Когда идет служба в храме. Утренняя молитва в храме время

Церковные богослужения или, народными словами, церковные службы - главные события, для которых и предназначены храмы. Согласно православной традиции, в них ежедневно совершаются дневные, утренние и вечерние обряды. И каждое из этих служений состоит из 3-х видов служб, которые в совокупности объединены в суточный круг:

  • вечернее - из вечерни, повечерия и девятого часа;
  • утреннее - из утрени, первого часа и полуночницы;
  • дневное - из Божественной литургии и третьего и шестого часа.

Таким образом, суточный круг включает в себя девять служб .

Особенности служб

В православных служениях многое заимствовано от ветхозаветных времен. К примеру, начало новых суток принято считать не полночь, а 6 часов вечера, что является причиной проведения вечерни - первой службы суточного круга. На ней вспоминаются основные события Священной истории Ветхого Завета; речь идет о творении мира, грехопадении прародителей, служении пророков и Моисеевом законодательстве, а христиане возносят Господу благодарение за новый прожитый день.

После этого по Уставу церкви нужно служить повечерие - общественные молитвы на сон грядущий, в которых говорится о сошествии Христа в ад и освобождении праведников из него.

В полночь положено совершать 3-ю службу - полуночницу. Это служение проводится с целью напоминания о Страшном суде и Втором пришествии Спасителя.

Утреннее богослужение в православной церкви (утреня) - одно из самых длительных богослужений. Оно посвящено событиям и обстоятельствам земной жизни Спасителя и состоит из множества покаянных и благодарственных молитв.

Первый час совершают около 7-ми часов утра. Это краткая служба о пребывании Иисуса на суде первосвященника Каиафа.

Третий час проходит в 9 часов утра. В это время воспоминаются события, происходившие в Сионской горнице, когда к апостолам снизошел Святой Дух, и в претории Пилата Спаситель получил смертный приговор.

Шестой час проводится в полдень. Это служение о времени распятия Господа. Не стоит путать с ним девятый час - службу о Его крестной смерти, которая совершается в три часа пополудни.

Главным богослужением и своеобразным центром данного суточного круга считается Божественная литургия или обедня, отличительной особенностью которой от других служб является возможность, кроме воспоминаний о Боге и земной жизни нашего Спасителя, соединиться с Ним в реальности, участвуя в таинстве Причащения. Время этой литургии с 6-ти до 9-ти часов до полудня перед обедом, отчего ей и дано второе название.

Изменения в проведении служений

Современная практика богослужения привнесла некоторые изменения в предписание Устава. И сегодня повечерие проводится только в период Великого поста, а полуночница - один раз в течение года, накануне Пасхи. Еще реже проходит девятый час, а оставшиеся 6 служб суточного круга объединены в 2 группы по 3 службы.

Вечерняя служба в церкви проходит с особой последовательностью: христиане служат вечерню, утреню и первый час. Перед праздничными и воскресными днями данные служения объединяются в одно, которое называется всенощным бдением, т. е. подразумевает собой длительные ночные молитвы до рассвета, проводимые в древности. Данная служба длится 2−4 часа на приходах и от 3-х до 6-ти часов в монастырях.

Утреннее богослужение в церкви отличается от прошлых времен последовательными служениями третьего, шестого часов и обедни.

Также важно отметить проведение ранней и поздней литургии в храмах, где больший приход христиан. Такие службы принято совершать в праздничные дни и в воскресенье. Обе литургии предваряются чтением часов.

Существуют дни, когда не проводится утренняя служба в церкви и литургия. К примеру, в пятницу Страстной седмицы. Утром этого дня совершается недолгое последование изобразительных. Данное служение состоит из нескольких песнопений и как бы изображает литургию; при этом статуса самостоятельного служения этой службой не получено.

К богослужениям также относятся различные таинства, обряды, чтение акафистов в церквях, общинные чтения вечерних и утренних молитв и правила к Святому Причащению.

Кроме этого, в храмах совершаются службы по потребностям прихожан - требы. Например: Венчание, Крещение, отпевания, молебны и другие.

В каждой церкви, соборе или храме часы службы устанавливаются по-разному, поэтому для получения информации о проведении какого-либо служения церковнослужители рекомендуют узнавать расписание, составленное конкретным духовным учреждением.

А тем, кто незнаком с ним , можно придерживаться следующих временных промежутков:

  • с 6-ти до 8-ми и с 9-ти до 11-ти часов утра - раннее и позднее утреннее служение;
  • с 16-ти до 18-ти часов - вечерняя и всенощная службы;
  • в течение дня - праздничная служба, но лучше уточнить время ее проведения.

Все богослужения обычно совершаются в храме и только священнослужителями, а верующие прихожане в них участвуют пением и молитвой.

