Внешняя политика ссср в 30 г.

«Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени

П. Ф. Лесгафта Санкт- Петербург»

Факультет: «Экономики, управления и права»

Кафедра: «Истории»

Реферат по дисциплине: "История России" Тема:

"Внешняя политика СССР в 30-е годы XX века"


Выполнил: студент 1 курса

очной формы обучения

Прядко Никита Сергеевич.

Санкт – Петербург. 2009



Введение

1.1 Мировой экономический кризис – как причина военных конфликтов

2.5 Советско-германские договоренности, пакт Риббентропа - Молотова

2.6 Начало Второй мировой войны и политика СССР в условиях Второй Мировой войны. «Зимняя война»

Заключение

Список литературы



Введение


В 2009 г. исполнилось 70 лет со дня начала Второй Мировой Войны и 68 лет с момента злодейского нападения фашистской Германии на Советский Союз, начала Великой Отечественной войны. Эти фразы напоминают нам о событиях, которые затронули почти весь мир и принесли ему неисчисляемые бедствия. Они заставляют нас снова и снова обращаться к изучению причин возникновения Второй Мировой Войны, потому что не возможно понять почему, за что было столько всего разрушено и загублено так много человеческих жизней. Чтобы разобраться в причинах войны, писал В.И. Ленин, необходимо «изучить политику перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне». Уроки истории не должны быть забыты, если мы хотим предотвратить новую, еще более страшную по своим последствиям войну.

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20-30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств - Германии, Италии и Японии.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным.

Первое - принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных движений. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), В него вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение - принцип мирного сосуществования с капиталистической системой - определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и в первую очередь развития экономических связей с Западом.

Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров. Это обусловливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР, к стремлению установления с ним не только экономических, но и политических отношений.

В течение 20 - 30-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели непоследовательный, амплитудный характер.

Изучение особенностей внешней политики СССР в 30-е гг. нельзя рассматривать вне контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство СССР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений СССР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции.

Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией.

России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. Обострились и отношения с Китаем, где вспыхнул вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. Таким образом, на этом этапе приоритет во внешней политике оказался отдан "коминтерновскому" направлению.



I. Внешняя политика CCCР в 20 - 30-е годы


1.1 Мировой экономический кризис как причина военных конфликтов конфликтов


Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г. и длившийся по 1932 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

Экономический кризис вызвал борьбу за мировые рынки. В 1930-1931 гг. западные державы обвинили Советский Союз в том, что он, используя дешевый принудительный труд, экспортирует свои товары по демпинговым ценам, нанося тем самым урон европейской экономике. Труд заключенных действительно применялся в производстве экспортных товаров, например леса, но объем советского экспорта был слишком незначителен для того, чтобы серьезно повлиять на состояние мирового рынка. Тем не менее Франция, а вслед за ней и некоторые другие государства Европы запретили ввоз ряда советских товаров. СССР в ответ сократил закупки в этих странах, что в условиях кризиса, когда Запад был особенно заинтересован в советском рынке, являлось весьма чувствительной мерой.


1.2 Политика СССР в Европе на рубеже 20-30-х годов


В 1929 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул проект объединения Европы в «пан-Европу». По французскому проекту, «пан-Европа» должна была стать средством поддержания мира и преодоления экономического кризиса. В СССР и в Германии проект Бриана расценили как попытку обеспечить французскую гегемонию в Европе. Переговоры о «пан-Европе», состоявшиеся в 1930-1931 гг., успехов не имели.

Основу советской политики в Европе на рубеже 20-30-х годов составлял курс на поддержание установленных в Рапалло дружественных отношений с Германией. Сталин и его окружение еще со времен гражданской войны рассматривали Атланту как главного врага, а Германию как возможного союзника. Не случайно Сталин характеризовал план Дауэса как «Американо-французский план ограбления Германии». При этом в СССР весьма опасались перехода Германии на антисоветские позиции. Нарком иностранных дел М.М. Литвинов в 1929 г. предупреждал: «В Германии имеются лица, группы, организации и даже партии, которые ставят своей целью радикальные изменения политики Германии в сторону антисоветских махинаций». В 1931 г. СССР и Германия продлила договор 1926 г. о ненападении и нейтралитете.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х – начала 30-х гг. разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. На этом конгрессе проявились противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным, который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна). Если Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо использовать для укрепления коммунистического движения. Исходя из этого сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к следующему:

Отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые рассматривались как главные враги рабочего класса;

Бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и создавать новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;

Очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной линией Коминтерна.

В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин "социал-фашизм", который отражал концепцию Сталина о сближении в перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и подъём революционного движения. Степень революционности любой коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности трудящихся.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики:

1) отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер;

2) признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика «умиротворения»);

3) борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

Тезисы о нарастании противоречий в капиталистическом мире и о постоянной внешней угрозе для СССР играли важную роль в развитии внутриполитической ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований. В связи с этим усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост экстремизма националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В 1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей. Предусматривалось взаимное ненападение, нейтралитет в случае агрессии третьих держав, неучастие сторон в направленных друг против друга коалициях и союзах. В ноябре 1932 г. был подписан советско-французский договор о ненападении, что знаменовало заметное улучшение двусторонних отношений. Такой шаг Франции диктовался, в первую очередь, ростом реваншистских и милитаристских настроений в Германии, где к власти рвался Гитлер.


1.3 Отношения на Дальнем Востоке


На Дальнем Востоке Япония оккупировавшая в 1931 г. Манчжурию, не встретив серьезного сопротивления со стороны китайской армии. В марте японцы создали на территории Маньчжурии марионеточное государство Маньчжжоу-Го.

В связи с укреплением японских позиций в непосредственной близости от советских границ СССР предложила Японии заключить пакт о ненападении, однако японские власти это предложение отклонили. В конце 1932 г. СССР восстановил дипломатические отношения с Китаем, разорванные в 1929 г. после конфликта на КВЖД. Одновременно СССР поддерживал китайскую компартию во главе с Мао Цзедуном, которая в 1931 г. провозгласила создание на территории ряда южных и центральных провинций Китайской Советской республики и сформировало Красную Армию.

Япония в 1937 г. перешла к агрессии против остальной территории Китая и Монголии. Действия японских войск затронули и территорию СССР: в августе 1938 г. в районе озера Хасан произошло сражение между советскими и японскими войсками. После кровопролитных двухдневных боев части обеих сторон были отведены от гребня спорной высоты. Но советские граждане узнали из газет о поражении вторгшихся японцев.

В следующем году из-за пограничного спора у реки Халхин-Гол возник конфликт между Японией и Монгольской Народной Республикой. СССР, связанный с Монголией договором о взаимопомощи 1921г., бросил против японцев свои войска. Тяжелые бои под командованием Г. К. Жукова начались в мае 1939 г. и продолжались четыре месяца. Потери японцев составили около 50 тыс. чел. Правда, и советские войска, обладавшие большим численным и техническим превосходством, понесли существенные потери из-за упорного сопротивления японцев и недостатка боевого опыта. 15 сентября 1939 г. было подписано перемирие с японской стороной. Япония выразила готовность к перемирию не только вследствии военного поражения, но и в связи с принципиальным улучшением отношений между СССр и Германией.

Тем не менее напряжение на дальневосточных рубежах Советского Союза нарастало.



1.4 Отношения с Германией. Приход Гитлера к власти в Германии


В январе 1933 г. фюрер НСДАП Адольф Гитлер стал канцлером Германии. В Германии установилась нацистская диктатура. Приход национал-демократов к власти объясняется резким падением уровня жизни в результате кризиса и ростом реваншистских настроений в германском обществе. Немцы возлагали надежды на политические силы, которые стремились не совершенствовать существующий строй, а уничтожить его и заменить новым: на крайне правых - нацистов, или крайне левых - коммунистов. Гитлер добился популярности, обещая немцам быстрый реванш, играя на низменных националистических и шовинистических инстинктах обывателей.

Левые партии Германии - социал-демократы и коммунисты, - имевшие в рейхстаге около 40 % голосов, не смогли сплотиться и воспрепятствовать приходу нацистов к власти. Под диктовку Комитерна КПГ продолжала обвинять CДПГ в социал-фашизме. Коммунисты поддержали нацистов во время референдума о недоверии социал-демократическому правительству Пруссии. Некотрые лидеры коммунистов понимали, что такой курс чреват победой нацистов, и предлагали создать единый фронт с социал-демократами, но Сталин решительно пресек такие намерения. В новом проектепартийной программы, подготовленном к 1930 г. по указаниям Москвы, КПГ требовала аннулирования Версальского договора и плана Юнга, а социал-демократы именовались «предательской партией Версаля». Неудивительно, что СДПГ в свою очередь ориентировалось на союз с буржуазными центристскими партиями, а не с коммунистами. Сорвав объединение левых сил Германии, Сталин фактически способствовал победе нацистов. Возможно, поначалу он просто недооценивал исходившую от них опасность, а потом было уже поздно. Но ряд исследователей, особенно на Западе, полагает, что советский лидер сознательно дела-л ставку на приход Гитлера к власти. В 1931 г. Сталин говорил лидеру немецких коммунистов Г. Нойману: «Не думаете ли вы, что, если националисты возьмут власть в Германии, их главной заботой будет Запад? Тогда мы сможем спокойно строить социализм». Германские дипломаты, работавшие в Москве, вспоминали, что уже в 1932 г. «в германском посольстве создалось впечатление, что во избежании временных трудностей в дальнейшем советское правительство уже сейчас хотело бы установить контакт с национал-социалистами». В настоящее время наукаеще не в состоянии окончательно ответить на вопрос, почему перед лицом растущего влияния нацизма Сталин требовал от немецких коммунистов считать главным врагом социал-демократов. Но то, что сталинское руководство несетсвою часть ответственности за победу Гитлера в Германии, едва ли может быть оспорено.



II. Внешняя политика СССР со второй половины 30-х годов – до 1939 г.


2.1 Внешняя политика СССР в Европе, начиная со второй половины 30-х годов


В середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты.

Нацизм в Германии пришел к власти под шовинистическими, антисемистскими, реваншистскими и антикоммунистическими лозунгами. Еще в своей программной книге «Майн Кампф» («Моя борьба»), написанной в середине 20-х, Гитлер заявлял о необходимости расширить жизненное пространство за счет других народов и провозглашал: « Германия должна увеличить свою территорию на Востоке - в основном за счет России».-

Но, встав у власти и развернув преследования коммунистов в Германии, Гитлер не сразу пошел на разрыв с СССР. Напротив, в марте 1933 г. он заявил о готовности поддерживать дружеские отношения с Москвой. Нацистское правительство ратифицировало подписанный в 1931 г. протокол о продлении советско-германского пакта о ненападении. В свою очередь, советское руководство дало понять, что готово улучшить отношения с Германией.

Летом 1933 г. советско-германские отношения стали стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР заявил о прекращении военного сотрудничества с Германией. В октябре того же года Германия отозвала своих представителей с Женевской конференции по разоружению, а затем вышла из Лиги наций. К концу 1933 г. национал-социалистический режим в Германии приобрёл уже законченный вид. Постепенно антисоветизм внешней политики Гитлера становился все более очевидным. В январе 1934 г. Германия заключила пакт о ненападении с Польшей, что в Кремле расценили как антисоветский шаг. Весной 1934 г. практически прекратилось военно-экономическое сотрудничество Германии и СССР. Берлин ответил отказом на предложение Москвы выступить с совместным заявлением об обоюдной заинтересованности в независимости государств Прибалтики.

Только в 1935 году на VII конгрессе Коминтерна фашизм был официально признан в качестве врага №1.


2.2 Новая внешнеполитическая доктрина


В этих условиях Советский Союз формирует новую внешнеполитическую доктрину. Суть её заключалась в соблюдении нейтралитета в любом конфликте и в участии в создании системы коллективной безопасности, которое было невозможно без расширения сотрудничества с западными демократиями. Показательно то, что к середине 30-х гг. в большинстве европейских стран сложились тоталитарные или авторитарные режимы. Немаловажную роль в реализации новой внешнеполитической программы сыграл М.М. Литвинов, в 1930 г. занявший пост наркома иностранных дел.

В конце 1933 г. состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где в результате переговоров с новым президентом США Ф.Д. Рузвельтом были установлены дипломатические отношения между СССР и США. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу наций и сразу же стал постоянным членом её Совета, что означало его возвращение в международное сообщество в качестве великой державы. В 1935 г. был подписан договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии третьей страны, но он не был подкреплён военной конвенцией (как в 1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор был только через девять месяцев после его подписания, в феврале 1936 г. Аналогичный договор был заключен между СССР и Чехословакией. Правда, чехословацкие представители настояли на том, что участники договора были обязаны прийти на помощь друг другу только совместно с Францией. Вероятно, Чехословакия опасалась принимать одностороннюю советскую помощь, грозившую обернуться экспортом революции.


2.3 Коминтерн и политика Народного фронта. Гражданская война в Испании


В середине 30-х годов стало очевидно, что фашизм стремится распространиться за пределы Германии и Италии. В феврале 1934 г. произошел фашистский путч в Париже. Он был сравнительно легко подавлен, но продемонстрировал необходимость объединения всех антифашистских сил. Летом 1935 г. тактика антифашистского Народного фронта была официально принята VII конгрессом Коминтерна. В 1936 г. коммунистические, социалистические и левобуржуазные партии Франции и Испании объединились в Народные фронты и одержали победу на выборах. В обеих странах были созданы правительства Народного фронта.

В Испании 1931 г. была свергнута монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство Народного фронта. Правительство возглавил социалист Л. Кабальеро, но немаловажную роль в его деятельности играли и коммунисты, правда, в основном троцкистского толка.

В июле 1936 г. в Испании начался военно-фашистский мятеж, возглавленный генералом Ф.Франко. Жертвами гражданской войны стали более 1 млн. испанцев. С самого начала этой войны Германия и Италия стали оказывать активную помощь войскам под командованием генерала Ф. Франко, поднявшим мятеж против правительства Народного фронта. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское оружие. Первоначально заявив о политике невмешательства в испанские дела, с октября 1936 г. Советский Союз стал оказывать поддержку Испанской республике. Однако эта поддержка носила весьма специфический характер:

1) во-первых, республиканское правительство получало от СССР за золото военную технику и вооружение, качество которых оставляло желать лучшего, а количество было значительно меньшим по сравнению с германской помощью Франко;

2) во-вторых, в Испанию были направлены три тысячи советников, среди которых были не только военные специалисты, но и представители ОГПУ-НКВД.

Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. Инспанская республика пала. В Испании установилась франксистская диктатура.

Советское руководство было чрезвычайно обеспокоено распространением инакомыслия среди левых сил Испании, против которого и развернули борьбу "компетентные органы". Это не могло способствовать единству республиканских сил, которые потерпели поражение в гражданской войне.

События в Испании дали возможность опробовать в боевых условиях новые образцы военной техники (прежде всего самолётов) и показать всему миру, что новая война будет качественно иной, даже по сравнению с первой мировой. К началу Второй Мировой войны советская пропаганда сформировала у большинства населения представление о том, что Советский Союз одержит победу над потенциальным врагом малой кровью и на чужой территории.


2.4 Англо-французская политика «умиротворения» и ее крах


Ратификация вышеупомянутого советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла закон о всеобщей воинской обязанности. Эти действия Германии были нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь устным протестом. Бессильной в этой ситуации оказалась и Лига наций. Эти события серьёзно изменили военно-политическую ситуацию в Европе. Что касается Советского Союза, то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни для Германии не было секретом его значительное ослабление из-за чисток в различных отраслях народного хозяйства, а главное – в Красной Армии. Такая ситуация, безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о присоединении Австрии к Германии (март 1938 г.) и расчленении Чехословакии, связанной договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.

В то же время в декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией договор о ненападении, что заставляет советское руководство подумать о безопасности своих западных границ в условиях, когда на восточных было очень неспокойно.

Политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. Видя, что Версальская система разваливается, Муссолини в октябре 1935 г. оккупировал Эфиопию, состоявшую членом Лиги Наций. Принятие санкций Лиги Наций против Италии - не помогло Эфиопии и оттолкнуло Италию от Англии и Франции, сблизив ее с Германией.

7 марта 1936 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область. Гитлер признавал позднее: «если бы французы вошли тогда в Рейнскую зону, нам пришлось бы удирать поджав хвосты, так как военные ресурсы наши были недостаточны для того чтобы оказать даже слабое сопротивление». Отступление по словам фашистского фюрера, «кончилось бы полным крушением». Уже тогда, в 1936 г., Франция могла, затратив минимальные усилия, добиться краха гитлеровской диктатуры и избавить мир от ужасов второй Мировой войны, а себя от унизительного поражения и оккупации. Этот шанс был упущен. Фельдмаршал Кейтель говорил на Нюрнбергском процессе: «После того, как Гитлер увидел, что ему все сходит с рук, вот тогда-то одна акция и стала следовать за другой».

В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против Советского Союза (Антикоминтерновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая.

Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. 13 марта 1938 г. был опубликован закон об аншлюсе, начинавшийся словами: «Австрия есть провинция германского рейха...». Ни Англия, ни Франция ничего не предприняли для спасения Австрии, ограничившись формальными протестами.

Вслед за Австрией пришла очередь Чехословакии, на западе которой, в Судетской области, проживало около двух миллионов немцев. Гитлер потребовал передачи Судетской области рейху. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Но Франция и Англия не оказали поддержки Чехословакии, а фактически поставили ее перед ультиматумом, предложив согласиться на передачу Германии всех районов, в которых немцы составляют более половины населения. Правительство Э. Бенеша отказалось от помощи СССР и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область.

Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1939 г. оккупировала всю Чехословакию. 15 марта Чехословакия была превращена в германский «протекторат Богемия и Моравия». Через неделю нацисты вынудили Литву передать Германии Мемельскую область.

В апреле 1939 г. итальянские войска оккупировали Албанию, создав плацдарм против Греции и Югославии. Гитлер демонстративно разорвал англо-германский морской договор и денонсировал пакт о ненападении между Германией и Польшей.


2.52. Советско-германские договоренности, пакт Риббентропа - Молотова


На фоне этих событий Советский Союз должен был определиться в выборе наиболее надёжного союзника. Предпринимались попытки заключить трёхстороннее соглашение с Великобританией и Францией, военные гарантии которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до прибалтийских государств. Но одновременно статс-секретарь германского министерства иностранных дел фон Вайцзекер был поставлен в известность о желании советского правительства улучшить отношения с Германией, несмотря на идеологические разногласия. Западные страны, стремясь воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались выяснить намерения Германии (в начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом.). Кроме того, Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене). Позиция же руководителей Франции и Великобритании на Мюнхенской конференции повлекла за собой настороженность со стороны СССР. Англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. зашли в тупик, но англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Их представители прибыли в Москву 11 августа 1939 г., но советскую делегацию, возглавляемую наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником Генштаба Б.М. Шапошниковым, не удовлетворил ранг прибывших в Москву представителей, не имевших чётких полномочий. Переговоры были перенесены на более поздний срок.

14 августа 1939 г. о своей готовности прибыть в Москву для заключения политического соглашения сообщил министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. Показательно то, что ещё весной 1939 г. был смещён с поста наркома иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по национальности) и заменён В.М. Молотовым. Годом раньше такая же операция была проделана с советским послом в Берлине Я. Сурицем, заменённым А. Мерекаловым. Намеченное на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву было ускорено по просьбе Гитлера, и поздно вечером 23 августа был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа - Молотова).

Таким образом, Гитлер достиг своей цели: он сделал невозможным вступление СССР в войну на стороне Англии и Франции в случае возникновения войны между ними и Германией из-за ее нападения на Польшу. Советско-германский пакт о ненападении по -разному оценивается историками. И.М. Майский, являвшийся в 1939 г. советским послом в Лондоне, много лет спустя писал: «Во-первых, была предотвращена возможность создания единого капиталистического фронта против Советской страны; более того, были созданы предпосылки для образования впоследствии антигитлеровской коалиции... Пакт о ненападении сделал невозможным развязать Вторую Мировую войну нападением на СССР... Во-вторых, благодаря договору с Германией отпадала угроза нападения на СССР со стороны Японии, союзника Германии. Не будь пакта о ненападении с Германией, СССР мог оказаться в трудном положении, когда ему пришлось бы вести войну на два фронта, т.к. В тот момент нападение Германии на СССР с запада означало бы нападение Японии с востока».

Официальное советское издание «Великая Отечественная война. Краткий научно-популярный очерк» отстаивает ту же точку зрения: «Договор Советского Союза с Германией сыграл положительную роль и в укреплении обороноспособности нашей страны. Заключив его, Советское правительство добилось крайне необходимой отсрочки, позволившей укрепить обороноспособность СССР».

Но есть и прямо противоположные мнения. Так, военный историк профессор В.М. Кулиш утверждает: «Отсрочка войны - не заслуга договора. Германское руководство осуществляло свой план войны в Европе: сначала разгромить Польшу, оккупировать или включить в свою коалицию государства Северной и Юго-Восточной Европы, разделаться с Францией и, по возможности, с Англией, «освободиться» на Западе, укрепить союз с Италией и Японией. Для этого и потребовалось полтора года. Предпринять нападение на СССР осенью 1939 г., когда Германия имела около 110 дивизий, из которых более 43 были развернуты на Западе, было бы авантюрой, хотя Гитлер и считал СССР ослабленным. В ходе войны в Европе были развернуты немецкие вооруженные силы. К началу войны против СССР германская армия имела в своем составе 208 дивизий, из которых 152 были брошены против нашей страны».

