Этическая беседа на тему вежливость. Беседа в старшей группе на тему "вежливые слова"

Комплекс бесед для детей старшего дошкольного возраста «Вежливость»
Цель: Повысить уровень коммуникативной компетентности детей. Воспитывать уважение к сверстникам, старшим. Побуждать к осознанию своих поступков, поведения.
Задачи:
1. Формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова.
2. Закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях.
3. Учить детей видеть недостатки в своём поведении и их исправлять.
4. Воспитывать уважение к окружающим людям.
Беседа №1 «Что такое вежливость?»
Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Вежливость — это не только употребление слов извините, пожалуй­ста, спасибо. Хотя эти слова и важны, вежливость означает гораздо больше. Можете ли вы представить человека, который говорит все эти слова и все равно считается грубияном? Конечно, потому что главное заключается в том, как он произносит эти слова и как он себя ведет. Поступки человека ясно говорят о том, вежлив он или груб. Веж­ливость показывает ваше уважение к другим людям вне зависимости от того, нравятся они вам или нет. Каждый человек достоин вежливого к нему отношения. Когда вы грубите или в какой-то другой форме проявляете свою невежливость, то тем самым де­монстрируете свое неуважение. И тогда нечего удивляться, если человек обижается! Так что, хотя это совсем про­сто — сказать извините, пожалуй­ста, спасибо, — это способ пока­зать другим людям, что вы их ува­жаете, и это делает все отноше­ния более прочными. В старину «Вежа» означало «знаток», – тот кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоит. На Руси в школах детей обязательно наряду с грамотой и молитвами учили вежливости.
Запомните Вежливость показывает, насколько вы уважаете людей. Для того чтобы быть воспи­танным человеком, недостаточно просто произносить вежливые слова. Необхо­димо проявлять свою воспитанность в поступках.
Беседа №2 «Правила поведения в общественном месте»
При встрече культурные люди всегда здороваются. Говоря «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья и благополучия.
Первыми обычно здороваются младшие со старшими, а если возраст примерно одинаковый, то мужчины с женщинами, а мальчики с девочками. Руку для рукопожатия должны подавать первыми старшие по возрасту и женщины (девочки).
Здоровайся первым, когда встречаешь знакомых людей на улице. Если кто-то не ответил на твоё приветствие, не обижайся - человек мог задуматься о чём-то своём.
Перед тем как выйти из дома на улицу, посмотри на себя в зеркало и убедись в том, что всё в порядке в твоём внешнем облике.
Будь вежливым со старшими, внимательным к лицам преклонного возраста, инвалидам и маленьким детям;
Бережно относись к государственному и общественному имуществу;
Удерживай товарищей от недостойных поступков.
В общественных местах – на улицах, бульварах, во дворах, в парках, театрах, кинотеатрах, домах культуры, клубах, на стадионах, катках, спортплощадках, в городском и других видах транспорта строго соблюдать общественный порядок, правила уличного движения и пользования городским и другими видами транспорта.
Беседа №3 «Русские писатели о вежливости»
Многие русские поэты и писатели посвятили свои произведения вопросам вежливости. Среди них такие произведения как «Мойдодыр» К. И. Чуковского,
«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Уроки вежливости» А. Усачёва, «Очень вежливый индюк» Б. Заходер, «Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб, «О вежливости» С. Я. Маршака. В них поэты и писатели учат нас дружить друг с другом, уважать младших, быть вежливыми со старшими. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Ведь вежливый человек – это человек соблюдающий правила приличия, учтивый, предупредительный, обходительный, любезный. Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Извините!», «Простите!», «До свидания!».
Беседа №4 Проблемные ситуации и пословицы.
— Мальчик не уступил бабушке место в поезде метро.
— Мальчик чихнул и не закрыл рот рукой.
— Девочка ест руками, а не вилкой.
— Мужчина не уступил место беременной женщине в автобусе.
— Девочка не поздоровалась, когда пришла в садик.
— Мальчик не сказал спасибо за подарок.
Пословицы:
— Про доброе дело – говори смело.
— Спасибо великое дело.
— Ласковое слово, что добрый денёк.
— Скромность красит человека.
— Волшебные слова – наши верные друзья.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Человек без друзей, что дерево без корней.
— Сам погибай, а товарища выручай.
— Нет друга – ищи, а нашел, береги.
— Старый друг, лучше новых двух.
— Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

— Не мил и свет, когда друга нет.

— Новых друзей наживай, а старых не забывай.

— Один за всех, и все за одного.

— Дружбу за деньги не купишь.

— Крепкую дружбу топором не разрубишь.

— С кем поведешься, от того и наберешься.

— Легче друга потерять, чем найти.

— Друзья познаются, в беде.

— Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

— Вежливость и обходительность на базаре не купишь.

Вопросы к беседе №1.

1. Что такое вежливость?

2. Каких людей называют вежливыми?

3. Что означает слово «Вежа»?

Вопросы к беседе №2.

1. Кто должен первым здороваться при встрече?

2. Как нужно вести себя на улице?

3. Кому нужно уступать место в транспорте?

Вопросы к беседе №3.

Загадки о вежливости.

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»

(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»

(после вас!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

Инсценированная беседа:

«Вежливые слова»

(нравственное воспитание)

Иванова О.А.

методист МБОУ ДОД «СЮТ»

г.Новошахтинск

Цель:

Воспитать у уч-ся чувство вежливости, уважительности к старшим,друг к другу. Вспомнить известных героев сказок и на их примере показать как важно быть вежливым.

Помещение кружка оформлено выставкой книг: С.Маршак «Ежели вы вежливы», В.Морозов «Неблагодарные», В.Осеева «Кто наказал его?», В.Осеева «Что нельзя, того нельзя», Б.Заходер «Перемена».

Педагог:

Ребята, сейчас у нас появятся герои сказокА.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» Мальвина и Буратино.

(Герои появляются).

Мальвина:

Здравствуй, Буратино!

Буратино:

Здравствуй, Мальвина!

Мальвина:

Буратино, я хотела бы с тобой поговорить. Как ты думаешь, приятно людям с тобой говорить или нет?

Буратино:

Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду!

Мальвина:

Буратино, какой у тебя тон?!

Буратино:

Что, значит, какой тон! Обыкновенный!

Мальвина:

Погоди, Буратино. Пусть ребята скажут так ли уж у тебя обыкновенный тон?

Мальвина:

Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только со мной, ребятами, но даже с папой Карло.

Буратино:

Не было этого, не было, не было!

Мальвина:

Ну вот, опять за свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу есть, есть хочу», или «Хочу в школу, в школу хочу»,- разве это не было сказано капризным тоном, недовольнымголосом?

Буратино:

Может быть, я иногда говорил немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить, только вот некоторые не понимают моих шуток. Вот вчера, например, иду, вдруг вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю, я, конечно, стал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?». Он обиделся почему-то и ушел. А что я плохого ему сказал?

Или вот учительница «двойку» за грязь ему поставила,а я, чтобы развеселить его, спел «Клякса- вакса-гуталин, на носу горячий блин!». Что тут было?! Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда, Мальвина? Правда, ребята?

(Ребята высказывают свое мнение).

Мальвина:

Я, думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.

Буратино:

Я один, что ли, так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут…. А… Замолчали! Потому, что многие из них похожи на меня. Разве не так? Друг к другу как обращаются: «ты, дай ручку!». Есть и такие ребята, что бранятся. Да-да, я сам слышал. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А как смеются над неудачами товарищей! Давайте не будем спорить, а просто все станем делать лучше. Хорошо я придумал, Мальвина? Хорошо, ребята?

Мальвина:

Это очень хорошо. Нужно всегда помнить, что от доброго слова у людей становится теплее на сердце, а от злого дружба может разрушиться. Недаром говорят в народе: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята!

Педагог:

В вежливости проявляются отношения к другим людям. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях, вежливые слова, сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть вежливыми. Вежливый человек всегда здоровается и прощается, невежливо ответить на приветствие. А теперь, ребята, я хотела бы вам предложить несколько ситуаций.

Одна из них:

Вы едете в автобусе сидя, все места заняты. И вдруг, в автобус входит старенькая бабушка. Как вы, ребята, поступите в этом случае?

(Ребята отвечают, что нужно встатьи уступить место).

Вы уходите из гостей от друга. Его мама на прощание вручила вам сладости. Веселый и довольный вы убегаете домой. Как надо поступить в таком случае?

(Отвечают, что нужно поблагодарить маму друга и попрощаться).

Ежели вы вежливы и к совести не глухи

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы- то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой,и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Педагог:

В конце нашей беседы мне хотелось бы спросить вас, ребята, как вы думаете, кого можно назвать вежливым человеком?

Вспомните вежливые слова, назовите их.

Как нужно вежливо поздороваться?

Как попросить вежливо кого-нибудь о чем-нибудь?

Как получилось, что герои рассказа «Неблагодарные» вели себя очень вежливо, а ими остались недовольны.

Если ты что-то совершил, что нужно попросить?

(Ребята обсуждают, отвечают на вопросы).

Нашу беседу, ребята, мне хотелось бызавершить словами из стихотворения Юсупова «Простите»:

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся: взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите!» сказал.

И мама молчит, улыбается даже:

«Мы купим другую, есть лучше в продаже»…

«Простите…» Казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

Беседа с детьми: « Что такое вежливость?» старшая группа

Подготовила вос-ль

МБДОУ д/с № 68

г. Белгород

Люлина Т.В.

Цель : рассказать детям о том, что такое вежливость, вежливые слова. Учить говорить друг другу вежливые слова. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.

Ход беседы : (вопросы к детям)

Дети, какие вежливые слова вы знаете?

А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливым, почему?

Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?

Подумайте и скажите, почему вежливые слова называют волшебными?

(Выслушиваются ответы детей)

Да, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения.

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество.

Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и несоблюдавших их граждан наказывали. Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.

Послушайте основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у вас и подумайте, соответствуете ли вы этим правилам:

Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

Соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

Нужно всегда говорить правду.

Вежливо внимательно относиться к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

Необходимо поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».

Конкурс «Похвали друга?»

«Поговорим о хорошем», где каждый ребёнок получает похвалу в присутствии всех детей. (передаётся игрушка по кругу)

Послушайте еще несколько правил о вежливости.

Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается: если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание).

В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).

Как нужно принимать подарки? (Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).

В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны – то «простите». Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали.

Наше занятие закончено, все молодцы.


Лопатина Наталья Валерьевна

воспитатель

КГУ «Качирский детский дом» управления образования Павлодарской области, акимата Павлодарской области

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по нравственному воспитанию.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о воспитанном человеке.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать желание вежливо разговаривать с людьми.
Демонстрационный материал: Игрушка Петрушка, мячик.

Ожидаемый результат:

Знать – вежливые слова

Иметь – представление о воспитанном человеке.

Уметь — применять вежливые слова в разговоре.

Ход беседы

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Петрушка. Ребята, что надо сказать Петрушке? (Здравствуй, Петрушка.) Ребята, Петрушка хочет рассказать нам стихотворение, давайте его послушаем.
Когда сосед мне подарил мопед,
Его спросил я: «А другого нет?»
Он головою мне в ответ покачал
Ну что же я неправильно сказал?
Однажды моя бабушка на улицу пошла,
Сказал я своей бабушке: «Привет, ну как дела?»
Когда же6 моя бабушка назад домой вернулась,
Я до свидания ей сказал, она мне улыбнулась.
Когда ложится моя бабушка в кровать,
Я утра доброго приду ей пожелать.
А утром я бабулю разбужу
Спокойной ночи весело скажу.
Друзья, дайте поскорей ответ
Я всё же прав иль нет?
Воспитатель. Ребята, Петрушка прав или нет? (Нет.) Да, ребята, Петрушка не прав. Он совсем не умеет быть вежливым, давайте его научим. Что надо сказать когда приходит бабушка? (Здравствуй, бабушка.) Правильно, а перед сном что надо сказать бабушке? (Спокойной ночи.) А когда вам что – нибудь дарят что надо сказать? (Спасибо.) Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова».
Цель: обогащать словарный запас детей вежливыми словами.
Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.
Воспитатель. Вот видите, ребята, как много ласковых, добрых вежливых слов. Чаще их говорите, от этого мир вокруг станет добрее.
Отгадывание загадок.
Воспитатель. Ребята, Петрушка приготовил для вас загадки, давайте их послушаем.
1)Встретив зайку, ёж сосед
Говорит ему: … (Привет.)
2)А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй.)
3)К осьминожке камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свидания.)
4)Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: «…» (Извини.)
5)Трясогузка с бережка
Уронила червяка
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо.)
6)Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова.)
7)Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста.)
8)Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки. А теперь давайте отдохнём и сделаем физкультминутку.
Физкультминутка.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И к себе скорей прижмём
Хлоп раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас
А теперь скорей – скорей
Хлопай – хлопай веселей!
Воспитатель. Молодцы, ребята, садитесь. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, слушайте внимательно!
Чтение стихотворения «Вежливые слова».
Нужно знать как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить «пожалуйста»
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,
И тихо, и робка он вот что сказал:
— Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, простите.
Прослывишь ты воспитанным, милым,
Если всем говоришь «большое спасибо»
Не забудьте, что на прощанье
Нужно всем говорить «до свиданья»!
Воспитатель. Дети, вам понравилось стихотворение? (Да.) Что сделал папа? (Разбил вазу.) А потом что сделал? (Он попросил прощения) Правильно он сделал? (Да.)

Подведение итогов:
1)Ребята, о чём мы сегодня говорили?
2)Давайте повторим, какие вежливые слова вы знаете?

3)Кто приходил к нам в гости