Христианские праздники

Христианские праздники подразделяются на две разновидности: переходящие и не переходящие; также их называют двунадесятыми праздниками. Чтобы не пропустить службы относительно них, важно знать даты.

Не переходящие

Переходящие, на 2018 год

  1. 1 апреля - Вербное воскресенье.
  2. 8 апреля - Пасха.
  3. 17 мая - Вознесение Господа.
  4. 27 мая - Пятидесятница или Святая Троица.

Длительность церковных служб в праздничные дни отличается друг от друга. В основном это зависит самого праздника, исполнения служения, длительности проповеди и количества причастников и исповедующихся.

Если по каким-то обстоятельствам вы опоздаете или не придете на службу, никто вас не осудит, ведь не столь важно, в какое время она будет начинаться и сколько будет длиться, намного важнее, что ваш приход и участие искренны.

Подготовка к воскресному обряду

Если вы решили прийти в храм в воскресенье, то следует к этому подготовиться. Утренняя служба в воскресенье - самая сильная, она проводится с целью причащения. Это происходит следующим образом: священник даёт вам тело христово и его кровь в кусочке хлеба и глотке вина. Готовиться к такому мероприятию нужно не меньше чем за 2 дня .

  1. Следует попоститься в пятницу и субботу: убрать из рациона жирную пищу, алкоголь, исключить супружескую близость, не материться, никого не обижать и самому не обижаться.
  2. За день до причастия прочитать 3 канона, а именно: покаянный к Иисусу Христу, молебный к Пресвятой Богородице и к Ангелу-Хранителю, а также 35-е Последование к Святому Причащению. Это займет около часа.
  3. Прочитать молитву на сон грядущий.
  4. Не есть, не курить, не пить после полуночи.

Как себя вести во время причастия

Чтобы не пропустить начало службы в церкви в воскресенье, необходимо прийти в церковь заранее, примерно к 7.30. До этого времени нужно не есть и не курить. Существует определенный порядок действий при посещении .

После причастия ни в коем случае не рвитесь получить желаемо е, то есть накуриться вдоволь и так далее, не оскверняйте причастие. Рекомендуется знать меру во всем и несколько дней читать благодатные молитвы, чтобы не осквернить данное богослужение.

Необходимость посещения храма

Иисус Христос, Господь наш и Спаситель, пришедший на землю ради нас, основал Церковь, где присутствует поныне и невидимо все необходимое, что подается нам для вечной жизни. Где «невидимые Силы Небесные служат для нас», - говориться в православных песнопениях, «Где двое-трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» - написано в Евангелии (глава 18, стих 20-ый, Евангелие от Матфея), - так сказал Господь апостолам и всем, кто верит в Него, поэтому невидимое присутствие Христа во время служений в храме люди теряют, если не приходят туда.

Еще больший грех совершается родителями, которые не заботятся о служении Господу их детей. Вспомним слова нашего Спасителя из писания: «Пустите детей своих и не препятствуйте им ходить ко Мне, ибо для них есть Царство Небесное». Также Господь говорит нам: «Не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из Божьих уст» (глава 4, стих 4-ый и глава 19, стих 14-ый, то же Евангелие от Матфея).

Духовная пища тоже необходима человеческой душе, как и телесная для поддержания сил. И где же человек услышит Божье слово, как не в храме? Ведь там, среди верующих в него, пребывает сам Господь. Ведь именно там проповедуется учение апостолов и пророков, говоривших и предсказывавших по внушению Духа Святого , там учение Самого Христа, который и есть истинная Жизнь, Мудрость, Путь и Свет, который просвещает каждого прихожанина, грядущего в мир. Храм - это небо на нашей земле.

Богослужения, которые совершаются в нем, по словам Господа, - это дела ангелов. Проходя учения в церкви, храме или соборе, христиане получают Божье благословение, способствующее успеху в добрых делах и начинаниях.

«Ты услышишь звон колокола церковного, призывающего к молитве, и совесть подскажет о том, что нужно идти в дом Господень. Пойди и отложи, если можешь, всякие дела в сторону и поспеши в Божью церковь» - советует Феофан Затворник, святитель православия, - «Знай, что Ангел твой хранитель зовет тебя под кров дома Господня; это он, твой небожитель, напоминает о Небе земном, чтобы ты там смог освятить душу твою благодатию Христовою и усладить сердце свое небесным утешением; и, - кто знает как будет? - может быть, он зовет тебя туда еще и для того, чтобы отвести от тебя искушение, которое никак не избежать, ведь если дома останешься не укрыть тебя под сению дома Господнего от опасности великой…».

