В продолжение статьи Т. Обуховой "Организация ведения бухгалтерского учета: новые правила" в этом материале рассмотрены изменения, которые планируется внести в методологию учета в части отражения отдельных операций финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, после вступления в юридическую силу:
– Приказа Минфина РФ от 29.08.2014 N 89н (далее – Приказ Минфина РФ N 89н), который вносит изменения в Инструкцию N 157н*(1);
– приказа Минфина РФ, который будет вносить изменения в Инструкцию N 174н*(2).
Поскольку то, о чем мы будем говорить в статье, изложено не на основании нормативных актов, это не руководство к действию, а информация для сведения.
Изменения в учете объектов непроизведенных активов
Сегодня земельные участки, находящиеся у бюджетных учреждений на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". После вступления в силу Приказа Минфина РФ N 89н такие объекты будут учитываться на балансовом счете 0 103 00 000 "Непроизведенные активы" на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) (новая редакция п. 71 Инструкции N 157н). Получение на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенных под объектами недвижимости), отражается в учете по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ) следующей записью:
Дебет счета 4 103 11 330
Кредит счета 4 401 10 180
Финансовые активы учреждения
При перечислении денежных средств на дебетовые банковские карты, а также при совершении расчетов с использованием банковских карт при условии перечисления (зачисления) денежных средств не в один операционный день используется счет 0 201 03 "Денежные средства учреждения в пути" (новая редакция п. 162 Инструкции N 157н).
С учетом этого предполагается в Инструкцию N 174 внести следующие изменения:
– выбытие денежных средств из кассы учреждения при внесении наличных средств с использованием банковских карт через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт) отражать записью:
Дебет счета 0 201 23 000
Кредит счета 0 201 34 000
– выбытие денежных средств из кассы учреждения при передаче наличных денежных средств инкассаторам:
Дебет счета 0 201 23 000
Кредит счета 0 201 34 000
– проведение операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных (дебетовых) карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:
Дебет счета 2 201 23 000
Кредит счета 2 205 31 000
– проведение операций по приему возвратов дебиторской задолженности с использованием расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:
Дебет счета 0 201 23 000
Кредит соответствующих аналитических счетов счета 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000
– поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных наличных денег, а также сумм внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных оплат, возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал, установленный в кассе учреждения:
Дебет счета 0 201 11 510
Кредит счета 0 201 23 610
Пример 1
Бюджетное учреждение в конце дня сдало сумму полученной за день выручки в размере 800 000 руб. инкассаторам.
В бухгалтерском учете операции по движению денежных средств будут отражаться следующим образом:
Новые правила учета расчетов по доходам
Минфин предполагает внести в инструкции N 157н, 174н новый счет 0 205 82 "Расчеты по невыясненным поступлениям" (п. 199 Инструкции N 157н).
Кроме того, планируется внести уточняющие правки в п. 93, 94 Инструкции N 174н, согласно которым:
– начисление доходов медицинскими бюджетными учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по программе ОМС, отражать записью:
Дебет счета 7 205 31 560
Кредит счета 7 401 10 130
Напомним, что в действующей редакции п. 93 Инструкции N 174н для отражения такой операции предполагается использование счета 7 401 10 180;
– начисление доходов от аренды имущества бюджетного учреждения, переданного арендаторам:
Дебет счета 2 205 20 000
Кредит счета 2 401 10 120
– начисление задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным):
Дебет счета 0 209 83 560
Кредит счета 0 401 40 172
– начисление доходов будущих периодов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным):
Дебет счета 0 205 81 560
Кредит счета 0 401 40 180
– списание с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности по доходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (невостребованной кредиторами по доходам):
Дебет счета 0 401 10 173
Кредит счета 0 205 00 000 с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежных дебиторов", списанной кредиторской задолженности на забалансовом счете 20 "Задолженность невостребованной кредиторами"
– уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом:
Дебет счета 2 302 00 000
Кредит счета 2 205 00 000
Расчеты с подотчетными лицами
Новая редакция п. 214 Инструкции N 157н звучит следующим образом. Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц на суммы полученных денежных средств допускается при отсутствии за подотчетным лицом задолженности по денежным средствам, по которым наступил срок представления авансового отчета. Из дословного прочтения этого пункта следует, что подотчетному лицу может быть выдано одновременно под отчет несколько сумм при условии, что по ранее выданным суммам не наступил срок представления авансового отчета. Однако это положение противоречит нормам п. 6.3 Порядка ведения кассовых операции*(3), согласно которым выдача наличных денег под отчет проводится при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
Денежные средства под отчет выдаются не только в валюте РФ, но и в иностранной валюте. Данные суммы подлежат переоценке в валюту РФ. Из положений новой редакции п. 215 Инструкции N 157н следует, что переоценка расчетов по выданным авансам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной волюте. Переоценка задолженности по принятым обязательствам в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций по оплате обязательства в иностранной валюте и на отчетную дату (на дату формирования регистра бухгалтерского учета). При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникающие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) расчетов по принятым обязательствам в иностранной валюте, с отнесение курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года для переоценки активов.
Расчеты с подотчетными лицами посредством технических средств (банкомата, электронного терминала) планируется отражать с использованием счета 0 210 23 000.
Пример 2
На банковскую карту подотчетного лица была перечислена подотчетная сумма с лицевого счета в размере 5 000 руб. на приобретение строительных материалов для ремонтных работ. Согласно авансовому отчету, представленному подотчетным лицом, у него остался остаток подотчетной суммы в размере 800 руб., который был зачислен на лицевой счет учреждения. Операции проводятся по коду вида деятельности 2.
В бухгалтерском учете операции по движению подотчетной суммы отражаются следующим образом:
Расчеты по недостачам
Приказ Минфина РФ N 89н вносит коррективы в порядок применения счета 0 209 00 000, который будет называться "Расчеты по ущербу и иным доходам". Данный счет будет применяться не только для учета сумм выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, сумм потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причинного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, но и для учета сумм:
– предварительных оплат, не возвращенных контрагентом, в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда;
– задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы);
– задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
– излишне произведенных выплат;
– принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе при возникновении страховых случаев;
– ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации.
При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных расходов.
В соответствии с этими изменениями корректировке подверглась и группировка расчетов по ущербу имуществу. Согласно действующей редакции п. 221 Инструкции N 157н группировка расчетов по ущербу имуществу осуществляется по группам поступлений, возмещаемых за причиненный ущерб имуществу по аналитическим группам синтетического счета объекта учета:
– 80 "Расчеты по прочему ущербу".
Новая редакция этого пункта предполагает производить группировку расчетов по ущербу и иным доходам по следующим аналитическим группам синтетического счета объекта учета:
– 30 "Расчеты по компенсации затрат";
– 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия";
– 70 "Расчеты по ущербу нефинансовым активам";
– 80 "Расчеты по иным доходам".
На счетах расчетов по ущербу (счет 209 70) и иным доходам (счет 209 80) будут учитываться:
– расчеты по суммам задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;
– расчеты по суммам ущерба в виде произведенных предварительных оплат в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы;
– расчеты по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний;
– расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанные с судопроизводством (оплата судебных издержек);
– расчеты по иным ущербам, а также иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 0 205 00 000 "Расчеты по доходам".
Расчеты по иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 "Расчеты по доходам", учитываются на счете 209 80 "Расчеты по иным доходам". Так, в п. 150 Инструкции N 174н планируется внести положения о том, что начисление доходов от реализации нефинансовых активов будет отражаться записью:
Дебет счета 2 209 83 0002
Кредит счета 2 401 10 172
Соответственно, в п. 109, 110 Инструкции N 174н планируется внести следующие новые нормы:
– суммы ущерба по произведенным предварительным оплатам в рамках государственных (муниципальных) договоров на нужды бюджетного учреждения, иных соглашений, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, ведении претензионной работы отражаются записью:
Дебет счета 0 209 30 560
Кредит счета 0 401 10 130
– суммы ущерба по задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенной (не удержанной из заработной платы), в том числе в случае оспаривания удержаний:
Дебет счета 0 209 30 560
Кредит счета 0 401 10 130
– суммы ущерба в виде задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск:
Дебет счета 0 209 30 560
Кредит счета 0 401 10 130
– расчеты по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек):
Дебет счета 0 209 30 560
Кредит счета 0 401 10 130
– суммы ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправильного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения, суммы расходов, связанных с судопроизводством:
Дебет счета 0 209 41 560
Кредит счета 0 401 10 140
– уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов):
Дебет счета 2 302 00 830
Кредит счета 2 209 40 660
– уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом при принятии решения об удержании суммы начисленных штрафных санкций путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов), если оплата контракта (договора) осуществляется за счет средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания:
Дебет счета 2 304 06 830
Кредит счета 2 209 40 660
Расчеты с учредителем
В пункт 117 Инструкции N 174н планируется внести изменения и привести ее в соответствие с нормами Письма Минфина РФ от 18.09.2012 N 02-06-07/3798 и требованиями Инструкции N 33н*(4).
При закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления (от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений) на объекты основных средств, нематериальных активов в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником средств, делается запись:
Дебет счета 4 401 10 172 "Доходы от операций с активами"
Кредит счета 4 210 06 000 "Уменьшение расчетов с учредителем"
При выбытии такого имущества методом "Красное сторно" делается такая же запись.
Расчеты с прочими дебиторами
Согласно нормам п. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе*(5) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
По мнению Минфина, на счете 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" следует отражать (новая редакция п. 235 Инструкции N 157н):
1) расчеты с дебиторами по операциям:
– предоставления обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе;
– обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков,
2) ожидаемые к поступлению налоги, сборы, иные платежи, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством, считается исполненной (согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам);
3) иные операции, возникающие в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренные для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.
Налог на добавленную стоимость
Новая редакция Инструкции N 157н предполагает вместо счета 210 01 "Расчеты по по приобретенным материальных ценностям, работам, услугам" использовать счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам" для учета (п. 224 Инструкции N 157н):
– расчетов по суммам , полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) в рамках деятельности учреждения, облагаемой в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ;
– расчетов по суммам , предъявленным поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги, начисленного и уплаченного учреждением в качестве налогового агента в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ.
Уменьшение суммы , подлежащей оплате в бюджет, на сумму налога, начисленного при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, отражается записью:
Дебет счета 0 303 04 830
Кредит счета 0 210 11 660
В свою очередь, списание суммы на увеличение стоимости нефинансовых активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ, отражается записью (новая редакция п. 113 Инструкции N 174н):
Дебет счета 0 100 00 000
Кредит счета 0 210 12 660
Резервы предстоящих расходов
В Инструкцию N 157н будет введен новый счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов". По мнению Минфина, на данном счете следует отражать (п. 302.1 Инструкции N 157н):
– расходные обязательства, возникающие у учреждения вследствие принятия других обязательств (например: оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки и т.д.);
– расходные обязательства, возникшие у учреждения в силу законодательства при принятии решения о реструктуризации деятельности, в том числе при принятии решения о реорганизации учреждений, изменении структуры учреждений (создании или ликвидации филиалов, обособленных структурных подразделений, изменении видов деятельности);
– расходные обязательства, оспариваемые в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек), в том числе в случае, когда главный распорядитель средств бюджета публично-правового образования выступает в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по искам к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту; предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;
– расходные обязательства по понесенным расходам, по которым своевременно не поступили расчетные документы (коммунальные услуги, услуги связи);
– иные случаи, предусмотренные при формировании учетной политики учреждения.
Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.
Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально признан.
Принятие обязательств
Новая редакция п. 318 Инструкции N 157н предполагает разграничить понятия "принятые обязательства" (счет 0 502 01), "принятые денежные обязательства" (0 502 02), "принимаемые обязательства" (0 502 07) и "отложенные обязательства" (0 502 09).
Забалансовый учет
Счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение". Новой редакцией п. 335 Инструкции N 157н предусмотрено, что этот счет будет использоваться в том числе для учета имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации) до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), в том числе в связи с физическим или моральным износом (нецелесообразностью его дальнейшего использования).
Пример 3
Бюджетным учреждением принято решение о списании оборудования, непригодного для дальнейшей эксплуатации. Оборудование было приобретено за счет средств учредителя и учтенное в составе особо ценного движимого имущества. Данное оборудование подлежит демонтажу, работы по которому будут производиться специально нанятым для этого работником. Балансовая стоимость оборудования – 600 000 руб., сумма начисленной амортизации составила 560 000 руб. Цифры в примере приведены условные.
В бухгалтерском учете операции по списанию оборудования будут отражены следующим образом:
Сумма, руб. |
|||
Списана начисленная по оборудованию амортизация |
|||
Списана остаточная стоимость оборудования |
|||
Отражены расчеты с учредителем методом "Красное сторно" |
|||
Отражено на забалансовом счете оборудование, подлежащее монтажу, в условной оценке, как это предусмотрено учетной политикой учреждения и в соответствии с нормами п. 335 Инструкции N 157н |
|||
Списано оборудование с забалансового учета после демонтажных работ |
Счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". Планируется ввести норму о том, что списание дебиторской задолженности с забалансового счета 04 осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству (п. 339 Инструкции N 157н).
Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных". Согласно изменениям, которые планируется внести в п. 349 Инструкции N 157н, он будет содержать норму о том, что при выбытии транспортного средства материальные ценности, установленные на нем, списываются с забалансового счета.
Счет 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" и счет 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения". На данных забалансовых счетах отражаются операции по движению денежных средств на счете 0 201 34 "Касса", предполагается отражать на этих забалансовых счетах (п. 365, 367 Инструкции N 157н).
Счет 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)". Учет имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением осуществляется на забалансовом счете 27 (п. 385 Инструкции N 157н). Принятие к учету объектов имущества осуществляется на основании первичного учетного документа по балансовой стоимости. Выбытие объектов имущества с забалансового учета производится на основании первичного учетного документа по стоимости, по которой объекты ранее были приняты к забалансовому учету.
Счет 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц". Новая редакция Инструкции N 157н предполагает на этом счете вести учет расчетов по исполнению денежных обязательств через третьих лиц (при выплатах пенсий, пособий, иных выплат физическим лицам через отделения Почты России, платежных агентов).
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
В связи с вступлением в силу в 2018 году ряда федеральных стандартов возникла необходимость в корректировке Единого плана счетов и Инструкции по его применению (далее – Инструкция № 157н). 26 апреля 2018 года зарегистрирован в Минюсте Приказ Минфина РФ № 64н, которым вносятся изменения в указанный документ.
Единый план счетов.
Новые счета. Прежде всего перечислим новые счета, введенные в Единый план счетов.
Номер счета |
Наименование счета |
---|---|
103 30 |
Непроизведенные активы – иное движимое имущество |
103 90 |
Непроизведенные активы – в составе имущества концедента |
104 90 |
Амортизация имущества в концессии |
104 29 |
Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества учреждения |
104 39 |
Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения |
104 49 |
Амортизация прав пользования непроизведенными активами |
104 59 |
Амортизация имущества казны в концессии |
106 90 |
Вложения в имущество концедента |
108 57 |
Прочие активы, составляющие казну |
108 90 |
Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии |
108 91 |
Недвижимое имущество концедента, составляющее казну |
108 92 |
Движимое имущество концендента, составляющее казну |
108 95 |
Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну |
111 00 |
Права пользования активами |
111 40 |
Права пользования нефинансовыми активами |
111 41 |
Права пользования жилыми помещениями |
111 42 |
Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями) |
111 44 |
Права пользования машинами и оборудованием |
111 45 |
Права пользования транспортными средствами |
111 46 |
Права пользования инвентарем производственным и хозяйственным |
111 47 |
Права пользования биологическими ресурсами |
111 48 |
Права пользования прочими основными средствами |
111 49 |
Права пользования непроизведенными активами |
114 00 |
Обесценение нефинансовых активов |
114 10 |
Обесценение недвижимого имущества учреждения |
114 20 |
Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения |
114 30 |
Обесценение иного движимого имущества учреждения |
114 40 |
Обесценение прав пользования активами |
114 01 |
Обесценение жилых помещений |
114 02 |
Обесценение нежилых помещений (зданий и сооружений) |
114 03 |
Обесценение инвестиционной недвижимости |
114 04 |
Обесценение машин и оборудования |
114 05 |
Обесценение транспортных средств |
114 06 |
Обесценение инвентаря производственного и хозяйственного |
114 07 |
Обесценение биологических ресурсов |
114 08 |
Обесценение прочих основных средств |
114 09 |
Обесценение нематериальных активов |
114 60 |
Обесценение непроизведенных активов |
114 61 |
Обесценение земли |
114 62 |
Обесценение ресурсов недр |
114 63 |
Обесценение прочих непроизведенных активов |
205 22 |
Расчеты по доходам от финансовой аренды |
205 23 |
Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами |
205 24 |
Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств |
205 26 |
Расчеты по доходам от процентов по иным финансовым инструментам |
205 27 |
Расчеты по доходам от дивидендов от объектов |
205 28 |
Расчеты по доходам от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности |
205 29 |
Расчеты по иным доходам от собственности |
205 32 |
Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования |
205 33 |
Расчеты по доходам от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров) |
205 35 |
Расчеты по условным арендным платежам |
205 44 |
|
205 45 |
|
205 83 |
Расчеты по субсидиям на иные цели |
205 84 |
Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений |
206 27* |
Расчеты по авансам по страхованию |
206 28* |
Расчеты по авансам по услугам, работам для целей капитальных вложений |
206 29* |
Расчеты по авансам по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами |
208 27* |
Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования |
208 28* |
Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений |
208 29* |
Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами |
208 93 |
Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров) |
208 94 |
Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафных санкций по долговым обязательствам |
208 95 |
Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций |
208 96 |
Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов |
209 34 |
Расчеты по доходам от компенсации затрат |
209 36 |
Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет |
209 41 |
Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров) |
209 43 |
Расчеты по доходам от страховых возмещений |
209 44 |
Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений) |
209 45 |
Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия |
210 82 |
Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному |
210 92 |
Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет |
302 27* |
Расчеты по страхованию |
302 28* |
Расчеты по услугам, работам для целей капитальных вложений |
302 29* |
Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами |
302 95 |
Расчеты по другим экономическим санкциям |
302 96 |
Расчеты по иным расходам |
304 84 |
Консолидируемые расчеты года, предшествующие отчетному |
304 94 |
Консолидируемые расчеты иных прошлых лет |
304 86 |
Иные расчеты года, предшествующего отчетному |
304 96 |
Иные расчеты прошлых лет |
401 18 |
Доходы финансового года, предшествующего отчетному |
401 19 |
Доходы прошлых финансовых лет |
401 28 |
Расходы финансового года, предшествующего отчетному |
401 29 |
Расходы прошлых финансовых лет |
- 227 «Страхование»;
- 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;
- 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».
Исключенные счета. Некоторые счета исключили из Единого плана счетов:
- 102 40 «Нематериальные активы – предметы лизинга»;
- 105 40 «Материальные запасы – предметы лизинга»;
- 107 40 «Предметы лизинга в пути»;
- 109 90 «Издержки обращения».
Старая редакция |
Новая редакция |
---|---|
101 40 «Основные средства – предметы лизинга» |
101 90 «Основные средства – имущество в концессии» |
101 02 «Нежилые помещения» |
101 02 «Нежилые помещения (здания и сооружения)» |
101 03 «Сооружения» |
101 03 «Инвестиционная недвижимость» |
101 06 «Производственный и хозяйственный инвентарь» |
101 06 «Инвентарь производственный и хозяйственный» |
101 07 «Библиотечный фонд» |
101 07 «Биологические ресурсы» |
104 40 «Амортизация предметов лизинга» |
104 40 «Амортизация прав пользования активами» |
104 02 «Амортизация нежилых помещений» |
104 02 «Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений)» |
104 03 «Амортизация сооружений» |
104 03 «Амортизация инвестиционной недвижимости» |
104 06 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря» |
104 06 «Амортизация инвентаря производственного и хозяйственного» |
104 07 «Амортизация библиотечного фонда» |
104 07 «Амортизация биологических ресурсов» |
104 58 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны» |
104 52 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны» |
104 59 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» |
104 54 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» |
106 10 «Вложения в недвижимое имущество учреждения» |
106 10 «Вложения в недвижимое имущество» |
106 20 «Вложения в особо ценное движимое имущество учреждения» |
106 20 «Вложения в особо ценное движимое имущество» |
106 30 «Вложения в иное движимое имущество учреждения» |
106 30 «Вложения в иное движимое имущество» |
106 40 «Вложения в предметы лизинга» |
106 40 «Вложения в объекты финансовой аренды» |
108 53 «Драгоценные металлы и драгоценные камни» |
108 53 «Ценности государственных фондов России» |
205 30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» |
205 30 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» |
205 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» |
205 40 «Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба» |
205 50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» |
205 50 «Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов» |
205 21 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов» |
205 21 «Расчеты по доходам от операционной аренды» |
205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» |
205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)» |
205 41 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия» |
205 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках» |
205 81 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» |
205 81 «Расчеты по невыясненным поступлениям» |
205 89 «Расчеты по невыясненным поступлениям» |
205 89 «Расчеты по иным доходам» |
206 40 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям» |
206 40 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям» |
206 50 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам» |
206 50 «Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам» |
206 41 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям» |
206 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям» |
206 42 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» |
206 42 «Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций» |
206 51 «Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» |
206 51 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» |
206 91 «Расчеты по авансам по оплате прочих расходов» |
209 96 «Расчеты по авансам по оплате иных расходов» |
208 91 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих расходов» |
208 91 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов» |
209 40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» |
209 40 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» |
209 83 «Расчеты по иным доходам» |
209 89 «Расчеты по иным доходам» |
302 91 «Расчеты по прочим расходам» |
302 93 «Расчеты по штрафам за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» |
Инструкция № 157н.
Общие положения. Положения Инструкции № 157н по бюджетному учету должны применяться одновременно с нормами, установленными Стандартом «Концептуальные основы». Определения терминов, которые используются в Инструкции № 157н по бюджетному учету, должны применяться в значениях, приведенных в федеральных стандартах.
В пункт 3 Инструкции № 157н введены уточнения, согласно которым:
- учет на забалансовых счетах, включенных в рабочий план счетов учреждения, ведется по простой системе бухгалтерских записей (абз. 2 п. 3 в новой редакции). Ранее эта норма была прописана в п. 332 Инструкции № 157н, таким образом, указанное правило, из одного пункта перенесли в другой;
- как и прежде, при ведении бухгалтерского учета учреждение обеспечивает приоритетное признание в учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов, но отражать указанные объекты учета необходимо по самым консервативным оценкам – не завышая активы и (или) доходы и не занижая обязательства и (или) расходы (принцип осмотрительности) (абз. 14 п. 3 в новой редакции). Таким образом, уточнены особенности применения принципа осмотрительности.
Напомним, п. 4 Инструкции № 157н содержал требования к формированию и предоставлению информации при ведении бухгалтерского учета, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю. Приказом Минфина РФ № 64н данные требования упразднены, и аналогичные нормы прописаны в п. 18 Стандарта «Концептуальные основы». А пункт 4 Инструкции № 157н изложен в новой редакции: ведение бухгалтерского учета учреждения осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
В дополнение к этому пункту в п. 5 Инструкции № 157н введен новый абзац следующего содержания: в случае передачи учреждением на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии ведение бухгалтерского учета учреждения осуществляется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.
Правила документооборота. В пункте 6 Инструкции № 157н приведен перечень документов, которые учреждение вправе утвердить в рамках учетной политики. В целом он остался прежним, Приказом Минфина РФ № 64н добавлено положение, согласно которому учреждение в рамках учетной политики утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по представлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета.
Обратите внимание:
Учреждение обеспечивает хранение документов учетной политики и других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, не менее пяти лет после года, в котором они использовались при ведении бухгалтерского учета и (или) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (абз. 12 п. 6 Инструкции № 157н в новой редакции).
Первичные учетные документы. В пунктах 7 – 9 Инструкции № 157н содержались требования к оформлению, формированию и учету первичных учетных документов. Приказом Минфина РФ № 64н эти пункты признаны утратившими силу, так как порядок работы с первичными учетными документами регламентирован п. 20 – 28 ч. II Стандарта «Концептуальные основы».
Регистры бухгалтерского учета. Пункты 10 – 11 Инструкции № 157н изложены в новой редакции и содержат следующие положения о применении регистров бухгалтерского учета:
1) систематизация, обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляются в регистрах бухгалтерского учета (п. 10 в новой редакции);
2) регистры бухгалтерского учета составляются по унифицированным формам, установленным в рамках бюджетного законодательства (п. 11 в новой редакции).
Не вошли в новую редакцию указанных пунктов требования к обязательным реквизитам регистров бухгалтерского учета, к правилам их ведения (они приведены в ст. 10 Закона № 402 – ФЗ), перечни регистров бухгалтерского учета (содержатся в Приказе Минфина РФ № 52н).
Хранение бухгалтерских документов. Положения о хранении первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в п. 14 Инструкции № 157н изложены по – новому. В частности, согласно Приказу Минфина РФ № 64н хранение указанных документов, регистров и отчетности организуется руководителем учреждения и (или) руководителем централизованной бухгалтерии.
При смене руководителя учреждения и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, обеспечивается передача документов бухгалтерского учета учреждения. Порядок передачи документов определяется учреждением в рамках формирования его учетной политики либо в случае передачи полномочий ведения бухгалтерского учета по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии – таким договором (соглашением) (п. 14 Инструкции № 157н в новой редакции). Кроме того, особенности хранения бухгалтерских документов регламентированы в п. 13, 32, 33 Стандарта «Концептуальные основы».
Изъятие документов. Из пункта 17 Инструкции № 157н убрали положение, согласно которому в случае изъятия регистров бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии этих регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством РФ, включаются в состав документов бухгалтерского учета.
Аналогичное требование содержит п. 32 Стандарта «Концептуальные основы» и применяется при изъятии не только регистров бухгалтерского учета, но и первичных (сводных) учетных документов.
Инвентаризация. Пункт 20 Инструкции № 157н, содержащий требования к проведению инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств, иных объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, признан утратившим силу. Связано это с тем, что основные требования к инвентаризации активов и обязательств установлены в разд. VIII Стандарта «Концептуальные основы», они аналогичны закрепленным в п. 20. Таким образом, законодатель устранил из Инструкции № 157н повторяющуюся норму.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств.
При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 Стандарта «Концептуальные основы»).
* * *
В заключение обратим ваше внимание на следующие моменты:
1. После федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора Инструкция № 157н служит основополагающим документом для ведения бухгалтерского учета учреждений всех типов. Поэтому вносятся изменения в первую очередь в эту инструкцию. В настоящее время в Минюсте прошли регистрацию приказы Минфина:
- от 31.03.2018 № 65н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Ин струкции по его применению» (зарегистрирован 26.04.2018 № 50911);
- от 31.03.2018 № 66н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован 26.04.2018 № 50908);
- от 31.03.2018 № 67н «О внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован 27.04.2018 № 50923).
2. В Приказе Минфина РФ № 64н нет положений о вступлении его в силу. Возможно, он начнет действовать по общему правилу через 10 дней после официального опубликования, а может быть принят порядок вступления в силу письмом или приказом Минфина.
3. Единый план счетов претерпел значительные изменения: некоторые счета исключены, некоторые изложены в новой редакции, также введены новые счета. Из общих положений Инструкции № 157н исключены положения, дублирующие нормы Стандарта «Концептуальные основы».
4. В статье приведены изменения, внесенные в Единый план счетов и общий порядок его применения. В следующих номерах продолжим рассматривать другие разделы Инструкции № 157н.
Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2018 год
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 28.12.2018) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления...
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ), ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК, ГОСУДАРСТВЕННЫХ
(МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ И ИНСТРУКЦИИ
ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ
На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2005, N 1, ст. 8; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424), пунктов 4 и Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; N 49, ст. 4908; 2007, N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411) и в целях установления единого порядка ведения бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями приказываю:
1. Утвердить Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.
2. Утвердить Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению N 2 к настоящему Приказу.
3.1. Настоящий приказ распространяется на:
А) Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности Российской Федерации) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;
Б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Признать утратившими силу:
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 г., регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта);
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2009 г., регистрационный номер 14524; Российская газета, 2009, 2 сентября);
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 152н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2010 г., регистрационный номер 16247; Российская газета, 2010, 19 февраля).
Приказом Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н (далее – Приказ № 148н) вносятся очередные изменения в Инструкцию № 157н. В настоящее время данный документ размещен на сайте финансового ведомства и находится на регистрации в Минюсте. Рассмотрим, какие нововведения, актуальные для учреждений образования, подготовило оно для бухгалтеров.
Единый план счетов.
Единый план счетов претерпел небольшие изменения. Например, исключен счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения».
Из наименования счета 206 63 убрали слово «пенсиям», теперь он называется так: «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления».
Общие положения .
В пункте 3 Инструкции № 157н приведены рекомендации, которые учреждения должны учитывать при ведении бухгалтерского учета. В частности, абз. 12 названного пункта установлено, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. В целях Инструкции № 157н существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой могут повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
Приказом № 148н вносятся дополнения, согласно которым не влияет на достоверность бухгалтерской отчетности наличие ошибок и (или) искажений по показателям бухгалтерской отчетности учреждений, не влияющих на экономическое решение их учредителей, принимаемое на основании данных такой отчетности, и не формирующих показатели, необходимые для оценки исполнения учреждениями условий получения субсидий.
Кроме того, введено новое понятие – «принцип осмотрительности». Оно означает следующее: при ведении бухгалтерского учета учреждение должно обеспечивать приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов.
Исправление ошибок.
В соответствии с п. 18 Инструкции № 157н дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным учреждением, – справкой (ф. 0504833). Указанный документ должен содержать:
информацию по обоснованию внесения исправлений;
наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии);
период, за который он составлен;
период, в котором были выявлены ошибки (это требование введено Приказом № 148н).
Также Приказом № 148н установлено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация.
Приказом № 148н в п. 20 Инструкции № 157н, регулирующий проведение инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств, внесены уточняющие правки, согласно которым инвентаризации подлежат и иные объекты бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах, и проводится в целях составления годового отчета (ранее – перед составлением).
Рабочий план счетов.
Порядок формирования рабочего плана счетов прописан в п. 21 Инструкции № 157н. Приказом № 148н уточнено,что формирование рабочего плана счетов (в 1 – 17-м разрядах номера счета – соответствующих кодов бюджетной классификации РФ (их составных частей), в 24 – 26-м разрядах – КОСГУ) осуществляется с учетом положений, предусмотренных инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, плана счетов казначейского учета, плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
Нефинансовые активы.
Пункт 22 Инструкции № 157н содержит информацию, какие активы учитываются на счетах раздела «Нефинансовые активы». Приказом № 148н уточнено, что на этих счетах должны учитываться и активы, переданные в аренду, безвозмездное пользование, в доверительное управление, а также имущество, являющееся объектом концессионного соглашения.
Напомним: согласно п. 27 Инструкции № 157н фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости данного объекта. Согласно изменениям, внесенным в этот пункт Приказом № 148н, такая передача вложения осуществляется на основании извещения (ф. 504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ).
Как известно, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Приказ № 148н уточняет, что инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно особенностям, установленным в п. 45 Инструкции № 157н и с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов. Данное изменение носит корректирующий характер из-за отмены действия с 01.01.2017 ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст, которым принят ОК 013-2014 «Общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ) (СНС 2008).
Нематериальные активы.
В пункте 56 Инструкции № 157н приведено определение нематериальных активов, подлежащих учету на счете 102 00. Из него исключено условие, согласно которому объекты нефинансовых активов при отнесении их к нематериальным активам должны неоднократно и (или) постоянно использоваться в деятельности учреждения на праве оперативного управления.
В правила формирования первоначальной стоимости нематериальных активов также внесены изменения. В частности, не включаются в указанную стоимость:
регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;
суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов;
суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ (при создании нематериального актива).
Также скорректированы расходы, не включаемые в сумму фактических вложений, в частности, уточнено, что в эту сумму не входят расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, оказываемым учреждением по договорам (контрактам) . До внесения изменений не включались расходы по работам предшествующих отчетных периодов, которые были признаны доходами и расходами.
Расчеты по доходам.
В пункте 199 Инструкции № 157н приведена группировка расчетов на счете 205 00 «Расчеты по доходам» по аналитическим группам синтетического счета объектов учета.
Согласно внесенным Приказом № 148н изменениям на счете, содержащем аналитический код группы синтетического счета «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование», учитываются на обязательное социальное страхование, до внесения изменений учитывались поступления от бюджетов.
Расчеты по выданным авансам.
Напомним, на счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам» учитываются расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам) (п. 202 Инструкции № 157н).
В частности, авансы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда должны отражаться на счете 206, содержащем аналитический код группы синтетического счета «Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» и соответствующий аналитический код вида синтетического счета финансовых активов. Приказом № 148н к этому коду группы добавлен аналитический код вида синтетического счета 1 «Расчеты по оплате труда», то есть 206 11. Следует заметить, что в едином плане счетов, приведенном в приложении 1 к Инструкции № 157н, такой счет есть; получается, что данная поправка коснулась только текстовой части приложения 2 Инструкции № 157н.
В счете 206, содержащем аналитический код группы синтетического счета «Расчеты по авансам по социальному обеспечению», исключен аналитический код вида 1 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения». В начале статьи уже говорилось о том, что счет 206 61 исключен из единого плана счетов.
Санкционирование расходов.
Пунктом 312 Инструкции № 157н установлено, что не переносятся на следующий финансовый год показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года.
Здесь же приведены особенности переноса показателей (остатков) по санкционированию расходов, сформированных в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, на аналитические счета санкционирования расходов:
показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), – на счета санкционирования текущего финансового года;
показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), – на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, – на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).
Из изменений, внесенных Приказом № 148н в этот пункт, вытекает, что подлежат переносу не только остатки, но и обороты.
Подведем итоги. В едином плане счетов скорректировано наименование счета 20663, исключен счет 20661. Поправки, внесенные в Инструкцию № 157н, уточняют порядок отражения ошибок, обнаруженных в регистрах бухучета, порядок учета отдельных объектов нефинансовых активов, в частности нематериальных активов. Также скорректированы особенности расчетов по доходам, по выданным авансам.
Следует добавить, что Приказом № 148н внесены изменения в требования к принятию к учету и определению оценочной стоимости ценностей Госфонда (Госфонда субъекта РФ), но в статье они не рассмотрены как неактуальные для учреждений образования.
Теперь остановимся на других важных новшествах.
Всероссийская конференция с участием представителей Минфина
"Учет и отчетность, правовые
и финансовые вопросы деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений"
1. Введены два новых принципа обеспечения достоверности отчетов.
Представление недостоверной бухгалтерской (бюджетной) отчетности – основание для штрафов, предусмотренных и . Причем в ближайшем будущем максимальный размер штрафов за это нарушение планируют увеличить до 50 000 рублей (проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ID проекта 01/05/07-17/00069482). А вот критериев определения достоверности отчетности до сих не было никаких. И некоторые проверяющие злоупотребляли этим – даже самые незначительные искажения трактовались как нарушение. Новая редакция отчасти исправит ситуацию.
Во-первых, теперь наличие ошибок и искажений, которые не влияют на экономические решения пользователей отчетности, не может стать основанием для признания отчетности недостоверной.
Во-вторых, будет введен принцип осмотрительности: требование о приоритетном признании расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов. Этот принцип, пришедший из международных стандартов, уже заложен в некоторых учетных процедурах. Так, все больше внимания органы-учредители и контрольно-счетные органы уделяют достоверности Отчетов об обязательствах ( , ) и их сопоставлению с другими отчетами в части данных об исполнении обязательств. Причем для сотрудников казенных учреждений даже предусмотрен специальный штраф за нарушение порядка ведения бюджетного учета на 500-х счетах. Требование об отражении в строке 911 Отчетов ( , ) отложенных обязательств – один из примеров реализации принципа осмотрительности. Так что неотражение в отчетности резервов и отложенных обязательств теперь может трактоваться как нарушение этого принципа.
2. Уточнен порядок отражения операций по передаче фактических вложений в объект НФА.
Речь идет о передаче вложений организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, в объеме затрат на модернизацию, дооборудование, техническое перевооружение или реконструкцию, в том числе с элементами реставрации. Указанные операции надо отражать на основании:
- Извещения ();
- документов, подтверждающих объем произведенных капвложений по завершенным работам (этапам работ), которые надо приложить к извещению.
4. Изменен перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость НМА.
Из этого перечня исключены расходы в виде регистрационных сборов, госпошлины, патентных пошлин и иных аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов, а также вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов. Вместе с тем перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость НМА, по-прежнему остается открытым.
5. Уточнены полномочия по регламентации порядка аналитического учета имущества казны.
Согласно обновленной редакции указанный порядок устанавливается в рамках учетной политики органа, осуществляющего функции и полномочия собственника имущества соответствующего публично-правового образования. В отношении казны субъекта РФ или муниципальной казны иной порядок может быть установлен финорганом субъекта РФ или муниципального образования.
6. Определен порядок учета объектов Госфонда РФ.
Дополнена новым разделом, регламентирующим , составляющих ценности Госфонда России.