Гитлер, возможно, вообще не рискнул бы начать войну, зная, что Англия, Франция и СССР продолжают переговоры о совместных действиях.

Возможны различные точки зрения по вопросу о том, кому был более выгоден пакт 23 августа и явилось ли его заключение ошибкой. Можно по-разному отнестись к факту заключения соглашения с фашистским режимом. Но, безусловно, в самом пакте о ненападении не содержалось нарушений международного права. СССР имел полное право выбирать, как строить отношения с той или иной страной. Однако пакт о ненападении был дополнен секретными протоколами, которые грубейшим образом нарушали международное право. Именно поэтому Советское государство долгие годы отрицало подлинность секретных протоколов, утверждая, что они сфабрикованы врагами СССР. Лишь в 1990 г. подлинность протоколов была признана официально.

В секретном протоколе «О границах сфер интересов Германии и СССР» было указано разграничение сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии. В соответствии с этим документом определялись зоны влияния в Восточной Европе. В советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия, в немецкой – Литва. Польша должна была быть разделена между Германией и СССР по линии рек Нарева, Висла и Сана. Предполагалось, что украинские и белорусские территории, вошедшие в её состав по Рижскому договору 1921 г., должны отойти к СССР.

В своем выступлении на сессии Верховного Совета СССР 31 августа 1939 г. Молотов провозглашал: «Советско-германский договор о ненападении означает поворот в развитии Европысуживает поле возможных столкновений в Европе и служит, таким образом, делу всеобщего мира».

На следующий день началась Вторая Мировая война.


2.6 Начало Второй мировой войны и полтика СССР в условиях Второй Мировой войны. «Зимняя война».


1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши- Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война.

Советское руководство недвусмысленно поддержало германское вторжение в Польшу. Уже 8 сентября 1939 г. послушный Сталину Секритариат Комитерна направил европейским компартиям письмо, в котором говорилось: «Международный рабочий класс ни в коем случае не должен защищать фашистскую Польшу, которая отвергла помощь СССР...». В первые дни войны Гитлер добивался от Советского Союза быстрейшего вступления красной Армии в Польшу. Однако Советское руководство предпочитало дождаться окончательного разгрома Польши, что позволило бы предстать перед лицом советского народа и зарубежных стран не агрессором, а спасителем населения восточных районов Польши от гитлеризма.

В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия начала Освободительный поход на Польшу, вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. Во многих случаях местные жители встречали красноармейцев хлебом-солью. Германское правительство и Правительство установило демаркационную линию, которая проходила через польскую столицу, оставляя западные районы Варшавы на немецкой стороне, а варшавское предместье Прагу - на советской.

После вступления Красной Армии на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, немцы, в соответствии с секретным протоколом от 23 августа, отвели свои войска на запад с территорий Западной Украины и Западной Белоруссии. Накануне их ухода в Бресте, Гродно, Пинске и других городах были проведены совместные советско-германские парады.

После того как Западная Украина и Западная Белоруссия были заняты

советскими войсками, на их территории были проведены выборы в народные собрания. В конце октября народные собрания провозгласили Советскую власть и ходатайствовали о присоединении Западной Белоруссии и Западной Украины к Белорусской и Украинской ССР. Находившееся в эмиграции польское правительство не признало этих решений. На территория была проведена коллективизация. Около 10% населения было депортировано в Сибирь, на Север и в Казахстан. Смертность среди депортируемых достигла 16 %. Репрессии вызвали сопротивление местного населения. Еще до начала Отечественной войны в западных районах Украины началось партизанское движение против Советской власти, возглавляемое Организацией украинских националистов, лидером которой являлся Степан Бандера.

28 сентября 1939 г. в Москве представители СССР и Германии подписали договор «О дружбе и границе». К договору были приложены секретные протоколы и карты, по которым 48,6% территории бывшей Польши переходило к Германии, а 51,4% - к СССР. Согласно договору западная граница Советского Союза проходила теперь по так называемой линии Керзона, которую в свое время признавали Англия, Франция, США и Польша. Но если пакт о ненападении (23 августа 1939 г.) можно оправдать конкретными обстоятельствами, то подписание этого договора было фактически сговором с агрессором и не отражало волю советского народа. Получив свободу действий в Прибалтике, сталинское руководство предпринимает попытку ее советизации, как путем дипломатических, так и военных мер. Правительствам этих стран предложили заключить пакты о взаимопомощи, которые и были подписаны 28 сентября с Эстонией, 5 октября с Латвией и 10 октября с Литвой. В результате Советский Союз получил право размещения в республиках Прибалтики своих войск и создания на их территориях военно-морских и военно-воздушных баз. Стороны обязывались оказывать друг другу всяческую помощь, в том числе и военную, в случае нападения или его угрозы. Пункты договоров были выгодны не только для СССР. Литва, например, получала территорию Вильно и Виленской области (6 656 кв. км) с населением около полумиллиона человек, среди которых литовцы составляли не более 20%. Одновременно подписывались торговые соглашения о поставках сырья из СССР, что компенсировало потерю связей с Западом в условиях начавшейся мировой войны. Установление Советской власти сопровождалось в Прибалтике массовыми репрессиями - из трех республик было депортировано около 40 тыс. чел., из которых 1948 г. осталось в живых 4814.

По воспоминаниям И.Г. Эренбурга, после заключения»Договора о дружбе и границе» слово «фашизм» перестал быть бранным в официальном советском словаре.

Участие Советского Союза в разделе восточной Европы и заключение договора с уже воюющей Германией может рассматриваться как его фактическое вступление во Вторую мировую войну на стороне Гитлера.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину. 2 августа 1940 г. было провозглашено создание Молдавской Сср, в которую вошли Бессарабия и выделенная из состава Украины Советская Молдавия. Северная Буковина стала Черновицкой областью Украинской ССР. Население Бессарабии встречали Красную Армию как своего освободителя. Однако, вскоре на территории Бессарабии развернулись массовые чистки репрессии, охватившие от 67 до 89 тыс. чел, главным образом зажиточных крестьян, мелких и средних предпринимателей, интеллигенцию.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км.

Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз. Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор «О дружбе и границе», другие внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, нарушали суверенитет ряда государств Восточной Европы.

Отношения между Финляндией, получившей независимость в результате распада Российской империи, и Советским Союзом развивались непросто. В 1932 г. СССР и Финляндия заключили пакт о ненападении, продленный в 1934 г. на 10 лет. Хельсинки были обеспокоены депортацией карелов в 1935 г, закрытием финноязычных изданий и школ в Советской Карелии. В свою очередь националистические группировки Финляндии выдвигали претензии на советскую территорию. В апреле 1938 г. СССР по секретным каналам предложил финнам переговоры с целью укрепления взаимной безопасности, но переговоры закончились безрезультатно.

Обезопасив свой тыл на Востоке, 9 октября 1939 г. Гитлер подписал директиву о подготовке к нападению на Францию, а через десять дней утвердил план стратегического развертывания германской армии для проведения наступательных операций на Западе (план «Гельб»). Распространение пожара мировой войны заставило в свою очередь И.В. Сталина задуматься о безопасности северо-западных границ СССР (граница с Финляндией проходила в непосредственной близости от Ленинграда). Кроме того, он был не прочь реализовать договоренности, изложенные в секретном протоколе к договору от 23 августа 1939 г., о возможных территориальных и политических изменениях в Финляндии. В октябре советское правительство предложило Финляндии сдать СССР в аренду полуостров Ханко для устройства на нем советской военной базы и обменять территории на побережье восточной части Финского залива на земли в Восточной Карелии. Финская сторона ответила отказом.

У границы с Финляндией началось сосредоточение советских войск. 26 ноября 1939 г. в районе селения Майнила в учебных стрельбах погибло и было ранено несколько советских воинов. Советская сторона, используя этот инцидент, обвинила Финляндию в агрессии и потребовала отвести войска на 20-25 километров от Ленинграда. Отказ финского правительства послужил поводом для СССР в одностороннем порядке денонсировать 28 ноября 1939 г. договор с Финляндией о ненападении от 1932 г. Утром 30 ноября войска Ленинградского военного округа вторглись на территорию Финляндии. На следующий день в селении Териоки было сформировано «народное правительство» Финляндской Демократической Республики (ФДР) во главе с О. В. Куусиненом. Несмотря на то, что советские войска в начале декабря 1939 г. сумели выйти к сильно укрепленной «линии Маннергейма», прорвать ее они так и не смогли. Только после почти двухмесячной тщательной подготовки войск Северо-Западного фронта под командованием командарма 1 ранга С.К. Тимошенко они сломили упорное сопротивление финской армии и вышли на подступы к Выборгу. 12 марта 1940 г. был подписан советско-финский мирный договор, по которому граница на Карельском перешейке была отодвинута от Ленинграда на 120- 130 километров. К СССР отошли несколько островов в Финском заливе, финская часть полуострова Средний и Рыбачий в Баренцевом море, а в аренду сроком на 30 лет передавался полуостров Ханко.

Эта война была не популярна среди советских людей, так как носила ярко выраженный захватнический характер. Известный поэт А.Т. Твардовский назвал ее «войной незнаменитой». Потери советских Вооруженных Сил составили почти 126,9 тыс. убитыми, пропавшими без вести, умершими от ран и болезней, а также 248 тыс. ранеными, контужеными и обмороженными. Финляндия потеряла 48,2 тыс. человек убитыми и 43 тыс. ранеными. В политическом плане эта война нанесла серьезный ущерб и международному престижу Советского Союза. По решению Лиги Наций за агрессию против Финляндии в декабре 1939 г. СССР был исключен из этой организации и оказался в международной изоляции.



Заключение


Исследователям, которые изучают историю советско-германских отношений, приходится учитывать, во-первых, появление новых документов, которые проливают свет на эту проблему. В частности, в сборнике документов "Фашистский меч ковался в СССР " убедительно доказано, что в 20-е гг. советское руководство помогло Германии создать свои вооруженные силы в обход Версальского договора. Во-вторых, приходится учитывать влияние западной историографии, которая основную вину за развязывание второй мировой войны возлагает либо на СССР, либо на А. Гитлера и И. Сталина одновременно. Подобные взгляды высказываются в частности, в недавно вышедших работах Н. Верта, в которых вся внешняя политика СССР в 30-е гг. подается под углом дестабилизации положения в Европе и попустительства агрессору, и особенно работа В. Суворова "Ледокол", которая имеет характерный подзаголовок " Кто начал Вторую мировою войну? " и своим содержанием подводит к однозначному ответу на этот вопрос. Указанные два обстоятельства повлияли на работы М.И. Семиряги. Г.Л. Розанова, Л.А. Безыменного. О.А. Ржемевского, А.М.Самсонова, А. О. Чубарьяна и других исследователей, посвященные анализу внешней политики СССР накануне второй мировой войны. Заслуживают внимания исследования В. Петрова. А. Донгарова об обстоятельствах советско-финской войны 1939 - 1940 гг.. В. Абаринова о трагедии в Катыни, В.А. Парсадоновой о взаимоотношениях между СССР и территориями, которые отошли к нему по советско-германскому пакту 1939 г. Именно этот пакт и политика СССР после его заключения требуют взвешенного анализа исследователей не на основе идеологии, а на основе объективного изучения фактов и шагов, предпринятыми всеми субъектами международных отношений. На рубеже 20-30-х гг. во внешней политике СССР произошли такие же радикальные изменения, что и внутри страны. Полностью изменилось руководство НКИД и Коминтерна, перед которым бала поставлена основная задача - обеспечить благоприятные влияние условия для построения социализма в СССР. Нужно было предотвратить угрозу втягивания СССР в международные конфликты, а также максимально использовать выгоды экономического сотрудничества с развитыми странами Запада. В связи с изменением приоритетов во внешней политике деятельность Коминтерна рассматривалась как второстепенная по сравнению с деятельностью НКИД, во главе которого был поставлен М.М. Литвинов, известный своими симпатиями к западным демократиям. Но впоследствии, деятельность СССР на дипломатической арене в середине 30 - х годов получила название "политика коллективной безопасности". Ее эффективность в предотвращении угрозы мировой войны высоко оценивалась официальной советской историографией и подвергается сомнению в современной литературе. Следует, однако, учитывать, что политика коллективной безопасности зависит от позиции всех сторон, участвовавших в ее выработке. Важно определить степень заинтересованности этих сторон в создании такой системы в Европе. СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней в то время. Поэтому в искренности его усилий не стоит сомневаться. Однако без попустительства Германии со стороны стран Запада были бы невозможны ремилитаризация Рейнской области, война в Испании и победа фашизма в ней, аншлюс Австрии и оккупация Чехословакии. Призывы СССР к обузданию агрессора в Лиге Наций можно рассматривать как демагогию, но нельзя не замечать складывание блока агрессивных государств на основе антикоминтерновского пакта и подписание Мюнхенского соглашения. Учитывая крах своей дипломатической деятельности, СССР вынужден бал обратить внимание на ситуации, которая складывалась вблизи его границ. Положение на дальневосточных рубежах приелось исправлять военным путем в сражениях с Японией на озере Хасан и в районе Халкин - Гола, Угрозу, которая надвигалась с Запада, приходилось решать дипломатическим путем сначала в переговорах с западными демократиями, а затем и со страной, которая представляла непосредственную угрозу СССР. Обстоятельства, приведшие к заключению советско-германского договора о ненападении, а также его влияние на международные отношения в настоящее время известны хорошо, и вряд ли можно ожидать каких-то новых документов по этим вопросам. Их трактовка зависит от позиции, которую занимает исследователь, характеризуя советскую внешнюю политику. Мнения по этому вопросу кардинально расходятся у различных исследователей, и они базируются на политических симпатиях и антипатиях, а не объективном анализе фактов.

Европейская внешняя политика СССР прошла в 30-е годы три этапа: до прихода в Германии нацистов наблюдалась преимущественно прогерманская ориентация; с 1933 по 1939 гг. преобладала «продемократическая» линия: ориентация на союз с Англией и Францией, попытки создания системы коллективной безопасности; с 1939 по 1941 гг. вновь возобладала прогерманская линия, которая привлекла Сталина возможностью существенно расширить территорию СССР за счет раздела Мира.



Список литературы


1. Кисилёв А.Ф., «Новейшая история Отечества. ХХ век», М., Владос, 2002 - 336 с.

2. Л.А. Кацва., «История России. Советский период. 1917-1941гг.», М., Мирос-Антиква, 2002-447 с.

3. Мунчаев Ш.М., «История России»

М., Норма, 2004 – 768 с.

4. Орлов А.С., «История России», 2-е изд.

М., Проспект, 2004 – 520 с.

5. Островский В.П., «История России. ХХ век»

М., Дрофа, 2001 – 425 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени

П. Ф. Лесгафта Санкт- Петербург»

Факультет: «Экономики, управления и права»

Кафедра: «Истории»

Реферат по дисциплине: "История России" Тема:

"Внешняя политика СССР в 30-е годы XX века"

Выполнил: студент 1 курса

очной формы обучения

Прядко Никита Сергеевич.

Санкт – Петербург. 2009


Введение

1.1 Мировой экономический кризис – как причина военных конфликтов

1.3 Отношения на Дальнем Востоке

1.4 Отношения с Германией. Приход Гитлера к власти в Германии

II. Внешняя политика СССР со второй половины 30-х годов – до 1939 г.

2.1 Внешняя политика СССР в Европе, начиная со второй половины 30-х годов

2.2 Новая внешнеполитическая доктрина

2.3 Коминтерн и политика Народного фронта. Гражданская война в Испании

2.4 Англо-французская политика «умиротворения» и ее крах

2.5 Советско-германские договоренности, пакт Риббентропа - Молотова

2.6 Начало Второй мировой войны и политика СССР в условиях Второй Мировой войны. «Зимняя война»

Заключение

Список литературы


Введение

В 2009 г. исполнилось 70 лет со дня начала Второй Мировой Войны и 68 лет с момента злодейского нападения фашистской Германии на Советский Союз, начала Великой Отечественной войны. Эти фразы напоминают нам о событиях, которые затронули почти весь мир и принесли ему неисчисляемые бедствия. Они заставляют нас снова и снова обращаться к изучению причин возникновения Второй Мировой Войны, потому что не возможно понять почему, за что было столько всего разрушено и загублено так много человеческих жизней. Чтобы разобраться в причинах войны, писал В.И. Ленин, необходимо «изучить политику перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне». Уроки истории не должны быть забыты, если мы хотим предотвратить новую, еще более страшную по своим последствиям войну.

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20-30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и «пробуждающимися» странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств - Германии, Италии и Японии.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным.

Первое - принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных движений. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), В него вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение - принцип мирного сосуществования с капиталистической системой - определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и в первую очередь развития экономических связей с Западом.

Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь «открыть» Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров. Это обусловливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР, к стремлению установления с ним не только экономических, но и политических отношений.

В течение 20 - 30-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели непоследовательный, амплитудный характер.

Изучение особенностей внешней политики СССР в 30-е гг. нельзя рассматривать вне контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство СССР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений СССР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции.

Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией.

России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. Обострились и отношения с Китаем, где вспыхнул вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. Таким образом, на этом этапе приоритет во внешней политике оказался отдан "коминтерновскому" направлению.


I. Внешняя политика CCCР в 20 - 30-е годы

1.1 Мировой экономический кризис как причина военных конфликтов конфликтов

Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г. и длившийся по 1932 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

Экономический кризис вызвал борьбу за мировые рынки. В 1930-1931 гг. западные державы обвинили Советский Союз в том, что он, используя дешевый принудительный труд, экспортирует свои товары по демпинговым ценам, нанося тем самым урон европейской экономике. Труд заключенных действительно применялся в производстве экспортных товаров, например леса, но объем советского экспорта был слишком незначителен для того, чтобы серьезно повлиять на состояние мирового рынка. Тем не менее Франция, а вслед за ней и некоторые другие государства Европы запретили ввоз ряда советских товаров. СССР в ответ сократил закупки в этих странах, что в условиях кризиса, когда Запад был особенно заинтересован в советском рынке, являлось весьма чувствительной мерой.

1.2 Политика СССР в Европе на рубеже 20-30-х годов

В 1929 г. министр иностранных дел Франции Бриан выдвинул проект объединения Европы в «пан-Европу». По французскому проекту, «пан-Европа» должна была стать средством поддержания мира и преодоления экономического кризиса. В СССР и в Германии проект Бриана расценили как попытку обеспечить французскую гегемонию в Европе. Переговоры о «пан-Европе», состоявшиеся в 1930-1931 гг., успехов не имели.

В конце 20-х — начале 30-х гг. международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис , начавшийся в 1929 г. , вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах.

Международная обстановка еще более резко обострилась после прихода к власти в Германии в 1933 г. национал-социалистической партии во главе с А. Гитлером. Новое правительство поставило своей целью пересмотреть итоги Первой мировой войны. В программе Гитлера, изложенной им в книге "Майн кампф" ("Моя борьба"), говорилось: "Мы возобновляем движение в том направлении, в котором оно было приостановлено шестьсот лет назад. Мы прекращаем извечный натиск на Юг и Запад Европы и обращаем взор на земли на Востоке... Но если мы сегодня говорим о новых землях в Европе, то мы можем думать, в первую очередь, только о России и подчиненных ей окраинных государствах".

Как страна, проигравшая войну, Германия не имела права иметь свои вооруженные силы, но она отказалась от выполнения условий Версальского договора и в 1935 г. объявила о создании военной авиации и военно-морского флота, ввела всеобщую воинскую обязанность. Готовясь к борьбе за передел мира, Германия привлекла на свою сторону фашистскую Италию и милитаристскую Японию.

В 1933 г . советское правительство разработало план борьбы за коллективную безопасность , который предусматривал заключение регионального соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от германской агрессии. В 1934 г . СССР вступил в Лигу Наций . В результате переговоров между министром иностранных дел Франции Луи Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М. Литвиновым был выработан проект Восточного пакта , по которому СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Восточный пакт как система коллективной безопасности не был реализован из-за противодействия Англии и правых реакционных кругов Франции. Как успех советской внешней политики следует признать подписание в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимопомощи. Стороны обязывались в случае нападения на одну из них немедленно оказывать друг другу помощь.

В марте 1936 г. был заключен договор с Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. — договор о ненападении между СССР и Китаем.

В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую Область, а в 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против СССР (Антикоминтерновский пакт). В 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии.
Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь направить агрессию на Восток. Не случайным поэтому стало подписание между Германией, Италией, Францией и Англией Мюнхенского соглашения 1938 г., по которому Чехословакия потеряла свою самостоятельность.

В условиях, когда переговоры СССР с Англией и Францией в 1939 г. зашли в тупик, советское руководство приняло предложение Германии о мирных переговорах, в результате чего 23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступивший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа — Молотова ). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

СССР был поставлен перед альтернативой: или договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. Заключив в 1939 г. пакт о ненападении с Германией, когда на Дальнем Востоке шли военные действия, СССР избежал войны на два фронта.

В целом же этот пакт не дал возможность создать в Европе единый антисоветский фронт.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Великобритания и Франция объявили войну Германии, началась Вторая мировая война. В новых международных условиях СССР приступил к реализации советско-германских договоренностей. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину . 28 сентября 1939 г. был заключен советско-германский договор “О дружбе и границе”, закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду на 30 лет полуостров Ханко, имевший стратегическое значение для наших границ, а также передать острова в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка — т.е. около 2 710 кв. км в обмен на территорию в Советской Карелии размером в 5 523 кв. км. Финская сторона не приняла эти условия, и переговоры 13 ноября были прерваны, а затем вспыхнул военный конфликт.

Советско-финская война длилась 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г . Хотя эта кампания и закончилась победой СССР, позволила нашей стране усилить стратегические позиции на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда, все же она нанесла нашей стране политический и моральный ущерб. Мировое общественное мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал. 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций.


Ориентация внешнеполитических связей молодого советского государства 1930-х гг.

Изучение особенностей внешней политики СССР в 30- е гг. нельзя рассматривать вне контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность. С 1921 г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции.

В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии – Япония, Китай, в Латинской Америке – Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921–1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. – с Японией.

России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами. В 1929 г. восстановлены дипломатические отношения с Англией. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933–1935 г. – Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. Обострились и отношения с Китаем, где вспыхнул вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 г. Таким образом, на этом этапе приоритет во внешней политике оказался отдан «Коминтерновскому» направлению.

Основные «друзья» и «враги» СССР в 30-е гг. ХХ века

Остановимся на тех причинах, которые влияли на внешнюю политику в 30-е гг. Во-первых, на нее влияло то, что СССР начал превращаться в тоталитарное государство, в котором закладывались основы командно-административной системы. Чтобы обосновать неизбежность чрезвычайных мер внутри страны, сталинское руководство начинает нагнетать «военную тревогу» у советских людей, постоянно говорит о военной опасности для СССР. В 1930-е гг. во внешнеполитической деятельности сталинского руководства политические приоритеты окончательно восторжествовали над экономическими. Во-вторых, мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 г., не только пробудил надежды на мировую революцию, но и привел к усилению фашизма, а также к приходу его к власти в ряде стран. Это обстоятельство серьезно изменило расстановку сил на международной арене, привело к возникновению очагов напряженности в Европе и Азии, и сделало борьбу за создание системы коллективной безопасности особенно актуальной. Советская дипломатия должна была сделать все возможное, чтобы избежать вовлечения СССР в военный конфликт и обезопасить его границы. Она по-прежнему стремилась не допустить сближения империалистических государств на антисоветской основе и в случае благоприятных условий увеличить территории, прежде всего за счет пограничных государств. В-третьих, со второй половины 1930-х гг. можно говорить об изменении политики Коминтерна. Если в первой половине этого десятилетия деятели III Интернационала всеми силами стремились разжечь пожар мировой революции, то после VII конгресса Коминтерна (июль – август 1935 г.) они, поняв реальную угрозу фашизма, сосредоточились на создании антифашистских фронтов внутри каждой из стран.

До начала 30-х гг. основным политическим и экономическим партнером СССР в Европе оставалась Германия. Именно туда шел основной поток советского экспорта, и из нее поставлялось оборудование для советской промышленности. Немецкий экспорт СССР стимулировал восстановление германской тяжелой промышленности. В 1931 г. Берлин предоставил СССР долгосрочный кредит в 300 млн. марок для финансирования импорта из Германии. Доля Германии в импорте Советского Союза выросла с 23,7% в 1930 г. до 46,5% в 1932 г. В 1931–1932 гг. СССР занимал первое место в германском экспорте машин (в 1932 г. 43% всех экспортированных немецких машин были проданы в СССР).

С появлением в Германии нового рейхсканцлера А. Гитлера, провозгласившего во внутренней и внешней политике курс бескомпромиссного антикоммунизма, политика сотрудничества между СССР и Германией оказалась законченной. Советской стороне в короткий срок предстояло выработать иную, нежели раньше, стратегию советско-германских отношений. Необходимо было определить линию поведения Коминтерна и всего советского народа в отношении нацистского правительства. Соотношение прагматических (дипломатических) и идеологических (коммунистических) доминант не позволяло, с одной стороны, открыто на официальном уровне признать новый режим власти враждебным СССР, с другой – сразу отказаться от формулы социал-фашизма, признав тем самым ошибочной стратегию Коминтерна в борьбе «за голоса и души немецких рабочих». Необходимо было время для подготовки к изменению стратегии и тактики советской дипломатии. Подготовка в обеспечении нового курса путем создания благоприятного для этого информационного пространства была возложена советским руководством на коммунистическую прессу. Не остался в стороне НКИД. Нарком иностранных дел М. М. Литвинов лично требовал от Политбюро, чтобы все ноты протеста советской стороны германскому правительству были опубликованы в «Правде» и в «Известиях». Это во многом объясняет каждодневный интерес центральной советской прессы к событиям, происходившим в Германии в рассматриваемый период.

В 1930–1931 гг. резко обостряются советско-французские отношения. Французское правительство обвинило СССР во вмешательстве во внутренние дела страны и финансировании подрывной коммунистической деятельности. Утверждалось, что Москва использует официальные представительства для передачи средств и инструкций коммунистам. Парижские власти арестовали в 1930 г. имущество советского торгпредства, а правительство ввело ограничения на импорт советских товаров. В конце 1931 г. отношения начинают улучшаться. Это было вызвано прежде всего тем, что СССР резко сократил материальную помощь ФКП, а также ухудшением международной обстановки в Европе. Проявлением улучшения советско-французских отношений было заключение в ноябре 1932 г. договора о ненападении.

Так как Германия стала рассматриваться как потенциальный враг СССР, особенно важно было, что в 1933 г. были установлены дипломатические отношения с США. СССР пытался создать в Европе систему коллективной безопасности. Он был принят в Лигу Наций, заключил военно-политические соглашения с Францией и Чехословакией. Советское правительство выражало готовность заключить более серьезные соглашения с Англией и Францией по обузданию агрессора. СССР понимал надвигающуюся на мир угрозу войны и свою неготовность к ней. Поэтому в искренности его усилий не стоит сомневаться. Однако западные страны попустительствовали Германии в ремилитаризации Рейнской области, ее участии в гражданской войне в Испании, которая закончилась победой фашизма, в аншлюсе Австрии и оккупации Чехословакии. В конце 30-х гг. СССР вынужден был обратить серьезное внимание на ситуацию, которая складывалась вблизи его рубежей. Для него возникла реальная угроза войны на два фронта. В мире складывался блок агрессивных государств, заключивших между собой Антикоминтерновский пакт. С ведущими государствами этого пакта Германией и Италией Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение. СССР продолжал вести переговоры с западными демократиями о заключении военного соглашения, однако в августе 1939 г. стало понятно, что оно не будет достигнуто.

Особенно заметно это проявилось в различии позиций по вопросу об отношении к разразившейся в 1936 г. гражданской войне в Испании. Во второй половине 1930-х гг. развернулись драматические события в Испании. После победы на выборах Народного фронта в феврале 1936 г. правые силы во главе с генералом Франко подняли мятеж. Фашистские государства (Германия, Италия) активно помогали мятежникам. Вначале Советский Союз согласился с этой политикой и пытался прекратить вмешательство Италии и Германии в этой конфликт, но, убедившись в неэффективности этой деятельности, он стал оказывать значительную экономическую, политическую военную помощь республиканцам, включая посылку регулярных войск под видом добровольцев. Кроме советских добровольцев на стороне республиканского правительства сражались интернациональные бригады, сформированные Коминтерном из антифашистов 54 стран. Однако силы все же были неравными. После вывода интернациональных частей из Испании республиканское правительство пало.

Фактически, несмотря на, казалось бы, внутреннем характере испанского конфликта, здесь состоялось первое столкновение между СССР и фашистской Германией (первый оказывал помощь республиканцам, вторая, вместе с Италией, – мятежному генералу Франко). Остальные члены Лиги Наций отказались вмешиваться во «внутренний конфликт», чем не могли не вызвать сомнений в их готовности участвовать в каких-либо мерах по сдерживанию агрессии у Советского Союза. Если к этому добавить поражение республиканцев в испанском конфликте, то станут понятными причины начала пересмотра позиции СССР по вопросу о выборе стороны в разгорающемся мировом конфликте.

Возникала реальная угроза нарушения равновесия сил в Европе и мировой войны. Европейская дипломатия не противилась этому. Она проводила политику умиротворения агрессора, т.е. старалась путем уступок Германии превратить ее в надежного партнера в международных делах, также стремилась использовать Германию в качестве противовеса внешнеполитическому курсу СССР, надеясь, что хищнические устремления Германии будут обращены на Восток. Кульминацией политики умиротворения стало соглашение в Мюнхене (сентябрь 1938 г.), в котором участвовали главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Наиболее существенным результатом этой встречи было решение о присоединении Судетов – промышленно развитой области Чехословакии – к Германии. Это была максимально возможная уступка со стороны Англии и Франции Германии, но она лишь разожгла аппетиты Гитлера. После Мюнхена начинается охлаждение отношений Англии и Франции с Германией, и делаются попытки наладить сотрудничество с СССР.

Важные события происходили на Дальнем Востоке. В июле 1937 г. Япония начала крупномасштабную агрессию против Китая. В результате боевых действий в течение двух лет японская армия захватила основные промышленные и сельскохозяйственные районы Китая. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении, после чего Советский Союз предпринял массированные военные поставки Китаю. В боях на стороне китайской армии участвовали советские инструкторы и добровольцы – летчики. Вплоть до 1939 г. СССР оказывал активную поддержку Китаю, однако после заключения советско-немецкого пакта о ненападении от 23 августа 1939 г. помощь резко сократилась, а после заключения советско-японского договора от 13 апреля 1941 г. прекратилась практически полностью.

В 1938 г. на советско-маньчжурской границе в районе озера Хасан (командующий советскими войсками В. К. Блюхер) и в 1939 г. на маньчжуро-монгольской границе в районе реки Халхин-Гол (командующий советскими войсками Г. К. Жуков) произошли вооруженные столкновения между частями Красной Армии и японской Квантунской армии. Причинами этих столкновений был рост напряженности между двумя странами и стремление каждой из сторон укрепить и улучшить свою пограничную линию. Однако ни одной из сторон не удалось добиться существенного преимущества, хотя Красная Армия в обоих случаях несколько улучшила свое положение на границе.

Рост агрессии Германии в Европе весной 1939 г. все же заставил Англию и Францию пойти на переговоры с СССР. В апреле 1939 г. эксперты трех стран впервые стали рассматривать проекты договора о взаимопомощи в связи с планируемой германской агрессией.

Позиции участников переговоров были очень далеки друг от друга, так как каждая из сторон стремилась получить односторонние преимущества (западные страны – заставить СССР выставить значительно больше вооруженных сил в случае военных действий, а Советский Союз – увеличить свое политическое влияние в Польше, Румынии и Прибалтике). Кроме того, ни один из партнеров не хотел брать на себя однозначное обязательство вступить в войну в случае начала боевых действий против одного из возможных союзников. Чувствовалось, что собеседники ведут «переговоры ради переговоров». Отчасти объяснение этой позиции было найдено после окончания второй мировой войны, когда стало известно, что одновременно с этими переговорами правительства Англии и Франции пытались наладить контакты с Германией и заключить договор с нею. Что касается советской стороны, то и здесь с мая 1939 г. изменились приоритеты: 3 мая в отставку был отправлен сторонник коалиции с демократическими странами М. М. Литвинов. Его место занял В. М. Молотов, считавший необходимым союз с Германией.



Международная обстановка, в которой происходило развитие СССР в предвоенный период, была достаточно сложной. Существовали очаги напряженности на Дальнем Востоке и в Европе. Капиталистические державы мира в тайне готовились к войне. В Германии власть перешла к фашистской партии. Все эти явления указывали на то, что ситуация в мире очень интенсивно приближалась к вооруженному конфликту.

СССР в предвоенные годы определялась рядом обстоятельств.

В первую очередь, следует отметить, что расстановка сил на международной арене качественно изменилась в 30-е - 40-е годы. Главным образом, эти изменения связаны с возникновением первого государства с социальной системой правления, обострением противоречий между колониями и метрополиями. Немаловажное значение имело и достаточно интенсивное развитие экономики Германии - государства, недовольного своим международным положением.

Изменения повлияли и на характер приближающегося вооруженного конфликта. Спор между империалистическими государствами за передел мира должен был превратиться в противостояние держав между собой, а также противодействие всего блока со страной с другой социально-экономической системой - Советским Союзом.

Внешняя политика СССР, несмотря ни на что, продолжалась в мирном русле. Государство открыто выступало против оккупации Чехословакии. Советский Союз этой стране даже предложил военную помощь. Но Чехословакия отказалась.

Внешняя политика СССР до 39-го года считается образцом стремления не допустить войны, остановить агрессора. был на тот момент самым непримиримым противником фашизма.

Но к лету 1939 года позиция изменилась. В сентябре этого же года были подписаны договоры и секретные протоколы, согласно условиям которых, Советский Союз и Германия становятся практически партнерами.

Такой поворот связан с несколькими обстоятельствами. Следует отметить, что обстановка в мире к 39-му году не позволяла Советскому Союзу вести борьбу в одиночестве. Стране необходимо было обеспечивать свою безопасность. В сложившейся ситуации внешняя политика СССР могла пойти по трем путям. Государство могло продолжать оставаться в одиночестве, заключить военное соглашение с Францией и Англией или подписать договор с Германией.

Таким образом, к лету 1939 года начались переговоры между Англией, Францией и Советским Союзом о подписании пакта о взаимопомощи и формировании антигерманской коалиции.

Внешняя политика СССР перед началом военного противостояния носила характер противоречивый. Это было связано не только с особенностями международной обстановки того времени, но и со своеобразием бюрократической системы в партийно-государственном руководстве самого Советского Союза.

Послевоенный период государство переживало достаточно тяжело. В 50-е - 60-е годы начали закладываться новые политические и экономические основы в стране. Внешняя политика СССР в послевоенные годы начала менять свой курс. Вместе с этим в самом обществе происходили коренные изменения.

После войны с Германией СССР был признан великой страной. Разные державы мира стремились установить дипломатические отношения с государством.

Важнейшим направлением в международной политике Советского Союза являлось обеспечение безопасности границ, а также борьба против нового развития фашизма.

Тесными стали отношения между СССР и США. Благодаря усилиям американских и советских дипломатов, удалось сформировать Всемирный Банк, ООН и прочие структуры, являющиеся основополагающими в создании экономического и политического порядка. Кроме того, СССР с того момента занял место (вместе с Китаем, Францией, Англией и Америкой) в Совете Безопасности в ООН.