Настольная игра берсерк. Правила и описание бесплатной пошаговой игры Берсерк Онлайн

Фантастический мир, в котором обитают жуткие существа жаждущие уничтожить каждого встречного, вот уже несколько десятилетий будоражит умы писателей, художников и… разработчиков настольных игр. Пропитанный магией воздух, неимоверные способности персонажей, безграничные возможности по созданию культовых героев – добавьте к этому сотни эффектных иллюстраций и получите коллекционную карточную игру, у которой будет армия преданных поклонников. Сегодня на Розовом диване – колодособирательная настольная игра «Берсерк. Герои».

Новая версия известной игры « », обзор которой я делал около года назад, лишилась поля, что существенно сократило место на игровом столе и позволило свести всё необходимое для поединка к стопке карточек и россыпи маркеров. Переработке также подверглись правила, которые стали легче для новичков, сделав «Берсерк. Герои» доступным для «простых смертных». Собственно, изучение премудростей боя займёт около 15 минут, а к концу первой партии вы полностью освоитесь в этом фантастическом мире. Итак, что же нам предлагает издатель?

Начну с того, что помимо стартовых коробочек в продаже представлены бустеры, содержащие случайные, порой очень редкие карты. В моём случае в каждом выпуске с героем лежал блестящий поблескивающий конвертик. Обратите внимание, картинка на бустере не связана с определённым набором - это произвольный рисунок, по которому невозможно догадаться о содержимом комплекта.

На крышке каждой коробки изображен один из пяти героев – тут, в отличие от бустеров, внешний облик соответствует содержимому. Начнём знакомство с Хродгара, представляющего стихию гор.

Коробочка небольшая, вмещающая все карты одетые в защитные протекторы. Правила игры для всех выпусков абсолютно одинаковые, бустеры по наполнению всегда разные.

Одна коробочка – один боец. Комплект не подразумевает полноценную схватку соперников, поэтому для дуэли потребуется как минимум ещё один набор. Тем не менее, режим тренировки предусмотрен: в колоде вы найдёте дополнительного персонажа шестой, нейтральной стихии, со своей армией. Для короткой битвы вполне достаточно…

На фотографии - содержимое бустера из данной коробки. В комплекте 15 карт, которые пригодятся для всех героев. Проверенный временем маркетинговый ход, плавно «подталкивающий» покупателя в магазин за очередным выпуском. Либо можете обмениваться с друзьями ненужными карточками…

Илариэль ведёт за собой лесную армию, скрытую за тёмно-зелёной листвой. С комплектами мы разобрались, настало время взглянуть на структуру карт «Берсерк. Герои».

В правом верхнем углу, на цветном фоне соответствующему стихии, указан тип карты: герой, заклинание, событие, экипировка, существо. В левом верхнем углу – стоимость розыгрыша данной карты, красное сердце укажет на количество жизней вашего подопечного, зелёный круг с белой цифрой – силу удара. В текстовом блоке приведено особые свойства, которые активируются при определённых условиях.

Картинка бустера совпадает с комплектом из предыдущего набора, при этом наполнение абсолютно другое. Как видите, вас ждёт множество сюрпризов после вскрытия конверта.

Грозный Рейвенкар управляет тьмой, его цвет – фиолетовый. По традиции, в коробке как сам герой, так и тренировочный Голем.

Кстати, тренировочные наборы одинаковые, чего не скажешь о базовых колодах армий героев. Никаких повторений или совпадений с армией другой стихии нет, поэтому игрок может строить тактику, основываясь на сильных сторонах своего комплекта.

Остановимся на специальных значках, приведённых в правом верхнем углу. Экипировка (левая карта) представлена оружием, бронёй и амулетами, которые выкладываются неподалёку от героя и помогают ему в бою. Существа – ударная сила командующего. Они встают на защиту своего предводителя, атакуют неприятеля и отдают свою жизнь ради соратников по оружию.

Заклинания применяются разово, и после использования уходят в сброс. События, о которых возвестит колокол, влияют на всех участников битвы.

Свирепый Резак ведёт выносливый и жаждущий крови степной народ к победе. Принадлежность карт к той или иной стихии легко определить как по цвету значка в правом верхнем углу героя, так и по стилю оформления колоды.

Над армией степей поднимаются клубы жёлтой пыли, которой пропитаны все иллюстрации.

В четвёртом по счёту бустере половина карт посвящена нейтральной стихии. «В чём смысл? » - спросите вы, - «зачем мне столько тренировочных карт? » Всё просто – согласно правилам, разрешается укомплектовывать свою колоду воинами нейтрального лагеря.

Тиша вывела из болот отряды, чьё оружие отравлено ядами волшебного мира. Коварная и непредсказуемая, она скрывается за светло-зелёной пеленой испарений.

Перед тем, как вы выберете себе любимого героя и сформируете боевую колоду, настоятельно рекомендую просмотреть свойства всех пяти стихий. И не забудьте о нейтральных союзниках, которые также доставят противнику много хлопот.

Заключительный бустер содержал… кристалл золота. Честно говоря, он абсолютно не нужен, и каким образом этот предмет попал в набор – непонятно.

Итак, пять героев, пять стихий, пять непримиримых соперников. Но выбрать для поединка необходимо только двоих…

Прохлада леса и зной степи, высокие деревья и пожелтевшая трава - Илариэль будет противостоять Свирепому Резаку.

Пред тем, как начать битву, необходимо запастись либо жетонами, либо кубиками. Дело в том, что оппоненты будут получать ранения в ходе схватки, а никакие маркеры в наборе не предусмотрены. Для таких целей у меня лежит целых пять рублей. Вернее, пятьсот копеек, отмытых и отполированных. Дешево и сердито – это самые «копеечные маркеры» из всех возможных…

Готовясь к схватке, соперники составляют индивидуальные колоды, состоящие из героя и минимум 40 его подопечных. Как вы помните, цвет определяет принадлежность к стихии, а в армию можно принимать нейтральных наёмников.

Оппоненты начинают поединок «без золотого в кармане», и располагают своих героев напротив друг друга открыто – полководцы являются главной целью противника.

Во время первого хода необходимо взять четыре карты из колоды, а также получить один золотой. В начале каждого последующего раунда соперники будут получать по 1 золотому (но не более 10 в общей сложности), а также пополнять руку одной новой картой. Обратите внимание, если вы трижды не сможете пополнить руку, то немедленно проиграете.

Далее можно сыграть карту с руки: выложите перед собой бойца (заклинание, событие, экипировку), оплатив их стоимость золотом. При этом карточка золотого поворачивается, а новый воин сможет атаковать и использовать свои способности только в следующем ходу.

Если у игрока есть ранее выложенные существа, то разрешается провести атаку. При этом атакуемый имеет право защитить цель более сильным (или не особо нужным) воином, переадресовав на него атаку. Урон наносится согласно показателям, убитые отправляются на кладбище. Атаковать и быть атакованным можно только один раз за раунд, поэтому соответствующие карты поворачиваются на 90 градусов.

Особые свойства также активируются один раз за ход и позволяют как наносить урон вражеским подразделениям, так и излечивать раны.

Герой, наравне со своим войском, также принимает участие в битве и чем лучше он экипирован, тем больше у него шансов дожить до победы. Ведь именно предводитель армии должен быть убит – войско без своего героя немедленно сдаётся в плен.

На некоторых карточках указан значок изогнутой «стрелки» – после использования их необходимо повернуть и оставить в покое до начала следующего хода.

В начале следующего хода, помимо получения денег и карт, все повёрнутые на 90 градусов карточки занимают исходное положение и вновь могут принять участие в битве. Как я указал ранее, истощение жизненных сил героя и его смерть приносит победу противоборствующему лагерю.

Вот и все несложные принципы ведения боевых операций в фантастическом мире. Безусловно, на картах приведено множество текстовых блоков, влияющих на базовые правила. В таком случае прислушиваемся к тексту карт и строго придерживаемся их указаний.

На мой взгляд, все пять комплектов лучше всего объединить в один набор – это будет гораздо практичнее для поклонников « », так как есть смысл иметь всех героев у себя на руках для выработки победной стратегии. Да и бустеры отработают свою цену, только если все карты будут востребованы. С другой стороны, стоимость одиночных наборов достаточно гуманна и доступна – можно приобрести комплект постепенно…

Сама игра понравится поклонникам ККИ, хотя при этом «Берсерк. Герои» достаточно «упрощены» и доступны для всех. Могу сказать, что без труда сыграл партию с младшей дочерью, при этом никаких проблем при изучении правил не возникло. К сожалению, в новой трактовке отсутствует поле, позволяющее строить стратегию на месторасположении карт противника. Хотя, это можно считать и плюсом, так как сокращает время на раздумья и делает игровой процесс более непредсказуемым. Одним словом, кому что нравится…

Качество карт и полиграфии на высоком уровне, нареканий к вырубке и цвету нет. Для поклонников оригинального « » и не только…

Опустим ту часть, где игроку нужно собирать колоду, решать какие карты в неё положить и т.д. Предположим он и его друг приобрели по начальной колоде и решили сыграть:)

Подбор отряда

Каждый игрок перемешивает свою колоду и сдаёт себе по 15 карт. Затем они набирают из этих карт отряды на определенное число кристаллов. Сколько именно и каких кристаллов подскажет табличка:

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

По началу таблица может показаться сложной, но после 2-3 партий любой игрок сможет без проблем играть без неё.

Карты, стоимость которых обозначена золотым кристаллом, можно набирать только за "золото". Карты, стоимость которых обозначена серебряным кристаллом, можно набирать за любые из двух видов кристаллов.

Если игроку не нравятся его 15 карт, он имеет право их пересдать, заплатив 1 кристалл. Пересдавать можно несколько раз.

Подбор отряда очень важен, ведь вам придется играть только теми картами, которые вы возьмёте в ваш отряд.

Расстановка отряда

Теперь игрокам нужно расставить их отряды на поле. Игровое поле - прямоугольное, размером 5 на 6 клеток. Каждый игрок может расставлять карты только на своей половине поля боя рубашкой вверх на следующие клетки:

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Если игрок занял все разрешенные клетки и у него ещё остались нераставленные клетки, он имеет право расставить оставшиеся карты на свободные клетки своей половины поля боя.

Начало боя

Отряды готовы и расставлены. Первый игрок вскрывает все свои карты, затем второй игрок вскрывает все свои карты (кроме карт в своём 3-м ряду). Игроки убирают летающих существ и местности в дополнительную зону, назначают хозяинов симбиотам и экипировкам. Также некоторые существа обладают особенностями, которые применяются "в начале боя", такие особенности также срабатывают.

Партия

В течение своего хода игрок может передвигать и действовать своими существами в любом порядке.

Берсерк. Как играть?


Берсерк. Как играть?

Например, игрок может передвинуть Вербера на 1 клетку, затем выстрелить Гномом-арбалетчиком, затем ещё раз передвинуть Веребра и напасть им простым ударом. Все эти действия происходят строго по очереди.

Важно: ничего одновременно в "Берсерке" не происходит.

Пример передвижения карт первого игрока в первый ход:

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Простой удар

Каждое существо в "Берсерке" обладает простым ударом, который обозначен тремя числами: слабый-средний-сильный удар. Простым ударом можно нападать только на стоящую рядом карту (в том числе по диагонали).

Назначение защитника

Когда нападающее существо объявляет цель атаки, атакованному может быть назначен защитник, который отражает удар вместо него. Защитником может стать любое открытое существо противника, стоящее рядом с нападающим и с атакованным одновременно.

Примеры назначения защитника:

Берсерк. Как играть?


Берсерк. Как играть?

Если простым ударом нападают на открытое существо (см. ниже), или если от простого удара назначен защитник (он также должен быть открытым), то оба игрока бросают кубик, и результат сражения рассчитывается по следующей таблице:

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Если простым ударом нападают на "закрытое" существо, то кубик бросает только нападающий:

1,2,3 - слабый

4,5 - средний

6 - сильный

Таким же способом расчитывается любой урон, когда на карте указаны три значения. Например: Выстрел на 1-2-2.

После нападения простым ударом или применения особенности, требующей "поворот", карта "закрывается.

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

"Закрытая" карта не может передвигаться и действовать в этот ход, а также отбиваться от карт противника.

Передача хода

После того как игрок завершил свой ход, он передаёт ход своему противнику. В начале хода любого игрока - он открывает все свои карты, он может снова передвигать их и действовать. Также в начале первого хода второго игрока - он вскрывает "скрытые" карты в своём последнем ряду (если они остались скрытыми).

Цель игры

Как правило, каждая атака или особенность наносит карте раны. Когда число ран становится равно или больше здоровья карты - она погибает, покидает поле боя и отправляется на "кладбище". Цель игры - уничтожить всех существ противника.

Комикс-пример

Недавно создатели "Берсерка" нарисовали комикс, демонстрирующий небольшой эпизод из партии.

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Берсерк. Как играть?

Ещё несколько ссылок на правила

«Где мой топор, где моё мясо? О нет, оно отравлено… »

У меня был период в блоге, когда я писал серию обзоров на коллекционные карточные игры. Там была и популярная MtG , и мною обожаемая Legend of the Five Rings , и более мелкие представители карточных игр. Планировался у меня и еще один обзор на одну российскую карточную игру, но звезды на небе не сошлись, я устал писать о ККИ и перескочил на обычные board games. Но, посмотрев в телескоп сегодня вечером, я понял, что звезды наконец-то сошлись, и я просто обязан написать обзор на игру Берсерк .

На всю игру с её богатой историей одной статьи точно не хватит, поэтому я ограничусь последним специальным выпуском под названием «Буря Стихий ».

Что такое Берсерк?

Когда-то давным-давно, примерно когда по Земле еще бегали динозавры, Иван Попов и Максим Истомин познакомились с игрой Magic: the Gathering (я не могу умолчать об этой игре). И так им «мотыга» понравилась, что они решили сделать свою игру. С красивыми карточками, полем и своим уникальным миром. Примерно так и появилась игра Берсерк .

Это стратегическая коллекционная карточная игра, в которой существа сражаются друг с другом на поле боя. Выигрывает тот, кто сумеет победить армию соперника.

Как и в любой типичной ККИ в Берсерке каждый игрок имеет собственную колоду карт. Карточки имеют степень редкости – от многочисленной до легендарной. В этом плане Б (Берсерк) не имеет особых отличий. Зато игровой процесс уникальный, особенно если говорить об этом в рамках российского игропрома.

Игровой процесс

Все карточки в Берсерке – это существа, местности, артефакты и экипировка. Составляется стартовая колода из не менее 30 карточек и не более 50. Карточки берутся из специальных наборов — стартеров и бустеров. В игре существует 6 стихий (когда-то было 5), на которые карты разделяются – степи, леса, горы, болота, тьма и огонь.

Из 30 карт каждый игрок сдает себе 15. Да, в этом кроется главный подвох – у вас не получится сыграть всеми картами, как бы вы этого не хотели. После чего происходит формирование отрядов. Каждая карта имеет в левом верхнем углу стоимость, отображенную в золотых или серебряных кристаллах. В зависимости от количества стихий, к которым принадлежат карты в вашей колоде, и очередности хода (первый вы ходите или второй) вы набираете отряд на определенное количество кристаллов. К примеру, для двухстихийного отряда для игрока, который ходит первым, дается 23 золотых кристалла и 22 серебряных. А если у второго игрока стихия одна, то у него 25 золотых и 23 серебряных. Соответственно, чем меньше стихий, тем больше кристаллов вы будете иметь.

После набора отряда, каждый игрок начинает расставлять карты на поле.

Дело в том, что Берсерк немного нетипичная ККИ. Это скорее варгейм. Игроки сражаются на поле 5х6. Расстановка происходит на своей половине поля по особым правилам, на которых я останавливаться не буду. И как только вы разложили карты на поле, то игра превращается в шахматы. Каждая карта имеет уровень здоровья, очки перемещения, уникальное свойство, а также показатели атаки.

И всё-таки английский текст тут не просто так…

В начале игры вы раскладываете карточки в доступных трех линях. Спереди логично ставятся танки, потом за ними идут маги, лучники и прочие воины дальнего боя. К расстановке войск следует отнестись серьезно, так как это один из залогов победы.

В свой ход игроки могут двигаться и совершать действия. Причем делать это можно сразу всеми картами, а не по одной карте, передавая ход сопернику.

Открытые существа (т.е. неповернутые) могут двигаться на определенное количество клеток на поле. На свободную клетку справа, слева, вверху или внизу, но не по диагонали (если только карта не обладает таким уникальным свойством).

Открытое существо может совершить одно из трех видов действия:

— атаковать простым ударом;

— выступать защитником от простого удара;

— использовать способности карты за поворот.

После применения действия карта обязана повернуться на 90°, что означает, что она больше не может передвигаться и действовать. Эта система хороша знакома опытным игрокам ккишникам.

Теперь коротко пройдусь по видам действий.

Атака простым ударом . На каждой карте есть волшебные циферки типа 1-2-2 или 3-4-5 и т.д. – это простой удар. Первая цифра – слабый удар, вторая – средний, третья – сильный. Простым ударом можно атаковать только рядом стоящую карту. Если атакованное существо открыто, то оно сражается с нападающим существом. Каждый игрок бросает кубик. Сначала выясняется, кто больше выбросил. Потом высчитывается разница бросков. К примеру, атакующий выбросил 4, защитник – 1. Разница – 3. Смотрим по специальной таблице, что в итоге произошло. Нападающий выбросил больше + разница 3 = нападающий наносит средний удар, отражающий промах.

Из этой таблицы можно еще узнать, что есть возможность и нападающему получить урон от защищающегося, если тот выбросит больше и с большой разницей. Так что в этой игре можно легко наступить на грабли.

Только вот если защищающийся повернут, то ответный удар он нанести не сможет. Нападающий наносит слабый удар на бросок кубика 1-3, средний – 4-5, и сильный на 6+.

Назначение защитника . Защитником можно назначить любую открытую карту-существо, которая стоит одновременно рядом с защищающимся и нападающим существами. В таком случае защитник говорит – извини, ты атакуешь не вот это существо, а меня . Это хорошо в тех случаях, когда нужно спасти важную карту. Защитники очень важны в Берсерке .

Использование особенности за поворот . Некоторые карты имеют такие свойства – они обозначаются специальным значком поворота. Как правило, это какой-то специальный удар. Только при этом существо не может получить ответный удар.

Если существо имеет ран равное или больше жизней, оно уничтожается. Игра заканчивается, когда одна из сторон полностью вынесена.

Буря Стихий

Это специальный набор, в котором вы найдете все, чтобы основательно познакомиться с игрой. А именно:

— правила;

— 6 колод разных стихий;

— колода нейтральных карт;

— 2 игровых поля (для каждого игрока);

— кубики;

— все необходимые фишки.

Правила яркие, красочные. Всё, что нужно для начального уровня там описано. Но я всё-таки рекомендую после изучения этой книги правил скачать с официального сайта расширенные правила. Там очень много страниц мелким шрифтом, но зато подробно описаны все нюансы. А вопросы всё равно у вас появятся рано или поздно.

Как я уже упоминал, в Берсерке существует 6 стихий. В Буре Стихий все эти стихии представлены полноценными колодами, состоящими из 30 карт. Вы можете сами собрать свои колоды из любого кличества стихий, можете добавить нейтральные карты, а можно и поиграть моно-колодами, что я и рекомендую сделать, если вы незнакомы с игрой.

Двухсторонний комикс

Давайте поговорим о каждой из стихий, потому что они отличаются не только эмблемами и цветом карт.

Аккенийцы (стихия степей) . Хорошие воины, которые имеют как сильных здоровых танков, так и мелких слабых воинов, которые обладают навыком метания и выстрела. Часто владеют свойством «авангард», которое позволяет им перед началом боя провести одну безответную атаку простым ударом по ближайшему сопернику. Часто умеют «дарить» существам соперника свойство «уязвимость», которая позволяет аккенийцам наносить больше ран при атаке.

Архаалиты (стихия болота) . Эти товарищи — мастера отравления. У них мало здоровья, удары очень слабые, но зато есть умение отравлять и наносить по отравленным существам дополнительный урон. К тому же когда отравленное существо разворачивается, то оно теряет здоровье, равное уровню отравления. Таким образом, архаалиты просто стараются не помереть раньше, чем соперник погибнет от отравления. Также умеют метать, пользуются щитом Архааля (вы отравлены? Тогда у меня есть защита от ваших немагических атак! ), а некоторые существа еще и умеют лечиться, если погибает отравленное существо. Одна из моих любимых стихий.

Линунги (стихия гор) . Очень интересные ребята, которые владеют магией. Основная механика этой стихии – медитация (позволяет использовать фишки других карт), заклинания, разряды и копить фишки. За сброс фишек существо может сделать что-нибудь супер-пупер крутое. Например, нанести 4 урона всем картам в выбранном вертикальном ряду. Это мощно, поверьте. Имеют защиту от дальних атак и броню. Любителям магии посвящается.

Стражи леса (стихия леса) . Скрытные воины леса, которые помимо прекрасного владения навыков выстрела умеют получать дополнительные жизни. И если на некоторых особенно хорошо регенерирующих существ не обратить внимания, то из 4 начальных жизней у них запросто может появиться еще 15 дополнительных.

Слуа (стихия тьмы) . Главная фишка карт тьмы в этом наборе заключается в вампиризме. Крайне опасные существа, потому что, нанося удар, они излечиваются на такое же количество жизней. К тому же карточка Аталле еще и умеет летать. Сложные соперники.

Дракониды (стихия огня) . Совершенно новая для меня стихия. Интересная такая стихия получилась. Умеют метать, стрелять, могут быть сильными драконами, сжигают, причем как чужих, так и своих, владеют навыками прыжка через клетки, а еще обладают свойством чешуя – получают урон только от простых ударов, пока имеют 5 и больше ран.

На нейтралах особо зацикливаться не хочется. Разве что улыбнула карта Жрец Ктулху (в очередной раз вспомнили Лавкрафта).

Очень порадовало меня наличие полей. Хорошие, картонные, с прелестным артом. Конечно, с собой в клуб их особо не натаскаешь, но если брать игру для домашних посиделок, то они очень в тему.

Кубика всего 2, а больше и не нужно. Каждому игроку по кубику.

Жетоны предлагаются россыпью на все темы – ранения, отравления, уязвимости, отрицательные эффекты, дополнительные жизни – все есть.

В целом об игре

В этой части обзора выскажу свои мысли об игре Берсерк . Мало ли кто-то впервые слышит о ней и ему интересно, стоит ли её покупать вообще.

Многие сравнивают любую коллекционную карточную игру с Магией на предмет сходства. Так вот Берсерк на Магию не похож. Нет понятия маны, карты двигаются по полю, доступны сразу все выбранные карты, нету рандомного набора карт каждый ход. Перед нами практически варгейм, только вместо фигурок есть карточки. Мы имеем сразу мощную полноценную армию, которая с каждым ходом будет становиться слабее. Задумка игры скорее напоминает шахматы нежели Magic: the Gathering .

Мое мнение о Берсерке всегда было такое: хорошая игра для начинающих ККИшников. Это когда особо не жалко потраченных денег, потому что и научишься собирать деки, и бустера в игре недорогие, и турнирная поддержка отличная, а если вдруг надоест, то всегда есть возможность соскочить на Магию. Вот честное слово никогда не хотел новичков сразу подсаживать на дорогие игры.

В клубах всегда видел много детей, которые активно играют в Берс. Причем у них колоды лишь бы какие, в лучшем случае рарки да промки с бесплатных пятничных новичковых турниров. И им классно, играют с удовольствием. Игроки постарше ищут ультры в бустерах, скупают даже дисплеи целые для этого. Но факт остается фактом – в Берсерке колода без супер редких карт может обыграть дорогую по стоимости колоду.

На это часто и ругаются игроки, что кубик порою начинает сильно вредничать и заваливает всю игру. А слабая с виду армия противника то и дело наносит сильные удары.

Еще одна слабая сторона игры – из всей вашей колоды максимум сыграет только 15 карт. И кто знает, какие это будут карты. Может быть те, на которые вы рассчитываете, а может быть и дешевый хлам, которым вы затыкали бреши в деке. С другой стороны, в других ККИ тоже есть понятие стартовой руки и последующего добора карт каждый ход. Там тоже могут придти совсем не те карты, на которые вы надеялись. Т.е. в Берсерке свой вариант рандома. Кому-то нравится, кому-то не очень.

Неоднозначный вариант еще и в том, что все карты открыты. Нет никакой неожиданности из руки. Когда играешь со скрытой рукой, то оппонент не подозревает, с чем вы сейчас сидите – с сильными картами или ерундой.

Берсерк в этом плане не предлагает никаких неожиданностей. Так же как и в шахматах, про которые я сегодня постоянно вспоминаю. Все четко знают, как ходит ладья, вопрос только в том, в какую сторону она пойдет. Я точно знаю, что вон та карта за поворот делает выстрел на 2, вопрос только в том, в кого пойдет выстрел.

Сейчас подобных игр появилось много – Summoner Wars , Mage Wars , например. Там тоже поля и своя армия, которая выкладывается на поле, передвигается по нему и наносит урон сопернику.

Очень важно заранее постараться изучить свойства карт в колоде. Иначе первые игры имеют возможность быть скучными и нудными.

«- Я делаю выстрел этим существом в это твоё.

— Э нет, брат, у него защита от выстрела.

— Тогда в того.

— И у него тоже защита.

— А в кого могу?

— Вот в этого, но у него сработает защитная реакция, и он ответит обратным выстрелом.

— Хм… »

Хотя в этом нет ничего страшного, так как все карточные игры требуют изучения карт. В Берсерке море специальных терминов, поэтому первое время книга правил будет очень популярна у вас. Что такое благословение? Броня? Вампиризм? Выстрел? Гнев? Дальняя атака без указания дальности? Душелов? И так далее. Будьте готовы.

35 страниц

А глоссарий начинается уже с 15-ой

Для меня это расслабляющая игра, возможность подумать над тем, кому нанести удар, и с удовольствием покидать кубики.

О новом выпуске

То ли в прошлом, то ли позапрошлом году издательство Hobby World хотело запустить Б зарубежом, но в виде ЖКИ, а не ККИ. А потом добавили, что данный вариант игры будет предназначен только для иностранцев, а у нас останется старый добрый формат коллекционки. И мне взгрустнулось.

Успел нахватать дополнительные жизни

Ну не люблю я ККИ, надоело. Гонка с легальностями, поиск нужных карт, вскрывая десятки, а то и сотни бустеров… нет, определенно не хочу. Я бы с удовольствием играл в свободный формат игры, где всё легально и периодически выходят новые стандартные наборы.

Что с тем самым английским вариантом Б так до сих пор ничего и не известно. Зато в конце прошлого года был выпущен специальный подарочный набор, о котором я сегодня и веду речь.

Раньше уже выходили всякие дуэльные наборы на двоих игроков. Там можно было найти жетоны, правила и 2 колоды разных стихий. В подарочном наборе мы получаем сразу 6 стихий, что не может не радовать.

Честно скажу, что набор Буря Стихий меня порадовал. Всё, что нужно начинающему игроку, лежит в этой коробке. Даже если сомневаешься, какими стихиями играть, то Буря Стихий исправляет это недоразумение и позволяет переиграть всеми стихиями.

Этим набором можно играть спокойно дома с семьёй или друзьями. Только вот с колодостроением, наверное, не совсем получится. Потому что на него нужно время. Не могу себе представить такую ситуацию, что ко мне приходят друзья, которые незнакомы с игрой, я им даю коробку с картами и говорю – вы там выберите что-нибудь для деки… Скорее всего мне самому придется им что-нибудь собрать или просто сыграть колодами с одной стихией.

Еще проще, когда у каждого игрока будет такой набор – тогда не придется спорить, кто заберет хорошую карту. Да и можно будет сыграть mirror – вроде болото на болото.

Я с удовольствием посмотрел на драконидов, поиграл вампирами, которыми раньше не играл (мне ближе демоны да душеловы со жнецами). В очередной раз убедился, что люблю играть болотом=)

В общем, у меня пошла волна ностальгии. Для кого-то этот набор станет первой ступенью в познании мира Лаара, дальше пойдут турниры, покупки бустеров и т.д. А мне и этого набора достаточно, чтобы иногда поигрывать в него со своими друзьями.

Я всё еще надеюсь, что подобные наборы еще будут выходить, а может быть и ККИ формат перейдет во что-то другое, более интересное мне. Хотя недавно общался со своим знакомым руководителем клуба настольных игр и он сказал следующее: «Если они (Hobby World) изменят формат, они похоронят игру, однозначно ». Так что кому что.

А мне этот набор симпатичен. Для тех, кто хотел познакомиться с игрой – самый оптимальный вариант. Стоимость игры – 1140 российских рублей, что недорого.

В настольном мире существует отдельная категория, я бы даже сказал уникальный пласт — коллекционные карточные игры. Более известны как ККИ. Здесь совершенно другая аудитория и публика. Здесь совершенно другие разработчики и специальная игровая механика. А на специализированных турнирах вы можете встретить как школьников, фанатеющих от красивых иллюстраций, так и серьёзных гик игроков (особенно увлечённых и профессионально разбирающихся в этой сфере). Наверное, одной из первых зарубежных настольных игр, о которой услышали в России была Magic The Gathering . Бесконечные клубы, промо карты, бустеры, соревнования, споры о правильных переводах, мастер классы, проблемы с лицензиями на продажу. Всё это было ещё в девяностых. Прошло много лет с тех пор. И в 2003 году на нашем рынке появился отечественный аналог. Хотя это совершенно неправильное определение. «Берсерк» — ККИ полностью разработанная и созданная в России. Давайте знакомиться.

Краткие характеристики

  • Тип: ККИ, карточная
  • Издатель: «Мир Хобби» (Hobby World)
  • Сложность правил: Средние
  • Время игры: от 40 до 60 минут
  • Количество игроков: от 2 до 4 игроков
  • Возраст игроков: от 8 лет
  • Язык: отечественная разработка

Цель игры, вкратце

В далеком фэнтезийном мире Лаара сражаются отряды уникальных народов шести стихий, а также так называемые «нейтральные» отряды и существа, ведомые могущественными магами-унгарами. Веками они боролись за выживание в этом мире, некогда опаленном огнём Катаклизма. Теперь каждый может собрать собственное войско и стать вершителем своей судьбы а, возможно, и судьбы Лаара… Станьте настоящим предводителем. Почувствуйте в себе силу мага-унгара… и этот запах горящей серы, металлический привкус крови и услышьте звон стальных клинков… Вы сражаетесь только за победу…



Как и во всех ККИ — целью игры является победа в поединке с другим игроком. В «Берсерке» победа присуждается игроку, уничтожившему всех существ оппонента.

Механика игры

По традиции разберём игру по типу используемых механик.

  • Area Movement — перемещение по областям. Игровое поле состоит из областей разного размера, а перемещения разрешены только между смежными (соседними) областями;
  • Dice Rolling — игры, в которых очередное действие игрока прямо зависит от выброшенного значения игрового кубика. В этой игре речь идёт о «боёвке». Бросок кубика определяет последствия и условия проведения боя между персонажами игроков;
  • Hand Management — управление рукой карт. Игроки получают выгоду, разыгрывая карты в определённой последовательности или определёнными группами. Оптимальные последовательности и группы могут меняться в зависимости от ситуации на игровом поле, а также сыгранных соперниками карт. Управление рукой карт означает извлекать наибольшую пользу из тех карт, что удалось взять в руку. Кроме того, карты могут иметь несколько игровых назначений. Данная механика часто отвечает на вопрос: «Что я могу сделать в этот ход?». Ответ: «Это зависит от того, что у меня за карты на руке». В данной игре речь идёт о выборе карт из специальной персональной игровой колоды для проведения партии;
  • Variable Player Powers — персональные возможности игроков. По-научному называется «ассиметричностью». Выражается в разных для игроков стартовых условиях, в разных наборах доступных им действий или в разных условиях победы. Очевидно, что это свойственно любой ККИ.

Теперь слегка подробнее.

Все представленные в игре карточки делятся на четыре категории: существа, артефакты, экипировка и местности. Сразу оговорюсь, что в «стартовом» наборе вы вряд ли встретите все 4. По задумке дизайнеров и разработчиков, чтобы минимально нагрузить «стартовый» набор и не пугать игроков «излишней» информацией, изначально вы будете иметь дело только с существами. Ну, может кому-то с местностью ещё повезёт.

Сам набор состоит из шести разных колод и 33 дополнительных карт.


Напомню, что смысл ККИ заключается в коллекционировании карт и формировании специальной колоды, с которой игрок может выступать как на турнирах и соревнованиях, так и играть в обычных тематических клубах. Данная колода должна состоять из 30-50 карт. Перед каждой партией она тщательно перемешивается и игрок выбирает из них только 15. Далее, согласно, правил игры производится покупка карт из выбранных 15 для участия непосредственно в игре.

Карты располагаются на специальном игровом поле в закрытую. Как только оба игрока выложили свои карты, они одновременно вскрываются и начинают игру.

Основным отличием от известного ККИ Magic — является возможность передвижения карт и отсутствие понятия маны. В остальном перед вами вполне хорошая карточная стратегическая игра.

Игроки по очереди используют возможности и особые свойства своих карт, нападают на соперника, защищаются, участвуют в боях, нанося повреждения, путём броска игрового кубика и пытаются уничтожить всех существ противника. Игрок, которому это удастся сделать первым, будет признан победителем.

Кажется, что всё достаточно понятно и просто. Но это лишь до момента знакомства со всеми уникальными свойствами карт и правилами игры, которые написаны скорее для «своих», чем для новичков, которых можно завлечь в этот игровой мир…

Моё мнение об игре

Честно говоря, достаточно трудно ругать отечественного производителя. Ведь все прекрасно понимают, что в России этот вид бизнеса сравнительно молодой и не окрепший. Истинных поклонников настольных игр не так уж и много, а конкуренция среди издателей хоть и существует, но не является глобальной проблемой. Именно поэтому хочется поощрять любое движение в направлении популяризации настольных игр в массы. Особенно это касается новых отечественных разработок, издания собственных игр и развития игровых механик. Вспомним хотя бы недавно прошедший в Санкт-Петербурге «Граникон » (первый специализированный конвент, организованный Гильдией разработчиков настольных игр). Только положительные отзывы. Ведь это будущее российского сегмента.



«Берсерк» нельзя назвать новой разработкой в мире настолок. Он уже обладает достаточно богатой и интересной историей. Тем не менее, учитывая его популярность в определённых кругах, нельзя обойти эту игру стороной. И несмотря, на всё желание выразить глубокий пиетет, всем, кто принимал участие в этой разработке, придётся пройтись и по недостаткам, которые до сих пор не были устранены разработчиками.

Оформление . Достойно, красиво и изящно. Я не часто хвалю исполнение настольных игр и возможно имею предвзятое мнение к российскому издателю (для меня Китай более качественно работает с европейскими заказчиками, нежели с нами). Но в данном случае хотелось бы поблагодарить за качество. Есть недочёты, есть шероховатости, но в целом всё оформлено на уровне. Если добавить в коробку органайзер, то будет практически идеально. Да и с игровыми полями стоит поработать.

Исполнение. Оценивать исполнение игровых компонентов задача неблагодарная. Особенно для коллекционных карточных игр. Есть ряд параметров, которые можно проверить и незамедлительно выдать результат. Но насколько это будет корректно? Посмотрите на стоимость стартового набора в целом, а также бустеров (дополнительные карты). До конечного потребителя игра доходит в приемлемом ценовом диапазоне. А теперь ознакомьтесь с процессом создания игровых элементов и карточек на примере одного из издателей. Впечатляет? Поэтому хочется отметить, что исполнение на достойном уровне. Особенно, рассматривая соотношение цена-качество.

Подготовка к игре. Если вы уже опытный игрок, то никаких проблем у вас не возникнет. Разложите игровые поля, перемешайте свои (заранее подготовленные) колоды и начинайте битву. Всё очень просто и не замысловато. А вот если вы открыли коробку впервые… То перед вами окажется две огромных колоды карт, практически полностью перемешанные. Понять, что с этим всем делать не представляется возможным. Придётся срочно лезть в интернет, искать информацию на форумах, пытаться разобраться в правилах. Вот тогда подготовка к первой партии займёт у вас более трёх часов. Каждый ли игрок выдержит такое испытание?

Цена . Рассчитана на широкую аудиторию. Стартовый набор можно приобрести в пределах двух тысяч рублей. Дополнительные бустеры ведут политику из принципа от 10 рублей за карту. Минимальная стоимость одного такого бустера, из 7 карт соответственно, составляет порядка 70 рублей. Не сказать, что дёшево, но приемлемо.

Правила. Порог вхождения очень высокий. То есть правила игры написаны языком, который не суждено перевести на русский без профессионального переводчика. Текст совершенно не структурирован, а наличие огромного количества информации, обозначений и уникальных свойств каждой карты, приводит к неминуемому хаосу. Если вы впервые сталкиваетесь с ККИ — рекомендую сразу же обратиться к опытному игроку. Поскольку если в обычных играх при неправильной трактовке правил слышны милые восклицания «Ой, а оказывается нужно было две монетки платить за каждого рабочего, вместо одной», то здесь будет непередаваемая игра слов с обязательной проверкой цензурой. Будьте уверены, что вы не найдёте ответы на все свои вопросы. Ваши постоянные споры будут решаться либо поиском на форумах, либо тем, кто громче будет доказывать свою правоту. Чего только стоят специальные символы на картах, которые порой просто можно не заметить. В результате более половины времени вы потратите на изучение свойств карт и тонкостей правил, а когда уже не останется сил, вы просто бросите всё обратно в коробку, так и осознав, что игра стоит того, чтобы с ней попытались познакомиться ещё раз.

Механика . Механика игры достаточно оригинальна. С виду простая карточная игра, но по факту вполне неплохая стратегия. Карты могут передвигаться, дополнительные жетоны активируют свойства персонажей, указывают на ранения или уникальные эффекты. Игровой кубик, используемый в «боёвке», силы удара и здоровье юнитов. В целом игра чем-то напоминает настоящий варгейм. Здесь и авангард, защищающий передовую, и летающие существа, до которых сложновато добраться, лучники, маги и прочая нечисть. Даже артефакты и специальная экипировка будет доступна каждому, кто сможет осознать и принять все прелести этой игры.

Реиграбельность. Огромный ассортимент игровых наборов, бустеров и промо карт делает игру захватывающей и интересной. Особенно для истинных ценителей и коллекционеров. С одной стороны понятно, что это отличный вариант «заманить» клиента стартовым набором и продавать ему «редкие» и интересные карты, но с другой это расширяет возможности игры и делает их практически безграничными. Вы никогда не сыграете партию по одному и тому же сценарию. Ведь всё зависит от стратегии и стартовых карт противника. А если это турнир… Вы не сможете играть, используя определённые шаблоны. Плавно перейдём к стратегической составляющей…

Стратегия и тактика . К недостаткам можно отнести общую концепцию, которая сильно влияет на ваши хитроумные планы. Никакого элемента неожиданности. Все игровые карты изначально выкладываются на поле в закрытую, но потом приходится «вскрываться» (не считая возможности второго игрока оставить закрытым последний ряд до начала своего хода). Ваш противник может оценить все ваши возможности и способности, что не позволяет внести в игру внезапные и непредсказуемые решения. А элемент случайности в виде игрового кубика и вовсе нарушает игровой баланс. В результате серьёзный и опытный игрок может из-за банального невезения проиграть новичку, который будет постоянно наносить контрудары или отражать атаки соперника.

Баланс. Ещё одно больное место данной ККИ. Невозможно сравнить все 4000 карт, выпущенные на сегодняшний день, да и не провёл я такого количества партий, чтобы объективно подойти к этому вопросу. Но на многих форумах, в обзорах и просто от знающих людей неоднократно слышал о превосходстве одной расы над другой. В целом игре далеко до идеального баланса. Но учитывая, возможность формирования собственной колоды, можно свести к минимуму влияние этого параметра на исход игры. Чтобы уж точно быть уверенным в победе — придётся договариваться с кубиком.

Динамика и даунтайм (ожидание собственного хода). Если вы впервые играете, то как я уже писал выше — забудьте об игре. Но не сдавайтесь. Вас ждут постоянное изучение глоссария, свойства карт, их значение, попытка понять где находится игровая зона для летающих существ, интересные форумы, поисковые запросы и прочее. Чтобы начать играть, нужно будет пересилить себя. А ожидание хода игрока, которые по десятому разу будет вчитываться в свои карточки и пытаться вывернуть все формулировки в свою пользу… Чего совершенно не скажешь о более профессиональных турнирах. Там всё быстрее. По идее. Но как можно держать в голове все 4000 карт? Ведь нужно знать, что может замышлять твой противник. Так или иначе всё будет сводиться к изучению друг друга или попытке играть по наитию. Но в этом-то и есть прелесть ККИ. Ведь основное удовольствие игроки получают именно от коллекционирования своей колоды и грамотного его применения. Так или иначе — пробуйте игру в специализированных клубах. Иначе вас отпугнёт эта сложность и мысли о бесконечных партиях…

Информативная загруженность компонентов . Совершенно ужасная система кратких обозначений. Можно было бы сослаться на плохую локализацию. Но игра изначально на русском языке. Здесь проблема в формулировках. Конечно же вы привыкнете и будете знать, что и как работает в вашей колоде. Вопрос в том — почему нельзя было изначально это упростить?

Игровое пространство. Много игрового места вам не потребуется. Журнальный столик вполне подойдёт. А игровые планшеты, которые предусмотрены правилами и комплектацией можно смело убрать обратно в коробку. Опытные игроки вполне справляются и без них.

В сухом остатке имеем… Хорошо оформленная ККИ. К сожалению, не обошлось без недостатков в механике и балансе, да и есть ещё ряд недоработок. Но если говорить о личном мнении, то несмотря на то, что я не могу назвать себя настоящим поклонником карточных коллекционных игр, она мне понравилась. Партии интересные, реиграбельность высокая, иллюстрации выше всяческих похвал. Но всё-таки это на любителя.

К вопросу о рекомендациях. Ни в коем случае не пытайтесь разобраться самостоятельно. Если вы не знакомы с системой ККИ, если вы не встречались со сложными правилами и если вы не хотите в конце концов испортить себе впечатление от великолепно оформленных карточек — не подходите к ней без опытного игрока. А ещё лучше посетите в начале специальный игровой клуб, где Берсерк знают, любят и играют.

Впечатления и эмоции от игры

Здесь я буду достаточно краток и постараюсь только по делу передать все ощущения и эмоции.

Мы собрались втроём. Понимая, что игра всё-таки дуэльная, разделили свои обязанности. Двое воют, третий разбирается в правилах. Закончилось всё тем, что все трое разбирались в правилах. И этого оказалось мало.

Начнём с того, что ни в правилах, ни на коробке не написано количество игроков, которые могут принять участие. Как мы должны об этом догадаться? А как об этом догадается потенциальный покупатель? Но, Бог с ним. Это не такая большая проблема. Настоящее испытание оказалось при попытке начать игру. Перед нами было две большие колоды с десятками существ. Мы их перемешали. И что дальше? Взяли 30, выбрали 15. Попытались учитывать правило наличия разных стихий в своей колоде. Блестяще просто. В результате получилась непонятная солянка, где каждый пытался стукнуть другого, не понимая, зачем он это делает.

Прошло пару часов. Посидели на форумах, на официальном сайте и поняли, что перед нами целых шесть колод. Нужно только их разложить по стихиям. Отлично. Правда в начале подумали, что раз уж это скорее всего дуэль, то нужно найти одинаковые карты и раздать каждому игроку. Теория провалилась, когда оказалось, что одинаковых карт не так уж и много. Главное, что теперь всё в порядке. Каждый играет за свою стихию. Стражи леса против Драконоидов. Думали, что исход очевиден, но не тут-то было.

Вроде всё стало понятно, но начались вопросы по значению карт. Каких-то значков не нашли в глоссарии, в интернете пусто (кстати, нашёл потом случайно в одном из бустеров, полученных в подарок), правила… Правила вообще захотелось сжечь и пепел развеять как прах над Невою. В итоге ещё около часа препирательств двойных толкований и значений. Устали очень, но бой всё-таки продолжили. Отдельная история была с поиском в игре экипировки, местности и артефактов. Жаль, что нас не предупредили сразу, что их нет. А летающие существа вообще вызывали недоумение. Где они должны лежать, а где летать? Что это за специальная зона?

Затем опять вопросы по особым свойствам, начали всплывать мелкие обозначения — отсутствие действие магии или огня. Странное свойство «чешуя». Мысль в голове была только одна — когда же это закончится? И почти закончилось. Но тут выяснилось, что Стражи леса отличные лекари, а Драконодиды не позаботились о дальнобойных существах. В итоге Стражи отошли на второй ряд и издалека стали добивать Драконоидов. Возник вопрос — а можно перейти на планшет игрока? Вопрос остался висеть в воздухе.

И так было всю игру. И на второй день. И на третий. Прояснятся начало лишь через неделю. А за это время было изучение форумов, видео обзоров, правил (которые всё же не сожгли за неимением спичек), знакомство с новыми картами из бустеров.

И вроде всё здорово и интересно в результате, но неприятный осадок остался. Не должна игра так сопротивляться своему освоению. Не должна и всё тут! И я прекрасно понимаю, что существует целая армия поклонников и настоящих фанатов. Но их может быть гораздо больше. Ведь и играть будет гораздо интересней. Осталось лишь маленькая деталь — проработать и максимально уменьшить порог вхождения в игру. Хотя давайте проще — нужны понятные правила! Чтобы можно было дать Петровичу с третьего этажа и он через час позвонит вам в дверь и попросит сыграть с ним партию, а может и две. Или вообще попросит показать клуб, чтобы в турнире поучаствовать, а не сжечь его из-за расстроенной психики (здесь должен быть маленький смайлик).

Резюме — игра понравилась, но это нам дорогого стоило. Остался лишь один вопрос — а у многих ли хватит терпения и нервных клеток?

Интересные факты об игре

  • Игра является отечественной разработкой и издаётся российским издательством «Hobby World»;
  • Дизайнерами игры выступили Иван Попов и Максим Истомин;
  • Настольная игра «Берсерк» существует с 2003 года. За это время было выпущено 10 специальных наборов и 23 выпуска игры;
  • На сегодняшний день насчитывается более 4000 уникальных игровых карт, при этом каждая имеет уникальную степень «редкости» — от часто встречаемых до специальных промо карт;
  • «Берсерк: Буря стихий» — считается идеальным начальным набором. Хорошо подходит для знакомства с игрой. Её первый выпуск увидел свет в декабре 2012 года;
  • В России проводятся регулярные чемпионаты и турниры. Самый крупный из которых «Гран При» проходит ежегодно в Москве;
  • В создании игры принимали активное участие известные российские писатели: Ник Перумов, Алексей Гравицкий и Сергей Волков;
  • За рубежом права на издание игры имеет французская компания Asmodee . Игра выпускается под названием Berserk: War of the Realms (на рус. «Берсерк — война королевств»). Игра полностью локализована на английский язык;
  • На западе игра имеет статус тактической карточной игры, а не коллекционной. Поэтому выпуск производится фиксированными наборами карт. Возможно именно поэтому игра имеет столь невысокий рейтинг;
  • Денежные средства на издание были собраны при помощи ресурса kickstarter.com - специализированного сайта для привлечения средств на реализацию творческих проектов по схеме «краудфандинга» (добровольные пожертвования). Проект собрал более 57 тысяч долларов из заявленных 15 тысяч. Между прочим игра вызвала достаточно большую активность в обсуждениях.

Итоговая оценка

  • Качество игровых компонентов – 7 из 10
  • Оригинальность каждой партии – 9 из 10
  • Глубина игрового процесса – 5 из 10
  • Динамичность каждой партии – 5 из 10
  • Уровень взаимодействия между игроками – 9 из 10
  • Рейтинг Boardgamegeek.com (3183 место на 22.06.15) – 6.68 из 10
  • Рейтинг команды FunMill.ru – 7 из 10

Оба игрока бросают кубик. Тот, у кого на кубике выпало больше, решает, кто будет ходить первым, а кто вторым.

Раздача и формирование отрядов:

В начале боя для формирования отряда Первый игрок получает 24 золотых и 22 серебряных кристалла, а Второй - на 1 больше. Число кристаллов также зависит от числа стихий в вашем отряде (Игроки перемешивают колоды и сдают себе по 15 карт, которые называются раздачей. Если раздача не понравилась игроку, её можно пересдать, заплатив 1 золотой кристалл

Из карт раздачи игроки могут набирать карты для своего отряда. Для этого нужно оплатить её стоимость кристаллами. Элитные карты можно набирать только за золотые кристаллы. Рядовые можно набирать как за золотые, так и за серебряны кристаллы. Стоимость карты обозначается символом кристалла с цифрой внутри. Карты, не взятые в отряд, замешиваются в колоду

Тратить все кристаллы не обязательно.

Расстановка карт на поле боя:

Первый игрок может использовать для расстановки карт только центральную зону своей половины поля боя размером 3 на 3 клетки. Лишь после того, как все эти клетки окажутся занятыми, можно помещать карты на пустые клетки второго и третьего ряда. Пустые клетки первого ряда используются в последнюю очередь. Второй игрок при расстановке может использовать все 5 клеток своего первого ряда