Замки, вампиры и околдовывающая красота румынии. Румынские вампиры

Румыния - одна из немногих стран Европы, которая еще может похвастаться «неисхоженностью» своих туристических троп и, как следствие, оригинальностью туристических маршрутов. В массовом же сознании образ этой страны неразрывно связан со всевозможными вампирскими историями, коих в румынском фольклоре великое множество.

Не последнюю роль в популяризации вампирской темы сыграл и ирландский писатель Брэм Стокер, который в конце XIX века грозным вихрем ворвался в мировую литературу с романом «Дракула», основанном на многочисленных румынских народных сюжетах о вампирах. И с тех пор, так уж повелось, говорим «Румыния» – подразумеваем вампиров, говорим «вампиры» – подразумеваем Румынию.


Конечно, можно посетить эту восточноевропейскую страну в исключительно ознакомительных целях: взять билет до Бухареста, посмотреть на наследие Чаушеску в духе соцреализма, пообедать разок-другой в каком-нибудь ресторане национальной кухни – и поехать домой в полной уверенности, что теперь вы знаете Румынию. Но если это не ваш метод, то лучшим способом почувствовать дух страны будет знакомство с ее народным творчеством. Так что забиваем в Google «вампиры Румынии», изучаем страшные истории о восстающих из могил мертвецах, читаем роман Стокера – и в путь! Чем сильнее вы проникнетесь атмосферой вампирских легенд, тем больший выброс адреналина вам обеспечен во время пребывания в Румынии. А законченным прагматикам и циникам просто напомним: Румыния – страна с красивейшей средневековой архитектурой, старинными замками и исключительной карпатской природой. Так что если уж не ради вампиров, то хотя бы для удовлетворения эстетических исканий стоит однажды побывать там. Итак, предлагаем немного отвлечься от повседневной суеты и пролистать вместе с нами страницы вампирской саги о Румынии.


Заезжаем в Румынию с запада, или Легенда о сербском крестьянине-вампире


В книге «Сто великих тайн» Николая Непомнящего и Андрея Низовского (в разделе «Правда и мифы о вампирах») упоминается некий сербский крестьянин Петар Благоевич, он же Петер Плогоевиц (серб. Петар Благојевић, нем. Peter Plogojowitz), который имел несчастье жить и умереть в начале XVIII века. Это было время, когда люди по-настоящему верили в вампиров. Так вот, за его смертью последовало несколько смертей его родственников, которые, прежде чем отойти в мир иной, свидетельствовали, что по ночам к ним являлся Благоевич и пил их кровь. В результате, с телом бедного крестьянина расправились, что называется, по полной программе: и эксгумировали, и осиновый кол воткнули, и чесноком «накормили» – в общем, как положено, в лучших традициях жанра.


Все мы знаем, как выглядят настоящие вампиры – спасибо литературе и кинематографу. Это существа с бледным цветом кожи, которые не переносят солнечный свет, у которых сильно выступают вперед клыки и которые питаются кровью. По одной из версий, прообразом вампиров стали люди с редким генетическим заболеванием – порфирией. Больным порфирией нельзя долго находиться на солнце, их кожа очень бледная, генетические изменения сказываются на форме челюсти. И, как говорят, при употреблении чеснока у таких людей начинаются сильнейшие боли в животе. Тут прослеживается явная параллель с вампирами, не правда ли?


Вот так сербы и отметились в вампирской истории. Поэтому справедливо будет начать знакомство с Румынией со стороны Сербии – с города Тимишоара, расположенного недалеко от сербско-румынской границы.

Сегодня Тимишоара – это небольшой и очень уютный городок, иногда его даже называют «маленькой Веной». Связано это, скорее всего, с тем, что Австро-Венгрия оставила в архитектуре города свой очевидный и внушительный след. В XVIII веке австро-венгры прогнали с этих территорий турок и начали активно перестраивать города, в том числе и Тимишоару: мечети разрушали, на их месте строили характерные европейские здания в стиле барокко. Кульминацией погружения в атмосферу старой Европы, щедрой на краску и узоры, станет прогулка по площади Объединения, наверное, одной из самых красивых в городе.

А где же готика? Где будоражащие кровь истории? В современном городе их найти довольно сложно. Но нет ничего невозможного – стоит лишь настроиться на нужный лад. Например, прогуляйтесь по площади Победы, где находится Национальный театр и опера. В солнечный день здесь весело и оживленно. Изучите чудесные узоры на сводах тимишоарского Кафедрального собора, самого большого православного храма Румынии, который в буквальном смысле нависает над центральной частью города.

А теперь включите воображение и представьте себе его очертания, скажем, в полнолуние! Разумеется, самое страшное, что угрожает туристу, оказавшемуся в одиночестве в Тимишоаре после полуночи – это какие-нибудь местные хулиганы или воришки (что тоже крайне неприятно, поэтому без надобности разгуливать по ночам по румынским, как и по любым другим улицам не стоит). И все-таки, с такой картинкой перед глазами поверить можно во что угодно, даже и в восстающих из могил вампиров. И это в наш век высоких технологий, когда человечество нашло ответы на очень многие вопросы. Так что же взять с родственников того несчастного крестьянина Благоевича? С такими пейзажами и осинового кола с чесноком будет мало…

Впрочем, не стоит топтаться на одном месте. Двигаемся дальше на восток, ближе к графу Дракуле.


Крепость Влада Цепеша в Бухаресте


Прототипом стокеровского графа Дракулы, как известно, был румынский господарь Влад III Цепеш, живший в XV веке. Прозвище Цепеш, которое можно перевести с румынского как «колосажатель», связано с жестокими расправами, которые чинил Влад III над своими противниками. А вот Дракулой Влад Цепеш стал благодаря своему отцу. Тут есть две версии: либо у Влада II было прозвище «Дракула» (что в переводе означает «дьявол») из-за его храбрости и неустрашимости, либо он просто-напросто состоял в Ордене Дракона (дракон в то время в Румынии был синонимом дьявола). Как бы то ни было, Влад Цепеш унаследовал от отца и это прозвище.

Цепеш родился в Трансильвании, в городе Сигишоара. Позднее для защиты Валахии, соседней с Трансильванией области, от турецких набегов он построил там большую крепость, которая впоследствии стала городом. Угадаете, каким? Правильно, Бухарестом! Так что, в некотором смысле, именно Цепешу Румыния должна быть благодарна за свою нынешнюю столицу.

Итак, Бухарест. Известен он, в первую очередь, своей монументальной социалистической архитектурой эпохи Николае Чаушеску. Поговаривают, что за годы его правления значительно пострадал исторический центр Бухареста. До Второй мировой войны этот город часто сравнивали с Парижем, видимо, из-за особенностей застройки и архитектуры, а также из-за расположения широких зеленых бульваров. Сходство с французской столицей стало просматриваться во второй половине XIX века, когда Бухарест восстанавливали после сильного пожара. Архитекторы сделали определенный акцент на стиле боз-ар (франц. beaux-arts – «изящные искусства»), в духе которого застроен и Париж. Но социалистический период изменил облик исторического центра Бухареста. Например, во время строительства монументального Дворца парламента в восьмидесятых годах прошлого века были разрушены многие исторические постройки и старые улицы. Более того, когда строился этот дворец, в стране случился дефицит мрамора: даже надгробные камни делали из каких-то других материалов – все шло на дворец. Количество мрамора, потраченного на его строительство, исчисляется миллионами тонн!

Но какая-то часть старого города все-таки сохранилась. Одна из его достопримечательностей, мимо которой вряд ли пройдет любой российский турист (коих тут, правда, не так уж и много) – русская православная церковь Николая Чудотворца. Ее построили в начале ХХ века на «инвестиции», поступившие из России – примерно шестьсот тысяч золотых монет.

Центральная улица старого Бухареста – Липскани. По ней можно прогуляться или посидеть с чашкой кофе в одном из многочисленных кафе. Но расслабляться не будем. Цель приезда в Бухарест совсем другая: мы направляется к Старому двору, Куртя-Веке (Curtea Veche), знакомиться с наследием Влада Цепеша.

Ради исторической справедливости стоит отметить, что застройка на этом месте появилась еще до Дракулы – в XIV веке. Однако до прихода к власти Цепеша все здесь было в глубоком упадке. Влад III привел это место в порядок, основал на руинах упомянутую выше крепость. В XVI крепость значительно увеличивается в размерах, на ее территории появляется храм, который сегодня считается самым старым зданием в Бухаресте. Однако в XVIII веке землю крепости стали распродавать под строительство домов. Лишь в середине ХХ века археологи провели раскопки на этой территории и обнаружили остатки старой крепости и дворца. Так что сегодня Куртя-Веке – это исключительно яркий и живописный исторический памятник.

Давайте вновь включим воображение: вспомним сюжеты Стокера, придем сюда глубокой ночью и посмотрим Цепешу в глаза. Конечно, ничего страшного не случится. Но что-то подсказывает, что доза адреналина такому смельчаку обеспечена совершенно точно!

А встречает нас бюст Влада Цепеша. Подобно хранителю территорий, он внимательно следит за всеми проходящими мимо туристами. В свете дня все выглядит весьма невинно: старые развалины, симпатичные керамические вазы, аккуратный бюст одной из самых ярких фигур румынской истории. А теперь давайте вновь включим воображение: вспомним сюжеты Стокера, придем сюда глубокой ночью и посмотрим Цепешу в глаза. Конечно, ничего страшного не случится. Но что-то подсказывает, что доза адреналина такому смельчаку обеспечена совершенно точно!

Перед отъездом из Бухареста обязательно посетите парк Херестреу. Бухарест вообще славится обилием зеленых территорий и всевозможных парков. В жаркий летний день любой желающий найдет здесь маленький кусочек тени. Но Херестреу интересен еще и тем, что на его территории находится Музей села под открытым небом. На огромной площади представлены румынские деревенские домики с полным внутренним убранством, все они настоящие. И кто знает, может именно их, лет эдак триста назад, посещали вампиры, попивая кровушку своих несчастных родственников. Ради интереса стоит обратить внимание, во всех ли домиках висит на дверях засушенный чеснок?..

Историческая область Румынии, Трансильвания, пользуется большой популярностью у туристов. И не мудрено: здесь очень много замечательных образцов средневековой европейской архитектуры – и Сибиу, и Сигишоара, и Клуж-Напока, и Алба Юлия, и, разумеется, Брашов. В каком бы из этих городов вы ни оказались – всюду вас ждет непередаваемая атмосфера старой, таинственной Европы: узкие улицы, шпили соборов, черепичные крыши домов. Сразу понимаешь, почему именно в Трансильванию поместил Стокер своих героев. Пожалуй, это одно из самых готичных мест Старого Света.

Здесь, кстати, в пору немного отвлечься и сказать несколько слов о реальной, жизненной подоплеке вампирской истории, объяснить, так сказать, на пальцах, откуда что берется. Все мы знаем, как выглядят настоящие вампиры – спасибо литературе и кинематографу. Это существа с бледным цветом кожи, которые не переносят солнечный свет, у которых сильно выступают вперед клыки и которые питаются кровью. По одной из версий, прообразом вампиров стали люди с редким генетическим заболеванием – порфирией. Больным порфирией нельзя долго находиться на солнце, их кожа очень бледная, генетические изменения сказываются на форме челюсти. И, как говорят, при употреблении чеснока у таких людей начинаются сильнейшие боли в животе. Тут прослеживается явная параллель с вампирами, не правда ли?

Трансильвания в средние века была одной из европейских территорий, где были очень распространены кровосмесительные браки. Порфирия как раз и является одним из следствий этого кровосмешения. Отсюда и стали появляться мифы о вампирах. О живых вампирах. Но ведь были еще и мертвые, как мы помним, которые восставали из могил и нападали на своих родственников по ночам. И при вскрытии могил действительно обнаруживалось, что тела лежали не в том положении, в котором их хоронили. Естественное объяснение нашлось и этому, правда, довольно жуткое. В те времена уровень развития медицины был достаточно невысоким, и многие симптомы, такие как глубокие комы, летаргические сны и тому подобное диагностировать не умели. В результате нередко людей хоронили заживо. Почему при эксгумации положения тела менялось – рассказывать не надо, визуализировать тоже не стоит. Тем не менее, факт остается фактом: истории про вампиров появлялись в Трансильвании не на пустом месте.

Правда, Трансильвания известна не только мифами о кровососущих оборотнях, но и более мирными вещами: горнолыжными курортами, здравницами, упомянутыми выше прекрасными образцами средневековой архитектуры. Для желающих проникнуться аутентичной атмосферой вампирской саги и одновременно насладиться чистым горным воздухом и радующими глаз пейзажами – лучшего место отдыха, чем Брашов, наверное, не найти.

Добраться до Брашова можно на поезде или на автобусе из Бухареста. Первые несколько глотков воздуха в этом городе опьяняют ощущением сказочности и необычности. Каждую минуту кажется, что вот сейчас вы повернете за угол – а там море. Брашов – очень пестрый, почти пряничный городок. На его центральной площади Советов возвышается башня Дома Советов, возле которой ежедневно проводится смена караула, собирающая толпу зевак. Военные в традиционной одежде сменяются у стен башни и степенно отправляются восвояси, по центральной пешеходной улице старого Брашова – улице Республики. Именно на ней мог бы быть променад, если бы в Брашове было море. Улица тонет в разнообразии столиков всевозможных кафе, магазинах, сувенирных лавках, витринах с мороженным и калачами. Ведет улица Республики к площади Революции с барочным зданием местной префектуры.

Прогулявшись по расслабленному туристическому Брашову, возвращаемся к площади Советов, располагаемся поудобнее в одном из здешних кафе, обязательно пробуем местный десерт – пончики «папанаши» с мороженым и вареньем – и замечаем внушительный готичный штрих на разноцветной праздничной панораме города: лютеранскую Черную церковь. На румынском ее название звучит как «Бисэрика Нэгра» (Biserica Neagră). Высоченные кирпичные стены церкви, построенной, предположительно, еще в XIV веке, увенчаны остроконечными башнями. Кстати, это самое большое готическое здание на территории Румынии. «Почернела» церковь в XVII веке, во время Великой турецкой войны. Тогда в город вошли австрийцы и произошел сильнейший пожар, значительно «закоптивший» стены церкви. Несмотря на последующие реконструкции, она сохранила свое случайное название, хотя на самом деле это церковь Святой Марии.

Какими бы циниками все мы ни были, где-то на уровне подсознания у каждого живут все те же средневековые страхи: вот зайдешь ты в темные покои замка с подсвечником, а на дубовой кровати лежит он, убийца-кровосос Дракула.

С историей Черной церкви связана одна кровавая легенда, не совсем вампирская, конечно, но тоже леденящая кровь. В книге про жизнь трансильванских болгар («Трансилванските (седмиградските) българи. Етнос. Език. Етнонимия. Ономастика. Просопографии») автор, Тодор Балкански, рассказывает о том, что церковь в конце XIV века строили болгарские рабочие. Около них постоянно крутился какой-то немецкий мальчик, которому казалось, что стена церкви неровная. В конце концов, одному из строителей это надоело – и он скинул бедолагу с башни, а труп замуровал в стене церкви, дабы скрыть преступление. Достоверно неизвестно, правда это или очередная байка в духе времени и места – но определенный «шарм» Бисэрике Нэгре она явно придает. Брашов как центр Трансильвании в буквальном смысле слова завален всевозможными сувенирами с вампирской тематикой: магнитами, футболками, открытками, масками. В какой-то момент этой навязчивой вампирской истории становится настолько много, что от нее хочется сбежать куда-нибудь. Лучший способ – подняться на гору Тампа, у подножия который стоит Брашов, и полюбоваться на город с высоты. Кстати, на этой горе красуется огромная надпись с названием города – BRAŞOV. Аналогичная «фишка» есть и в соседнем с Брашовом Рышнове. Амбициозные ассоциации с Голливудом напрашиваются сами собой. Так вот, именно возле надписи BRAŞOV и находится смотровая площадка над городом. Оттуда, к счастью, никаких вампиров не видно – зато видны узкие улочки, черепичные крыши, причудливые архитектурные узоры. С такой высоты город кажется почти игрушечным.

На гору Тампа туристов везет фуникулер. Помимо праздного созерцания окрестностей с высоты птичьего полета, на горе можно просто погулять в тени деревьев, подышать свежим горным воздухом, пообедать в кафе или поискать тишины и одиночества (если получится, конечно, потому как на горе полным-полно любопытных туристов).

Однако через пару часов прогулки по горе есть шанс снова заскучать по румынской мистике и сказочности. Поэтому, спустившись вниз, стоит полюбоваться еще раз на готическую Черную церковь и постараться найти на карте там же, поблизости, знаменитую Страду Сфории (Strada sforii), в переводе – улицу Нити. Некогда, веке в XVI-XVII, ее построили как проход для пожарных. Но выглядит она как настоящая улица – на нее выходят окна, она освещена. Ее характерная особенность (и главная причина того, что она стала по-настоящему знаменитым туристическим объектом) заключается в том, что она очень узкая – примерно около метра. Многие говорят, что это самая узкая улица в Европе, что не известно доподлинно, но что это самая узкая улица Брашова – факт. Вечером улица Нити выглядит более чем колоритно: как не вспомнить о наших пресловутых вампирах, прогуливаясь тут в одиночестве в темное время суток!

И, несмотря на все вышесказанное и вышеописанное, сердце вампирской саги о Румынии бьется не совсем в Брашове, а в соседнем с ним местечке Бран. Ведь именно там поселили народные легенды кровососущего героя Дракулу, так удачно «раскрученного» впоследствии Брэмом Стокером.

К графу Дракуле на огонек

Эффект от посещения замка Бран может оказаться двояким: либо человек окончательно проникается верой в то, что вампиры существовали и существуют, причем Трансильвания – это чуть ли не единственное место на земле, где они могли появиться; либо он окончательно уверяется в «попсовости» всей этой вампирской истории. Ибо если Брашов, как мы помним, был завален вампирской атрибутикой, то Бран в ней просто утопает. Хотя местных жителей, так активно эксплуатирующих эту тему, тоже можно понять: вампирский туристический бренд приносит неплохой доход, количество индивидуальных путешественников и экскурсионных автобусов у входа в замок не дает в этом усомниться ни на минуту. Здесь есть кинотеатр ужасов, куда нельзя заходить беременным и людям со слабым сердцем. Не оставляет равнодушным и огромный рынок сувениров с Дракулой в самых разных ипостасях: на рюмках и кружках, полотенцах и зажигалках, в виде резиновых масок, деревянных и керамических статуэток, на магнитах, марках, открытках, футболках, календарях, флажках, салфетках, тетрадках, карандашах и ручках, чехлах для телефонов, сумках, зонтах…

Но долой эти ехидные наблюдения прожженных циников! Ведь мы добрались до самой кульминации нашей вампирской саги – стоим на пороге владений самого главного вампира всех времен и народов.

Замок был построен в XIV веке, им владели и румынский господарь Мирче Старый, и Габсбурги, и уроженцы Брашова. В ХХ веке замок Бран принадлежал румынской королеве Марии Эдинбургской. Сегодня внутри замка находится Музей истории и средневекового искусства. Здесь хранится огромная коллекция средневековой румынской мебели, оружия, представлено убранство румынского средневекового замка.

Так какое же отношение имеет замок Бран к Владу Цепешу? По одной из версий, Влад Цепеш останавливался здесь во время своих походов, по другой – он был пленен турками и заточен в подземелье замка. Видимо, все это и дало благодатную почву для зарождения легенды о том, что именно тут и жил кровавый мучитель граф Дракула.

Изнутри замок выглядит мрачновато, местами даже немного аскетично, особенно на узких лестничных переходах из одной башни в другую. Средневековая деревянная мебель, тяжелые кровати и столы, которые делали, что называется, «на века», персидские ковры и шкуры на полу, чугунная посуда, причудливые узоры туалетных столиков – все это создает необычную атмосферу и, разумеется, настраивает на определенный лад. Правда, настрой то и дело нарушается какой-нибудь шумной группой туристов из Китая или пожилой немецкой парой с видеокамерой. Остаться наедине со всей этой средневековой стариной не получится, посетителей тут все-таки слишком много в любое время года. Вполне возможно, что если бы получилось там оказаться вечером (в идеале – ночью), после закрытия музея, в полном одиночестве – настрой бы продержался намного дольше. Наверное, при желании можно было бы договориться с руководством музея и за определенную сумму попасть туда в какую-нибудь полночь, в пятницу, тринадцатого. Но толпы желающих сделать это не обнаружилось. Какими бы циниками все мы ни были, где-то на уровне подсознания у каждого живут все те же средневековые страхи: вот зайдешь ты в темные покои замка с подсвечником, а на дубовой кровати лежит он, убийца-кровосос Дракула.

Вместо заключения: там, где вампиров уже нет

После насыщенной впечатлениями поездки по следам румынских вампиров стоит немного расслабиться, вернуться в реальный мир и просто отдохнуть, побыть не охотником за вурдалаками, а простым смертным. Поэтому в завершении путешествия мы отправляемся на восток Румынии, к ее черноморскому побережью, в Констанцу.

Румыния не была бы Румынией, если бы и здесь в сувенирных лавках вам не улыбался кровавой улыбкой уже набивший оскомину Влад Цепеш Дракула! Но в приморской тишине, под лучами черноморского солнца, все это выглядит как отголоски популярной туристической шумихи, просто как слабое напоминание о том, что ты все еще в этой стране, на родине вампиров – и не более того. В Констанце и соседнем курорте Мамая сохранились уютные дикие и оборудованные пляжи, старые церкви (по большей части православные), есть даже мечеть и здание казино. Если повезет оказаться в Констанце не в самый сезон, ты вы сможете прогуляться по ее тихим улочкам или насладиться плеском морской воды, а еще вкусно покушать в каком-нибудь недорогом полупустом ресторанчике недалеко от моря или съездить на дегустацию румынского вина в соседний Мурфатлар.

Через пару дней пребывания на румынском море совсем забываешь и о готичных очертаниях тимишоарского собора в полнолуние, и о грозном взгляде бюста Влада Цепеша в Бухаресте, и о мрачной легенде Черной церкви в Брашове, и о колоритном «вампирском» замке Бран. Именно здесь, на полупустом берегу Черного моря, почему-то очень легко отделяется правда от вымысла, реальность от легенды, настоящее от прошлого. Под плеск весеннего моря и заканчивается наша вампирская сага о Румынии, которую лучше один раз «прожить», чем сто раз перечитать.

Как вы думаете граф Дракула -самый знаменитый вампир, герой многочисленных ужастиков — это настоящая фигура или вымышленный герой?

2


Настоящее имя, графа Дракулы, Влад III Цепеш. Жил он в 15 в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют Валахии. Цепеш — национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестным воином, и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу.

6


За образ графа Дракулы, Румыния должна бы поставить английскому писателю Брэму Стокеру золотой памятник в каждом городе страны. Единственный бюст писателя находится в Бистрице, возле отеля, связанного с именем Дракулы.

Княжество Валахия, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии, образованного в 14 веке. Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад III Цепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Его отец Князь Влад Цепеш II состоял в рыцарском ордене Дракона, что по-румынски обозначает Дракул. Его сын Влад Цепеш отличался необыкновенной физической силой и был уважаемым воином. Рассказывают, что в годы его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Придя к власти он установил простой закон: каждого, кто посягнет на чужое добро ждали костер или плаха. Через два года его правления в стране забыли о конокрадах, а цыгане разучились воровать.

4


И сегодня многие жители страны и уж точно Валахии, относятся к нему как к национальному герою, боровшемуся за независимость своего княжества.

У Валахии был очень богатый сосед Трансильвания, который был лакомым куском для Османской империи. Но прежде чем прийти в Трансильванию, туркам было необходимо пройти через Валахию, которая колоссом вставала на их пути. Хотя в середине 14 века значительная часть Балканского полуострова уже была под игом Османской империи, турки не чувствовали себя здесь настоящими хозяевами. И прежде чем напасть на маленькую Валахию турецкому султану приходилось не один раз все хорошенько взвесить.

Султану приходилось идти на компромисс с храбрыми воинами. Чтобы поддерживать перемирие, Валахия платила дань лесом и серебром. А князю Владу Цепешу II пришлось послать своего старшего сына Влада ко двору султана в заложники.

8


А чтобы, у молодого князя и его друзей, сыновей сербских, боснийских, венгерских повелителей, живущих в плену, навсегда отпала охота к неповиновению, их заставляли приходить на площадь, где султан являл милость или расправлялся с «неверными», осмелившимися противиться его власти.

Однажды один из вассальных князей поднял восстание против султанской власти, которое было подавлено янычарами. Два его сына, находившиеся у султана в заложниках, были ослеплены публично. В другой раз пленники должны быть «держать лицо» во время неслыханного издевательства над слугами султана. «Гостепримные» турки выращивали при дворе огурцы. Однажды с грядки пропало несколько огурцов. Визирь устроил дознание среди садовников-турок, но никто из них не признался в краже. Находчивому султану пришла в голову идея проверить содержание желудков садовников. Умельцев вспарывать животы при дворе было множество и вот один из них начал острой саблей начал кромсать животы живых людей, в то время как оставшиеся с ужасом ждали своей очереди. Только в животе у пятого были найдены кусочки огурца. Виновнику тут же отрубили голову, остальным же было разрешено великой султанской милостью продолжать жить… с вспоротыми животами. Кровь- вопли агонизирующих людей- страх сжимающий тело в тиски- сжатые кулаки… Нетрудно представить, какую незаживающую рану оставили в его душе дни, проведенные в плену.

10


Когда Владу разрешили вернуться домой и занять опустевший трон, ему пришлось столкнуться с противодействием бояр, мешавших проведению единой политической линии. К тому же многие бояре были настроены в пользу турок. Бояре мирились с турками, откупаясь данью, а Владу хотелось покончить с этим раз и навсегда, но бояре отчаянно сопротивлялись. Плен многому его научил. Однажды он пригласил к себе на пир чуть ли не всю валашскую знать. Бояре не побоялись приехать, ведь такое количество приглашенных, определенным образом гарантировало им безопасность. Пир был роскошен и вино лилось рекой. А к концу праздника пять сотен гостей, так и не успев протрезветь, были посажены на кол. Проблема внутреннего врага отныне была решена.

Теперь была очередь за турками. Заряд ненависти, который Влад получил в неволе был колоссален, с огромным желанием и решимостью он ждал часа показать учителям, как хорошо он усвоил их уроки. На четвертом году княжества Влад прекратил выплату всех форм дани. Детей у него не было, а сам он был неустрашим. Султан послал тысячу воинов, чтобы наказать непокорного вассала с наказом отрубить его голову и привезти в назидание сегодняшним мальчикам-пленникам в Стамбул. Влад заманил противника в ловушку и турки сдались на милость победителя. Но не тут-то было. К утру вся тысяча султанских воинов была насажена на колы. Разъяренный султан послал в маленькую Валахию огромное войско. Решающее сражение произошло в 1461 году. И вновь турки потерпели сокрушительное поражение.

10


Да, в то время слава о валахских воинах гремела от Балкан до Востока. Но такими солдатами румыны были не всегда. Общеизвестно, что во время Великой Отечественной румыны выступали нашими противниками. Особенно тяжело для Советского Союза складывалось начало войны в 1941. Страна испытывала острую нехватку танков, но в смекалке русским не откажешь, в связи чем было принято решение переоборудовать в экстренных случаях в танки обычные тракторы. Так, во время обороны Одессы, против осаждающих город румынских частей были брошены в бой двадцать подобных «танков», обшитых броней. Основная ставка была сделана на психологический эффект: атака производилась ночью с включенными фарами и сиренами, и румыны обратились в бегство, только пятки сверкали. За подобные случаи, а также за то, что на эти машины часто устанавливались муляжи тяжелых орудий, солдаты прозвали их НИ-1, что расшифровывается «на испуг».

9


А пока вновь вернемся в средневековую Валахию. Хотя если честно, не хотел бы я, чтобы машина времени, сейчас легко переносящая нас по истории, сделала вынужденную посадку в жестоком Средневековье. Легендарному Дракуле (Дъяволу) пришлось участвовать во многих сечах и битвах, и как истинный воин, он так и погиб в бою. Найдя тело Цепеша, православные бояре, ненавидевшие и боявшиеся его даже после смерти, изрубили труп на куски и разбросали по округе. Монахи собрали куски его тела и предали земле.

8


Но когда туристы приходят в замок им рассказывают совсем другие истории, леденящие кровь и вселяющие ужас, о кровожадном вампире -убийце, пьющего кровь молоденьких девушек.

На самом деле, относительно пребывания Дракулы именно в этом замке мнения монахов, написавших летопись о его жизни, расходятся. Одни утверждают, что он останавливался здесь на ночлег несколько раз, другие пишут, что Цепеш всего лишь приезжал в эти края охотиться. В качестве основного «дракуловского» объекта замок был выбран из-за близости к другим туристическим объектам, а также потому что в 20-30 годы прошлого века румынская королева Мария, тщательно его отреставрировала и собрала здесь интересную коллекцию европейской мебели и утвари.

Тем не менее обстановка в замке скорее аскетичная, чем богатая. Постарайтесь не посещать замок в праздничные и выходные дни. Второго мая- в выходной, в замок стояла огромная очередь, которую окружала толпа людей, примкнувших и сочувствующих, а также желающих пролезть первыми. По ощущениям это была очередь часа на полтора. Возможно я повторяюсь, но только два раза в Румынии нам пришлось стоять в очередях, здесь и в замке Пелеш. От посещения внутренних покоев замка Бран осталась только легкая досада и злость. Поток людей никто не регулировал и не устанавливал даже минимальных интервалов между группами посетителей. Люди шли непрерывной рекой, иногда слегка напирая и буквально наступая на пятки. Остановиться в узком лабиринте средневековой лестницы, посмотреть в бойницу было проблематично, сзади напирала толпа. Где уж тут сосредоточиться и проникнуться средневековой атмосферой. Одна мысль не покидала голову- поскорее покинуть эту толчею.

Чтобы сфотографировать замок сверху, от ворот идите вдоль ограды направо, пока не придете на противоположную сторону. Там через дорогу на высокую гору ведет крутой подъем. И вот он замок, во всем великолепии.

16


Входной билет в замок стоит 30 рон (450 руб.)

От Синаи до замка Брен можно добраться на автобусе или маршрутке. Расстояние От Синаи до замка Бран около 50 км. Расстояние от Брашова до Брана 30 км. Чтобы добраться из Брашова до замка Бран садитесь на железнодорожном вокзале на вытобус № 23 и ехайте до автовокзала № 2 (Autogara № 2). Оттуда идут автобусы и маршрутки до замка Бран.

6


Недалеко от Брана, примерно километров пятнадцать, находится крепость Рышнов (Râşnov) произносится именно так Рышнов. Крепость находится на вершине 200 метровой горы, а рядом находится небольшой одноименный городок.

6


7


Рышнов, как и многие города Трансильвании, основан немецкими переселенцами и стоит примерно посередине между Замком Бран и городом Брашов. Его не случайно построили на торговой дороге соединяющей Валахию и Трансильванию.

15


Рыцари тевтонцы построили крепость после первых набегов татар, чтобы защитить местных жителей.

5


Основным ее предназначением было защитить своими стенами простой люд, который сбегался сюда во время набегов татар. Крепостные стены достигали высоты 5 метров. В крепости было 9 башен, 2 бастиона и подъемный мост. Покорена она была лишь однажды в 1612 году, когда осаждающему ее противнику удалось узнать секретный маршрут, по которому в крепость доставлялась вода. Объединенные войска Рышнова и Брашова предприняли попытку вернуть крепость, но оба раза штурм провалился. В итоге был заплачен выкуп и неприятель покинул крепость.

4


Поскольку маршрут доставки воды в крепость уже не был секретом, нужно было искать источник воды внутри крепости. Легко сказать, вырыть колодец в крепости, стоящей высоко на горе. Рыть колодец заставили двух турецких пленников. Им обещали даровать свободу, когда они выполнят задание.

4


Работа продолжалась по разным данным от 17 до 37 лет. Даровали ли им свободу, никто точно не знает, здесь источники расходятся во мнении. Но факт остается фактом: пленники вырыли колодец глубиной 143 метра, самый глубокий в Трансильвании. При помощи подъемного колеса наверх поднималась вода. Сейчас колодец заново очищен и отремонтирован.

13


6


Эта крепость не является основным туристическим маршрутом, с учетом того, что поездка отнимет довольно много времени. Даже те туристы, которые приезжают сюда на машинах, не могут подняться к крепости на автомобиле.

6


3


Машину нужно оставлять на стоянке. Потом нужно купить билет за подъем на тракторе (5 рон -75 руб. в одну сторону)и дождаться веселого трактора с платформой- вагоном, где расположены посадочные места для туристов, наподобие нашей Белоруси.

9


Трактор потащит платформу в гору, пыхтя и делая вид, что очень старается. Работа у него нелегкая, подъем крутой, по времени примерно минут пятнадцать. Подниматься пешком не возбраняется, но ничего кроме густого леса и тяжелого подъема вас по дороге не ждет.

4


Входной билет в крепость стоит 10 рон (130 руб.)Место нам очень понравилось. Внутри многие объекты находятся пока в стадии реконструкции, но это никак не влияет на восприятие. Самое интересное в этом месте -это круговой панорамный обзор. А дремучие леса, окружающие крепость и горы на горизонте, необыкновенно хороши.

9


Ночевать нам предстояло в Брашове. Но перед тем, как поехать туда, мы зашли в кафе около автостоянки, чтобы перекусить. Времени заказывать полноценный обед у нас не было, сами выбирали такой насыщенный маршрут и знали на что идем. Заказали только по супу-чорбе. Все супы здесь называют чорба, только чорбы бывают разные. Мы заказали овощной с мясом. Суп нас разочаровал, потому что был с сильно ощутимой кислинкой. Как мы поняли в местном обычае подкислять супы. После этого, во всех местах, когда мы заказывали чорбу, уточняли, подкисляют этот вид супа или нет.

Рядом с Брашовым находится горный курорт Пояна Брашова (Poiana Brasov).

10


5


При желании и наличии свободного времени сюда можно подняться снизу из города по горной тропе.

8


Но будьте осторожны, в здешних лесах водятся самые настоящие медведи и никогда не знаешь, когда мишка выскочит из кустов вам навстречу. Наслышанные о природной красоте этого места, мы просто не могли сюда не заехать.

8


Румынские вампиры

Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у обращённых в католичество жителей Восточной Европы, румын (известных как Vlachs в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму.

Существуют различные типы стригоев. Живые Стригои - это живые ведьмы, которые становятся вампирами после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами или с стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися, чтобы сосать кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды вампиров в румынском фольклоре включают мороев и приколичей.

Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, также как и как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти.

Волколак (Varcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (также как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка).

Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 4 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за тем кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампризм.

Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея.

Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К 19 веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Вампир

Румыния известна своими поверьями в вампиров и других потусторонних существ. Однако для большинства из нас знания о румынских вампирах ограничиваются культовым персонажем книг и фильмов — Дракулой. Стоит отметить, что Дракула вовсе не является персонажем народной мифологии Румынии, а всего лишь плод вымысла талантливого писателя Брэма Стокера, который одемонизировал князя Валахии Влада III Цепеша. Настоящие вампиры Румынии — это стригои и морои.

Стригои — вампиры в румынской мифологии. Стригоями также называли и , ставших вампирами ещё при жизни. Стригой — вампир, в которого превращаются повешенные люди, а также те, кто умер не своей смертью. Стоит здесь отметить, что во многих древних культурах сохранилось поверие в так называемых заложных покойников, которые умерли не своей смертью и вынуждены доживать свой век на земле в виде тех или иных существ — русалок, привидений, вампиров-стригоев и так далее. Стригои также присутствуют и в молдавской мифологии, где их называют — стриги.

В некоторых областях Румынии стригоев называют мороями . Женщина стригой называется стригоайка. Женщина морой — мороайка. Разницы между стригоями и мороями практически нет, за исключением некоторых особенностей, которыми их наделили в той или иной местности Румынии. Стригоев представляют рыжеволосыми и голубоглазыми. Также по поверьям у них сразу два сердца. Стригоев и мороев часто сопоставляют с оборотнями (волколаками), которых в румынской мифологии называют — приколич. Согласно поверьям, стригои способны превращаться в любого зверя или даже в любого человека.

Этимология слова «стригой» происходит от румынского слова «striga». Этимология слова «морой» до конца не выяснена, но некоторые исследователи связывают его со словом «mor» (мор), которое есть во многих культурах и всегда обозначает что-то негативное, смертельное: mare (инкуб, англ.), nightmare (кошмар, англ.), morbus (болезнь, лат.), mors (смерть, лат), мор (эпидемия, болезнь, рус.), кошмар, мрак, марево, смерть, Мара (богиня смерти, слав.). По всей вероятности, изначальное название этих существ именно «морои», потому что «стригой» произошло от латинского слова «strix», которое обозначает сову-сипуху, по поверьям римлян выпивающую кровь у детей.

Образ стригоя очень похож на образы вампиров других стран. Стригои — это заложные покойники, злые люди, либо одержимые нечистой силой, которые после смерти встают из могил, насылают кошмары, пьют кровь людей. Стригои не разлагаются в могилах, поэтому считается, что вампир, даже спустя много лет, лежит в гробу словно живой. Чтобы убить стригоя-вампира, ему втыкали деревянный кол в сердце, а также отрезали голову и клали её лицом вниз (иногда в ногах). Ещё одним верным способом является сжигание покойника. В гроб тем покойникам, которые вызывали подозрение, могли класть чеснок, или ветки розы, которые губительны для вампиров. Также могли положить горсть проса, которое, по поверьям, вампир обязательно должен пересчитать, прежде чем покинуть могилу, на что у него уйдёт вся ночь. Ещё одним интересным обычаем является серп, который устанавливали прямо над шеей покойника. Таким образом, если умерший окажется стригоем и попытается встать, он обезглавит сам себя. Чтобы найти могилу стригоя на кладбище, древние жители Румынии и Молдавии приводили лошадь и заставляли её перешагивать через могилы. Если лошадь начинала сопротивляться, упираться, вставать на дыбы, не желая перешагнуть через могилу, то это указывало на тот факт, что под землёй живёт стригой.

Особенно опасны стригои для его родных. Поднявшись из могилы, вампир в первую очередь идёт домой, где и начинает вредить, насылать кошмары, пугать, мучить людей, а также нападать на живых, чтобы выпить кровь.

Стригои под похожими именами существуют в мифологиях и других стран. В Словакии, Польше, Словении, Хорватии и Албании — это Штрига — ведьма, которая отбирает молоко у коров, насылает болезни и пьёт кровь у спящих детей. На Западной Украине и в Словакии штрига — душа ведьмы в виде ночной бабочки, которая является вампиром. На Русском Севере и Поволжье сохранилось поверие в «стриг» — колдуньи, которые состригают колосья в чужом поле в ночь на Ивана Купалу.

Конечно же, стригои, морои, штриги, стриги — это лишь позднейшая демонизация духов предков. В языческих культурах духи предков в определённые дни или по необходимости могли приходить к людям. Для них устраивались праздники и даже ставились отдельные блюда на обеденном или праздничном столе. Тоже самое произошло и в Древней Руси. Современный термин «вампир» произошёл от древнерусского слова «упырь», который в глубокой древности означал дух предка и никак не был связан с кровопийцами и злобными сущностями.

Образы румынских стригоев были использованы в литературе и кинематографе. Стригой или Стрыга присутствует в культовом романе Анджея Сапковского «Ведьмак». Ольга Громыко задействовала стригоев в цикле романов «Ведьма». Румынский писатель Мирча Элиаде сделал стригоем главного героя книги «Девица Кристина».

Самыми известными фильмами, которые основаны на легендах о мифологических стригоях, являются: Фильм 2009 года «Стригой», а также сериал «Штамм» Гильермо дель Торо, который стал настолько популярным, что в 2016 году выйдет уже третий сезон.

Сериал « Штамм» трейлер

Румынские вампиры Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у обращённых в католичество жителей Восточной Европы, румын. Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои. Существуют различные типы стригоев. Живые Стригои - это живые ведьмы, которые становятся вампирами после смерти. Ночью они могут посылать свои души на встречи с другими ведьмами или с стригоями, которые являются ожившими телами, возвращающимися, чтобы сосать кровь членов своей семьи, домашнего скота и соседей. Другие виды вампиров в румынском фольклоре включают мороев и приколичей. Рождённые в «рубашке», с лишним соском, лишними волосами, рождённые слишком рано, рождённые у матери, которой перешла дорогу чёрная кошка, рождённые с хвостом, внебрачные дети, а также умершие неестественной смертью или умершие до крещения были обречены стать вампирами, так же как и седьмой ребёнок того же пола в семье, ребёнок беременной женщины, которая не ела соль или на которую посмотрел вампир или ведьма. Более того, быть укушенным вампиром означало несомненный приговор к вампирскому существованию после смерти. Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия, в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе. Вампир в могиле мог быть распознан по дырам в земле, неразложившемуся трупу с красным лицом или если одна из ступней была в углу гроба. Живых вампиров определяли, раздавая чеснок в церкви и наблюдая за тем кто его не ел. Могилы часто были открыты три года после смерти ребёнка, пять лет после смерти молодого человека и семь лет после смерти взрослого, чтобы проверить усопшего на вампиризм. Меры, помогающие предотвратить превращение в вампира включали снятие «рубашки» с новорождённого и уничтожение её до того как младенец мог съесть хотя бы малую её часть, бережную подготовку к похоронам мёртвых тел, включая недопущение того чтобы животные переступали через труп. Иногда в могилу клали тернистый стебель дикой розы, а чтобы защититься от вампира, на окна клали чеснок и натирали чесноком скот, особенно в день Св. Георга и Св. Андрея. Чтобы уничтожить вампира, его обезглавливали, клали чеснок ему в рот, а затем в его тело вбивали кол. К 19 веку некоторые также простреливали гроб пулей. Если пуля не проходила насквозь, тело расчленяли, сжигали части, смешивали с водой и давали членам семьи как лекарство.