Православные святыни, путешествие по святым местам. Паломнические туры в грецию

О православных святынях: христианские святыни, православные святыни Греции, православные святыни Крита, наиболее известные святыни, храм Святого Апостола Тита, монастырь Палиани, монастырь Каливиани, святыни фото, карта, как добраться

Если говорить о православных святынях, то первым делом надо обратить взгляд на Иерусалим - колыбель христианства. Кроме того, на территории современного тоже есть христианские святыни, но известно это далеко не каждому верующему. Хотелось бы вспомнить о и (в нем находится часовня Неопалимой Купины). Об этих святых местах мы уже рассказывали в своих постах. Сегодня приглашает посетить святые места , познакомимся с православными святынями.

Православные святыни Греции

На территории нынешней Греции сохранилось великое множество древнейших христианских святынь, ведущих свою историю еще со времен апостолов Христа. Кроме того, в Греции есть храмы, построенные в период Византийской империи - колыбели христианства. Один из самых близких Апостолов Иисуса Христа - Павел - пришел в Грецию, чтобы проповедовать христианство и имел здесь одного из лучших своих учеников - Тита, который родился и вырос на острове .

Дельный совет от Помощника путешественника: собираясь по святым местам, обязательно оденьте строгие одежды, женщинам необходимо покрыть голову платком, в знак уважения к вере и верующим.

Начнем мы свой рассказ с острова Крит Греция, именно здесь сохранилось более семисот древних христианских монастырей и храмов. Самые посещаемые из них расположены в Ираклионе и его окрестностях:

Наиболее известные:

  • храм Святого Апостола Тита (Ираклион)
  • монастырь Палиани (Панагия Палиани, возле Ираклиона)
  • монастырь Агарафу (возле Худетси)
  • монастырь Кера Кардиотисса (возле плато Лассити)
  • монастырь Вронтисио (возле Заро)
  • монастырь Георгия Сгиу Озарения (Монофотси)
  • монастырь Паллианис (Венерато)
  • монастырь Богоматери Ювениотиссы (Худетси)

Храм Святого Апостола Тита в Ираклионе

В этом храме (Кафедральный собор Ираклионской архиепископии Критской православной церкви) сегодня хранятся останки лика Святого Тита - Апостола, который видел Иисуса Христа и был в ближайшем его окружении. Именно Святой Апостол Тит, уроженец Кипра, "имел неизреченное счастье увидеть Иисуса Христа, слышать Божественное учение из Его собственных уст...". Также по поручению Апостола Павла Тит следил за распространением христианства на острове и назначал пресвитеров Церкви.

Первый Храм, построенный в честь Апостола Тита в 961 году, был очень простым, много раз перестраивался и в середине пятнадцатого века был разрушен. В 1446 году было окончено строительство нового храма на месте старого, но в 1508 году он очень пострадал от землетрясения, а в 1544 году - от пожара. Однако после этих бедствий все реликвии храма и Святые мощи были тщательно сохранены. Речь идет прежде всего о лике Святого Тита, а также об иконе Богоматери "Панагия Месопандитиссас".

В 1557 г. храм отстроили заново, "с нуля". Он был великолепен! В 1669 году город Хандак, в котором разместился храм Святого Тита, пал под напором турок. Святые реликвии снова пришлось спасать. На этот раз их спрятали в Венеции. А храм был переоборудован под мечеть.

В 1856 году остров снова подвергся силе землетрясения и храм был основательно разрушен. Великий Визирь империи Али Паша поручил возвести новый (Гени Дзами), сохранив при этом и старое его название - храм Святого Тита. В 1922 г этот великолепный образец христианской святыни был возвращен Православной церкви, а в 1925 году - освящен митрополитом Крита.

Храм Святого Тита - это архитектурный памятник, в котором переплелись элементы османского искусства и умелое зодчество византийских мастеров архитектуры. Его стиль очень напоминает храмы Константинополя, украшенные декоративными венцами, вырезанными из камня.

В 1966 году Венеция вернула Святые мощи - останки лика Святого Тита. Но Святая икона Богоматери "Панагия Месапондитиссас" до сих пор Храму не возвращена, продолжает оставаться в Венеции ( , собор Делла Салюте).

Святого Тита церковь чествует 25 августа (по старому стилю), или 7 сентября - по новому. Прожил он 94 года и всегда отличался кротостью, любовью к ближним и милосердием.

Монастырь Панагия Палиани

Эта православная святыня - очень древний женский монастырь. Расположен он примерно в 25 км от Ираклиона.


Говорят, что первые записи о нем появились намного позже, чем он был построен. Впервые в летописях есть сведения о монастыре, датированные 632 годом нашей эры. Чем же он так известен среди христиан?

На месте, где построен монастырь, миру явилась икона Пресвятой Богородицы - Панагия Фанеромени. До строительства монастыря в этих местах был непроходимый лес. Однажды он загорелся. Люди, потушившие пожар, на месте обгоревших деревьев нашли чудотворную икону. Молясь лику Божьей Матери, со временем верующие стали замечать, что дерево, изображенное на иконе, начало прорастать, обретать корни. Время шло, дерево росло, икона же стала исчезать в его ветвях.

Сегодня рядом с монастырем Палиани, построенном на месте чуда Божьего, растет великолепное древнее дерево мирт, в ветвях которого лишь дети могут рассмотреть лик Пресвятой Богородицы. И ветви, и кора, и листья мирта считаются целебными. Копия иконы Панагия Фанеромени, написанная из оригинала в древние времена, на сегодняшний день храниться в монастыре и помогает паломникам всего мира.

Монастырь Панагия Палиани за все время своего существования несколько раз разрушался, но снова восстанавливался благодаря трудам верующих и молитвам к Пресвятой Богородице.

  • Iraklion 700 11, Греция
  • Eparchiaki Odos Veneratou - Kiparissou
  • тел.2810 335840-7

Православные святыни Монастырь Каливиани

На самом юге Крит, на побережье залива Мессара, в местечке под таким же названием, в 40 км от города Мирес находится древнейшая православная святыня - монастырь Каливиани.

Сегодня это женский монастырь, но во времена Византии здесь молились и имели свою обитель монахи-мужчины. На территории монастыря сохранился храм чудотворного образа Пресвятой Богородицы Живоносного Источника, датированный четырнадцатым веком нашей эры.

Икона Божьей Матери, носящая такое же имя, считается главной святыней монастыря. В соборном храме монастыря Кавилиани также хранится список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Корень Иессеев. В киоте с образом находится плат, пропитанный миром из иконы-подлинника, которая в настоящее время хранится на острове Андрос.

Продолжается, и сегодня наша тема — святые места Греции с нашей читательницей Светланой Васильевой. Светлана рассказывает о местах, куда большинство туристов не ездит или попросту не знает об их существовании.

Пожалуй, больше всего наши туристы знают про паломничество в Греции на Святой Афон. Но здесь есть очень много и других мест, которые считаются православными святынями. Яркий пример — Метеоры.

Итак, слово Светлане Васильевой:

Путешествие по святым местам Греции

Когда я готовилась к поездке на Халкидики, руководствуясь отзывами отдыхающих, совершенно определенно для себя решила, что возьму экскурсию в Метеоры. Восторгов было много в заметках туристов – дух захватывало! Очень этого захотела и я туда съездила. Удивительны те места и монастыри. Однако, рассказать мне хочется совсем о других святынях Греции, о них ничего в отзывах не встретила…

В отеле я познакомилась с двумя москвичками. Они приехали с целью посетить святые места, приложиться к мощам, чем привлекли мое внимание к паломнической экскурсии ”По святым местам Верии”. Показали мне фото. Я не думала в тот момент о храмах, я восхищалась природой. Об апостоле Павле и других святых я слушала вполуха.

Один день в неделю бывает та экскурсия от нашего отеля. Повторюсь, мне хотелось зелени, чистого воздуха, панорам рек, холмов и т.п. Настал тот день – понедельник. От нашего большого отеля я в тот день ехала одна.
Важное. Милые дамы, если вы собрались в святые места, имейте при себе платок-косынку. Широкополые шляпы и кепки мужские смотрятся тут нелепо.

Экскурсия наша ”По следам апостола Павла” начиналась из города Салоники, с одного из храмов апостола Павла. Здесь нас познакомили с православным гидом – матушкой Неонилой. Посетили храм.

Храм Св. Павла

Приложились к частицам мощей святого апостола Павла. Чуть ниже храма бьет святой источник, здесь плакал Павел. Источник – его слезы. У служителя храма можно было взять благословение на экскурсию. Недаром говорят, что во мне гордыня живет – я не стала брать благословения, так как он по-деловому стал указывать куда класть деньги в поддержку храма. Эта просьба мне не пришлась по душе. Я только на свечи тут потратилась…

Мы покидаем знойные Салоники и держим путь к монастырям Верии. Большое количество византийских храмов и монастырей притягивает сюда христиан со всего мира. Наша матушка рассказывает про жизненный путь и деяния апостола Павла, что греки – дети апостола Павла. Русские – дети апостола Андрея. Не знала!!! Говорит нам, что греческие женщины при входе в храмы не покрывают голову – не надевают платков. Я торжествую: ”Как здорово! Всегда не любила это делать! В душе давно гречанка я!” Тянусь к узлу платка, развязываю его, но меня останавливает голос гида: ”В монастырях знают, что мы из России и что православные россиянки носят платки”. Руки мои послушно завязывают узел – гордыню свою надо усмирять!

Верийский скит Иоанна Предтечи

Недалеко от города Верия, в ущелье, на берегу реки Альякмонас находится мужской скит Иоанна Предтечи (скит Верийский). Когда я вошла на его территорию, будто выдохнула все негативное, тяжелое. Мне стало так светло, что не описать словами. Чистота и покой поселились во мне.

Позже я узнала, что не только во мне. Не успели мы войти через ворота, перед нами такая картина – два павлина взлетают на крышу здания! Ну, я вам скажу – чего угодно ожидала, но не этого! Местный пес их спугнул. У нас так кур гоняют, не думала что такое же проделывают с райскими птицами.

Эта сцена меня безумно расположила к обители. Позже того пса встретила в храме. Он лежал на плитах пола недалеко при входе – на улице-то 33 градуса в тени! Он здесь прохлаждался. Куда же еще животине деться в такой зной!

Со смотровой площадки, балкона, открывался изумительный вид на озеро, образованное водами Альякмонаса. Звуки цикад повсюду. Хорошо.

В скиту мы прикладывались к мощам: честной голове Климентия Охрицкого, честному пальцу Дионисия Олимпийского, фаланге пальца Иоанна Крестителя. Перед прикладыванием, служитель скита рассказал нам об истории этого места. Я была околдована красивым голосом монаха, греческим словам. Именно в тот момент я сказала себе: ”Хочу знать греческий язык!”

Попросила матушку Неонилу передать мои ощущения служителю. На что тот ответил: ”А я хочу знать русский язык. Я могу сказать слово ”женщина””. Трогательно.

Здесь почитают нашу императрицу Екатерину II. Она дала обители все, что просили у нее. Потому ее уважают, поминают, как я поняла, ежедневно. Екатерина подарила золотую чашу скиту. На той чаше выгравированы имена дома Романовых, чтобы о тех молились.

Скажите! Какие ассоциации у вас рождаются при слове ”чаша”? Конечно, нечто объемное. Когда нас пригласили в комнату, где отдыхают монахи, где та чаша и содержится, мы увидели ее. Она вроде кубка. Ну да мал золотник, да дорог!

То ли место так намолено православными христианами, то ли воздух особый (мы поднялись на несколько сот метров над уровнем моря) – не знаю. Уезжать отсюда не хотелось совсем. Так здесь славно дышалось и чувствовалось!

Добрский монастырь — Ιερά Μονή Παναγίας Δοβρά Βεροίας

Далее путь лежал в монастырь Панагии Довра (Добра). Главный храм посвящен Успению Богородицы. Монастырь находится выше по склону горы Вермион в необыкновенно красивом, панорамном месте. Вот мы и на его территории. Меня снова охватывает восторг, глаза мои отдыхают, обострился слух! Я слышу прекрасное детское пение — изумительные, красивые голоса (при монастыре действует летний детский лагерь и центр обучения искусствам Византии).

Нас ведут в храм святого архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) – русского святого, столь почитаемого в Греции, а я не в состоянии туда идти, я хочу слушать эти голоса. Но иду. Нам рассказывают каким замечательным хирургом был Лука и благочестивым епископом. Сколько испытаний выпало ему.

Не без трепета прикладываюсь к частицам мощей Луки, которые были привезены из Украины в 2001 году. Множество людей исцелилось по молитвам к нему. Я подумала сразу о девушке, что путешествовала с нами, она передвигалась в кресле, которое вез ее папа. Прошу, чтобы исцеление и к ней пришло. Наша матушка вещает нам, что родители, которые воспитывают больных детей, по окончании жизни земной сразу попадают в рай. Утешительно.

Я узнаю о византийском пении, которое Россия почти утратила стараниями Петра I. Оказывается, солисту надо долго учиться этому пению – годами, и что особенно поражает – надо сделаться седовласым.

Вижу, что сопровождающий нас монах, дает благословение молодому человеку. Я тоже хочу. Здесь благостно. Мне же благословения тот не дает, на что я подумала: ”Откуда знает, что я далеко не по-христиански живу”. Матушку спросила все же, мол, почему мне не дано благословение. На что она: ”Он же монах. Он стесняется женщине давать его”. Верно! Надо рук касаться, а ему этого не следует делать. Успокоилась.

Затем тот же монах приглашает нас в комнату отдыха священнослужителей. В Греции спокойно туда народ ведут. Нас угощают водой с источника и рахат-лукумом. Я рахат-лукум не люблю. Слишком уж парфюмированное это кушанье – для меня оно пахнет духами, а не розами. Извините уж… Кусочек я все ж съедаю – он тает у меня во рту. Запиваю чистой водичкой. Спасибо!

Перед тем как попрощаться, монах все же дает нам благословение – в виде книжечки об обители. На первых страницах вижу фото архимандрита Пантелеймона. Ношу ее в сумочке теперь. Дорожу! До свидания монастырь Довра! Благодаря тебе и мы становимся добрее друг к другу.

Антоний служит образцом иноческих добродетелей, он когда-то удалился в пещеру на берегу реки, где провел в отшельнических подвигах около 50 лет. После смерти тело его долго оставалось без погребения, пока его случайно не нашли охотники. Жители Верии вместе с епископом перенесли мощи святого в город и построили храм в его честь. От мощей происходило множество исцелений. Преподобный считается покровителем г. Верия. На месте пещеры, в которой он подвизался, был построен монастырь, названный Скитом Иоанна Предтечи. С него-то и началось наше сегодняшнее паломничество.

Вима Апостола Павла

Удивителен следующий пункт нашего поклонения. Это – предполагаемое место проповеди Павла. Сохранились мраморные ступени вимы — ораторской трибуны. Теперь здесь монумент «Вима апостола Павла”.

Вокруг этого монумента современные здания, городская сегодняшняя жизнь, а на этом кусочке земли тысячелетняя история.

В Греции все рядом. И прошлое, и настоящее – все переплелось. Многие упрекают греков, что те плохо чтут святыни, что далеко не за каждый многовековой камень они переживают. Я вам так скажу: ”Если они будут вести себя так, как мы от них требуем, то им летать придется и жить в воздухе”.

Впереди последнее место нашего паломничества. То, что оно последнее, я уже и рада. Много поступило информации, частиц мощей многих святых мы коснулись, эмоции меня захлестнули – я несколько подустала. Гид продолжает вести экскурсию: ”В период малоазиатской катастрофы сотни тысяч греков Понта вынужденно покинули территорию Турции, спасаясь от гонения и истребления со стороны младотурок. Греко-турецкий обмен населением - самый крупный в истории принудительный обмен”. Умом понимаю, что трагедия для народа, но до сердца не дошло. Устала я. Сижу, смотрю на живописные холмы, на реку.

Еще я боюсь. Боюсь этой дороги.

Следуем в деревню Кастанья (Каштанья). Дорога вся обрывистая, всего-то в 20-ти километрах от Верии, но едем 45-50 минут! Мы поднимаемся на высоту 1320 м над уровнем моря – елки-палки! Если бы я знала заранее – не поехала бы… Мне страшно. Уши, господа, закладывает!

К полету в самолете я себя подготовила, а к этому подъему в автобусе – нет. Сама себе противна, что боюсь смерти. “Как мало во мне веры. Как мало во мне веры. ”- повторяю во все время подъема. Переход от жизни к смерти – это путь в царствие небесное, а мне сейчас до этого царствия дела нет совсем.

Храм Панагии Сумела

Наконец автобус наш взял эту высоту – 1320 м. Первым делом нас ведут в таверну — заказываем обед. Еда готовится, мы идем в храм Панагии Сумела.

Матушка продолжает говорить о трагедии переселения понтийцев. И тут она сообщает, что наш водитель, что затащил наш автобус на эту высоту – понтиец! Вот тут-то во мне проснулось понимание к страданиям целого народа, в знак благодарности только одному человеку — профессионалу своего дела, взявшего ответственность за несколько десятков жизней.

Я обострила свое внимание к этой святыне. С уважением я подошла поклониться знаменитому образу Богородицы Сумельской. Между Грецией и Турцией oбмен производился по религиозному (а не этническому) признаку. Ощущаю кожей теперь, что по самому живому рубили.

Во все время паломничества, водитель и его помощник посещали с нами все храмы и поклонялись всем мощам святых. Оба подошли тут к пожилой женщине, что сидела у торговых палаток. Мне так понравилось ее лицо, что я во время видеосъемки краем ее запечатлела. Кто она? Родственница или уважаемая соотечественница…

Вот и время обеда настало. Хочу дать совет. Если едете на экскурсию, то не заказывайте дорогих и изысканных блюд. В местах, где бываете проездом ни к чему это делать. Я выбрала баклажан с овощами. Недорогое блюдо — 6 €.

Кушанье было вкусным, но когда я расплачивалась с официантом, то в результате неких его манипуляций, с 10 €, я держала в руках 80 центов. Сначала сдачи не было у него, потом ещё что-то, 1€ я ему сама дала – чаевые. Но почему я осталась с 80-ю центами…. До сих пор не понимаю. Смешно.

Я вкусно покушала. Отдохнула в таверне. Кругом зелень, чистый воздух – все радует глаз. Пора возвращаться. Спуск, считаю, сложнее подъема, но наш водитель его осуществил отлично. В автобусе матушка Неонила подарила нам всем по открытке – кому что досталось. Мне — с иконой Косьмы и Демиана. Такая малость, а память навсегда! И вот что совсем по моему телу разлило благодать, так это ее предложение спеть “многие лета” нашему водителю! Комок даже к горлу у меня подступил. Я очень была благодарна водителю, так велик был мой страх, но эта благодарность не знала выхода… Спасибо, матушка.

Она очень щедрый человек – затем мы спели ”многие лета” помощнику водителя, а в третий раз уже для себя любимых. Когда я вышла из автобуса, то досада на себя возникла. Почему я не отблагодарила денежкой водителя. В таверне 50% чаевых оставила, а такому человеку – ни цента… Позже себя успокаивала: “ Может быть, потому я о деньгах забыла, что труд этого человека благороднее тех денег… Выше!“ Досада все одно осталась.

Какой замечательный день я прожила. С какими прекрасными людьми путешествовала сегодня. Мне светло и радостно. Возможно потому, что ощущение невидимого присутствия святых отцов сохраняется там и по сей день, и благоухание мощей так глубоко трогает каждого паломника, которого Господь приводит туда.

Светлана Васильева.

Спасибо Светлане за такой искренний и эмоциональный рассказ! Несколько дополнений от меня: по этому перевалу через Кастанья когда-то можно было добраться до Кастории и других районов. Это было очень опасное место зимой, часто дорога была засыпана снегом. Я тоже впервые в Касторию ездила именно через этот перевал, просто головокружительное путешествие! А помню случай, когда в 1996 году в Греции на Рождество выпало много снега, и группа туристов, которые возвращались из Кастории через перевал, спускались с гор 12 часов! Греки не очень умеют ездить по снегу и гололеду, зимних шин у них нет. В случае снега или гололеда на колеса надевают специальные цепи.

Сейчас в Касторию и Гревена построено отличное шоссе, пробиты туннели в горах, и до Кастории мы доезжали за 2,5 часа. Несколько раз проезжали поворот на Панагию Сумела, но так ни разу и не заехали. После Светланиного рассказа точно запланирую побывать!

С давних времён, многие благочестивые паломники стремились посетить не только места, связанные с земной жизнью Спасителя и Божией Матери, но и те места, которые упоминались в деяниях Святых Апостолов, связанные с установлением Христианства и Церкви на территориях Палестины, Сирии, Ливана, Римской империи, и, конечно же, Греции или как её называют с древних времен — Эллады.

Это удивительная страна, в которой до сих пор сохраняется особый дух слияния культуры древности, античной Эллады, колыбели европейской культуры, и христианства, особенно его расцвета в эпоху Византийской империи.

Наша пятнадцатидневная поездка организована так, что паломники посещают более 40 храмов и монастырей, сделав круг по всей стране (протяженность маршрута более 5000 км) , а также итальянский город Бари, где покоятся святые мощи святителя Николая Чудотворца, и 7 греческих островов , где особенно можно соприкоснуться и познакомиться с национальными традициями и культурой Греции.

Эти уникальные поездки совершаются четыре раза в год. Первая две поездки — весной, после Пасхи и на праздник святого Иоанна Русского 27 мая, и две поездки — осенью, после праздника Рождества Пресвятой Богородицы на малый праздник святого Иоанна Русского в день перенесения его святых мощей в последнее воскресенье сентября и в начале октября.

Перед вылетом в Грецию, группа паломников собирается в нашем храме святого преподобного Марона Пустынника Сирийского для знакомства друг с другом и с руководителями поездки, совершения молебна в дорогу и последних напутствий от организаторов паломничества.

На этом собрании, которое проводит руководитель группы, каждый паломник получает от нашей службы карту Греции, подробную программу паломнического тура, список имён на греческом языке с указаниями правильного оформления записок для поминовения в храмах и памятку паломника , специально составленную нашей паломнической службой с учётом многолетнего опыта.

Группу обязательно сопровождает священнослужитель , который становится её духовником на протяжении всей поездки. Батюшка исповедует паломников, служит молебны, ведёт различные беседы на духовные темы. Этот совместный духовный труд настолько сплачивает группу, что после возвращения в Москву многие паломники не только общаются между собой, но и становятся духовными чадами того священника, который сопровождал их группу.

Прилетев на самолете в Афины , столицу Греции, паломники отправляются на остров Эгина . Этот остров известен тем, что здесь в начале XX века подвизался известный греческий, а сейчас и вселенский святой Нектарий Эгинский . Здесь на острове Эгина он создал женский монастырь Святой Троицы, который после смерти святителя Нектария стал называться в его честь. Сюда, в монастырь святителя Нектария, стекаются верующие со всего мира, чтобы поклониться святым мощам этого угодника Божия и попросить его молитвенной помощи. Святому дана особая благодать исцелять больных раком, а так же — страдающих наркоманией и пьянством. У острова Эгина есть и другое имя — фисташковый остров. Эти деревья привез сюда из Сирии святитель Нектарий Эгинский и развел их на острове в большом количестве.

Переночевав в монастыре, после Божественной литургии, паломники отправляются в другой, очень известный на Эгине, женский монастырь Хрисолеондийской иконы Божией Матери . В этом, действительно райском уголке, находится чудотворная икона Богородицы, написанная по местному преданию святым апостолом и евангелистом Лукой.

Далее, паломники переезжают в монастырь святой великомученицы Екатерины , где среди многочисленных святынь находится палец святой Екатерины и чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского , известная тем, что глаза святого открываются на ней чудесным образом после совершения молебна перед этим чудотворным образом.

Есть на Эгине ещё одно замечательное место. Это святая гора Палеохора . Она представляет собой, словно макет Святой горы Афон и сейчас там расположено 28 действующих храмов и часовен. Во многих из них находятся мироточивые иконы, а службы совершаются только один раз в году, в день памяти того святого, которому посвящен храм. Когда-то, в девятом веке, на Палеохоре было более 300 храмов, и там подвизалось великое множество монахов, как и на Святой горе Афон.

Поклонившись святыням Эгины, паломники отправляются на остров Патмос, известный каждому православному христианину. Ведь именно здесь находится то самое место, которое называют «Пятым Евангелием». Это известная , где святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову был Глас Божий, открывший ему то, что ожидает Церковь и всё человечество в конце времён. Именно здесь святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом была написана книга Откровений (по-гречески - Апокалипсис).

Все мы знаем из церковного предания, что святой апостол и евангелист Иоанн был отправлен на остров Патмос в вечную ссылку за проповедь христианского учения. Он прибыл на остров в цепях, как узник. Эти цепи (узы) как величайшая святыня, сейчас хранятся в монастыре святого Иоанна Богослова . Верующие свидетельствуют, что от них исходит сильное благоухание. В этом же монастыре находятся и другие святыни: главы святых апостолов Фомы и апостола от 70-тиархидиакона Филиппа, священномученика Антипы Пергамского и многих других святых .

В Пещере Апокалипсиса паломники служат молебен с акафистом святому Иоанну Богослову, посещают монастырь-крепость Святого Иоанна и женский монастырь чудотворной иконы Богородицы Живоносный Источник . Также в этом монастыре есть удивительная фреска Пресвятой Богородицы «Элеуса» (Милующая), называемая Богородица с «тремя глазами» . В 1956 году фреска фактически исчезла со стены на несколько часов, а вместо неё на стене было подобие белого густого тумана. Когда же фреска появилась вновь, но уже с тремя глазами, одна из монахинь услышала исходящий от неё женский голос, который поведал о будущей судьбе этого монастыря и христианской Церкви на о. Патмос в конце времен. От святыни и сейчас исходит очень сильное благоухание.

Монахини рассказывали, что через месяц после этого события в монастырь пришло письмо от девушки из Америки, которая написала, что в тот самый день и время, когда фреска исчезла со стены, к ней являлась Божия Матерь с Патмоса и исцелила её от смертельной болезни.

С острова Патмос паломники отправляются на небольшой остров Липси , где хранится единственная в мире икона, на которой изображена Пресвятая Богородица, держащая в руках не Младенца Христа, а Крест с распятым на нем Спасителем. Эта чудотворная икона Божией Матери называется «Панагия ту Хару» , что в переводе с греческого дословно означает «Богородица Смерти». Каждый год у этого образа на праздник Успения Пресвятой Богородицы совершается так называемое «чудо с лилиями». В этот день на засохших стеблях цветов, которые верующие приносят на праздник Благовещения, вновь распускаются живые лилии.

После острова Патмос, паломники посещают святыни Афин , столицы Эллады. Одной из главных святынь этого древнего города, является, на которой проповедовал «Неведомого Бога» святой апостол Павел во время своих миссионерских путешествий. С этой горы очень хорошо виден . Мало кто знает, что во времена Византии главный храм Афинского АкрополяПарфенон был православным храмом, посвященным сначала Афинской Божией Матери, а затем Софии Премудрости Божией. Другой храм Акрополя — Эрехтэйон тоже был православным храмом, посвященный Христу Спасителю.

Затем паломники совершают пешую экскурсию по древней части города, где находятся основные христианские храмы 10-12 веков, сохранившиеся со времен Византийской империи. Это храмы Богородицы Капникарея, Небесных Сил Бесплотных , где находится чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница», святой Екатерины, святой Параскевы , где находится (ей дана благодать от Бога исцелять глазные болезни), старый и новый кафедральные соборы города Афин. Новый собор посвящен Благовещению ПресвятойБогородицы, построенный в 19 веке в честь победы над 400-летним турецким игом, борьба против которого началась именно в этот праздник. В этом храме находятся мощи священномученика Григория V Патриарха Константинопольского и преподобномученицы Фелофеи Афинской , которые отдали свою жизнь за независимость Эллады.

Посетив святыни древних Афин, паломники уезжают в монастырь святого новомученика Ефрема в Неа Макри . Это один из самых любимых святых Эллады. Он пострадал в 15 веке от турок, которые в течении 9 месяцев истязали тело святого Ефрема, а затем распяли его на дереве и проткнули его живот несколько раз раскаленным колом. В монастыре находятся его святые мощи , святой источник и дерево , на котором принял мученическую кончину святой Ефрем.

Утром паломники снова отправляются в путешествие по островам Эгейского моря. Их путь лежит на красивейшие Кикладские острова. Сначала они посещают остров Тинос , который был провозглашен Священным Синодом Элладской православной Церкви «священным островом Богородицы». Здесь на острове хранится главная святыня независимой Греции — по-преданию, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой. К этой иконе от самого порта ведет так называемый , по которому на коленочках ползут те паломники, которые приезжают поклониться этой святыне. Они делают это либо для усиления молитвенного подвига, либо в благодарность за чудесную помощь, полученную от Божией Матери. Наши паломники поднимаются по «Покаянному пути» с особым правилом, которое устанавливает духовник группы. Обычно это чтение молитвы «Богородице Дево, радуйся...» После этого, перед самой иконой совершается молебен с Акафистом Пресвятой Богородице. На месте её обретения находится святой источник, воду из которого паломники увозят с собой в Россию.

Затем паломники отправляются на другой Кикладский остров Андрос . За красоту его природы, особую духовность и тишину этот остров называют «жемчужиной Киклад». Здесь паломники посещают . В этом монастыре находится известная чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Корень Иессеев» . Эта икона обильно мироточит вот уже более 20 лет. Здесь же в монастыре находится чудотворная фреска Богородицы «Надежда всех и Упование» , которая плачет, когда в мире происходит или должно произойти какое-нибудь трагическое событие.

Так было и во время посещения монастыря святого Николая хранителем Иверской Монреальской иконы Богородицы Иосифом Хосе Муньосом Кортесом. Он посетил этот монастырь за несколько часов до своей мученической кончины 30 октября 1997 года. Во время его приезда фреска Богородицы очень сильно плакала, а за несколько дней до этой трагедии на фреске появились страшные темные круги под глазами Божией Матери.

Есть в монастыре и другая почитаемая святыня — святые мощи святого мученика Николая Нового Ларисского, в Вуненах подвизавшегося . Монахи этого монастыря заметили, что каждый год в день памяти этого святого из дерева, на котором он был распят в 8 веке, выступает его жидкая кровь. Монахи собирают её как великую святыню и, смешав со святой водой из святого источника св.Николая, раздают паломникам. Есть многочисленные свидетельства исцелений от рака и заболеваний кожи после принятия с верой этой святыни.

Покидая остров Андрос, паломники отправляются на остров Эвбея , где находятся мощи одного из самых любимых и почитаемых святых Эллады — святого праведного Иоанна Русского . Само имя этого святого говорит о том, что он не грек, а русский, хотя прославился среди греков. Достойно претерпев мучения, всей своей жизнью, смирением, терпением и твердостью веры святой Иоанн исповедал Истинного Бога. Его называют чудотворцем и «скоропослушником». В день памяти этого святого к его мощам съезжается до 70-ти тысяч человек. Это место словно пронизано особой благодатью, и здесь с глубокой и искренней любовью относятся к русским паломникам. С 2006 года нашим паломникам оказана большая честь возглавлять праздничный крестный ход в день памяти святого Иоанна Русского 27 мая, о чём не раз сообщалось в СМИ Греции.

Недалеко от храма святого Иоанна Русского находится монастырь святого преподобного Давида Эвбейского , где хранятся его святые мощи. Средства на постройку монастыря святой Давид, живший в 16 веке, собирал на территориях нынешних Румынии, Молдавии и России. Самые ценные из этих даров до сих пор хранятся в монастыре. В 20-м веке здесь подвизался известный греческий старец Иаков Эвбейский . В монастыре находится его могила , сохранилась его келья с личными вещами старца. От его епитрахили происходит много чудес, а монахи до сих пор прикладываются к его кресту, словно беря благословение на весь день.

Далее путь вновь лежит на материк, и паломники уезжают в сторону Салоник - второй столицы Греции и главного города севера страны — Македонии. По дороге совершается остановка в пещерном храме святой преподобномученицы Параскевы Римской в Темпи , что у подножия горы Олимп. По молитвам этой святой дается исцеление глазных болезней. Рядом с этим храмом — подземное озеро со святой водой, в котором и была обретена чудотворная икона святой Параскевы, находящаяся теперь в построенном в честь этого события храме.

Вечером паломники приезжают в Салоники или по-гречески Фессалоники. Этот город был основан в 315 году до н.э. македонским царем Кассандром, назвавшим город именем своей молодой жены Фессалоники, сводной сестры Александра Македонского. Главной улицей Салоник является улица Игнатия. Это — часть знаменитой Эгнатиевой дороги, связывавшей Рим и Константинополь. Во времена Византийской империи Салоники были вторым по значению городом в государстве после Константинополя. Здесь сохранились места, связанные с проповедью святого апостола Павла, когда он посетил город во время своих миссионерских путешествий.

Небесным покровителем города является святой великомученик Димитрий Солунский . В 4-м веке он был проконсулом этого города и здесь же принял мученическую кончину за Христа. В Салониках находится храм пятого века, построенный в его честь. В крипте храма особо отмечено место, где был замучен святой Димитрий, а в самом храме, в мраморном кивории находятся его святые мощи в серебряной раке. Рядом с мощами святого Димитрия - рака с мощами святой мученицы Анисии Солунской ,которая пострадала в конце третьего века.

Среди святынь, которые посещают паломники в этом городе, есть Кафедральный собор г. Салоники, где хранятся святые мощи великого угодника Божия святителя Григория Паламы . А так же, монастырь святой преподобной Феодоры «послушливой» Солунской , где находятся её святые мощи и мощи святого преподобного Давида Столпника Солунского , который жил в шестом веке.

Поклонившись святыням «северной столицы» Эллады, паломники уезжают в её окрестности в деревню Василика , в монастырь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы . Этот монастырь был построен в 9 веке на том самом месте, где, по местному церковному преданию, жила и проповедовала святая Анастасия в последний период своей жизни. В монастыре хранятся её честная глава и правая стопа . Святая Анастасия пострадала в 304 году во времена правления римского императора Диоклетиана, который вошел в историю как ярый гонитель христиан. Её называют “Узорешительницей” (в Греции её называют ещё «Целительницей» и «Избавительницей»), поскольку ей от Господа дана благодать излечивать телесные и духовные болезни. В этом монастыре можно приобрести серебряное кольцо, освящённое на мощах святой Анастасии, подобно как святой великомученицы Екатерины в её монастыре на Синае в Египте.

В нескольких километрах от монастыря святой Анастасии, расположился женский монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова вСуроти , где находятся мощи святого праведного Арсения Каппадокийского и , почившего о Господе в 1994 году. Греки рассказывают, что на этой могиле происходит множество исцелений и чудес.

Попрощавшись с Македонией, паломники уезжают в самый центр Эллады, в Фессалию, где находятся знаменитые Метеорские монастыри 14 века, так называемый «Фессалийский Афон» или «Небесные катакомбы».

По дороге в Каламбаку, так называется селение, находящееся у подножия Метеорских скал, паломники посещают знаменитое место, монастырь Панагия Сумела и его главный, где с 1952 года хранится одна из трех чудотворных икон Божией Матери Панагия Сумела , написанная по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой ещё во время земной жизни Пресвятой Богородицы.

На закате дня паломникам открывается удивительное по своей природе и необычности ландшафта место — . Здесь, в центре Эллады, на Фессалийской равнине находятся знаменитые Метеорские скалы, высотой более 400 м., на которых и располагались когда-то 24 монастыря 13-14 веков. Сейчас осталось только 6 монастырей — два женских и четыре мужских. В главном из них - мужском монастыре Преображения Господня или «Великая Метеора» находятся мощи основателей метеорского монашества - святых Афанасия и Иосафа . Здесь же находятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, в том числе «Сладкое Лобзание». Вторым по значимости считается женский монастырь святого Стефана , известный своей святыней - честной главой священномученика Харлампия , который пострадал за Христа во втором веке. Третьим, ныне действующим монастырем является мужской монастырь святого Варлаама . Здесь до наших дней сохранилась ручная лебедка, при помощи которой монахи могли спускаться на землю и подниматься обратно в монастырь. Только в 20-х годах прошлого столетия монахи прорубили в скалах ступени для более безопасного подъема в монастырь.

В наши дни действуют ещё три монастыря: мужской — святого Николая Утешителя , который известен своими замечательными фресками 15-16 веков, автором которых считается Феофан Критский; мужской - Святой Троицы , который хранит в своих стенах величайшие святыни — честную главу святого апостола от 12-ти Филиппа и стопу святого мученика Трифона и женский монастырь святой Варвары или Руссану . Современное метеорское монашество не многочисленно. Да и огромное число паломников и туристов со всего света мешает строгой монашеской жизни. Для уединённой молитвы у каждого монастыря есть свой скит, куда уходят монахи время от времени. Монахи и сейчас живут по строгому Афонскому уставу, причащаются два раза в неделю, оливковое масло вкушают только в воскресенье и праздники. Посты, особенно Великий, проходят очень строго, и на Страстную Седмицу монастыри закрываются для посещений. Но, несмотря на такую строгость монашеского устава, в Метеорские монастыри пускают женщин.

Поклонившись святыням древних Метеорских монастырей, паломники уезжают на запад Эллады к берегу Ионического моря, в порт Игуменица . Отсюда они уплывают на пароме на остров Керкира (Корфу) , покровителем которого считается великий святой, современник и друг святого Николая Чудотворца - святитель Спиридон Тримифунтский. Это шестой остров по счету, который посещают паломники. Он необычайно красив. Его называют «жемчужиной Эллады» или «греческой Италией». Этот остров не был захвачен турками. Здесь почти 450 лет находились венецианцы. Именно их культура повлияла на местную архитектуру и традиции.

Среди многочисленных святынь Керкиры, главной святыней острова считаются нетленные . Они находятся в храме, построенном в его честь в 16 веке.

Святой Спиридон жил на острове Кипр в 4 веке. За добродетельную жизнь, из простых земледельцев он был поставлен во епископы. Много чудес совершил святой Спиридон при жизни, и ещё больше после своей смерти. Он низводил на землю дождь, прекращал эпидемии, воскрешал мертвых. При своей земной жизни святой Спиридон был другом и сподвижником святителя Николая Чудотворца. Они вместе на Первом Вселенском Соборе защищали Православие от ереси Ария. Более 1600 лет мощи святителя Спиридона сохраняются нетленными, мягкими и теплыми как у живого человека. Один раз в год его святые мощи переоблачают, и всегда бархатные тапочки на его ногах оказываются стоптанными. Святой Спиридон, как и святой Николай Чудотворец очень скор на услышание, особенно в трудных обстоятельствах и тяжелых болезнях.

После Божественной литургии в храме святого Спиридона, а также молебна с акафистом, отслуженным у мощей святого Спиридона, греческие священники любезно открывают его раку, чтобы русские паломники могли приложиться к самим мощам этого великого святого, который с давних времен почитается как в Греции, так и на Руси.

Рядом с этим храмом находится Кафедральный собор острова Керкира , где хранятся мощи святой византийской царицы Феодоры , которая известна тем, что установила иконопочитание и покончила с ересью иконоборчества в 9 веке. В память об этом событии Церковь установила празднование Торжества Православия , которое отмечается в первое воскресенье Великого Поста.

Недалеко от Старого города стоит единственный, сохранившийся на острове крестово-купольный храм, построенный в 10 веке в лучших традициях византийской архитектуры. Здесь находятся мощи святых апостолов от 70-ти Иасона и Сосипатра , учеников святого апостола Павла, которые в первом веке основали Христианскую Церковь на острове Керкира.

На этом острове сохранилось несколько чудотворных икон Пресвятой Богородицы, которые посещают паломники. Среди них чудотворные иконы Божией Матери «Палеокастрица» в одноименном монастыре 13 века и «Влахернская» , которая хранится в маленьком храме на Мышином острове.

Вечером паломники покидают остров Керкира и на пароме отправляются обратно в порт Игуменица. Там их ждет , отправляющийся в Италию, в город Бари, к мощам святого Николая Чудотворца.

Утром, по прибытии в Италию , в крипте Базилики Сан Никола , паломников встречает начальник Русской Миссии в городе Бари , настоятель Русского храма святого Николая протоиерей Владимир Кучумов с матушкой Наталией, его супругой и верным помощником во всех его многочисленных трудах. Сначала паломники приобретают святое миро и масло от мощей святого Николая, а затем спускаются в крипту Базилики, где служится Божественная литургия на мощах святого Николая Чудотворца . Несмотря на то, что храм католический, православные литургии здесь служатся каждый четверг. Это великая радость для всех православных, особенно для тех, кто приезжает помолиться у мощей святого Николая. Нет нужды говорить о том, насколько почитаем этот святой у нас на Руси.

Жители этого итальянского города очень трепетно относятся к своему небесному покровителю. Мощи святого Николая Чудотворца были перевезены из Мир Ликийских, что в Малой Азии (ныне Турция) в итальянский город Бари в конце 11 века. В память об этом событии был установлен праздник Перенесения его святых мощей 9 мая по новому стилю (у нас — 22 мая по новому стилю/9 мая по старому стилю).

Этот день отмечается очень торжественно. Он считается Днем города и является выходным для всех жителей города Бари. Однако торжества начинаются уже с 8 мая, когда рано утром выносят в порт деревянную статую святого Николая , а в полдень эту статую ставят на большую лодку и вывозят в море на 50 м. от берега. Все это сопровождается салютом, залпами орудий, фейерверками и торжественным шествием. А вечером статую святого Николая так же торжественно переносят обратно в Базилику Сан Никола. Это делается в память о тех событиях, которые произошли здесь в конце 11 века, когда все жители города Бари торжественно встречали корабль с мощами святого Николая.

9 мая, после торжественного Богослужения происходит извлечение святого мира из раки святителя Николая , которое вот уже много веков истекает от его мощей. 10 мая — день свадеб в Бари. Так заканчиваются торжества, посвященные дню перенесения мощей святого Николая Чудотворца в Италию.

После Божественной литургии, во время которой все паломники причащаются Святых Христовых Тайн, у мощей святого Николая служится молебен с акафистом этому святому. Затем все паломники, по очереди, прикладываются к мощам святителя Николая Чудотворца и уезжают в Русский храм святого Николая . Воистину, здесь настоящий уголок России, где паломникам оказывается очень теплый прием. Здесь можно заказать требы, в том числе и для молебнов у мощей святого Николая, послушать интересный рассказ о. Владимира или матушки Наталии об истории русского храма и погулять по красивому саду Русской духовной миссии.

Проведя весь день в Италии, паломники на том же большом пароме возвращаются обратно в Элладу, но теперь уже на юг страны, на полуостров Пелопоннес , в город Патры , где в огромном Кафедральном соборе находятся , на котором его распяли. Апостол Андрей считается небесным покровителем города Патры, так как именно здесь он принял свою мученическую кончину в 66 году. Святой апостол Андрей первым из апостолов последовал за Христом, поэтому Церковь его называет Первозванным. В городе Патры хранится большая часть его честной главы, которая была передана из Ватикана в 1964 году. Крест, на котором святой апостол принял мученическую кончину, был возвращен в Грецию в 1980 году из Франции. Рядом с храмом, в пещере, где перед смертью находился святой апостол Андрей, есть святой источник. Святую воду из этого источника паломники так же увозят домой.

Из города Патры, который является третьим по значимости городом в Греции, паломники на пароме отправляются на остров Кефалония , который по праву называют «островом чудес», так как именно здесь на праздник Успения Пресвятой Богородицы происходят чудеса, известные во всем православном мире. В этот день, в храм Успения Пресвятой Богородицы к Её чудотворной иконе Панагия Федуса , что в деревне Маркопуло, чудесным образом приползают ядовитые змеи, чтобы вместе со всеми верующими славить Божию Матерь. А в другом храме в этот день, у Её чудотворной иконы Панагия Крини - на засохших стеблях цветов, которые верующие приносят на праздник Благовещение, вновь распускаются живые лилии. В одном из монастырей на этом острове, хранится правая стопа святого апостола Андрея Первозванного .

Паломники останавливаются в женском монастыре святого преподобного Герасима Кефалонийского , который подвизался на острове в 16 веке. Этот святой является небесным покровителем не только самого острова Кефалония, но и всех Ионических островов. Почитание святого Герасима можно сравнить с почитанием святого Серафима Саровского как в России, так и в Греции.

Поклонившись многочисленным святыням острова Кефалония, паломники на пароме возвращаются на полуостров Пелопоннес и уезжают в глубь материка, в Калавриту , в монастырь Агиа Лавра (Святая Лавра) , где с 14 века хранится . Святой преподобный Алексий жил в 4-5 веке в Риме. Его называют «человеком Божиим» за глубокое смирение, терпение и преданность Богу. Будучи человеком знатного рода, он жил как простой нищий, проводя все время в молитве и строгом посте. Этот монастырь известен и дорог каждому эллину, так как именно отсюда в 1821 году открыто прозвучал первый призыв к началу национально-освободительной борьбы греков против ненавистного турецкого ига, которое длилось почти 400 лет.

После Святой Лавры, что в Калаврите, паломники посещают ещё один очень известный в Греции монастырь Мега Спилеон (Великая Пещера) , где хранится ещё одна икона Пресвятой Богородицы, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой при жизни Богородицы (по преданию Элладской Православной Церкви). Эта чудотворная икона называется «Спилеотисса» (то есть «Пещерная»), она является величайшей святыней Эллады. В 4 веке на месте обретения чудотворного образа Божией Матери был основан мужской монастырь, который действует и по сей день. В монастыре сохранилась та самая пещера, где монахи нашли эту икону. На месте обретения иконы, в пещере, сохранился святой источник, воду из которого паломники так же увозят в Россию.

Высоко в горах Парнона, на полуострове Пелопоннес, паломники посещают монастырь Успения Пресвятой Богородицы или Панагия Малеви . Этот монастырь является одним из «Столпов Православия» и одним из земных Уделов Пресвятой Богородицы в Элладе. Здесь, как величайшая святыня, хранится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы «Панагия Малеви» . Она обильно мироточит почти 50 лет. Это миро раздают паломникам, которые в большом количестве приезжают сюда, чтобы помолиться перед чудотворным образом и попросить помощи у Пресвятой Богородицы.

Много лет назад верующие заметили, что у этой иконы женщины получают исцеления от бесплодия. Почти каждый день в монастыре Панагия Малеви крестят тех детей, которые родились после молитвы перед чудотворным образом Божией Матери Панагия Малеви.

Место, где находится монастырь, само по себе очень красиво и удивительно. Здесь как бы чувствуется присутствие Cамой Пресвятой Богородицы. В этом монастыре бывают Её частые явления. По своей благодати это место сравнимо только с Дивеево в России, которое является земным уделом Божией Матери. Есть в этом монастыре и другая святыня — часть мощей святого преподобного Нила Мироточивого Афонского . Он родился в селе Святого Петра, что в 8 км. от монастыря Панагия Малеви, а затем подвизался в этом монастыре, до того момента, когда ушел на Святую гору Афон.

Переночевав в монастырской гостинице, после Божественной литургии, паломники покидают монастырь Панагия Малеви и уезжают в город Лутраки. По дороге они посещают женский монастырь 13 века «Палеопанагия». В этой обители хранится и десница святого великомученика Пантелеимона.

Спустившись с гор Парнона, паломники посещают древний город Коринф , где жил и проповедовал святой апостол Павел в 1 веке. Рядом с храмом, построенном в честь святых апостолов Петра и Павла, стоит мраморный памятник, на котором на четырех языках, в том числе и на русском, начертан так называемый из 13-й главы «послания к Коринфянам» святого апостола Павла. Здесь же, сделав остановку на Коринфском канале (который был построен в конце 19 века, чтобы соединить два моря Эгейское и Ионическое), паломники вспоминают освятой мученице Галине Коринфской , которая пострадала в 258 году при императоре Декии. Её утопили с камнем на шее в древнем порту старого города Коринф.

Город Лутраки с древних времен славится своими целебными минеральными источниками. Ещё это место известно тем, что здесь в женском монастыре святого преподобного Патапия Фивского хранятсяего святые мощи. Он подвизался в 5 веке и его почитают как святого великомученика Пантелеимона. К его нетленным мощам приезжает огромное количество людей со всего мира. Этому святому дана особая благодать изгонять нечистых духов и помогать одержимым людям в их исцелении. Чудеса святого Патапия невозможно перечислить и сосчитать. В этом монастыре также хранится, матери последнего византийского императора святого царя-мученика Константина XI Палеолога. Ей молятся о даровании терпения.

Другой святыней этого города, считается чудотворная икона Пресвятой Богородицы Целительница Великомилостивая или по-гречески «Панагия Ятрисса» .Эта икона известна по всей Элладе. Она была привезена из Иерусалима в начале ХХ столетия. От этого образа стало происходить много чудес и исцелений. Тогда было решено построить храм для хранения этой святыни, что и было сделано в 1960 году.

Существует древнее предание, что город Лутраки посетил и святой апостол Андрей Первозванный. В одной из пещер он скрывался от преследования римских воинов. Когда святой апостол Андрей вошёл в пещеру вход в неё закрыла плотная паутина, спасая тем самым, святого апостола от преследователей. В память об этом, рядом с пещерой, где скрывался святой апостол Андрей, в 14 веке был построен храм. Однако, после землетрясения 1981 года, храм был почти полностью разрушен.Сейчас этот храм восстанавливается. В окрестностях этого города находится ещё несколько монастырей , где хранится большое количество святынь, в том числе глава святого бессеребреника Кира .

Вот и заканчивается паломничество по святым местам Эллады. Сделав круг по всей стране, и посетив около 40 храмов и монастырей, паломники возвращаются в Афины . Окрыленные и одухотворенные со слезами на глазах они покидают эту удивительную страну. У каждого из них появляется горячее желание вернуться обратно в Элладу, которая за 15 дней стала им родной и близкой.

Вернувшись домой в Москву, паломники вновь собираются в храме святого преподобного Марона Пустынника Сирийского, служат благодарственный молебен, пьют чай, обмениваются своими впечатлениями, воспоминаниями и конечно, своими многочисленными фотографиями, а руководители паломнической поездки дарят паломникам памятные подарки. Это стало уже доброй традицией нашей паломнической службы. Многие из наших паломников возвращаются к нам вновь и выезжают в Грецию кто через год, кто через два, а некоторые стараются ездить каждый раз.

Всех, кто ещё не успел вместе с нами посетить святые места Эллады, мы хотим пригласить в этот уникальный и поверьте, очень интересный паломнический тур. Группу обязательно сопровождают священник, православный гид - экскурсовод и представитель нашей принимающей стороны в Греции.

Всю информацию Вы можете получить
по тел./факс: +7(495) 338–09–88, 8–916–344–60–23
+7(499) 238–09–93, 238–35–22.

Посетить все христианские святыни Греции за одну поездку невозможно. Их много и разбросаны они по всей стране, в том числе и по многочисленным островам.
Греция была и остаётся хранительницей православия. 98% верующих придерживаются православного вероисповедания.

Поклонение святым местам показывает, что у человека есть ещё в жизни нечто высокое, кроме заботы о хлебе насущном. Верующий человек или человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной, мистической точке как паломник, при этом мало обращая внимание на неудобства.

Первый город, который встречает паломников, это северная столица Греции Фессалоники (по-русски – Салоники). Небесным покровителем города является святой великомученик Димитрий Солунский. В 4 веке Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен на его место императором Галерием. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей. За это его и убили по приказу императора.

Что заставляло святых мучеников идти на смерть? Вера? Нет, глубоко личное убеждение, основанное на личном опыте!

В Фессалониках останавливался апостол Павел. Он даже написал два послания фессалоникийцам. «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всём. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом на зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите…»

Среди святынь, которые посещают паломники в Салониках, есть Кафедральный собор, где хранятся святые мощи великого угодника Божия подвижника исихазма святителя Григория Паламы. А также монастырь святой преподобной Феодоры "послушливой" Солунской, где находятся её святые мощи и мощи святого преподобного Давида Столпника Солунского, который жил в шестом веке.

Посетили мы и почитаемую христианскую святыню источник Святой Параскевы. Святая Параскева-Пятница - христианская великомученица III века. Через ущелье перекинут мост, по которому можно пройти к скальной церкви Св. Параскевы. Сам источник с лечебной водой находится в глубине узкого прохода в горе.
Любопытно, что источники святой Параскевы в России открываются и сейчас. В Центральном районе Красноярска торжественно открыли сквер с источником святой Параскевы-Пятницы. Источник назван во имя Св. Параскевы-Пятницы и под Малышевой горой в Старой Ладоге.

Особенно мне запомнилось посещение небольшой церквушки в Кастории. Всего в Кастории находится более 70 церквей периода византийской эпохи. Кроме Церкви Мавриотисы известны: Церковь Святых Бессребреников (XI век), Церковь Святого Афанасия Музаки (XIII век), Митрополичий собор Архангела (XIV век).
Нам посчастливилось попасть на богослужение, которое заказало одно присутствовавшее семейство. Мне понравилась простота и какая-то особая проникновенность службы, лишённая формализма, помпезности и ритуальной скованности. Чувствовалась настоящая, подлинная, от сердца идущая вера.

Убранство греческих православных храмов, по сравнению с нашими, более чем скромное. Церковная лавка (если она есть), находится рядом, но не в самом помещении храма. Свечи в храме лежат безо всяких ценников. Каждый может взять и поставить сколько хочет. Есть только чаша для добровольного пожертвования.

Особенно мне понравились маленькие часовенки, которые можно повстречать повсюду. Стоят они и по обочинам дорог в память о погибших в ДТП.

Одно из самых посещаемых святых мест в Греции это Афон (в переводе с греческого означает «Святая Гора»). Это третий полуостров Халкидики. Для православных всего мира Афон одно из главных святых мест, почитаемых как земной Удел Богородицы.

Афонские монахи создали целое учение о молитве – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии. Эту точку зрения отстаивал Григорий Палама.

Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, жившего в 14 веке. «Свои проникновенные умозаключения он делал не на основе книжной учёности, а на основе реального духовного опыта своего собственного, и многих других монахов-отшельников на горе Афон. Которые через пост, через уединение, через молитву препобеждали в себе страсти и пороки, и открывали путь богопознания», – сказал в недавней проповеди Патриарх Кирилл.

Действительно ли в результате молитвы афонские монахи видели «божественный свет»?
Где человек ближе к божественным энергиям – в «святых местах» или в любом месте? всё зависит от места или от сердца?!

Полагаю, всё зависит от настроя и веры самого человека; не от места, в которое он совершает паломничество, а от состояния его сердца!

Человек существо программируемое. Веру можно воспринимать как программирование сознания. Во что человек верит, то он и творит.

Монастыри в Метеорах впечатлили меня своей сдержанностью и наполненностью. Кажется, православие и должно быть таким как в Греции – внутренне содержательным и внешне скромным.

Меня всегда мучил вопрос: нужно ли украшать место моления?
Ведь Господь человека слышит, а не видит, слышит все молитвы его неизречённые.
Храм – он в душе! А церковь – это сообщество единоверцев.
Так стоит ли украшать место, где человек общается с Богом, если главное – это состояние души в момент молитвы, когда чистота души соответствует частоте вибраций твоей молитвы, которая жаждет быть услышанной.
Ведь отшельники (пустынники) молятся и в лесу где придётся. Главное – жить в состоянии молитвы, всегда быть обращённым к Богу, всегда находиться в контакте с Ним!

«Человек это не от пяток до макушки, а от головы до Неба»!

Чем больше я путешествую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что хотя здесь когда-то и была истина, сейчас это на 99 процентов хорошо налаженный бизнес.

Вообще, представления об особой святости и богоизбранности того или иного народа такая же выдумка, как и национальные государства выдумка честолюбивых политиков.

Кажется абсурдом, когда верующие люди враждуют между собой, забывая об исповедуемой ими любви. С выкриками «С нами Бог» христиане на войне идут убивать друг друга.

На Афоне есть русский монастырь – Пантелеймоновский – самый красивый!
Монастыри всегда были оплотом церкви. Они служили не только «постоялыми дворами» для странников. Монастыри были центрами интеллектуальной мысли. Туда ссылали и на вечное заточение. Там хранились и богатства церкви. Именно на базе монастырей возникла система банков.

Деньги всегда были составной частью власти. Наш экскурсовод рассказала о недавнем скандале в Греции, разразившемся в связи с будто бы финансовыми махинациями афонских иерархов.
Деньги – «ахиллесова пята» любой церкви.

Недавно в Сестрорецке я посетил храм Петра и Павла. К стене был прикреплён терминал, напоминающий один из тех, через которые люди осуществляют коммунальные платежи. Я вставил купюру, автомат проглотил её и выдал мне «квитанцию» о том, что я внёс пожертвование в определенной сумме, при этом на экране появилась надпись «Доброхотно дающего любит Бог».

Актуальными для русской православной церкви остаются три главных вопроса:
1\ Будет ли удалена торговля из храма?
2\ Будет ли вестись служба на современном русском языке?
3\ Будет ли отменена плата за церковные услуги, например, за крещение?

В Троице-Сергиевой Лавре я видел, что самые обычные свечи лежат бесплатно, и каждый может осуществлять пожертвование добровольно, а не через покупку свечей.
Наша церковь не так бедна, чтобы видеть источник дохода в торговле свечами.
Человек может пожертвовать больше, чем стоит свеча.
Вспомним, чьё пожертвование дороже: того, кто отдал мало из последнего, или кто отдал много от избытка?

Я крещён в православной церкви в младенчестве, и не могу от этого отказаться как от факта своей биографии. Но я против навязывания каких-либо убеждений, тем более религиозных.
Вера – это глубоко личный путь человека, его личный опыт, только личный.
Вера – от Бога, религия – от человека!

Нельзя не радоваться, глядя, как церковь, часто вместе с государством, занимается восстановлением православных храмов (это при том, что по Конституции церковь у нас отделена от государства).
Но разве храм это прежде всего здание?
Разве люди требуют меньше заботы, нежели камни?
Не получится ли опять, что монастыри будут богаты, а люди бедны?
Ведь главное наше богатство – люди!

Мне кажется, более правильно было бы восстанавливать православные храмы и монастыри не за государственный счёт, а на средства народных пожертвований! В этом бы и проявилось сплочение народное вокруг церкви, ибо церковь есть сообщество единоверцев!

Успех церкви, на мой взгляд, следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а улучшением нравственного состояния общества.

Задача церкви помогать человеку в трудностях нашей жизни выбирать добро и творить любовь, черпая силы в вере в заповеди Иисуса Христа.

Для меня критерием оценки деятельности любого человека и церкви является лишь одно: помогает это творить любовь и добро или разжигает нетерпимость и злобу.

По моему мнению, церковь должна сохранять дистанцию, быть нравственным и духовным авторитетом, и не сближаться с государством, что неминуемо ведёт (как показывает история) к подчинению церкви государству.

Если церковь будет заниматься своим непосредственным делом – наставлять людей пути к Богу! – этого более чем достаточно, поскольку никто другой этим не занимается.

А то ведь кто-то увидел связь между неудачей нашей олимпийской сборной в Ванкувере и благословением её перед поездкой Патриархом Кириллом.

Многие упрекают церковь, что она всё более становится похожей на государственно-общественный институт. Многих отталкивает излишняя позолота и внешняя пышность богослужений.

Каждую субботу я смотрю по телевизору «Слово пастыря». В то время как кто-то обсуждает очередные новые роскошные одеяния Патриарха, я лично внимательно вслушиваюсь в его проповедь.

Я согласен с Патриархом, когда он говорит: «Каким должно быть отношение церкви к внешнему миру, в том числе и к власти? Церковь призвана хранить Божью правду и её провозглашать. Не её дело делить светскую власть, участвовать в политической борьбе. Не её дело направлять гнев народных масс в ту или иную сторону. Дело церкви провозглашать Божью правду».

Святые места это прежде всего святые люди в этих местах!
Святого всегда отличало: 1\ аскетическая скромность и простота 2\ молчание 3\ любовь несмотря ни на что.

Почему Серафим Саровский был признан святым?
Потому что прожил свою жизнь в уединении и аскезе, никому не делал зла, и любил всех: и диких зверей, и напавших на него грабителей. Потому и обладал теплом благодати, которая не позволяла ему замерзнуть, и которой он щедро делился, в том числе и с посетившим его Н.А.Мотовиловым.

Некоторые в это не верят. Шри Ауробиндо тоже был атеистом. Когда у него заболел брат, и все средства медицины оказались бессильны, обратились к бродячему индийскому «святому». Тот набрал из лужи грязной воды и дал её выпить умирающему брату. После этого брат выздоровел. Ну а Шри Ауробиндо стал верующим.

Мне кажется, главная проблема нашей жизни это отсутствие веры.
Такое впечатление, что у современных людей вообще нет веры в идеал.
Вряд ли кто из сегодняшних молодых прагматиков имеет своим идеалом уподобление Христу.

Власть не заинтересована иметь в обществе людей – независимых духовных авторитетов.

Духовный авторитет это недремлющая совесть!
Духовный авторитет вслух говорит о том, о чём другие про себя лишь думают!
Духовный авторитет не тот, кто говорит, как жить, а тот, кто живёт, как говорит!
Духовный авторитет не тот, на чьи слова ориентируются, но на чьи дела!

Недавно я совершил паломничество по Святой Земле. Народ не может не замечать, на каких лимузинах ездят иерархи, какие носят часы и мобильные телефоны…

Однако, несмотря на все недостатки, надо признать, что никакой другой силы, помогающей людям творить любовь и добро, кроме церкви, в современной России нет!

А не кажется ли тебе, что вера в Бога это самообман?
- Даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счету, у нас нет ничего, кроме веры. Все зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви. Вера сильнее знания, потому что открыта для любой новой информации, тогда как знание не приемлет не только веры, но и тех сведений, которые не согласуются с уже имеющимися фактами. Когда человек знает, он всегда сомневается, и потому не приложит таких сил, какие открываются в нем, когда он верит. Например, если человек не будет верить, что выздоровеет, он никогда не поправится. Знание расслабляет, допуская сомнения, тогда как вера мобилизует. Знание приносит печаль, вера утешает душу. Неверующему нужны аргументы, основанные на здравом смысле, тогда как верующий познает сердцем. По большому счету, верит лишь тот, кто знает. Потому что верить - все равно что Знать! Однако нельзя требовать от людей веры. Человек требует доказательств и жаждет отрицания, а потому нужно дать ему возможность убедиться в истинности Божьего Закона прежде всего на собственном опыте. И дело вовсе не в ответственности перед Богом за свое поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Человек хочет вознаграждения в этой жизни. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, - это и есть земное воздаяние за любовь. Для большинства же людей то, что они называют верой, есть всего лишь надежда. Вера - это убежденность, надежда - лишь предположение. Надежда ориентирует на помощь извне, тогда как вера мобилизует человека изнутри. Многие знают, что в мире все взаимосвязано, но Тайна мира заключена в том, как, каким образом все связано между собой. Вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймешь. Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что все взаимосвязано и случайностей не существует». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Мистерии древней Греции», «Древние Афины сегодня», «Сократ мне друг», «Легенда о 300 спартанцах», «Акрополь и Парфенон – чудо веры», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

Греция пленяет красотой природы: тут и ласковые теплые моря, и горы в голубой дымке, и серебристо-зеленые оливковые рощи до горизонта. Но главное богатство этой страны – православные святыни, которые привлекают сюда христиан со всего мира.

В гости к Святогорцу

Чаще всего паломники начинают свой путь с Салоник, где первые церкви основал еще апостол Павел в 50 году от Рождества Христова. В начале IV века здесь принял мученическую кончину воин Димитрий, ставший небесным покровителем города. Базилика святого стоит на месте его первоначального погребения, в самом центре старого города. Внутри храма находится колодец, где после смерти прятали тело мученика. Мощи святого Димитрия обильно мироточили до XV века, и мира было так много, что для него пришлось соорудить около раки небольшие каменные бассейны, которые сохранились до сих пор.

А в пригороде Салоник находится монастырь Иоанна Богослова. Там похоронен старец Паисий Святогорец и находятся мощи св. Арсения Каппадокийского – когда-то именно он окрестил столь почитаемого в России святогорского инока. Отца Арсения еще при жизни почитали как чудотворца и христиане, и даже мусульмане – по его молитвам исцелялись и телесные, и душевные недуги. Если больной не мог прийти сам, родственники приносили его одежду, отец Арсений читал над ней молитву, и страдалец исцелялся. А мусульмане просили хотя бы пепла из его кадила – как лекарства.

Святой Паисий Святогорец

Откуда плывут на Афон

В ста километрах от Салоник располагается Урануполи – тихий городок в окружении сосновых лесов. В центре его на набережной стоит древняя башня времен Андроника Палеолога, построенная в XIV веке для защиты от пиратов. У ее подножья находится причал, откуда отходят корабли на Афон. Как известно, в монашескую республику могут попасть только мужчины, получившие к тому же специальную визу – диамонитирион. А для всех остальных совершаются прогулки на кораблях вдоль юго-западного побережья Афона.

Монастырь св. Пантелеимона или Новый Руссик. В настоящее время в монастыре подвизаются 70 монахов из Украины, России и Белоруссии. Святыни монастыря – глава вмч. Пантелеимона, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы и многих других святых

Между небом и землей

Однако в Греции есть еще одна монашеская республика, и туда уже могут попасть все желающие: это Метеоры – «парящие между небом и землей» – так переводится это название.

Посреди Фессалийской равнины на плоских вершинах отвесных скал, высота которых достигает 400 метров, стоят монастыри – до сегодняшнего дня сохранилось шесть действующих обителей. Первые монахи появились здесь еще до XX века, однако жили разрозненно, собираясь лишь на Литургию в храме города Стаги, лежащего у подножья скал. А в XIV веке приехавший с Афона монах Афанасий начал строительство первого монастыря Великий Метеор. Вслед за ним построили более двадцати обителей.

Преподобный Афанасий Метеорский ввел афонский устав для всех монахов, подвизающихся в этих местах, и тем самым положил начало новой монашеской республике, расцвет которой пришелся на XVI век. В течение пятисот лет в монастыри можно было попасть только по подвесным лестницам или в сетках, которые поднимали наверх с помощью лебедки. Только в начале прошлого века в скалах прорубили каменные ступени, и теперь подняться к монастырским воротам не составляет особого труда.

После падения Византии Метеоры стали центром сохранения и развития византийской живописи – красивейшие фрески стали одной из главных достопримечательностей местных храмов. Каждая из обителей Метеор хранит в себе нечто особенное: например, в монастыре св. Стефана как величайшая святыня почитается честная глава первомученника, в монастыре Великий Метеор есть замечательный музей монастырского быта и уникальные иконы. А самые живописные виды открываются из монастыря Святой Троицы – согласно монастырской хронике, для того чтобы поднять все материалы для его строительства, потребовалось семьдесят лет.

Тайна Патмоса

Но Греция – это еще и 1400 островов, лежащих в нескольких морях, омывающих страну. Название острова Патмос дорого сердцу каждого православного – здесь, в пещере Откровения, апостол Иоанн Богослов написал книгу Апокалипсис, самую загадочную книгу Нового Завета.

Монастырь во имя святого апостола был построен тысячу лет назад, но почти не изменил своего вида. В нем можно поклониться честной главе ап. Фомы и мощам св. Феодора Стратилата. Обитель хранит много старинных и редких вещей: например, Евангелие от Марка VI века, двести подлинников византийских икон, более шестисот предметов древнего церковного облачения, коллекцию золотых богослужебных сосудов – часть этих сокровищ можно увидеть в музее.

Остров святителя Спиридона

Корфу, или Керкира – крупнейший из островов Ионического моря, – знаменит как место упокоения мощей свт. Спиридона Тримифунтского, императрицы Феодоры, запретившей иконоборчество, и апостолов от семидесяти Иасона и Сосипатра.

Святитель Спиридон, величайший после Святителя Николая чудотворец в истории Церкви, родился и жил в III веке на Кипре. Он участвовал в Первом Вселенском Соборе, созванном в Никее императором Константином Великим, и во время дебатов с еретиками-арианами сотворил чудо, объясняя сущность Троицы: из куска черепицы вырвалось пламя, потом истекла вода, а в руке святого осталась сухая глина. После этого почти все еретики вернулись к исповеданию Православия. Тихий и скромный святитель Спиридон сотворил множество чудес – исцелял болящих, воскрешал умерших, однажды во время Литургии ему пел хор Ангелов.

Пять раз в году на Корфу совершается крестный ход с мощами святого: их несут в стеклянной раке вертикально, словно действующего иерарха на епископском троне. Сохранилось свидетельство Николая Васильевича Гоголя о чуде, произошедшем на одном из таких крестных ходов. Один из английских путешественников, наблюдая процессию, предположил, что тело святого забальзамировано, после чего мощи поднялись из раки и развернулись к сомневающемуся спиной.

К Иоанну Русскому

Остров Эвбея находится рядом с Афинами – через узкий пролив, который образовался в результате землетрясения. В 1924 году, после обмена населением между Турцией и Грецией, сюда перенесли мощи св. Иоанна Русского.

В 1711 году, после победы турецких войск над армией Петра I, молодой солдат Иоанн был захвачен неприятелем в плен, продан на невольничьем рынке и прожил остаток жизни в рабстве. Хозяин принуждал его принять ислам, но Иоанн отказался, обещая верную службу, если не будет посягательств на исповедание православной веры. Хозяин согласился, и долгие годы, до самой смерти, Иоанн добросовестно ухаживал за лошадьми. Рядом с домом хозяина находился христианский храм, в котором Иоанн часто проводил ночи в молитве и каждую неделю причащался. В неволе Иоанн провел двадцать лет праведной жизни и честного служения. Через три года после кончины смиренного раба над его могилой появилось сияние, после чего открыли могилу и обрели нетленные мощи святого, причем даже земля вокруг гроба издавала благоухание – христиане и мусульмане брали себе эту землю как частицу святыни. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре.

Лучше один раз увидеть

Перечислять многочисленные святыни греческой земли можно долго – эта земля богата истинными сокровищами, однако, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Путешествовать по Греции можно самостоятельно, вооружившись путеводителями: многочисленные отели всегда рады постояльцам, даже если вы решили заселиться в два часа ночи, а машина напрокат дарит свободу передвижения и экономит время. Но если нет опыта и уверенности в самостоятельных путешествиях, отличным вариантом будет паломничество с организованной группой, благо выбор поездок в Грецию велик. Можно выбрать поездку, совмещенную с пляжным отдыхом, а можно и только паломническую – например, Паломнический центр Московского Патриархата предлагает один из самых насыщенных маршрутов посещения главных святынь Греции. Но какой бы вариант вы не выбрали, можно сказать с уверенностью – это будет незабываемое путешествие.

Паломнический центр Московского Патриархата предлагает один из самых насыщенных маршрутов посещения главных святынь Греции.