Торговый сбор или как объявили четырехлетний мораторий на введение новых налогов. Торговый сбор

Торговый сбор - самый новый сбор в налоговой системе России. Он введен Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ - этим законом в часть вторую Налогового кодекса включена глава 33 "Торговый сбор".

Торговый сбор относится к местным налогам, то есть он регулируется как НК РФ, так и нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

Торговый сбор обязательно должен быть введен нормативным документом на местном уровне - и если такой документ принят, то сбор становится обязательным к уплате на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения. В муниципальных законах могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Пока сбор установлен только Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62. В Санкт-Петербурге и Севастополе в 2017 году торговый сбор не введен.

Плательщики торгового сбора

Плательщики сбора - организации и ИП, которые занимаются торговой деятельностью, в отношении которой установлен сбор. Это могут быть:

  1. торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (кроме автозаправок);
  2. торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  3. торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  4. торговля со склада.

К торговой деятельности также приравнивается организация розничных рынков.

Важно, что для применения торгового сбора не имеет значения, чем конкретно торгует компания или ИП.

Не уплачивают торговый сбор:

  • ИП на патентной системе налогообложения;
  • налогоплательщики на ЕСХН.

Постановка на учет в качестве плательщика сбора

Чтобы уплачивать торговый сбор, организациям и ИП нужно встать на учет в качестве плательщиков. Для этого в налоговый орган нужно подать уведомление, указав в нем вид предпринимательской деятельности, объект торговли, а также характеристики, необходимые для определения суммы сбора (количество объектов, площадь). Уведомление надо отправить в налоговую в течение 5 дней с момента возникновения объекта обложения сбором. После этого, тоже в течение 5 дней, налоговый орган обязан поставить плательщика на учет и выдать ему свидетельство.

Место постановки на учет:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества - если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту нахождения организации (месту жительства ИП) - в остальных случаях.

В дальнейшем, если какие-либо характеристики торгового объекта изменились, об этом также нужно сообщить в налоговую в течение 5 дней. Снятие с учета также производится после направления плательщиком уведомления.

Форма уведомления и порядок заполнения установлены Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/

Объекты налогообложения

Объект обложения торговым сбором (согласно статье 412 НК РФ) - это использование объекта движимого или недвижимого имущества для видов торговли, в отношении которых установлен этот сбор.

Использоваться объект может хотя бы один раз в квартал - и в этом случае возникает обязанность по уплате сбора. Датой возникновения объекта обложения будет дата начала использования этого имущества, а датой прекращения взимания сбора - дата прекращения использования такого имущества.

Объектами обложения торговым сбором могут быть: здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков.

Налоговый период

Ставки торгового сбора

Ставки сбора устанавливаются на муниципальном уровне (или в городах федерального значения). Они должны быть выражены в рублях за квартал в расчете на каждый объект или на его площадь.

Важно! Налоговый кодекс запрещает устанавливать ставки торгового сбора выше суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента, выданного на три месяца. Здесь речь идет о розничной торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и объекты нестационарной торговой сети.

В случаях торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 метров по каждому объекту, а также по торговле со склада, ставка сбора не может превышать деленную на 50 расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца.

Ставка сбора по организации розничных рынков, не может превышать 550 рублей на 1 квадратный метр площади рынка. Эта ставка ежегодно умножается на коэффициент-дефлятор (в 2017 году он равен 1,237).

На муниципальном уровне могут применяться дифференцированные ставки сбора. Ставка сбора может быть даже снижена до нуля.

Льготы по торговому сбору

Торговый сбор относится к местным налогам, поэтому все льготы по нему устанавливаются на муниципальном уровне (или законами городов федерального значения).

Порядок исчисления и уплаты сбора

Сумма торгового сбора исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Уплатить его необходимо до 25-го числа каждого следующего квартала.

Если плательщик сбора не встал на обязательный учет, и налоговый орган это выявил, то он сам рассчитает сумму сбора и пришлет требование о его уплате.

Торговый сбор в Москве

Торговый сбор в Москве введен Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62. Срок ввода сбора - 1 июля 2015 года. В законе установлены также ставки сбора и льготы по нему.

Ставки торгового сбора в Москве:

Вид торговой деятельности

Физический показатель

Ставка торгового сбора (рублей за квартал)

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) в:

1) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

Развозная и разносная розничная торговля

Объект осуществления торговли

Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

1) до 50 кв. метров (включительно), расположенные в:

Объект осуществления торговли

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы;

2) свыше 50 кв. метров, расположенные в:

1 кв. метр площади торгового зала

а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

1200 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

420 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

600 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

Организация розничных рынков

1 кв. метр площади розничного рынка

Льготы по торговому сбору в Москве:

От уплаты сбора освобождены:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • использование объектов для:
    • розничной торговли с использованием торговых автоматов;
    • торговли на ярмарках выходного дня, специализированных и региональных ярмарках;
    • торговли через объекты стационарной и нестационарной торговой сети на территории розничных рынков;
    • разносной розничной торговли в зданиях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

С 1 июля на территории города Москвы был введен торговый сбор. Его уже успели окрестить «убийцей малого бизнеса», «столичной рентой», объединения представителей различных торговых сфер уже пишут письма Президенту . Прежде чем присоединиться к числу противников данного сбора, давайте разберёмся с предысторией его принятия, сутью, а также с законными способами снизить его размер.

Что нас миновало

Во второй половине 2014 года, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и заверения Правительства не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и население, активно обсуждался вопрос о новых инициативах в области налогов и сборов. Одной из самых заметных стала инициатива о введении «нового» налога для наполнения бюджетов регионов – налога с продаж. По предварительным оценкам «новый» налог мог принести бюджетам субъектов РФ около 200 млрд рублей дополнительных доходов , что является достаточно существенной суммой, особенно с учетом того, что на момент обсуждения введения нового налога (по истечении 6 месяцев 2014 года), 30 субъектов РФ имели дефицит бюджета, а еще 30 находились в зоне риска, то есть балансировали на грани . Поэтому регионы, в частности Москва (её бюджетный дефицит почти равен годовому бюджету Санкт-Петербурга) , были полностью за введение налога с продаж.

«Новый» налог являлся почти полной копией налога с продаж, который существовал с 1998 по 2004 год. Основным минусом «старого» налога с продаж был тот факт, что он являлся косвенным. Отличие косвенных налогов (например, налог на добавленную стоимость) от прямых налогов (например, налог на прибыль организации) заключается в том, что они являются налогами с потребителя, то есть стоимость товара,увеличивается на сумму косвенного налога. Особенностью «старого» налога с продаж было то, что его налоговой базой (той суммы, с которой и происходит расчет суммы налога к уплате) являлась реализация товара, то есть она была идентична налоговой базе налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Фактически, происходила ситуация, когда одна и та же операция облагалась дважды одинаковыми по своей сути налогами. Разница между ними заключалась в том, что ставка НДС составляла 20% (с 2004 года – 18%), он перечислялся в федеральный бюджет и являлся федеральным налогом, то есть мог устанавливаться только на федеративном уровне. «Старый» налог с продаж являлся региональным налогом – устанавливался на территории каждого субъекта федерации отдельно законодательным актом законодательного собрания субъекта. Максимальная ставка, которую мог установить субъект федерации составляла 5%. Собираемость данного налога оставляла желать лучшего: не более 30% налогоплательщиков уплачивали данный налог . Такая ситуация была связана с непродуманной системой администрирования этого налога (контролем за его уплатой и перечислением) .

Таким образом, «новый» налог с продаж не нёс в себе ничего, кроме роста цен, дополнительных расходов на построение системы администрирования и массового перехода бизнеса в «теневую» сферу: фактически снижение текущего уровня налоговых поступлений в бюджет. В связи с этим, в сентябре 2014 года от введения «нового» налога с продаж отказались.

«Надо ввести хоть что-нибудь», – так можно охарактеризовать настойчивое желание некоторых депутатов, активно продвигавших интересы субъектов федерации, обложить бизнес новой повинностью. На этот раз решили взимать местные сборы с 22 (!) видов предпринимательской деятельности. Однако в итоге, законопроект был смягчен, и решили оставить только местные сборы с объектов торговой деятельности .

Стоит отметить, что принятие Госдумой столь важного нововведения в систему налогов и сборов происходило настолько закрыто, насколько это возможно при нынешнем уровне информационной прозрачности законодательного процесса: введение торгового сбора было проведено путём внесения поправок в уже принятый в первом чтении закон, что в итоге лишило граждан пояснительной записки (какое-никакое, но всё же обоснование нововведения), а также заключения Правительства, которое является важным элементом законодательного процесса при внесении изменений в систему налогов и сборов (скорее всего, оно было неформальным). Впоследствии ещё несколько важнейших поправок в Налоговый кодекс (далее – НК РФ) было проведено таким же образом. Забавный факт: Кожевникова Мария, «звезда» популярных ситкомов на телевидении и отечественных «блокбастеров», также стала «соавтором» инициативы о введении торгового сбора .

Представители Минфина РФ объяснили подобный способ принятия изменений в НК РФ спешкой и необходимостью того, чтобы новая инициатива заработала уже в 2015 году (это связано с особенностями вступления в силу «налоговых» законов) .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговый сбор является наименьшим из всех зол, которые могли выпасть на долю предпринимателей.

По данным некоторых СМИ, идея введения торгового сбора принадлежала Москве, которая неоднократно жаловалась Президенту, что торговые сети не доплачивают налоги . Президент даже высказался на этот счёт, но привел не совсем точные данные о сумме налогов, которые уплатили крупнейшие торговые сети в бюджет Москвы (25 млн вместо 25 млрд рублей). Как потом выяснилось, Москва жаловалась вовсе не на торговые сети, а на торговые центры, которые не доплачивали налог на имущество организаций ввиду особенностей расчёта налоговой базы. Однако данная проблема была решена в прошлом году, когда поменялась методика расчёта налоговой базы по налогу на имущество организаций, что привело к существенному росту сумм налога к уплате .

Некоторые эксперты считают, что цель введения данного сбора – зафиксировать минимальный платеж для предприятий торговой индустрии, так как многие из них пользуются различными схемами и уловками для уменьшения своих налоговых обязательств. Плата за доступ к огромной базе потребителей, которая существует в рамках Москвы. Данная позиция подтверждается также документами Департамента экономической политики и развития – ответственного органа со стороны Правительства Москвы за администрирование торгового сбора .

Особенностью недавних налоговых инициатив, влекущих существенное изменение положений некоторых категорий налогоплательщиков, является квалифицированное распространение их действия по территории, то есть не сразу на всю страну, а только в рамках отдельных зон, территорий (особые экономические зоны, региональные инвестиционные проекты, территории опережающего социально-экономического развития). Так же решили поступить и с новой повинностью: в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», торговый сбор мог быть введён только на территории муниципальных образований, входящих в состав городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и, с недавних пор, Севастополя). Для муниципальных образований, входящих в состав других регионов, необходимо принятие отдельного федерального закона, который разрешит введение торгового сбора на данных территориях .

«Возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы 60 850 рублей»

Изначально потенциальные территории, на которых мог быть введён торговый сбор, были ограничены тремя субъектами, из которых только в Москве с 1 июля 2015 года начал действовать торговый сбор .

Власти Санкт-Петербурга и Севастополя пока решили повременить с введением торгового сбора на территории своих субъектов, что связано нежеланием потерять нынешний объём налоговых отчислений от торговых предприятий, а также несопоставимостью экономики столицы и других субъектов . Например, в 2015 году доходная часть бюджетов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя составит 1,49 трлн рублей, 419,5 млрд рублей, 15,7 млрд рублей . При том, что в Москве с её 260 тыс. торговых предприятий предварительная оценка сумм поступлений от торгового сбора составляет около 3 млрд рублей .

Что такое торговый сбор и зачем он введён

Торговый сбор – это фиксированный платёж, который должен уплачивать раз в квартал каждый (физическое или юридическое лицо), кто занимается следующими видами торговой деятельности (п. 2 ст. 413 НК РФ) на предназначенных для этого объектах движимого и недвижимого имущества:

Кроме того, стоит отметить, что под торговой деятельностью НК РФ понимает розничную, мелкооптовую и оптовую куплю-продажу товаров, осуществляемую через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

Сумма налога рассчитывается исходя из ставки торгового сбора в зависимости от общей площади торгового зала и иных помещений, используемых для торговли; либо исходя из фиксированной ставки за использование объекта движимого или недвижимого имущества для торговой деятельности, не имеющего торгового зала. Способы расчёта размера площади установлены в Постановлении Правительства Москвы от 30.06.2015 № 401-ПП отдельно для каждого вида деятельности в зависимости от используемого для торговой деятельности объекта движимого или недвижимого имущества .

Ставка торгового сбора может варьироваться в зависимости от (п. 6 ст. 415 НК РФ):

  • территории осуществления квалифицированного вида торговой деятельности;
  • категории плательщика сбора;
  • особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • особенностей объектов осуществления торговли.

В Москве ставки дифференцированы в зависимости от территории осуществления торговли (в порядке убывания): ЦАО, округа в пределах МКАД (за исключением ЦАО), округа за пределами МКАД .

Таким образом, возьмём пример: для магазинчика формата «у дома» с торговой площадью 67 м 2 в ЦАО сумма торгового сбора за третий квартал 2015 года составила бы:

60 тыс. рублей (ставка для объекта стационарной торговли в ЦАО, площадь которого не превышает 50 м 2) + 50 рублей * 17 м 2 (ставка за каждый метр превышения 50 м 2) = 60 850 рублей.

Необходимо также указать, что в НК РФ установлена максимально возможная ставка торгового сбора, которая не может превышать расчётную сумму налога при применении патентной системы налогообложения (далее – ПСН) в муниципальном образовании или в Москве, как в нашем случае. Суть ПСН заключается в том, что индивидуальный предприниматель (далее – ИП) имеет право уплатить лишь 6% (расчётную сумму налога) от суммы предполагаемого дохода, указанной для данного вида деятельности. Так, например, в соответствии с изменениями, внесёнными Законом города Москвы от 19.11.2015 №52 «О внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы от 31.10.2012 № 53 «О патентной системе налогообложения», размер налога в квартал для стационарного объекта розничной торговли площадью не более 50 м 2 составляет 60 тыс. рублей , то есть та же самая ставка, установленная для торгового сбора.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов.

НК РФ предполагает возможность зачёта суммы торгового сбора в счёт уплаты других налогов, то есть уменьшения сумм уплаченных налогов по налогу на прибыль организаций (но не всей суммы, а только подлежащей зачислению в региональный бюджет – она составляет 90% от всей суммы), налогу на доходы физических лиц, в рамках упрощенной системы налогообложения, однако из-за специфики уплаты вышеперечисленных налогов и применения упрощённой системы налогообложения, необходимо будет сначала заплатить сумму торгового сбора перед тем, как уменьшать суммы к уплате по другим налогам.

«Торговый сбор определённым образом уравнивает положение тех, кто перешел на ПСН, с теми, кто этого не сделал и платил по различным причинам меньше налогов»

Наш магазинчик в ЦАО, уплатив 60 850 рублей за 3 квартал, смог бы уменьшить свои платежи по налогу на прибыль только по итогам 4 квартала (или всего налогового периода 2015 года, в соответствии с терминологией НК РФ), так как фактически уплата сбора должна была бы произойти до 25 числа первого месяца 4 квартала, то есть до 26 октября (25 октября – выходной). Если размер налога на прибыль превышает сумму торгового сбора, то магазинчику было бы необходимо заплатить только положительную разницу между налоговыми обязательствами по налогу на прибыль и суммой торгового сбора. Если же сумма налога на прибыль оказалась меньше или магазинчик получил убыток по итогам периода, то сумма налога на прибыль не перечисляется в бюджет, а сумма уплаченного торгового сбора не сможет быть зачтена в счёт уплаты налога на прибыль, вследствие того, что у нас для этого «не хватает» налога на прибыль. При этом за убыточный период мы также должны заплатить сумму торгового сбора, ведь обязанность его уплаты не зависит от финансового результата деятельности, а зависит только от факта осуществления квалифицированной торговой деятельности.

Таким образом, на крупные торговые предприятия налоговая нагрузка не возрастёт, потому что сумма торгового сбора для них достаточно символична, даже при наличии значительных торговых площадей, и поэтому им не составит труда зачесть уплаченную сумму торгового сбора в счёт, например, налога на прибыль. Но для небольших добросовестных торговых предприятий, выплата дополнительного сбора может привести к существенному понижению прибыли.

Необходимо также заметить, что исчислять и уплачивать сумму налога налогоплательщик должен самостоятельно, что несёт в себе дополнительные риски неуплаты торгового сбора в отношении объекта движимого или недвижимого имущества, с помощью которого осуществляется торговая деятельность.

Каким же образом стать налогоплательщиком по торговому сбору? С 1 по 7 июля 2015 года все лица, использовавшие объекты движимого и недвижимого имущества для ведения квалифицированной торговой деятельности, должны были подать уведомление о постановке на учёт в налоговый орган по месту нахождения объекта имущества или по месту жительства (в случае с ИП). В случае изменения размера площади торгового объекта или появления нового торгового объекта, налогоплательщик должен в течение 5 дней уведомить об этом уполномоченный налоговый орган или поставить его на учёт в налоговый орган (п. 2 ст. 416 НК РФ).

По данным СМИ, из 260 тыс. торговых предприятий в Москве к середине июля подали уведомления около 35 тысяч . Это связано в том числе с тем, что штраф, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, составляет всего 200 рублей . Однако если в ходе налоговой проверки будет выявлено, что лицо вело деятельность без подачи уведомления о постановке на учёт и уплате торгового сбора в установленном размере, то оно может быть привлечено к более серьёзной ответственности (п. 2 ст. 116 НК РФ): штраф в размере 10% от доходов, полученных в данный период, но не менее 40 тыс. рублей.

Как можно избежать уплаты торгового сбора законными способами

Во-первых, в соответствии с Законом о торговом сборе, в Москве освобождаются от уплаты торгового сбора при условии подачи уведомлений :

  • розничная торговля через вендинговые аппараты;
  • разносная торговля в автономных, бюджетных и казенных учреждениях;
  • торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;
  • торговля на территории розничных рынков (сбором облагается только деятельность по организации розничных рынков);
  • торговля на территории агропродовольственного кластера;
  • отделения «Почты России»;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения;
  • религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках;
  • торговля в театрах, кинотеатрах и музеях, планетариях и цирках;
  • торговля через объекты нестационарной торговли (ларьки) со специализацией «Печать»;
  • лица, оказывающие бытовые услуги и осуществляющие при этом торговлю.

Во-вторых, освобождаются от уплаты торгового сбора без подачи уведомлений :

Некоторые предприниматели предлагают различные варианты по объединению нескольких торговых предприятий в рамках договоров о совместном использовании объектов движимого и недвижимого имущества и, соответственно, платить торговый сбор не как за отдельные объекты торговой деятельности, а как за один объект торговой деятельности. Такая опция возможная, так как суммы сбора за небольшой торговый объект площадью 25 м 2 и 250 м 2 различаются незначительно (например, для ЦАО 60 тыс. рублей и 70 тыс. рублей, соответственно).

Выводы

Торговый сбор направлен в первую очередь на установление минимальной планки налогов, которые обязано платить торговое предприятие вне зависимости от финансового результата, а только за факт ведения торговой деятельности в Москве. В связи с этим, многие предприятия, для которых уплата торгового сбора представляет собой значительную сумму, будут прекращать вести деятельность или уходить в «теневой» рынок, то есть не платить налоги вовсе. Поэтому вторая цель, на которую было направлено введение торгового сбора – уменьшение размера «теневой» торговли – может потерпеть крах, так как, скорее всего, «теневой» сектор торговли может только вырасти без должного контроля со стороны Департамента экономической политики и развития города Москвы и ФНС.

Источник главного фото: http://ecoplus-buh.ru/

Независимые книжные магазины увидели угрозу в новом торговом сборе [Электронный ресурс]: Новая газета, — Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/news/1695270.html (дата обращения 27.12.2015); Торговый сбор ставит букинистов на грань выживания [Электронный ресурс]: Ридус, — Режим доступа: (дата обращения 27.12.2015).

http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Закон о бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017, млрд руб. [Электронный ресурс]: budget.mos.ru, — Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_summary (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Введение налога с продаж: баталии вокруг региональных сборов [Электронный ресурс]: audita.ru, — Режим доступа: http://audita.ru/articles/vvedenie-naloga-s-prodazh.html (дата обращения 27.12.2015).

Новые сборы с бизнеса коснутся только торговли [Электронный ресурс]: РБК, — Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/17/11/2014/5469b8edcbb20fe3da6ccbf0 (дата обращения 27.12.2015).

ТС посвящена глава 33 НК РФ. Введена она ФЗ от 29.11.2014 г. № 382-ФЗ. Новая статья вступила в силу с июля 2015 г. Введение сбора направлено на более эффективное использование объектов торговли и чтобы налогоплательщики показывали свои реальные доходы, поскольку данный сбор уменьшает суммы других налогов.

Как узнать о введении сбора в моем регионе?

Чтобы узнать о принятии регионального закона “О введении торгового сбора”, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту осуществления вашей деятельности, а также на официальный сайт правительства субъекта или прочитать в Газете – официальном источнике опубликования.
На текущий момент ТС введен на территории г. Москвы (Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62 “О торговом сборе”) и действует с 1 июля 2015 года. На очереди – Санкт-Петербург, далее Севастополь.

В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения (Москвы,Санкт-Петербурга и Севастополя), ТС может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.Таким образом, в других субъектах РФ ТС пока не может быть введен. Надо ждать федерального закона, а затем местного.

Кто платит торговый сбор

Платят организации и ИП, которые осуществляют торговую деятельность на территории Муниципального образования, где установлен данный сбор.

ТС уплачивают налогоплательщики, находящиеся на ОСНО и УСН. Если налогоплательщик находится на ЕНВД по тому виду деятельности, который подпадает под сбор, он должен сменить систему налогообложения.

Что не влияет на уплату сбора?

  1. Оплата ТС не зависит от наличия права собственности на объект, с которого ведется торговля.
  2. Сумма полученных доходов не влияет на размер ТС, так как учитывается только площадь и место нахождения торговой точки.
  3. Вне зависимости от места регистрации при осуществлении деятельности в другом регионе, где введен ТС, его придется платить.
  4. Не учитывается, сколько раз за квартал производилась торговля, даже если один раз, все равно придется платить фиксированнную сумму ТС.

Кто может не платить сбор?

Не платят сбор ИП, находящиеся на Патенте, а также налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН.
Освобождаются от уплаты ТС организации федеральной почтовой связи, автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Как рассчитывать торговый сбор и какие ставки

Торговый сбор равен ставке ТС умноженной на фактическое значение физического показателя.

Местные органы могут снизить ставки вплоть до нуля. Основания льгот и порядок их применения устанавливаются законами муниципальных образований.

Предположим, торговля в стационарном объекте в Москве, площадь 75 кв.м. Стоимость Патента на розничную торговлю на три месяца в Москве равен 30000 руб.
Определяем максимальный ТС
30000 руб./50*85 кв.м = 45000 руб.
Так как стоимость Патента власти могут менять, следовательно, будет меняться и размер ТС.

Как встать на учет и сняться с учета?

Постановка на учет организации и ИП, как плательщика ТС, осуществляется в налоговом органе на основании Уведомления по форме №ТС-1 КНД 1110050 в течении 5 дней. Встать на учет нужно по месту нахождения объекта торговли, если используется недвижимое имущество. В иных случаях на учет становятся по месту нахождения организации, по месту жительства ИП.

В течении 5 дней с даты постановки на учет в адрес плательщика ТС налоговый орган направляет соответствующее свидетельство по форме №ТС КНД 1120450.
В случае прекращения деятельности на объекте, подпадающем под ТС, плательщик сбора должен представить в налоговый орган Уведомление о снятии с учета по форме №ТС-2 КНД 1110051.

Уведомления подаются на бумажном носителе или в электронном виде по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Что будет, если не встать на налоговый учет?

На налоговый учет нужно встать в течение 5 рабочих дней с даты начала торговли. Ведение деятельности без подачи Уведомления о постановке на учет в качестве плательщика ТС приравнивается к ведению деятельности организацией и ИП без регистрации в налоговом органе. Отсюда делаем вывод, что сумма штрафа может быть ощутимой.

Сроки уплаты торгового сбора

Торговый сбор нужно платить каждый квартал, не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения. Например, за 1 квартал нужно уплатить до 25 апреля и т.д.

Как влияет уплата Торгового сбора на НДФЛ

Согласно п.5 ст.225 НК РФ если ИП будет заниматься торговлей в субъекте по месту своего учета и платить причитающийся ТС, то он имеет право уменьшить НДФЛ по итогам года на сумму уплаченного в этом году ТС.

Если ИП не подал Уведомление о постановке на учет, то он не имеет права уменьшить НДФЛ на сумму уплаченного ТС.

Если ИП зарегистрирован в одном регионе, а осуществляет деятельность в другом, например, в Москве, и платит там ТС, то в этом случае тоже уменьшить НДФЛ нельзя.

Торговый сбор и уплата налога по УСН

В соответствии с п.8 ст.346.21 НК РФ организации и ИП, применяющие УСН с объектом “Доходы”, имеют право уменьшить единый налог по УСН на сумму ТС, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода, при условии, что единый налог УСН и ТС уплачиваются в один и тот же бюджет.

При УСН с объектом “Доходы минус расходы” уплаченный ТС в соотвествующем периоде входит в состав расходов.

Данная льгота не применяется, если плательщиком сбора не подано Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика ТС.

Как меняется налоговая нагрузка по налогу на прибыль при уплате ТС?

В соответствии с п. 10 ст. 286 НК РФ организации на ОСНО могут уменьшить налог на прибыль и авансовые платежи на сумму уплаченного торгового сбора до даты уплаты налога (авансового платежа) в части налога на прибыль, зачисляемого в консолидированный бюджет субъекта, в котором введен торговый сбор.

Льгота не применяется, если плательщиком сбора не подано Уведомление о постановке на учет,в качестве плательщика ТС.

На территории столицы вводится торговый сбор с 1 июля 2015 года. Рассмотрим кто будет платить торговый сбор с 2015 года, виды деятельности, попадающие под уплату, порядок постановки и снятия учета плательщика, периодичность платежа и меру ответственности за не постановку на учет. Также обращаем внимание, что ведение деятельности, попадающей под применение сбора и не уведомление при этом ФНС в установленном порядке приравнивается к работе без постановки на учет.

В качестве плательщиков торгового сбора выступают индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющих торговую деятельность на территориях муниципальных образований (Городов федерального назначения), в отношении которых законами городов Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга установлен данный сбор по введенных ими правовыми актами. При этом такая деятельность ведется с использованием недвижимого и (или) движимого имущества (НК РФ ст. 411, п.1).

К плательщикам будут относиться категории компаний и предпринимателей, у которых вид торговли предусмотрен соответствующим законом. Так скажем, в случае продажи со складов торговый сбор уплачиваться не будет, так как не попадает под условия закона – там такой бизнес не прописан.

Величина торгового сбора будет дифференцированной и будет зависеть от площади объекта и его месторасположения. Так скажем сумма сбора, уплачиваемым магазином в ЦАО будет превышать сумму сборов в остальных районах старой Москвы, и ориентировочно в 3 раза больше, чем на вновь присоединившихся территориях.

Организации попадающие по условия применения торгового сбора должны встать на учет в ФНС включительно до 7 июля 2015 г. в качестве плательщика и получить свидетельство (НК РФ ст.416 п.2). После вступления в силу закона все вновь организующиеся компании или те, кто начал вести деятельность попадающие под условия применения сбора должны встать на учет в течение 5 суток с начала ведения такой деятельности.

Уплата сбора будет производится ежеквартально в установленные сроки – не позже 25 числа месяца, который следует после окончания налогового периода. Соответственно первый раз платеж необходимо осуществить уже включительно до 25 октября 2015 года.

Виды деятельности, попадающие под уплату торгового сбора в Москве

Применения сбора касается организаций и ип, осуществляющих торговую деятельность, к которой относятся следующие виды:

  • Осуществление торговли через стационарную торговую сеть, которая не имеет торговые залы (за исключение автозаправочных станций).
  • Осуществление торговли посредством объектов нестационарной сети.
  • Торговля посредством торговых залов стационарной сети.

Организация розничных рынков приравнивается к торговой деятельности. Также не имеет значение вид торговли, попадают под уплату все: розница, опт и мелкий опт.

Под объектом осуществления торговли понимаются помещения, сооружения, здания, торговые точки, стационарные и нестационарные объекты, используемые для осуществления деятельности, попадающего под уплату сбора.

Под торговлей понимается вид деятельности, который связан с торговлей в розницу, мелким оптом и оптом, осуществляемыми посредством объектов стационарной и нестационарной сети, в том числе с помощью товарного склада.

Кто освобожден от уплаты сбора

От уплаты торгового сбора освобождаются плательщики, если они применяют специальные налоговые режимы ЕСХН или ПСН по данному виду деятельности (НК РФ ст. 411, п.2). А также автозаправочные станции.

Кроме этого, для отдельных категорий налогоплательщиков на основании НК РФ ст.410, п.3, на муниципальном уровне (на основании законов, изданных городом Федерального назначения) могут быть установлены льготы.

Обращаем внимание, что согласно под применение сбора не попадает торговля, которая осуществляется путем отпуска товаров со склада.

В соответствии с 62 законом г.Москвы от уплаты торгового сбора освобождаются следующие налогоплательщики:

  • Осуществляющие розничную торговлю с использованием автоматов (торговых и вендинговых).
  • Осуществляющих торговлю на ярмарках, организованных в выходные дни, а также на региональных и специализированных ярмарках.
  • Осуществляющих торговлю на территории розничных рынков посредством объектов нестационарной и стационарной торговой сети.
  • Осуществляющих разносную торговлю в зданиях, помещениях, сооружениях, которые находятся в оперативном управлении казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Освобождаются следующие учреждения:

  • Почтовой связи.
  • Бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Уменьшение налогов на сумму уплаченного сбора

По итогам года налогоплательщики вправе уменьшить начисленную по следующим видам налогов (НК РФ ст. 286, п.10, ст. 346.21, п.8):

  • Налог на прибыль (региональную часть).
  • Упращенку, рассчитываемую по объекту налогообложения «доходы».

Что касается УСН по системе “доходы минус расходы”, по ней прямой нормы нет. Однако в перечне расходов, на которые можно уменьшить налог присутствуют статься расходов по сборам, уплаченным согласно законодательства о налогах и сборах (НК РФ ст.346.16, п.1, пп. 22).

Важно! Минфин в дал разъяснение по определению торговой площади, в том случае, если от нее зависит величина торгового сбора. По предложению чиновников ее необходимо определять исходя из НК о патентной системе.