Как выглядел меч короля артура. Экскалибур и другие легендарные мечи

Меч Экскалибур является одним из самых загадочных мифов связанных с королем Артуром. Сегодня мы поговорим о короле Артуре и его славном мече Экскалибур.

Величайшая западноевропейская Легенда, Historia Regum Britanniae, написанная около 1135 года Жоффруа де Монмутом на латыни и через двадцать лет переведенная на старофранцузский нормандцем Робертом Вайсом, впервые упоминает о волшебном мече короля Артура под именем Калибурн.

Повествуя об исторической битве при Бадоне, во время которой король Артур успешно отбил саксонское нашествие, автор рассказывает, как Артур, осенив себя драгоценным мечом, сделанным на священном острове кельтов Авалоне, ринулся в гущу битвы, поражая врагов с первого удара. Легенда свидетельствует, что король убил четыреста семьдесят воинов своим единственным оружием – мечом Калибурном. Этому мечу приписываются волшебные свойства рассекать клинки других мечей, оставаясь при этом невредимым и сохраняя своего владельца, у которого при этом должно быть чистое сердце.

Меч Экскалибур.

Происхождение меча имеет две версии, которые несколько противоречат друг другу.

Согласно первой версии, был изготовлен волшебником Мерлином, который силой волшебства заключил его в большой камень и написал на нем, что тот, кто сможет извлечь из камня меч станет королем всей Британии по праву своего рождения.

Как же достался этот меч Артуру?

Его отец, Утер Пендрагон, фамилия которого переводится как «победитель дракона», был справедливым и мудрым королем. Стараясь ладить с богами и выражать их волю на земле, король держал при себе советника Мерлина, мудрого человека, который прославился умением общаться с Духами природы. Никто не знал, откуда появился этот Мерлин при короле. Говорили, будто родился он на загадочном острове Авалон, откуда и пришел однажды, но никто не знал, где этот остров находится.

Мерлин появлялся неожиданно в трудные для королевства времена, и также неожиданно исчезал, когда все становилось на свои места. В ночь, когда у короля Утера родился сын Артур, он внезапно пришел в сполохах молний и попросил отдать ему мальчика. Король беспрекословно выполнил пожелание Мерлина, тем более что мудрец заявил, что так будет лучше для королевства. Никто во всем королевстве не знал, что у короля родился наследник. Он исчез вместе с Мерлином.

О последующей судьбе юного Артура различные предания говорят по-разному. Одна часть преданий утверждает, что Артур воспитывался у рыцаря Эктора под постоянным присмотром Мерлина, а вторая часть говорит о том, что Артур семнадцать лет жил с самим мудрецом Мерлином на острове Авалоне.

Король Утер так и не увидел больше своего наследника, а перед смертью решил доверить судьбу Британии Мерлину, единственному человеку, которому он доверял. В силу своей дальновидности, Мерлин отдает решение о судьбе будущего королевства на волю богов, потому как считал, что в королевстве Британии должно восстановиться справедливое правление и ни один человек не может решить, кто справедлив, а кто нет.

Мерлин указывает на камень, в котором спрятан меч и ждет знамения свыше, которое укажет, на того кто этот меч достанет. Многие рыцари пробовали свою силу, пытаясь извлечь из камня . Но Мерлин прекрасно понимал, что дело не в физической силе, а в силе духа, в способности жить не для себя, а для других.

Самые разные рыцари пытались добыть для себя место короля. Артур тоже был среди них, но не в качестве рыцаря, а в качестве пажа у своего названного брата Кея, который потерял свой меч по беспечности и попросил Артура раздобыть ему новый. Недолго думая, Артур достал из волшебного камня и принес его Кею взамен потерянного.

Кей сразу понял, какую возможность судьба ему дает, потому что этот меч нельзя было не узнать. Не долго думая он пошел с ним к Мерлину. Но Мерлина нельзя было провести, и он приказал Кею обратно в камень вставить меч и показать всему народу, как он его оттуда вытащил. Кею ничего не оставалось, как рассказать правду.

Таким образом, ничего не ведавший и не подозревавший паж в одно мгновение становится королем Британии, который правил справедливо и мудро, заботясь об униженных, бедных, оскорбленных и продолжая традиции своего отца Утера.

Вторая версия происхождения меча Экскалибур рассказывает о том, что король Артур получил его однажды от феи лесного озера, когда проезжал мимо него. Он увидел, что из середины озера поднялась рука в рукаве из шикарного шелка, сжимающая чудесный меч, блистающий как сотни факелов в ночи. К Артуру по воде подошла Владычица озера и объяснила королю Артуру, что это волшебный , который ждет достойного рыцаря. Артур изъявил очень страстное желание овладеть этим мечом и Владычица озера позволила Артуру взять меч и приказала вынимать его из ножен только в правом бою. Так же она сказала, что бы и меч и ножны находились всегда при Артуре ибо меч и ножны волшебны и способны уберечь короля от ран.

Разные предания связывают с мечом Экскалибур. Согласно одним, этот меч у короля выкрали и им же его убили. Согласно другим, меч всегда был при Артуре и он вернул его Деве озера перед смертью, когда он потерпел свое первое и единственное поражение. И якобы Дева озера увезла умирающего короля на мифический остров Авалон, символизирующий потусторонний мир, где Артур и по сей день ждет своего возвращения в Британию.

Экскалибур - это меч короля Артура в знаковой работе сэра Томаса Малори «Ле Морт д’Артур», опубликованной в 1485 году н.э. Меч был первоначально представлен в «Истории королей Британии» Джеффри из Монмута (1136 г. н. Э.) В качестве Калибернуса (или Калиберна) и далее развит более поздними писателями, прежде чем Малори увековечил его в своей работе. Меч, с первого взгляда, является мощным оружием в руках опытного воина и сохраняет эту репутацию в каждой истории, которая ее характеризует.

Как и во многих других волшебных или мощных мечах в легенде или мифологии, он отождествляется с одним героем и не должен позволять попадать в руки врага из-за его присущей власти. В случае с Экскалибуром, когда Артур умирает от своих ран после битвы с Мордредом, он должен быть возвращен к своему источнику, Леди Озеро, вместо того, чтобы быть порученным любому рыцарю - независимо от того, насколько благородно - может преуспеть Артур, король.

Однако это правило не всегда верно для каждой версии легенды. В стихотворении Конте дю Грааль провансальский поэт Кретьен де Труа (около 1130 г. - 1190 г. н.э.) делает Экскалибур (называемый Эскалибор) оружием сэра Гавейн. В Цикле Вульгаты (1215-1235 гг. Н.э.) и Цикле после Вульгейта (приблизительно 1230-1245 гг. Н. Э.) Артур представляет Гавейн с Экскалибуром, который затем передает его Ланселоту за его защиту Гвиневера. Затем Гавейн возвращает меч Артуру для своей последней битвы с Мордредом, а затем он должен быть возвращен Леди Озеро.

МЕЧТЫ В МИФОЛОГИИ
Понятие «меч силы» не было связано с легендой Артура. В греческой мифологии упоминается ряд магических мечей и, особенно, гаппа, используемая титаном Кронос для свержения его отца Урана. Меч Юлий Цезарь, Кроче Морс должен был обладать сверхъестественными силами, как Меч Марса, принадлежащий Аттиле Хун. Мечи Джанцзян и Мойе китайского весеннего и осеннего периода также должны быть пропитаны великой державой их создателями.

В библейской Книге Бытия, после Падения Человека, Бог ставит своих херувимов стоять на востоке от Эдемского сада вместе с пылающим мечом, «который повернулся во всех отношениях», чтобы не допустить возвращения Адама и Евы. Шинто-штормовой бог Сусануо находит волшебный меч в хвосте дракона, и это в конечном итоге стало частью японских имперских регалий. В скандинавской мифологии часто используются магические мечи, такие как Грам, оружие Сигмунда и его сына Сигурда, а кельты ввели в свои сказки ряд волшебных мечей, в том числе Клейом Солайс (kleeve sollish), Меч Света, который торжествует над темнота. В 11-м веке н.э. у испанского героя Эль Сида было два волшебных меча, а французский чемпион Европы VIII века Роланд обладал своим знаменитым лезвием Дюрендаль и упал вместе с ним, защищая проход Рончево в эпопее «Песнь о Роланде».

Хотя есть прецеденты для более ранних магических или сверхъестественных мощных мечей, Экскалибур, возможно, самый известный. Он часто ассоциируется с другим артурским мотивом, Мечом в камне, но на самом деле это два разных меча. В некоторых версиях легенды Меч в камне разрушается в первом сражении Артура и заменяется Экскалибур, в то время как в других Меч в Камне обосновывает право Артура править (поскольку только он может вытащить клинок из скалы) как сын и преемник Утера Пендрагона, в то время как Экскалибур служит символом его власти как короля.

