Необходимо мыть руки перед едой. Малыши и микробы

Среди «стандартных» обвинений Библии в абсурдности заметное место занимает недоумение по поводу приёма Иисусом и апостолами пищи «неумытыми» руками (Евангелие от Матфея 15:1-20, Евангелие от Марка 7:1-8, Евангелие от Луки 11:38-39) . Дополнительно библейские критики обвиняют Иисуса в словоблудии и грубости, т.к. в ответ на замечание фарисеев и книжников - учителей Израилевых! (Иоанн 3:10) - Он, вместо того, чтобы поблагодарить за справедливое замечание и подчиниться общепринятым правилам, устроил нелицеприятную распрю на тему лицемерия фарисеев.

Возражая своим оппонентам, христианские апологеты, как правило, сами того не замечая, подтверждают и «грязные» руки, и «передёргивание» темы Иисусом, а затем начинают искать оправдания Его девиантному поведению. Оказывается, нарушать правила гигиены - не грех; назвать человека слепым вождём, лицемером, исполненным хищения и лукавства - вовсе не значит его оскорбить и т.д. К сожалению, такой плоский, поверхностный подход к библейским текстам не редок.

На самом деле вопрос фарисеев был вовсе даже не о необходимости дезинфекции рук перед едой. Тщательное мытьё рук перед едой и вообще соблюдение санитарных норм - это не просто соответствует библейским положениям, это и есть требования Библии. Правила личной гигиены и прочие рекомендации по сохранению здоровья содержатся в обилии и в Ветхом, и в Новом Заветах. Иисус не мог их оспаривать и выступать против Закона.

У Иисуса было очень мало времени. Сейчас и мы об этом знаем. Всё Его служение, начиная от Каны Галилейской и заканчивая крестом на Голгофе - это непрерывная, до предела сконцентрированная череда важнейших событий, определивших ход всей последующей истории человечества. Идеи, переданные человечеству Иисусом, применимы в любом времени, в любой географии, при любых обстоятельствах, в любой социальной и культурной среде. Каждое Его слово или поступок - золото, экстракт, квинтэссенция Божьего откровения, все они многогранны и многоаспектны. Чтобы сделать так много за такой короткий срок, Иисус отказался от всего постороннего. Ради проповеди Божьих заповедей Он отверг «все царства мира и славу их» (Матфей 4:8-10, а также Лука 4:5-8) , отказался от дома, от семьи (Матфей 12:49; Марк 3:34) , запретил ученикам отвлекаться даже ради похорон родственников: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лука 9:60, а также Матфей 8:22) .

Будучи пророком, самим Словом Божьим, существуя «от начала мира» (Евреям 9:26) , Иисус наверняка знал, что не только фарисеи, все поколения христиан и их противников каждое Его слово и каждый поступок будут рассматривать под микроскопом. Он не мог не осознавать Своей значимости и ответственности.

Иисус не мог себе позволить пустой болтовни. В данном эпизоде на прямой вопрос «зачем ученики Твои преступают предание старцев?» (Матфей 15:2, а также Марк 7:5) Он, как всегда, дал прямой, лаконичный и предельно точный ответ: «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Матфей 15:3, Марк 7:8) .

Изрядную долю Моисеева закона составляют рекомендации по сохранению физического здоровья как каждого человека в отдельности, так и целого народа.

Это закон о чистой и нечистой пище (Левит 11:1-47; Второзаконие 14:3-21) , запрет на употребление в пищу животного жира и субпродуктов(Левит 3:3-5, 9-11, 14-17; 7:23) , повеления отказаться от удавленины и растерзанного зверем (Исход 22:31; Левит 7:24; 17:15-16) , категорический запрет на употребление в пищу крови животных (Левит 3:17; 7:26-27; 17:10-14; 19:26; Второзаконие 12:16) и другие наставления о правильном питании. Это указания о семидневном трудовом ритме с шестью рабочими днями и одним обязательным выходным (Исход 16:23-30; 20:8-11; 31:13-17; 35:2-3; Левит 23:3-4; Второзаконие 5:12-15 и др.) , «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (Второзаконие 5:14) . Это целый комплекс диагностических, профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, свод правил личной гигиены (Левит 12:1 - 15:33; 17:15-16; Числа 19:1-22; 31:19-42; Второзаконие 23:12-13 и др.) , а также указания для священников и левитов по ритуальной гигиене (Исход 30:18-38; Левит 22:3-8) . Это строгая регламентация сексуальной жизни: запрет браков между близкими родственниками (Левит 18:6-17) , разрешение половых контактов только в законном браке, запрет секса во время менструации, запрет гомосексуализма, скотоложства (Левит 20:10-21 и др.) и т.д.

Ветхозаветные пророки обогатили Моисеев закон массой новых рекомендаций и предостережений. Например: «Благо тебе, земля, когда... князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Екклесиаст 10:17) ; «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притчи 23:31-32) ; «мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь её; но последствия от неё горьки, как полынь, ... ноги её нисходят к смерти» (Притчи 5:3-5) .

В Новом Завете большинство правил здорового образа жизни подтверждены и прямо, и косвенно. Первый апостольский собор рекомендовал«воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (Деяния 15:29, а также 15:20) . Апостол Павел в своих посланиях призывал воздерживаться и от прочей сомнительной пищи: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римлянам 14:21, а также 1-е Коринфянам 8:7-13) . Павел заявил также, что «... для народа Божия еще остаётся субботство» (Евреям 4:9) . Многочисленные случаи исцелений в субботу (Матфей 12:10-15; Марк 3:2-5; 6:2-6; Лука 4:31-35; 6:7-10; 13:10-13; 14:1-4; Иоанн 5:5-9; 9:6-14) - красноречивые комментарии к словам Павла и к лозунгу Иисуса «суббота для человека» (Марк 2:27) . «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1-е Коринфянам 6:19-20) .«Ибо воля Божия, ... чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1-е Фессалоникийцам 4:3-4) . Вклад Нового Завета в дело пропаганды здорового образа жизни трудно переоценить.

В то же время евангелисты Матфей и Марк рассказывают о случае, когда апостолы не умыли рук перед едой (Матфей 15:1-20; Марк 7:1-8) . В одном из эпизодов Евангелия от Луки сам Иисус принимал пищу неумытыми руками (Лука 11:38-39) . Во всех случаях это не было ошибкой. В ответ на упрёки фарисеев Иисус доказывал, что Он и апостолы поступают правильно. В чём же дело?

Давайте обратим внимание не лексику, которую использовали евангелисты. Я подчеркнул слова, на которые хочу обратить внимание, и привёл их греческие оригиналы.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают {3538 -νίπτω} рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: ...
11 не то, что входит в уста, оскверняет {2840 - κοινόω} человека, но то, что выходит из уст, оскверняет {2840 - κοινόω} человека. ...
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет {2840 - κοινόω} человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
20 это оскверняет {2840 - κοινόω} человека; а есть неумытыми {449 - άνιπτος} руками - не оскверняет {2840 - κοινόω} человека.
(© Евангелие от Матфея, глава 15)

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми {2839 - κοινος}, то есть неумытыми {449 - άνιπτος}, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв {3538 -νίπτω} тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись {907 - βαπτίζω}. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение {908 - βάπτισμα} чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми {449 - άνιπτος}руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения {909 - βαπτισμός} - кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
(© Евангелие от Марка, глава 7)

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл {907 - βαπτίζω} [рук] перед обедом.
39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете {2511 - καθαρίζω}, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
(© Евангелие от Луки, глава 11)

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл {0633 - άπονίπτω} руки перед народом ...
(© Евангелие от Матфея 27:24)

10 Иисус говорит ему: омытому {3068 - λούω} нужно только ноги умыть {3538 - νίπτω}, потому что чист весь; и вы чисты, но не все ...
(© Евангелие от Иоанна 13:10)

0169 - άκαθαρτος - нечистый, неочищенный
0449 - άνιπτος - неумытый
0595 - άποθεσις - оставление, удаление, устранение
0633 - άπονίπτω - мыть, умывать, смывать
0907 - βαπτίζω - погружать, крестить, омывать (о церемониальном омовении), окунать
0908 - βάπτισμα - погружение, крещение
0909 - βαπτισμός - омовение, окунание, крещение
2511 - καθαρίζω - очищать
2839 - κοινος - общий, общественный; обычный, обыкновенный, скверный, нечистый
2840 - κοινόω - осквернять, делать или почитать нечистым
3068 - λούω - купать, мыть, омывать
3538 - νίπτω - мыть, умывать
4509 - ρύπος - грязь, нечистота
(© Bob Jones University: «Библейская симфония». Издательство «Ed Nelson Evangelistic Association», США, 1998 г.)

Для обозначения омытия рук евангелисты используют слова «νίπτω», «βαπτίζω», «λούω» и образованные от них. Понятие «нечистый» передаётся с помощью отрицательных предлога «ού» или приставки «ά» перед этими словами, а также словом «κοινος».

Пожалуй, проще всего начать со слова «βαπτίζω» («баптидзо»). Этот глагол означает церемониальное омовение и гораздо чаще в Синодальной Библии переводится как «крестить». Однокоренные слова «βάπτισμα» («баптисма») и «βαπτισμός» («баптисмос») означают «крещение» - ритуал очищения перед последующей службой Богу. Слово «βαπτιστής» («баптистэс») переводится как «Креститель» и используется исключительно в качестве имени Иоанна Предтечи (Матфей 3:1; 11:11; Марк 6:24-25; Лука 7:28 и др.) . Лучше всего о том, что за понятие обозначают слова этой группы, пожалуй, сказал апостол Пётр: «подобное сему образу крещение {908 - βάπτισμα}, не плотской нечистоты {4509 - ρύπος} омытие {595 - άποθεσις}, но обещание Богу доброй совести» (1-е Петра 3:21) . Примечательна антитеза, противопоставление апостолом омовения как гигиенической процедуры («ρύπος άποθεσις» дословно переводится как «грязи устранение») и ритуального омовения.

Понятия ритуальной чистоты и ритуальных омовений в иудаизме имеют древнюю историю. Ной взял на борт ковчега по семь пар чистых животных(Бытие 7:2) в отличие от всех остальных. Очиститься призывал свой народ Иаков (Бытие 35:2) . Моисей посвятил обрядам очищения значительную часть своего Пятикнижия, в особенности книги Левит. «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» - молил Бога израильский царь Давид (Псалтирь 50:4, а также 18:13, 64:4 и др.) . «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» - оглашал волю Бога пророк Исаия (Исаия 1:16-17) .

К омовению и очищению призывали практически все библейские пророки. Причём речь шла вовсе не о личной гигиене, не о дезинфекции рук перед едой. «Кто может сказать: “я очистил моё сердце, я чист от греха моего?”» (Притчи 20:9) ; «... окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас» (Иезекииль 36:25) - все приведённые выше цитаты красноречиво говорят о том, что пророки имеют в виду: избавление от греха. Еврейское слово «כּפר » («кипур»), использованное в книге «Левит» при описании обрядов очищения, означает «искупить, загладить, аннулировать вину». В Синодальной Библии есть несколько вариантов перевода этого глагола на русский язык: «очистить», «умилостивить», «простить», «освятить» и другие. Главный библейский праздник, сердцевина богослужения - это «יום כּפר » («Йом Кипур»). Его часто называют «Судный День», но дословно «יום כּפר » означает «день очищения (искупления, избавления) от греха». Именно так этот праздник называется в православной традиции.

«умилостивлю его дарами» (Бытие 32:20) ;
«жертву за грех совершай» (Исход 29:36) ;
«для выкупа душ ваших» (Исход 30:15) ;
«для искупления душ ваших» (Исход 30:16) ;
«загладит священник проступок его» (Левит 5:18) ;
«Господь благий да простит каждого» (2-я Паралипоменон 30:19) ;

Вот что обозначает ветхозаветная идиома «очиститься». Этому понятию больше всего соответствует греческое слово «ίλάσκομαι»: «Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления {5162 - ίλάσκομαι} за грехи народа» (Евреям 2:17) .

В рассматриваемом нами эпизоде используется другая лексика. Со временем фарисеи и книжники нивелировали смысл обряда очищения и свели его к ритуальному омовению. Ко времени Христа в иудейской традиции прочно укоренилось множество ритуальных предписаний, не имеющих ничего общего с положениями Танаха. В разных случаях по разным поводам омовению подлежали лицо, руки, ноги, всё тело человека, а также различные предметы, одежда, посуда и т.д. (Марк 7:4) . Ритуально нечистого человека не допускали в Храм; не умыв руки, нельзя было сесть за стол.

Для обозначения процедур омовения евангелисты использовали разные термины. Слово «νίπτω» («нипто», возможно, напомнит читателям слово «Нептун») означает омовение рук (Матфей 15:2; Марк 7:3) , ног (Иоанн 13:10) и других частей тела. Слово «λούω» означает омытие тела целиком(Иоанн 13:10) . Полное погружение, окунание целиком человеческого тела или какого-либо предмета может обозначать уже рассмотренное нами слово «βάπτισμα». Омовение неживых предметов обозначается также словом «πλύνω».

Когда-то греческий язык имел множество диалектов. По мере объединения греческих городов-государств и последующей греческой экспансии сформировался единый, общий для всех язык. На нём самом он называется «κοινή» («койне»), что значит «общий». Родственное слово «κοινος», использованное евангелистами, означает «обычный, обыкновенный, обыденный, повседневный, для общего случая, для всех, то, что не прошло специальный обряд». Это определение может относиться к чему угодно: к предметам, одежде, еде, людям, народам, обрядам и т.д. (Марк 7:4) . По навязанным фарисеями представлениям, человек, использующий «общие, обычные» предметы, сам становится «обычным, как все, ритуально нечистым». Соответствующий глагол «κοινόω» означает «делать или полагать ритуально нечистым, обыденным, повседневным». Авторы синодального перевода пытались передать семантику этой идиомы с помощью слов «скверный» и «осквернять».

«Фарисея удивило, что Иисус не вымыл рук перед едой. Это делалось не ради соблюдения чистоты; омовение рук перед едой имело обрядовый характер. В законе сказано, что человек должен перед едой мыть руки надлежащим образом, и что следует мыть их также и между блюдами. Как обычно, каждая деталь была разработана. Для этого имелись особые каменные сосуды с водой, потому что обычная вода могла оказаться нечистой; использовать для омовения рук нужно было столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы. Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью. Потом мылись ладони рук, причем при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И, наконец, снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев. Даже самое незначительное нарушение этого ритуала считалось у фарисеев грехом.»
(© Комментарий Баркли к Новому Завету)

Для омовений существовали специальные ёмкости - «מִקְוָה » («миква»). Миквы могли быть в виде чаши (как, например, в случае с умыванием рук Понтием Пилатом), ванны, бассейна и даже специально созданного водоёма. Миквы были в частных домах и в общественных местах. Для того, чтобы паломники могли очиститься перед посещением Храма, в Иерусалиме были устроены несколько купален, например Вифезда (Иоанн 5:2) и Силоам (Иоанн 9:7, 11) . В водах Вифезды «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в неё] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Иоанн 5:3-4) .

Израильтяне очень активно ведут раскопки и реставрации мест Священного Писания. В этом им помогают археологи и меценаты всего мира.

Купальня Силоам. Этот водоём был обустроен царём Езекией, вода в него поступала по специально пробитому в скале Силоамскому туннелю из реки Гихон (4-я Царств 20:20, 2-я Паралипоменон 32:30) . Целью этого строительства было снабжение Иерусалима питьевой водой. Но к новозаветному времени Силоам стал ритуальным водоёмом. Для тех, кто не мог самостоятельно войти в бассейн, на берегу были размещены миквы в виде ванн и больших чаш.

Для совершения любого обряда ритуального омовения существовало обязательное предварительное условие - быть чистым. Далеко не во всех общественных миквах была проточная вода. Да и даже при этом условии одновременные гигиенические процедуры огромных масс (больных!) людей просто невозможны. Они чреваты эпидемиями, а подвергать опасности людей, рискуя их здоровьем, - противоречит положениям Священного Писания.

Невозможно себе представить, чтобы наместник Рима, представитель легата Сирии, прокуратор Иудеи Понтий Пилат ходил с грязными руками. Очевидно, что омывание им рук - политическое шоу, ритуал, символ открещивания от участия в грязном деле. Нет никаких сомнений и в том, что Иисус и апостолы соблюдали все правила гигиены, равно как и все остальные наставления Танаха.

Когда фарисеи и книжники спросили у Иисуса, почему Он и его ученики не выполняют предписанный ими же ритуал, Иисус ответил, что этот обряд, как и многие другие, придуман людьми, не является Божьей заповедью и не обязателен для правоверного иудея. Более того, следование какой бы то ни было традиции вместо положений Закона, прикрывающееся благими лозунгами и святым именем Божьим, - лицемерно. Оно удаляет человека от Бога, обкрадывает и Бога, и человека. Поэтому Иисус назвал фарисеев лицемерами (Марк 7:6) , исполненными хищения и лукавства(Лука 11:39) .

Иисус напомнил ветхозаветный смысл понятия «очищение»: это осознание греха, его исповедание и искупление вины. Оно не имеет никакого сакрального смысла, не несёт в себе никакого таинства. Просто-напросто человек должен воздерживаться от беззакония, любить ближних, иметь добрую совесть и чистое сердце. Всё предельно ясно, просто и понятно: «Омойтесь, очиститесь; ... перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Исаия 1:16-17) .

Фарисейская обрядовость, деление предметов и людей на «чистые» и «нечистые» лишено смысла. Никакие ритуалы над предметами, едой и частями тела не способны заставить человека раскаяться и удалиться от греха. И, наоборот, использование «неосвящённых» предметов не может сделать сердце доброго человека чёрствым, не может породить порочные желания в истинно праведной душе.

P.S. Когда Пётр гостил в Иоппии у Симона кожевника, ему было видение. С неба опустилось полотно с разнообразными нечистыми животными. «И был глас к нему: встань, Пётр, заколи и ешь. Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного {2839 - κοινος} или нечистого {169 - άκαθαρτος}. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил {2511 - καθαρίζω}, того ты не почитай нечистым {2840 - κοινόω}» (Деяния 10:9-16) . Видение повторилось трижды.

Некоторые христиане считают, что этим Бог отменил ветхозаветный закон о чистой и нечистой пище и разрешил употреблять любое непотребство. Но это тоже примитивное, поверхностное толкование.
Вот вывод, к которому пришёл сам Пётр после долгих раздумий (Деяния 10:17, 19) над видением: «мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным {2839 - κοινος} или нечистым {169 - άκαθαρτος}» (Деяния 10:28) .

Так же, как и рассказы евангелистов о неумытых руках апостолов, этот фрагмент Писания не имеет никакого отношения к вопросу о здоровом образе жизни. Это «процедурный» вопрос, здесь говорится о неспособности каких-либо обрядов и ритуалов очистить или осквернить человека, о неправомочности деления людей на «чистых» и «нечистых». «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деяния 10:44-47) .

В 1896 году учёные из Оксфорда Бернард Гренфелл и Артур Хант начали раскопки в районе древнеегипетского города Оксиринх (греч. Οξυρρυνχος - «город остроносой рыбы», на коптском языке город называется Пемдже). Со времением там было найдено огромное количество папирусов, в том числе содержащих раннехристианские тексты («оксиринхские евангелия»). Эти папирусы относят к периоду от I в. до н.э. до VII в. н.э.
Полагаю, для понимания слов и поступков Иисуса было бы полезно знать, как их понимали Его современники. Ведь они принадлежали одному с Ним культурному слою, знали все тогдашние обычаи, говорили на одном языке, использовали одни и те же идиомы и фразеологизмы, пользовались единым категорийным аппаратом. Благодаря археологической находке столетней давности у нас есть счастливая возможность узнать, как воспринимали тему немытых рук первые христиане.

3 И он взял их (учеников) с собой в место, предназначенное для чистых, и вошел во двор Храма.
4 И главный жрец из фарисеев по имени Леви встретился им и сказал Спасителю: Кто позволил тебе войти в это чистое место и смотреть на эти святыни без омовения, и даже твои ученики не вымыли ног своих?
5 Нечистыми вы вошли во двор Храма, чистое место, хотя никто, кто не омылся сперва и не поменял одежды, не смеет вступить и созерцать эти святыни.
6 И Спаситель остановился со своими учениками и спросил его: А как же ты, который находишься здесь во дворе Храма, ты чист?
7 И он сказал Ему: Я чист, ибо я омылся в источнике Давида и спустился по одной лестнице и поднялся по другой, и надел белые чистые одежды.
8 И только тогда я вошел и созерцал эти святыни.
9 Тогда Спаситель сказал ему: Ты омылся в стоячей воде, в которой собаки и свиньи лежат день и ночь, и ты омылся и натер снаружи свою кожу, как блудницы и флейтистки душатся, моются, натираются (благовониями) и краской, чтобы возбудить желание, а внутри они полны скорпионов и пороков.
10 Но Я и Мои ученики, о ком ты сказал, что они нечисты, Мы омылись в живой воде, которая нисходит (с небес).
© Папирус из Оксиринха, автор и точное время написания неизвестны

В этом эпизоде никто не употребляет пищу, но претензия у фарисея та же самая: неисполнение предписанного ритуала омовения. Тот же и ответ Спасителя: в понимании автора текста, установленные обряды омовения бесполезны. Гигиенические процедуры сравниваются с make-up проституток. Оксиринхский папирус, по-моему, - убедительное подтверждение выводов моей работы. Рассматриваемые эпизоды Евангелий не имеют отношения ни к еде, ни к гигиене, они показывают отношение Иисуса к обрядовости (как и Матфея 23:25-28).
Спасибо!

© Игорь Шиповский, июль-октябрь 2008 года

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

15 сентября – Всемирный день мытья рук, призванный напомнить взрослым о важности этой процедуры. В этот день принято обучать детей правильному мытью рук, объяснять им, зачем, как мыть руки и когда это нужно делать. К этому дню мы подготовили краткую шпаргалку для неравнодушных родителей.

Зачем мыть руки

Мытье рук - эффективная гигиеническая процедура, препятствующая распространению возбудителей различных заболеваний.

Исследования, проводимые в школах и закрытых коллективах, показывают, что правильное мытье рук позволяет на 50-60% снизить риск кишечной инфекции (в том числе гепатита А, дизентерии и т.д.) и на 15-25% — респираторной инфекции (в том числе гриппа и других ОРВИ). Дети, приученные мыть руки, значительно реже болеют и меньше пропускают школу, чем их менее чистоплотные одноклассники.

Всеобщая привычка мыть руки перед едой и после туалета могла бы снизить уровень смертности от диареи наполовину и на четверть сократить смертность от респираторных заболеваний.

Мытье рук обладает широким спектром защитного действия и поэтому работает лучше точечной вакцинации.

Когда мыть руки

Обязательно мыть руки нужно:

  • перед едой;
  • перед приготовлением пищи;
  • перед раздачей пищи;
  • после посещения туалета;
  • после городского транспорта и посещения магазина;
  • после обращения с деньгами;
  • по возвращении домой откуда-либо;
  • после уборки в квартире;
  • после контакта с животными и их отходами;
  • после того как вы чихнули, покашляли (прикрывая рот рукой) или высморкались;
  • перед и после обработки ран или проведения медицинских и гигиенических процедур (например, перед проведением массажа ребенку или после смены подгузника), оказания помощи больному родственнику;
  • перед постановкой контактных линз, зубных протезов;
  • после контакта с отходами;
  • при очевидном загрязнении рук.

Как правильно мыть руки

Чтобы тщательно вымыть руки, предварительно нужно снять с них все украшения: кольца, часы, браслеты - и закатать рукава. Намыливая руки, уделите особое внимание кончиками пальцев, межпальцевым промежуткам и пространству под ногтями - это места наибольшего скопления микробов, не забудьте и про запястья.

Трите как следует, затем смойте водой и намыльте вновь - повторное намыливание позволяет удалить микробы из пор, которые раскрываются в процессе мытья рук. Обратите внимание на ведущую руку - как правило, ее моют хуже.

Не забывайте, что мыть руки нужно не менее 20-30 секунд в проточной воде - только в этом случае число болезнетворных микроорганизмов на коже рук снижается значительно.

Если в общественном туалете смеситель однозахватный, выключайте воду тыльной поверхностью ладони или предплечьем. Если вы находитесь дома, не забудьте в процессе мытья рук сполоснуть ручки крана с мылом.

Чем мыть руки

Для мытья рук не нужно включать слишком горячую воду. Хотя интуитивно кажется, что она лучше избавляет от микробов, это не так. Горячая вода смывает жировой слой, что высушивает кожу рук и открывает доступ бактериям. Мыть руки нужно водой комфортной температуры.

Не стоит использовать антибактериальное мыло при мытье рук - оно убивает не только болезнетворные, но и полезные бактерии, постоянно присутствующие на коже рук.

Кроме того, при длительном применении антибактериального мыла микроорганизмы развивают устойчивость к его компонентам. Для ежедневного мытья рук достаточно обычного туалетного мыла. Причем предпочтение лучше отдавать жидкому мылу. Если мыло твердое, нужно следить, чтобы оно лежало в сухой мыльнице.

Вытирать руки нужно чистым свежим полотенцем. Желательно, чтобы у взрослых и детей были разные полотенца для рук. Менять их нужно каждый день.

Общее число микроорганизмов, обитающих у нас на ладонях, в три раза превышает количество бактерий, которые находятся, например, у нас на плечах или локтях, и примерно равно численности микробов, живущих в прямой кишке. Поэтому не секрет, что одним из главных путей попадания инфекции в организм являются немытые совсем или плохо вымытые руки.

Малыши и микробы

«Болезни грязных рук» угрожают, конечно, и взрослым, но малышам - куда сильнее. Не только потому, что дети еще не приобрели устойчивую привычку соблюдать гигиенические нормы. У малышей в отличие от взрослых вырабатывается меньше соляной кислоты в желудке и их пищеварительные ферменты еще недостаточно активны, поэтому вирусы и яйца глист легко пробираются из желудка в кишечник. А вследствие высокой проницаемости слизистой оболочки кишечника у детей токсины, попавшие в организм, легко проникают в кровь. Да и иммунная система еще только формируется, поэтому ей не хватает защитных антител, которые могли бы уничтожать болезнетворные микробы. К сожалению, у маленьких детей даже незначительное число микробов, попавших в организм, может вызвать серьезные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и нервной системы, селезенки, печени и других органов. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно следили за чистотой рук своего ребенка.

Надо, надо умываться!

Мыть мордашку и ладошки малышу нужно не только тогда, когда он их чем-то запачкал, но и когда грязи на них не видно. Особенно важно приучить ребенка мыть руки перед едой и после посещения туалета, а также придя домой с прогулок и после общения с животными. Ну и еще после контакта с деньгами (металлическими или бумажными - все равно). Соблюдение этих простых правил надежно убережет ваше чадо от так называемых «болезней грязных рук», которых очень много.

Путь их распространения - орально-фекальный. То есть через немытые руки, которые ребенок подносит ко рту. Среди таких заболеваний не только кишечные инфекции и глисты, но сальмонеллез, дизентерия, брюшной тиф, холера, гепатит А, энтеровирус и ротавирусные инфекции. Многие из этих болезней протекают очень тяжело, чреваты обезвоживанием организма и серьезными осложнениями. Кстати, «болезнями грязных рук» можно считать и ОРВИ с гриппом. Несмотря на то что путь передачи вирусов воздушно-капельный, занести в организм возбудителей можно и через грязные руки. Поэтому в сезон простудных заболеваний частое мытье рук является одним из главных средств профилактики. Эта манипуляция в 10 раз снижает вероятность заразиться ОРВИ!

Да здравствует мыло душистое!

Дома, в гостях или в кафе всегда можно воспользоваться водой и мылом, а в дороге или на природе (например, на пикнике) такой возможности нет. В этом случае надо использовать специальный антисептический гель или влажные антибактериальные салфетки, которые удаляют с рук не только видимую грязь, но и подавляющее число болезнетворных микробов. Дома же регулярно использовать антибактериальное мыло не надо. Ведь помимо вредных микробов подобные средства (как правило, в них входит вещество триклозан) убивают и полезную бактериальную флору, мирно существующую на нашей коже. Поэтому лучше использовать обычное мыло. Тем более что многие исследования показали, что, если намыливаться им в течение 15 секунд, оно уничтожает около 90% бактерий. Поэтому важно мыть руки тщательно, не торопясь. Вода должна быть не горячей и не холодной - теплой. Намыливать следует всю кисть и особенно важно очищать от грязи промежутки между пальцами, где скапливаются невидимые возбудители инфекций.

Заботиться нужно не только о чистоте рук, но и о гигиене ногтей, ведь под ними также скапливается множество всяких микробов. Подстригать детям ноготки нужно обязательно.

И еще важный момент. После мытья не следует оставлять ладони влажными! Ведь бактерии распространяются в теплой и влажной среде, поэтому нужно тщательно вытирать руки чистым тканевым или одноразовым бумажным полотенцем.

С раннего детства нам все говорили, что нужно обязательно мыть руки перед едой. На бесконечные вопросы «Почему?» следовал в большинстве случаев один ответ: чтобы убить всех микробов, которые накапливаются на руках в течение нескольких часов.

Мытье рук уже давно вошло в привычку, но вряд ли кто-то задумывается о том, как важно несколько раз в день дезинфицировать их. Как показывает статистика, невымытые руки довольно часто являются причиной желудочно-кишечной инфекции. На протяжении целого дня мы прикасаемся к различным вещам в общественных местах: ручкам дверей, кнопкам лифтов, продуктам в магазине, перилам, деньгам и т.д. Общественные места являются скоплением огромного количества микробов, из-за которых могут развиваться такие болезни, как дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф, а так же различные ротавирусные инфекции, способные привести к осложнениям, если не начать вовремя лечиться. Конечно, большинство этих болезней передаются воздушным путем, но все же какая-то доля приходит и на заражение через прикосновения. Например, можно заболеть, потерев грязной рукой свой нос.

Мыть руки не просто водой, а с мылом – гарантия того, что большинство микроорганизмов будут уничтожены. Сейчас в магазинах представлен огромный ассортимент различных видов мыла, но главное, о чем стоит знать – мыло должно очень хорошо пениться. Все остальные свойства не так важны, потому что именно обильное пенообразование убивает микробы. Не стоит слишком часто использовать антибактериальное мыло, потому что со временем кожа рук привыкнет, и оно потеряет свои свойства. Тем более, клинические исследования показали, что некоторые компоненты могут отрицательно влиять на организм. Простое мыло, если им правильно мыть руки, справится даже лучше антибактериального.

Что же делать, если нет возможности помыть руки с мылом? Наверное, каждый оказывался в подобной ситуации. Ни в коем случае нельзя брать пищу грязными руками, потому что существует альтернатива мылу, которая должна быть под рукой у каждого человека:

1. Влажные антибактериальные салфетки

Это универсальное средство, которое можно носить как в сумке или кошельке, так и в карманах джинсов. Обычно салфетки находятся в небольшом закрытом пакете, который можно несколько раз открывать без какой-либо деформации, поэтому их очень удобно брать с собой. Влажные салфетки пропитаны специальным раствором, который способен хорошо очистить кожу рук от грязи и вредных микроорганизмов. Не стоит забывать, что со временем кожа привыкнет к компонентам, поэтому постоянно пользоваться салфетками не стоит.

2. Антисептический гель

Еще одна очень хорошая альтернатива мылу, которую очень удобно брать с собой. После того, как вы прикоснулись к грязной дверной ручке или перилам, возникает желание поскорее избавить от бактерий. Антисептический гель в этом плане очень удобен, потому что стоит всего лишь выдавить на руку небольшое количество геля и растереть его до полного впитывания в кожу. Гель так же обладает антибактериальным эффектом, который с успехом справляется с большинством микроорганизмов, но опять же, не стоит забывать, что кожа имеет свойство привыкать к компонентам.