, 4 - ось защелки, 5 - стойка с ушками для замка, 6 - натяжная скоба, 7 - крышка, 8 - заклепка, 9 - ручка, 10 - нихромовая проволока, 11 - асбестовая вата, пропитанная катализатором, 12 - прижимная рамка, 13 - металлическая сетка, 14 - рамка нагревательного элемента, 15 - уплотнитель, 16 - пробка горловины бака, 17 - горловина, 18 - асбестовая вата, 19 - фитиль, 20 - внутренняя переборка, 21 - корпус горелки. А - зеркало нагревательного элемента (b Х е).

При установке нагревательного элемента в горелке нужно поставить прокладку из проволоки сечение 5 мм между установочным местом и её рамкой. Проволоку лучше обмотать шнуровым асбестом. Требуется также металлическая крышка, чтобы сверху можно было надеть на горелку и прекратить процесс горения. Начало всего процесса обогрева: на сетку элемента нагрева нужно налить примерно 100 мл бензина и поджечь его. Огня хватит ненадолго, он потухнет, а к поверхности, которая уже нагрелась, начнут поступать пары бензина из бака. Они будут окисляться благодаря кислороду и катализатору и повышать температуру, это значит, что пойдёт процесс беспламенного горения. Сам нагревательный элемент изготавливается из длинноволокнистого асбеста, который следует пропитывать 1 час кобальтохромовым катализатором. Делается такой катализатор из двухромокислого аммония, концентрированного аммиака, азотнокислых кобальта и марганца. Когда мы будем пропитывать, то на асбесте осядет хромат кобальта. Его нужно высушить при +1200 С, потом сделать рыхлым, прокалить при +4000 С около 3 часов. А потом получившееся вещество можно равномерно выложить между сетками. Как мера предосторожности, на рабочую поверхность такого обогревателя не должны попадать вода, масло, грязь и т.д.