ИЗВЕСТНОЕ ИМЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Имя Excalibur может возникнуть в работе Culhwch и Olwen из Mabinogion, коллекции валлийских легенд, если принять дату композиции, как c. 1100 CE. Однако Mabinogion существует только в рукописях XIII и XIV веков, а некоторые ученые отмечают его в 1200 году н.э. В этой сказке меч Артура называется Каледвивич, который происходит от латинских чалибов («сталь» или «железо») и означает «твердая расщелина». Каледвивич, как название меча власти, скорее всего, происходит от мифологического ирландского лезвия Каладболга (что означает «прожорливое»), перенесенного королем Фергюсом Мак Роичем в Ольстерский цикл ирландской мифологии.

Джеффри из Monmouth называет меч Артура Caliburnus в средневековой латыни, который более прямо использует латинские chalybs как «сталь», но обозначает особенно тяжелое или эффективное лезвие. По существу, к тому времени, как писал Джеффри, имя клинка Артура можно было бы понимать как «знаменитый меч» или «великий меч» из-за более ранних ассоциаций чалибов с мифологическим оружием.

Французский поэт Уэйс (около 1110-1174 гг. Н. Э.) Перевел работу Джеффри на древнерусскую народную литературу и переименовал меч Шалиберн. Кретьен де Труа сменил имя на Эскалибор. Когда легенда Артура была переведена на английский, Халиборн / Эскалибор стал Экскалибур. Малори, опираясь на Цикл Вульгаты, называет меч Артура Экскалибуром вскоре после того, как Артур нашел и нарисовал Меч в Камне, связав это имя с этим оружием, и эта ассоциация застряла. Позже, однако, как только этот первый меч разбит в бою, становится ясно, что Артур должен получить «истинный экскалибур» из мистического источника, Леди Озера и Мерлина (который, кажется, магическая сила за обоими мечами) направляет его туда, где ему будет предложено. Никакое объяснение не имеет значения, силы или происхождения меча, и, на самом деле, Малори обращает больше внимания на ножны.

Представлен ли он как Меч в камне или дан Леди Озера, ясно, что Экскалибур исходит из другого царства. Этот мотив следует из установившейся парадигмы в кельтских знаниях магического оружия, таких как копье Кухулина или меч Фергуса Мака Ройча, будучи выкованным в мистическом царстве. Однако одно и то же устройство используется в легендах многих культур по всему миру. Например, великие мечи Джанцзяна и Мойе также имеют мистическое происхождение. В случае с Экскалибуром меч превращается из могучего оружия в символ божественного вдохновения и искупления. Когда оружие впервые упоминается в работе Джеффри Монмута, магические атрибуты ему не приписываются.

Сила меча
В Книге IX «История королей Британии» Калиберн сначала упоминается как «лучший из мечей, который был выкован на острове Аваллон» и указан Джеффри вместе с другим снаряжением Артура как предмет особого значения. Поскольку Артур готовится встретиться с саксами в битве в Бате, Джеффри пишет:

Он поставил на голову рулон из золотого могила с подобием дракона. Более того, на его плечах он носил щит, который был назван Придвен, где на внутренней стороне был нарисован образ святой Марии, Матерь Божия, которая много раз и всегда вызывала ее обратно в его память. Гирт был он также с Калиберном, лучшим из мечей, который был выкован на острове Аваллон; и копье, которое украшало его правую руку, называлось по имени Рон, высокое копье и толстое, полное собрание, чтобы совершить убою. (188)

Саксоны нарушили доверие с Артуром после того, как они поклялись договориться о мире, и поэтому битва - это вопрос личной чести, а также необходимая защита его царства. Джеффри описывает тяжелое сражение, в котором саксы держат высоту и наносят тяжелые потери британцам под Артуром. Саксы продолжают удерживать свое положение до тех пор, пока день почти не исчезнет, ​​а затем Артуру, наконец, хватило и возглавит окончательное обвинение в своем положении. Джеффри пишет:

Артур вздрогнул от упорства своего сопротивления, и медленность его собственного продвижения, и выталкивая его меч, кричит вслух во имя Святой Марии и быстро продвигает его вперед в самую толстую прессу вражеской занимает. Кого бы он ни коснулся, призывая Бога, он ударил одним ударом, и однажды он не ослабел в своем натиске, пока он не убил четырехсот семидесяти человек в одиночку с его мечом Калиберн. Это, когда англичане увидели, они следовали за ним в близком ранге, занимаясь убийством со всех сторон. (189)

