Какие растения можно встретить в поле? Что растёт на поле солидарности.

Растения бывают дико-растущие (растущие в природе без помощи че-ловека) и культурные , выведенные человеком для его нужд и не способные расти в природе без помощи человека.

Кто же обитает в экосистеме поля? Прежде всего, это растения-«кормильцы». Человек сам выращивает культурные растения , заботится о них.

Но есть и ненужные человеку сорные расте-ния , или сорняки .


Сорняки (вьюнок, одуванчик, осот)

Главный «едок» полевых растенийчело-век . Ведь крестьяне выращивают пшеницу и картофель для еды.

Другие «едоки», которым нужны кормовые травы, — это домашний скот : лошади , коро-вы , козы , овцы .

Третья группа «едоков» — непрошеные гос-ти: вредящие полям грызуны и насекомые . От таких «едоков» человеку приходится защищать урожай.

Есть на полях и «мусорщики». В почве обитают дождевые черви , множество микроор-ганизмов . Однако «мусорщиком» бывает и че-ловек. Осенью люди убирают с полей солому , добавляют в почву удобрения .

Удобрения питательные вещества для растений.

Что же такое поле?

Поле это созданная человеком ис-кусственная экосистема для выращива-ния нужных ему растений.

Каковы главные отличия полей от природ-ных экосистем ? Материал с сайта

Ты, конечно, догадался, что круговорот веществ в природных экосистемах замкну-тый или почти замкнутый. Поэтому они мо-гут существовать очень долго и почти не ме-няться.

Совсем по-другому обстоит дело с искусст-венной экосистемой полем .

Значительную часть из круговорота веществ человек забирает с полей в виде урожая. В результате этого кругово-рот веществ становится незамкнутым. Поле — эта искусственная экосистема — оказывает-ся неустойчивой. Без постоянной заботы че-ловека оно превращается в природную экосис-тему.

На этой странице материал по темам:

  • Кто из животных на обитает на полях

  • Экосистема полей краткий реферат

  • 3 класс каковы главные отличия экосистемы поля от природных экосистем

  • РАСТЕНИЯ ПОЛЯ

    ПШЕНИЦА Однолетник семейства Злаки Изготовляют муку для хлеба, м акаронный и кондитерских изделий; Кормовая культура.

    РОЖЬ Однолетнее или двухлетнее растение, высота от 70 до 200 см; Из ржи пекут хлеб, делают квас, п олучают крахмал, спирт; Существуют озимые и яровые ф ормы ржи.

    ОВЁС Однолетний злак; Соцветие – метелка, плод – з ерновка. Вырабатывают крупы, муку; Используют для комбикормов Применяют в медицине.

    ЯЧМЕНЬ Ценный корм для скота; Производство перловой и ячневой круп, в пивова - р енной промышленности; Древнейший злак, возделы - в аемый человеком.

    МОРКОВЬ Двулетнее растение се- м ейства Зонтичные; Плод – овальный корне- п лод, богат каротином. Применяют в медицине, к осметике.

    СВЁКЛА Двулетний корнеплод; Листья и корнеплоды исполь - з уются в пищу для людей и к орм животным; Сырьё для сахара.

    КАПУСТА Двулетняя сельскохозяйст - венная культура; Выращивают рассадой; Важное овощное растение;

    КАРТОФЕЛЬ Растение рода Паслён; Размножается клубнями; Сортов картофеля 50 тысяч; Клубни употребляют в пищу, и зготовляют крахмал.

    ЛЁН Однолетняя трава, 60-120 см; Из стеблей получают волокно д ля изготовления одежды; Из семян получают масло.

    ПОДСОЛНЕЧНИК Однолетник семейства Астровые; высотой до 3 м; Изготовляют подсолнечное масло; жмых идет на корм с коту, изготовление халвы.

    ПЫРЕЙ Многолетник, злостный сорняк; Высота стебля 40-150 см; Листья служат кормом д ля травоядных.

    ОСОТ Многолетнее сорное растение; Содержит млечный сок, н еохотно поедается скотом; Медоносным пчелам дает п ыльцу и нектар.

    СУРЕПКА Многолетняя сорная трава; Цветет в мае-июне; Сбрасывает огромное к оличество семян - до 10 000 с 1 растения.

    ОВСЮГ Однолетний яровой сорняк, в ысотой до 1 м; Соцветие – метелка до 30 см; Иссушает почву, снижает к ачество зерна.

    ГРЕЧИХА Однолетник, 150 см. Медонос. Применяют в медицине Мелят муку для блинов Ядрица (цельное зерно) д ля каш, котлет, супов.

    КУКУРУЗА Однолетнее растение семейства Злаки, высота до 3 м; Соцветия: метелка и початок; Вырабатывают крупы, муку, к рахмал, патоку, масло.

    РАПС Травянистое растение Семейства Капустные; Высота 60-190 см; Производят рапсовое масло; Медонос; Шрот – для комбикормов.

    просо Однолетнее растение с емейства Злаки; Из зерна получают муку и крупу (пшено); Зерно, лузга – корм скота.

    фасоль Род однолетних и многолет - н их растений семейства б обовых; Семена фасоли используют д ля супов, гарниров, муки.

    горох Однолетнее растение с емейства Бобовые; Длина до 250 см; Потребляют в свежем, сухом, консервированном виде.

    чечевица Однолетнее бобовое растение, высотой 15-75 см. Из семян готовят суп, муку.

    соя Однолетник, 30-100 см. Из семян делают масло, муку Из муки делают конфеты, молоко, соусы, сырки; Соевый жмых – ценный корм. молоко, соусы, сырки;

    Учитель: Егорова Ольга Павловна, г. Торжок, Тверская обл.

    МБОУ Средняя школа №8

    Программа: « Школа 21 века» проф. Виноградовой Н.Ф.

    Предмет: Окружающий мир

    Тема: Какие бывают поля. Растения поля .

    1.Обучающие:


    • Создать условия для формирования первичного представления младших школьников о большом разнообразии полевых культур ;

    • Раскрыть значение и роль полевых культур для жизнедеятельности человека
    2.Развивающие:

    • Продолжить развитие и становление интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, классификация, анализ);практических умений (работа с гербарием, справочной литературой)
    3.Воспитательные:

    • Воспитывать любовь к природе, интерес к разнообразию растительного мира, учить видеть и ценить прекрасное.
    Оборудование:

    Учителю- предметные картинки с надписями, гербарные экземпляры зерновых культур, прядильных культур, таблички с опорными понятиями ; репродукция картины Мясоедова «Косцы».

    Ученикам- учебник, рабочая тетрадь, сообщение о растении луга+ рисунок, сигнальные карточки.

    Ход урока

    1.Орг. момент

    2.Проверка домашнего задания.

    Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

    Какие виды лугов существуют? Чем они отличаются?

    Послушаем, какие сообщения вы приготовили. О каких растениях луга?

    3.Основная часть.

    Логическая задача:

    На доске записаны названия растений. Ваша задача перечислить только растения луга.

    Кто сможет ответить, где растут оставшиеся растения?

    Давайте зададим этот вопрос Егору и Даше, сравним ответы. (учебник стр.141)

    - Кто из детей прав? Как вы считаете?

    О чём сегодня на уроке мы будем говорить?

    Мы будем изучать разновидности полей, растения, которые там растут.

    б)Рассказ учителя.

    Пальчиками покидать.

    Раз-два, раз-два-

    Урожай собрать пора.


    • Вот на поле лён растёт,
    Только жаль, что не цветёт.

    Зато до неба он дорос,

    Даёт он масло для волос.

    Раз-два


    нажимай,

    Льняное масло выжимай.


    • Здесь стоит ржаное поле,
    Колосков на нём не счесть,

    Как приятно хлеба с солью

    Нам за завтраком поесть.

    Раз-два приседай, -

    Колосочки собирай.


    • Поле капустное.
    Капуста очень вкусная.

    Наклоняйся, не ленись,

    Лист капустный оторвись.

    Раз-два, раз-два,

    Ешь капусту детвора.


    • Поле в белом снеге всё,
    Что это за диво?

    Хлопок здесь растёт, ребята,

    Смотрите, как красиво!

    Раз-два покружись,

    Пушинкой хлопка обернись.


    • Красна ягодка блестит,
    На солнце улыбается.

    В кузовок залезть спешит,

    Клубникой называется.

    Раз-два не зевай,

    Клубнику быстро собирай.

    д) Практическая работа

    Мы сказали, что все культуры имеют своё назначение. Вместе на одном поле произрастать не могут.

    Почему пшеницу, рожь и кукурузу мы отнесли к зерновым культурам? (у них имеются зёрнышки)

    Чтобы правильным научным языком ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с колосками этих растений.

    Работа с гербарными образцами

    Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 141.

    Рассмотрите изображения полевых растений. Сравните их между собой.

    Расскажите о растении (в гербарном варианте) в группах, по плану:

    1.Название растения

    2. Части растения (соцветие, соломина, корень)

    3.Вид соцветия.

    Давайте сделаем вывод:

    Соцветие зерновых культур называется колосом , у проса, риса и овса цветок- метёлка, у злаков стебель пустой, он называется соломиной (опорные слова на доске)

    Для чего же люди занимаются выращиванием этих растений? (чтобы получать продукты питания)

    Мы остановились на этих растениях, т. к. из них получают хлеб.

    е) Картинная галерея

    (Мясоедов Г.Г. «Косцы»)

    Ребята, посмотрите на картину на доске. Как вы думаете, подходит ли эта картина к теме нашего урока? Почему?

    Что делают люди?

    Эту картину написал примерно 140 лет назад художник Григорий Григорьевич Мясоедов.

    Что изображено на картине, что пытался передать художник, прочитаем в учебнике на стр . 144

    Как вы понимаете выражение «помахивают усатыми головками»? «благодарят солнце за свет и тепло, тучки- за дождик, а человека – за руки золотые»?

    Рассказ учителя о ржи

    В России рожь выращивают в больших количествах, т. к. культура морозоустойчивая, не требовательна к почве, даёт хорошие урожаи даже на бедных почвах. Рано созревает, не боится сорняков, т.к. быстрым ростом перебивает рост сорняков. Поэтому её называют санитаром полей. Рожь не заменима там, где капризная пшеница расти не может.

    ж) Путешествие в прошлое

    Давайте обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» и поговорим ещё об одной зерновой культуре «Кукурузе» , учебник, стр 145

    Как же раньше называли кукурузу? (еловая шишка, маис)

    Рассмотрите «Чудо-дерево». Что получают из кукурузы , для чего её выращивают?

    з) Закрепление

    1) Откройте тетради №1 стр. 55, найдите №103.

    Кто сможет сделать этот номер самостоятельно?

    Остальные работаем коллективно; назовите виды полей по культурным растениям.

    2)- Посмотрите фрагмент известного всем мультфильма «Ну погоди!».Ваша задача определить виды полевых культур, которые там встретятся

    Кроссворд «Поле»

    По вертикали:

    1.как надела сто рубах- захрустела на зубах (капуста)

    2.в огороде у дорожки стоит солнышко на ножке,

    Только жёлтые лучи у него не горячи. (подсолнух)

    3.на стебельках белеют чашки,

    В них и нитки , и рубашки (хлопок)

    4. в поле росла,

    Под жерновами была,

    Из печки на стол- караваем пришёл (пшеница)

    По горизонтали получается слово ПОЛЕ

    4.Итог урока

    Что нового вы узнали на уроке?

    Какие виды культур вы знаете?

    Что особенно понравилось на уроке?

    5. Домашнее задание

    Нарисовать «Чудо-дерево-КУКУРУЗА»,

    Сообщения о понравивш. культурах

    Наверное, мало кто знает, что поля или полевой биом занимают около 25% от поверхности нашей планеты. Полевой биом характерен для всех континентов. Бескрайние поля только с виду кажутся пустынными и необитаемыми. На самом деле в них кипит активная жизнь животного мира. Нельзя сказать, что обитатели полей отличаются разнообразием видов, однако каждый из них по своему уникален и имеет свои особенности.

    Кто они – обитатели полей

    Животный мир полей включает в себя птиц, животных и насекомых. Для животного мира полевого биома очень характерна миграция. Многим видам приходится совершать довольно длинные переходы, чтобы обеспечить себе пищу.

    фото:Mick Talbot

    Большинство обитателей полей питаются травой и другими растениями, именно поэтому у многих из них широкие зубы с необычной плоской верхней частью. Самые маленькие обитатели полей часто становятся добычей более крупных особей. Учитывая, что поле не может предоставить какую-либо природную защиту от нападения, мелкие животные вырывают норы в земле и там ищут себе убежище. Именно поэтому у всех маленьких обитателей на передних лапах есть длинные когти, которыми легко рыть землю.

    Следует отметить, что обитатели полей легко адаптируются к любым условиям. Многие животные легко переносят смену климата, и способны выживать, как в знойное лето, так и в морозную зиму. Кроме того, животный мир полей обладает .

    Обитатели полей

    На полевом биоме существует достаточно много видов животных. В местах, где поля граничат с небольшими перелесками, материковыми лугами и кустарниковой растительностью, могут встречаться ласка, лисица и даже . Но особенно много на полях обитает грызунов. Самый известный из них – это крот. Он проводит практически все время под землей. И хотя обнаружить его довольно сложно, места, где он рыл свои тоннели легко узнаваемы. Примечательно, что крот разделяет свои ходы. К примеру, одни из них используются только в качестве «троп» охоты, а другие, более углубленные и менее ветвистые, крот использует как место гнездования и логова.


    фото:Tristan Martin

    Весьма активные обитатели полей – серая полевка, полевая мышь и хомяк. Эти грызуны очень подвижны и осторожны, так как часто являются объектом добычи более крупных хищников. Как правило, полевые грызуны обитают стаями и селятся в норках. Любая из нор обязательно имеет несколько ходов. Внутри нор грызуны обитают днем, а в ночные часы начинают охотиться. Учитывая, что грызуны не покидают полей в зимнее время, они заранее заботятся о запасах, и в течение лета и осени наполняют свои норы припасами. Кроме того, эти виды грызунов очень плодовиты. Потомство грызунов становится самостоятельным уже в возрасте 2 недель.


    фото:K Schneider

    Птицы, населяющие полевой биом, — это типичные представители отряда воробьиных. Серая мухоловка и жаворонок – самые популярные представители полей. Жаворонки живут исключительно на открытых участках. Этих птиц нельзя не заметить, благодаря красивому и мелодичному пению. Как и жаворонок, серая мухоловка селится на открытых участках. Эта птица примечательна тем, что во время охоты она потряхивает хвостом и крыльями, и лишь потом резко взмывает ввысь за своей добычей. В качестве объекта охоты у серой мухоловки выступают различные виды насекомых.

    Кроме того, значительную долю птиц, населяющих поля, составляют представители отряда куриных. Самые известные из них – серая куропатка, перепел и ястреб. Практически все птицы полей улетают на зимовку.

    Обитатели полей – истребители или полезные животные?

    Многие виды животных, населяющих поля, считают вредителями. Действительно, некоторые из них наносят значительный урон сельскому хозяйству, поедая злаковые растения. Однако польза части представителей животного мира полей – просто неоценима. К примеру, перепел истребляет насекомых-вредителей, а крот качественно изменяет структуру почвы, делая ее рыхлой и насыщенной кислородом.


    фото:Brad Wilke

    К сожалению, некоторые виды обитателей полей являются объектом браконьерства, поэтому сегодня уделяется особое внимание сохранению этих видов животных и птиц.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .