Педагогическое эссе учителя английского языка Шукновой Ж. Х

Эссе

«Я – учитель»

Ф.И.О.: Чайкина Надежда Васильевна

Место работы : МБОУСОШ г.Зернограда

Должность: учитель английского языка

Стаж работы : 9 лет

2015 - 2016 учебный год

«Не забывай делать невозможное, чтобы достигнуть возможного»

(Антон Рубинштейн)

Если сказать честно, то я всегда знала, что стану педагогом. В детстве мечтала стоять у доски и открывать детям новые горизонты, новые перспективы. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить специальность и вернуться в свою родную школу. Вернуться учителем английского языка, учителем, о котором мечтали уже многие годы.… И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «уроки»…

Придя в школу, я поняла, что не получала такого удовлетворения от жизни, как в школе. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться, не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями.

Конечно, главные жители этой страны – это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закаляют» меня и многому учат. Учат принимать такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменялась сама. Я чувствую: всё, что я делаю, - нужно людям, будь то ученики или их родители. Это нужно и мне, как развивающейся личности, ведь учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится. Я начала вести в школе уроки. Известно, что учительский труд нелегок. Сколько «розовых очков» разбилось «в пух и прах»?! Открытием стало для меня то, что это не только проверка тетрадей, подготовка и проведение уроков, но и постоянная работа над собой. Долгая, кропотливая, тяжелая, однако интересная и увлекающая. Никогда не скрывала от учеников своего частичного незнания. Ученики с интересом помогали мне открывать всё новое, неизведанное. Вместе с ними вновь и вновь учусь любить, быть терпимой и терпеливой, постигать простые истины жизни. "Учиться, учиться и еще раз учиться!"- как актуально звучат сегодня уже почти забытые слова. Хочется быть интересным своим ученикам, а для этого нужно быть интересным самому себе.

Следствием этого явился мой принцип: чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться. Конечно, не всегда все получается, но ради сияющих глаз детей всему этому хочется учиться. Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. Если будет интересно мне, значит, я смогу сделать так, чтобы было интересно ученикам. Готовясь к очередному уроку, я стараюсь найти какую-то изюминку, неожиданность, чтобы увлечь школьников, заставить их удивляться. Главное не только то, что видят и слышат дети, но и то, что они сами ищут истину. Только то, что он пропустил через себя, проработал, будет его настоящим достоянием. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.

Вот уже девять лет я работаю в школе с детьми. Это - годы поисков, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня я чётко и уверенно осознаю, что педагогом надо быть 24 часа в сутки, т.к. педагог - это образ жизни. Личностное и профессиональное у учителя неотделимо связаны. Нельзя быть учителем только 3 урока в день, а затем вне работы сбрасывать маску педагога и давать себе право расслабиться. В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.

Я являюсь классным руководителем в 8 классе. Когда мы встречаемся с ребятами на переменах, они спешат рассказать мне обо всем случившемся. Они называют меня "второй мамой". В эти моменты я вижу, как нужна им, и как они нужны мне. И на уроках, и на внеклассных мероприятиях мы обмениваемся позитивной энергией. И сейчас я понимаю, что не только я учу ребят, но они меня многому учат. Вместе мы учим Правила поведения на дороге, на воде, при пожаре и при терактах, разучиваем песни и современные танцы. Но самое главное, мы учимся дружить и принимать людей такими, какие они есть.

Таким образом, многое нужно сделать, многое узнать, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, способные воздействовать на сознание учеников. И я учусь. Мой девиз: «Образование через всю жизнь». Ведь, «чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому» (М.Монтень).

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:

- дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;

- содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;

- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

- воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;

- стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это.

Таковы мои педагогические аксиомы. Может, они очень просты? И это неудивительно, ведь мой педагогический стаж невелик. Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.

И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание мое – нести любовь и радость».

Эссе «Я – УЧИТЕЛЬ»

Я – учитель, как это одновременно много и мало. Мало, - потому что за учителем возвышается преподаватель, потом доцент, профессор, академик… Много, - потому что учитель – это не просто профессия, это жизнь, а школа – вселенная, столь разнообразная в своих проявлениях.

Моя учительская карьера началась не так давно, и в детстве я не мечтала, что буду тысячу раз твердить ученикам одно и то же на уроке, потом в изнеможении тащить домой сумку с тетрадями, чтобы обнаружить: «Опять не то написали, ну как только рука поднялась?!...» и бесконечно искать ответ на вопрос «Как бы их замотивировать?»

В свои собственные школьные годы под влиянием родственников и учителей, я мечтала стать врачом, хирургом-кардиологом, и использовать процессы регенерации, хорошо развитые у простейших организмов, для лечения порока сердца. Не сложилось. Я поступила на факультет иностранных языков в Ростовский Государственный Педагогический Университет, твердо решив стать переводчиком. Переводчиком я на некоторое время стала: работала гидом-переводчиком, переводила биржевые новости и художественную литературу, но, создав свою семью и став мамой, переводить я уже не хотела. Оглядываясь по сторонам, я видела соседских мальчишек, которые редко выходили гулять, потому что были заняты компьютерными играми и полуторагодовалую девочку, которую мама прямо в автобусе кормила чипсами и давала запить пепси-колой. От таких картин я впадаю в уныние. Какими вырастут эти дети, какие ценности будут руководить их выбором? Какое общество они будут создавать? Неужели глобализация так сильно пошатнула наши культурные традиции? Нет, я не могу оставаться безучастной. Конечно, я изо всех сил стараюсь воспитывать собственных детей на примерах классической литературы, на рассказах о собственном детстве, о жизни предыдущих поколений, о том, что такое хорошо и что такое плохо, но им очень трудно в общении со сверстниками, потому что, если их бьют, они не дают сдачи, если у них отнимают еду, они не сопротивляются, объясняя свое поведение тем, что обидчику, наверное, очень хотелось есть, или его мама не позаботилась о нем и не дала ему с собой еды. Я долго не могла ответить себе на вопрос, как же мне помочь своим собственным детям, я же их правильно воспитываю, учу благородству, а получается, что они не могут за себя постоять. И у меня появились мысли, а что если бы я научила еще кого-то тому, чему я учу своих детей, или помогла бы увидеть мир во всем его многообразии, а не только на экране компьютера, или смогла показать, что можно быть убедительным даже без кулаков. И в момент, когда я уже начала интересоваться вакансиями учителя английского языка в окрестных школах, мне позвонили… Я убеждена, что наши мысли материальны, и точно знаю, что предложение работать в школе я получила не раньше и не позже, а именно в тот момент, когда была готова к этому, возникла потребность. Сейчас, оглядываясь назад, задумываюсь, почему же я не пошла работать в школу сразу после университета и сама себе отвечаю, потому что не была готова, потому что, если приходишь в школу, надо что-то говорить детям, а чтобы это что-то они воспринимали, надо иметь твердую позицию, основанную на личном опыте, и быть уверенной в своей правоте. Дети легко чувствуют фальшь или неуверенность, а, потеряв один лишь раз их доверие, вновь обрести его не всегда удается.

И вот я в школе. Вопросы, бесконечные вопросы, где взять на них ответы, ты скажи… И как объяснить, чем плохи чипсы, если это вкусно? И почему не надо часами играть в компьютерные игры, если это интересно, и папа тоже играет? Сразу не получается убедить ребят в своей правоте, но личный пример, наводящие вопросы по проблеме, рассказы о знаменитостях, которые делают «правильно» постепенно заставляют задуматься даже самых убежденных игроманов и любителей фастфуда.

Бездумное времяпрепровождение перед телевизором я также полагаю социальным злом. Особенно меня возмущают мультфильмы, в которых нет трудной задачи, долгого и тернистого пути к заветной цели и прекрасной королевны в качестве награды за все превратности судьбы, а есть Помогатор, нажав кнопку на котором, никуда идти не надо, все само собой образуется. Более того, меня беспокоит тот факт, что для конструирования названия этого устройства использована словообразовательная модель английского языка с агентивным суффиксом –ор-. В русском языке, например, есть слово «помощник», который вполне мог бы справиться с задачами, реализуемыми Помогатором, но почему-то предпочтение отдается не ему. Регулярно задаюсь вопросом, существует ли какой-то контроль телевизионного контента, который призван формировать мировоззрение юных россиян, а ведь еще В. фон Гумбольдта доказал, что язык – это дух народа. У меня дома нет телевизора, и не потому, что я не могу себе позволить такую роскошь, просто роскошь человеческого общения и чтение книг мне представляются гораздо более ценным вкладом в личностное развитие.

Еще одной проблемой, на мой взгляд, являются вопросы нравственности, а именно честности. Меня беспокоит тот факт, что для многих родителей самое важное – это оценка, и за ними начинается охота, а знания становятся чем-то незначительным на фоне этой гонки: закончить без двоек, закончить без троек или без четверок, любой ценой. И это пугает. Дети в четвертом, пятом классе пытаются обманывать, что забыли тетрадь, если не выполнят домашнее задание. Я в таких случаях говорю, что лучше извиниться и честно сказать, что задание не выполнил, но они прячут глаза и делают вид, что не понимают о чем я говорю. Потому что дома за плохую оценку не похвалят, а вопросы честности в погоне за оценками, очевидно, не рассматриваются. A la guerre comme a la guerre. Меня всегда в таких случаях волнует вопрос, неужели такие родители сами не понимают, что они таким образом вредят и себе и своим детям, но такие случаи бывают довольно часто, поэтому обязательным элементом своей работы я считаю общение с родителями. Конечно, есть те, кому все равно, есть такие кто «сам знаю, меня учить уже поздно», но есть и такие, которые прислушиваются к тому, что говорит учитель, и, может быть, со временем, их станет больше, ведь и капля камень точит…

Подводя итог вышесказанному, хочу еще раз подчеркнуть, что профессия учителя, на мой взгляд, отличается от многих других профессий тем, что учитель не может, уходя из школы, оставить всю свою работу в стенах образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс становится нашей жизнью, а ученики – нашей семьей. И так хочется сделать все правильно, успеть вовремя, найти ту грань, где требовательность должна смениться поддержкой и не переиграть, позволив ученику самоустраниться от решения трудной для него задачи, лишив его возможности интеллектуального и духовного развития. Конечно, я не смогу всем внушить, что играть часами в компьютерные игры, смотреть все подряд по телевизору и регулярно посещать Макдональдс не есть предел мечтаний, но, может быть, те, кому я смогу рассказать, что на свете есть более полезные и интересные занятия, расскажут еще кому-то, а те, в свою очередь, - своим знакомым, и жизнь наша станет лучше, и мы станем чище и честнее и будем больше читать книг, хороших разных, и развиваться сами и развивать тех, кто с нами рядом.

В заключении хотелось бы привести стихотворение Э. Хейла, которое, как мне кажется, отражает мою мировоззренческую позицию:

I’m only one,

But still I am one.

I cannot do everything,

But still I can do something.

And because I cannot do everything

I won’t refuse to do something I can do.

(Я лишь один из многих, но и я кое-что значу. Я не могу сделать все, но могу предпринять хоть что-нибудь. И пусть я не способен изменить все, но я сделаю то, что в моих силах.)


Мои первые шаги в профессии. Профессия учителя во все времена считалась одной из самых почётных, и в то же время тяжёлых профессий. Проработав в школе почти два года, я убедилась, что учить – это не только большой труд, но и огромная ответственность....

Мои первые шаги в профессии. Профессия учителя во все времена считалась одной из самых почётных, и в то же время тяжёлых профессий. Проработав в школе почти два года, я убедилась, что учить – это не только большой труд, но и огромная ответственность. Ведь учитель вносит свой вклад в формирование будущего страны. Какими станут дети через несколько лет, какую специальность они выберут может зависеть и от меня. Ученики часто спрашивают, почему вы стали учителем, а не переводчиком или кем-то другим. Сначала такие вопросы приводили меня в замешательство, но немного подумав и проанализировав свою жизнь, я могу дать чёткий ответ. Выбором профессии я обязана своей учительнице английского языка, которая с пятого класса привила любовь к своему предмету. Я никогда не думала в детстве, кем я хочу стать, но когда пришло время выбирать ВУЗ, у меня не было сомнений: я хотела учить английский. Далеко от дома мне уезжать не хотелось, поэтому я поступила во Владимирский государственный педагоги