Христианин в церкви учится Небесной мудрости, которую приносит на землю Сын Божий. Он узнает и подробности жизни своего Спасителя, и знакомится с поучениями и житием угодников Божьих, и принимает участие в церковной молитве. А соборная молитва - великая сила! И тому есть примеры в истории. Когда апостолы находились в ожидании пришествия Духа Святого, они пребывали в единодушном молении. Поэтому в церкви мы в глубине души ожидаем, что и к нам придет Дух Святой. Так бывает, но только в том случае, если мы не создадим для этого препятствия. К примеру, недостаточная открытость сердца может помешать прихожанам в соединении верующих при чтении молитв.

В наше время, к сожалению, это происходит довольно часто, так как верующие неправильно ведут себя, в том числе и в храме, и причиной этому является незнание истины Господней. Господь знает и мысли наши, и чувства. Он не оставит искренне верующего в него , а также нуждающегося в причащении и покаянии человека, поэтому двери Божьего дома всегда открыты для прихожан.

Когда, во сколько начинается служба в церкви? Сколько длится служба?

    Для православного человека хорошо бы начинать день с молитвы. Особенно полезно на богослужение присутствовать в храме. Служба начинается в 8 или в 9 утра, в разных храмах по разному. В больших храмах по праздникам может быть даже две утренние службы. В таких случаях первая литургия в 6-7 утра и ее можно посетить перед работой, а вторая поздняя около 9 утра начинается. Есть и вечерние службы, они начинаются в 5-6 вечера. По длительности утренние обычные службы длятся часа 3, до 12 как правило, а вечерние 2 часа.

    В некоторых храмах служба начинается по разному. Например утренняя чаще всего начинается в 7 часов. Продолжительность ее около двух часов.

    Но бывает и так что служба начинается в 10 утра, или же есть ночная служба, например на Рождество.

    Вечерняя служба может начинаться в 16-17 часов.


    Точного ответа на этот вопрос дать не получится, так как в каждом храме служба начинается по своему расписанию.

    Начало службы обычно в 7:00 — 8:00 часов. В это воемя начинается утренняя служба во многих храмах. Некоторые храмы начинают первую утреннюю службу в 8:00-9:00 часов.

    Где — то даже начинают позже: часов в 09:00..10:00.

    Что же касается продолжительности службы, то длится она обычно примерно полтора часа (1 час 15 минут — 1 час 40 минут).

    Смотря о какой службе идет речь. Она бывает утренняя, вечерняя, праздничная и всенощная. У каждой службы есть свои временные рамки, так:

    Как правило, служба длится около двух часов, может чуть меньше (утренняя) или чуть больше (вечерняя). При этом опоздание на службу — явление нестрашное, никто из служителей церкви вас не осудит.

    Хоть и существует Церковный устав, согласно которому церкви придерживаются расписания служб, однако допускаются расхождения и индивидуальные особенности храмов.

    Отвечу на этот вопрос простыми словами, потому что знаю, как сложно разобраться в подобных вопросах.

    Службы в обычные дни (не праздничные) — это утренняя и вечерняя служба. В воскресенье может быть несколько утренних богослужений (литургий).


    Обычная продолжительность службы — 1-2 часа . В обычных церквях — меньше, в монастырских — дольше, так как там не сокращают службы. В любом случае, если хотите отстоять службу — готовьтесь именно стоять , довольно долго. Конечно, никто не запретит выйти из храма, если будет совсем уж невмоготу.

    К сожалению, однозначно ответить на вопрос, когда начинается служба в церкви , не получится, так как в каждом храме расписание Служб свое. узнать его можно в интернете (да-да!), позвонив по телефону (его можно найти опять же в интернете), или же подойти в церковь — расписание служб на неделю вперед обязательно вывешивается для прихожан.

    Для подтверждения всего сказанного выше приведу расписание служб на эту неделю в небольшой церкви :

    А это — расписание служб на эту же неделю в довольно крупном монастыре :

    В основном во всех церквях России первая утренняя служба начинается в 8-9 утра. В среднем служба обычно длится 1-2 часа. Когда проходит Великий пост(во все дни недели кроме среды и пятницы), Страстная седмица служба может начинаться значительно раньше с 7 часов утра. Все церкви обычно завершают службы к обеду.

    А вот если говорить о вечерней службе, то она обычно начинается в 18-19 часов вечера и длится также 1-2 часа.

    Обычно служба в церкви начинается в восемь утра. Иногда они начинают попозже. В среднем служение длится два часа. Также кроме утренних есть вечерние службы. Они начинаются примерно в пять часов вечера и длятся два часа.


    Служба в каждом Храме может начинаться в несколько отличное время. Если речь идт о Воскресной службе, то обычно она начинается в промежутке от восьми до девяти часов утра в зависимости от приоритетов конкретной Церкви. А длится служба в среднем около двух часов. Праздничные службы обычно длятся дольше и начинаются раньше.