Экскалибур описывается более или менее одинаково каждый раз, когда он появляется в истории. В работе Малори, когда Артура атакует король Лот, его сначала избивают, пока он не развяжет силу своего меча:

При этом король Лот поразил короля Артура. При этом его четыре рыцаря спасли его и посадили на лошади; затем он вытащил меч Эскалибура, и он был настолько ярким в глазах его врагов, что он дал свет, как тридцать факелов. Тем самым он отложил их и убил много людей. (13)

Артур противостоит Лоту в начале легендарной версии Малори, и кажется, что Экскалибур - тот же самый меч, что и Артур, ранее извлеченный из камня. Это вызвало путаницу между двумя видами оружия, которые часто обозначаются как одно и то же, но не являются.

МЕЧ В КАМНЕ
Понятие «Меч в камне» было добавлено к легенде Артура французским поэтом Робертом де Бороном (12 век н. Э.) В его «Мерлине». Роберт де Борон представляет меч как закрепленный на наковальне, который позже писатели превратили в камень. Цикл Вульгаты легенды отличает меч, который Артур вытащил из камня и Экскалибура, и эта традиция продолжается в Цикле после Вульгейта и повторяется в работе Малори.

Хотя меч Артура определен как Экскалибур в начале версии Малори, становится ясно, что это не истинный Экскалибур, так как этот меч разрушен в борьбе Артура с Королем Пеллинором. Пеллинор получает лучшее из Артура после того, как его меч сломается и говорит ему уступить, но молодой король не будет. Чтобы спасти свою жизнь, Мерлин ставит Пеллинор спать, а затем берет Артура, чтобы получить истинный Экскалибур от Леди Озера. Артурский ученый Норрис Дж. Лейси пишет:

В некоторых текстах (и в популярных артурских знаниях) Экскалибур также является Мечом в Камне, но такая идентификация несовместима с традицией, найденной, например, в Цикле после Вульгаты и Малори, в результате чего меч Артур (и, наконец, отнял у него) рукой в ​​озере. (176)

Поскольку Экскалибур определяется его силой и силой, это не может быть тем же оружием, которое нарушается в столкновении Артура с Пеллинором. Тем не менее, по словам Мерлина, это не Экскалибур, который настолько необычен, но его ножны. Мерлин спрашивает Артура: «Что тебе больше нравится, меч или ножны?» и Артур отвечает: «Меч радует меня». Затем Мерлин упрекает его:

«Вы более неразумны, - сказал Мерлин, - потому что ножны стоят десятого меча. Пока у вас есть ножны на вас, вы никогда не потеряете кровь, вы будете так сильно раненны, поэтому всегда держите ножны с вы.» (37)

Эта деталь становится значимой позже в версии Малори, когда сестра Артура, Морган ле Фэй, крадет ножны. Она надеялась победить Артура с помощью магии, нажимая своего любовника сэра Акколона против Артура, давая Accolon истинный Excalibur и Arthur подделку (устройство сюжета, взятое почти непосредственно из Ирландского цикла Ольстера). Когда меч Артура ломается, он знает, что это не Экскалибур, и ему удается победить и убить Акколона. Морган берет волшебные ножны в мести и бросает его в озеро; таким образом, обрекая Артура в его последнем сражении с Мордредом.

ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКАЛИБУРЫ
Меч стал более известным, чем мощные ножны, и продолжает оставаться символом добродетели и силы Артура. Более поздние работы, в том числе Эль Сид и Песнь Роланда, опираются на символику Экскалибура для их героев. J.R.R. Известная трилогия Толкина «Властелин Колец» опирается на символику меча власти, которая сломана и должна быть сделана целиком, чтобы передать концепцию возвращения правого короля; сюжетное устройство, похожее на Меч в каменном мотиве, где земля страдает после смерти Утера Пендрагона, пока законный король не сможет нарисовать волшебный меч из камня.

Тем не менее, больше, чем просто литературное устройство, Экскалибур стал самым благородным аспектом легенды Артура. Хотя он всегда описывается как меч власти, эта власть используется в интересах народа, справедливости, а не в корыстных интересах короля. Экскалибур передается Артуру магическими средствами, Леди Озера; это не оружие, выкованное в этом мире, а в другом. Меч происходит из этого другого царства, и, как только Артур побежден и умирает, его нужно вернуть туда. Этот мотив не уникален для легенды Артура, но заимствован из кельтской традиции, в которой магическое оружие должно быть возвращено к его источнику.

В некоторых версиях истории рыцарь сэр Гирфлет, переживший заключительную битву между Артуром и Мордредом, получил задачу бросить Экскалибур обратно в озеро; в Малори это относится к сэру Бедевере. Если Гирфлет или Бедевее, команда Артура, что Экскалибур будет возвращена туда, откуда она пришла, не проходит без внимания дважды, так как рыцарь, которого он посылает по поручению, не видит смысла в том, чтобы выбросить такое благородное и мощное оружие. Эта неудача со стороны одного из самых надежных товарищей Артура резонирует с христианской историей предательства Христа Иудой, как она предназначена, и указывает на то же значение: мир не может понять или оценить усилия божественного будет способствовать тому, чтобы он поднялся выше, чем он считает.

Экска́либур — меч короля Артура, которому часто приписывали удивительные и волшебные свойства. Сегодня мы расскажем легенду о нём словами Томаса Мэлори, автора знаменитой «Смерти Артура».

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».


одивились люди и поведали о том архиепископу…» «…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.


Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.


Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком. Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).


Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане. История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти. Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.


О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч. Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета. Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале). В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году. По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани. Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.


По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим. Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов. Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих. Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:


Один из самых, пожалуй, таинственных мечей в истории. Меч в камне. Меч великого короля Артура.

Название меча - «Экскалибур», лат. - Caliburnus, валлийск. - Caledvwich (Каледфолх). Скорее всего, происхождение слова - кельтское. В рыцарских романах также упоминается под названиями Mirandoisa и Chastefol.

Волшебный меч короля Артура впервые появляется под именем Калибурн в самом раннем тексте величайшей западно европейской Кегенды — в Historia Regum Britanniae, написанной около 1135 года на латыни Жоффруа де Монмутом и переведенной на старо французский в 1155 году нормандцем Робертом Вайсом под названием “Роман де Брют”.

В отрывке, посвященном исторической битве при Бадоне (Бате), думается, около 500 года, во время которой Артур отбил саксонское нашествие, сказано: “Артур осенил себя своим драгоценным мечом, который был сделан на острове Авалон (священный остров кельтов)”.

Рассказ продолжается по мере развития битвы: ” Быстрым движением, обнажив свой меч Калибурн, (Артур) ринулся в сомкнутые ряды противника. Все, кого он рубил, Господь свидетель, умирали от первого удара меча. Он не остановил своей атаки до того, пока не убил четыреста семьдесят солдат единственным оружием — Калибурном.

Этот меч имеет экстраординарные свойства: Эскалибур легко рассекает клинки других мечей, сам же неуязвим и делает, соответственно, таковым своего владельца (легенда, правда, уточняет: если у рыцаря чистое сердце).

О проихождении Эскалибура и о том, как он достался королю Артуру есть две версии, противоречащие друг другу. Первая из них говорит, что меч был изготовлен волшебником Мерлином:

«Мерлин изготовил огромный меч Эскалибур и заключил его силой своего волшебства внутрь большого камня, на котором было начертано: “Кто извлечет сей меч из камня, тот — по праву рождения король над всей Британией”.»

И вот, соответсвенная легенда о том, как он достался Артуру:

«Легенды относят нас в далекий пятый век, когда в Британии, в старинном графстве Соммерсет жил знаменитый Король Артур. У него, как и у каждого из нас, был отец. Отца Артура звали Король Утер Пендрагон. Эта старинная фамилия в переводе означает “победитель дракона”, “человек, победивший дракона”. Утер был последним представителем этого старинного древнего аристократического рода. Отличался он тем, что обладал удивительным качеством — качеством справедливости.

Это был один из тех королей, который воплощал в своем королевстве Британии идею справедливого правления, пытаясь выражать волю богов на земле. Будучи человеком, не имея возможности напрямую познать волю богов, Утер имел при себе советника, знаменитого мудреца, человека, который владел тайными природы, который имел возможность общаться с Духами природы – Мерлина.

Мерлин не правил государством, но был при короле и своим существованием гарантировал возможность проявления сил света. Появление Мерлина оставалось для всех загадкой. Говорили, что он пришел когда-то (никто точно не помнил когда), с загадочного острова Авалон, где и родился. Но никто не мог сказать, где находится этот остров. Мерлин не всегда находился во дворце, время от времени он куда-то уходил и появлялся в королевстве в тот момент, когда в королевстве происходило что-то важное.

То есть, когда его присутствие было необходимо. Так произошло в тот день, точнее ночь, когда родился Артур. Была гроза, темнота ночи освещалась всполохами молний. Как только Артур родился, Мерлин попросил Утера отдать ему сына. Он не объяснял причин. Единственное, что сказал Мерлин, что так будет лучше для королевства. Поскольку для Утера благо для королевства являлось священным, он без колебания отдал Артура. В королевстве никто не знал о том, что родился наследник.

О дальнейшей судьбе Артура легенды говорят по-разному. Часть легенд говорит, что он воспитывался у рыцаря Эктора под пристальным наблюдением Мерлина. Часть легенд говорит, что 17 лет Артур жил у самого Мерлина на острове Авалон, где мудрец лично руководил его воспитанием.

Время шло, Утер старел. Он чувствовал, что приближается то время, когда ему необходимо будет оставить этот мир и передать власть, правление наследнику. Наследника не было. Утер умирает, так и не увидев его. Перед смертью он завещает решить судьбу Британии Мерлину, мудрецу, единственному человеку, которому Утер доверял целиком и полностью. Мерлин, как истинный мудрец, предлагает отдать решение на волю богов. В Британии должно продолжиться справедливое правление, а человек не в состоянии выбрать и решить, кто справедлив, а кто нет. Мерлин ждет знамения. Знамения свыше, которое указало бы того, кто действительно сможет управлять королевством.

Благодаря волшебной силе Мерлина, в центре королевства появляется камень со вставленным в него мечом. На камне надпись, что королем Британии сможет стать тот, кто вынет меч из камня. Весть о появлении камня и меча разносится по всему королевству, со всех сторон приезжают самые сильные рыцари, способные, как им кажется, достать этот меч.

Мерлин знает, что будущий король Британии должен обладать не физическими достоинствами, в первую очередь. Легенда рассказывает об этом символическим языком.

Меч – символизирует внутренний стержень рыцаря, то, благодаря чему рыцарь может защищать священное для себя. Что являлось священным, самым дорогим, что жило в сердце и представляло самую великую драгоценность для Артура и многих других рыцарей? Кто из них способен вытащить меч из камня? Тот, кто ставит интересы государства выше своих собственных или наоборот? Тот, который мечтает о своем собственном счастье, или тот, кто мечтает о счастье других людей? Тот, который пасут перед проблемами или тот, кто не боится трудностей, и своих собственных ограничений, готов их преодолевать?

Артур тоже был там, но был не в качестве рыцаря. Семнадцатилетний юноша, не рыцарь, не оруженосец, а всего лишь паж помогал своему названному брату Кею, который приехал на ежегодное состязание. Кей оказался большим разгильдяем. Он где-то забыл или потерял свой личный меч. И, чтобы восстановить потерю, попросил Артура быстро разыскать ему другой меч.

Артур, как истинный паж, бросился на поиски: в палатку, но не нашел там меча, в другое место — безуспешно. В поисках, Артур случайно, прибежал к камню с мечом. Увидел меч, подумал, что тот никому не принадлежит, быстро схватил его и принес Кею. Кей сообразил, что за меч находится в его руках, потому что этот меч не узнать было нельзя. И понял, какой шанс дает ему судьба. Он тут же прибыл к мудрецу и показал меч, а также то, что он и есть тот человек, который вытащил меч из камня, что он тот, который должен быть королем Британии.

Но Мерлина не легко было провести. Он предложил Кею вставить меч обратно в камень и при всем народе продемонстрировать, как он вытаскивает меч. Вы догадаетесь, что произошло дальше? Кею пришлось раскаяться, открыть истину. А Артур, никому неизвестный паж, ничего не ожидавший и не желавший, (кстати, это очень важный момент), за одну минуту становится Королем. Он проходит публичное испытание, вынимает меч из камня. Это был меч Эскалибур, через который передавалась сила и мощь королей Британии, (по другим легендам, Артур получил его от феи озера). Вместе с этим мечом Артур получает благословение на справедливое правление, благословение от самого Мерлина.

Артур продолжил традицию, заложенную его отцом Утером. И Британия приобрела мудрого и справедливого правителя. Первое что сделал Артур, принял несколько законов, указов, направленных на то, чтобы защитить в королевстве униженных, оскорбленных, бедных и тех, кто не имеет защиты. С самого начала он начинает заботиться не о тех, кто уже живет хорошо, а о тех, кто нуждается в защите. И его деятельностью, его работой удается заново восстановить в Британии священное правление, которое было при Утере…»

Вторая же версия утверждает, что все было совсем иначе:

«По преданию, был тот меч, сделавший Артура королем Англии, еще не тем, с помощью которого великий король-воитель побеждал во всех сражениях, на любых турнирах и поединках. Настоящий волшебный меч, именуемый Эскалибур, вручила Артуру Владычица Озера. А случилось это вот как.Проезжал Артур мимо лесного озера, что раскинулось недалеко от пещеры некоего отшельника. Озеро широкое, чистое. А посреди озера прямо из воды поднимается рука в рукаве белого богатого шелка.

Сжимает та рука чудесный меч, который блистает ярче тридцати факелов, запаленных в черной ночи. Остановился Артур в удивлении. Вдруг видит, как идет к нему, по озерной воде ступая, прекрасная дева. Была она Владычицей Озера, и великолепный дворец ее, скрытый от глаз смертных, таился в тени прибрежной скалы.Приблизилась Владычица Озера к Артуру, и он смело заговорил с нею:

О, прекрасная дева! Скажи, что за меч поднят над гладью озерной?
-Это волшебный меч Эскалибур, — ответствовала Дева Озера. — И ждет он достойного рыцаря.
-Как бы я хотел владеть таким мечом! — воскликнул Артур.

Что ж, — улыбнулась дева, — садись в барку и плыви.
Видит Артур, что у самого берега качается легкая барка. Сел он в нее и поплыл к середине озера. Поровнявшись с мечом, он взял его из поднятой над водой длани. Скрылась рука под водой, а Владычица Озера молвила:

Владей, рыцарь, Эскалибуром, вынимай его из ножен только в правом бою. Но не забудь и про ножны, всегда храни их при себе, ибо они тоже волшебные. Покуда будут они с тобой, не страшны тебе никакие раны. А мы еще встретимся, и тогда потребую я платы за волшебный меч Эскалибур.

Сказала так Дева Озера и исчезла.А древние барды о славном волшебном мече сложили такие загадочные слова:
Что корабли искали в буре?
Спасенья!
Его найдешь в Эскалибуре
В разгар сраженья!

Сказывают, был тот меч таким, что сумел бы высечь кровь из ветра и нанести удар быстрее, чем упадет со стебля на землю капля тяжелой июньской росы. Потому и звался он Эскалибур, что значит «Разящий»

Да и в дальнейшем нет согласия…По одним преданиям, у короля Артура меч выкрали и впоследствии Эскалибуром и убили его..По другим-меч был до конца дней у Артура и он, умирая, вернул его Деве Озера:

«Когда Артур потерпел свое первое и последнее поражение в битве со своим внебрачным сыном Мордредом, то король попросил оруженосца бросить меч обратно в воды озера, и та же самая женская рука схватила меч на лету и скрылась под водой. Самого умирающего короля Владычица Озера увезла на Аваллон(Аваллон-мифический остров, являющий собою потусторонний мир). По преданию, на волшебном Аваллоне Артур ждет часа своего возвращения в Британию.»

Меч, по сути, изменил жизнь короля Артура. Он может изменить и вашу. Но готовы ли вы к этому? Хватит ли ваших сил извлечь свой Эскалибур из камня? Готовы ли вы взять на себя подобную ответственность? Чисты ли вы душой и помыслами? На благо ли ваши деяния?

Экска́либур — меч короля Артура, которому часто приписывали удивительные и волшебные свойства. Сегодня мы расскажем легенду о нём словами Томаса Мэлори, автора знаменитой «Смерти Артура».

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона - был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, - задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём - будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней - чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».

одивились люди и поведали о том архиепископу…» «…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить. Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.

Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью. Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори - в основном, кстати, стихотворных, - в пять раз превышает объём написанной им самим книги.

Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком. Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения. Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори - под наковальней, стоящей на камне).

Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане. История такова. В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти. Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти - в 1181 году - был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира - и войны - Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест. По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч. Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета. Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор - Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале). В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году. По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего - меч. «Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно - в Тоскани. Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.

По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано - так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим. Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов. Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне. В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих. Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один: