В чем печорин винит себя. В чем трагедия Печорина? В чем трагедия Печорина

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов знакомит читателя с образом человека, вобравшего в себя самые характерные качества поколения 30-х годов XIX столетия. В романе рассматривается проблема «лишнего человека» на примере главного действующего лица, Печорина.
Печорин - очень непростая и противоречивая личность. Его жизнь носит отпечаток трагедии. Это и трагедия, человека, отторгнутого обществом, и трагедия покалеченной души. В чем же заключается эта трагедия и каковы ее истоки и причины?
Печорин поставлен в условия, в которых его незаурядная личность не может полностью раскрыться и проявить себя, а поэтому вынуждена растрачивать свои силы на ненужные мелкие интриги., приносящие людям лишь несчастья. Печорин вынужден играть роль эгоиста, то есть быть «эгоистом поневоле», и самому мучиться из-за этого.
В этом и заключается трагедия героя.
Печорин выделяется из общей массы окружающих его людей. Он умен, прямодушен и проницателен. Ему чужды ложь и притворство, лицемерие и трусость. Его не устраивает пустое и однообразное существование в погоне за мелкими, ничтожными интересами. Печорин не желает плыть вместе со всеми по течению. Со своими умом и силой характера он способен на самые решительные и смелые действия. Если бы он направил свою деятельность на добрые, высокие цели, то смог бы многого добиться. Но судьба и жизнь распорядились по-другому. В результате Печорин предстает перед нами как эгоист, живущий на свете, чтобы развеять свою скуку за счет несчастий других. Он живет не сердцем, а умом. Душа его наполовину мертва. «Я сделался нравственным калекой» - признается Печорин княжне Мери. Печорин полон презрения и ненависти к людям. Он любит изучать психологию людей в различных ситуациях, не сопереживая и не сочувствуя, а совершенно равнодушно. Окружающим Печорин не приносит ничего, кроме несчастий. По его вине страдают контрабандисты, гибнет Бэла, разрушается жизнь Веры и княжны Мери, умирает Грушницкий. «Я играл роль топора в руках судьбы», - пишет Печорин в своем дневнике. Что побуждало героя к жестоким, эгоистичным поступкам? Скорее всего желание развеять скуку. Печорин не думал о том, что за каждым его необузданным поступком стоит живой человек, имеющий душу и сердце, со своими чувствами и желаниями. Печорин все делал для себя и ничего для других. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе», - сознается Печорин. Вот как он объясняет свои поступки в отношении к княжне Мери: «... Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой... Я чувствую в себе эту ненасытную жадность». Недаром княжна Мери считает Печорина хуже убийцы.
Что сделало героя таким? Обладая незаурядными качествами, Печорин с детства выделялся из толпы сверстников, друзей и прочих людей. Он ставил себя выше других, а общество ставило его ниже. Общество не терпит тех, кто не как все, оно не может смириться с существованием неординарной, чем-то выделяющейся личности. И все же людям не удалось подвести Печорина под свой средний уровень, но удалось искалечить его душу. Печорин стал скрытен, завистлив, злопамятен. «И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».
На примере Печорина Лермонтов показывает неизбежный конфликт между мыслящим человеком и обществом, противостояние сильной личности и серой, безликой толпы, проблему «лишнего человека».
Но можно ли однозначно назвать героя жестоким эгоистом.
«... Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив!.. Я... очень достоин сожаления», - считает Печорин. Действительно, мучая других, Печорин сам мучается не меньше. Если он эгоист, то страдающий эгоист. Подлинные человеческие чувства не до конца умерли в нем. Примером может служить отношение к Вере. Действительно, его чувства к этой женщине неподдельны. Печорин по своей сути - глубоко несчастный человек. Он одинок и непонятен.
Люди сторонятся его, чувствуя в нем какую-то недобрую силу. Печорин живет без цели, без стремлений, растрачиваясь на пустые интриги, ненужные страсти. Но несмотря на это, его сердце еще способно любить, душа - чувствовать, а глаза - плакать. В конце главы «Княжна Мери» мы видим Печорина, который плачет как ребенок. Мы видим несчастного, одинокого человека, так и не нашедшего своего места в жизни, раскаивающегося в своих поступках, человека, вызывающего жалость и сострадание.
Образ Печорина - трагический образ думающего, сильного человека. Печорин - дитя своего времени, в нем Лермонтов сосредоточил основные типичные пороки своего поколения, а именно: скуку, индивидуализм, презрительность. Лермонтов изобразил человека, находящегося в борьбе с обществом и с самим собой и трагедию этого человека.

Лермонтов в «Герое нашего времени» отразил судьбу целого поколения интереснейших, образованнейших и талантливейших людей, великих гениев, которыми были перенасыщены 30-е годы XIX века. Очень жаль, но свою жизнь они зачастую заканчивали глупо, так как бесцельно загоняли себя в полный нравственный и эмоциональный тупик. В чем трагедия Печорина? Пожалуй, начнем с того, что в портрет нашего героя автор вложил целый ряд различных человеческих пороков, которые он часто замечал у своих современников. Эти пороки, как пожиратели душ, действовали на личность разрушительно, вводили в полное отчаяние, приводили к постыдным и безрассудным поступкам, доводили до сумасшествия и даже до самоубийства.

Пишем сочинение на тему «В чем трагедия Печорина»

В этом потрясающем герое Лермонтов показал очень тонкую и ранимую душу, которую терзали постоянные тревожные мысли о чем-то глобальном и непонятном для обычного человека.

В чем трагедия Печорина? В свои молодые годы он пытался понять смысл жизни и для себя разобраться, для чего она дана, отчего так скучна и бессмысленна и почему ощущение счастья есть всего лишь миг. Почему одаренный незаурядными качествами человек не может найти себе места в суетной жизни, отличаясь от общей толпы людей, он обречен на непонимание и одиночество?

Портрет героя

Теперь внимательнее разберемся именно с тем, в чем трагедия Печорина. Для полного раскрытия всей сложности натуры этого далеко не самого положительного героя стоит обратить внимание на такие незначительные черты его внешности, как темные усы и брови при отличающихся светлых волосах, которые указывают на его неординарную, противоречивую натуру и природную аристократичность. А вот еще одна характерная деталь портрета: его глаза никогда не смеялись и блестели стальным холодным блеском. О, этим много сказано! Лермонтов показывает своего героя в самых разных и неожиданных обстоятельствах.

Рассмотрим причины того, в чем заключается трагедия Печорина, когда он по природе своей, казалось бы, баловень судьбы: умен, красив, не беден, его обожают дамы, но нет ему нигде покоя, поэтому и жизнь его бессмысленная обрывается на пике зрелости.

Григорий Александрович совсем не благородный воин или роковой человек, который, где бы ни появлялся, приносил одни неприятности, поэтому Михаил Юрьевич буквально специально помещает его в самые разные слои общества: к горцам, контрабандистам, «водяному обществу». При этом Печорин сам же страдал не меньше, чем окружавшие его люди. Но только он не мучился от угрызений совести, а больше всего переживал от неудовлетворенности его амбиций и полной нелепости всех затеваемых им предприятий ради забавы, которые задумывались для зрелищности, чтобы испытать остроту чувств.

Обольститель

Так от чего все-таки все связанное с ним так трагично заканчивалось? И все вроде бы происходило не специально, а как бы ненароком, даже совершенно случайно, иногда под маской благородности, так сказать, из чистых побуждений. Многие из его близкого окружения хотели видеть в нем надежного покровителя и друга, но общением с ним они просто отравлялись. Отчасти на этом и построена повесть «Герой нашего времени». Трагедия Печорина заключается и в том, что он это понимал, но не хотел ничего предпринимать, никого ему не было жалко, никого он никогда по-настоящему не любил и серьезно не привязывался.

Окунемся в его биографию, которая подробно свидетельствует о его дворянском происхождении и о том, что образование и воспитание он получил абсолютно типичное для своего круга. Как только он почувствовал свободу от опеки родных, сразу же пустился в погоню за удовольствиями светского общества, где не обошлось и без приключений. Став сразу на путь обольстителя женских сердец, он стал заводить романы направо и налево. Но когда он добивался своего, ему мгновенно все наскучивало, он быстро разочаровывался в том, что вчера его еще так влекло, не давало покоя и будоражило воображение, а сегодня ему уже ничего не было нужно, он резко становился холодным и равнодушным, расчетливым и жестоким эгоистом.

Наука во спасение

Занимаясь рассуждениями о том, в чем трагедия Печорина, кратко нужно сказать, что, устав от любовных утех и заигрываний, он решает посвятить себя науке и чтению, возможно, в этом, как ему тогда казалось, он найдет хоть какое-то удовлетворение, но нет, ему все также грустно и одиноко. Тогда он решается на отчаянный шаг и отправляется на Кавказ, ошибочно думая, что под чеченскими пулями скука не живет.

Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» дальше можно продолжить тем, что Печорин стал «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» его увлекли очень опасные приключения, в которых он сам чуть не погиб и которые в итоге привели к тому, что нарушили налаженную жизнь и обрекли на нищенскую смерть «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» одна смерть потянула за со собой еще несколько, в «Фаталисте» Печорин выступает как прорицатель, предсказывая смерть Вулича, что незамедлительно и случилось.

Эксперименты

Печорин с каждым новым происшествием становится все более бесчувственным и эгоистичным. В своем дневнике, единственном друге, которому он доверял свои сокровенным мысли, он вдруг напишет, что настоящей духовной пищей, поддерживающей его жизненные силы, стали людские страдания и радости. Может даже сложиться такое непримечательное мнение, что он как будто бы ставит эксперименты, но они очень уж неудачные. Печорин признается Максиму Максимычу в том, что не способен на серьезные чувства, будь то Бэла или другая светская дама, они одинаково ему наскучат, одна - по невежеству и простосердечию, другая - от привычного и постоянного кокетства.

Из всех жизненных бурь он выносит свои идеи и сам же признается, что давно живет не сердцем, а головою. Разбирая свои собственные поступки и побуждающие к ним страсти, он анализирует их, однако как-то совершенно безучастно, как будто бы это мало его касается, он всегда так вел себя в отношениях с другими людьми.

Никчемность и невостребованность

Что могло руководить этим человеком? А ничего, кроме абсолютного равнодушия и бесчеловечности. Оправдывал он свои поступки тем, что еще с детства взрослые, воспитывая в нем высоко благородную натуру, заостряли свое внимание на его якобы дурных свойствах, которых не было, но они через некоторое время проявлялись по его собственному желанию. Он становился злопамятным, завистливым, готовым обманывать и в итоге превратился в «нравственного калеку». Его якобы благие намерения и желания зачастую отворачивали от него людей.

Печорин со всеми его талантами и жаждой деятельности остался невостребованным. Личность его вызывает разные точки зрения, с одной стороны - неприязнь, с другой - симпатию, однако трагичность его образа отрицать нельзя, раздираемый противоречиями, он по образу близок к Онегину и Чацкому, ведь они тоже ставили себя отдельно от общества и не видели никакого смысла в своем существовании. А все потому, что не нашли для себя высокой цели. Да, именно высокой, так как такого плана людей абсолютно не интересуют низменные житейские цели. В этой жизни они приобрели только способность видеть людей насквозь, хотели изменить весь мир и все общество. Они видят путь к совершенству через «приобщение к страданиям». Вот и все, кто с ними встречаются, подвергаются их бескомпромиссному испытанию. В общем, на этом можно и закончить сочинение на тему «В чем трагедия Печорина».

В истории жизни Печорина - главного героя романа М.Ю. Лермонтова - отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его “понимает и... часто встречал”. Это “портрет, составленный из пороков... поколения в полном их развитии”.

Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки.

Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, “водяное общество”).

И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся “силы необъятные”. Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа. Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование. Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги. Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что “скука не живет под чеченскими пулями”, он отправляется на Кавказ.

Однако где бы Печорин ни появился, он становится “топором в руках судьбы”. В повести “Тамань” поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни “мирных контрабандистов”. В повести “Бэла” Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести “Княжна Мери”. В “Фаталисте” сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича), а в повести “Максим Максимыч” он подрывает веру старика в молодое поколение.

На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов. Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что “любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. В разговоре с Вернером он говорит, что “из жизненной бури... вынес только несколько идей - и ни одного чувства”. “Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия”, признается герой. Если Печорин “без участия” относится к своей собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим людям?

Мне кажется, что герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив... я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным калекой...”

Я думаю, что М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: “Герой нашего времени”. С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой - указывает на то, что Печорин является порождением своего времени. Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности.

В истории жизни Печорина — главного героя романа М. Ю. Лермонтова — отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его «понимает и. часто встречал». Это «портрет, составленный из пороков. поколения в полном их развитии».

Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки.

Того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, «водяное общество»).

И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся «силы необъятные». Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа. Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование. Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги. Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ.

Однако где бы Печорин ни появился, он становится «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести «Княжна Мери». В «Фаталисте» сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича), а в повести «Максим Максимыч» он подрывает веру старика в молодое поколение.

На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов. Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». В разговоре с Вернером он говорит, что «из жизненной бури. вынес только несколько идей — и ни одного чувства». «Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия», признается герой. Если Печорин «без участия» относится к своей собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим людям?

Мне кажется, что герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: «. такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. я стал скрытен. я стал злопамятен. я сделался завистлив. я выучился ненавидеть. я начал обманывать. я сделался нравственным калекой. «

Я думаю, что М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: «Герой нашего времени». С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой — указывает на то, что Печорин является порождением своего времени. Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельности.

Сочинения по темам:

  1. Печорин — герой своего времени. В 30-е годы такая личность не находит место, куда можно приложить свои силы, а потому...
  2. В чем трагедия Печорина? Личность Печорина неоднозначна и может восприниматься с разных точек зрения. Но в любом случае нельзя отрицать...
  3. Образ «Героя нашего времени». Григория Печорина — это образ «лишнего» человека в обществе. Внешне Печорин — здоровый, физически развитый, привлекательный...
  4. Григорий Александрович Печорин — главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Это молодой, «тоненький, беленький», стройный, среднего роста...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ХОТИМЛЬ-КУЗМЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработка урока литературы в 9 классе

«Трагедия Печорина, её сущность и причины»

(Обобщающий урок по роману

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Разработчик:

Федюшина Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

обобщить знания по образу Печорина;

проследить историю его внутренней жизни.

Развивающая

формировать умения и навыки художественного пересказа;

развивать логического мышление учащихся;

формировать умение ставить вопросы и отвечать на них.

Воспитательная

формировать систему нравственных ценностей учащихся.

Ресурсы урока

текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация Microsoft Power Point , видеофрагменты фильмов по роману «Герой нашего времени» реж. С. Ростоцкий; реж. А. Котт, выдержки из статей В.Г. Белинского «Герой нашего времени», С.П. Шевырева «Герой нашего времени».

Тип урока

обобщения и систематизации знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент

Деление на группы

На уроке мы будем работать в группах. У вас на партах лежат геометрические фигуры разных цветов. Объединитесь в группы по цвету фигур.

    Вспомним правила работы в группе. Назовите по одному правилу каждый.

Чтобы вы не забывали данные правила, на столе у каждой группы лежит памятка «Правила работы в группе».

2. Мотивация

"Герой нашего времени" - первый в русской прозе "личный" или "аналитический" роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.

В течение нескольких уроков мы изучали бессмертное произведение Лермонтова и сегодня подведем итоги.

    «... Я никогда сам не открываю моих тайн, а ужасно люблю, чтоб их отгадывали, потому что таким образом я всегда могу при случае от них отпереться». Из чьих уст мы слышим эти слова в романе? (Печорин )

Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

Поговорим о трагедии Печорина, её сущности и причинах.

Запишите тему урока – «Трагедия Печорина, её сущность и причины».

3. Актуализация знаний

    Что о Печорине мы узнали, работая с романом?

Ответы учащихся

    Откуда же в Печорине столько противоречий? Почему все, кто оказывается рядом с ним, становятся несчастными? Кто виноват в том, что почти все события, описанные в романе, заканчиваются трагически? Печорин? А может быть, общество?

Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся дать в ходе урока.

4. Целеполагание

    Чего же мы должны достичь на уроке? Что узнать? Чему научиться?

Ответы учащихся

(Составить психологическую характеристику Печорина, дать ответы на проблемные вопросы; научиться анализировать текст, выбирать из текста нужную информацию; познакомиться с критикой романа).

5. Обобщение и систематизация знаний

Итак, роман дочитан. Печальна судьба героя.

1. Просмотрим видеофрагмент финальной сцены фильма «Герой нашего времени».

Просмотр видеофрагмента

    Как вы думаете, почему авторы фильма взяли для финальной сцены слова, произносимые Печориным в повести «Бэла»? Обоснуйте свое мнение. (Каждая группа высказывает свое мнение )

2. Кто же виновен в судьбе Печорина?

    Предлагаю заполнить следующую таблицу:

Кто виновен в судьбе Печорина?

(несостоявшейся судьбе)

Время и общество

Он сам

Судьба

Социальные причины

Нравственные

Философия

Печорину присущи черты романтизма - конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество.

Он один против окружающего мира.

Характер героя - одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со "вторым я"

не давали ему свободы. Герой пытается "убежать от себя" .

3. Посмотрите видеофрагмент фильма, где Печорин говорит о своем характере и судьбе.

Просмотр видеофрагмента

    Что он говорит о своем характере?

    Какой вывод мы можем сделать? Какова причина того, что Печорин стал «лишним человеком» в жизни?

Индивидуализм (нравственный принцип ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества) - главная причина того, что Печорин был «лишним человеком» в жизни. Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого.

4. Какое место в жизни Печорина занимали дружба и любовь?

    Составьте кластеры:

1 гр. – Дружба в жизни Печорина;

2 гр. – Любовь в жизни Печорина.

    Почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев, несмотря на неблагоприятные поступки?

Смелость, жажда неизведанного, воля – отличают Печорина от других людей его произведения и позволяют автору называть Героем своего времени.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Познакомьтесь с выдержками из критических статей на роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», представьте позицию критика:

1 гр. – В.Г. Белинского;

    гр. – С.П. Шевырева.

2. В течение 5 минут обсудите вопрос: мог ли Печорин быть героем нашего времени? Представьте и аргументируйте вашу точку зрения.

7. Рефлексия

    Вспомните цель, поставленную в начале урока.

    Достигли ли мы поставленной цели?

Прием «Три «М»:

    Назовите 3 момента, которые хорошо получились во время урока.

    Добавьте одно действие, которое могло бы улучшить работу.

8. Домашнее задание

Создать проекты «Печорин – герой нашего времени?» (по группам)

Приложение 1.

ПАМЯТКА

Правила работы в группе

    Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.

    Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

    Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться

    Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.

    Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

    Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)

    Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

    Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.

Приложение 2.

Выдержки из критической статьи В.Г. Белинского «Герой нашего времени»

    "проза Лермонтова достойна его высокого поэтического дарования"

    "такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него"

    "совершенно новый мир искусства"

    "переходное состояние духа"

    "глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины", глубокое знание человеческого сердца и современного общества.

    Роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи и все в нее возвращается. Так линия круга возвращается в точку, из которой вышла, и никто не найдет этой исходной точки. В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все, и потому роман должен возбудить всеобщее внимание, весь интерес нашей публики. Глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической жизни, самобытность и оригинальность -- вот качества этого произведения, представляющего собою совершенно новый мир искусства.

Выдержки из критической статьи С.П. Шевырева «Герой нашего времени»

    «Всё содержание повестей г-на Лермонтова, кроме Печорина, принадлежит существенной жизни; но сам Печорин, за исключением его апатии, которая была только началом его нравственной болезни, принадлежит миру мечтательному, производимому в нас ложным отражением Запада. Этот призрак, только в мире нашей фантазии имеющий существенность» .

    «Извлечем же в нескольких словах все то, что мы сказали о характере героя. Апатия, следствие развращенной юности и всех пороков воспитания, породила в нем томительную скуку, скука же, сочетавшись с непомерною гордостью духа властолюбивого, произвела в Печорине злодея. Главный же корень всему злу -- западное воспитание, чуждое всякого чувства веры. Печорин, как он сам говорит, убежден в одном только, что он в один прегадкий вечер родился, что хуже смерти будто ничего не случится, а смерти не минуешь. Эти слова -- ключ ко всем его подвигам: в них разгадка всей его жизни. А между тем эта душа была сильная душа, которая могла совершить что-то высокое... Он сам в одном месте своего журнала сознает в себе это призвание, говоря: "Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно она существовала, и верно было мне назначенье высокое, потому я чувствую в душе своей силы... Из горнила [страстей пустых и неблагодарных] я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений..." Когда взглянешь на силу этой погибшей души, то становится жаль ее, как одну из жертв тяжкой болезни века...»