    Это информация относительно утренних служб. А вот вечерние службы в большинстве свом начинаются в птя часов вечера и для тся также.

    Обычно утренняя служба идт в воскресениье и субботу, а также вечером накануне. А службы посвящнные конкретному празднику проводят обычно с утра в день праздника и накануне вечером.

    Службы разные бывают, бывают вечерние, а бывают утренние.

    Так вот утренняя обычно начинается в семь часов утра (но, если вы хотите исповедываться, то стоит придти немного раньше, чтобы успеть это сделать), далее проходит служба, обычно она длится чуть более двух часов, за это время и причащаются. Если хотите причастить маленького ребенка, то можно на службе и не стоять.

    А вечерняя служба начинается по-разному, в одном соборе к примеру в три часа дня, а в другом — в четыре, то есть везде свой график.

    Продолжительность такая же как и утренней.

    Если служба происходит в праздник, то по времени может и дольше продолжаться.


    Точного времени, к сожалению нет, ведь каждая церковь, в каждом населенном пункте, начинает службу по-своему.

    Но, обычно, служба длится около 1 — 2 часов. Если служба на Пасху, то в среднем 4 — 5 часов.

    Если служба в воскресенье, то в день может быть несколько литургий — утром, днем и вечером.

    Начинается служба по-разному, с 8 утра, но у меня в церкви обычно с 10 утра начинается служба — это в субботу и воскресенье.

Во сколько начинается литургия и в какие дни служится?

В разных храмах Литургия проходит с разной регулярностью и начинается в разное время. Ниже - главное, что надо знать о времени и продолжительности Литургии в православных храмах.

Литургия проходит в каждом храме

Божественная Литургия - это центральное богослужение, поскольку во время него происходит Таинство Евхаристии и причастие (вернее сказать, сама Литургия сопровождает эти Таинства). Все остальные службы так или иначе предваряют Литургию - хотя, могут проходить и накануне вечером или даже еще раньше.

Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье

Регулярность богослужений зависит от храма: места, где он находится и количеством прихожан. Иными словами, она проходит в храме так часто, как это на самом деле нужно.

Например, в монастырях службы проходят каждый день: поскольку смысл монастыря для его насельников-монахов - это служение Богу и Литургия для них не обязанность, а жизнь.


В некоторых немонастырских храмах Литургии также могут служиться ежедневно.

В сельских и небольших городских храмах Литургия, как правило, служится минимум один раз в неделю (в воскресенье) и по большим Церковным праздникам.

Литургия служится утром

Когда начинается Литургия? Время начала также может меняться от храма к храму. Но, как правило, служба начинается не раньше семи утра и не позже десяти.

Например, на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве расписание Литургий такое:

  • будни и суббота - начало Литургии в 8 утра;
  • воскресенье и дни больших Церковных праздников проходят две литургии: ранняя в 7 утра и поздняя - в 9 утра.

В любом случае очное расписание богослужений можно всегда узнать на сайте храма или на его территории.

В Великий пост Литургии служатся не каждый день

Разницу в расписании великопостных богослужении можно увидеть только на примерах храмов, где службы проходят ежедневно. В субботу и воскресенье Литургии служатся, как и всегда, а вот в будни - только в среду и пятницу (так называемые Литургии преждеосвященных Даров). Более того, в большинстве храмов будничные великопостные Литургии проходят во второй половине дня.

А иногда Литургии служатся ночью

Ночные литургии проходят в самые главные христианские праздники - на Пасху и в Рождество. Есть и другие исключения. Например, на том же Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ночная Литургия проходит в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Достойно Есть» - в храме находится эта чтимая икона Богоматери, которую привезли с Афона.

Сколько длится литургия в храме?

Продолжительность литургии в зависимости от дня или храм может различаться. Это не значит что каким-то коренным образом меняется состав богослужения. Например, в особо торжественные дни часть молитв, которые в иной раз прочитываются чтецом, на этот раз поется хором.

Кроме того, на то, сколько длится литургия, могут оказывать влияние такие, казалось бы, незначительные факторы, как скорость, с которой служат священник и диакон: один ведет службы быстрее, другой медленнее, один читает Евангелия так, другой - более размеренно. И так далее.

Но если говорить в общих чертах, то в дни Больших праздников Литургия длится дольше, чем в обычные - иногда до двух часов.

В Пасхальную ночь или Рождественскую Литургия длится не дольше обычного, но само ночное богослужение получается многочасовым - поскольку Литургию предваряет продолжительное Всенощное бдение.

Во сколько начинается утренняя служба в церкви?

С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба - это и есть Литургия.

