Остробрамская богородица отзывы в чем помогает. О чем молятся перед иконой Остробрамской: значение образа и в чем он помогает

Данная икона является достаточно редкой в продаже, но сильной по своей символике. Остробрамская икона Божьей Матери должна находиться в доме каждого православного человека. И для того, чтобы она защищала жилище от всякого зла, колдовства и лукавых людей, ее необходимо размещать при входе в дом. Чаще всего можно увидеть эту икону прямо над входной дверью дома. Она смотрит в помещение, а не из него. Когда заходит человек, она как бы провожает его взгляд в дом и находиться строго над его головой.


История Остробрамской иконы Божьей Матери

Данная святыня одинаково высоко почитается как православными, так и католиками всего мира. Называется она Остробрамской потому что находиться в Вильнюсе, на городских воротах (Острой браме).

Существует сразу несколько версий, по происхождению чудотворной иконы. По одной из них в 1431 году, 27 апреля эта икона сама явилась на крепостной ограде «Острых ворот» большого города Вильны. Богородица на иконе изображена одна, в очень пышных и богатых одеждах. Как и на других образах, голова ее немного наклонена в сторону, руки находятся в крестообразном положении, которые свидетельствуют о молитве и смирении.

Эта икона имеет достаточно сложную судьбу, так как не единожды передавалась из государственного в частное владение и наоборот. Спустя время, она стала высоко почитаться как в католицизме, так и в православии, потому как находилась определенное время во владениях, как католиков, так и христиан.

По второй версии, такую икону могли привести правящие князья того времени из захваченных крымских земель, а именно города Корсуня. Еще одна версия указывает, что икона была подарена Византийским императором Палеологом, князю Ольгерду, который в тот момент принял святое крещение.

В 1655 году Вильня была под оккупацией русских войск, которая продолжалась вплоть до 1661 года. В тот период было принято вывезти святыню в неизвестное место. Как гласит история, когда везли икону, в пути их ограбили русские казаки, которые и забрали икону в неизвестном направлении.

Но по чудесному стечению обстоятельств в 1661 году, икону возвратили на прежнее место в Вильны. Но на этот раз ее поместили в костел святой Терезии. Спустя 10 лет, в 1671 году, случилось первое чудо, связанное со спасением ребенка, после этого чудеса начали совершаться регулярно и верующие со всего мира потянулись к святыне со своими молитвами и прошениями.

Икона «пережила» 2 пожара, которые состоялись в 1706 году и в 1714. Любопытно то, что вокруг нее все выгорело дотла, а сама икона осталась невредимой как в первом, так и во втором случае.

В 1795 году губернатором Вильны был выпущен указ, который гласил, что каждый мужчина, проходящий через Острые Ворота, должен был снять с себя головной убор и воззреть вверх на чудотворный образ. Так воздавалась честь Святому лику. Также была запрещена всякая торговля при этих воротах, из-за глубокого почитания и уважение к святыне.

В момент, когда началась реконструкция оклада (верхней части иконы), была обнаружена наиболее известная на сегодняшний день хвалебная песнь в честь Пресвятой Богородицы «Честнейшую херувим». Художники сделали новый оклад (ризу), которая отличалась особой роскошью и пышностью.

Существует мнение, что эта икона является всего лишь частью большого изображения, вторая часть которого изображает архангела Гавриила, который принес Богородице благую весть о том, что она породит на свет от непорочного зачатия Сына Божия. Считается, что вторая часть была подарена князем Ольгердом кому-то из высоких чинов, но достоверных доказательств, которые подтверждают эту теорию, до сих пор не нашли.


О чем молятся перед Остробрамской иконой Божьей Матери

Перед этой иконой возносятся молитвы о даровании покровительства и защиты Божьей. Также превозносятся молитвы о защите супружеской пары от посягательств и всяких искушений. Эта икона также помогает тем, кто не может долгое время зачать детей. Но чаще всего ей молятся о защите от всего недоброго, чтобы в доме всегда был мир и покой, а также царила любовь и понимание.

Те, кто страдают душевными расстройствами, депрессиями, паническими атаками, унынием и другими психическими недугами – также необходимо произносить молитвы перед этой иконой . Чаще заказывать молебен и подавать записки за здравие болящих и недугующих.


Молитва Остробрамской иконе

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякие беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снебди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ти, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. О, Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Прийим недостойную молитву мою и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас! Ты мне хранительница жизни всея явися, Пречистая; Ты мне избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти мене упокой. Под твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не призри в скорбех, но от бед избави нас, Единая Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, Спаси нас!

Очень часто можно увидеть, как перед этим образом натягивают ниточку, на которой размещают кольца, нательные крестики, ладанки и другое. Такие украшения, которые освящаются возле Святого образа, являются сильной защитой от всего дурного и плохого . Например, если человек сильно болеет, можно принести его нательный крестик и посвятить возле этой иконы, также помолиться о скором выздоровлении Богородице, которая обязательно услышит каждого и воздаст по вере его.

Именно эту икону можно и нужно преподносить в качестве подарка своим крестницам и крестникам, которые еще находятся во младенчестве. Она помогает расти ребенку спокойным, здоровым и счастливым.

Защиты и мира Вам! Да хранит Вас Господь!

Что нужно знать про икону Остробрамской Божьей Матери

В Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа, находится святыня, чтимая и православными, и католиками, - Островоротная или Остробрамская икона Божией Матери , в прошлом именуемая также Корсунской Благовещенской (это связано с тем, что икона является частью композиции Благовещения, и с легендой о древнем происхождении из Корсуни — древнерусское название Херсонеса). Икона находится в часовне над воротами, называемыми в народе «Острыми воротами» или «Острой Брамой» (от польск. «Брама» - ворота). От названия ворот произошло и название образа, который издавна над ними помещался. Считается одной из главных христианских святынь Вильнюса и Литвы.

Виленская Остробрамская икона Божией Матери
(Празднование - 29 декабря/8 января, а также 14/27 апреля в день памяти трех литовских мучеников)
Остробрамские ворота с часовней над ними чудотворной Остробрамской иконой Божией Матери в Вильнюсе

С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Происхождение

О происхождении Виленской Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько преданий.

Одно из них основано на предании о том, что икона чудесным образом появилась в Вильне - столице княжества Литовского, на Острых воротах 14-го апреля 1431 г.

Другая - что икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом в знак принятия князем христианства.

Согласно третьей версии образ Божией Матери привезен из Херсонеса Таврического (или Корсуни) великим князем литовским Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341-1373 годы князь Ольгерд совершил несколько успешных походов против крымских татар. О том, когда именно была привезена икона, прямых свидетельств нет. Однако исследователи склоняются к тому, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Версия основывается, главным образом, на свидетельстве Венденского каноника Даниеля Лодзяты, жившего в XVII веке. Историк Теодор Нарбут при написании книги «Древняя история литовского народа» имел под рукой рукопись Даниеля Лодзяты, на которую сослался дважды. В заметке, датированной 1653 годом, каноник Лодзята сообщает следующее: «Великий князь литовский Ольгерд сокровищами Херсонеса обогатил свои сокровищницы; наследники его большую часть церковных украшений раздали церквам города Вильны. В числе этих сокровищ - подлинное изображение Пресвятой Девы Марии; Она будто стоит перед лицом Божественного вестника Архангела Гавриила. Теперь мы видим Благодатную в часовне кармелитов на восточных воротах города, называемых обыкновенно Острыми, что документально подтверждается письменными свидетельствами упомянутого ордена «. Свидетельство каноника Лодзяты — наиболее древнее из дошедших до нас свидетельств об Остробрамской иконе Божией Матери.

О существовании подобных сведений упоминает и кармелитский писатель Гилярион, писавший об Остробрамской иконе в 1761 году.

Католики видят в Остробрамской иконе образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века.

Польская версия поддерживает гипотезу о том, что Остробрамская икона была написана в 1619 г. в Кракове в мастерской Лукаша Поренбского. Теория была основана на сходстве Виленской Остробрамской иконы с иконой Девы Марии из Краковского костела Тела Христова, написанной Поренбским.

Все версии о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного почитания вопрос о том, кто и в каком веке написал икону, существенного значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих, а Первообраз - Та, чей образ иконописец воплотил на доске. Почитается и католиками, и православными — Матерь Божия.

История

Полагают, что первоначально святая икона была подарена в храм Живоначальной Троицы, построенный при содействии супруги великого князя Ольгерда тверской княжны Иулиании Александровны, а затем помещена над Острыми воротами. Есть свидетельства, что в 1431 году икона Богородицы уже находилась над Острыми воротами.

Дальнейшая судьба этого образа тесно переплетается с судьбой Православия в Литве. После подписания в 1569 году Люблинской унии Литвы с Польшей, в Литовских землях стала насаждаться церковная уния с Римом. Многие храмы, в том числе и Свято-Троицкий монастырь, перешли в руки униатов, но православные успели перенести икону в храм Святителя Николая. Однако в 1609 году и этот храм перешел к униатам, и икона возвратилась на прежнее место над Острыми воротами.

В 1624 г. у самых ворот был основан кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Кармелиты выстроили в 1671г. вместо старой новую часовню, а икону обратили ликом к костелу. После пожара Вильны в 1741г. икона перенесена в терезинский монастырь, а в 1744г. снова помещена над воротами.

В 1812г. она пострадала при нашествии французов, а в 1829г. отреставриро­вана. После закрытия в 1832г. кармелитского монастыря, Терезинский ко­стел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католи­ческого духовенства.

Впоследствии икона пребывала в часовне Острых ворот Вильны, в громадном киоте. Икона была покрыта золоченой ризой, а также множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые свидетельствовали об оказанных благодеяниях Богоматери человеческому роду. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий.

Иконография

Остробрамская икона Божией Матери относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках.

Икона написана темперой на двух соединенных дубовых досках размером 1,63 х 2 м и толщиной 2 см, покрытых тонким слоем грунта. Риза выполнена в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века.

Остробрамская икона является частью композиции Благовещения, поэтому образ называли иногда Корсунской Благовещенской иконой. Дева Мария изображена в момент явления ей архангела Гавриила; соответствующая часть изображения архангела утрачена. На лике Ее выражение глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Над головой Ее к ризе прикреплена двуярусная корона — барочная корона Царицы неба, рокайльная корона королевы Польши. По всем направлениям от лика идут длинные лучи.

Позднее (в 1849 году) внизу иконы была помещена большая серебряная вота (дар, данный по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания ) в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке: «Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII1849 года ».

Виленская Остробрамская икона Божией Матери — чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше. В настоящее время общественное богослужение перед Остробрамской иконой совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этому образу по-прежнему притекают и православные.

Списки Остробрамской иконы Божией Матери занимают подобающее место как в православных храмах Литвы, так и в домах верующих.

Кондак
Возбранной Воеводе и предивной Заступнице рода христианскаго, благоизволившей от святыя Своея иконы изливати нам струи благодатных исцелений, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Ты же, яко благая Заступница чтущих Тя, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Владычице, иконою Твоею Остробрамскою благодать и милость нам являющая.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Остробрамская Виленская»

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся,Благодатная; Радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне иприсно, и во веки веков. Аминь.

Молитва иная Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Остробрамская Виленская»

О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никто же отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу.

Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу, грады наша и град сей [или: храм сей, или: и духовный вертоград, зде сущий], и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай. Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, ко святей иконеТвоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем.

Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Соборней и Апостольстей Церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершеннем сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже напользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею.

Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Таин причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Просмотрено (5766) раз

Сила Вышняго осеняет всякаго человека, с верою притекающаго к Твоей цельбоносней иконе, юже даровала еси людем на утешение…

(Акафист Пресвятей Богородице пред иконою ея остробрамской во граде Киев)

Кто может сказать, какая из икон Божией Матери предпочтительней среди всех остальных? И уместен ли данный выбор, ведь каждая из них прекрасна по-своему. Однако при созерцании Остробрамской иконы Богородицы, что-то внутри меня отзывается особым трепетом и теплотой.

