Анатомо физиологические особенности систем органов детей. Анатомо-физиологические особенности развития детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8-1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11-1/12, у ребенка 5 лет – 1/13-1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7-10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

2. Психомоторное развитие детей. Роль воспитания, импринтинг

Вначале у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы, и лишь потом развиваются сложные локомоторные акты, требующие сложной координации. Эта закономерность имеет важное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений в определенной последовательности.

Таблица 1. Средние сроки развития и возможные границы моторных актов у детей первого года жизни

Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

Развитие речи является также продуктом и итогом общения ребенка со взрослым человеком, воспитательной активности и любви взрослого к ребенку.

Понимание речи имеет большое значение для организации эффективной воспитательной работы с ребенком.

Таблица 2. Голосовые реакции и последовательность развития речи у здоровых детей

Импринтинг – механизм мгновенного запечатлевания, при котором первое впечатление определяет характер реагирования, влияющий на всю дальнейшую жизнь и деятельность организма. Длительное время его роль в нервно-психическом развитии детей изучалась недостаточно.

Однако наблюдения показывают, что он имеет немаловажное значение в формировании нервно-психического развития и даже будущего поведения, предопределяя его на долгие годы.

Материнский уход за ребенком оказывается важным звеном в правильном социальном поведении его в дальнейшем. Поведение и характер ребенка, достигшего школьного возраста, в значительной степени определяется вниманием тех людей, которые ухаживали за ним в раннем детстве. Дети, которые воспитывались родителями, как правило, более приспособлены к школьной жизни. Если же ребенка воспитывали бабушка или дедушка, такие дети хуже адаптируются к школе, у этих детей значительно хуже развиты координированные движения. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях (яслях, детских садах), отличаются более ранним формированием и совершенствованием двигательных умений, в то же время у них хуже развиты речевые навыки и образное мышление.

В зависимости от условий среды, воспитания и различных заболеваний у ребенка может задерживаться нормальное развитие высшей нервной деятельности, поэтому врач-педиатр должен давать советы родителям по гармоничному воспитанию детей.

3. Семиотика поражений центральной нервной системы

Изменения деятельности ЦНС могут быть вызваны различными причинами.

Это и нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, полиомиелит), и интоксикации различной этиологии (вирусные, бактериальные, отравления и т. д.), коматозные состояния при сахарном диабете (гипергликемическая кома, гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома), травмы различной этиологии, в том числе родовые, хроническая и острая почечная, печеночная и надпочечниковая недостаточность. Асфиксия в родах также может привести к поражению ЦНС. Наконец, причиной поражения ЦНС у детей могут быть врожденные метаболические заболевания с накоплением веществ, токсически действующих на ЦНС (галактоземия, фенилкетонурия и т. д.).

При поражениях ЦНС нарушаются поведение, сознание, изменяется мышечный тонус, безусловные рефлексы, объем спонтанных, пассивных и активных движений, а также сухожильные, надкостничные и поверхностные рефлексы.

При осмотре необходимо ориентироваться на определенную последовательность возникновения признаков нарушения самочувствия и сознания у детей.

Возбуждение с эйфорией. Повышение двигательной активности и игровой деятельности, необычная говорливость или лепетание. Ухудшается контакт с близкими (ребенок как будто не слышит обращений, просьб и указаний), ухудшается аппетит, увеличивается время засыпания и пробуждения.

Возбуждение с негативизмом. На фоне общего возбужденного состояния исчезают положительные эмоции, ребенок становится капризным, кричит и плачет по любому поводу, отбрасывает игрушки, отказывается от еды, не знает, чего хочет. Просится на руки, заснуть не может. Повышена чувствительность кожи – резко реагирует на дотрагивание, сбрасывает одеяло. Кожные и сухожильные рефлексы повышены.

Возбуждение в сочетании с сомнолентностью. Периоды возбуждения чередуются с временным успокоением, появлением вялости, сонливости. Ребенок начинает прикладывать головку. Сохраняется повышенная чувствительность кожи, рефлексы могут быть повышенными или нормализоваться.

Сомнолентность. Постоянные вялость и сонливость, но сон наступает короткими периодами, поверхностный. Вместо плача и крика тихое постанывание, реакция на уход матери незаметна. Слабо реагирует на осмотр и пеленание. Снижение кожной чувствительности и сухожильных рефлексов.

Ступор. Состояние оцепенения, из которого выходит с трудом после энергичного тормошения. Нередки периоды двигательного беспокойства с атетозоподобными движениями. Рефлексы снижены.

Реакция на болевое раздражение отчетливая, но непродолжительная.

Сопор. Глубокий сон, оглушенность. Ребенка растормошить невозможно. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на боль (инъекцию) неотчетливая. Сохранены зрачковые и роговичные рефлексы. Сознание слабое, глотание сохранено.

Кома. Полное отсутствие рефлексов и кожной чувствительности, нет реакции на инъекции и другие манипуляции. Зрачки широкие, реакция на свет отсутствует, роговичного рефлекса нет.

Изменения деятельности ЦНС всегда сопровождаются вегетативными сдвигами.

Фаза возбуждения сопряжена с активацией симпатического отдела, поэтому возникают тахикардия, тахипноэ, может быть повышено артериальное давление. Последующие фазы выявляют парасимпатическое преобладание. Поражение ЦНС при тяжелых заболеваниях никогда не ограничивается только сферой сознания и рефлекторной деятельности. В состоянии ступора, сопора и комы всегда выявляются и прогрессирующие расстройства жизненно важных регуляторных функций, в частности стволовых отделов мозга. В результате этих нарушений возникают нерегулярное дыхание (типа Чейна-Стокса или Биота), паралич дыхательного или сосудодвигательного центров.

Поэтому прогрессирование нарушений сознания является предвестником возможных стволовых нарушений и требует экстренной интенсивной терапии.

Возрастная анатомия и физиология Антонова Ольга Александровна

1.4. Возрастные анатомо-физиологические особенности

Для каждого возрастного периода характерны количественно определенные морфологические и физиологические показатели. Измерение морфологических и физиологических показателей, характеризующих возрастные, индивидуальные и групповые особенности людей, называется антропометрией. Рост, вес, окружность грудной клетки, ширина плеч, жизненная емкость легких и сила мышц – все это основные антропометрические показатели физического развития.

Рост, развитие и их изменения в отдельные возрастные периоды. Рост и развитие детей идут постоянно, однако темпы роста и развития отличаются друг от друга. В одни возрастные периоды преобладает рост, в другие – развитие. Неравномерность темпов роста и развития, их волнообразность также определяют деление на возрастные периоды.

Так, до 1 года жизни у ребенка преобладает рост, а с 1 года до 3 лет – развитие. С 3 до 7 лет снова ускоряется темп роста, особенно в 6–7 лет, и замедляется темп развития; с 7 до 10–11 лет замедляется рост и ускоряется развитие. В период полового созревания (с 11–12 до 15 лет) рост и развитие резко ускоряются. Возрастные периоды ускорения роста называются периодами вытягивания (до 1 года, с 3 до 7, с 11–12 до 15 лет), а некоторого замедления роста – периодами округления (с 1 до 3, с 7 до 10–11 лет).

Отдельные части тела растут и развиваются непропорционально, т. е. их относительные размеры изменяются. Например, размер головы с возрастом относительно уменьшается, а абсолютная и относительная длина рук и ног увеличивается. То же можно сказать и о внутренних органах.

Кроме того, в росте и развитии детей имеются также половые различия. Примерно до 10 лет мальчики и девочки растут почти одинаково. С 11–12 лет девочки растут быстрее. В период полового созревания у мальчиков (с 13–14 лет) темп роста увеличивается. В 14–15 лет рост мальчиков и девочек почти сравнивается, а с 15 лет мальчики вновь растут быстрее, и это преобладание роста у мужчин сохраняется на протяжении всей жизни. Потом темп роста замедляется и в основном заканчивается к 16–17 годам у девушек, к 18–19 – у юношей, однако замедленный рост продолжается до 22–25 лет.

Длина головы юношей составляет 12,5-13,5 %, туловища – 29,5-30,5 %, ноги – 53–54 %, руки – 45 % от общей длины тела. По темпу роста на первом месте стоит плечо, на втором – предплечье, медленнее растет кисть. Наибольшее увеличение длины туловища происходит примерно через год после наибольшего увеличения длины ног. В итоге длина тела взрослого человека больше по сравнению с длиной тела новорожденного приблизительно в 3,5 раза, высота головы – в два раза, длина туловища – в три раза, длина руки – в четыре раза, длина ноги – в пять раз.

Из-за расхождения темпов роста и развития нет строго пропорциональной зависимости между ростом и весом, но, как правило, в одинаковом возрасте чем больше рост, тем больше и вес. Темп увеличения веса самый большой на первом году жизни. К концу первого года вес увеличивается в три раза. Потом прибавление веса составляет в среднем 2 кг в год.

Как и рост, вес мальчиков и девочек до 10 лет примерно одинаков при небольшом его отставании у девочек. С 11–12 лет вес девочек больше связан с развитием и формированием женского организма. Это преобладание веса сохраняется у них примерно до 15 лет, а потом в связи с преобладанием роста и развития скелета и мышц вес мальчиков возрастает, и это превышение веса сохраняется в дальнейшем.

Значительными также являются возрастные различия в увеличении абсолютного и относительного веса отдельных органов. Например, окружность грудной клетки с 7 лет больше у мальчиков, а с 12 лет – у девочек. К 13 годам она почти одинакова у обоих полов (у девочек немного больше), а с 14 лет окружность грудной клетки больше у мальчиков. Эта разница в дальнейшем сохраняется и увеличивается. Ширина плеч у мальчиков с 6–7 лет начинает превышать ширину таза. Вообще говоря, ширина плеч у детей увеличивается ежегодно, особенно между 4–7 годами. Этот ежегодный прирост у мальчиков больше, чем у девочек

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация (с иллюстрациями) автора Субботин А В

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация автора Субботин А В

Возрастные аспекты формирования отношения к природе Отношение к природе в дошкольном возрасте.Мир природы как специфический объект отношения не может быть дифференцирован на ранних стадиях онтогенеза: «В младенчестве ребенок отождествляет себя с миром». Субъективное

Из книги Искусственное осеменение собак автора Иванов В В

3. НЕКОТОРЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ СОБАК Размеры половых органов собак сильно варьируют в зависимости от породы и стадии полового цикла.Самка (сука)Вульва (петля) расположена вентрально по отношению ко дну таза. Просвет

Из книги Стоматология собак автора Фролов В В

ГЛАВА II АНАТОМО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГОЛОВЫ И ПОЛОСТИ РТА Ротовая полость является начальным отделом пищеварительного тракта и одновременно неотъемлемой частью головы. Рассматривать строение ротовой полости и ее особенности у различных видов животных необходимо в

Из книги Основы нейрофизиологии автора Шульговский Валерий Викторович

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА Природа сна постоянно интересует врачей, ученых разных специальностей-биологов, психологов, философов, да и простых людей. Величайшие мыслители уже давно обсуждали эту проблему. Великий врач древности Гиппократ полагал, что сон возникает в

Из книги Основы физиологии высшей нервной деятельности автора Коган Александр Борисович

Глава 3 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ Эффективность приспособительного поведения животных и успех разумной деятельности человека в значительной мере зависят от того, в какой мере животные используют свой жизненный опыт, а человек - полученные ранее знания для

Из книги Возрастная анатомия и физиология автора Антонова Ольга Александровна

4.2. Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона На ранних стадиях эмбрионального развития нервная клетка имеет большое ядро, окруженное незначительным количеством цитоплазмы. В процессе развития относительный объем ядра уменьшается. Рост аксона

Из книги Биофизика познает рак автора Акоев Инал Георгиевич

Тема 6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА 6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга Возрастные изменения строения головного мозга. Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и

Из книги Глаз и Солнце автора Вавилов Сергей Иванович

Тема 7. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРОВИ И КРОВООБРАЩЕНИЯ 7.1. Общая характеристика крови Кровь, лимфа и тканевая жидкость являются внутренней средой организма, в которой осуществляется жизнедеятельность клеток, тканей и органов. Внутренняя среда человека сохраняет

Из книги автора

7.4. Сердце: строение и возрастные изменения Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Левая и правая части сердца разделены сплошной перегородкой. Кровь из предсердия в желудочки поступает через

Из книги автора

Тема 8. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ 8.1. Строение органов дыхания и голосового аппарата Носовая полость. При дыхании с закрытым ртом воздух поступает в носовую полость, а с открытым – в ротовую. В образовании носовой полости участвуют кости и хрящи, из которых

Из книги автора

Тема 9. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ 9.1. Строение пищеварительного канала Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание. У человека пищеварительный канал имеет вид трубки длиной

Из книги автора

Тема 10. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 10.1. Характеристика обменных процессов Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза, т. е.

Из книги автора

10.3. Возрастные особенности энергетического обмена Даже в условиях полного покоя человек расходует некоторое количество энергии: в организме непрерывно тратится энергия на физиологические процессы, которые не останавливаются ни на минуту. Минимальный для организма

Из книги автора

Возрастные изменения и гормональная регуляция Два обстоятельства в исследовании возрастных изменений обращают на себя внимание: 1) некоторая общность проявлений отдаленной радиационной и возрастной патологии; 2) взаимосвязь многих проявлений возрастной патологии с

Из книги автора

Первый отдел Физиологические цвета 1 Эти цвета, которые мы справедливо ставим на первое место, потому что они частью полностью, частью преимущественно принадлежат субъекту, глазу его; эти цвета, которые образуют основу всего учения и раскрывают нам хроматическую

Под анатомо-физическими особенностями развития детей понимают комплекс морфофункциональных характеристик организма, который определяет запас его физических сил. К ним относятся рост и масса тела.

С целью контроля за развитием ребенка необходима оценка изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной , работоспособности.

Динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка позволяет не только выявить индивидуальные особенности роста и развития, но и оценить состояние здоровья ребенка. Нарушения темпов роста и развития ребенка связаны со многими заболеваниями, могут возникать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Они являются показанием для проведения углубленного обследования ребенка.

В физическом развитии детей отмечается неравномерность нарастания тех или иных параметров, благодаря чему можно выделить определенные возрастные периоды, так называемые периоды физиологического вытяжения, которые влияют на функционирование ряда органов и систем. После рождения происходит постепенное снижение темпов нарастания роста и массы тела. Скорость развития роста имеет краниокаудальный градиент, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопы растут быстрее голеней, голени - быстрее бедер и т. д. Постепенно формируется женский или мужской тип телосложения.

Масса тела

Масса тела доношенного ребенка при рождении в норме колеблется от 2500 до 4000 г и в среднем составляет 3200 г. Сразу после рождения у всех детей отмечают физиологическую убыль, которая не должна быть больше 8 % от массы тела ребенка при рождении. Максимальное падение массы тела ребенка происходит к 4-6-му дню, а затем наблюдается ее нарастание, и к 10-му дню жизни ребенок имеет те же показатели массы, что и при рождении. Физиологическая убыль массы тела объясняется интенсивными физиологическими процессами в организме. Она происходит, во-первых, за счет потери с дыханием, через кожу и слизистые оболочки (75%). Остальные 25% физиологической убыли приходятся на потерю жидкости с первородным калом (меконием) и мочой, а также за счет возможной рвоты проглоченными околоплодными водами.

Масса тела ребенка во многом зависит от сроков прикладывания к груди матери.

У повторнородящих матерей, имеющих более раннюю и полноценную лактацию, новорожденные дети теряют массу тела меньше. Раннее прикладывание ребенка к груди стимулирует лактацию у матери.

После 10-го дня жизни начинается интенсивная прибавка массы тела, которая в среднем составляет 25-30 г в сутки. Затем темны нарастания массы тела замедляются и к концу года достигают 10-15 г в сутки.

Существуют формулы расчета массы ребенка в различном возрасте. На первом году жизни в течение первых шести месяцев масса тела ребенка ежемесячно увеличивается на 800 г, а во втором полугодии - на 400 г. Таким образом, масса тела ребенка к году будет составлять:

масса тела ребенка при рождении + (800*6) + (400*6), т. е. примерно 10,5 кг.

Массу тела ребенка после года подсчитывают по следующим формулам: в возрасте от 2 до 5 лет: 19 — 2 (5 — n), от 6 до 11 лет: 19 + 3 (n — 5), от 12 до 16 лет: 5n – 20, где n - число лет ребенка.

Более точные оценки массы тела ребенка можно провести по таблицам.

Рост

Основным критерием физического развития ребенка является рост, так как эта величина наиболее стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Во избежание терминологической путаницы уточним: термин «рост» применяют тогда, когда измерения проводят у ребенка, способного стоять, т. е. после 2 лет. В более раннем возрасте все измерения ребенка проводят лежа< поэтому приемлем термин «длина тела».

Длина тела новорожденных детей колеблется от 46 до 56 см, у мальчиков в среднем длина тела больше, чем у девочек. Недоношенными считаются дети, имеющие длину тела менее 45 см.

В первые два дня после рождения длина тела немного уменьшается за счет рассасывания родовой опухоли. Затем начинается увеличение.

Расчет длины тела ребенка до года производят исходя из квартальных прибавок. В I квартале ребенок прибавляет ежемесячно по 3 см, т.е. 9 см за квартал; во II квартале по 2,5 см за каждый месяц - 7,5 см за квартал, в III квартале по 1,5-2 см в месяц - 3,5-6 см за квартал, в IV квартале по 1,5 см за месяц - 4,5 см за квартал.

К 4 годам рост ребенка удваивается, к 12 годам - утраивается. После года рост замедляется, но отмечаются периоды его ускорения: у мальчиков в 4-5,5 лет, у девочек после 6 лет. Затем наступает второй период вытяжения: у мальчиков - от 13,5 до 15,5 лет, у девочек - от 8,5 до 11,5 лет.

Вытяжение за счет нижних конечностей происходит у мальчиков в 10-11 лет, у девочек в 8,5 и 11-12 лет. Рост прекращается у мальчиков в возрасте 17-25 лет, у девочек - в возрасте 16-25 лет.

Для ориентировочного подсчета роста детей можно использовать ряд формул.

1. В возрасте 4 лет ребенок должен иметь рост 100 см. В возрасте менее 4 лет его рост можно рассчитать по следующей формуле: 100 — 8 (4 — n), где n - число лет. В возрасте старше 4 лет рост будет равен: 100 + 6(n — 4).

2. Рост ребенка от 2 до 15 лет равен: 130 см (рост 8-летнего ребенка) – 7n (для детей моложе 8 лет) и 130 + 5n (для детей старше 8 лет), где n - число лет.

Изменение окружности головы

При рождении окружность головы ребенка в среднем равна 34 - 36 см. У детей до 6-месячного возраста окружность головы ежемесячно увеличивается в среднем на 1,5 см. К 6 месяцам она будет равна 43 см. В последующие месяцы (до 1 года) окружность увеличивается в среднем на 0,5 см. В возрасте от 1 года до 5 лет окружность головы ребенка в среднем увеличивается на 1 см в год. К 5 годам она будет равна 50 см. После 5 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,6 см.

Изменение окружности груди

Окружность груди - параметр, отражающий изменения поперечных размеров тела. Окружность груди показывает степень развития грудной клетки, тесно коррелирует с функциональными показателями дыхания, развития мышечного аппарата грудной клетки подкожного жирового слоя на груди.

При рождении окружность грудной клетки ребенка обычно меньше окружности головы на 1-2 см и равна 32-34 см. В 4 месяца окружности головы и груди становятся примерно одинаковыми, а затем окружность грудной клетки увеличивается быстрее, чем окружность головы.

Ориентировочный расчет окружности грудной клетки у детей до 1 года можно провести следующим образом: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц нужно вычесть 2 см, на каждый последующий месяц прибавить 0,5 см.

Окружность груди у ребенка в возрасте от 2 до 15 лет:

а) для детей до 10 лет: 63 — 1,5(10 — n), где n - число лет (до 10); 63 - окружность груди 10-летнего ребенка, см;

б) для детей старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10), где n - возраст детей (старше 10), 3 - среднее увеличение окружности грудной клетки за год у детей старше 10 лет, см.

Изменение пропорций тела

С возрастом у ребенка меняются соотношения размеров различных частей тела. Так, постепенно меняется соотношение между высотой головы и длиной тела. Относительно стабильна длина туловища, во все возрастные периоды она равна 40% общей длины тела. Длина ног и верхней части лица у детей - наиболее динамичные величины, к тому же они являются чувствительными индикаторами возможных изменений пропорций тела.

В практике нашло применение определение соотношения между верхними и нижними сегментами тела. В первые недели жизни соотношение составляет (1,7-1,5): 1; в период пубертата оно равно единице.

С возрастом меняется и соотношение между длиной и поперечными размерами тела. Изменение этих параметров дает представление о гармоничности развития ребенка.

Поверхность тела

Во все периоды детства, и особенно на первом году жизни, отмечается закономерность: чем меньше ребенок, тем больше его относительная поверхность тела на 1 кг массы. Например, у новорожденного на 1 кг массы приходится 0,06 м2 поверхности тела, а у взрослого - только 0,02 м 2 .

Ориентировочно площадь поверхности тела 5 (м 2) ребенка любого возраста можно рассчитать по следующим формулам:

1.Для детей с массой тела от 1,5 кг и более:

S = (4M+7)/(M+90),

где М - масса тела.

В числителе М округляется до 0,25; в знаменателе - до 1 кг.

2. Для детей до 9 лет: площадь поверхности тела годовалого ребенка равна 0,43 м2, на каждый недостающий месяц от этой величины отнимают 0,02 м 2 , на каждый последующий год прибавляют 0,06 м2.

3. Для детей 10-17 лет:

где n - возраст ребенка, годы.

С возрастом меняется и соотношение площадей отдельных частей тела. Для детей старше года ориентируются на следующее соотношение («правило девятки»):

голова и шея - 9 %;

верхние конечности: каждая - 9 %; обе - 18 %;

нижние конечности: каждая - 18 %; обе - 36 %; туловище: передняя поверхность - 18 %; задняя поверхность - 18 %; общая поверхность - 36 %.

Методика антропометрических измерений

Длину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют в положении лежа с помощью горизонтального ростомера, имеющего подвижную планку для ног. По длиннику ростомера нанесена сантиметровая шкала. Ребенка укладывают на ростомер спиной с выпрямленными туловищем и ногами, макушка касается неподвижной планки. При этом глазница и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно приставляют к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Рост ребенка старше двух лет измеряют на специальном ростомере с вертикальной планкой. При этом ребенок касается пятками ми, ягодицами, межлопаточной частью туловища и затылком вертикальной планки, на которую нанесены сантиметровые деления. Подвижная планка ростомера опускается на голову ребенка. При этом линия, условно соединяющая наружный угол глаза и слуховой проход, должна быть перпендикулярна вертикальной планке. Рост сидящего ребенка измеряют на ростомере со специальным сидением.

Массу тела измеряют на механических или электронных весах. Для детей до 2 лет вначале взвешивают пеленку, на которую кладут ребенка, а затем самого ребенка. Для определения массы ребенка из получаемого результата вычитают массу пеленки.

Для оценки физического развития детей используют табличные данные роста, массы тела, окружности головы и грудной клетки, соответствующие возрасту ребенка. При этом используют шкалы в 7 интервалах. Если какой-либо параметр укладывается в интервал от 25 до 75 центилей, то данный показатель расценивается (как средний, в пределах до 10 центилей - ниже среднего, а в пределах 75 - 90 центилей - выше среднего, от 10 до 3 центилей - низкий, а от 90 до 97 центилей - высокий. Показатели, выходящие за пределы 3 и 97 центилей, расценивают как патологические, как правило, свидетельствующие о каком-либо заболевании у ребенка.

Массу детей старше 2 лет измеряют утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г. При этом ребенка максимально раздевают и вычитают из результата массу оставляемой одежды.

Масса тела является самым лабильным показателем физического развития. У детей 1-го года жизни чаще отмечают снижение массы тела (гипотрофию). Считают, что гипотрофия I степени возникает при снижении массы тела на 10-15% от среднестатистической, II степени - на 15-30%, III степени - более 30%.

При антропометрии окружность головы измеряют с помощью мягкой тканевой сантиметровой ленты. Ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди по надбровным дугам. Окружность груди измеряют при спокойном дыхании, на высоте вдоха и выдоха. Измерение производят сидя. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижние углы лопатки при отведенных руках. Затем руки опускают, и ленту проводят спереди на уровне сосков. У девочек с хорошо развитыми молочными железами сантиметровую ленту накладывают над молочными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

При необходимости измеряют окружность живота, бедер, а также длину и поперечники ряда костных образований с помощью специальных циркулей. При этом определяют различные индексы физического развития.

Увеличение массы тела относительно роста на 15-25% называется паратрофией I степени, от 25 до 50 % - паратрофией II степени, более чем на 50 % - паратрофией III степени. Паратрофии диагностируют у детей 1-го года жизни. У детей старше 1-го года это явление называется ожирением, однако степени ожирения те же.

Недостаток развития подкожного жирового слоя у детей 1-го года жизни часто приводит к задержке роста. Параллельная задержка массы тела и роста называется гипостатурой. Гипостатуру следует отличать от низкорослости, связанной с особенностями конституции, наследственной предрасположенностью. Эту форму низкого физического развития называют гипоплазией.

Однако следует выделять группу малорослых детей с заболеваниями, сопровождающимися аномалиями костной системы: ахондроплазией, хондродистрофией, периостальной дисплазией, спондилоэпифизарной дисплазией и, наконец, карликовостью.

У детей встречается и высокорослость. Ее также следует разграничить на нормальную и патологическую. Различают высокорослость транзиторную и сохраняющуюся до конца периода вытягивания. Примером транзиторной высокорослости можно считать большой вес и рост детей, рожденных от матерей, больных сахарным диабетом. Иногда большой рост у детей связан с гиперфункцией щитовидной железы или надпочечников (адреногенитальный синдром).

Гигантизм у детей может быть связан с гиперпродукцией опухоли аденогипофиза соматотропного гормона.

Высокий рост у здоровых детей может быть конституционально обусловленным.

В большой степени физическое развитие детей зависит от условий жизни. Так, при дефиците некоторых пищевых ингредиентов (витамин А, цинк, иод и др.) физическое развитие замедляется. Наоборот, избыточность питания может ускорять биологическое развитие.

Режим дня также оказывает влияние на физическое развитие ребенка. Малоподвижность отрицательно сказывается на развитии костно-мышечного аппарата. Однако и усиленные не по возрасту нагрузки ведут к замедлению или остановке физического развития. Эмоциональное состояние ребенка также влияет на темпы физического развития, которые могут замедляться при превалировании отрицательных эмоций. Определенное воздействие на рост и развитие детей оказывают острые и особенно хронические заболевания.

В некоторых регионах земного шара на физическое развитие детей влияют факторы окружающей среды. Так, высокогорье обычно тормозит рост, а жаркий климат в ряде регионов, наоборот, способствует росту.

В 70-80 гг. XX в. в России и в ряде других стран наблюдалась акселерация - ускорение роста детей, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте. К 90 гг. эта тенденция уменьшилась.

ТЕМА: ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД И ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Основные закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде

2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

3. Потребности новорожденного и способы их удовлетворения

4. Основные проблемы периода новорожденности

Самостоятельная работа:

1. Составление планов патронажей / дородовых, к новорожденному

2. Составление планов обучения уходу за новорожденным

Основные закономерности роста и развития человека

Во внутриутробном периоде

Период внутриутробного развития (антенатальный) занимает время от момента оплодотворения яйцеклетки до момента рождения ребенка и составляет 10 лунных месяцев (280 дней).

Внутриутробный период ребенка характеризуется быстрым формированием органов и систем. В этом периоде зародыш превращается в плод с органами и системами. На 1-й неделе эмбрионального развития происходит деление клеток, на 2-й неделе ткани дифференцируются, образуя два слоя, на 3-4-й неделе образуются сегменты тела, а с 5-8-й недели они приобретают присущие человеку формы строения тела. К 8-й неделе масса плода составляет 1г, а длина – 2,5см. Наиболее интенсивно увеличивается масса тела во внутриутробный период - за 9 мес в 1 млрд. 20 млн. раз, а за 20 лет после рождения всего лишь в 20 раз.



Во внутриутробном периоде выделяют две фазы:

фаза эмбрионального развития 0 - 3 месяца

фаза плацентарного развития с 3-х месяцев и до рождения

В эмбриональной фазе происходит формирование из зародыша плода с органами и системами. Особенности этого периода: быстрый рост, питание за счет матери, между матерью и плодом еще нет плаценты, следовательно, нет барьера и все вредные воздействия, действующие на мать, действуют и на ребенка.

При воздействии вредных факторов на организм беременной в первые три месяца нарушается органогенез (формирование органов), что ведет к возникновению врожденных уродств. Болезни этого периода называются эмбриопатиями. Лечение этих заболеваний неэффективно, значит, главное внимание - профилактике. Для этого нужно знать вредные факторы, опасные для беременной (тератогенные факторы).

Причинами, вызывающими отклонения в отдельных системах и органах плода, являются: патология плаценты, приводящая к кислородному голоданию плода; инфекции у матерей (токсоплазмоз, коревая краснуха на сроке, аденовирус, вирус простого герпеса, гриппа, цитомегало- вирус и др.); влияние вредных воздействий в виде радиации, токсических и травматических факторов; несбалансированное питание женщины во время беременности.

Здоровье ребенка зависит и от организации проведения родов. Если происходит нарушение родового акта, могут возникнуть асфиксия при нарушении пупочного кровообращения, а также травматические повреждения плода.

Средой обитания будущего ребенка является материнский организм, и от его состояния зависит физическое и психическое здоровье ребенка.

Неблагоприятные факторы воздействия на плод делятся на три группы: экзогенные (внешние), генетические и сочетанные.

К экзогенным факторам относят различные лекарственные вещества, средства, применяемые в промышленности, сельском хозяйстве, бытовой химии, вирусные инфекции. Воздействие на эмбрион и плод могут оказывать токи ультравысокой частоты, вибрация.

Алкоголь является наиболее частой причиной развития пороков плода во время внутриутробного периода ребенка, особенно при хронической интоксикации. Чаще всего возникают поражения центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, а также мочеполовой системы. Кроме этого, у новорожденного ребенка могут диагностироваться симптомы алкогольный интоксикации, печеночная недостаточность.

У курящих матерей рождаются дети с нарушениями во внутриутробном развитии, с поражением центральной нервной системы.

Причиной генетических изменений являются мутантные гены, вследствие этого появляются дети с такими отклонениями, как расщелина верхней губы, поли– и синдактилия (наличие лишних пальцев или сращение пальцев на кисти и стопе), болезнь Дауна и др.

Для формирования тех или иных пороков развития имеет значение срок воздействия тератогенных факторов - поражается орган, который в этот момент наиболее быстро растет и дифференцируется, например:

6 - 8 недель беременности - пороки сердца;

8 - 10 недель беременности - пороки органов зрения.

В фазе плацентарного развития между матерью и плодом уже существует плацента, выполняющая барьерную функцию. Кроме этого, органы плода уже в основном сформированы. Поэтому вредные факторы уже не ведут к уродству плода, а вызывают воспалительную реакцию, ведущую не к нарушению строения органа, а к нарушению его функции. Эти болезни называют фетопатиями.

В этой фазе, когда появляется питание плода через плаценту, образуется система кровообращения. На 18-й неделе появляется подобие дыхательных движений, это способствует развитию древовидной структуры бронхов, а в дальнейшем – и легочной ткани. Формируется пищеварительная система: глотательные движения появляются на 14-й неделе, на 17-20-й неделе плод выпячивает губы, с 28-29-й недели он способен к активным сосательным движениям.

Мышечные движения появляются к 8-й неделе, на 18 - 20-й неделе мать начинает ощущать движения плода.

В периоде с 12-й по 18-ю неделю жизни в связи с плацентарным кровообращением воздействие неблагоприятных факторов не приводит к формированию пороков у плода, но могут возникнуть задержка роста и массы плода и нарушение дифференцировки тканей.

После 22-й недели могут быть преждевременные роды и рождение недоношенного ребенка или ребенка с дефицитом массы и роста.

В последующие недели внутриутробного периода созревают все органы и системы, происходит подготовка к внеутробной жизни, особенно это касается органов дыхания.

В связи с вышеизложенным, представляется особо важной так называемая антенатальная профилактика - дородовая охрана здоровья матери и ребенка. Основные ее звенья:

1. Наблюдение за течением беременности в женской консультации.

2. Система дородовых патронажей детских поликлиник.

3. Государственное законодательство.

После перерезки пуповины начинается внеутробный период жизни, который, в свою очередь, начинается с периода новорожденности или неонатального. Неонатальный период продолжается от 0 до 28 дней и подразделяется на ранний (0 - 7 дней) и поздний (8 -28 дней).

В силу особой важности и специфики средств и методов охраны здоровья плода и новорожденного принято поздний фетальный, интранатальный (роды) и ранний неонатальный периоды объединять под общим названием "перинатальный период":

с 28-й недели внутриутробного развития до 7 дня внеутробного

Число детей, погибающих в перинатальном периоде, равно числу смертных случаев в течение 40 лет жизни. Вот почему борьба за сохранение жизни в перинатальном периоде является залогом снижения общего уровня смертности и увеличения продолжительности жизни.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО

С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребенка прекращается связь с матерью. Он вступает в период внеутробной жизни - период новорожденности. С первым криком ребенок начинает приспосабливаться к окружающей среде. Период новорожденности. В течение этого периода складываются своеобразные анатомо-физиологические особенности новорожденного. В организме ребенка происходит определенная перестройка. С одной стороны, начинают функционировать органы и системы, которые не функционировали во внутриутробном периоде, с другой стороны, изменяются функции ряда органов.

Ранний неонатальный период - самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.

В этот период:

Устанавливается самостоятельное легочное дыхание;

легкие, которые до рождения ребенка были спавшимися, безвоздушными, после рождения расправляются, наполняются воздухом.

Изменяется способ питания, начинают функционировать пищеварительные органы;

В сердечно-сосудистой системе происходит ряд изменений: закрываются зародышевые кровеносные пути - боталлов и аранциев протоки, овальное отверстие, остатки пупочных сосудов, устанавливается постоянный малый и большой круг кровообращения, устанавливается внеутробное кровообращение с большим и малым кругом;

Появляется самостоятельная терморегуляция;

Изменяется тип кроветворения, физические и химические свойства крови;

Значительно повышается обмен веществ;

Все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия

Все сказанное подчеркивает важность специального ухода за новорожденными. Для осуществления грамотного, эффективного ухода за новорожденными необходимо знание анатомо-физиологических особенностей детей в этом периоде.

При переходе ребенка к внеутробной жизни резко изменяются условия внешней и внутренней его среды. Ребенок начинает существовать в окружающей среде с более низкой, чем в матке температурой, имеется гравитация, масса звуковых, тактильных, зрительных раздражителей. Необходим иной способ дыхания и получения питательных веществ. Кроме того, изменение условий происходит очень резко, в момент рождения. Поэтому состояние ребенка после рождения можно охарактеризовать как стрессовое. Все органы и системы приспосабливаются к новым условиям, но в условиях стресса находятся в состоянии неустойчивого равновесия, поэтому легко возникает нарушение процессов приспособления (адаптации) при малейших нарушениях условий жизни (питания, ухода, внешней среды).

Течение адаптационных процессов зависит кроме этого от исходного состояния ребенка(наследственность, течение беременности и родов) У ребенка, развивающегося во внутриутробном периоде в хороших условиях, процессы адаптации пройдут легко, без осложнений, иногда даже незаметно. А у ребенка, перенесшего внутриутробною гипоксию, адаптация будет трудной, чаще возникнут так называемые транзиторные (переходные, физиологические) состояния:

транзиторная лихорадка, физиологическая желтуха, половой криз, мочекислый инфаркт почек, физиологическая убыль веса, физиологическая эритема.

Транзиторные состояния - это не заболевания, а состояния отражающие трудности процессов адаптации к внеутробной жизни. Они не требуют лечения, проходят самостоятельно в условиях правильного ухода (внешняя среда, питание, гигиенический уход). Однако, при несоблюдении требований к уходу, транзиторные состояния легко могут перейти в заболевания, поэтому их и называют пограничными.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И.ВЕРНАДСКОГО

КЕРЧЕНСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

На тему: «Анатомо-физиологические особенности детей и подростков»

По дисциплине: «Гигиена»

Керчь, 2010


ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВОНОЙ СИСТЕМЫ

РАЗДЕЛ 2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Детским возрастом принято считать возраст от рождения до наступления полового созревания. У большинства детей этот период охватывает первые 14 лет жизни. Однако динамика роста и динамика развития у ребёнка на его протяжении далеко не одинаковы, и каждому возрастному «подпериоду» характерны свои анатомо-физиологические особенности. Наиболее наглядно об этом свидетельствуют пропорции тела ребёнка. У новорождённого, например, длина головы составляет 1/4 длины тела, тогда как у взрослого человека - 1/8, у детей раннего возраста относительно короче по отношению к общей длине тела нижние конечности и длиннее туловище.

Длина и масса тела ребёнка особенно активно увеличиваются на первом году жизни, затем интенсивность этого процесса уменьшается и отмечаются период ускоренного роста - вытяжения (с 5 до 7 и с 10 до 12 лет) и период округления, когда интенсивнее нарастает масса тела (с 3 до 5 и с 8 до 11 лет). В период полового созревания опять идёт более активное увеличение и длины, и массы тела.

С количественными тесно связаны и качественные изменения в организме ребёнка, которые важно учитывать в процессе ухода за ним и воспитания. Так, с ростом и увеличением массы тела связано развитие мышечной и костной систем, изменение поверхности тела, двигательных и других функций организма. Для каждого органа тела ребёнка также имеются свои закономерности нарастания массы, качественного созревания его структуры и совершенствования функций.


РАЗДЕЛ 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВОНОЙ СИСТЕМЫ

анатомический физиологический ребенок

В детском возрасте органы кровообращения имеют ряд анатомических особенностей, которые отражаются на функциональной способности сердца.

У новорожденного сердце относительно велико и составляет 0,8% от массы тела. К 3 годам жизни масса сердца становится равной 0,5%, то есть начинает соответствовать сердцу взрослого. Детское сердце растет неравномерно: наиболее энергично в первые два года жизни и в период созревания; до 2 лет наиболее интенсивно растут предсердия, с 10 лет - желудочки. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму, что связано с недостаточным развитием желудочков и сравнительно большими размерами предсердий. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого. Положение сердца зависит от возраста ребенка. У новорожденных и детей первых двух лет жизни из-за высокого стояния диафрагмы сердце расположено горизонтально, к 2-3 годам оно принимает косое положение. Толщина стенок правого и левого желудочков у новорожденных почти одинакова. В дальнейшем рост происходит неравномерно: из-за большей нагрузки толщина левого желудочка увеличивается более значительно, чем правого.

У детей раннего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15-16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Аорта до 10 лет уже легочной артерии, постепенно их диаметры становятся одинаковыми, в период полового созревания аорта по ширине превосходит легочный ствол. Капилляры хорошо развиты. Их проницаемость значительно выше, чем у взрослых. Ширина и обилие капилляров предрасполагают к застою крови, что является одной из причин более частого развития у детей первого года жизни некоторых заболеваний, например пневмоний и остеомиелитов.

Артериальный пульс у детей более частый, чем у взрослых; это связано с более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы ребенка, меньшим влиянием на сердечную деятельность блуждающего нерва и более высоким уровнем обмена веществ. Повышенные потребности тканей в крови удовлетворяются не за счет большего систолического (ударного) объема, а за счет более частых сердечных сокращений. Наибольшая частота сердечных сокращений (ЧСС) отмечается у новорожденных (120-140 в 1 мин). С возрастом она постепенно уменьшается; к году ЧСС составляет 110-120 в 1 мин, к 5 годам - 100, к 10 годам - 90, к 12-13 годам - 80-70 в 1 мин. Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью. Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры вызывают его заметное учащение. Для пульса детей характерна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе - урежается.

Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая оболочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25-1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21-го порядка. С возрастом количество ветвей и их распределение остаются постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на первом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является продолжением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются инородные тела.

После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндрический эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до полного его закрытия).

Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует слабому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может привести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою очередь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.

С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхо - легочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сегменты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких отделены друг от друга узкими бороздами и перегородками из соединительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4-6-недельного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, параллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включениями легочной ткани;

3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у подростка – уже 16–18 дыхательных движений в 1 минуту. Завершается развитие легких к 20 годам.

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах. Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) - в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о которых спрашивают, - 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки - в 11 мес. и т.д.

С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1200 - 1500 слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами.

Характерным показателем возрастной динамики ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так называемых рефлексов обратного развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных). Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса - Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, "заходящего солнца", "кукольных глаз", хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже практически идентичный взрослому.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

РАЗДЕЛ 2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно-двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладываются на 7-8-й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной ткани. У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3–4 годам появляется пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее – минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они составляют 20–25 % массы тела, к 8 годам – 27 %, к 15 годам – 15–44 %. Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигательный режим, в более старшем возрасте – занятия спортом.

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быстрых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волокна увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамометрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в возрасте 17–18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5–6 лет развиваются двигательные умения, после 6–7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8–9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10–12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожирение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Первые молочные зубы, отличающиеся хрупкостью и нежностью, прорезываются у 6 – 7-месячных детей. К 1-му году жизни число зубов должно равняться 8, а к 2 годам – 20. В 6 – 7-летнем возрасте начинается процесс смены молочных зубов на постоянные: к 7 – 8-му году жизни ребенка меняются 4 внутренних резца, в 8 – 9 лет – 4 наружных резца, в 10 – 12 лет – 4 клыка и в 12 – 14 лет – 4 больших коренных зуба. У детей эмаль постоянных зубов более тонкая, чем у взрослых, легко подвергается перерождению. Поэтому столь важен бережный уход за ними.

Слюнные железы, хотя уже сформированы к моменту рождения ребенка, тем не менее в первые 6 мес. жизни еще недостаточно функционируют. Это обусловливает определенную сухость слизистой оболочки полости рта.

Пищевод ребенка покрыт нежной, легкоранимой слизистой оболочкой. Желудок интенсивно растет в течение первых месяцев и более медленно на 2-м году жизни. Его кислотообразующая функция еще плохо развита. Содержание в желудочном соке переваривающих ферментов невелико, особенно у годовалых детей и новорожденных.

Длина кишечника у малыша грудного возраста в 6 раз превышает длину тела (у взрослого в 4,5 раза). Покрывающая его слизистая оболочка нежна, обильно снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, поэтому питательные вещества лучше всасываются. Между тем мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты хуже, чем у взрослых. Это обусловливает более слабую перистальтику и склонность детей к запорам.

Описанные анатомо-физиологические особенности органов пищеварения диктуют необходимость особого режима питания новорожденных и детей младшего возраста, тщательной кулинарной обработки пищи, более частого ее приема небольшими порциями.

Большие изменения происходят и в эндокринной системе. При этом ведущую роль играют гипоталамус, который является частью нервной системы и центральной эндокринной железой, а также гипофиз, половые железы, надпочечники и щитовидная железа. Масса гипофиза по сравнению с его массой в дошкольном возрасте увеличивается в 2 раза, размеры турецкого седла становятся больше у девушек, чем у юношей. Увеличивается и число клеток, участвующих в выделении гонадотропных гормонов: фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ) или гормона, стимулирующего интерстициальные клетки тестикул, адренокортикотропного гормона (АКТГ) и тиреотропного гормона (ТГ). Гонадотропные гормоны обусловливают созревание половых желез, стимуляцию биосинтеза их гормонов. ФСГ участвует в развитии половых желез у юношей, а у девушек – в росте фолликулов и в образовании эстрогенов в яичнике. ЛГ у девушек способствует превращению созревших фолликулов в желтое тело, а у юношей стимулирует образование андрогенов клетками Лейдига тестикул.

Ряд исследователей считает, что биологический эффект андрогенов и эстрогенов зависит от преобладания одного из них. Однако нельзя исключить и особую реакцию тканей рецепторов, которая определяется генетическими и другими факторами. Так, при гинекомастии содержание андрогенов и эстрогенов может быть нормальным, а внешне эстрогенный эффект преобладает.

Гормонами роста являются соматотропный гормон (СТГ) гипофиза, гормоны щитовидной железы – тироксин и трийодтиронин, андрогены

надпочечников и тестикул, а также инсулин. Действуют они в сочетании, но в различные периоды тем или иным из них принадлежит ведущая роль. У подростков наибольшее значение для роста тела в длину имеют андрогены надпочечников, а также гормоны щитовидной железы, которые вне зависимости от пола способствуют росту тела в длину. Роль андрогенов надпочечников и тестикул сказывается также на развитии вторичных половых признаков, наружных половых органов, спермато­генезе и мутации голоса.

Значение андрогенов, особенно андрогенов надпочечников, масса которых возрастает с 7 до 13 г, в физическом и половом развитии в связи с акселерацией у современных подростков начинает сказываться в более ранние сроки, чем это отмечалось ранее в литературе.

Андрогены оказывают также стимулирующее действие на биосинтез белка, усиливают развитие мышечной ткани, энхондральное окостенение и хондропластический рост костей.

При избыточной продукции андрогены тормозят пролиферацию хрящевой ткани, стимулируют ее оссификацию и способствуют закрытию зон роста, а при их недостатке происходит торможение окостенения хряща.


ВЫВОД

Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, поэтому необходимо выделять ряд периодов, или этапов, развития.

Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другого.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. - М., 1979.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М., 2000.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М., 1985.

4. Мурский Л.И. Физиологические основы обучения и воспитания. - Владимир, 1972.

5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подро-стков. - М., 2000.

6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. - М., 2000.

7. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. 384 с., ил.

9. Физиология ВНД / Л. Г. Воронин. - М.: Высш. шк. 1979.

10. Физиология человека / под. ред. Н. В. Зимкина. - 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт. 1964.