Другое дело, что в некоторых церквях (там, где только один священник) исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.


А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.

Например, перед литургией в монастырях обязательно читаются Часы (это небольшая служба, которая включает в себя чтение определенных молитв и отдельных псалмов), а в большинство дней служится еще и полунощница, которая может начинаться и в 6 утра и раньше.

Кроме того, устав некоторых монастырей предполагает еще, допустим, и ежедневное утреннее чтение акафистов, и молитвенное правило, которое также будет проходит в храме. Поэтому в некоторых монастырях утренние службы, по факту, растягиваются на несколько часов, а Литургия, как и полагается, венчает этот цикл.

Это не значит, что причащающимся мирянам нужно присутствовать на всех монастырских службах - они предназначаются в первую очередь для насельников монастыря (монахов, послушников и трудников). Главная же утренняя служба для мирян - это Литургия.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви

Как и в случае с утренними службами, конкретное время начала вечернего богослужения определяется уставом храма или монастыря (их всегда можно найти или на сайте или на дверях храма). Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.


Сама служба, в зависимости от дня или устоев того или иного храма, продолжается от полутора часов до трех. В монастырях в торжественные дни вечернее богослужение может продолжаться гораздо больше.

Вечернее богослужение является обязательным для тех, кто собирается на следующее утро причаститься. Это связано с тем, что в Церкви принят суточный круг богослужений, который начинается вечером, а утренняя Литургия венчает его.

Церковные службы на христианские праздники в 2017 году

Отдельного рассмотрения требуют церковные службы, проводимые в дни христианских праздников. Несколько событий мы перечислим ниже.

  1. Рождественская служба проходит с 6 на 7 января каждого года. В большинстве духовных заведений она начинается 6 января в 17:00, в полночь проводится всенощное бдение, а утренняя рождественская служба начинается в 9:00.
  2. Служба на Крещение (19 января 2017 года) проводится 18 января в 23:00. Некоторые церкви устраивают службы в 17-18:00. Всенощное бдение чаще всего соединяется с утренней службой, хотя в некоторых заведениях отдельная лигурия в честь праздника начинается в 9:00.
  3. Служба, посвященная Сретению Господня (15 февраля 2017 года), начинается в 7-8 утра. Вторая (вечерняя) служба проводится в 16-17:00.
  4. На Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля 2017 года) проводится 3 службы: всенощное бдение 6 апреля (с 23:00), лигурия (в 7:00-9:00), и вечеря (в 16-18:00).
  5. Служба на Пасху (16 апреля 2017 года) начинается 15 апреля в 23:00, переходит в заутреню (1-2 часа ночи), потом – в лигурию (7:00-9:00).
  6. В день Святой Троицы (4 июня 2017 года) служба проходит следующим образом: лигурия начинается в 7-9 утра, и обычно длиться дольше обычного. После нее служится Великая вечеря (в каждом храме и церкви по-разному).

Время службы на каждый праздник приведено на базе усредненных показателей. Точное расписание необходимо узнавать в самой церкви.

На заметку: Христианские праздники делятся на 2 разновидности: переходящие и непереходящие двунадесятые праздники. К непереходящим христианским праздникам относятся:

  • Рождество (7 января);
  • Крещение Господне (19 января);
  • Сретение Господне (15 февраля);
  • Благовещение (7 апреля);
  • Преображение Господне (19 августа);
  • Успение Богородицы (28 августа);
  • Рождество Богородицы (21 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Введение в храм Богородицы (4 декабря).

Переходящие церковные праздники:

  • Вербное воскресенье: празднуется за неделю до Пасхи. В 2017 году отмечается 9 апреля, в 2018 году – 1 апреля.
  • Пасха: главный праздник христиан. В 2017 году празднуется 16 апреля, в 2018 году – 8 апреля.
  • Вознесение Господне: празднуется через 40 дней после Пасхи. В 2017 году отмечается 25 мая, в 2018 году – 17 мая.
  • Пятидесятница (день Святой Троицы) – проводится на 50 день после Пасхи. В 2017 году празднуется 4 июня, в 2018 году – 27 мая.

Длительность всех церковных служб отличается друг от друга. Это зависит от вида службы, скорости ее исполнения (как священником, так и хором), количества исповедующихся и причастников, от наличия и длительности проповеди и др. Например, утренняя служба длиться примерно 1,5-2 часа, вечерняя – 2-2,5 часа.

Если вы опоздаете на службу, никто вас не осудит. Если вы не хотите исповедоваться и причащаться, то продолжительность мероприятия станет несколько короче. Помните о том, что духовные заведения нужно посещать в скромном одеянии, женщинам стоит отказаться от откровенных вещей и яркого макияжа.

