Дервиз, павел григорьевич фон. Усадьбы фон дервизов Барон фон павел дервиз

Биография

Павел Григорьевич происходил из дворянского рода Дервиз . Начальное образование получил в английском пансионе Гирста в Петербурге. П. Г. фон Дервиз поступил в училище правоведения, откуда и был выпущен с золотой медалью в 1847 г. Вскоре фон Дервиз поступил на службу в сенат, по департаменту герольдии, а затем, во время Крымской кампании , служил в военном ведомстве, по провиантскому департаменту. Около 1857 г. он совершенно оставил службу и, некоторое время спустя, переехал на жительство в Москву. Там он был приглашен председателем новообразовавшегося в то время Общества Московско-Саратовской (впоследствии переименованной в Московско-Рязанскую) железной дороги Аненковым в качестве секретаря этого общества, в котором он впоследствии был членом правления. Вступив в компанию с инженером К. Ф. фон Мекк , фон Дервиз получил концессию на постройку Рязанско-Козловской железной дороги , которая и была закончена в 1866 г.; впоследствии, в той же компании, им была построена Курско-Киевская железная дорога . В техническом отношении и по своей эксплуатации обе эти дороги, особенно последняя, ставились в пример другим. Деятельность фон Дервиза была первым в России примером твердой и широкой постановки предприятия частной инициативы в железнодорожном деле. В 1868 году фон Дервиз переселился за границу, где и оставался до самой своей смерти, живя преимущественно на своей вилле в Ницце , а в 1870-е гг. также в своём замке Тревано близ Лугано .

Меценат

Дворец Дервиза в Ницце (Вальроз )

Страстный любитель музыки и сам музыкант, фон Дервиз имел в Ницце и Лугано свой частный оркестр, составленный из набранных в Германии и Франции музыкантов (в нём, в частности, в - гг. играл юный Сезар Томсон, дирижёром с 1878 года был Карл Бендль); концерты этого оркестра в свое время пользовались большой известностью. Фон Дервиз обладал весьма значительным состоянием и отличался широкою благотворительностью, как общественной, так и частной. В частности, на пожертвованные и предоставленные им в распоряжение московского городского головы князя А. А. Щербатова средства в Москве, в 1876 году, была учреждена Владимирская детская больница (названная так по имени умершего сына фон Дервиза).

Труды

  • статьи о московско-рязанской железной дороге:
    • Биржевые Ведомости 1864 г., № 95
    • Московские Ведомости 1864 г., № 276
  • Издано посмертно
    • Одна из предсмертных записок фон Дервиза Русская Старина 1885 г., кн. 6.

Дети

О нём

  • Некролог , Санкт-Петербургские ведомости 1881, № 122
  • Д. Языков Обзор жизни и трудов покойных русских писателей вып. II

Примечания

Ссылки

  • А. А. Половцев Русский биографический словарь

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 31 января
  • Родившиеся в 1826 году
  • Умершие 2 июня
  • Умершие в 1881 году
  • Умершие в Бонне
  • Предприниматели Российской империи
  • Меценаты Российской империи
  • Почётные вольные общники Императорской Академии Художеств

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дервентио
  • Дервиш-хан

Смотреть что такое "Дервиз, Павел Григорьевич фон" в других словарях:

    Дервиз, Павел Григорьевич фон - действительный статский советник, известный концессионер и строитель железных дорог, родился 31 января 1826 г. в г. Лебедяни (Тамбовской губ.), умер 2 июня 1881 г. в г. Бонне (в Пруссии). Пробыв некоторое время в английском пансионе Гирста (в… …

    Дервиз - Описание герба: см. текст … Википедия

    Дервиз (фон-дер-Визе) - Дервиз, вернее фон дер Визе русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Дервиза, Иоанн Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц советником голштинской службы у… … Биографический словарь

    ДЕРВИЗ - фон, Павел Григорьевич (1826 1881) рус. ж. д. делец 60 70 х гг. Служил в Сенате, в период Крымской войны 1853 56 в интендантском ведомстве Воен. мин ва. С начала частного ж. д. строительства (кон. 50 х гг. 19 в.) стал играть активную роль в ж. д … Советская историческая энциклопедия

    Дервиз, дворянский род Большая биографическая энциклопедия

    Дервиз дворянский род - вернее, фон дер Визе русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Д., Иоанн Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц советником голштинской службы у Петра III и… …

    Дервиз, род - вернее, фон дер Визе русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Д., Иоанн Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц советником голштинской службы у Петра III и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вульфиус, Павел Александрович - (1830 30 марта 1896 года в Москве) директор детской больницы Св. Владимира, действительный статский советник. Некролог Детская больница Св. Владимира понесла тяжелую утрату в лице своего директора П. А. Вульфиуса, скончавшегося 30 марта сего года … Большая биографическая энциклопедия

    Список членов Государственного совета Российской империи - … Википедия

    Детская городская клиническая больница Святого Владимира - Детская городская клиническая больница им. Святого Владимира Расположение Москва Подчинение Департамент здравоохранения города Москвы Тип … Википедия

, Российская империя

Павел Григорьевич фон Дервиз (31 января (1826-01-31 ) Лебедянь , Тамбовская губерния - 2 июня ) - русский предприниматель и меценат , известный как концессионер и строитель железных дорог в Российской империи . Действительный статский советник .

Биография

Павел Григорьевич происходил из дворянского рода Дервиз . Начальное образование получил в английском пансионе Гирста в Петербурге. Затем поступил в училище правоведения , откуда был выпущен с золотой медалью в 1847 году. Вскоре фон Дервиз поступил на службу в сенат в департамент герольдии; во время Крымской кампании служил в военном ведомстве в провиантском департаменте.

Около 1857 года он оставил службу и переехал на жительство в Москву. Здесь он был приглашён председателем Общества Московско-Саратовской железной дороги Н. Н. Аненковым в качестве секретаря этого общества, в котором он впоследствии был членом правления. Вступив в компанию с инженером К. Ф. фон Мекком , фон Дервиз, пользуясь покровительством Чевкина , получил концессию на постройку Рязанско-Козловской железной дороги , строительство которой было закончено 5 сентября 1866 года. Впоследствии, в той же компании, им была построена Курско-Киевская железная дорога .

Деятельность фон Дервиза была первым в России примером твердой и широкой постановки предприятия частной инициативы в железнодорожном деле. Эта деятельность очень быстро обогатила Дервиза; свой необычный успех он объяснял удачным размещением акций компании, высокой доходностью дорог и пр. Современники называли Дервиза «русским Монте-Кристо». Впоследствии он сам признавался, что вращался в кругах воротил-казнокрадов, «только потому не попадающих на скамью подсудимых, что кому-то нужна их воровская деятельность» .

Вилла Дервиза в Ницце (Вальроз )

В 1872 году в Москве фон Дервиз написал прошение московскому генерал-губернатору В. А. Долгорукову о разрешении построить детскую клиническую больницу в память всех старших детей, умерших у него в России. К этому времени у него умерло два сына - Владимир (1854-1855) и Андрей (1868-1869). В память о них он построил свою детскую больницу. В конце жизни фон Дервиз жил отдельно от своей жены и детей. В это время он занимался только своей личной жизнью, у него было большое количество романов и любовниц.

Отец Дервиза, Григорий Иванович (1797-1855), сам Павел Григорьевич, его жена, их дочь Варвара (1865-1881) и сын Владимир (1854-1855) похоронены вместе в семейном склепе Владимирской детской больницы в Москве. Сегодня над склепом семьи фон Дервиз в церкви действующая часовня.

Меценат

Фон Дервиз обладал значительным состоянием и отличался широкой благотворительностью, как общественной, так и частной. На пожертвованные и предоставленные им в распоряжение московского городского головы князя А. А. Щербатова средства в Москве в 1876 году была учреждена Владимирская детская больница (названная по имени умершего сына фон Дервиза).

В 1869 году он пожертвовал значительную сумму при основании лицея в память Цесаревича Николая .

Любитель музыки и сам музыкант , фон Дервиз имел в Ницце и Лугано свой частный оркестр, составленный из набранных в Германии и Франции музыкантов (в нём в 1875-1877 годы играл юный Сезар Томсон , дирижёрами были Жозеф Ассельман , Карл Мюллер , а с 1878 года Карл Бендль , концертмейстером - Г. Виндерштайн); концерты этого оркестра пользовались большой известностью.

Семья

Жена - Вера Николаевна Тиц (1832-1903), дочь эконома гатчинского сиротского института. По словам современницы, жена Дервиза никакой роли в семье не играла; её вполне заменяла графиня М. И. Келлер , которая учила хозяйку дома светским приемам, занимала и принимала гостей в «дни» Варвары Николаевны. Но на этих «днях» почти никого не было: русская колония в Ницце избегала знакомства с ними, потому что чета Дервиз была совершенно лишена такта, они старались давить своим богатством, пускать пыль в глаза. С 1874 года Вера Николаевна с детьми жила отдельно от мужа. Фон Дервиз оставил им 1 миллион рублей и на имя жены приобрел имение Старожилово , где было развёрнуто обширное строительство. Дети :

Статьи о московско-рязанской железной дороге

  • Биржевые Ведомости . - 1864 - № 95.
  • Московские Ведомости . - 1864 - № 276.

Примечания

  1. Умер на вокзале, встречая гроб с телом дочери Варвары, скончавшейся в возрасте 16 лет от болезни спинного мозга. В источниках указывается две версии места смерти: Бонн и Санкт-Петербург. В письме к П. И. Чайковскому Н. фон Мекк писала: «Когда я уезжала из Москвы, Иван Григорьевич (Дервиз, мл. брат) получил известие, что у Павла Григорьевича умерла дочь (единственная) шестнадцати лет и что везут её в Москву хоронить, и Иван Григорьевич поехал встречать тело, и всё семейство при нём, в Вержболово , а вчера Володя мне телеграфирует, что и сам Павел Григорьевич скончался».
  2. В 1863 году общество изменило свои обязательства и стало называться обществом Московско-Рязанской железной дороги.
  3. Одна из предсмертных записок фон Дервиза // Русская старина . - 1885. - № 6. - С. 594.
  4. В 1889 году Сергей Павлович продал её генерал-майору Александру Константиновичу Гейнцу, а через два года она с аукциона продана итальянцами Квадри, которые устроили здесь санаторий. Вилла и в дальнейшем меняла хозяев, здесь бывали Р. Леонкавалло , П. Масканьи , Г. Форе . В 1961 году была снесена по решению местных властей (Антонов В. В. Вилла Дервизов в Лугано // Московский журнал. - 2011. - № 7 (247) . - С. 79-85 . -

УСАДЬБА С. П. ФОН ДЕРВИЗА В КИРИЦАХ moscowhite wrote in April 22nd, 2009

Друзья! Я принял решение в случае с усадьбами расширить, если можно так выразиться, географические рамки Москвы. Во-первых, псевдоготические памятники почти никогда не несли характерных черт архитектуры той местности, где они строились. Во-вторых, многие архитекторы, строившие эти усадьбы, внесли огромный вклад в московскую архитектуру. Ф. О. Шехтель - безусловно, из их числа. С него-то я и начну наше путешествие по "Готической России".

Фон Дервизы появились в России очень давно. Их предки – дворяне, рязанские помещики из обрусевшей немецкой семьи, которая переехала в Россию из Гамбурга в далеком XVIII столетии. В Германии они носили фамилию Визе – так, например, Генрих-Дитрих Визе когда-то был старшим бургомистром Гамбурга. Приставка «Фон Дер» появилась позднее, уже в России, во времена российского императора Петра III, который присвоил дворянское звание главе этого семейства Иоганну-Адольфу Визе за его «прилежные труды» в Юстиц-коллегии.

Известный российский предприниматель Павел Григорьевич Фон Дервиз родился, как и его предки, на юге Рязанской губернии – в городе Лебедяни, в семье директора Гатчинского сиротского института. Сначала он пошел по привычной стезе государственной службы, как и его родитель, но в 1857 году Павел Григорьевич оставляет интендантство и начинает новое для себя дело – строительство железных дорог. В 1859 году он получил от правительства лицензию на строительство железной дороги от Москвы до Рязани, став председателем правления Общества Московско-Рязанской железной дороги. Позднее, в 1866 году Фон Дервизом была построена Рязанско-Козловская ветка, которая за счет большого грузооборота начала приносить хорошую прибыль. Павел Григорьевич стал одним из богатейших людей России – он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии, имениями в Рязанской губернии, пароходами на Волге.

Павел Григорьевич Фон Дервиз.

Но в личной жизни удача его оставила – его детей поразила тогда еще малоизученная, практически неизлечимая и потому страшная болезнь – костный туберкулез. Он пытался спасти их, бросил все, увез детей во Францию, на Лазурный берег, построил там, в Ницце, свою знаменитую виллу Вальрозе. Сделал все возможное и невозможное, чтобы вылечить своих детей. Не забыл при этом и местных ребятишек – открыл в Ницце школу, которой впоследствии было присвоено его имя. Когда его сын Владимир скончался, Павел Григорьевич пожертвовал 400 тысяч рублей на строительство детской больницы в Москве. Сооруженная по проекту архитектора Р. А. Гедике при участии петербургского педиатра К. А. Раухфуса, она была открыта в Сокольниках в 1879 году. Великолепно оснащенная и спланированная, больница эта стала новым словом в медицине (сейчас она известна как Русаковская). Но в 1881 году, не в силах вынести кончину любимой дочери Вари, Павел Григорьевич Фон Дервиз умер от сердечного приступа.

Его старший сын, Сергей Павлович, выпускник Московской консерватории, продолжил дело отца: строил железную дорогу от Москвы до Рязани, вместе с бароном Фон Мекк сооружал пути от Петербурга до Москвы. Часть огромного наследства он потратил на строительство усадьбы в селе Кирицы в Ярославской губернии. Новый хозяин имения замостил кирпичом дорогу, ведущую к станции Проня, и в 1887 году поручил молодому, тогда еще мало известному архитектору Шехтелю перестроить барский дом. К тому моменту Федор Осипович еще не построил ни знаменитого дома Рябушинского, ни Ярославского вокзала, ни особняка Морозова. По сути дела, и стиля модерн как такового еще не существовало, но Шехтель, как человек невероятно талантливый, в своей без сомнения выдающейся работе переосмыслил каноны европейской средневековой архитектуры, и на основе псевдоготики создал удивительный, легкий и воздушный романтический стиль, который позднее стали называть «стилем Шехтеля».

Центральную часть двухэтажного здания украсил портик, увенчанный декоративными башенками со шпилями. Изящно выглядел угловой особняк, его балкончик поддерживали крылья могучего орла. С центральной частью особняк соединила стеклянная галерея, соседствующая с крепостной башней с зубцами. Дом поставлен фасадом к оврагу, к которому сбегают две монументальные лестницы и пандусы. Расходясь в стороны, лестницы снова сходятся и вливаются в широкую террасу с верхним гротом. Отсюда уже общая широкая лестница спускается в партер, замыкаемый нижним гротом, сложенным из диких камней. Ниже грота шли пруды, а за прудами раскинулся фруктовый сад. Перед гротом, у начала сбегающих вниз лестниц, когда-то на высоких пьедесталах находились мощные бронзовые кентавры. Через глубокий овраг пролег каменный «мост любви», украшенный светильниками. Пройдя тенистые аллеи, гости Спасского уездного предводителя дворянства Сергея Павловича Фон Дервиза попадали к «Красным воротам» - двум стрельчатым башням, связанным арочным мостиком.

Но вскоре выяснилось, что Сергей Павлович не унаследовал от отца главное – его коммерческий талант. Дела у него шли все хуже и хуже, вышло даже так, что в конце 80-х годов XIX века его имущество находилось под опекой. Для того чтобы смыть это постыдное пятно с репутации фамилии Фон Дервиз, хлопотали такие фигуры, как Константин Победоносцев и Сергей Витте. Но Сергей Павлович все равно оставил фамильное дело. После смерти матери он продал свою недвижимость и перебрался с дочерью и женой в Париж, где и окончил свои дни. В 1908 году владельцем усадьбы Кирицы становится князь Горчаков, который, однако, ни разу там не появился, доверив хозяйство своим управляющим. После революции в дворянском поместье размещались сельскохозяйственное училище им. Карла Либкнехта, затем техникум, позднее - дом отдыха. С 1938 года в бывшем дворце барона Фон Дервиза открыли санаторий для детей, больных костно-суставным туберкулезом. Это весьма нетипично для беспамятного советского времени, но таким образом свершилась подлинная историческая преемственность. Не так давно в усадьбе началась реставрация, и обветшавшему за десятилетия советской власти дворцу постепенно возвращается первозданный величественный вид.

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://imgsrc.ru/main/user.php?user=yo

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://photofile.ru/users/kc-kc/

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: http://mgr-trip.narod.ru/1.htm

Фото: 4044415

«Средневековое» имение не имеет древних корней. История его рождения сохранилась в легенде: будто бы барон Сергей Павлович фон Дервиз, из соседнего поместья , заблудился во время охоты и вышел из леса к старому стекольному заводу с бедной усадебкой фабриканта Смольянинова. Нетронутая природа в своей естественной дремучести поразила Дервиза, и он не раздумывая приобрел эту землю вместе с производством и имением, полагая устроить здесь родовое гнездо. Благо, средства позволяли —отец оставил ему в наследство виллу в Лугано, дом на Английской набережной в Санкт-Петербурге, акции и круглую сумму в банке. Фон Дервиз поначалу щедро тратил отцовские капиталы, но вскоре научился преумножать их, предпочитая многое из того, что имел, отдавать на благотворительность.Семейное поместье в , принадлежавшее матери и младшему брату, вскоре стало тяготить его. Артистичному и возвышенному Сергею (профессионально занимавшемуся музыкой и окончившему Московскую консерваторию по певческому классу) грезился свой дом, возможно, в духе старинных рыцарских замков, которые он видел, путешествуя по Европе. Оставалось только одно — найти не просто архитектора, а тонкого художника и рискованного экспериментатора, который построил бы так, как никто доселе не строил!

Судьба свела его с Федором Шехтелем, фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков. «Творчество Шехтеля столь же впечатляюще характеризует отечественную архитектурную школу конца XIX - нача¬ла XX века, как Гауди — испанскую, Орта и Онкар — бельгийскую, Берлаге — голландскую, Макинтош и Вайси — английскую и шотландскую...» В его раннем творчестве преобладают «бесполезные», по мнению маститых зодчих, красочная образность и духовный комфорт, созвучные едва уловимым настроениям человека, облагораживающие и доставляющие ему эстетическое наслаждение.

В 1889 году на плато, как на подиуме, поднимается замок. Молва о нем достигает столиц, но по-настоящему Федор Осипович становится знаменит несколько позже, после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.

Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.

Владелец, по-видимому, очень гордился своей новой резиденцией, поместив на ступенчатом фронтоне дома фамильный герб фон Дервизов. Творец же,казалось, пытался превзойти самого себя в выдумке и гротеске: консоль в виде орла с распростертыми крыльями, поддерживающая угловой балкон, беседка на краю верхней террасы с чешуйчатым куполом, с пучеглазыми рыбами у основания граненого шпиля.

В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями. Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией. Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.

Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома. Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук - белокаменные обелиски, грациозные по форме.

Более от декоративных затей ничего не сохранилось, только на границе парка можно видеть готические (Красные) ворота, похожие на мини-замок с башенкой, с аркой, повисшей над дорожкой.

Шло время, однако фон Дервиз для местного крестьянства и рабочего люда так и остался чужеземцем и разорителем стекольного заводика, дававшего им хотя бы нищенский заработок. Имение однажды уже подвергалось разорению, народное недовольство зрело, и фон Дервиз с семьей принял решение покинуть Россию. Имущество, в том числе и Кирицы, срочно продается. В 1908 году Дервизы уезжают за рубеж, навсегда оборвав связь с родиной...

В прекрасном замке через три десятилетия обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая несколько жизней, стала трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.

Размещение санатория сохранило усадебный ансамбль от полного разрушения, хотя за бытность свою медицинским учреждением он сильно обветшал. В конце 1990-х годов в Кирицы пришли реставраторы, в 2007 году работы по ремонту дворца Дервизов были завершены. Все еще ждут своей очереди терраса с лестницами, полуобрушившийся мост, Красные ворота и оставленные без зеркальной поверхности пруды.

Особняк был построен в 1886 г.; приглашенный фон Дервизом рязанский архитектор Николай Михайлович Вишневецкий спроектировал его в стиле итальянского Ренессанса.

Дом поставлен в глубине владения и представляет собой двухэтажное здание с ризалитом в центральной части, к которому примыкает парадное крыльцо. К нему с двух сторон ведут полукруглые пандусы, у въезда на которые поставлены большие светильники, выполненные в виде женских фигур. Фасады особняка украшены крупным рустом, цоколь отделан гранитом, в оформлении фасадов использованы элементы ренессансной архитектуры - сдвоенные арки с колонками на углах здания, лепные элементы карниза и фриза. Простенки между окнами второго этажа украшены лепными львиными масками, во фризе помещены лепные изображения драконов, держащих щит с буквами SVD (Sergei von Derwies). Ограждение крыши особняка украшено вазонами.

Для оформления интерьеров особняка фон Дервиз пригласил молодого талантливого архитектора . Созданное Шехтелем декоративное убранство особняка отличается роскошью и изысканностью, в оформлении помещений использованы элементы и мотивы разных архитектурных стилей - классического, восточного, готического. Живопись и гобелены, витражи, шелковые ткани, деревянная резьба, тонко выполненный лепной декор - все это делает оформление интерьеров дома уникальным по богатству отделки и стилевому разнообразию. Стоит отметить, что подлинное убранство особняка сохранилось практически полностью, за исключением части мебели.

Столовая и гостиная первого этажа оформлены деревянными резными панелями, в декоре потолка столовой использована роспись - фрукты на золотом фоне; стекла окон - витражные, как и все витражи в доме, они выполнены по авторским рисункам Шехтеля.

Белый парадный зал второго этажа оформлен в классическом стиле и украшен позолоченными лепными деталями, в центре потолка - живописный плафон. Другой плафон, меньшего размера, украшает потолок парадной мраморной лестницы; в оформлении стен верхней лестничной площадки использованы гобелены с пейзажными сюжетами, в нишах на лестнице поставлены статуи, выполняющие также функцию светильников; освещает лестницу витражное окно с изображением герба рода фон Дервиз. Кессонированный потолок вестибюля первого этажа, оформленного в готическом стиле, украшен резными деревянными фигурками средневековых человечков.

Особой изысканностью декора отличается восточная, или китайская, гостиная, стены которой обтянуты шелковыми тканями с орнаментом и украшены расписными деревянными панелями; в росписи потолка повторяются стилизованные изображения китайского дракона.

В одной из угловых комнат второго этажа был устроен зимний сад, который освещался витражным световым фонарем и большими витражными окнами.

Во всех парадных и жилых комнатах были установлены мраморные или деревянные камины. Сохранились также светильники, сделанные по авторским рисункам.

Принадлежал к немецкому роду фон дер Визе, его предки обосновались в России при Петре III, и вскоре получили потомственное дворянство. Его отец Павел Григорьевич фон Дервиз сколотил состояние на строительстве железных дорог, много занимался благотворительностью, в частности на его средства была построена детская больница св. Владимира в Сокольниках. Сергей Павлович управлял доставшимся ему по наследству семейным бизнесом, также состоял на службе при Министерстве юстиции, но проявлял гораздо больше склонности к искусству - играл на рояле (одно время он учился в Московской консерватории) и сочинял музыку, писал стихи, увлекался театром. После революционных событий 1905 г. фон Дервиз решил покинуть Россию, он продал почти все свои владения, включая и московский особняк, и в 1908 году уехал во Францию, где и жил до самой смерти в 1943 г.

Особняк у него купил нефтепромышленник Лев Зубалов, при нем в 1911 г. была построена высокая каменная ограда, в результате чего особняк стало не видно с улицы. Зубаловы жили здесь до 1918 г., когда они решили подарить особняк Румянцевскому музею, и здесь ненадолго разместился филиал музея. В дальнейшем особняк использовался под разные нужды, с 1941 г. и по настоящее время здесь размещается ВНИИЭМ - полузакрытый Институт электромеханики, входящий сейчас в структуру Федерального космического агентства (Роскосмоса). Доступ в особняк закрыт для всех, кроме сотрудников института.

Здание является объектом культурного наследия.