Конденсатор переменной емкости принцип действия. История создания и применение конденсатора

Слово конденсатор уже достаточно прочно вошло в язык всех аудиофилов. Действительно, сейчас мало кого встретишь без сего девайса. Попробуем разобраться, что же это такое, как оно работает, зачем он нужен, нужно ли его устанавливать и самое главное, как его устанавливать.
Обо всем по порядку, и сразу хочется заметить, что с технической точки зрения, не правильно называть героя нашей темы – конденсатор. Здесь все довольно просто: и формы, и параметры, и функциональность достаточно схожи, но название все таки приелось. Конденсатором в автозвуке, на самом деле является ионистор.
Немного теории. Как мы знаем (или вспомним) из школьного курса физики, конденсатор представляет собой две пластины (обкладки), между которыми размещен диэлектрик, чья толщина меньше размера пластин. Диэлектрик не позволяет пластинам обмениваться электронами, за то позволяет им их накапливать, в результате чего образуется ёмкость, именно то, что мы привыкли называть конденсатором, кондером, кондеем итд.
Ионистор же представляет собой нечто среднее между конденсатором и хим. источником тока. Диэлектриком (обкладкой) в нем служит двойной диэлектрический слой, иначе говоря ионистор способен накапливать гораздо больший заряд при тех же размерах, что и конденсатор.
Зачем он нужен? Если коротко, то функция кондера в автозвуке – разгрузить аккумулятор, генератор и сгладить частотную характеристику акустики в пике.
Простой пример: вы поставили в машину несколько мощных сабвуферов, аля Kicker SL7, мощные усилители и хорошую акустику. При любой попытке послушать музыку громче, вы будете наблюдать цветомузыку в салоне своего авто (это как минимум) в такт ритму, звук будет явно далек от ожидаемого, басы будут «рваными», а в худших случаях будете вынуждены постоянно менять аккумулятор или же кончите генератор. Все дело в том, что ни тот ни другой не способны мгновенно вырабатывать и отдавать энергию , однако это способен взять на себя наш герой, в силу своей большой емкости.
Итак, даже человеку не разбирающемуся в технической составляющей станут ясны все плюсы и минусы.
Если у вас достаточно сложная или мощная акустическая система - имеет смысл установка и на моноблок и на многоканальные усилители.
С установкой могут возникнуть несколько проблем: куда поставить, каким образом, как подключить. Здесь тоже все по порядку. Перед началом не поленитесь отключить АКБ. Располагать нужно строго рядом с усилителем, так, чтобы длинна силовых проводов была как можно меньше. Используя крепления, идущие в комплекте, как вариант, прикрутить к корпусу сабвуфера, подиума или акустической полки. Возможно, придется попотеть, но если этот пункт миновали, то дальше можно расслабиться. Прокладываем силовой провод () от аккумулятора до места крепления конденсатора, клемму пока не накидываем. Проводом покороче соединяем отрицательный вывод емкости с корпусом автомобиля. С обоих выводов, парой коротких проводов подключаем усилитель Теперь самое интересное: в установочном комплекте, если вы бдительны, можно заметить небольшой резистор. Он нужен для зарядки конденсатора. Не стоит пытаться просто накинуть положительную клемму на него и ждать зарядки, скорее всего перегорит предохранитель. Прикручиваем резистор к клемме (+) провода и кладем на клемму (+) кондея. Через некоторое время загорится цифровое табло, значение на котором будет постепенно расти. Это показатель заряда. Как только значение окончательно установилось – зарядка закончена. Снимаем резистор и делаем оставшиеся, понятные, манипуляции с подключением. Все готово!

Вопросы и ответы.

В: у меня в комплекте нет резистора. Как зарядить?
О: в качестве резистора можно использовать обычную автомобильную лампу накаливания, желательно с патроном (для удобства подключения).

В: я слышал, что автомобильные конденсаторы, да и вообще конденсаторы взрываются, так ли это?
О: взорваться могут конденсаторы, при не соблюдении полярности. О взрыве в авто мне пока ничего не известно. Но в любом случае, строго рекомендую соблюдать полярность.

В: вольтметр показывает не правильное значение. Что делать?
О: снимите крышку (или же рядом может быть отверстие) вы увидите небольшой потенциометр, вращая который можно установить требуемое значение.

В: правда, что емкость должна рассчитываться по пропорции, на 1кВт приходится 1фД?
О: конденсатор – не батарейка. Установка даже на 10кВт полу-фарадного принесет свою пользу. Конкретной зависимости нет, да и трудно найти емкость меньше 1фД.

Интересные факты: при отрицательных температурах емкость конденсатора\ионистора способна увеличиваться, хотя и не значительно.
В продаже существуют такие емкости, которые способны обеспечить пуск двигателя.


По другой версии (как известно правдоподобность исторических фактов очень частот достаточно сложно доказать) Мушенбрук специально пытался «зарядить» воду в банке. В то время ученые и исследователи еще считали, что электричество – это некая жидкость, которая находится в любом заряженном теле или предмете. Так вот, ученый специально опустил электрод электрической машины в воду, а затем взяв одной рукой банку, а другой случайно прикоснувшись к электроду он опять таки ощутил мощнейший удар током . А поскольку опыт проводился в городе Лейдене, то эту банку – прототип конденсатора, стали называть Лейденской банкой.

Есть и еще одна версия происшедшего события. Примерно в то же время – в 1745 году настоятель собора в Померании – немецкий священнослужитель Эвальд Юген фон Клейст пытался провести научный опыт с целью «зарядить» святую воду электричеством и сделать ее тем самым еще более полезной. Он также использовал электрическую машину, которые в то время были достаточно популярными. Правда, он не опускал в банку сам электрод, а использовал в качестве проводника металлический гвоздь. Случайно дотронувшись потом до гвоздя от также ощутил всю силу электричества.

В таком виде конденсатор просуществовал следующие 200 лет . Ученые и исследователи его немного доработали – банку изнутри и снаружи покрыли металлом, а воду убрали, и использовали ее для различных опытов в области изучения электричества.

Кстати слово «емкость», которое сейчас используется для обозначения номинала современных конденсаторов – это дань прошлому. Ведь изначально этот элемент был стеклянным сосудом (банкой), который имел некий объем или емкость. Кстати, Лейденские банки были разных объемов и чем больше, тем больше по площади электроды покрывали их изнутри и снаружи. , как известно, даже из школьного курса физики – чем больше по площади электроды конденсатора, тем больше его емкость.

Первый конденсатор был создан в 1745 г. голландским ученым Питером Мушенбруком , профессором Лейденского универси-тета. Проводя опыты по электризации тел, он опустил проводник от кондуктора элект-рической машины в стеклянный графин с водой. Случайно коснувшись пальцем этого проводника, ученый ощутил сильный элект-рический удар. Позже жидкость заменили металлическими проводниками изнутри и снаружи банки и назвали эту банку лейден-ской (рис. 4.68). В таком виде она про-существовала почти 200 лет.

Более сложные и совершенные конден-саторы нашли широкое применение в со-временных электротехнике и радиоэлектрон-ной технике. Они есть в фильтрах адаптеров, которые подают постоянное напряжение для питания электронных приборов, в радио-приемниках и радиопередатчиках как эле-менты колебательных контуров или состав-ные различных функциональных схем элект-ронной аппаратуры. В фотовспышках кон-денсаторы накапливают большой заряд, не-обходимый для работы импульсной лампы.

Мушенбрук Питер ван (1692 — 1761)— голландский физик. Родился в Лейде-не. Окончил Лейденский университет, был профессором Дуйсбургского, Утрехт-ского и с 1740 г. Лейденского универ-ситетов. Работы посвящены электри-честву, теплоте, оптике. В 1745 г. не-зависимо от Клейста изобрел первый конденсатор — лейденскую банку и провел с ней ряд опытов, в частности обратил внимание на физиологическое действие тока. Был автором первого си-стемного курса физики, а его двухтом-ное издание «Введение в натуральную философию» (1762 г.) было энциклопе-дией физических знаний того времени.

В электротехнике конденсаторы обеспе-чивают необходимый режим работы элект-родвигателей, автоматических и релейных приборов, линий электропередач и т.п. Материал с сайта

Рис. 4.70. Разные типы конденсаторов постоянной емкости

Во многих широкодиапазонных радио-приемниках конденсаторы переменной ем-кости (рис. 4.69) позволяют плавно изме-нять собственную частоту колебательного контура при поиске передачи необходимой радиостанции. Широко распространены кон-денсаторы, емкость которых можно изме-нять электрическим способом. Их называют варикапами.

Конструктивно конденсаторы могут быть плоскими , трубчатыми , дисковыми . В ка-честве диэлектрика в них применяют парафи-нированную бумагу, слюду, воздух, пласт-массы, керамику и т. п. (рис.4.70). Благодаря искусственным изоляционным материалам в наше время созданы конденсаторы боль-шой емкости, приходящейся на единицу объема.