15.05.2013

Общественное богослужение в приходском храме совершается, как правило, по воскресеньям и праздникам. При этом важно знать, что литургический (богослужебный) день начинается накануне вечером. Так, например, воскресная служба начинается в вечер субботы.

Начало вечернего богослужения в московских и петербургских храмах, как правило, приходится на 17 либо 18 (реже на 16) часов, в зависимости от расписания конкретного храма. Продолжается же оно в разных храмах по-разному, но в целом приблизительно от 2 до 4 часов.

Утреннее богослужение начинается, также в зависимости от расписания храмовых служб, в 9 либо в 10 часов (реже в 8), и продолжается около 2-3 часов. При этом во многих храмах, если церковный праздник приходится на будний день, утреннее богослужение начинают раньше, чтобы прихожане успели посетить его до начала рабочего дня.

Расписание богослужений обычно можно найти на дверях храма или в свечной лавке. Многие храмы и монастыри имеют интернет-сайты, на которых, в числе прочего, публикуют расписания богослужений.

В храм лучше приходить к началу богослужения и уходить после его завершения. Однако не всегда на это достаточно сил и времени. Многие святые подвижники и богословы говорили о том, что здесь, выражаясь современным языком, «качество важнее количества». Поэтому, если дефицит времени не позволяет вам пробыть на богослужении от начала до конца, ничего страшного, можно прийти и уйти в любое время.

Различным службам, мы познакомимся подробнее с тем, какое именно богослужение совершается в какое время. И соответственно, какие моменты богослужения наиболее важны для посещения.

Богослужебный устав (по-гречески Типикон), сложившийся в нынешнем виде уже к XVI-XVII векам, измеряет время богослужений по часам дня. Но существуют в нем и более тонкие установления и рекомендации относительно времени служб.

Например, богослужение праздничных дней, которое продолжалось всю ночь, следовало начинать «по еже зайти солнцу мало», то есть на заходе солнца. При этом управляющий богослужением священнослужитель должен был следить, чтобы торжественный возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» и следующие за ним песнопения прозвучали строго в тот момент, когда солнце начинало всходить. Исходя из этого распределялось время на все элементы службы.

Заметка: Что может быть прекраснее, чем появление малыша в семье. Предлагаем качественное постельное белье для самых маленьких. Разный дизайн и доступная цена приятно удивят наших покупателей. Закажите комплект постельного белья прямо сейчас и мы доставим его в кротчайший срок.


Рассмотрим чаще всего совершаемое Всенощное бдение — воскресное. Оно служится накануне воскресенья, в субботу вечером. Всенощная большинства праздников структурно очень похожа на воскресную, за редкими исключениями...



Важный вопрос — «мера» несовпадения богослужебного языка и разговорного, возможность и необходимость сделать язык богослужения более понятным. Это вопрос серьезной и весьма продолжительной церковной дискуссии, ...



После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...

Во всех православных церквях, соборах и храмах проводятся религиозные службы. О том, во сколько начинаются такие мероприятия, будет рассказано в данной статье.

Церковные службы делятся на несколько видов: утренняя, вечерняя, всенощная, праздничная и т.п. Само собой разумеется, что утреннюю службу (литургию) проводят утром, вечернюю – вечером.

Сегодня тысячи мирян идут в церковь, чтобы пройти под плащом, где было покрыто тело Христа, покрытое распятием. В Великую Пятницу Святая Месса не служит, но часы Кинга исполняются. Вечером в храме страдания Христа, его смерть и его похороны вспоминаются и переживаются.

Во сколько часов начинается и заканчивается вечерняя и ночная служба в церкви?

Считается, что в этот день Иисус страдал бесчисленными упреками, печалями и огромными страданиями. Это тот день, когда они распяли его, принесли в жертву за грехи всего человечества. В то время произошло солнечное затмение и землетрясение. Люди говорят, что в Страстную пятницу и курица не пела, а не гнездовалась. В этот день никто не делает никакой работы.

Каждый храм, собор и церковь сами устанавливают часы начала службы. Для получения точных данных рекомендуем узнать расписание конкретного духовного учреждения. Ниже мы рассмотрим временные промежутки, в пределах которых чаще всего начинается та или иная церковная служба.

  1. Утренние службы делятся на ранние и поздние . Первые начинаются не раньше 6:00 и не позже 8:00. Поздние могут начинаться в период с 9 до 11 часов утра.
  2. Вечерние службы начинаются в 16:00-18:00.
  3. Всенощные службы начинаются так же, как и вечерние.
  4. Праздничные службы имеют свое расписание, поэтому об их начале нужно узнавать в храме/соборе/церкви.

Церковные службы на христианские праздники в 2017 году

Отдельного рассмотрения требуют церковные службы, проводимые в дни христианских праздников. Несколько событий мы перечислим ниже.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви: расписание

В Страстную пятницу верующие идут в церковь, три раза под столом стоят за здоровьем, выходят и целуют распятие. Утренняя служба читает 12 отрывков из Евангелия, которые рассказывают о страстях Иисуса Христа. На поклонение верующие держат в своих руках лампы накаливания, символизируя славу Спасителя во время его страданий и духовное пробуждение христиан.

Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье?

В этот день Страстной недели пост особенно строг - не есть и не пить. В Страстную пятницу, когда Спаситель умер на кресте, Святая месса не служила днем. Смерть смерти Христа в вечернем служении храма - храм Христа, посвященный похоронам Спасителя, экспортируется. Перед началом службы в центре храма стоит «гробница» Христа, украшенная цветами, и трон помещен на трон. Это кусок ткани, вышитый с изображением Спасителя в могиле. Песнопения посвящены страданиям и смерти Христа.

  1. Рождественская служба проходит с 6 на 7 января каждого года. В большинстве духовных заведений она начинается 6 января в 17:00, в полночь проводится всенощное бдение, а утренняя рождественская служба начинается в 9:00.
  2. Служба на Крещение (19 января 2017 года) проводится 18 января в 23:00. Некоторые церкви устраивают службы в 17-18:00. Всенощное бдение чаще всего соединяется с утренней службой, хотя в некоторых заведениях отдельная лигурия в честь праздника начинается в 9:00.
  3. Служба, посвященная Сретению Господня (15 февраля 2017 года), начинается в 7-8 утра. Вторая (вечерняя) служба проводится в 16-17:00.
  4. На Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля 2017 года) проводится 3 службы: всенощное бдение 6 апреля (с 23:00), лигурия (в 7:00-9:00), и вечеря (в 16-18:00).
  5. Служба на Пасху (16 апреля 2017 года) начинается 15 апреля в 23:00, переходит в заутреню (1-2 часа ночи), потом – в лигурию (7:00-9:00).
  6. В день Святой Троицы (4 июня 2017 года) служба проходит следующим образом: лигурия начинается в 7-9 утра, и обычно длиться дольше обычного. После нее служится Великая вечеря (в каждом храме и церкви по-разному).

Время службы на каждый праздник приведено на базе усредненных показателей. Точное расписание необходимо узнавать в самой церкви.

Одно из песнопений, которое принято исполнять на службе Страстной пятницы, называется «Крик Божией Матери». Эта молитва читается в память о страданиях Девы Марии, которая стояла на поясе своего сына и позвала его, произнося печальные слова. Во время поклонения жертвеннику холст покрывается телом Христа после его удаления с креста. Его сокровище сделано среди белых цветов. После того, как плащ вечернего поклонения вышел, он окружен храмом и символически совершает похороны Христа. В конце служения священник берет плащ трон и помещает его в «могилу» в центре храма.

На заметку: Христианские праздники делятся на 2 разновидности: переходящие и непереходящие двунадесятые праздники. К непереходящим христианским праздникам относятся:

  • Рождество (7 января);
  • Крещение Господне (19 января);
  • Сретение Господне (15 февраля);
  • Благовещение (7 апреля);
  • Преображение Господне (19 августа);
  • Успение Богородицы (28 августа);
  • Рождество Богородицы (21 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Введение в храм Богородицы (4 декабря).

Переходящие церковные праздники:

  • Вербное воскресенье: празднуется за неделю до Пасхи. В 2017 году отмечается 9 апреля, в 2018 году – 1 апреля.
  • Пасха: главный праздник христиан. В 2017 году празднуется 16 апреля, в 2018 году – 8 апреля.
  • Вознесение Господне: празднуется через 40 дней после Пасхи. В 2017 году отмечается 25 мая, в 2018 году – 17 мая.
  • Пятидесятница (день Святой Троицы) – проводится на 50 день после Пасхи. В 2017 году празднуется 4 июня, в 2018 году – 27 мая.

Длительность всех церковных служб отличается друг от друга. Это зависит от вида службы, скорости ее исполнения (как священником, так и хором), количества исповедующихся и причастников, от наличия и длительности проповеди и др. Например, утренняя служба длиться примерно 1,5-2 часа, вечерняя – 2-2,5 часа.

Это что за беспорядок?

Поклонение плаще продолжается в течение двух дней, до позднего вечера в субботу, когда его вернут на алтарь - за несколько минут до Пасхиального шествия креста. В прошлом году мы вошли в «школу» мастеров. В Святой Мессе необходимо, чтобы министр смог помочь священнику на алтаре узнать важные части литургии и вещи, используемые в ней. Они также должны уметь думать и реагировать своевременно. Хорошо, что священник может полагаться на министра на Святой Мессе, потому что он знает, что он может спокойно справиться с его служением.

Если вы опоздаете на службу, никто вас не осудит. Если вы не хотите исповедоваться и причащаться, то продолжительность мероприятия станет несколько короче. Помните о том, что духовные заведения нужно посещать в скромном одеянии, женщинам стоит отказаться от откровенных вещей и яркого макияжа.

Для ясности мы разделили службу министерства на 9 классов. Постепенно вы узнаете, как правильно управлять литургической речью, и вы можете быть примером и моделью для других и более мелких. Это хороший пример для всех людей в церкви. Изображение рядом с ним. Вы можете найти более старые номера журналов в Архиве. И, с другой стороны, «Маленькая помощь для министров», которую вы найдете ниже.

– Группам усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.

– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?

– В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.

9.24. До какого часа длится Пасхальная служба?

– В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра.

9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?

– Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.

9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого?

– Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы . Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше.

9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?

– Славянский язык – это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык.

Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому – чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение , тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания, а оно вполне доступно на русском языке.

9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?

– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника (Иез.33:11), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти?

– Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными.

Шестопсалмие слушать в mp3 формате

9.30. Что такое «полиелей»?

– Полиелеем называется самая торжественная часть утрени – богослужения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях. Это определяется богослужебным уставом. Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером.

Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или, по-гречески, – полиелеем («поли» –много, «елей» – масло). Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия.

9.31. Что такое «лития»?

– Лития в переводе с греческого означает – усердное моление. Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред Литургией; б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общим у них является исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных – неполное. Но там и здесь совершается оно, чтобы выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: мы молимся, стоя пред вратами святого храма, как бы пред вратами небесными, подобно Адаму, мытарю, блудному сыну. Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

9.32. Что такое Крестный ход и когда он бывает?

– Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

9.33. От чего произошли Крестные ходы?

– Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого произошло чудесное разделение реки Иордана (Нав.3:14-17); торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа (Нав.6:5-19); а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном (2 Цар.6:1-18; 3 Цар.8:1-21).


9.34. Что означает Пасхальный Крестный ход?

– С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую Субботу, поздно вечером. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам Христовым о воскресшем Господе.

9.35. Сколько раз бывает Пасхальный Крестный ход?

– Первый Пасхальный Крестный ход бывает в Пасхальную ночь. Затем в течение недели (Светлой седмицы) ежедневно после окончания Литургии совершается Пасхальный Крестный ход, а до праздника Вознесения Господня такие же Крестные ходы совершаются каждое воскресенье.

9.36. Что означает Крестный ход с Плащаницей на Страстной седмице?

– Этот скорбный и плачевный Крестный ход совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда тайные ученики Его Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. В воспоминание этого священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается Крестный ход с Плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.

Апостол говорит верующим: «Помните мои узы» (Кол.4:18). Если апостол заповедует христианам помнить его страдания в узах, то насколько сильнее должно вспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа современные христиане не жили и не разделяли тогда скорби с апостолами, потому в дни Страстной седмицы вспоминают их скорби и сетование об Искупителе.

Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам апостола: «Сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).

9.37. По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?

– Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

9.38. Что обозначают хоругви, с которыми совершаются Крестные ходы?

– Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил радугу в облаках и назвал ее «знамением вечного завета» между Богом и людьми (Быт.9:13-16). Как радуга в небе напоминает людям о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит всегдашним напоминанием об избавлении рода человеческого на Страшном суде от духовного огненного потопа.

Второй прообраз хоругвей был при выходе Израиля из Египта во время перехода через Чермное море. Явился тогда Господь в столпе облачном и все воинство фараона покрыл тьмой от этого облака, и погубил в море, Израиль же спас. Так и на хоругвях образ Спасителя виден как облак, явившийся с небес для поражения врага – духовного фараона – диавола со всем воинством его. Господь всегда побеждает и прогоняет силу вражию.

Третий прообраз хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.

Еще один прообраз хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал Крест Христов (Ин.3:14,15). Так и неся во время Крестного хода хоругви, верующие возводят телесные очи к образам Спасителя, Богородицы и святых; духовными же очами восходят к Первообразам их, сущим на небесах и получают духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих всех людей.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.


Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы - это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:

вечернее - из 9-го часа, вечерни и повечерия;

утреннее - из полунощницы, утрени и 1-го часа;

дневное - из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.

В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня.

На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.

После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.

В полночь полагается совершать третью службу суточного круга - полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.

Перед восходом солнца служится утреня - одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.

Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

6-й час (полдень) - время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) - время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы.

Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.

Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.

Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению.