Структура счетной палаты субъекта рф. Порядок формирования и состав Счётной палаты

1. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие направления деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется Регламентом Счетной палаты.

2. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющие высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

3. Аудиторы Счетной палаты не могут состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд.

5. Кандидатуры для назначения на должность аудитора Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе, Советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации. В случае, если какая-либо из внесенных Советом Государственной Думы или Советом палаты Совета Федерации кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее соответственно в Государственную Думу или Совет Федерации для назначения на должность аудитора Счетной палаты.

6. Постановление Совета Федерации о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Постановление Государственной Думы о назначении на должность аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

7. При появлении вакантной должности аудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.

8. Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции, устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

9. Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегий федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

10. Аудитор Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением той палаты Федерального Собрания, которая его назначила, в случае:

1) нарушения им законодательства Российской Федерации, совершения злоупотреблений по службе либо систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных (должностных) обязанностей, входящих в его компетенцию, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах могут вносить Президенту фракциями в Государственной Думе, комитетами или одной пятой от общей части депутатов Государственной Думы. Кандидатура на новое назначение Председателя Счётной Палаты должна быть вносима Президенту не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего Председателя Счётной Палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Президент в течении двух недель предлагает кандидатуру на эту должность. В случае отклонения кандидатуры Государственной Думой Президент вносит следующую кандидатуру в течении двух недель, причём он вправе повторно предлагать одно и тоже лицо в качестве кандидата на данную должность.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах могут вносить Президенту комиссии, комитеты или одной пятой от общей части депутатов Совета Федерации. Кандидатура на новое назначение Председателя Счётной Палаты должна быть вносима Президенту не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего заместителя Председателя Счётной Палаты. В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Президент в течении двух недель предлагает кандидатуру на эту должность. В случае отклонения кандидатуры Советом Федерации Президент вносит следующую кандидатуру в течении двух недель, причём он вправе повторно предлагать одно и тоже лицо в качестве кандидата на данную должность.

Требования к кандидату на пост заместителя председателя Счётной Палаты совпадают с требованиями к Председателю Счётной палаты.

Аудиторы Счетной палаты - должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов.

При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Кандидатуры на должности аудиторов вносит на рассмотрение Президент. В случае отклонения кандидатур или кандидатуры он в течении двух недель представляет новые кандидатуры, причём вправе представлять одних и тех же лиц.

Коллегия Счетной палаты - орган, образованный для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе.

В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие -- его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Таким образом, Счётная Палата Российской Федерации формируется законодательной и исполнительной властью, к кандидатам в состав Счётной Палаты выдвинуты определенные требования. Это говорит о важности данного органа в структуре публичной власти в РФ.

История Счетной палаты Российской Федерации

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 18 ноября 1994 года приняла Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Закон был одобрен Советом Федерации 7 декабря того же года, 11 января 1995 года подписан Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 14 января 1995 года.

В январе 1994 г. Государственной Думой Российской Федерации первого созыва первым в истории России Председателем Счетной палаты Российской Федерации был избран ее депутат Хачим Кармоков . В январе 1995 г. заместителем Председателя Счетной палаты Российской Федерации от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был избран член Совета Федерации Юрий Юрьевич Болдырев. Первое заседание Коллегии Счетной палаты состоялось 18 апреля 1995 года.

В соответствии с Федеральным законом « О Счетной палате Российской Федерации» для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, Председателем Счетной палаты, заместителем Председателя Счетной палаты и аудиторами Счетной палаты была образована Коллегия Счетной палаты, первое заседание которой состоялось 18 апреля 1995 г. Фактически свою деятельность Счетная палата начала в июне 1995 г.

19 апреля 2000 г. в связи с истечением срока полномочий Председателя Счетной палаты Х.М. Кармокова на должность Председателя Счетной палаты Государственная Дума Российской Федерации назначила Сергея Степашина .

Счетная палата принимала участие в совершенствовании бюджетного законодательства. Вместе с тем, усилия контрольного ведомства были направлены на создание функционирующей единой системы государственного финансового аудита на всей территории страны. В 2000 году была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, а в 2002 году - Союз муниципальных контрольно-счетных органов. Кроме этого, с 1 октября 2011 года вступил в силу федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который установил общие принципы организации, деятельности, а также основные полномочия контрольно-счетных органов регионов и муниципалитетов на всей территории страны.

8 апреля 2013 года вступила в силу новая редакция Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», существенно расширившая задачи, функции и полномочия ведомства. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ « О Счетной палате Российской Федерации» , установил отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты Российской Федерации, обеспечивающими безопасность и социально-экономическое развитие Российской Федерации, а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты Российской Федерации. В нем, помимо того, закреплены уголовно-процессуальные гарантии неприкосновенности должностных лиц Счетной палаты Российской Федерации.

9 сентября 2013 г. Президент России Владимир Путин внес на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации кандидатуру Татьяны Голиковой для назначения на должность Председателя Счетной палаты. После обширной дискуссии и консультаций Татьяны Голиковой со всеми парламентскими фракциями 20 сентября 2013 г. депутаты приняли решение поддержать ее кандидатуру и утвердить в должности.

В конце сентября 2013 г. палаты Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента России утвердили весь руководящий состав контрольного ведомства.

22 ноября 2013 г. Коллегия под председательством Татьяны Голиковой утвердила «Основные (приоритетные) направления деятельности Счетной палаты РФ на 2014-2016 годы». В частности, были обозначены следующие приоритеты: контроль исполнения указов Президента от 7 мая 2012 года, госпрограмм и исполнения документов стратегического и концептуального характера, а также развитие взаимодействия с органами государственной власти, в том числе с правоохранительной системой и усиление гласности и прозрачности работы.

С 2014 г. Счетная палата в целях повышения эффективности расходования федеральных средств бюджетными распорядителями и повышения бюджетной дисциплины начала активно реализовывать право о составлении протоколов об административных правонарушениях. Соответствующая поправка была внесена в Кодекс об административных правонарушениях в июле 2013 г. Таким образом, инспектор Счетной палаты при выявлении соответствующих нарушений должен выписать протокол об административном правонарушении и передать его в Росфиннадзор, который направит материалы в суд.

Новая редакция закона «О Счетной палате Российской Федерации» потребовала переформатирования взаимодействия Счетной палаты с региональными контрольно-счетными органами. В связи с этим, по инициативе Татьяны Голиковой уже в марте 2014 г. при Счетной палате был создан Совет контрольно-счетных органов России. При этом в ходе разработки проектов основополагающих документов Совета были учтены традиции взаимодействия Счетной палаты с региональными контрольно-счетными органами, существовавшие ранее в рамках Ассоциации контрольно-счетных органов России. На первом организационном совещании Совета при участии руководителей 76 региональных контрольно-счетных органов были определены ключевые аспекты в работе нового совещательного органа при Счетной палате. Ими стали: вопросы организации совместных проверок, перехода на программный принцип формирования бюджета, проведения аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, разработки критериев и методик оценки эффективности бюджетных расходов, вопросы совершенствования законодательства о внешнем финансовом контроле.

17 мая 2018 года президент Российской Федерации Владимир Путин внес в Государственную Думу представление о досрочном освобождении Татьяны Голиковой от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации. Ранее Татьяна Голикова Председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым была выдвинута на должность вице-премьера по вопросам образования, здравоохранения и социальной политики.

18 мая 2018 года Президент Российской Федерации утвердил состав нового Правительства Российской Федерации, в котором Татьяна Голикова – заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В сферу ее ответственности вошла социальная политика.

22 мая 2018 года по представлению Президента Российской Федерации Владимира Путина Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации назначен Алексей Кудрин .

1. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

2. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее в Государственную Думу для назначения на должность Председателя Счетной палаты.

3. Постановление о назначении на должность Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

4. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

5. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Председатель Счетной палаты:

1) осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом;

2) представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты.

7. Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.


Методы финансового контроля Направления финансового контроля Финансовый контроль по отраслям Ревизия и уголовный процесс Бухгалтерский учёт

Счётная палата Российской Федерации - парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия , созданная при Петре I. Учреждена была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Лукич Аксёнов . Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм, по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Лукич составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Лукича Аксёнова камериром , а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра . В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат - губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР . В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию . В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии Советского Контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный Комиссариат Государственного Контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

Статус

Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации - это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы . В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.

Структура и порядок формирования

Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) - Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие - его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Здание Счётной палаты. Москва, апрель 2008 г.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами Счётной палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.

Полномочия

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты

Счётная палата РФ состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя и остальные 6 аудиторов - Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Председатель Счётной палаты РФ

Заместитель Председателя Счётной палаты РФ

Аудиторы Счётной палаты РФ

  • Агапцов Сергей Анатольевич
  • Бесхмельницын Михаил Иванович
  • Васильев Игорь Владимирович
  • Жданьков Александр Иванович
  • Катренко Владимир Семёнович
  • Мовчан Сергей Николаевич
  • Одинцов Михаил Викторович
  • Рябухин Сергей Николаевич

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

Председатели

Министры Государственного Контроля РСФСР

  • Пекшев, Александр Алексеевич (25 января 1941 - 5 мая 1942)
  • Васильев, Николай Михайлович (сентябрь 1942 - 1954)
  • Дедов, Афанасий Лукьянович (26 марта 1955 - 14 октября 1957)
  • Скулков, Игорь Петрович (10 января 1958 - 17 сентября 1959)
  • Закурдаев, Василий Иванович (17 сентября 1959 - 31 мая 1961)

Председатели Комиссии Государственного Контроля Совета Министров РСФСР

  • Штыков, Терентий Фомич (6 июня 1961 - 11 декабря 1962)

Председатели Комитета Народного Контроля РСФСР

  • Коннов, Вениамин Фёдорович (30 декабря 1975 - 11 октября 1989)
  • Анищев, Владимир Петрович (11 октября 1989 - 16 июня 1990)

Председатели Счётной Палаты Российской Федерации

  • Кармоков, Хачим Мухамедович (17 января 1994 - 19 апреля 2000)
  • Степашин, Сергей Вадимович (с 19 апреля 2000 года)