Линейные корабли типа «Дюнкерк. Сергей Сулига Линейные корабли «Дюнкерк» и «Страсбург Служба в мирное время

March 1st, 2018 , 06:52 pm


Линейные корабли типа «Дюнкерк» — тип линкоров французского флота времён Второй мировой войны. Построено два корабля: «Дюнкерк» (фр. Dunkerque) и «Страсбург» (фр. Strasbourg).

Корабли этого типа, построенные в 1930-х годах, стали первыми быстроходными линкорами. «Дюнкерк», спроектированный для борьбы с немецкими «карманными линкорами» типа «Дойчланд», строился в условиях ограничений Вашингтонского соглашения и жёсткой экономии средств. В связи с этим стандартное водоизмещение «Дюнкерка» составило 26 500 т, что меньше лимита в 35 000 дл. тонн, установленного Вашингтонским договором. Особенностью «Дюнкерка» было оригинальное расположение артиллерии главного калибра — восемь 330-мм орудий были размещены в двух четырёхорудийных башнях, установленных в носовой оконечности.

После сделанного Италией заявления о строительстве линкоров типа «Литторио» со стандартным водоизмещением 35 000 т, парламент Франции выделил средства на строительство второго линкора — «Страсбурга». Бронирование «Страсбурга» было усилено для противостояния более мощным орудиям новых итальянских линкоров.

С началом Второй мировой войны «Дюнкерк» и «Страсбург» вместе с кораблями Британского Королевского флота охраняли морские пути в Атлантике от немецких рейдеров. После капитуляции Франции линкоры находились в Мерс-эль-Кебире. Британцы опасались, что новые французские корабли могут попасть в руки нацистской Германии или Италии, что изменило бы баланс сил на Средиземном море. К Мерс-эль-Кебиру была выслана сильная британская эскадра с ультиматумом. Попытка принудить французов перейти в контролируемые союзниками порты или затопить корабли была неудачной, и британцы открыли огонь по стоявшим в порту кораблям Французского флота. «Страсбург» прорвал блокаду и перешёл в Тулон. «Дюнкерк» не смог прорваться, был повреждён артиллерийским огнём и сел на грунт, но после ремонта тоже был переведён в Тулон. Там в ноябре 1942 года оба линкора и были затоплены французскими экипажами во избежание захвата немцами.

Специалистами линкоры типа «Дюнкерк» оцениваются весьма неоднозначно. Эти корабли хорошо смотрелись на фоне линкоров времён Первой мировой войны, но при сравнении с более поздними быстроходными линкорами, такими как «Литторио», «Бисмарк» и «Айова», линкоры типа «Дюнкерк» обладали слишком малым калибром орудий и слабым бронированием. Некоторые специалисты отмечают, что, благодаря высокой скорости и сравнительно мощному вооружению, по концепции их скорее можно отнести к линейным крейсерам.

Характеристика

Проект
Страна
Flag of France.svg Франция
Предшествующий тип тип «Лион»
Последующий тип тип «Ришелье»
Построено 2
Отправлено на слом 2

Основные характеристики
Водоизмещение стандартное
«Дюнкерк» — 26 500 т,
«Страсбург» — 27 300 т
полное
«Дюнкерк» — 34 884 т,
«Страсбург» 36 380 т
Длина 209/215,1 м
Ширина 31,1 м
Осадка 9,6 м
Бронирование «Дюнкерк»
главный пояс — 225 мм;
переборка — 50 мм;
главная палуба — 130…115 мм;
нижняя палуба — 40…50 мм;
башни ГК 330 мм (лоб), 250 мм (бок), 150 мм (крыша);
барбеты — 310 мм;

рубка — 270 мм
«Страсбург»
главный пояс — 283 мм;
переборка — 50 мм;
главная палуба — 130…115 мм;
нижняя палуба — 40…50 мм;
башни ГК 360 мм (лоб), 250 мм (бок), 160 мм (крыша);
барбеты — 340 мм;
4-орудийные башни 130-мм орудий — 130 мм (лоб), 90 мм (крыша);
рубка — 270 мм
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Мощность «Дюнкерк» — 110 960 л. с.,
«Страсбург» — 112 000 л. с.
Движитель 4 винта
Скорость хода 29,5 узлов (54,6 км/ч)
Дальность плавания 16 400 морских миль на 17 узлах
Экипаж «Дюнкерк» — 1381 человек,
«Страсбург» — 1302 человека

Вооружение
Артиллерия 2×4 — 330-мм/52,
3×4 и 2×2 — 130-мм/45
Зенитная артиллерия 5×2 — 37-мм/50,
8×2 — 13,2-мм пулемёта
Авиационная группа 1 катапульта, 3

Линейный корабль типа «Дюнкерк»

Линейные корабли типа «Дюнкерк» - являются типом линкоров французского флота времён Второй мировой войны. В 1930-х годах было построено 2 единицы таких линкоров: «Дюнкерк» и «Страсбург».
«Дюнкерк» строился в условиях жесткой экономии ограничений Вашингтонского соглашения для противостояния немецким карманным линкорам типа «Дойчланд». Его стандартное водоизмещение составило 26 500 т. Главная артиллерия «Дюнкерка» (восемь 330 мм орудий) была расположена в носу в двух четырёхорудийных башнях. 1 мая 1937 он официально вошёл в состав французского флота. 17 мая корабль вышел из Бреста для участия в Спитхедском морском параде по случаю коронации английского короля Георга VI. В 1938 году совершил поход в Дакар и Вест-Индию, после чего вошёл в состав Атлантического флота и с 1 сентября 1938 стал флагманом вице-адмирала Марселя Женсуля.
Немецкие «карманные линкоры» находились у побережья Испании, в то время как международная обстановка осложнилась в связи с чехословацким вопросом. 14 апреля 1938 «Дюнкерк» во главе специального отряда эсминцев и крейсеров вышел для сопровождения учебного крейсера «Жанна д"Арк», который возвращался из Вест-Индии. В мае 1939 года «Дюнкерк» принимал в Бресте английский флот Метрополии, а с конца мая по начало июня принял участие в совместных манёврах французского атлантического и английского флотов. В июле адмирал Женсуль перенёс свой флаг на вошедший в состав флота «Страсбург». Систершипы несли службу вместе, а в августе 1939 года были переведены в состояние боевой готовности.
После того как Италия объявила о строительстве линкоров типа «Литторио» стандартным водоизмещением 35 000 т, французский парламент были выделены средства на строительство второго линкора - «Страсбург». Для того чтобы «Страсбург» мог противостоять более мощным орудиям итальянских линкоров, его бронирование было усилено.
С началом Второй мировой войны «Страсбург» и «Дюнкерк» и «Страсбург» совместно с кораблями Британского Королевского флота охраняли морские пути в Атлантике от немецких рейдеров. После капитуляции Франции линкоры находились в Мерс-эль-Кебире. При попытке британской эскадры заставить сдаться корабли вишистской Франции, чтобы предотвратить их захват Германией, оба линкора прорвали блокаду, и перешли в Тулон. Там в ноябре 1942 года они и были затоплены французскими экипажами.
Специалистами линкоры типа «Дюнкерк» оцениваются весьма неоднозначно. Они хорошо смотрелись на фоне линкоров времени Первой мировой войны, но при сравнении с более поздними быстроходными линкорами, такими как «Литторио», «Бисмарк» и «Айова», имели слишком малый калибр орудий и достаточно слабое бронирование. Некоторые специалисты отмечают, что благодаря высокой скорости и достаточно мощному вооружению, по концепции их можно отнести к линейным крейсерам.

Dunkerque

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

Dunkerque (рус. «Дюнкерк» ) - линейный корабль ВМС Франции . Головной корабль типа Dunkerque . Стал первым французским линейным кораблем, построенным после окончания Первой мировой войны. Принимал участие во Второй мировой войне . 27 ноября 1942 г. корабль взорван и затоплен экипажем в доке Тулона, чтобы не допустить его захвата немецкими войсками.

Общие сведения

Dunkerque был построен специально для борьбы с немецкими карманными линкорами. Из-за его узкой специализации возникают трудности с классификацией этого корабля. Во французском флоте корабли типа Dunkerque официально числились линейными кораблями, однако их часто причисляли к линейным крейсе­рам. К этому времени все ведущие морские державы имели линкоры, вооруженные орудиями калибром 381-мм и более, на фоне которых французские 330-мм орудия выглядели совершенно неубедительно. Сейчас принято считать, что корабли типа Dunkerque стали родоначальниками нового класса - быстроходных линкоров.

Корабль назван в честь города на севере Франции.

Схема линкора Dunkerque

Постройка

Dunkerque стал первым крупным французским кораблем построенным после Первой мировой войны . Линкор был заложен на военно-морской верфи Бреста 24 декабря 1932 года. Поскольку док Салу был слишком мал для 209-метрового корпуса (полная длина корабля составляла 215,1 м), корабль строили без носовой оконечности. 2 октября 1935 г. корабль спустили на воду и перевели в сухой 8-й док гавани Laninon , где отсутствующую носовую часть прикрепили на место. Предварительно корабль сдали флоту 1 февраля 1936 года. Сдаточные испытания линкора начались 18 апреля 1936 г., ещё до завершения работ над надстройкой, и продлились до конца апреля 1937 года.

Модернизации и переоборудования

В октябре 1937 г. на корабле усилили зенитное вооружение, установив 6 счетверенных 13.2-мм/76 пулеметов.

В мае 1938 г. 4 спаренных 37-мм/50 установки сняли, добавив еще 2 счетверенных 13.2-мм/76 пулемета.

В декабре 1939 г. ПВО корабля вновь усилили установкой 4 спаренных 37-мм/50 орудий Mod. 1933.

История службы

Dunkerque в Тулоне

Dunkerque официально вошел в состав французского флота 1 мая 1937 г. и в конце месяца на нем поднял свой флаг вице-адмирал Девиц. 17 мая корабль вышел из Бреста, чтобы принять участие в Спидхэдском параде, приуроченном к коронации Георга VI и Елизаветы. В 1938 г. линкор совершил поход в Вест-Индию и Дакар. 1 сентября линкор стал флагманом вице-адмирала Женсуля.

14 апреля Dunkerque вышел из Бреста но главе специального отряда крейсеров и эсминцев для прикрытия возвращающегося из Вест-Индии учебного крейсера Jeanne d"Arc .

В мае 1939 г. корабль находился в Бресте и участвовал в приеме английского Флота Метропо­лии (Home Fleet), а в конце месяца принял участие в совместных маневрах с ним в составе французского Атлантического флота, вернувшись в Брест в июне. В следующем месяце вице-адмирал Женсуль перенес свой флаг на Strasbourg . В августе французский флот привели в состояние боевой готовности.

Вторая мировая война

С началом войны французский Атлантический флот реорганизовали в несколько поисковых групп. Dunkerque вошел в состав 1-й эскадры или Рейдерского Соединения, базирующегося на Брест. Это соединение под командованием вице-адмирала Марселя Женсуля предназначалось для перехвата немецких тяжёлых крейсеров типа Deutschland , т.к. было известно, что по меньшей мере два из них находятся в море.

1 сентября Рейдерское Соединение вышло из Бреста для прикрытия перехода в Касабланку крей­сера-заградителя Le Pluton , который должен был поставить оборонительное заграждение у Марок­канского побережья, и перехода крейсера Jeanne d"Arc на Мартинику. 6 сентября оно вернулось в Брест для участия в поисках лайнера Ile de France . Во время этой операции линкором был потерян гидросамолёт, еще один был поврежден.

Dunkerque в составе поисковой группы 22 октября вышел в море для прикрытия конвоя KJ3 из Кингстона (о.Ямайка), поскольку разведка донесла, что возможен его перехват германским рейдером Deutschland . Груп­па охраняла конвой до прихода его в безопасный район, после чего вернулась в Брест.

25 ноября Dunkerque с лёгкими крейсерами Georges Leygues и Montcalm и с 8 эсминцами присоединился к английскому отряду из линейного крейсера Hood и 4 эсминцев для совместной охоты на Deutschland . Фактически соединение попыталось перехватить немецкие линкоры Scharnhorst и Gneisenau . В результате тяжелого шторма в носовых отсеках линкора открылась течь. После безуспешного четырёхдневного поиска союзное соединение зашло для приёмки топлива в Белфаст. Немецким кораблям удалось проскочив незамеченными 27 ноября достичь Вильгельмсхафена. Поэтому поиск был приостановлен и 2 декабря Dunkerque вернулся в Брест.

Линкор ведет огонь из главного калибра

Вскоре Dunkerque привлекли к ещё одной союзной операции - охранении конвоя из Галифакса в Лондон в составе 7 пассажирских лайнеров с канад­скими войсками. Переход в Канаду решили использовать для другой важной задачи - перевозки золота в США, чтобы расплатиться за боевую технику. Dunkerque доста­вил в Галифакс 100 тонн золота. 22 декабря Dunkerque вместе с лёгким крейсером Gloire и английским линкором Nelson вышел из Гали­факса, прикрывая конвой, а после окончания операции вернулся в Брест.

Первые месяцы 1940 года Dunkerque и Strasbourg базировались в Бресте, но вскоре из-за угрозы войны с Италией Адмиралтейство реши­ло перевести их в средиземноморскую базу Мерс-эль-Кебир (Алжир). Но никакой активности у афри­канских берегов не наблюдалось и эскадру Женсуля вернули в Брест для участия в предполагаемых опе­рациях у побережья Норвегии. С вторжением нем­цев в эту страну операции отменили. 27 апреля Dunkerque , Strasbourg в сопровождении лёгких сил снова прибыли в Мерс-эль-Кебир.

10 июня началась война с Италией. 15 июня Dunkerque и Strasbourg выходили для перехвата немецких Scharnhorst и Gneisenau , которые по данным разведки могли прорваться через Гибралтар.

Мерс-эль-Кебир

Dunkerque под огнём британских линкоров

После капитуляции Франции британское правительство решило провести операцию по нейтрализации французского флота под кодовым названием «Катапульта». Самой сильной была французская эскадра в базе Мерс-эль-Кебир. Она включала в себя линкоры Dunkerque , Strasbourg , Provence , Bretagne , 6 лидеров эсминцев и гидроавианосец Commandant Teste . База была прикрыта береговыми батареями, а на аэродромах неподалёку находились 42 истребителя. В Оране, в нескольких милях на восток, располагалось большое количество эсминцев, сторожевиков и тральщиков. Для нейтрализации кораблей в Мерс-эль-Кебир англичане выделили соединение «H» (Эйч) адмирала Сомервилла, в которое вошли линейный крейсер Hood , линкоры Resolution и Valiant , авианосец Ark Royal , лёгкие крейсера Arethusa , Enterprise и 11 эсминцев.

Утром английское соединение подошло к Мерс-эль-Кебиру. В 7 часов по Гринвичу в гавань вошёл эсминец Foxhound . Он передал на Dunkerque адмиралу Женсулю ультиматум. Долгие переговоры ничем не закончились.

В 16:56 соединение "Н" открыло огонь по стоящим французским кораблям. Dunkerque отдал швартовы и начал выходить в море вслед за линкором Strasbourg . Dunkerque начал стрельбу в 17:00 и выпустил около сорока 330-мм снарядов по английскому линкору Hood , перед тем как получил несколько попаданий.

Повреждения линкора от 4 попаданий

Попадание № 1 - в башню главного калибра № 2

Первый 381-мм снаряд попал в башню главного калибра № 2. Башня была развёрнута в сторону английских кораблей - под углом порядка 100° от диаметральный плоскости на правый борт. Снаряд ударил под углом 20° в наклонную часть крыши башни над орудием № 8 (толщина в этом месте составляла 150 мм) и без разрыва срикошетил. В цементированной плите образовалась вмятина сверху, а снизу был вырван кусок брони. Осколки брони пробили цилиндр накатника с правой стороны орудия и поразили место наводчика с правой стороны. В конце своего пути осколок отразился от боковой стенки башни и попал в зарядный лоток орудия № 8. Находившиеся в лотке пороховые заряды воспламенились и в огне погибла прислуга правой полубашни. Лёгкие повреждения получил также персонал, находившийся в командном отсеке башни. Левая полубашня и перегрузочное отделение повреждений не получили - помогли бронепереборка между полубашнями и противопожарные заслонки в системе подачи. Пожар не вызвал значительных повреждений - система подачи работала для всех четырёх орудий. Башня могла продолжать вести огонь из орудий № 5 и 6, а после восстановления электрозапала могло возобновить огонь и орудие № 7.

Попадание № 3 - в район машинного отделения № 1

Второй снаряд ударил в незабронированную часть палубы в корме. Прошел без разрыва через ангар гидросамолётов и каюты мичманов и вышел 2,5 м ниже ватерлинии. По ходу движения снаряд перебил электрокабеля крана для подъёма гидросамолётов и кабеля, идущие к рулевому приводу. В результате линкору пришлось перейти на управление с помощью четырёхсильного резервного двигателя Renault . Был затоплен ряд отсеков в кормовой части, в т. ч. топливная цистерна левого борта. Но гидросамолёт был перед боем снят и авиатопливо слито, поэтому эти первые два попадания мало сказались на боеготовности линкора.

Около 18:00 Dunkerque получил одновременное попадание ещё двух 381-мм снарядов. Третий снаряд попал в главный броневой пояс правого борт в район отсека J - в 1,2 м от переборки между отсеками J и K. Он пробил 225-мм пояс и прошел сквозь перегрузочное отделение 130-мм орудий. Продолжая своё движение к центру корабля, он пробил две противоосколочные переборки и взорвался в отсеке кондиционеров и вентиляторов. От­сек был полностью уничтожен, весь его персонал убит или тяжело ранен. Осколками снаряда и взрывом были разрушены несколько переборок и вентиляционный канал. Также была разрушена 20-мм переборка между медицинским отсеком и отсеком воздухоохладительной установки машинного отделения № 1. В перегрузочном отделении правого борта загорелось и взорвалось несколько зарядов и 130-мм снарядов. И здесь вся прислуга была убита. При отсутствии вентиляции дым от пожаров и продукты горения 130-мм зарядов наполнили машинное отделение. В отделении 20 человек погибло и только десяти удалось спастись. Взрывы 130-мм снарядов в системе подачи привели также к сильному пожару в туннеле с кабелями и вывели их строя. Сразу же после получения информации о пожаре в перегрузочном отделении 130-мм башни № 3 правого борта, были затоплены её погреба в отсеке Н. А через час, после сигнала о дыме проникшем в систему подачи башни № 4 (130-мм башня левого борта), был затоплен и её погреб.

Попадание № 4 - в район котельного отделения № 2

Четвёртый снаряд ударил в главный броневой пояс в начале отсека L - в 0,3 м от водонепроницаемой перегородки между отсеками K (котельное отделение № 2) и L (котельное отделение № 3), на 2,5 метра ниже верхнего края пояса - над самым урезом воды. Он пробил 225-мм пояс и скос броневой палубы толщиной 40 мм. Снаряд прошел через практически полную топливную цистерну отсека K и взорвался о противоторпедную переборку. Взрывом уничтожило нижнюю броневую палубу на всём протяжении этих отделе­ний, броневой скос над топливной цистерной, противоторпедную переборку и туннель правого борта для кабелей и трубопрово­дов. Осколки снаряда вызвали пожар в правом кот­ле котельного отделения №2, повредили несколько клапанов на трубо­проводах и перебили главный паропровод между котлом и турбоагрегатом. Продукты взрыва и горячий пар быстро наполнили отделение, убив большую часть людей находившихся в нём. Скачок давления вызвал разрушение дымоходов обоих котлов и повредил гидравлическую систему запирания броневых дверей между отсеками. Прекращение работы вентиляции привело к тому, что воздух в котельном отделении № 3 стал непригодным для дыхания и командир корабля приказал эвакуировать из него весь персонал.

В результате этих четырёх попаданий продолжали действовать только котельное отделение № 3 и машинное отделение № 2, приводившее во вращение внутренние валы. Поэтому даже теоретически скорость Dunkerque не могла превысить 26 узлов. Из-за повреждения электропроводки была полностью прекращена подача энергию в кормовую часть корабля, вышла из строя сеть правого борта, кормовые 130-мм башни остались без энергии. Управление рулем осуществлялось с помощью вспомогательного двигателя. Из-за потери одной из основных подстанций были включены носовые аварийные дизель-генераторы. Директоры 330-мм и 130-мм орудий без электроэнергии вышли из строя. Башня главного калибра № 1 продолжала вести огонь по Hood , башня № 2 не могла вести огонь из-за отсутствия электроэнергии.

Из-за полученных повреждений выходить в море корабль не мог, поэтому в 17:10 поступил приказ адмирала Жансуля прекратить огонь и стать на якорь напротив деревни Сен-Андре, под защитой берега и форта Сантон. В 17:13 линкор бросил якорь на 15 метровой глубине. А в 18:00 с помощью буксиров и сторожевиков Terre Neuve и La Sétoise Dunkerque приткнули к берегу - примерно 30 метров его носовой части вытащили на отмель. Линкор принял примерно 700 т воды через пробоины и ещё около 150 тонн балласта было принято в цистерны левого борта для выравнивания крена. Аварийные партии приступили к ремонту повреждений. В 19:00 поступил приказ Жансуля эвакуировать экипаж - на борту оставались около 360 человек экипажа, занятых в ремонтных работах. 800 человек с Dunkerque сошли на берег и были отправлены из Орана в Тулон на лайнерах Champollion и Mariette Pacha . Раненые были размещены в госпитале в Сант-Андре.

5 июля пожары были потушены, начались работы по восстановлению электроснабжения, залатыванию пробоин и откачке воды. Адмирал Жансуль сообщил командованию, что в течение нескольких дней можно починить котел и паровые коллекторы и перейти в Тулон для капитального ремонта. Адмирал Эстева, командующий военно-морскими силами в Северной Африке, в коммюнике для прессы сообщил что повреждения линкора не велики и через несколько дней он своим ходом придёт в Тулон. Английское командование тут же отдало приказ адмиралу Сомервиллу атаковать французский линкор .

В 19:00 5 июля соединение Н вышло из Гибралтара в составе 2 линкоров, авианосца, 2 крейсеров и 10 эсминцев. Так как Dunkerque стоял вблизи деревни Сант-Андре, Сомервилл решил что артобстрел может повлечь за собой жертвы среди мирного населения. Поэтому по согласованию с Адмиралтейством атаку было решено произвести торпедоносцами с авианосца Ark Royal .

В 04:20 6 июля 1940 г., когда Ark Royal находился примерно в 100 милях от Орана, с его борта начали взлетать торпедоносцы Swordfish под прикрытием истребителей Blackburn Skua .

Взрыв Terre Neuve

Dunkerque не был готов к воздушной атаке. Все 130-мм орудия линкора вышли из строя, и электропитание к их директорам также не было восстановлено. Обслуга зенитных автоматов и пулемётов была эвакуирована. Команда имела приказ адмирала Жансуля и командира линкора Сегуина покинуть корабль в случае воздушной атаки. Воздушная разведка не велась, истребительного прикрытия не было. Вокруг Dunkerque не были установлены противоторпедные сети. У правого борта линкора находился сторожевой корабль Terre Neuve , на который передавались тела погибших. На борту сторожевика находились глубинные бомбы, большая часть со снятыми предохранителями, опасностью чего пренебрегли.

Вашингтонское морское соглашение, подписанное в 1922 году, предусматривало ограничение количества боевых кораблей, находящихся на вооружении подписантов – США, Англии, Франции, Италии и Японии. При этом французский флот был неполным, поэтому для него было сделано исключение: они могли построить два линкора водоизмещением по 35 000 тонн каждый. Однако французы не спешили укомплектовывать свои ВМС. Их усилия были направлены на сухопутное вооружение. И только в тот момент, когда появилась информация о том, что строит свои «карманные» линкоры (так в шутку прозвали их дредноуты малого размера), конструкторы начали разрабатывать новый проект.

Два линейных корабля типа «Дюнкерк» (Dunkerque-Сlasse) были заложены в начале 30-х годов. Они стали первыми быстроходными линкорами, построенными после Первой мировой войны. Головное судно, в честь которого было получено имя класса, заступило на службу в 1937 г. Спустя два года на вооружение был принят второй дредноут «Страсбург».

Конструкция и вооружение линкоров типа «Дюнкерк»

Проектировщики очень внимательно отнеслись к разработке корпуса – его размерам и общей конструкции. Многочисленные математические вычисления позволили определить оптимальные формы и соотношение габаритов корабля для обеспечения хорошей скорости. Длина судна составила 215 м, полное водоизмещение находилось в пределах 35-36 тысяч тонн. «Дюнкерк» был легко узнаваем в море благодаря высокой надстройке, расположенной ближе к носовой части.

Линкор описываемого типа строился в качестве противодействия немецким «Дойчланд», которые оснащались 283-мм пушками главного калибра. Защита французского дредноута рассчитывалось исходя из силы удара германских кораблей. Система бронирования была позаимствована у американцев, работал принцип «все или ничего». Главный броневой пояс имел толщину 225 мм. Башенные надстройки основного вооружения обшивались 250-мм и 330-мм пластинами.

Энергетическая установка имела компактные размеры. Двигатель, состоящий из четырех турбин Парсонс, обеспечивал мощность 110 960 л.с. на «Дюнкерк» и 112 000 л.с. на «Страсбурге». Это обеспечивало максимальную скорость хода 29,5 и 30 узлов соответственно. Дальность плаванья достигала 16 400 морских миль.

Вооружение линкоров типа «Дюнкерк»

  • 8 пушек калибром 330 мм (330 mm/50 Model 1931), разработанные и произведенные во Франции специально для «Дюнкерк». Артиллерия размещалась по 4 орудия на двух башнях, расположенных в носовой части перед главной надстройкой. Выбор четырехорудийных установок был обусловлен экономией места и веса на корабле.
  • Универсальные вспомогательные орудия также были разработаны специально для описываемого класса кораблей. 130-мм пушки (130 mm/45 Model 1932/1935) размещались на корме на 3 четырехорудийных башнях и по 1 двухорудийной установке с каждой стороны борта в середине судна.
  • Зенитная артиллерия была представлена 37-мм техникой (37mm/50 Model 1925/1933) в количестве 10 единиц и 8 модулями спаренных 13,5-мм пулеметов (13,2mm Hotchkiss M1929).
  • Авиационное вооружение было представлено 3 гидросамолетами «Луар-130» и 1 катапультой.

Служба

В начале Второй мировой войны оба дредноута типа «Дюнкерк» принимали активное участие в поиске «карманных линкоров» Германии. Однако неожиданная капитуляция Франции вынудила их прекратить военные действия. Планировалось, что французские корабли останутся под своими флагами и не будут участвовать в сражениях. Англия не была уверена в этих договоренностях, поэтому в 1940 году атаковала французский , базировавшийся на африканской базе Мерс-эль-Кебир. В результате нападения «Дюнкерк» получил множественные ранения и сел на мель. Спустя время его отбуксировали в порт и начали ремонт. В 1942 году, чтобы избежать захвата немецкими ВМС, оба линкора были взорваны членами экипажа.