Если это политическое дело, то и защита должна быть политической. Ленинградское дело - политическое дело

1. Понятие, структура, режимы существования политического процесса.

2. Стадии политического процесса.

3. Классификация политических процессов.

4. СМИ в политических процессах.

1.Понятие, структура, режимы существования политического процесса.

Политология изучает не только политические институты, например, государство, партии, сущность политики и политической власти, но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Исследуются причины возникновения той или иной политической проблемы, как эта проблема попадает в повестку дня общества, как на нее реагируют институты управления, какие решения по ней принимаются. Иными словами, речь идет о политической практике, организационной и контрольной деятельности, конкретном управлении, подборе и расстановке кадров, обсуждении и принятии решений, обмене информацией между субъектами политического процесса и многом другом. Это и есть политический процесс, который формируется и направляется, прежде всего, силами, находящимися у власти, принимающими основные политические решения.

Политический процесс отражает политическую реальность, которая складывается не по желанию лидеров и предписаниям ученых, а является результатом переплетения, борьбы интересов различных политических сил, социальных групп, поведения этих групп и граждан, их представлений о том, что бы они хотели получить от правительства и государства. В политическом процессе действуют живые люди со своими надеждами, ожиданиями, предрассудками, уровнем культуры, образования.

Политический процесс стимулирует социальные перемены. В процессе своей деятельности люди влияют на политическую систему общества, воспроизводят одни ее элементы и разрушают другие, поддерживают определенные политические силы и приводят их к власти, отказывая в доверии другим. Тем самым формируется курс государственной политики, отражающий требования тех или иных социальных групп.

Таким образом, политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс - это последовательная смена состояния социально-политической действительности, в первую очередь политической системы общества, происходящую в результате совокупной деятельности социально-политических субъектов (политических сил), направленной на завоевание, удержание и использование политической власти.

Структура политического процесса

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

Субъекта, носителя власти;

Объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

Средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.

Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.

Организация политического процесса начинается с замысла, идеи, разработки плана, концепции, теории. Субъектам процесса необходимо выбрать цель, обосновать ее. В соответствии с целью намечаются задачи, выбираются средства, ресурсы, методы, определяются исполнители, темпы, сроки исполнения, число участников, их состав. Исполнители должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками. В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны, своего рода политический быт с его обычаями, традициями, общением, связями, настроениями, ожиданиями масс, их поддержкой власти или безразличием к ней, возмущением по поводу тех или иных решений. Несогласованность элементов политического процесса и отношений между ними разрушает процесс или приводит к непредвиденным результатам. Непродуманность концепции процесса, его стратегии и тактики привела к неудаче многие начинания, в том числе процесс перестройки в СССР, создания СНГ, многие преобразования в Восточной Европе.

Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних. Речь идет о наличии ресурсов, благоприятных или неблагоприятных внешних условиях, об избранных средствах, методах, исполнителях. В проекте политического процесса должны учитываться как внутренние, так и внешние факторы, однако часто именно внутренние факторы способны нарушить процесс, изменяя число его активных сторонников и участников, сроки завершения и результаты.

πόλις ) исторически формировались как городские общины с самоуправлением, которые конституировали себя в качестве политической формации, общности - эта форма самоорганизации общества была типична для Древней Греции . Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю . С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления . Политика как методология управления формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия (ремёсла, искусства, школы), в которых формировалась будущая элита.

Сам по себе рассматриваемый термин был введён в IV веке до н. э . Аристотелем , который предлагал для него следующее определение: политика - это искусство управления государством (полисом). Впрочем, политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия задолго до этого события - хотя и позднее, нежели, например, экономические отношения или мораль . Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

  • Теологическое . В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.
  • Антропологическое . Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).
  • Биологическое . Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал - таких, к примеру, как агрессивность , инстинкт самосохранения , борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц , в частности, увязывал с феноменом агрессивности войны , революции и другие конфликты , имеющие место в жизни общества .
  • Психологическое . Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности , интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики . В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд , ассоциировавший природу политики с бессознательным .
  • Социальное . Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего - по мере роста его сложности и развития социальной стратификации . В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться неолитическая революция , которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом. Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид:
    • Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление частной собственности . Последняя, в свою очередь, способствует развитию экономики , её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость личности , обеспечивая ей возможность достичь определённого положения в обществе экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты.
    • Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной.
    • Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения целостности территорий , находящихся под контролем указанного сообщества.

Соответственно, политика возникает в связи с утратой возможности разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными методами - посредством обычаев , моральных установок и т. п. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого, понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти . В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти - анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья - как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.

Сущность политики [ | ]

В ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся во владении совокупностью конкретных (ораторским , военным , судебным и т. д.), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон), знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), борьба классовых интересов (Карл Маркс). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и , управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика , глобальная или мировая политика) .

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

Основные подходы [ | ]

В исторической ретроспективе базовые тенденции в определении сущности политики, так же, как и в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К их числу могут быть отнесены следующие:

  • Субстанциональный . Определения политики увязываются непосредственно с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Никколо Макиавелли, Макса Вебера и Карла Маркса.
  • Институционный . Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, Владимир Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.
  • Социологический . В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп , реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.
  • Телеологический . Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

Кроме того, в современной политологии выделяются два противоположных друг другу подхода к пониманию политики: консенсусный и конфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска Компромиссов , и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов , областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми. Необходимо, впрочем, при этом отметить, что не следует преувеличивать значимость и важность какого-либо из этих подходов: политика является продуктом борьбы двух разнонаправленных тенденций (конфликты интересов с одной стороны и поиск равновесия - с другой), что фактически уравнивает между собой консенсусный и конфронтационный подходы.

Альтернативные определения [ | ]

  • Политика - борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество , а τικός (тикос) - интерес ; (дословно - «множество интересов») [ ] . Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос , а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос ) ;
  • Политика - искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика - управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;
  • Политика - это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства ;
  • Политика - это управление распределением ресурсов;
  • Политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти ;
  • Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами , будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает ;
  • Политика - это участие в делах государства , направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;
  • Политика - это деятельность организации (её поведенческая модель), в том числе деятельность государства по реализации своих целей (интересов), например: - техническая политика;
  • Политика - всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем-либо или кем-либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;
  • Политика - совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
  • Политика - форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь;
  • Политика - это искусство объединения людей;
  • Политика - это борьба за право устанавливать свои правила игры;
  • Политика - искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле);
  • Политика - приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица;
  • Политика - исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (Политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой);
  • Политика - меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру, политикой фирмы «А» могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли.

Функции [ | ]

В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:

  • Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
  • Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство .
  • Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).
  • Рационализация отношений между людьми и смягчение противоречий в обществе, поиск разумных решений возникающих проблем.

Структура [ | ]

В политике выделяются субъекты, или акторы - свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т. д.), а также объекты - общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т. п.) и политической культуры. Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: политическую систему , политический режим и политические процессы.

Виды [ | ]

Классификация видов политики осуществляется по нескольким основаниям:

  • По целевой сфере общества:
и т. п.
  • По направлению или масштабу: внутренняя и внешняя .
  • По содержанию и характеру:
  • прогрессивная,
  • реакционная,
  • научно-обоснованная,
  • волюнтаристская.
  • По субъектам: политика мирового сообщества , государства, организации и т. д.
  • Политические процессы и общество [ | ]

    От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и духовном аспекте, а также от учёта ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением, зависит ускорение или, напротив, задержка развития общества.

    В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

    Политические системы и идеологии [ | ]

    На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:

    Связанные определения [ | ]

    • Политические отношения - формы взаимосвязи субъектов политики - согласие, партнерство, дискуссии, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.
    • Политическая власть - возможность и способность навязывать свою волю другому.
    • Политические организации - совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.
    • Политическая культура - тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.
    • Политическое сознание - политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).
    • Субъекты политики - индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество, участвующие в процессе реализации государственной власти.

    Год только начался, но уже понятно, что и дальше нас ждут VIP-аресты, парламентские противостояния, исторические споры и прочее. Власть уже предупредила, что украинцам придется потуже завязать пояса и пережить ряд непопулярных реформ. Оппозиционеры призывают к сопротивлению режиму, объедению в единый фронт. О том, что же происходит в стране, какова дальнейшая судьба Юрия Луценко, кто рискует оказаться за решеткой и о многом другом в интервью ForUm "у рассказал народный депутат от НУ-НС, оппозиционный вице-премьер Олесь Доний.

    - Олесь, с 27 апреля 2010 года, когда парламентское большинство силовым методом подавило оппозиционный протест против ратификации соглашения о размещении Черноморского Флота РФ в Севастополе, уже прошло девять месяцев. В тот день Вы серьезно пострадали. В июне, после выписки из больницы, Вы рассказали в интервью ForUm "у, что прокуратура не захотела признавать Вас потерпевшим. Скажите, в деле что-то изменилось? Вас признали потерпевшим?

    Ничего не изменилось. Не признали. Прокуратура меня уже даже не беспокоит, не вызывает. Она ничего не хочет делать.

    - Дело спустили на тормозах?

    Да. Для них важнее сейчас посадить Юрия Луценко.

    В историю парламентской бойни войдет не только день ратификации, но и 16 декабря 2010 года. Вы ожидали такого второго «освобождения» парламента?

    Абсолютно. Если можно безнаказанно бить депутатов один раз, то понятно, что искушение со временем повторить это будет только нарастать. Очевидно, что теперь так будут проводиться разборки с неугодными не только в Верховной Раде, но и везде.

    Такой пример заразителен. Вспомните, как возле дома избили жену вновь избранного ректора Донецкого университета, неугодного для нынешнего руководства Минобразования. Опять же, сколько было дифирамбов журналистов «налоговому Майдану», разговоров об общественном сопротивлении. А как только интерес несколько утих, те, кто на Майдане Незалежности ставил палатки, уже сидят.

    Еще один пример. 10 января мне позвонили приятели из Борисполя - Юрий Нога и Марина Брацило. Это обычная семья украинской гуманитарной интеллигенции. И знаете, что с ними случилось? Главное следственное управление СБУ по борьбе с терроризмом под поводом взрыва в Запорожье провело у них обыск, изъяло телефоны, записные книжки, флешки. Причем эти люди не входят ни в одну из политических партий или общественных организаций. Это пример запугивания культурной интеллигенции.

    Все, кто сейчас находится в оппозиции к власти, являются потенциальными жертвами нападений. Против них действует система. Против них могут использовать избиения, обыски, аресты, задержания, увольнения с работы и т.д. Ведь схема уже апробирована. Посмотрите на Беларусь и Россию.

    Вы вспомнили о взрыве в Запорожье. Известно, что инцидент с памятником Сталину на территории Запорожского обкома КПУ переквалифицирован в террористический акт, дело передано из милиции в СБУ.

    Это дело очень похоже на поджог Рейхстага (произошел 27 февраля 1933 года, сыграл большую роль в укреплении власти нацистов в Германии, - авт.). Теперь есть возможность прийти с обыском или арестом к любому из общественных активистов, к каждому из представителей украиноязычной интеллигенции.

    - Вы предполагаете, что сами подорвали, а теперь лишь делают вид, что ищут виновных?

    Доказательств нет. Но очень похоже. Помните, как в России в свое время внезапно подрывались неизвестно кем дома, притом аналогичным способом, с помощью взрывчатки. Потом жителями одного дома были задержаны сотрудники российской спецслужбы ФСБ, которые начали рассказывать, что это якобы учения. Но это все было достаточно сильным толчком для избрания Владимира Путина президентом РФ.

    Прошедший год завершился возбуждением дел и арестами бывших представителей власти, которые сегодня в оппозиции. Скажите, в этом году процесс будет продолжен? Кто еще может оказаться под следствием или за решеткой?

    Бесспорно, такие действия продолжатся. Вы же понимаете, что если аппарат запускает репрессивный механизм, то остановить его можно будет только предельно мощным сопротивлением. Иначе режим только усиливается.

    Загляните в историю, и вы увидите, как, например, действовал репрессивный аппарат в 20-30-х годах ХХ века. Все шло по нарастающей: сначала уничтожались все оппоненты, потом – теоретические оппоненты, а после этого – непосредственно те, кто занимался репрессиями. Так может быть и здесь, у нас.

    - Вы говорите, что репрессивную машину можно остановить только мощным сопротивлением. Что Вы имеете в виду?

    Это очевидно. Если не будет мощного давления со стороны международных инстанций или общественности, репрессии будут усиливаться.

    В канун Нового года был арестован экс-министр внутренних дел Юрий Луценко. Вы сразу же действенно начали помогать, активно его защищая. Скажите, почему? Насколько мне известно, вы никогда не были близкими друзьями?

    Почему вас это удивляет? Это нормально. Так должен поступать всякий нормальный человек, приятель, соратник. Мы – политические соратники. Абсолютно нормально помогать друг другу. Ненормально, что остальные этого не делают. Вот их нужно спрашивать, почему так? Почему они не подставили плечо в тяжелую минуту?

    В свое время рядом с Юрием Луценко было очень много людей. Сейчас активно встали за него только Олесь Доний, Юрий Грымчак, Тарас Стецькив и Юрий Стець. Где остальные?

    Это вопрос к ним, а не к тем, кто остался рядом.

    - Ну, а все-таки?

    Наверное, причина в том, что соблазнов очень много. Для кого-то – это финансы, для кого-то – карьера.

    - Олесь, по Вашему мнению, какова дальнейшая судьба Луценко?

    Вполне понятно, что это дело политическое. Есть все признаки координации действий как минимум трех силовых структур – МВД, СБУ и судебной системы. А это значит, что решение принимается тем органом, кто может координировать их действия, руководить ими.

    Соответственно, судом не учитывается никакая аргументация юридическо-правового характера, и никакая система защиты в суде не может привести к успеху. Если это политическое дело, значит, и защита должна быть политической.

    - То есть?

    Если власти так действуют, значит, нам нужно защищаться политически: показывать неправовые действия власти международной общественности, привлекать международные структуры. Госдепартамент США уже откликнулся, отреагировал на политические репрессии, которые имеют место быть в Украине. Кроме этого, думаю, надо привлекать общественность для уличной борьбы, гражданского сопротивления. Иначе понятно, что будет в Украине.

    Обратите внимание: власть не интересуют ни дела об убийствах, ни о миллиардных кражах, а вот надбавка к пенсии водителю Луценко якобы имеет признаки сговора. Все это делается только для того, чтобы пугать Луценко отсидкой сроком до десяти лет. Это не просто избирательность и неадекватность, а четкая направленность правосудия в борьбе против политических оппонентов.

    Есть мнение, что ни Юрия Луценко, ни Юлию Тимошенко, ни кого-то еще из бывших власть имущих не посадят, поскольку это будет прецедент, который в будущем позволит отправить за решетку представителей действующей власти. Поэтому тех, кто сегодня под следствием, попугают, публично выпорют, а потом сами же развалят их дела и отпустят.

    Нет. Это не так. Такую информацию распространяют сами представители власти.

    - Зачем им это?

    Чтобы расслабить оппозицию, не дать создать единый всеобщий фронт. На самом деле репрессивный аппарат постепенно набирает обороты, действует все мощнее и мощнее. И не нужно тешиться иллюзиями.

    Надо понимать, что если сейчас не защитить всех представителей оппозиции, то поверьте, они их посадят, а в дальнейшем будут сажать всех и каждого. И как только общественное внимание станет утихать – репрессии будут нарастать.

    Кстати, в Беларуси, где все доведено до абсурда и действует режим, подобный набирающему сейчас силу в Украине, оппозиционеров не только сажают. Несогласные там «пропадают без вести», журналисты - «накладывают на себя руки».

    С каждым днем в Украине жить становиться дороже, а зарплаты, пенсии, стипендии заморожены. Может, все именно так потому, что бедными легче руководить, их проще запугать?

    Такая политика власти в Украине уже двадцать лет. В бывших социалистических странах Центральной Европы нет такого экономического расслоения, как в Украине. О странах Западной Европы говорить вообще не приходится. В Украине же сначала была политика коммунистической номенклатуры, потом – посткоммунистической.

    Власть видит, что у бедного населения на первом месте стоят исключительно бытовые проблемы: еда, жилье, одежда. Поэтому народу не до размышлений об общественных проблемах и потребностях.

    Более того, Партия регионов – партия крупного капитала. Они даже в экономической политике направляют свои интересы на поддержку крупного бизнеса. Бюджет страны используется не для уменьшения разрыва между бедными и богатыми, поднятия зарплат и пенсий, а наоборот. Деньги выбрасываются на глобальные проекты, в частности на Евро-2012, а там можно больше злоупотреблять и «пилить» для себя.

    - Сегодня украинское общество заняло наблюдательную позицию, смотрит на все происходящее отстраненно.

    Тут – вопрос к обществу… И общество должно знать, что выбор невелик: либо придет понимание к каждому, что так продолжатся не может, либо этот режим поднимется так, как в свое время сталинский или северокорейский. Если есть понимание, что хочется в Европу и демократию, а в не прошлый век, нужно сопротивляться.

    Возможно, у многих украинцев страх перед властью заложен на генетическом уровне? Многие из нас вышли из СССР, у многих родные погибли в Голодомор или были репрессированы…

    Считаю, что оправдать лень и собственный страх можно чем угодно. Нужно уметь подавлять в себе и то и другое.

    Например, на днях была акция по защите одного исторического дома в Киеве. Люди вышли, потому что они болеют за лицо города. И нельзя сказать, что у них нет страха, что они лишены воспоминаний о боли прошлого. Но у них есть более высокие ценности, более важные приоритеты, поэтому они готовы переступить через собственный страх.

    И так нужно поступать во всех вопросах, касающихся Украины, каждому гражданину нашей страны.

    - Скажите, Вы можете сейчас спрогнозировать, когда в Украине случится перелом к лучшему?

    Тут должен в очередной раз повториться. Все зависит от самого общества. Иными словами, только когда люди действительно захотят изменений к лучшему, только тогда они их и получат. А пока нет осознания того, что все зависит не от власти, не от очередного мессии, а от каждого из нас, перемен к лучшему ждать не стоит.

    Юлия Артамощенко,

    Конец эпохи сталинизма был ознаменован несколькими крупными политическими делами, среди которых наиболее известны авиационное дело, ленинградское дело, дело врачей. Большая часть современных историков видят в этом проявление тоталитарного режима, другие - деспотизма и самодурства Сталина. Кто-то настаивает, что это была борьба с настоящими преступниками. Данная статья призвана рассмотреть ленинградское дело.

    Истоки

    Нынешняя политическая власть заботится о своем реноме и, как говорится, не выносит сор из избы. Если и открываются какие-то преступления, то чаще дело заканчивается отставкой. Лишь незначительное количество случаев рассматривается в суде. А бывает и такое, что кумовство приводит к покрытию правонарушений должностным лицом и даже его повышению по служебной лестнице. Ленинградское дело интересно тем, что было признано существование в высших эшелонах власти при Сталине серьезных правонарушений и преступлений, в которых было замешано около 2000 человек (партийные деятели разного уровня, члены их семей). Так кто же был обвинен, в чем и на каких основаниях?

    Обвиняемые

    Изначально основные обвинения были выдвинуты против выдвиженцев А. Жданова в ЦК Политбюро, а затем в дело вовлечены высшие руководители ленинградской партийной группы. Общеизвестно, что в советском обществе произошло сращивание партийного и государственного аппарата, поэтому партийные функционеры обладали политической и экономической властью на местах. Из подследственных самыми крупными фигурами были А.Кузнецов, председатель Совета Министров М. Родионов, председатель Госплана Н. Вознесенский. Из руководителей Ленинграда в обойму попали Г.Попков, Я. Капустин, Г. Бадеев, П. Лазутин и многие другие.

    Суть обвинений

    Между ленинградским руководством и выходцами из Ленинграда в центральном партаппарате сохранились дружеские и политические связи. Это вполне понятно. В случае чего можно было напрямую обратиться к Жданову, Вознесенскому, Родионову - и они помогали. Такая связь, хоть и объяснима, но она нарушает основы социалистического устройства, в котором главным была объективность. Кроме этого, в такой ситуации кроется опасность консолидации достаточных сил для противостояния и изменения существующей политической системы. Видимо, это была главная причина столь пристального внимания к ленинградской группировке. Каждому из деятелей были предъявлены отдельные обвинения. Вознесенскому - умышленное занижение планов промышленного производства и преступная халатность, в результате которой были утеряны важные государственные документы. Родионову - в формировании антисоветской партийной группы. Капустину - в шпионаже в пользу Великобритании. Попкову - в разбазаривании народного достояния. В целом, ленинградское дело характеризировалось как измена и предательство перечисленных лиц.

    Результаты

    Все судебные разбирательства и процессы, проводимые на протяжении 1948-1952 годов, принято объединять в одно ленинградское дело. Кратко приговоры сводились к расстрелу (причем без права ходатайствовать о смягчении наказания) и к длительным тюремным заключениям. Первая мера применялась в основном к главным руководителям, а вторая - к более мелким аппаратчикам. Расстреляны были 200 человек. Имя Жданова на суде не упоминалось. Буквально через несколько лет, после смерти Сталина, ленинградское дело будет пересмотрено. В 1954 году объявят о фальсификации обвинений против его участников, они получат реабилитацию. Данное решение будет не менее политическим, чем следствие над ленинградцами. В результате тень палача упадет на Г. Маленкова, отчего в борьбе за власть выиграет Н. Хрущев.

    Политический процесс

    Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.

    Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций , классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию , изменение во времени и пространстве.

    Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с её конституирования и последующего реформирования . Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

    Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

    • представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;
    • выработка и принятие политических решений;
    • реализация политических решений.

    Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь:

    • революционных и реформаторских начал;
    • сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;
    • восходящих и нисходящих тенденций развития.

    Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

    Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

    Типология политического процесса

    По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

    Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

    Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

    С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

    При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

    Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, чёрный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьёзное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

    Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

    С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

    Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Политический процесс" в других словарях:

      ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - (POLITICAL PROCESS) Когда люди стараются получить доступ к политической власти и использовать ее в своих личных или групповых целях, они образуют политический процесс. Идея политического процесса предполагает, что политику можно рассматривать в… … Социологический словарь

      ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - получившее в последние годы распространение в России понятие, которым охватывают все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (прежде всего конституционным отсюда также… … Энциклопедический словарь конституционного права

      ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС(1) - political process; 2) political trial) 1) ход развития политических событий, последовательная смена состояний в развитии политической жизни; 2) разбирательство судебного дела с политическим содержанием, мотивами … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

      Отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно политических и иных общественных отношений, видов… … Политология. Словарь.

      ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ осуществление политики в общественном пространстве и историческом времени. Пространственно временная локализация политического процесса может охватывать все время существования политики, тогда он понимается как… … Философская энциклопедия

      Совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантиро­ванных законом и включенных в динамику прак­тически политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический… … Политология. Словарь.

      - (Большой политический процесс русских в Галиции 1882 г.) судебное дело, инициированное властями Австро Венгерской империи в отношении карпаторусских общественных деятелей в 1882 году. Своё название получил по имени одной из главных обвиняемых,… … Википедия

      Процесс Ольги Грабарь (Большой политический процесс русских в Галиции 1882 г.) судебное дело, инициированное властями Австро Венгерской империи в отношении карпаторусских общественных деятелей в 1882 году. Своё название получил по имени одной из … Википедия

      - «Процесс пятидесяти» («Процесс москвичей», Суд над участниками «Всероссийской социально революционной организации», официальное название: «Дело о разных лицах, обвиняемых в государственном преступлении по составлению противозаконнаго сообщества и … Википедия

    Книги

    • Политический процесс в арабских странах. Учебное пособие , Сапронова М.А.. Учебное пособие написано на основе курса лекций для бакалавров факультета международных отношений МГИМО и учитывает политические изменения, произошедшие на Арабском Востоке после 2011 г. На…