В течение какого времени невыясненные платежи возвратятся. Как найти потерявшийся денежный платеж? Когда можно уточнить платеж

Министерство представило уточненный механизм возврата платежа, ошибочно перечисленного налогоплательщиком на счет управления Федерального казначейства в регионе.

Министерство финансов уточнило механизм возврата платежа, ошибочно перечисленного налогоплательщиком на счет управления Федерального казначейства (УФК) в регионе. Имеется в виду случай, когда деньги должны были попасть на счет УФК другого субъекта федерации. Этой проблеме посвящено письмо Минфина от 02.11.2011 N 02-04-10/4819. В нём детально разбирается ситуация с ошибочным платежом, приводятся конкретные сроки. Как указывают специалисты, возврат осуществляется УФК по месту зачисления платежа. При этом необходимо письменное обращение УФНС по месту зачисления платежа с заявлением налогоплательщика о возврате:

При поступлении в инспекцию ФНС России по месту учета налогоплательщика (далее - ИФНС России) от налогоплательщика, ошибочно перечислившего сумму платежа на счет N 40101 УФК другого субъекта Российской Федерации, Заявления о возврате платежа ИФНС России не позднее десяти рабочих дней со дня получения указанного Заявления оформляет письменное обращение (по форме согласно приложению к настоящему письму) и направляет его с приложенной к нему копией Заявления о возврате платежа (через УФНС России, на территории которого состоит на учете налогоплательщик) в электронном виде (скан-образ) в УФНС России по месту зачисления платежа. В целях подтверждения уплаты платежа в случае отсутствия в ИФНС России информации о зачислении платежа на счет N 40101 УФК другого субъекта Российской Федерации ИФНС России (через УФНС России, на территории которого состоит на учете налогоплательщик) направляет запрос в УФНС России по месту зачисления платежа. При этом направление указанного запроса осуществляется в срок не позднее двух рабочих дней со дня поступления в ИФНС России Заявления о возврате платежа. УФНС России по месту зачисления платежа в срок не позднее двух рабочих дней со дня получения указанного запроса направляет в ИФНС России (через УФНС России, на территории которого состоит на учете налогоплательщик) соответствующее подтверждение зачисления платежа в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, учтенного по коду классификации доходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации 100 1 17 01010 01 0000 180 "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет". УФНС России по месту зачисления платежа не позднее следующего рабочего дня со дня получения указанных документов на возврат направляет их в УФК по месту зачисления платежа в порядке, установленном для передачи информации в УФК. УФК по месту зачисления платежа при получении от УФНС России по месту зачисления платежа письменного обращения, подписанного последним в установленном порядке, с приложенной к нему копией Заявления о возврате платежа оформляет документы на возврат ошибочно перечисленной налогоплательщиком суммы платежа в порядке, установленном абзацами четвертого и пятого пункта 12 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 сентября 2008 г. N 92н. При этом в поле 24 "Назначение платежа" платежного поручения УФК по месту зачисления платежа указывает: "Возврат ошибочно перечисленных налогов, сборов, соответствующих пеней (штрафов) (с указанием ИНН и КПП ИФНС России). При получении из банка электронной копии платежного поручения о проведении операции по возврату суммы платежа УФК по месту зачисления платежа не позднее трех рабочих дней со дня получения этой копии направляет электронную копию указанного платежного поручения в УФНС России по месту зачисления платежа. В случае отказа банком в проведении платежа УФК по месту зачисления платежа в течение трех рабочих дней со дня получения такого отказа возвращает УФНС по месту зачисления платежа представленные им документы с указанием причины возврата.

Напомним, Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами разработан в соответствии со статьями

Каждый этап использования платежной системы РФ строго регламентирован законодательством. В то же время нередко возникают ситуации, когда банки в результате неверного указания плательщиками реквизитов в платежном поручении отправляют денежные средства не тем получателям. При расчетах платежными поручениями могут возникать и иные ошибки с неблагоприятными последствиями. В такой ситуации возникает вопрос, как осуществить возврат ошибочно перечисленной суммы по платежному поручению. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Платежное поручение

Перечень реквизитов платежки с их расшифровкой содержится в Приложении 1 к указанным Правилам.

Как правило, верное заполнение всех реквизитов платежного поручения важно для правильной идентификации платежа и надлежащего исполнения поручения на перечисление денежных средств. Если все же платежное поручение заполнено неверно, возврат ошибочно перечисленных денежных средств возможен при выполнении определенных процедур. Рассмотрим их.

Возврат по платежному поручению

Перечисление денежных средств с ошибками, допущенными в платежном поручении, условно можно разделить на два вида:

  • невыясненные платежи в бюджет;
  • иные платежи с ошибками (к примеру, ошибочное перечисление денежных средств не тому получателю, возврат займа с ошибкой в платежном поручении и т.п.).

Возврат ошибочных платежей до наступления стадии безотзывности одинаков для обоих видов и производится кредитной организацией по волеизъявлению плательщика. Правила такого возврата принимаются банком в соответствии с Порядком от 19.06.2012 N 383-П .

Если же стадия безотзывности пройдена, осуществить возврат труднее, т.к. платеж фактически перечислен и в соответствующую процедуру возврата будет вовлечен получатель ошибочного платежа.

Процедура возврата невыясненных платежей в бюджет Казначейства регулируется Порядком от 18.12.2013 N 125н .

К примеру, невыясненные поступления в федеральный бюджет могут быть возвращены Казначейством, если:

  • значение поля "Назначение платежа" не свидетельствует о том, что данный платеж относится к платежам в бюджет (возврат осуществляется по заявлению плательщика);
  • невыясненное поступление зачислено в результате ошибки банка.

В бухгалтерском учете получателя списание на возврат денежных средств по ошибочному платежному поручению сопровождается проводками Дт. 76 - Кт. 51.

" № 6/2017

С 01.12.2017 вступает в силу новый порядок работы ИФНС с невыясненными платежами.

Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В связи с этим в статье предлагаем рассмотреть механизм взаимодействия ИФНС и налогоплательщика в ситуации, когда были обнаружены ошибки в платежном поручении на перечисление налогов в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога.

Налогоплательщики должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (далее – Правила № 107н).

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

    номера счета Федерального казначейства;

    наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

К невыясненным платежам относятся:

    платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

    платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

    платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

    платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

    платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

    платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Пунктом 7 ст. 45 НК РФ установлено: при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей (!) неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками.

Необходимость уточнения платежа (в части уточнения реквизитов расчетного документа) в целях правильного отражения о нем информации в ресурсах ИФНС может возникнуть и у налогового органа. В таком случае инспекция сама проинформирует об этом налогоплательщика.

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

    отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

    не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

    несоответствие ИНН наименованию плательщика;

    отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

    указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

    отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

    налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

    уплата налога производится за третьих лиц;

    отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

    отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

    отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению:

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

По предложению одной из сторон (инспекции или налогоплательщика) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам.

На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов (если она проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджет до дня принятия ИФНС решения об уточнении платежа.

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов.

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым инспекцией по уточнению налоговых платежей. Однако при обнаружении в своих документах ошибок налогоплательщикам необходимо руководствоваться следующим.

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Выручайте! В платежках снова изменения, думала, что в июле все закончилось, но нет – наступил октябрь, и опять новшества. Из-за ошибки платеж попал в невыясненные, повисла недоимка, и пени капают. Помогите, наконец, разобраться с платежками и что теперь делать с зависшими деньгами!

Мнение эксперта

Компания вправе уточнить в ИФНС свои ошибочные платежи, но при одном условии: ошибка в оформлении платежки не должна повлечь неперечисления средств в бюджет.

Случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, всего два, но они ведут к неперечислению его суммы в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Это ошибочное указание:

Если ошибка не привела к неуплате налога, то компания вправе уточнить свой платеж и подать в инспекцию по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. К заявлению приложите документы, подтверждающих уплату налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика и др. Налоговики рассмотрят заявление и примут решение в течение 10 рабочих дней.

С 1 декабря 2017 года вступил в силу Приказ ФНС России от 25 июля 2017 года № ММВ-7-22/579@, которым утвержден новый порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами.

Если налоговики сами найдут ошибку, то направят информационное сообщение налогоплательщику. Из кода ошибки в сообщении можно понять, в чем вы ошиблись.

Обратите внимание

В форму платежного поручения добавлено поле 110, которое в платежных поручениях по налогам не заполняется. В этом поле проставляют 1 – при перечислениях бюджетникам (зарплата, стипендии). Если у получателя нет карты «Мир», платеж попадет в невыясненные и через 10 дней будет возвращен фирме, если не будет уточнения платежа.

Расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ оформляют в соответствии с Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н. Для вашего удобства предлагаем вам таблицу, в которой мы собрали правила заполнения платежных поручений с учетом всех последних изменений и привели коды ошибок.

Поле Что писать Код ошибки
Статус плательщика (101) 01 – уплата страховых взносов и налогов;
02 – платежи налогового агента;
08 – взносы в ФСС РФ (травматизм);
09 – страховые взносы ИП (за себя или работников)
15
ИНН плательщика (60) Числовое значение из 10 знаков Неверный номер – 05; ИНН не соответствует названию организации – 06
КПП адресата платежа (102) КПП состоит из 9 цифр:
- первые две содержат данные субъекта РФ;
- 3-й и 4-й знаки указывают на шифр налоговой инспекции;
- следующие 2 отражают код постановки на учет;
- последние 3 информируют о порядковом номере записи.
07
Получатель, ИНН и КПП получателя (16, 61, 103) Получатель: УФК по региону, в скобках – наименование инспекции, которая администрирует платеж. В полях 61 и 103 – ИНН и КПП инспекции Соответственно 13, 08, 09
Очередность платежа (21) В поручениях по налогам, взносам, пеням и штрафам всегда 5
Код (22) 0 или УИН из требования об уплате налога
Назначение платежа (24) Вид налога или взноса и период, за который перечисляется платеж – не более 210 символов
КБК (104) Количество знаков – 20. При уплате налогов и страховых взносов в первых трех знаках кода должно быть 182. По уплате взносов в ФСС – 393. 01
ОКТМО (105) Код муниципального образования по месту учета – 8 знаков. 03
Основание платежа (106) «ТП» – текущие платежи;
«ЗД» – уплата недоимки;
«ТР» – уплата по требованию налоговой инспекции.
12
Налоговый период (107) Период, за который перечисляется налог. (Например, «МС.10.2017» по НДФЛ с зарплаты за октябрь 2017 г.). 16
Номер документа (108) Для текущих платежей – 0. Платеж по требованию – номер требования (знак «№» не заполняется).
Дата документа (109) Дата в формате «ДД.ММ.ГГГГ»: дата декларации, на основании которой перечисляется налог. При перечислении налога до сдачи отчетности – 0.
Компания отправила платежку не в ту ИФНС – 10
В инспекции нет открытой карточки «РСБ» плательщика – 14

Подпунктом 4 пункта 4 статьи 45 НК РФ установлено два случая, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной, то есть сумма налога не поступила в бюджет. К ним относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

  • номера счета Федерального казначейства;
  • наименования банка получателя.

Обратите внимание, что на сайте ФНС России можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов. А при постановке на учет в ИФНС можно получить сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства (п. 6 ст. 32 НК РФ).

Организация заплатила иностранному поставщику за оказанные услуги. Через несколько дней произошел возврат суммы на транзитный счет, за минусом РКО. Отражение в учете данной операции.

Вопрос: Как правильно отразить следующую операцию:Мы заплатили иностранному поставщику 2000 евро за оказанные услуги. Через 6 дней нам вернулись эти денежные средства на транзитный счет, но в размере 1920 евро. Причина возврата была в том, что нам поставщик указал банк посредник в счете, с которым наш банк не работает.Как мне правильно отразить данное поступление на транз.вал. счет и не полную сумму поступления?

Ответ: Исходя из предоставленной информации, организация не имеет никаких первичных документов по удержанной сумме и природа этого удержания не ясна.

В связи с этим списать данную сумму напрямую на счет 91 будет не совсем корректным, наиболее верным будет отразить 80 евро на счете 76 (Дт 76 Кт 60), например, на субсчете «Расчеты по невыясненным платежам». Далее по истечении срока исковой давности или на дату получения информации об удержании (письмо банка и т.п.) отразить проводку Дт 91 Кт 76, если же денежные средства вернуться, то сформировать проводку Дт 52 Кт 76.

Обоснование

Как в бухучете и при налогообложении организации-абоненту отразить средства, ошибочно поступившие на ее лицевой счет, открытый у оператора связи. Деньги перечислены через терминал оплаты

Ошибочно поступившие средства придется отразить в составе доходов, только когда истечет срок исковой давности , как правило, три года. И при условии, что в течение этого периода тот, кто ошибочно перечислил деньги, так и не потребует их обратно. А он вправе так сделать. Пока же этого не случилось, ошибочные суммы учитывайте в составе невыясненных поступлений. Объясняется это следующим.

Каждому абоненту операторы связи заводят лицевые счета для учета перечисленных абонентами авансов и оплаты за оказанные услуги. Для сверки расчетов абонент может запросить у оператора специальный отчет - детализацию счета. В нем должны быть отражены все расчеты, в том числе и суммы, поступившие от неизвестных плательщиков. Формально организация не вправе сразу воспользоваться этими суммами. Ведь тот, кто ошибся в номере лицевого счета, имеет право потребовать их от оператора связи обратно.

Такой вывод следует из пунктов , , Правил, утвержденных постановлением Правительства от 09.12.2014 № 1342 .

Главбух советует: При достаточных основаниях невыясненные суммы можно возместить плательщику или учесть в доходах, не дожидаясь окончания срока исковой давности.

Например, это возможно в случае, когда без ведома организации деньги перечислил сотрудник, за которым закреплен номер абонента. Потребуйте от него объяснительную записку по этому поводу. Решением руководителя сумма расходов на услуги связи может быть возмещена сотруднику по его письменному заявлению с приложением подтверждающих документов. Но если он потерял квитанцию об оплате или отказался от возмещения, включите в доходы невыясненные суммы, не дожидаясь окончания срока исковой давности, на основании объяснительной и детализации счета. Такой подход оградит организацию от возможных претензий со стороны налоговых инспекторов по поводу искажения базы при расчете налога на прибыль. Так поступайте, если у вас есть полная уверенность, что «невыясненная» сумма не будет истребована плательщиком. В противном случае лучше дождаться окончания срока исковой давности.