Висячий монастырь сюанькун сы китай. Экстремальный … монастырь – храм горы Хэншань в Китае

Горы занимают особое место в китайской культуре: это и места обитания богов, и источники вдохновения для художников и поэтов, и места активных действий в политическом и религиозном дискурсе. В наши дни многие из знаменитых китайских гор превратились в пункты назначения массового туризма, некоторым удалось сохранить сакральный ореол. И хотя лучше гор могу быть только горы, Магазета попыталась разобраться, чем примечательны самые знаменитые из них в Китае.

В «Книге гор и морей», классическом трактате, создаваемом в течение нескольких веков в конце прошлой и в начале нашей эры, упоминается 447 гор. Трактат лишь до 10-го века рассматривался как источник географической информации, а после — скорее как сборник мифов. Тем не менее, как минимум в течение двух тысячелетий в китайской культуре горам придавалось особое значение, а мифы и реальные истории настолько в ней перемешались, что уже неважно, как оно было на самом деле, а имеет значение, во что верили и верят в Китае.

Если отойти от сакрального значения и взглянуть на горы как на предмет культурного и экологического туризма, то за века китайские горы были облагорожены проложенными маршрутами, а за последние десятилетия и туристической инфраструктурой. Даже в самых отдаленных местах трудно рассчитывать на «дикую» природу, что с одной стороны может показаться большим недостатком (тебя лишают ощущения первооткрывателя), но с другой стороны — посещение даже 3099-метровой Эмэйшань не требует ни какой-либо подготовки, ни даже запаса еды.

5 великих гор (五岳)

Самая древняя группа знаменитых гор связана с мифами о сотворении мира и известна с периода Борющихся царств. По легенде, они были образованы из тела первого человека — Паньгу. И действительно, если взглянуть на карту, то точки гор на карте образуют крест. В последующие века они стали местом поклонения китайских императоров — сыновьям Неба было важно прикоснуться к истокам человеческой цивилизации. И хотя на территории Пяти великих гор за последующие тысячелетия появились и буддийские храмы, и конфуцианские академии, традиционно в них сильно присутствие даосов.

#1 Великая северная вершина — Хэншань (恒山, 2017 м, Шаньси)

Висячий монастырь, Хэншань. Источник: Amusing Planet

Гора Хэншань, почитаемая в Китае со времен династии Чжоу (11 век — 221 г. до н.э.), в древности имела военно-стратегическое значение: здесь находят останки древних крепостей и следы активных боевых действий.

Ближайший город: Датун (大同) — 6 часов на поезде или 1 час на самолете от Пекина.

Среди основных культурных достопримечательностей — храм Северной вершины (北岳庙), первоначально построенный при династии Хань, и Висячий монастырь (悬空寺), построенный в 6-ом веке и сохраняющий влияние трех основных религий Китая: даосизма, буддизма и конфуцианства.

#2 Великая восточная вершина — Тайшань (泰山, 1545 м, Шаньдун)


6660 ступеней к вершине Тайшань. Источник: UNESCO World Heritage Centre

Самая-самая гора в китайской культуре и истории. Религиозные поклонения горе можно проследить на протяжении более двух тысяч лет. Именно сюда направился первый император Китая Цинь Шихуан после объединения государства, чтобы отдать дань богам.

Ближайший город — Тайань (泰安) — 2 часа на скоростном поезде от Пекина.

У подножия горы находится один из древнейших храмов Китая — храм бога горы Тайшань (岱庙), основанный еще во времена первого императора. А к восточному пику ведет каменная лестница из 6 660 ступеней.

#3 Великая южная вершина — Хэншань (衡山, 1290 м, Хунань)


Пик Чжужун, Хэншань. Источник: 360doc

Со времен династии Мин бытовало мнение, что именно в этом регионе располагалась колыбель китайской цивилизации. Как и другие четыре великие горы, Хэншань была центром даосов и буддистов. Южная вершина со времен династии Хань была известна как гора долголетия, а также была популярным местом паломничества поэтов и художников.

Ближайший город — Хэнъян (衡阳) — 40 минут на поезде от Чанши или 6 часов от .

Основные культурные объекты: у подножия расположен крупнейший храмовый комплекс в Южном Китае — Большой храм Южной вершины (南岳大庙), первоначально построенный при династии Тан (618-907). На пике Чжужун (祝融峰) расположен одноименный храм, посвященный богу огня.

#4 Великая западная вершина — Хуашань (华山, 2154 м, Шэньси)


Опасные тропы Хуашань. Источник: Being In Awe

Самая экстремальная из знаменитых китайских гор: хотя большая часть маршрутов рассчитана на массового туриста, некоторые из них по-прежнему проходят вокруг отвесных скал. Даже с установкой канатной дороги и открытием новых более безопасных троп, до сих пор путешествия с фатальным исходом не так редки.

4 священных буддийских горы

Хотя эти четыре горы почитались в китайской культуре до того, как они были признаны святыми в буддийской традиции, сейчас они прежде всего связаны с учением Будды и почитаются его последователями в соседних государствах, в том числе Японии, Корее, Монголии.

#6 Утайшань (五台山, 2058 м, Шаньси)


Утайшань. Источник: Trip China Guide

Утайшань считается местом пребывания бодхисатвы Манджушри — воплощения высшей мудрости. В первую очередь Утайшань представляет интерес с точки зрения буддийского искусства в Китае: здесь можно проследить развитие буддийской архитектуры и скульптуры со времен династии Тан вплоть до падения династии Цин (1644-1911), а в монастырских библиотеках можно найти древнейшие рукописи и переводы.

Добраться до Утайшань можно за 6 часов на поезде от Пекина и за 4 часа от Тайюаня.

В числе важнейших культурных достопримечательностей — монастырь Наньшань (南山寺), основанный при династии Юань (1271-1368), крупнейший в горах Утайшань, а также храмы Наньчань (南禅寺) и Фогуан (佛光寺), древнейшие залы в которых были построены при династии Тан.

#7 Эмэйшань (峨眉山, 3099 м, Сычуань)


Эмэйшань. Источник: China Discovery

К подножию Эмэйшань можно добраться на поезде из Чэнду за час-полтора.

Помимо 71-метрового Будды в Лэшань (乐山大佛), особый интерес представляет храм Ваньнянь (万年寺), основанный при династии Цзинь (266-420), и храм Хуацзан (华藏寺), расположенный на вершине самого высокого пика Эмэйшань. Впервые там буддийский храм был построен в 1-ом веке н.э.

#8 Цзюхуашань (九华山, 1341 м, Аньхуэй)


Цзюхуашань.

Шаньси является одной из провинций в центральном Китае. Это территория, которая наполнена своей историей, имеет свои особенные традиции и архитектуру. Именно в этой части Китая начал развиваться буддизм. Один из городов в провинции, до V века н.э. – Датун, первый в Восточной Азии возвел буддистские пагоды. В этом же месте появился комплекс храмов в пещерах Юньган, и городская стена, длина которой составляет 16 км. Но наибольшую известность получил висячий монастырь Сюанькун сы.

По легенде, более полутора тысяч лет назад основу монастыря заложил один человек, а именно, монах Ляо Ран. Этот факт вполне имеет право на жизнь, т. к. в истории известно немало случаев, когда монахи-отшельники начинали возводить будущие знаменитые обители.

Современный монастырь

Сегодня монастырь Сюанькун посещают тысячи путешественников. Он имеет важное историческое значение, т. к. соединяет сразу три религии: даосизм, буддизм и конфуцианство. История данного места началась с 491 года н.э. Сюанькун сы возник во время правления династии Северного Вэя, которая получила свою славу благодаря объединению Северного Китая и крупным инвестированием в развитие искусственной стороны региона.
Несомненно, висячий монастырь Сюанькун является неповторимым и особенным творением архитектуры. Такое название, «висячий», он получил не просто так. Монастырь сооружен в скале, около святой горы Хэншань, на высоте 75 метров. От храма до города Датун - 65 км, что сделало этот комплекс туристическим памятником и достопримечательностью. Издали храм похож на яркий домик из картона, который приклеен к горе. Внизу, по короткому и узкому ущелью «Золотой дракон», который сейчас перегорожен дамбой, протекает река Хунь. Вдоль отвесной скалы от монастыря проложили дощатый мост, который нависает над пропастью.

Строение Сюанькун сы

Монастырь состоит из 3-х секций:


Часть висячего монастыря держится на дубовых опорах, которые установлены в выемки, которые высечены в скале. Основной опорой, на которой держится весь комплекс, выступает скальная порода. Кроме опоры, скала служит защитой монастыря от солнечных лучей, дождей и водной эрозии. Именно за счет такой защиты храм смог сохранить свои цветовые решения. Внутри монастыря расположено более 40 залов, павильонов и помещений.

Стоит понимать, что пройтись по всему монастырю не удастся. Лесенки и мостики очень узкие, и уже проходили реставрацию, перила низкие. Часть переходов закрыты, т. к. есть риск обрушения. Несмотря на это, даже если ходить по открытым коридорам, вид на горы и равнины под монастырем открывается невероятный.

Вдоль отвесной скалы возвели павильоны и залы Сюанькун сы. Скала является естественной частью конструкции и также выступает задней стеной монастыря. В проемах скалы сделаны статуи и изображения Будды. В целом, в комплексе находится 80 статуй.

Последующие 16 веков, после возведения монастыря, его много раз ремонтировали и расширяли площадь. Это основательно изменило его внешний вид. Уже порядка 33 лет монастырь охраняют, как Национальный Китайский памятник. В декабре 2010 года этот висячий монастырь, по мнению журнала «Time», внесли в десятку самых опасных построек в мире.

March 14th, 2013 , 04:29 pm

С незапамятных времен человек поднимается в горы и строит в совершенно немыслимых, труднодоступных местах жилища, церкви, монастыри. Одних ведет к такому уединению вера, других - гонения, третьих - испытание, самопознание. Но, какой бы ни была причина, в основе ее, думаю, стремление подняться над землей, над обыденностью и суетностью жизни, ближе к небу. А что там, в небе? Для одних это Бог, для других Космос, Абсолют, Неведомое. А, может быть, где-то среди звезд затеряна забытая Родина, смутная, но неодолимая память о которой еще живет где-то в генах...

Гора Тайшань в Китае расположена в окрестности города Тайань и входит в число пяти священных гор даосизма. Традиционно гора считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. Самый высокий пик высотой 1545 м называется Пиком Нефритового Императора. Храм на вершине горы - цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. На территории горы имеется 22 храма, 97 развалин, 819 каменных плит, 1018 рисунков и надписей на скалах. На горе выдолблено и построено 7200 ступеней до самой вершины, имеется 11 ворот, 14 галерей, 14 киосков и 4 павильона. Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике. Мост бессмертных, природный ландшафт Горы Уданшань также знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во время Восточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора, а во время династии Тан (618-907) был открыт первый храм - Храм Пяти Драконов. Запретный город, построенный на самой вершине горы Тяньчжу ("колонна, подпирающая Небо"), окружён толстой каменной стеной и имеет четыре входа. За стеной - несколько храмов и на самой вершине - Золотой павильон. Монастырь Монсеррат - бенедиктинский монастырь, духовный символ и религиозный центр Каталонии и центр паломничества католиков со всего мира. Монастырь, расположившийся на высоте 725 м над уровнем моря, получил своё название по горной местности Монсеррат («Разрезанные горы») в 50 км к северо-западу от Барселоны, где на небольшом пространстве в 10 х 5 км высятся тысячи известняковых скал причудливой формы. Человеческая фантазия дала отдельным скалам столь же занимательные имена: Мумия, Брюхо епископа, Хобот слона, Лошадь Бернарда. Первое упоминание о монастыре Монсеррат датируется 880 годом. В IX веке здесь находилось четыре скита, один из которых был посвящён Деве Марии. В 1025 году здесь был заложен бенедиктинский монастырь. Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь) - один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив). Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря, в основном, являются греки православного вероисповедания. Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название - монастырь Святой Екатерины. Монастыри Метеоры ("парящие в воздухе") - один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X века и с тех пор существует непрерывно. В 1988 году монастыри были включены в список объектов всемирного наследия. Шесть действующих православных монастырей расположены на вершинах грандиозных скал в горах Фессалии на севере Греции. Монастырь Святой Троицы Монастырь Русану или святой Варвары Монастырь Варлаама Монастырь Святого Николая Анапавсаса Монастырь Шулдан в Крыму расположен в обрывах скалы Шулдан (Отдающая эхо), нависающей над Шульской долиной. Он состоит из двух пещерных храмов и сопутствующих им помещений общим числом до 20, которые расположены в два яруса. Долгое время в крымоведческой литературе господствовало мнение, что Шулдан, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VIII - IХ вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Однако, в результате проведенных исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не раннее Х - ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период княжества Феодоро (вторая половина ХIV - третья четверть ХV вв.). Буддийский монастырь Таунг Калат (Taung Kalat) - один из самых красивых храмов мира, который расположен на вершине одноимённой горы в Мьянме. Гора эта - потухший сотни лет тому назад вулкан (последнее извержение датируется аж 442 годом нашей эры). Мало того, что храм сам находится на вершине вулкана, высота которого достигает 737 метров, так и сами окрестности очень красивы. Неподалёку находится ещё одна гора под названием Попа (Mount Popa) высотой 1518 метров, и эта вершина также является некогда потухшим вулканом. Церковь Воскресения Христова - церковь над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе - Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 412 метров. Памятник русской архитектуры конца XIX века. Храм на горе был возведён через 4 года после страшного крушения поезда, в котором чуть не погиб император Александр III с семьёй, - в память об этом знаменательном событии. Освятили Форосскую церковь 4 октября 1892 года, а ещё через 6 лет, в десятую годовщину спасения императорской семьи, церковь посетил Николай II с женой. Вид на Форос со смотровой площадки церкви Воскресения Христова Боробуду́р - буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны, расположенный на острове Ява в Индонезии. Его еще называют "храм тысячи Будд". У ступы имеются восемь ярусов, ее высота - 34 метра, и сооружена она из 2 000 000 каменных блоков. На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты. Предполагают, что храм был возведён в VII-IX вв. До сих пор Боробудур является местом паломничества и молитв. Паломники проходят семь раз по часовой стрелке на каждом уровне. Прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, согласно повериям, приносит счастье. Святогорская Лавра - храм на меловой горе. В Донецкой области на живописном берегу реки Северский Донец, среди меловых гор, покрытых густым лесом, расположен Святогорский Успенский монастырь. Одна из существующих версий его основания связана с Византией. Произошло это в YIII-IX вв. Большая часть гонимых императорами-еретиками православных иконопочитателей, переправившись через Черное море, нашла приют в Крыму, а часть из них поднялась по рекам Дону и Северскому Донцу далее на север. Храм Святого Георгия на горе Шоана (Карачаево-Черкессия) - воздвигнутый в Х веке древнейший в России памятник, сложенный из местного камня, где раствором служила гашеная известь, замешанная на куриных яйцах. По свидетельству грузинского географа и исследователя ХVIII века Вахушты тут была кафедра Хумаринского епископа. Впоследствии здесь своё пристанище нашли монахи… Шоана в своем роде тоже памятник, рукотворный или природный - скрыто толщей лет. Скала стоит совершенно обособленно от горной гряды, будто Творец, начиная с вершины, обтесал ее слева и справа, выточил на широком основании горы каменную башню. Вышедшая из самого чрева Шоаны, она тянется в небо. Раньше на вершину можно было взобраться по висячей лестнице, испить из колодца холодной воды. Дивное место. Висячий храм горы Кенг - один из самых удивительных монастырей в мире, Китай. Свисающий над обрывом на высоте в 246 футов, храм был построен 1500 лет назад. Проходы в скалах связывают между собой более 40 комнат и залов. Начал строить храм всего лишь один монах. Спустя столетия другие продолжили его начинания. Интересной особенностью свисающего храма является своя особая религия, объединяющая буддизм с даосскими и конфуцианские религиозные элементы. Наша земля - источник вдохновения не только из-за обилия храмов и монастырей, но также и потому, что мы считаем священными даже природные образования. Особенно знаменита гора Кайлас в западном Тибете. Кайлас - это священная гора уникальной пирамидальной формы, которая по поверьям буддистов, индусов и джайнистов располагается в центре Вселенной и является ее энергетическим очагом. Считается, что высота горы составляет 6666 метров, хотя ученые и спорят сначала говоря 6638 метрах, а потом настаивая на 6714. Эта одна из немногих гор в мире, которая до сих пор не была покорена. Гора просто не пускает наверх, заставляя экспедиции развернутся, даже еще не начав подъема. Здесь, на труднодоступных высотах скрываются мировые сакральные места, которые давно уже вызывают священный трепет у представителей многих религий и ищущих сердец. Кайласанатха - скальный индуистский храм, является центральным сооружением комплекса пещерных храмов в Эллоре. деревня в индийском штате Махараштра, около 30 километров западнее города Аурангабад. С 1983 года система пещер и многочисленные замки причислены ЮНЕСКО к всемирному наследию. Создание пещер датируется примерно с VI по IX столетия нашей эры. Храм Кайласанатха высечен в монолитной, одиноко стоящей скале, скальный массив при строительстве храма обтёсывался сверху вниз, без применения строительных лесов. Расположен в центре вырубленного в скале двора длиной 58 м и шириной 51 м, уходящего в глубь скалы на 33 метра. Длина самого храма 55 м, а ширина 36 метров, площадь занимаемой поверхности 1980 м². Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой, что своеобразно выделяло его на фоне скал, и назывался Ранга Махал. Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма. Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством. Монастырь Джвари ,что в переводе означает-крест. Монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ г. Мцхета - там, где, согласно историческим источникам воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари - по совершенству архитектурных форм -один из шедевров архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия. К 545 году на "крестовой" горе уже стоял храм малого размера. Сейчас он в руинах. Более крупная церковь в форме тетраконха (22 на 18,4 метров) была воздвигнута в 590-604 годы. Монастырь Острог , Черногория. Монастырь был основан в 17 веке архиепископом Герцеговинским Василием. После его смерти, в 1678 году, епископ Василий был провозглашен святым и получил имя св. Василия Острожского. Ныне это действующий православный мужской монастырь, крупнейший в Черногории религиозный центр и популярное место паломничества. Считается, что хранящиеся в монастыре останки святого имеют чудотворную силу. Монастырь находится в горах, на высоте около 900 метров над уровнем моря. Практически он даже не построен, а вырублен в горе, на почти вертикальной большой скале Острошка Греда. Знаменитый монастырский комплекс Гегард , Армения - расположен на склоне отвесной скалы, расположенной в живописнейшей котловине ущелья реки Гарни. По сведениям историков, еще в IV веке, в ущелье находился пещерный монастырь Айриванк. Однако ни одна постройка этого монастыря не сохранилась. Лишь у летописцев можно найти сведения о величественных храмах монастыря, удобных жилищах монастырской братии и многочисленных хозяйственных постройках, в которых путники всегда находили пристанище. Однако в Х - ХI веках монастырь неоднократно подвергался нападению захватчиков, а в 923 году был разграблен и сожжен. Погибли все первоначальные строения монастыря, но на их месте в последующие века строились новые сооружения. У самого входа в котловину находится полупещерная часовня, посвященная первому христианскому проповеднику и католикосу Армении ГРИГОРУ ЛУСАВОРИЧУ (Григорию Просветителю), высеченая в 1177 году. Существующий ансамбль относится к ХII-XIII векам. Название Гегард церковные легенды связывают с хранившимся здесь копьем, которым пронзили Христа на кресте. Сейчаc наконечник этого копья хранится в Эчмиадзинском музее. Татев (арм. Տաթեվ, с древнеармянского: «дай крылья» или «лети») - монастырский комплекс 10 века в Сюникском марзе Армении, в 25 км от города Сисиан. В комплекс входят монастырь Татеви Анапат (Татевская пустынь) , канатная дорога "Крылья Татева", природный мост с пещерой - "Сатани Камурдж" (мост сатаны). Монастырь основан в 895-906 гг. сюзеренным князем Сюника Ашотом и, начиная с IX века, являлся религиозным центром Сюникского царства. 16 октября 2010 открыта самая длинная в мире пассажирская канатная дорога без промежуточных остановок, получившая название «Крылья Татева», длиной 5.7 км, проходящая через Воротанское ущелье к монастырю. Занесена в книгу рекордов Гиннесса. Дорога к храму Такцанг-лакханг --- знаменитый монастырь (лакханг) в Бутане. Он расположен рядом с городом Паро и висит на скале высотой 3120 м, на 700 м над уровнем долины Паро. Название монастыря переводится как гнездо тигрицы, по легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую превратилась его жена Еше Цогьял. Монастырь (в его современном виде) был основан в 1692 году, хотя пещеры использовались для медитаций с ранних времён. 19 апреля 1998 монастырь почти полностью сгорел, погибло несколько монахов, из-за труднодоступности невозможно было оказать срочную помощь. Однако за короткое время монастырь был скрупулёзно восстановлен. Полностью монастырь был восстановлен в 2005 году. Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. دير القرنطل‎‎, Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. В память этого события получили название и сам монастырь и гора, на которой он расположен (гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь).В 340 году преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука. Вид сверху Ма́чу-Пи́кчу (кечуа: Machu Pikchu, в переводе - «старая вершина») - город древней Америки, находящийся на территории современного Перу, на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря, господствуя над долиной реки Урубамбы. В 2007 году удостоен звания Нового чуда света. Также Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков». Храм солнца Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Нам неизвестны ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.

Духовным достоянием и культурным наследием Поднебесной являются старинные храмы и монастыри. В КНР их огромное множество. Китайцы представляют мир как процесс вечных изменений и необходимости человеку вписываться в течение изменений природных циклов. Китайские монастыри устроены по подобию естественных природных процессов.

Буддистские пещерные монастыри и храмы в Китае

Рассмотрим некоторые китайские пещерные комплексы храмов и монастырей буддизма:

  • от китайской глубинки Хэнань, в южном направлении есть храм «Лунмэнь»;
  • «Кизил» относится к китайским старинным пещерным комплексам. Четвертым веком нашей эры датированы первые пещеры комплекса. Простираются пещеры в северо-западную сторону от города Куча;
  • на севере Пылающих гор рассредоточен комплекс пещер «Безеклик». Приблизительно, на расстоянии одного километра от него есть маленький городок из многочисленных фантазийных декораций, глинобитных изваяний к съемкам кинофильма «Путешествие на Запад», ставшего культовым;
  • храмовые пещеры «Юйлинь» провинциальной глубинки Ганьсу размещены по двум сторонам реки Таши. Сорок две пещеры находятся в составе комплекса;

  • на хребте Циляньшань, то есть, в его предгорьях, есть храм «Вэньшушань»;
  • скальные рельефы, рассредоточены в предгорьях хребта Циляньшань, представляет монастырь «Мати сы»;
  • в юго-восточную сторону от Увэя на, довольно крутом, скалистом берегу речки Хуанян есть храм «Тяньтишань». Другое название - «Храм Большого Будды», в связи с тем, что там есть громадная скульптура Будды в положении сидя;
  • в северо-западном направлении от города Гуюань в южной части Нинься-Хуэйского расположен храм «Сюймишань»;
  • в южном направлении от Нинься-Хуэйского имеется комплекс «108 ступ»;
  • в северной стороне провинции Сычуань есть пещеры, под названием «Утес тысячи Будд».

Скальные буддистские монастырские и храмовые комплексы Поднебесной

Рассмотрим некоторые скалистые китайские храмовые комплексы:

  • к изваяниям одной из пятерки священных гор, горы Хэньшань, относится «Висячий монастырь» Сюанькун Сы;
  • в юго-восточной стороне от Тяньшуй расположен один из самых больших и удивительных буддистских скальных храмовых китайских святилищ «Майцзишань»;
  • в 110 км от Ланьчжоу, в китайской глубинке Ганьсу, есть комплекс храмов и монастырей «Бинлин Сы».

Скульптуры скальных буддистских комплексов

Вот одни из самых уникальных скальных скульптур буддистских комплексов:

  • на запад от Аньюэ есть скульптуры «Цяньфочжай» конца 6 века н.э.;
  • «Сюаньмягоуань» или «Обитель сокровенного» - даосского происхождения и находится в северо-западном направлении от Аньюэ;
  • «Махапаринирвана Будды» – громадная скульптура, представляющая Будду лежащим, - в северном направлении от Бамьяо.

Еще немного о храмах Китая

К популярным туристическим местам в Китае относятся, также следующие храмы:

  • «Шаолинь» - легендарный древний буддистский храм, который отсчитывает свою историю с конца 5 века н.э.;
  • аутентичный храм «Лабранг», построен в поселке Лабранг, в регионе Ганьнань Тибетского округа, провинции Ганьсу;
  • ламаистский храм «Юнхэгун», размещен в Пекине.

Без храмов и, конечно же, монастырей, невозможно представить Китай, ведь они занимают главное место в духовной жизни китайцев. Невзирая на трепетно хранимые духовные учения и традиции, китайские храмы и монастыри открыты для всех посетителей. Требование к туристам одно – поведение, соответствующее святым местам.

Путешествие в Утайшань

На Шанхай медленно, но неотвратимо накатывает волна весеннего тепла. Яркое солнце, пригревающее уже почти так, как в июльском Питере, заставило выбраться на улицу, похоже, все способное передвигаться население; даже кошки, затурканные китайцами в глубокое подполье, нынче порой выбираются на свет Божий и заводят по вечерам громкие заунывные песни. Одним словом, весна...

Трудно даже представить себе, что где-то на высоких горных перевалах еще вовсю царствует зима, а дороги покрыты кое-где снегом толщиной метра в полтора, и сообщение между некоторыми населенными пунктами прервано из-за этого на совершенно неопределенное время. Где-то возвышается на трехтысячеметровом пике монастырь, открытый всем ураганным ветрам и снежным бурям и отрезанный насовсем от внешнего мира - до короткого горного лета. А воздух в долинах чист и по-январски холоден, и только вода в каменистых речках, упрямо звенящая под слоем толстого льда, напоминает о том, что зима в Утайшань - не навсегда...

Давно нас притягивало к себе это место, но первый наш поход туда завершился крупной неудачей: стремясь сократить путь к цели, мы пренебрегли дорогами и пытались перевалить дветысячеметровый горный хребет напрямик, таща при этом на себе велосипеды и не позаботившись предварительно запастись ни едой, ни водой; но из-за внезапного снегопада и жестокого похолодания (на Утайшань зимой бывает и до минус сорока, хотя, к счастью, этого рекорда отрицательной температуры нам там на себе испытать не пришлось), многочасовой штурм хребта окончился тем, что мы повернули-таки назад, к теплу и людскому жилью... И вот, спустя больше года с момента этой неудачной попытки, мы решили возобновить наши старания, и добраться, в конце-то концов до знаменитых гор и храмов Утайшань...

Что же такое Утайшань? С точки зрения географии, это горный район в китайской провинции Шаньси, средняя высота которого составляет около двух тысяч метров над уровнем моря, а площадь, по официально принятым данным - 367 квадратных километров. "Утайшань" по-китайски - "Гора пяти помостов". И действительно, в этом районе расположено пять горных пиков, один из которых - Бэйтайдин (другое название - Едоуфэн), является высочайшей вершиной в северном Китае, его высота Ц 3078 метров. Ненамного отстали от своего собрата и четыре других вершины Утайшань - Наньтай, Дунтай, Ситай и Чжунтай - соответственно, Южный, Восточный, Западный и Центральный "Помосты". Впрочем, все эти четыре чуть-чуть не дотягиваются до признанного в альпинизме рубежа высокогорья (три тысячи метров)... Пять вышеупомянутых пиков окружают небольшую долину альпийского типа, в которой уютно разместился маленький городок (или большая деревня, это смотря на чей взгляд) под названием Тайхуай. Впрочем, этот населенный пункт получил свое теперешнее название всего лишь лет тридцать назад, а до тех пор именовался так же, как и весь горный район - "Утай".

С точки зрения истории и религии Утайшань - место просто исключительное. Во-первых, для китайского буддизма "Гора Пяти Помостов" - наиглавнейшая из четырех священных гор, остальные три - это Путошань в Чжэцзяне, Эмейшань в Сычуани, Цзюхуашань в Аньхое. Со времени появления в Китае учения Шакьямуни на Утайшань начали строиться буддийские монастыри (к настоящему моменту их насчитывается сорок восемь), гора считается официальным местом пребывания Манджушри (один из наиболее почитаемых в Махаяне бодхисаттв, олицетворение мудрости; изображается обычно в двух канонических позах - с мечом в руке, которым отсекает невежество и заблуждение, или сидящим на льве). Такие китайские императоры, как Канси, тяготевшие к буддизму, не раз совершали паломничества на Утайшань, совершая там молитвы и воскуряя благовония...

Во-вторых, для последователя буддизма вообще (то есть не обязательно китайского) существует несколько мест (числом также пять) для паломничества, которые (в идеале, конечно же) необходимо посетить в течение жизни. Это Потала в Тибете, Лумбини (место, где родился сам Шакьямуни), Раджагриха (город, где он проповедовал), Шамбала (впрочем, как туда попасть, понятно далеко не каждому), и, между прочим, уже знакомые нам горы Утайшань (за подробностями отсылаю любознательного читателя к специальной буддологической литературе)... Так что "Гора Пяти Помостов" обладает и известностью, и святостью, далеко не только для китайского буддиста. В настоящее время из нескольких известных течений буддизма на Утайшань безраздельно господствуют два - Цзинту (Учение Чистой Земли) и ламаизм. Что касается последнего, то на "Горе Пяти Помостов" можно встретить его и, так сказать, в чистом виде - встречаются храмы, где монахи - только тибетцы, и мирно существующим в комбинации с Цзинту в рамках одного и того же монастыря.

Справедливости ради отмечу, что горы Утайшань богаты не только монастырями ортодоксальных буддийских течений, но издавна являлись и прибежищем для отшельников-одиночек, нередко развивавших новые, синкретические (хотя в той или иной степени и сохранявших черты буддийской идеологии) религиозные учения. Так, довольно распространенная в 17-18 веках в Китае секта учения Лоцзяо зародилась именно в Утайшань.

Утайшань до сих пор является местом паломничества буддистов; большую их часть составляют, разумеется, китайцы, причем не только с материка, но и с Тайваня, из Гонконга и Макао, а также из других зарубежных стран. Приезжают, конечно, не только верующие, но и просто туристы. Каждый год Утайшань в среднем принимает до полумиллиона гостей. И такая популярность этого отдаленного горного района вовсе не случайна... Дело в том, что практически во всех городах и весях Китая имеются живописные буддийские и даосские монастыри, которые, само собой, являются самыми посещаемыми местами, привлекая к себе и верующих и туристов, и просто любопытных. Но между храмами, скажем, Пекина, и монастырями Утайшань существует огромная разница. Большинство буддийских и даосских святилищ в Китае, к сожалению, по большей части потеряли изначально присущий таким местам дух, превратившись в некое подобие музеев, основная задача которых - выкачивать деньги из доверчивых посетителей. Прекрасный пример такого вот "кастрированного" монастыря - Дачжунсы (Храм Большого Колокола) в Пекине; статуи будд и бодхисаттв были несколько лет назад безжалостно выброшены из главного зала за пределы храма, и долгое время валялись на его задворках рядом с общественным туалетом, а в главном зале, в качестве основной приманки для доверчивых туристов, был повешен огромный колокол (что для нормального буддийского монастыря - вещь совершенно дикая).

Не отстает в ремесле зарабатывания хлеба насущного и знаменитый Шаолинь в провинции Хэнань. Он неплохо отреставрирован и превращен, по сути дела, в обычный музей. Монахи его выполняют в основном функции смотрителей, религиозные ритуалы проводятся довольно-таки лениво и крайне формально, а сытые лоснящиеся физиономии обитателей монастыря говорят о весьма безбедной жизни последних; иногда вконец обнаглевшие монахи позволяют себе откровенно грубое и бесцеремонное обращение с посетителями. Процесс этот сам по себе естественный - во всем мире люди, зарабатывающие средства за счет туристического бизнеса, очень часто портятся и наглеют на глазах...

Но Утайшань - место особенное. Его сорок восемь монастырей как-то пока еще не очень подверглись общей меркантилизации (я думаю, что причиной этому - весьма короткий туристический сезон, всего три или четыре месяца в году); монахи там заняты в основном не сбором мзды с туристов, а своим прямым делом - молитвами, медитацией, песнопениями и воскурением благовоний. За все наше пребывание на Утайшань только в одном из храмов с нас (причем очень застенчиво) попросили заплатить за вход, в остальных же царствовал дух восхитительного буддийского пофигизма. Монахи, однако, повсюду были крайне вежливы и радушны; стоило задать какой-нибудь вопрос обитателям монастыря, как они тут же приглашали нас присесть и выпить чаю, отвечали нам подробно и охотно, без просьб с нашей стороны открывали для нас запертые залы, а также, бывало, просто молились за нас...

Имея в распоряжении всего несколько дней, мы, в целях сокращения времени, добирались до станции Шахэ из Пекина поездом, разобрав предварительно велосипеды и засунув их под вагонные сиденья. Судя по различным путеводителям по Китаю, написанным иностранцами (взять к примеру хотя бы знаменитое издание "Lonely Planet"), для многих поездка в таком поезде кажется экзотическим приключением - разумеется, изнеженные цивилизацией западные люди с трудом могут представить себе железнодорожный состав без душа, бассейна и спутникового телефона, а если кто-то вдруг начинает плевать им под ноги, то тут-то и начинаются "тяжелые испытания". "Lonely Planet" с благоговейным ужасом повествует об "отважных путешественниках-одиночках", которые осмеливались проводить в китайском "ин цзо" аж по двадцать с лишним часов, рискуя при этом чуть ли не жизнью. Смех, да и только...

Итак, мы выгружаемся на станции Шахэ, в темпе собираем наши велосипеды и отправляемся в путь - на Тайхуай. Впереди больше пятидесяти километров горной дороги - сначала вверх, на перевал, а затем вниз - в долину, где и расположен Тайхуай и откуда можно начать восхождение на высочайшую точку Утайшань - Бэйтайдин.

Пятьдесят километров в горах - совсем не то же самое, что аналогичное расстояние на равнине. Недаром альпинисты измеряют пройденный и предстоящий путь не в километрах, а в часах. Мы не альпинисты, но и в горном туризме иногда более уместны альпинистские стандарты измерения. Таким образом, наша дорога в Тайхуай заняла более десяти часов.

Серпантин уводит вверх, к перевалу, на высоту больше двух километров, извиваясь, внезапно меняя направление, сужаясь и зависая над глубокими пропастями. Чем ближе мы к перевалу, тем больше на дороге снега и льда. Темнеет, и обступившие дорогу вершины лишь смутно белеют над нашими головами. Но вот и перевал, и мы начинаем движение вниз, все более приближаясь к нашей цели, а также к ночлегу, ужину и заповеднику буддийской мудрости...

Утро встречает нас, как пелось в известной песне, прохладой. Горный воздух свеж и хрустально прозрачен. Над тайхуайской долиной разгорается ярко-голубое небо. Одним словом, погода вполне благоприятствует прогулке по буддийскому заповеднику...

Общепризнанный символ гор Утайшань - большая пагода монастыря Таюаньсы. Это ослепительно белое сооружение, выстроенное в форме огромной бутыли и возвышающееся над тайхуайской долиной на 75 метров, по одной легенде, опустилось на землю прямо с небес прямо в теперешнем своем виде; другая легенда говорит о том, что пагода была построена еще в третьем веке до нашей эры Ашокой (виднейшим индийским царем-покровителем и распространителем буддизма). На самом деле, нынешний свой облик Белая Пагода обрела в 1407 г. нашей эры, в эпоху правления Юнлэ (династия Мин). Первый же буддийский монастырь на этом месте появился где-то на рубеже начала нашей эры. Горные ветра раскачивают двести пятьдесят два колокольчика, висящие на пагоде и издающие мелодичный звон...

Мы осматриваем и другие храмы в центре Тайхуая, а затем переходим через небольшую речку на окраине городка и долго карабкаемся по заснеженной и обледеневшей лестнице в невысокую гору, на вершине которой расположен монастырь под названием Дайлодин. Он знаменит своими пятью статуями бодхисаттвы Манджушри, являющимися точными копиями тех изваяний, которые находятся в храмах на высочайших вершинах Утайшань (по монастырю на пике, по статуе Манджушри в монастыре).

Говорят, что цинский император Цяньлун, неоднократно приезжавший на Утайшань для совершения молитв и воскурения благовоний, ни разу не мог подняться на эти вершины, останавливаемый на половине пути ураганным ветром и сильным снегопадом. Однако, поскольку император крайне жаждал поклониться изображениям Манджушри, то призвал как-то монаха по имени Цинъюнь, жившего в храме на Чжунтае (Центральном Пике) и дал тому задание: в течение трех лет изобрести способ, который позволил бы его величеству воскурить благовония перед вышеупомянутым Манджушри на пяти вершинах, не поднимаясь при этом на сами вершины (император к тому времени был уже стар и навсегда оставил надежду забраться-таки наконец в гору). Говорят, что Цинъюнь только крякнул и почесал в затылке, но возражать императору не осмелился... Прошло два года, но ничего путного не приходило в голову бедному монаху. Но вот, как-то раз обходя вечером монастырь, он заметил молодого послушника, ворующего пищу с жертвенных столов перед буддами и бодхисаттвами. Реши Цинъюнь предать случай огласке, и послушника ждало бы тяжелое наказание; но он решил поступить иначе, обещав избавить воришку от ответственности, если последний в течение трех дней (!) придумает, как исполнить императорский приказ... И на третий день вороватый, но сообразительный послушник доложил Цинъюню следующее: нужно просто соорудить копии пяти Манджушри с пяти вершин Утайшань и поместить их все вместе в храм на ближайшей небольшой горе (по сравнению с пятью пиками - просто маленьком холме), да построить каменную лестницу к этому храму; императору же, забравшемуся по лестнице наверх, официально засчитать данный подвиг как восхождение на все (настоящие) вершины... Так его величество Цяньлун, на пятьдесят первом году своего правления (1786 г.), приехал в очередной раз на Утайшань и был крайне удовлетворен изобретенному для него способу поклонения Манджушри, по поводу чего и написал в Дайлодин (так назвали храм) стихотворение, которое я здесь приводить, ввиду его внушительных размеров, не буду. Такие вот они были, китайские императоры... Однако, хоть и невысока гора с храмом Дайлодин по сравнению с Пятью Помостами, но тайхуайская долина видна с нее как на ладони...

На окраине Тайхуая находится и храм Пушоусы - не просто монастырь, но женская буддийская семинария, одна из немногих в Китае. На Утайшань монастырь монастырю рознь, если иметь в виду материальное благосостояние. Есть храмы маленькие и весьма скромные, но к Пушоусы это не относится. Монастырский комплекс Пушоусы, обнесенный новенькими шестиметровыми (!) стенами из серого кирпича, напоминает скорее усадьбу богатого феодала. Если Таюаньсы заметен издали своей Белой Пагодой, то над Пушоусы также высится не маленькое сооружение, но это просто огромная труба новой котельной - монастырь имеет автономное паровое отопление (а также спутниковое телевидение и японские кондиционеры)...

Но громадные ворота гостеприимно распахиваются перед нами, и нас проводят прямо в зал приема почетных гостей, оборудованный получше, чем офисы некоторых фирм. Внутри господствует абсолютная, какая-то медицинская, чистота... Обитательницы монастыря не могут передавать или принимать предметы непосредственно из рук лиц мужского пола, поэтому опустевший термос мы ставим на пол, откуда его подхватывает монашка и отправляется за новой порцией кипятку. После примерно часовой дискуссии с настоятельницей о храмах Утайшань вообще и Пушоусы в частности, для нас устраивают персональную экскурсию по семинарии. Как мы замечаем, здесь в почете любой гость, а не только иностранный турист; нужно заметить, впрочем, что большинство посетителей составляют верующие паломники.

Никакого секрета в прекрасном финансовом положении Пушоусы, в общем-то нет: монастырь получает хорошую поддержку от состоятельных верующих спонсоров из Гонконга и с Тайваня...

Рассказ о храмах Утайшань можно было бы и продолжить, благо их там много - больших и маленьких, женских и мужских, гостеприимных и не очень. Но для этого пришлось бы написать не статью, а, пожалуй, целую книгу, да в нескольких томах...