Долгое время я даже не задумывалась над тем, почему именно эта икона вызывает во мне прилив чувств. Ключом к пониманию этого может послужить её история.

История Остробрамской иконы Божией Матери

Остробрамская икона Божией Матери (лит. Aušros Vartų Dievo Motina, польск. Matka Boska Ostrobramska, белор. Маці Божая Вастрабрамская) находится на городских воротах Вильнюса (Острой браме) и почитается как католиками, так и православными по всему миру.

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире. (Познавательное видео о духовной силе Богородицы см. по ссылке).

По преданию, икона чудесным образом явилась 27 апреля 1431 года на "острых воротах" крепостной ограды города Вильны и оттого получила прозвище "Остробрамская" ("брама" — "ворота"). Сложна и загадочна судьба иконы, которая не раз переходила из рук государственных особ в общественное владение, из владения православных во владение униатов и монархов-кармелитов, пока, наконец, не стала достоянием людей разных вероисповеданий и национальностей.

Появление в Вильне Остробрамской иконы относят как к XIV, так и к первой четверти XVII века. Существует несколько версий происхождения святыни. Легенда гласит, что икона св. Богородицы — явленная, и явилась она 14 апреля (год неизвестен). Исследователи истории Остробрамской иконы И.Козловский и архимандрит Иосиф (Н.Соколов) считают вероятным, что князь Ольгерд (Альгирдас), с торжеством победителя вернувшийся в Вильну, мог привезти её из крымского города Херсона (Корсуня) (прим. Херсонес).

Что сокрыто в чудотворной иконе

Внизу иконы помещена большая серебряная вота в виде полумесяца с выгравированным текстом на польском языке:

"Благодарность Тебе приношу, Матерь Бога, за выслушивание моих просьб, и прошу Тебя, Мать милосердная, сохрани меня по-прежнему, в любви и опеке Твоей Пресвятой WII 1849 года".

Святая икона могла быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней архангела Гавриила, и эта вторая половина, возможно, была оставлена в Херсоне или поднесена самим Ольгердом кому-нибудь как почётный дар. Но прямых доказательств этому пока нет.

Также эту икону хорошо дарить крестникам и крестницам — младенцам, чтобы матери их молились о покое и радости в их душах.

Вот что пишется об этой чудотворной иконе в энциклопедии Исконных Знаний «АллатРа »:

"…Достаточно взглянуть на изображение чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери (Виленская икона). Она находится в городе Вильнюсе (Литва) и сегодня весьма популярна в Литве, Украине, Беларуси, Польше, причём почитается как католиками, так и православными. С ней, конечно, связаны разные легенды, в том числе и о её происхождении из Корсуни (древнерусское название города Херсонеса, где был крещён киевский князь Владимир — отец Ярослава Мудрого). Ныне остатки этого города расположены в районе города Севастополя в Украине".

После прочтения книги “АллатРа” информация в моей голове, словно разрозненные пазлики, сложилась в цельную, красочную картину. Оказывается, эта икона примечательна не только своей чудотворной силой и умиротворяющим ощущением, которое возникает внутри рядом с ней, но и тем, что в ней стилизованным образом изображен знак “АллатРа”, состоящий из круга, пустого внутри, и полумесяца под ним, рожками вверх. Если внимательно присмотреться, то круг четко виден вокруг головы Божьей Матери в виде светящегося нимба! И символ полумесяца трудно не заметить.

(Интересную информацию о знаках и символах в жизни человека см. по ссылке ).

"Его изначальное изображение — пустой круг, который снизу окаймлён полумесяцем рожками вверх. Он является одним из 18 первоначальных древнейших рабочих знаков. Название этого знака — «АллатРа» говорит о качестве его силы. Дело в том, что на заре человечества, благодаря исконным Знаниям, люди ведали о Едином (о Том, Кто создал всё), обозначая Его проявления звуком Ра. Созидательную силу Ра — божественное женское начало, Праматерь всего сущего, изначально называли Аллат. Оттуда и пошло среди посвящённых в духовные Знания наименование этого исконного знака — «АллатРа» как обозначение созидательной силы Того, Кто создал всё. Кстати, в древности эти сведения о священном Первичном звуке люди относили к сакральным знаниям о мироустройстве Вселенной в контексте сведений о человеке, как сложном и нестабильном в выборе субъекте этого мира. А вот у современных людей звук Ра в лучшем случае ассоциируется исключительно с мифами Древнего Египта о боге Ра".

"…круг является символом Души, а также одним из символов проявления духовного Существа из мира Бога. А символический знак полумесяца рожками вверх — символом человека, который духовно освободился ещё при жизни. Знак «АллатРа» также использовался в качестве обозначения того, кто пришёл из духовного мира (иного, высшего) в этот материальный мир, обновляя утраченные исконные Знания".

Эта икона, помимо своих чудотворных свойств, словно раскрытая книга о древних Знаниях для тех, кто сумеет её прочитать! Дальше - больше. Читаем…

"Анастасия: Пожалуй, также надо отметить, что рабочий знак «АллатРа» — один из самых сильных знаков, он часто использовался людьми, идущими по духовному пути. И что самое интересное, от него нельзя получить силу, если Личность не находится в позиции Наблюдателя от Духовного начала, в отличие, например, от знака звезды."

"…знак «АллатРа» как проводник созидательной силы Бога люди использовали с давних времён. Он является постоянно активным и взаимодействует с видимым и невидимым миром…"

Так что эта икона, помимо своих защитных и исцеляющих свойств, является, и что, по моему мнению, намного важнее, одним из даров в помощь человечеству в его духовном преображении на пути Домой, в Жизнь Истинную…

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю,

Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са

родила́ еси́ душ на́ших.

(Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения (Лк.1:28-31; Мф.1:18-25). Знаменитая “Ave, Maria” - это та же молитва на латыни.)

БлагоДарю…

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

Духовное значение Остробрамской иконы Божией Матери для верующих и православной церкви. В чем помогает Остробрамская икона Божией Матери, о чем и как правильно молиться, от чего защищает, где находится? Обо всем подробнее в данной статье!

Память: 26 декабря / 8 января

Остробрамская икона Божией Матери окутана ореолом тайны, которая не раскрыта по сей день. Чем так прославилась, и почему является одной из главных святынь для литовцев, поляков и белорусов. Кому благоволит Пресвятой образ, если все конфессии считают его своим. Для справки:

  • Вильнус – столица Литвы, место, где находится икона ныне;
  • до 1918 – Вильн(а)я;
  • до 1938 – Вильно .

Иконография

Мимолетного взгляда достаточно, чтобы понять – манера письма Остробамской Богородицы отличается от православных традиций: влияние западной школы иконописи явны. Об исторических источниках принадлежности образа одной из ветвей христианства спорят до сих пор:

  1. Православные считают его своим, относя к Византийской школе XIV века. Об этих истоках заговорили в 1829, когда икону, в очередной раз, реставрировали. Под слоем краски, закрытая ризою, обнаружена надпись на славянском: «Честнейшую Херувим…»
  2. Католики опираются на предание, которое имеет несколько версий появления святыни. По их мнению Остробрамскую икону написали не ранее второй половины XVIвека.

Пока историки спорят. На нас взирает смиренный Лик Девы Марии. Она без младенца, что является редким видом иконографии. Этому есть объяснение. В композицию входил еще один образ – Архангела Гавриила, который принес Святой Пречистой Деве благую весть о чудном материнстве. Она – Избранница Божия, которая превзошла благочестием всех женщин земли. Ее ублажат все народы, ибо Слава будет исходить от Господа.

Особое отличие образа:

  • Двойная корона: одна – символ Небесного Царствования, вторая – земного, причем конкретно – польского;
  • Дева изображена в обрамлении лучей, расходящихся подобно солнечным;
  • Внизу – серебряный полумесяц, рожками вверх – вота (благодарение) с гравировкой на польском, датирована 1849 годом;
  • Звезды (12) – ореолом переплетаются в сиянии нимба;
  • Риза, покрытая позолотой, скрывает большую часть изображения.
  • Видны: Лик, и скрещенные на груди руки.

Материалом для иконы столь внушительных размеров (200 х 163 см) послужил один из самых долговечных видов древесины – дуб. Тщательно подогнанные 8 досок, толщиной 20 мм, покрыты слоем известкового грунта. Используются краски «темпера» – разбавляются водой, с добавлением скрепляющих эмалей природного происхождения.

Считается, что православный образ Богородицы «Умиление», перед которым Серафим Саровский молился 1000 дней и ночей в лесной глуши, восходит к тому же типу иконографии, что и Остробрамский. Да, они похожи, если бы не короны. Это является косвенным доказательством Византийского происхождения Первообраза .

Версии о происхождении иконы

Их несколько. Самая основная, которая имеет под собой основание – православная точка зрения на появление образа Остробрамской иконы Богородицы. У Римо-католиков, которым в настоящее время принадлежит икона, есть иные. Версии появления иконы в Вильне:

  • Великий князь Ольгерд (1345–1377) добыл ее в победоносном походе на крымских татар. Теодор Нарбут считает: он привез икону из Корсуни (1363), где проживало много православных греков. Преподнес в дар любимой жене Марии. Иулиания (вторая супруга) посвятила образ Свято-Троицкой церкви.
  • Есть так же мнение, будто чудесный образ прислал греческий император Иоанн Палеолог, когда узнал о принятии князем христианства.
  • Согласно поверьям в 1431 году над вратами возник образ Божьей Матери. Икона чудесным образом явила себя, как когда-то Афонская Иверская.
  • Есть несколько версий об авторстве. Работу приписывают то итальянскому художнику, то нидерландскому – Мартину де Воса. Другие историки – польскому автору Луке. По их мнению мастер изобразил Варвару (Барбару) Радзивилл – королеву Польши (16 век).

Примечание: Храм, в который была отдана икона Иулианией, возвели (1347) на месте гибели трех мучеников за веру: Антония, Иоанна и Евстафия. До принятия христианства Ольгерд (Альгирдас) казнил людей, не щадя даже приближенных особ и друзей.

Впрочем, разгадать загадку происхождения иконы вряд ли удастся. За много веков образ подвергался многочисленным реставрациям, поновлениям. Он неоднократно менялся, становясь богаче и изящнее. От изначального письма, практически ничего не осталось.


Сейчас невозможно узнать Лик первообраза. Какие тайны скрыты под богатой ризой и слоями красок. Нет единого мнения о появлении его в граде Вильне. Интересна, хотя и запутана, история Остробрамской иконы Матери Божьей .

История

Имя, Остробрамская, икона получила по названию главных ворот Великого княжества. Брама переводится, как «врата». Так называлась православная часть города, где жили русские, строя дома окрест Свято-Троицкой обители. При правлении князя Александра крымские татары, заручившись покровительством Менгли-Гирея, стали угрожать Вильне. Готовясь к обороне, горожане начали возводить крепостные стены.

1498 год. К закладке основания приступили в апреле. Князь со свитой обходил периметр будущей крепости. На участках возведения башен епископ (католик) благословлял строительные кирпичи, шедшие на фундамент. К1507 году строительство закончили. Сооружение имело пять врат:

  • Медникские (Медницкие), переименовали в Жмудские, затем Русские. К XVIвеку стали – Острые;
  • Рудникские;
  • Трокские;
  • Велейские;
  • Красные.

Острым или Возвышенным называли часть города, где проживали в основном русские. Именно там возвели одни из главных ворот с одноименным названием.

Остробрамская икона периодически принадлежала разным христианским конфессиям. Даже Иван Грозный не смог ее приобрести, предлагая обменять на жизнь и свободу 50 польских вельмож. События, сотрясающие Вильню продолжались долго:

  1. 1596 год ознаменовался принятием унии. Православный Святотроицкий храм перешел под владение униатов, затем монастырь заселили монахи-кармелиты.
  2. Период с 1799 по 1805 крепость практически вся была разрушена. Но часовня, где хранился Островратарный образ, уцелела. После реставрации стен и ворот, икона вернулась на свое место над Острой брамой.
  3. Война 1812 года отразилась на Вильне. Французы разграбили город как при нашествии, так и во время отступления. Только в 1829 разрушения, причиненные армией Наполеона, отреставрировали.
  4. Костел имени Св. Терезы закрыли в 1832, монахов-кармелитов выселили. Икона вернулась в прежнее владение. Ныне образ Богородицы принадлежит римо-католикам.

Сегодня в старой части города улица «Врата Зари» ведет к Остробрамскому образу. Он находится в часовне над знаменитой аркой-входом. Пречистая Дева является Заступницей всех христиан земли, поэтому Ее почитают как православные, так и остальные верующие во Христа .

Значение и церковное почитание

Сентябрь 1993 года. Город Вильнус посетил Папа Иоанн Павел II, известный своими польскими корнями. Визит был не долгим, каждая минута насыщена событиями, свободного времени нет. Но несмотря на это он нашел возможность остановиться в небольшой часовне. Пав на колени, глава католической церкви молился, не обращая внимания на сжатый график.

Остробрамский образ Божьей Матери дорог католикам – их связывает длительная общая история. Почитают ее, скорее, как «Жену, облеченную в солнце», описанную в «Откровении» Иоанном Богословом. Возможно под ризой сокрыта тайна происхождения образа, которую лучше всего скрыть. Но веру в Силу Богородицы, смиренно взирающей на молящихся, они не прячут.

Белорусам она памятна, как некогда утраченное богатство и великолепие, связанное с прошлым самой Вильни. Полякам тоже некогда принадлежала власть над славным городом, а вместе с ним и почитание образа.

История меняется, но любовь к иконе не проходит. Каждый христианин видит в ней свою Покровительницу и Заступницу.

Значение Остробрамской Божией Матери для России

Посещая столицу Литвы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с великим почтением приложился к католической и нашей святыне. Православные, посетившие Вильнюс и часовню у Острых врат знают, отвести взгляд от Царицы Небесной трудно, он притягивает взоры, внушает трепет и благоговение. В часовне всегда многолюдно. Люди часто опускаются на колени, веря в благодатную помощь.

Надеемся, что святыня когда-нибудь вернется в Россию. Для нас она по типу иконографии Благовещенская. Представляет только часть сюжета. Корсунь не раз подвергалась тяжелым последствиям разноплеменных нашествий и войн. Разорение касалось и древних святынь, которые утрачены на веки.

Здесь похоронено 3 тысячи наших солдат

В годы II Великой Отечественнойвойны в 1944 Вильнюс избавили от фашистов. В освобождении участвовало Третье Белорусское соединение. В качестве союзников выступили польские воины, так называемой, армии Крайовой. Операция называлась «Острая брама». Для советских –это название части города, а для поляков – Имя образа Богородицы.

Там же руководство польского отряда было арестовано из-за совершения многих преступлений, несмотря на то, что они иногда выступали, как союзники. Советы для них были так же ненавистны, как и фашисты. Образ Пресвятой Девы Марии, Слава Богу, не уничтожили. Говорят, что во время войны не бывает неверующих. Возможно, таясь, наши солдаты молились Пречистой о сохранении жизни и скорой победе.

Примечание: Н. Соколов в 1883 выложил все имеющиеся сведения о происхождении Остробрамской иконы. Между католиками и православными по сей день ведется спор, написан ряд статей как у нас, так и в Польше .

В чем помогает икона

Строя крепостные стены, люди знали, что они удержат врага только в том случае, если Бог будет на их стороне. На башнях оставляли специальное место, где размещали чудотворные образы. Святыни давали надежду, вселяли уверенность, что город устоит под любым натиском. Правители Вильни не стали исключением, имея в Арсенале икону Богородицы. Она защищала жителей, встречая входящих.

Однажды, когда шведы захватили Вильню, произошло событие, заставившее с почтением относиться к святыне. Во время несения караула вражеские захватчики, за кощунственное поведение, были на смерть прибиты створом врат. Случилось это в Страстную субботу, накануне Пасхи.

В 1714 году в Вильне случился страшный пожар. Часовня над воротами сгорела до тла. Однако образ Богородицы остался невредим. Поэтому верят, что там, где есть икона Остробрамской Матери Божией, пожар не страшен. Люди заметили, какие просьбы исполняются чаще всего:

  • Прошения о даровании детей.
  • Исцеления различных недугов (фигурка приношения свидетельствует какая болезнь была преодолена, например, рука, нога).
  • Больше всего – сердечек. Это говорит не только о физическом выздоровлении, а о любви, отношениях, улучшении психического состояния и пр.
  • Богородицу, перед Остробрамским образом, просят избавить от проклятия, чародейства, сглаза. Верят, что прощаются грехи предков до 7 колена.
  • Мир и спокойствие от иконы чувствуют даже атеисты, которые из любопытства приходят посмотреть на чудотворный Лик.

Богородица помогает во всем, если молиться и просить с верой. Поэтому чаще всего помощь приходит тем, кто блюдет благочестие, исполняет заповеди, чтит не только Святую икону, но и Все Небесные силы. Когда человек в опасности, он в смирении обращается к Той, которая может спасти, заступиться, поддержать, вразумить .

Свершившиеся чудеса

Многочисленные дары подтверждают, что молитва была услышана. Полумесяц – это тоже благодарность за какую-то огромную помощь, полученную польским христианином. В Киеве находится список с Остробрамской святыни. По отзывам людей:

  • Немой ребенок заговорил, сразу же после молитвы родных перед иконой.
  • Родители нашли и вернули домой дочь, уехавшую в Китай. Причем бесплатно.
  • Супруги смогли забеременеть после 10 бездетных лет.
  • Исцеление 4-х летнего мальчика от лейкемии.

Многие люди приобретают Остробрамский образ для домашней молитвы. Верят, что благодаря Пречистой Деве в доме сохраняется мир, благополучие, дети становятся более почтительны к родителям. Богородица помогает при психических расстройствах, подавленном настроении, неурядицах в семье .

Как разместить в доме

По древнему обычаю иконостас устанавливался в Красном Углу, напротив входной двери. Чтобы каждый входящий мог совершить крестное знамение перед иконами. Это говорило о добрых намерениях посетителя. Сейчас таких традиций не придерживаются, даже больше – иногда скрывают, что в доме есть иконы.

Но образы-вратарницы, которые обычно устанавливают над вратами города, где проходят войска, правительство, главный въезд, или на религиозных объектах и т. д., не прячут, а наоборот, вешают так, чтобы он находился напротив входа. Так как, чаще всего, такими святынями ограждается дом:

  • от злых людей, имеющих недобрые намерения;
  • от неприятностей, приходящих извне;
  • это благословение выходящих домочадцев, чтобы с ними не случилось беды;

Матерь Божия становится Защитницей и Утешительницей тех, кто проживает в доме, о ком кто-то молится, или хотя бы иногда крестится перед иконой. В отсутствии хозяев вор в жилище не заберется, не случится пожара или каких-то убытков, потери имущества.

Заключение: Остробрамская икона Матери Божией Сама определила место, в котором пребывает ныне. На все воля Божия. Где чтят Господа, там и спасаются. Бог хочет, чтобы все обрели искрению веру, не погибли в суете дней. А Царица Небесная помогает решать эту задачу во всех концах земли.

Уважаемый батюшка! Расскажите про Остробрамскую икону Божией Матери. Какие ее особенности и когда праздник этой иконы?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лит. Aštria broma): икона находится в часовне близ них.

Об истории этой святыни рассказывает Е. Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию – Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она – древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно – из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345–1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля – день памяти мучеников литовских <…> В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне.
В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору на иконе можно было еще различить церковнославянскую надпись: “Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим” <….> Богоматерь изображена без Младенца Христа, по пояс, с выражением глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой Ее к ризе прикреплена двухъярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду <…> Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери. По установившемуся в Вильне обычаю, не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вы всегда можете увидеть вокруг часовни народ, среди которого многие стоят тут же, на улице, на коленях» (Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 648–651).