Мои первые шаги в профессии. Профессия учителя во все времена считалась одной из самых почётных, и в то же время тяжёлых профессий. Проработав в школе почти два года, я убедилась, что учить – это не только большой труд, но и огромная ответственность. Ведь учитель вносит свой вклад в формирование будущего страны. Какими станут дети через несколько лет, какую специальность они выберут может зависеть и от меня. Ученики часто спрашивают, почему вы стали учителем, а не переводчиком или кем-то другим. Сначала такие вопросы приводили меня в замешательство, но немного подумав и проанализировав свою жизнь, я могу дать чёткий ответ. Выбором профессии я обязана своей учительнице английского языка, которая с пятого класса привила любовь к своему предмету. Я никогда не думала в детстве, кем я хочу стать, но когда пришло время выбирать ВУЗ, у меня не было сомнений: я хотела учить английский. Далеко от дома мне уезжать не хотелось, поэтому я поступила во Владимирский государственный педагогический университет, на факультет иностранных языков. Из нашей студенческой группы, я единственная работаю в школе. Нежелание моих сокурсников связано в первую очередь с тяжёлыми детьми. Чтобы достойно жить многим родителям приходится работать сменами, уезжать на заработки в другие города. Дети предоставлены сами себе, в свободное время погружаются в интернет или смотрят телевизор. Разумеется, берут они оттуда не самую полезную информацию. И получается, что примером подражания становятся любимые герои сериалов, моральные качества которых не всегда являются достойными. На школу ложиться большая ответственность: не смотря ни на что воспитать гармоничной личности, способной реализовать себя в жизни. Моё глубокое убеждения состоит в том, чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Очень точно сказал об этом А. С. Макаренко: “Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь… – всё это имеет для ребёнка большое значение”. Лучший способ обучения – это пример, а не наставления. Приходится в какой-то мере переделывать себя. Все мы знаем, что переделать других – очень легко, себя – намного труднее. Каждый из нас обладает недостатками,

которые он бы не хотел видеть в своих воспитанниках. Учитель должен стараться искоренить или хотя бы уменьшить степень этих недостатков, чтобы не привить их своим ученикам. Мы живём в эпоху перемен. Реформирование системы образования неразрывно связано с изменениями, происходящими в обществе. И это абсолютно правильно. Ученик должен быть готовым к жизни в современном высокотехнологичном мире. «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России» - так определяет основную педагогическую цель Федеральный государственный стандарт. Мне бы хотелось сделать акцент на слово «компетентного», то есть знакомого с новейшими открытиями и изобретениями, умеющего пользоваться ими в повседневной жизни, способного проектировать, конструировать, определять способы достижения результата. Учитель школы будущего должен быть интересен своим ученикам, идти в ногу со всем новым, а не вспять, овладевать современными средствами передачи информации, эффективно использовать новые технологии, творчески подходить к вопросу обучения. Я хочу научить детей всему тому, что знаю и умею сама, показать привлекательные стороны английского языка и привить интерес к его изучению.

«Твори, дерзай и увлекай!»
Разными дорогами приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные судьбы… Кто-то с детства видит в этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит случайно… Я, скорее, отношусь ко второй категории. Впервые познакомилась я с английским языком в первом классе, благодаря моей маме. Вместе с ней я училась читать, писать и переводить короткие тексты. Постепенно я влюблялась в английский язык. Помню, как в детстве с младшей сестрой мы играли в «школу». В этот процесс вовлекались все члены семьи. Мы придумывали задания, конкурсы, викторины. Мы вели маленькие дневники, в которых ставили свои, еще неумелые, подписи. Уже тогда я начинала творить. Английский давался мне легко и, чувствуя свою успешность, я уже в раннем возрасте знала, что моя дальнейшая жизнь будет связана именно с этим языком.
Ещё в третьем классе я решила, что буду переводчиком. Поступив в 2004 году в Таврический национальный университет им.В.И. Вернадского на факультет иностранной филологии, я начала изучать не только английский язык, но и новогреческий. Но за все время моей учебы, затем педагогической практики в школе мыслей о работе учителем не возникало никогда. Я все еще хотела осуществить детское желание - быть переводчиком. Однако воля судьбы порой ведет нас не той тропой, которая рисуется в детских мечтах. Так в 2010 году моя дорога привела меня в школу. Придя туда, я прикоснулась к большому, интересному труду, но, в то же время, необыкновенно сложному.
Сложность работы учителя состоит не только в том, чтобы научить детей разбираться в своем предмете, но создать для него ту зону комфорта, в которой он сможет развить свои способности. Лев Толстой когда-то сказал: « Если учитель имеет только любовь к своему делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». И я начала учиться объединять эту любовь. Я еще тогда поняла, что без любви ничего не состоится.
В моей педагогической практике было всякое: взлеты от собственных успехов и успехов моих учеников, падения от того, что что-то не получалось так, как мне этого хотелось. Мне нравилась моя работа, и я решила дерзнуть, решила осмелиться сделать что-то такое, чтобы стать не только преподавателем своего предмета, но и другом для своих учеников. Придя в свой кабинет, я столкнулась с большой проблемой - полным отсутствием технических средств. Имея музыкальное образование и опыт, я начала практиковать песню на своих уроках. Я считаю, что музыка – это хороший и прочный мостик в дружбу. Я видела, как учащиеся все больше и больше влюблялись в предмет. Практика музыкальной пятиминутки в моих группах стала визитной карточкой кабинета № 2. Мое желание действовать привело к результату. Я увлеклась сама и увлекла за собой своих учеников.
Многие по-разному понимают роль учителя. Для одних – это просто преподаватель своего предмета, для других – всего лишь образованный человек… Для меня это - педагог, воспитатель, друг, который влияет на становление личности ученика. На моих уроках царит дружеская атмосфера. Я люблю своих детей и свой предмет. Мне интересно готовить для них что-то новое. Мне радостно смотреть с какими горящими глазами они готовятся к урокам, ко всем внеклассным мероприятиям. Я хочу не только научить своему предмету, я хочу привить им желание развиваться и совершенствоваться. Мои ребята многому учат меня. Они учат быть непосредственной, открытой, уметь воспринимать мир добрым и светлым. Все меняется очень быстро. Мои нынешние ученики отличаются от тех, с которыми я встретилась, впервые войдя в класс в качестве учителя. А я – учитель английского языка.
Только наивный думает, что моя задача лишь в том, чтобы научить всех практическому общению на иностранном языке или разбираться во всех грамматических временах. Познавая себя, нужно стремиться стать лучше, интереснее, современнее. Из английского языка в русский язык перекочевало слово «креативность». Креативность – это способность творить, создавать что-то новое и привносить это в мир, в мир своих учеников. Ведь окружающие меня ребята – это как набор красок на столе у художника, наша воля – кисть, а жизнь – холст. И только в наших силах раскрасить этот мир яркими красками. На уроках английского языка, на переменах, в повседневном общении со своими учениками в качестве учителя английского языка и старшего друга, я стараюсь развивать это качество, учу их видеть вещи в новом ракурсе, искать необычное применение простых истин. Дополняя истину радостного общения, радостного свершения новых дел, я чувствую себя счастливой и успешной.
Я люблю свое дело. Я знаю, что я могу и должна быть надежным путеводителем для моих учеников на пути к совершенству. Чтобы « зажигать», нужно не переставать гореть самой. Чтобы воспитать заинтересованных людей, которым можно будет доверить будущее страны, я сама должна быть заинтересованной личностью. Я верю, что вместе с детьми учительство преодолеет многое. Только бы дети верили нам. Любите детей, на этом держится мир. Этот яркий свет не только никогда не исчезнет, а, разжигаясь, станет сильнее и ярче, помогая детям свернуть горы. Мы в школе – для детей, а не дети для нас , поэтому моя задача – помочь им поверить в себя. У меня прекрасная профессия. Я работаю в чудесном коллективе, нахожусь в окружении умных и воспитанных людей, у меня есть, у кого поучиться. А главное, у меня есть дети. Не уставая, я должна творить, чтобы мои воспитанники выросли креативными людьми. Я должна дерзать сама, чтобы научить своих ребят делать смелые шаги в совершенствовании себя и своих жизненных позиций. Я должна увлекаться всем, что входит в понятие прекрасного, и тогда мои воспитанники вырастут увлеченными. Любите детей, и они, почувствовав вашу любовь, ответ взаимностью!

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Шамей Е.А.,

МБОУ «СШ 25» п.Энем

В одном мгновенье видеть Вечность,

Огромный мир — в зерне песка,

В единой горсти — бесконечность,

И небо — в чашечке цветка.

Уильям Блейк

Эти строки всегда со мной. Старая записка, времен учебы в университете, аккуратно вложенная в портмоне…

Эти слова говорят о том важном, что составляет основу моего восприятия мира, общения с людьми, стиля работы, основу меня самой. А именно: умение видеть и ценить то хорошее, что у меня есть; умение распознать чудо до того, как оно исчезнет, будет загублено или просто уйдет в прошлое. О чем идет речь? О ясном небе, которое нужно уметь заметить, даже когда не выспался. Многие не могут его видеть. Об улыбке детей, которые так быстро взрослеют. О скромном «Спасибо за урок», и чувствуется – сказано искренне. А как ты рад этой благодарности! Ведь заслужена. Вложил в урок душу! Заметили, прониклись… О радости движения, когда гуляешь или едешь на велосипеде, или делаешь утреннюю зарядку. О радости познания, когда бываешь в новом месте, городе, или же читаешь книгу, смотришь фильм.

Мое отношение к жизни, я думаю, имеет огромное влияние на мою работу в школе. Мы можем рассказывать детям, что нужно быть добрым, спортивным, трудолюбивым, ответственным и при этом забывать проверить контрольные работы, позволять себе кричать на детей, избегать занятий спортом, конкурсов. Дети мудрые создания. Их не обманешь. Поэтому главное в воспитании – не рассказать, как нужно, а самому быть примером для подражания. Особенно это важно в работе классного руководителя.

Кто, как ни классный руководитель, поможет пятикласснику освоиться в новых условиях, понять требования учителей-предметников, побороть усталость, лень, плохое настроение? Кто подскажет, что нужно пользоваться тем временем, которое дано на обучение в школе, и радоваться возможности учиться и общаться друг с другом, со сверстниками и преподавателями. Школьные годы — это счастье! И однажды мы все это понимаем.

Свой урок я начинаю с улыбки и дружелюбного приветствия. Положительный настрой очень важен. Я твердо уверена, что учение должно приносить удовольствие. Увлекательным я стараюсь сделать каждый урок. Иногда это получается. Тогда, например, мы с интересом обсуждаем статью, фильм, презентацию. И не страшно, что иногда ученики выражают свои мысли на ломанном английском, с ошибками, а то и совсем переходят на русский язык. Где-то исправишь, а где-то лучше выслушать до конца. В другой же раз урок получается менее интересным из-за обилия теоретической информации и скучных грамматических упражнений. Что ж, я ставлю себе на заметку и в будущем стараюсь разнообразить такие уроки увлекательными заданиями. Хотя, если признаться честно, получается не всегда. Я учусь и не боюсь признавать свои ошибки и недочеты. Они все мои! Признание ошибки – первый шаг к ее исправлению! Я на верном пути.

Если немного расширить рамки рассматриваемой проблемы и говорить о роли учителя в жизни общества в целом, то я придерживаюсь следующей точки зрения.

Важно, чтобы учитель воспитывал в ребенке не профессионала, а гармоничного человека. Дети, а значит будущие взрослые, граждане своей страны, должны быть счастливы, но счастливы не в лени и праздности, а в активной деятельности и работе над собой. И если школьник не имеет особенных интересов, нужно пробовать привлекать его к участию в классных и школьных мероприятиях. Если ученик отказывается работать на уроке, ленится, то, возможно, стоит попробовать дать ему упрощенные задания или задание игрового типа. И, хотя не всегда его работу можно поощрить хорошей оценкой, на словах перед классом стоит отметить достижение этого ученика.

Умение быть счастливым, умение ставить перед собой цели и достигать их характеризует гармонично развитого человека.

А что же еще важно воспитать в ребенке?

В детстве, отдыхая в лагере, я проходила шуточный психологический тест. Обычный ситуативный тест, где предлагалось высказаться, как бы вы поступили в той или иной ситуации. Ситуация, на первый взгляд, абсолютно не относится к тебе и твоей личности. Я помню, мне предлагалось представить, что я иду по лесу и вижу пень, а в нем гвоздь. Так вот, вопрос был: что вы сделаете? Все мои друзья отвечали, что просто пройдут мимо. И только мне почему-то просто необходимо было его выдернуть. Глупо, конечно. Но, помните: я была ребенком. Это сейчас подобный тест кажется нелепым. Но, так или иначе, результат теста понравился мне. «Небезразличие, — сказала девочка, еще начинающий тогда психолог, — желание все изменить, что бы ни оказалось на твоем пути». И вот спустя много лет оказалось, что именно это качество действительно стало неотъемлемой частью моего характера и, как ни странно, помогает мне чувствовать себя счастливой. Не могу сказать, что желание все изменить к лучшему всегда производит положительный эффект. Так, например, лавочки, покрашенные краской, которая никак не высыхала, мне долго помнил весь мой двор. Но в основном, мои благородные стремления всегда имели благоприятный исход. Как это проявлялось? Поспособствовать установке мусорных контейнеров в поселке, прибрать в подъезде, поднять бумажку в школе, помочь дедушке с тяжелыми пакетами, потерявшемуся ребенку: все это те маленькие ситуации, где мы можем проявить себя с лучшей стороны. И не важно, что в этот именно момент наши ученики нас не видят. Не волнуйтесь. То, что нужно, дети обязательно увидят. Такие уж они! Что же касается школы, вы, учителя, и особенно классные руководители, знаете, сколько в школе возникает ситуаций, когда вы оказываетесь перед выбором: помочь или пройти мимо, попытаться что-то изменить, потратив силы, время, нервы, или оставить все, как есть.

Итак, стремление помогать другим и преображать мир вокруг себя – второе важное качество, которое нужно развивать в ребенке.

Еще одно мое свойство, или даже вернее сказать привычка, — это делать все наилучшим образом. Это не значит, что я делаю любую работу лучше других. Я вообще не привыкла сравнивать себя с другими. Это всего лишь значит, что все, что я делаю, я делаю наилучшим возможным для себя образом. И обязательно с увлечением! Это, кстати, по моему мнению, верный путь к успеху и надежный источник саморазвития. Должна признаться, что учась на факультете иностранных языков, я почему-то не предполагала, что буду работать в школе. Но училась всегда на износ: за все пять лет в моей зачетке не было ни одной четверки. При этом я занималась танцами и успевала общаться с друзьями. Единственное, чего я не успевала, это смотреть телевизор. Попав в школу, именно попав, потому что на момент выпуска из университета у меня уже была двухлетняя дочь, мне просто нужно было устроиться куда-нибудь, я не знала, какой из меня получится учитель. Но и здесь, в школе, еще толком не зная с чего начать, я просто старалась делать свою работу хорошо, внимательно изучала УМК, искала дополнительный материал, видео на английском и немецком языках, мультфильмы, презентации. Затем начала создавать свои. Круг используемых средств для создания материалов к урокам постепенно рос и расширялся. Сегодня для создания ярких, динамичных, запоминающихся уроков и мероприятий я использую программу для видеомонтажа Sony Vegas Pro, иногда Camtasia Studio, фоторедактор Photoshop, Photodex pro для создания презентаций, Notebook Smart Board для создания интерактивных заданий и, наконец, Adobe Dreamweaver для создания вебсайтов и заданий в интернете. Я также сделала простой, но функциональный сайт для нашей школы, где время от времени сама пишу статьи, освещая основные события школьной жизни.

Какую частичку из этого своего опыта я могу передать ученикам? Если вы делаете какую-либо работу, делайте ее хорошо или не делайте совсем. И никогда не нойте! Оглянитесь вокруг. Заинтересуйтесь. Попробуйте разобраться и стать экспертом. Получайте удовольствие! Вы растете, вы развиваетесь, а это и есть полноценная жизнь: быть счастливым от того, что вы есть, от того, что вы помогаете другим, приносите пользу и, в то же время, развиваетесь сами! «Делайте все с увлечением, это страшно украшает жизнь!» (Лев Ландау).