Положение по ведению бух учета. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации

Вопрос: ...Согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ организации списывают дебиторскую задолженность, нереальную для взыскания. Вправе ли организация списать задолженность в таком порядке на основании акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановления об окончании исполнительного производства; истечения срока предъявления исполнительного документа (листа) к исполнению? (Письмо Минфина РФ от 03.10.2005 n 03-03-04/1/242)

Вопрос: В соответствии с абз. 1 п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) организации должны списывать дебиторскую задолженность, которая признана нереальной для взыскания. Такой задолженностью в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ являются долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации ("безнадежный долг").
В Письме МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/53 "О порядке списания безнадежных долгов, по которым истек срок исковой давности, в целях налогообложения прибыли" говорится, что акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной. Кроме того, указано, что пропуск организацией срока предъявления исполнительного листа к исполнению в рамках гражданского законодательства не может рассматриваться в режиме истечения срока исковой давности.
Таким образом, возникает ситуация, когда организации-кредиторы вынуждены обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что вызовет большую трату времени и незапланированные и необоснованные расходы. В таком случае списание задолженности возможно после исключения должника из государственного реестра юридических лиц (основание - ликвидация организации). Кроме того, упомянутое Письмо МНС противоречит сложившейся арбитражной практике (Постановление ФАС Центрального округа от 24.05.2004 N А54-4418/03-С18; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2004 N А42-5773/03-23).
На основании изложенного просьба разъяснить, вправе ли организация в порядке п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) списать дебиторскую задолженность как безнадежный долг (долг, нереальный ко взысканию) на основании:
1) акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа (основание - акт государственного органа);
2) истечения срока предъявления исполнительного документа (листа) к исполнению (основание - истечение срока исковой давности)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 октября 2005 г. N 03-03-04/1/242
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 266 НК РФ установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых долги налогоплательщика признаются безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию). К таким обстоятельствам относятся:
1) истечение установленного срока исковой давности;
2) прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством:
- вследствие невозможности его исполнения;
- на основании акта государственного органа;
- вследствие ликвидации организации.
Указанные основания прекращения обязательств, в соответствии с гражданским законодательством, предусмотрены ст. ст. 416, 417 и 419 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в случае, если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда Федеральным законом N 119-ФЗ предусмотрен розыск должника или его имущества), а также если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными.
В соответствии с официальным разъяснением Министерства юстиции Российской Федерации, направленным в Федеральную налоговую службу Письмом от 11.06.2003 N 06-3041, с наличием указанных в пп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 119-ФЗ оснований пп. 3 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 119-ФЗ связывает окончание исполнительного производства. Таким образом, при окончании исполнительного производства судебный пристав-исполнитель констатирует исключительно положения, закрепленные пп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 119-ФЗ, и не делает выводы о реальности или нереальности взыскания.
Следовательно, акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа не являются основаниями для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.
Пропуск организацией срока повторного предъявления исполнительного листа к исполнению не может рассматриваться как истечение срока исковой давности в рамках гражданского законодательства.
Не взысканная в связи с пропуском срока предъявления исполнительного документа к исполнению дебиторская задолженность не может быть учтена в целях налогообложения налогом на прибыль в уменьшение налоговой базы, поскольку данное основание в п. 2 ст. 266 НК РФ отсутствует.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, позиция, изложенная в Письме МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/53 "О порядке списания безнадежных долгов, по которым истек срок исковой давности, в целях налогообложения прибыли", полностью соответствует действующему законодательству о налогах и сборах, напрямую связывающему основания признания долгов в целях налогообложения налогом на прибыль безнадежными с соответствующими нормами гражданского законодательства.
Что касается судебных решений, выносимых судами отдельных регионов по конкретным спорным ситуациям, то они относятся к разъяснению порядка учета списываемой дебиторской задолженности в период до введения в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Действовавший до введения в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, предусматривал учет в уменьшение налоговой базы долгов, нереальных для взыскания. Такая формулировка и отсутствие в законодательстве о налогах и сборах прямой отсылки к положениям гражданского законодательства давали возможность более широкой трактовки понятия "долги, нереальные для взыскания".
Однако после введения в действие гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, принимая во внимание вышеуказанное Письмо Минюста России от 11.06.2003 N 06-3041, разъясняющее, что содержание термина "невозможность исполнения", употребляемого ст. 15 Федерального закона N 119-ФЗ, не идентично аналогичному термину, предусмотренному ст. 416 ГК РФ, и что акты судебного пристава-исполнителя не снимают с должника или взыскателя ответственности за их действия, в связи с чем к актам судебного пристава не относятся положения ст. 417 ГК РФ, основанием для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на безнадежные долги необходимо считать акт государственного органа или документ, подтверждающий факт ликвидации должника.
Составление судебным приставом-исполнителем соответствующего акта о невозможности взыскания по основаниям, указанным в пп. 3, 4 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 119-ФЗ, является лишь констатацией невозможности исполнения обязательства на определенный момент времени.
Учитывая изложенное, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщик не вправе признать долги безнадежными на основании:
- акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания и постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа;
- истечения срока предъявления исполнительного документа (листа) к исполнению.
Копия настоящего ответа направлена в Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
03.10.2005

I. Общие положения

2. Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

3. Министерство финансов Российской Федерации на основании Федерального закона "О бухгалтерском учете" и настоящего Положения разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

4. В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

а) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций;

б) объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российский Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

5. Организация для осуществления постановки бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

6. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

7. Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Случаи, предусмотренные в подпунктах "б", "в" и "г" настоящего пункта, рекомендуется применять в организациях, относящихся по законодательству Российской Федерации к субъектам малого предпринимательства.

8. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения ;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разработано во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. Положение утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. Положение не применяется в кредитных организациях и бюджетных учреждениях. Это обусловлено спецификой деятельности этих организаций и учреждений.

Положение разработано на основании Закона о бухгалтерском учете и уточняет применение отдельных его требований.

С другой стороны, Минфин России на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности разрабатывает и утверждает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, другие нормативные правовые акты и методические указания по бухгалтерскому учету, формирующие систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и обязательные к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами Российской Федерации.

Таким образом, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности имеет вторичный характер по отношению к Закону о бухгалтерском учете и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых Минфином.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дублированы основные требования к организации бухгалтерского учета, установленные Законом о бухгалтерском учете. Каждое из положений Закона о бухгалтерском учете детализировано и расшифровано.

Кроме того, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности установлена возможность выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, организация может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, списываемых в производство, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.п. Это расширяет самостоятельность организации в части организации бухгалтерского учета, но, с другой стороны, требует отражения выбранного варианта в соответствующем распорядительном документе - «Учетной политике организации».

Отдельные разделы и параграфы Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ регулируют следующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета:
общие требования к ведению бухгалтерского учета: порядок документирования хозяйственных
порядок заполнения регистров бухгалтерского учета и основные требования, предъявляемые к формам учетных регистров;
правила оценки имущества и обязательств;
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризаций;
основные правила и порядок составления и представления бухгалтерской отчетности;
основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности;
правила оценки статей бухгалтерской отчетности (от оценки имущества и обязательств данный раздел отличается тем, что регламентирует порядок оценки стоимости активов и пассивов организации на отчетную дату, а оценка имущества и обязательств осуществляется при их поступлении, движении в процессе производственного цикла и выбытии), том числе правила оценки:
- незавершенных капитальных вложений (вложений во внеоборотные активы);
- финансовых вложений;
- основных средств, средств в обороте и объектов нематериальных активов;
- материально-производственных запасов (сырья, материалов, готовой продукции и товаров);
- незавершенного производства и расходов будущих периодов; капитала и резервов;
- расчетов с дебиторами и кредиторами;
- прибылей и убытков организации;
- правила хранения документов бухгалтерского учета. уже отмечалось, базовые требования Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ являются основой для разработки нормативных документов более низких уровней.

С развитием нормативной базы бухгалтерского учета в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности вносятся соответствующие изменения и дополнения. При этом если положения других нормативных актов противоречат Положению, они не могут быть применены на практике.

Для того чтобы бухгалтерский учет в организации вал требованиям Положения, необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы. Наиболее вероятные изменения, которые могут быть внесены в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в ближайшее время, скорее всего, будут связаны с дальнейшим реформированием бухгалтерского учета приближением его к международным стандартам, а также дальнейшим развитием налогового законодательства (принятием очередных глав Налогового кодекса Российской Федерации),

Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 2002 г. приказом N 10, 26 декабря 2004 г. приказом N 170 и 29 июля 2008 г. приказом N 34н.

В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения приказами Министерства финансов от 30 декабря 2009 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н.

Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать закон о бухгалтерском учете.

Положение включает шесть разделов.

В разделе I "Общие положения" определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.

В разделе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений). Кроме того, в разделе рассмотрен порядок документирования хозяйственных операций, ведения регистров бухгалтерского учета (содержание которых объявляется коммерческой тайной), оценки имущества и обязательств, порядок инвентаризации имущества и обязательств, с указанием случаев обязательного проведения инвентаризаций и бухгалтерских записей по выявленным при инвентаризации отклонениям.

В разделе III "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).

В разделе IV "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.

В разделе V "Основные правила составления сводной отчетности" излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.

В разделе VI "Хранение документов" определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

(В редакции Приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1999 г. №107н, 24.03.2000 г. №31н, 18.09.2006 г. №116н, 26.03.2007 г. №26н, 25.10.2010 г. №132н, 24.12.2010 г. №186н, 29.03.2017 г. №47н)

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N283, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. N382-р приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";

пункт 3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N8 "О квартальной бухгалтерской отчетности организации".

в) основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н
"Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"

О документе

Опубликование документа

"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", №23, 14 сентября 1998 года;

Примечание к документу

!!!Приказ Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического.