А кто научил пчел собирать мед. Почему пчелы строят соты

Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной - родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана - и родственники первой жены Алексея Михайловича - Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр - "младшим" царем при правительнице Софье.

При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" - будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал "правой рукой" императора.

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.

После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем .

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии .

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.

Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала "фискалы" (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".

По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Петр I был дважды женат : на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго - дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).

Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Удобная навигация по статье:

История правления императора Петра I

Личность Петра Первого стоит в российской истории особняком, ведь всё, что делали его современники, приемники и последователи не стояло рядом с теми глубокими государственными преобразованиями, которые смог внедрить этот правитель в историческую память народа. В результате мудрого правления Петра Россия смогла стать империей, заняв своё место среди развитых государств Европы!

Детство и юность будущего первого императора России.

Родился Пётр Алексеевич летом девятого июня 1672 года в семье русского царя Алексея Михайловича Романова. Его матерью была вторая жена царя – Наталья Нарышкина. В четырёхлетнем возрасте он остаётся без отца, скончавшегося в сорока семи летнем возрасте.

За воспитание и образование молодого царевича взялся Никита Зотов, который считался довольно образованным для периода тогдашней России. Стоит отметить и тот факт, что Пётр являлся младшим в немалой семье царя Алексея, который имел тринадцать детей. В 1682 году на царском дворе начинается борьба боярских кланов – Нарышкиных и Милославских, родственников первой и второй жён покойного царя.

Последние выступали за то, чтобы в качестве нового правителя государства выступил больной царевич Иван. Обратная сторона, заручившись поддержкой патриарха, настаивала на том, что правителем России должен стать здоровый и подвижный десятилетний Пётр. В итоге, был одобрен компромиссный вариант, согласно которому оба царевича становились царями с общим регентом – старшей сестрой Софией.

Будучи подростком, будущий правитель обнаруживает у себя тягу к военному искусству. По его желанию и повелению создаются «потешные» полки, которые занимаются тем, что имитирую реальные боевые действия, помогали формировать в Петре навыки полководца. В дальнейшем «потешные» полки превращаются в гвардию и личную опору Петра. Также, Петр увлекается корабельным делом, для этого на реке Яузе была создана флотилия.

Современники отмечают, что сначала Петра вовсе не интересовали политика и дела государства. Он часто выезжал в Немецкую Слободу, в которой произошло знакомство царя с его будущими соратниками генералом Гордоном и Лефортом. При этом, большую часть своего времени молодой правитель проводил в Преображенском и Семеновском сёлах. Там же были сформированы потешные полки, которые впоследствии превратились в первые гвардейские полки – Семеновский и Преображенский.

1689 год ознаменовался расходом мнений между Софьей и Петром, который потребовал от сестры её удаления в монастырь, ведь и Иван и Пётр к этому времени должны были править самостоятельно, так как оба достигли совершеннолетия. С 1689 по 1696 оба брата являлись правителями, пока Иван не скончался.

Пётр осознавал, что положение современной России не позволяет ей реализовать внешнеполитические планы правителя. Кроме того, страна в том состоянии не могла развиваться внутренне. Самым важным шагом на пути исправления сложившейся ситуации было получение выхода к Чёрному морю, что, безусловно, придало бы стимул российской промышленности и торговле.

По этой причине царь Пётр решает продолжать дело, которое начала сестра, активизируя борьбу с Турцией в рамках Священной Лиги. Однако, вместо привычного для России похода в Крым правитель бросает силы под Азов на юг. И хотя в этом году взять Азов не удаётся, он был взят в следующем после постройки в Воронеже необходимой флотилии. При этом, дальнейшее участие в Священной Лиге России постепенно теряло смысл, ведь Европа подготавливала силы для войны за Испанское наследство. Из-за этого война с Турцией потеряла актуальность для австрийских Габсбургов. В свою очередь, Россия без союзников не могла выступить против османов.

Азовские походы Петра I

Одной из наиболее актуальных и ключевых задач, стоявших перед будущим императором, было продолжение военный действий против Крымского ханства. Первую попытку захватить крепость Азов русские войска предприняли в 1695 году, но недостаточная подготовленность военной компании не позволила в конечном итоге успешно завершить осаду. Одним из факторов неудачи стало отсутствие у русского государства полноценного флота. Результатом первой осады Азова стало осознание Петром необходимости кардинального преобразования русской армии и создании флота.

Перед второй осадой Азовской крепости в 1696 году был более чем в два раза увеличена русская армия, появились первые полноценные военные корабли, с помощью которых город был блокирован с моря. Итогом осады стал захват крепости русскими войсками и основание первой русской крепости на азовском море – Таганрог.

«Великое посольство» в западноевропейские страны

Петр 1 в составе великого посольства под псевдонимом “Петр Михайлов”

После успешного взятия крепости Азов Петр решается отправиться в путешествие по западноевропейским странам с целью укрепить союзные отношениях европейских держав и русского государства против наступления Турок. Помимо основной цели, Петр стремился изучить западноевропейский уклад жизни, узнать о достижениях технического прогресса.

Таким образом, с 1697 по 1698 годы царь Пётр Первый путешествует в составе Великого посольства инкогнито по Европе, взяв себе имя бомбардира Петра Михайлова. В этот период правитель лично знакомиться с монархами самых богатых и развитых стран Европы. Кроме того, из этого путешествия царь привозит обширные знания о кораблестроении, артиллерийском деле, а также навигации. После своей аудиенции у польского короля Августа Второго, русский царь отдаёт приказ о переносе с юга на север центра внешнеполитической активности и получить выход к Балтийскому морю. На пути Петра стояла лишь Швеция, которая была в то время одним из самых мощных балтийских государств.

Отправиться в Европу в составе «Великого посольства» стало одним из судьбоносных решений Петра I. Там он ознакомился с достижениями западноевропейской технической мысли, получился представление об укладе жизни, познакомился с основами навигации и кораблестроения. Посещение местных культурных достопримечательностей, театров и музеев, мануфактур и школ заложило фундамент будущих петровских преобразований.

Эпоха петровских преобразований и экономических реформ

Строительство заводов и мануфактур Если к началу петровского правления в России было чуть менее чем тридцать мануфактур и заводов, то в году правления Петра их число увеличилось более чем в три раза до 100 штук. При Петре начинает развиваться металлургия, текстильные мануфактуры. Возникают целые отрасли, которых не было доселе на Руси: судостроение, прядение шелка, стеклянное дело, производство бумаги.
Торговля Улучшаются и строятся новые дороги, значительно увеличивается внешняя торговля, центром которой становится новая столица империи город Санкт-Петербург. Экспорт вдвое превышает импорт.
Социальная политика Петр I энергично вводит европейские порядки в жизнь русского государства. Введен новый порядок летоисчисления. Проведена первая перепись населения и введена подушная подать. Издан указ о запрете крестьянам уходить от помещика на заработки.

Итоги правления Петра I

Желая сделать Россию более развитой во всех планах, царь вводит государственные реформы, создавая коллегии, Сенат, а также органы высшего государственного контроля. Также, Пётр вводит Духовный регламент, подчиняет государству церковь, строит новую столицу Санкт Петербург и делит страну на отдельные губернии.

Понимая, что Россия существенно отстала от европейских держав в промышленном развитии, царь использует опыт, привезённый из Европы в самых различных областях – в культуре, торговле и мануфактурном деле.

Русский государь насильно заставлял купцов и дворян получать и развивать знания, необходимые стране. Не менее успешной была и внешняя политика царя. Он лично возглавлял военные операции в Азовских походах, а также разрабатывал тактические и стратегические операции для Северной войны, Прутского и Персидского походов.

Царь Пётр Первый скончался восемнадцатого февраля 1725 года из-за воспаления лёгких, полученным во время спасания рыбаков.

Хронологическая таблица: “Правление Петра I”

1695-1696 гг. Первый и второй походы Петра I на крепость Азов.
1697-1698 гг. Петр I в составе «Великого посольства» отправляется в западноевропейские страны.
1698 г. Недалеко от захваченной крепости Азов основывается первая русская крепость на азовском море – Таганрог.
1698 г. Восстание стрельцов в Москве
1698 г. Петр учреждает первый русский воинский орден – Орден Андрея Первозванного
1699 г. Начало административных преобразований Петра I, основание ратуши в Москве.
1699 г. Союзнические договора с Данией и Саксонией, направленные против Швеции.
1699 г. В Амстердаме была создана типография для печатания книг на русском языке.
1699 г. Петр I меняет летоисчисление на Руси по западноевропейскому типу (от рождества Христова) и переносит празднование нового года на 1 января.
1700 г. Поражение русских войск под Нарвой
1700 г. Начало Северной войны
1700-1702 гг. Основание первых уральских металлургических заводов
1701 г. Открытие школы математических и навигационных наук
1702 г. Русские войска занимают крепость Нотебург (Орешек)
1703 г Основание Санкт-Петербурга
1704 г. Русские войска захватывают Нарву и Дерпт
1705 г. Первый рекрутский набор среди крестьянского населения. Формирование системы рекрутских наборов.
1708 г. Губернская реформа
1708 г. Вторжение Карла XII на украинские земли.
1709 г. Полтавское сражение
1710 г. Взятие городов Выборга, Риги и Ревеля
1711 г. Учреждение Сената
1711 г. Прутский поход
1713 г. Основан первый в России оружейный завод в Туле
1713-1714 гг. Русские войска заняли Финляндию.
1714 г. Гангутское сражение. Первая победа русского флота.
1716 г. Принятие воинского устава
1717-1721 гг. Учреждение первых коллегий и министерств
1718 г. Была проведена первая перепись населения и введена подушная подать
1720 г. Учреждение Святейшего Синода. Упразднение патриаршества.
1721 г. Окончание северной войны.
1722 г. Принятие «Табели о рангах»
1722 г. Издание «Указа о престолонаследии»
1722-1723 гг. Война с Персии
1725 г.

Смерть Петра I

Видео-лекция по теме: история правления Петра I

Вы можете проверить свои знания по теме: “История правления Петра 1”!

Тест по теме: "Эпоха Петра I"

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 5 заданий окончено

Информация

Тест по теме: “Эпоха Петра I” – проверь себя на знание эпохи петровских преобразований!

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 5

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

    Если у вас 2 и менее набранных балла вы ПЛОХО знаете эпоху Петра I

    Если у вас 3 набранных балла вы УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО знаете эпоху Петра I

    Если у вас 4 набранных балла вы ХОРОШО знаете эпоху Петра I

    Если у вас 5 набранных балла вы ОТЛИЧНО знаете эпоху Петра I

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

    Задание 1 из 5

    1 .

    Даты царствования Петра I:

    Правильно

    Неправильно

  1. Задание 2 из 5

    2 .

    Петр Первый учредил.

Мёд – натуральная продукция пчёл, в его состав входит большинство целебных витаминов и свойств . Он имеет незаменимый вкус и изумительный запах, мед можно принимать как отдельный продукт, так и с разнообразной пищей, а еще на его основе изготавливают лечебные соединения с добавлением различных продуктов. Но не все поклонники данного лакомства знают, как и откуда получается и кто делает мед. Это длительный и трудоемкий процесс.

Сам процесс добычи меда проходит в 4 этапа:

  • рабочие пчелы продолжительно и тщательно пережевывают нектар и добавляют в него ферменты. Сахар расщепляется на фруктозу и глюкозу, что делает продукт более усвояемым. Пчелиная слюна имеет антибактериальное свойство, способствующее обеззараживанию нектара и продлению хранения меда;
  • готовая продукция размещается по заранее приготовленным ячейкам , которые наполняются на 2/3;
  • после начинается процесс испарения влаги . Насекомые машут крыльями, что способствует повышению температуры. Со временем влажность исчезает, образовывая вязкий сироп;
  • соты с субстанцией герметично запечатываются восковыми пробками , а в создавшемся вакууме мед доходит до полной зрелости. В восковых пробках содержится секреция пчелиной слюны, которая обеззараживает ячейку, препятствуя брожению готового продукта.

Зачем пчелы заготавливают мед?

Существует несколько вариантов ответа на вопрос зачем:

Нектар и производимый из него в дальнейшем мед являются основным углеводным кормом для этих насекомых.

Медом питаются как взрослые пчелы, так и расплод. Рабочие насекомые, кроме меда, употребляют еще и пыльцу, при сем в первом они нуждаются постоянно, а без второго могут обойтись некоторый период. При отсутствии меда и искусственного прикорма, пчелы массово погибают. В момент роения, они забирают с собою необходимое количество лакомства на несколько суток.

Еще один вариант ответа - это потребность кормления личинок расплода . Молодняк уже с 4 дня начинают питаться соединением воды, пыльцы и меда. Матка после своего рождения, также употребляет медовый корм или смесь из сахара им меда. Для чего еще пчелы производят мед? Данный продукт является неиссякаемым источником для пчелиных семей, из него производится необходимое количество тепла для поддержки надобной температуры в ульях (34-35 °C).


Пчелы, в период сбора корма, перетаскивают на своих лапках пыльцу, способствуя оплодотворению семян медоносной растительности . Целое лето они перелетают с цветка на цветок, выполняя так называемое плодотворное «совместную работу».

Как собирают мед?

Не менее интересен процесс накопления меда. Перед тем, как пчелы приступят к медосбору, они получают предупреждение от пчел-разведчиц , в какой стороне находится медовый сбор и какое к нему расстояние. В этот момент пчелы-сборщицы готовы «к старту», ожидая определенного сигнала от пчел-разведчиков. По возвращению первой такой пчелы на пасеку, насекомые получают информацию при помощи информационных движений (пасечники совсем недавно назвали его пчелиными «танцами») о начале медового сбора. Насекомое очень быстро делает по сотам неполный круг, после летит по прямой, виляя чревом, и опять совершает полукруг, но в противоположном направлении.

Если показать пчелиный «танец» на белой бумаге, то образуется восьмерка. Для того, чтобы все медоносные насекомые слетелись на предупредительные движения, разведчик несколько раз повторяет сигнализирующие движения. Помимо этого, к церемонии «танца» относится привлечение нескольких пчел-сборщиц, которые делают в точности эти же перемещения, касаются к ее брюху, и иногда забирают у нее свежий нектар. Сигнализирующие движения приводят всех пчел в улье в активное состояние. После доставки свежего нектара пчелам, разведчица летит обратно, а за ней следуют остальные насекомые, мобилизованные и подготовленные к началу трудовой деятельности.

Пчелы-разведчицы ежедневно ищут новые места для сбора нектара, где медоносных насаждений с большой концентрацией сахара в нектаре. Иногда непогода становится препятствием для медосбора, делая вынужденный перерыв, а прилетевшие за пыльцой пчелы-сборщицы возвращаются пустые. Насекомые проводят наблюдения и ожидают возобновления нектаровыделения, чтобы известить семью.

В пчелиной семье есть особи мужского пола. Они не собирают нектар, их функция заключается в оплодотворении матки. После того как потребность в них исчезает, пчелы убивают или выгоняют трутней из улья.

Для чего нужен мед?

Мед необходим для укрепления здоровья и для человеческого организма в целом. Имеет способность стабилизировать и способствовать улучшению состояния большинства органов , укрепляет защитные функции, улучшает кровообращение, тормозит процесс старения, является сильнейшим источником энергии.

Полезные свойства объясняются его происхождением и сложными химическими составляющими. Мед известен целебными, антивирусными, укрепляющими функциями, благодаря которым имеет широкое применение в медицине.

Сколько меда собирает пчелиная семья?

В каждом улье проживает один пчелиный рой с маткой. Для сбора меда в ящик стандартно помещают 11–12 рамок . С одной такой рамки можно скачать около 1,5-2 кг продукции. Это означает то, что в одном обычном улье собирается до 18 кг уникального медового лакомства. Но при скачивании меда, пасечникам не часто удается получить такое количество меда. Так, как насекомые обильно заполняют средину вощины, а крайние ячейки оставляют наполовину полными. Поэтому, из одного улья удается получить 13–14 кг медовой продукции.


В период жаркого или дождливого сезона , количество меда из одной семьи не достигает даже такого коэффициента. Пчелы усердно собирают нектар, но при маленьком количестве медоносных растений, время затрачивается больше, а ячейки наполняются медленнее. В таких ситуациях с одной выкачки выход получается 7–10 кг.

Медосбор – основное занятие пчел . Все усилия пчелиной семьи нацелены на сбор нектара и дальнейшей заготовки медовой продукции. Каждая особь семейства, имеет определенные функции, но несмотря на это, их общая цель – мед.

Компьютеры и ракеты, словари и самолеты - все это плоды человеческого гения и упорства. Люди же, их создающие, - всего лишь игра слепого случая. Так нам пытаются внушить.

Но знаете ли вы, что самая обыкновенная пчела безо всяких усилий может посрамить подобные логические построения блестящих умов?

В какой мере готовы вы признать чудодейственную созидательную силу быстротекущего времени? Если эволюция и имела место, то как она происходила? Может быть, будет уместно задать несколько конкретных вопросов из одной узкой области знаний.

Давайте вместе понаблюдаем за удивительными действиями обычной пчелы. Обещаю ряд сюрпризов для всех и полнейшее замешательство для тех, кто считает, что все совершенство мироздания - это просто результат поступательного хода времени, которое якобы в прошлом могло делать то, чего не может сейчас!

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что пчелы - невероятно талантливые строители? Улей - это шедевр инженерного искусства, состоящий из расположенных рядами шестигранных ячеек с восковыми переборками. Хрустальный дворец, который мы называем сотами, построен молодыми пчелами, которым нет еще и семнадцати дней от роду. И тем не менее все ячейки в нем одного размера, имеют по шесть граней, обращенных попарно друг к другу. Стенки ячеек, толщиной всего в семь сотых миллиметра, все же настолько прочны, что один килограмм сот может выдержать по крайней мере 25 килограммов меда.

Откуда этим молоденьким пчелам известно, что шестигранник имеет наименьший периметр и поэтому требует наименьшего количества строительных материалов? Откуда они знают, что шестигранные ячейки - самый оптимальный и экономичный вариант? Кто научил их? И тем не менее они это делают без чертежей, кульманов и угломеров. И каждая ячейка идеальна - в ней как раз умещается пчела!

Вы спросите, как они это делают? Они свешиваются гирляндами с потолка улья, или это может быть дупло дерева). Одна из пчел прикрепляется к потолку, другая цепляется ей за лапки, третья за лапки второй и т.д. Эти цепи из пчел удлиняются и, раскачиваясь, сцепляются друг с другом одна к одной, как бы образуя живой занавес.

Все это они проделывают для того, чтобы начать выделять воск< Дело в том, что с каждой стороны брюшка пчелы имеется по четыре специальных кармашка. И после того, как они таким вот образом провисят сутки, из этих кармашков начинает выделяться воск. Когда пчела почувствует, что ее воск созрел, она переползает по другим пчелам наверх, достает воск из кармашков, разжевывает его и нашлепывает на раму.

Сперва она просто укладывает воск в небольшую кучку. Затем лепит из нее подобие чашечки, забирается внутрь и начинает там елозить. И, по-видимому, вся эта возня создает вибрацию, которая позволяет судить об упругости и толщине перегородок. В результате получается совершенная форма и необыкновенно тонкие перегородки. Так создаются соты. Пчелы выполняют все операции удивительно четко, как будто график работы вывешен у них на доске объявлений!

Вы скажете, что это верх организованности, и будете правы. Но кто же всем этим руководит?

Верно, что ни одна пчела не живет сама по себе. Все они живут интересами своего роя. В каждом рое может быть от сорока до семидесяти пяти и более тысяч пчел, и все они работают в полном согласии, как единый механизм.

Но кто ими руководит? Может, матка? Ведь именно она осуществляет руководство в момент роения. Но даже и в этот момент главную роль в выборе нового места обитания играют рабочие пчелы. Конечно, матка - это яйценосная машина. За один день она способна отложить до двух тысяч яиц. И, по всей вероятности, именно она подает химические сигналы, которые каким-то образом позволяют всей пчелиной семье работать слаженно. Ведь известно, что в присутствии матки с постройкой сот справляется менее сотни рабочих пчел, а в ее отсутствие та же работа требует усилий нескольких тысяч пчел. Но разве она руководит жизнью роя? Разумеется, нет.

Не руководят ею и трутни. Эти мужские особи пчел ведут абсолютно праздный образ жизни. Всю свою жизнь они проводят в ожидании того момента, когда можно наконец будет пуститься в погоню за маткой, совершающей брачный полет. Бесспорно, самыми яркими представителями пчелиного роя являются рабочие пчелы. Но руководителя у них нет. И несмотря на это они делают все, как надо!

Пчелам необходимы две вещи - пыльца и нектар. И то и другое они находят в цветках. Отправляясь на поиски цветов, они прекрасно экипированы. Во-первых, пчела - это отлично сконструированный летательный аппарат. Созданные руками человека грузовые самолеты поднимают груз, равный одной четверти их собственного веса. Пчела же может нести груз, который весит почти столько же, сколько она сама. Ей не нужны ни винтовой, ни реактивный двигатели. С помощью своих коротких, но широких крыльев она и взмывает в воздух, и летит. Она может совершать вертикальный взлет и посадку, может зависать в воздухе. Когда она ныряет в чашечку цветка, ее компактные крылышки складываются в доли секунды. Эти же крылышки она использует в качестве вентилятора, когда надо охладить улей.

У пчелы есть три грузовых контейнера. Один из них - емкость внутри ее тела, куда она собирает нектар. Кроме этого на задних лапках у нее имеется две корзинки для сбора пыльцы. Представьте себе грузовой самолет с подвешенным к брюху грузом!

Может, эти корзинки для пыльцы возникли в силу необходимости в ходе эволюции? Первые упоминания о пчеле относятся к 3000 году до н. э. И уже тогда у нее были эти корзинки. С тех пор они не изменились!

Пчела заполняет свою емкость нектаром в течение всего одной минуты. За три минуты она набивает до отказа пыльцой корзинки на задних лапках.

Как она это делает? Ныряя в чашечку цветка, пчела трется тельцем о коробочки с пыльцой, барахтается в цветке, в результате чего пыльца прилипает к волоскам, покрывающим ее тельце.

Но это пока еще не все. Как же пыльца попадает в корзинки? И как пчеле удается не растерять ее в полете? Груз необходимо увлажнить, спрессовать, утрамбовать в корзинки, распределив при этом нагрузку поровну между обеими лапками. И, хотите верьте, хотите нет, - пчела ухитряется проделать все это, зависнув в воздухе или держась одной лапкой за цветок!

Но вот пчела, посланная в разведку, обнаружила цветущий луг и готова вернуться в улей с образцами пыльцы и нектара. Как же она находит дорогу домой? Не забудьте при этом, что она может находиться в нескольких километрах от дома и что, ведя свой поиск, она неоднократно меняла направление полета, пока не нашла этот луг. И тем не менее теперь она полетит прямехонько к улью!

Кто научил ее это делать? Какими навигационными инструментами она пользуется? А вернувшись в улей - как она рассказывает тысячам своих подруг о местонахождении медоносной находки?

Известно, что пчелы способны очень тонко различать запахи. Когда пчела-разведчица возвращается в улей с нектаром цветов, растущих неподалеку, остальные пчелы, вылетая из улья, направляются прямо к ним. Похоже также, что у них имеются встроенные часы. Если они обнаружат, что в определенное время суток где-то можно полакомиться, на следующий день они прилетят туда снова в то же самое время.

Ну, а если цветы растут в нескольких километрах от улья? Ведь должны же быть пределы обонянию этих крохотных созданий? Что тогда? Как пчела-разведчица сообщает своим товаркам о местонахождении этих цветов?

Нет, такого вы еще не слышали. Мне придется рассказать вам о «танце живота»!

Иногда пчела-разведчица, возвратившись с пыльцой и нектаром, совершает своеобразный ритуал, который, по мнению многих ученых, является способом передачи информации о местонахождении источника нектара. Она раздает образчики нектара остальным пчелам, приводя их в состояние возбуждения, а затем совершает на их глазах замысловатый танец, получивший название «танец живота» из-за того, что пчела при этом покачивает своим брюшком. В танце она описывает восьмерки на фоне сот. И самое удивительное, что угол между плоскостью траектории ее полета и сотами равен углу между горизонтальным направлением на источник нектара и направлением на Солнце.

Но это еще не все. Число восьмерок в минуту соответствует расстоянию до цветов. Но удивительное дело, это число обратно пропорционально расстоянию. То есть чем дальше цветы, тем меньше это число. Другими словами, если пчела описывает десять восьмерок за пятнадцать секунд, то это значит, что луг находится почти в семи километрах. И обратите внимание: простые расчеты показывают, что это не просто арифметическая, а логарифмическая зависимость! Как вам это нравится?

Что же за мозг у этого мелкого насекомого? Кто научил его всему этому? Каким образом это крохотное создание научилось соотносить солнечный азимут и линейные расстояния с движениями танца? И как получилось так, что миллионы пчел понимают этот язык?

Я вполне отдаю себе отчет в том, что некоторые ученые вовсе не уверены, что пчелы его понимают. Они не уверены, что этот странный танец действительно дает другим пчелам информацию о местонахождении цветущего луга. Я допускаю, что по этому вопросу существуют разные мнения.

Но если и вы, паче чаяния, склонны сомневаться, то поразмыслите вот над чем. Пчела посредством своего танца передает информацию о местонахождении объекта человеку, и человек ее понимает. Человек может увидеть ее танец и затем найти этот луг с цветами. Разве это менее удивительно? Разве передать такую информацию людям с помощью логарифмов - меньшее чудо, чем сообщить ее другим пчелам? По-моему, нет1

И я вновь повторяю: что же за мозг у этого насекомого? И мог ли он сформироваться стихийно?

Один автор замечает, что если бы мы захотели продублировать внутреннюю схему пчелы, если бы нам захотелось создать аналоги ее навигационной системы и системы наведения, вот с чего нам надо было бы начать: внутренние часы, датчик поляризованного света, ЭВМ для вычисления солнечных углов и азимутов, инструмент для определения истинной вертикали, оборудование для навигационного исчисления пути, индикатор скорости и направления ветра, тригонометрические таблицы и калькулятор, индикаторы скорости передвижения "по воздуху и по земле.

Так ли уж все это надуманно - после всего, что мы успели узнать о феноменальных способностях пчелы?

А осознаете ли вы, насколько необходима пчела для самого существования жизни на Земле? Конечно, пчелы не могли бы жить без растений и их цветов, с которых они собирают пыльцу и нектар. Но справедливо и обратное: многие виды растений не могли бы жить, если бы их не опыляли пчелы. Многие из самых прекрасных и полезных растений попросту бы исчезли. Какая это была бы для нас потеря!

А теперь давайте порассуждаем вместе. Вы считаете, что пчела со всем своим невероятным хозяйством произошла сама по себе? В ходе времени? Постепенно - понемногу?

Л что, если бы она вначале не имела корзинок для сбора пыльцы? Или если бы эти корзинки были, но не было коленных суставов, позволяющих утаптывать в них пальцу, или она не умела этого делать? И если бы на ее тельце не было волосков для сбора пальцы - или волоски были, но она бы не умела снимать с них пыльцу? Или если бы не было емкости для нектара - пока? Или если бы у нее не было органов, выделяющих воск, или были, но она бы не знала, что для того, чтобы он начал выделяться, ей нужно сутки висеть в гирлянде? Или если бы этот воск не выдерживал высоких температур, царящих в улье, как не выдерживают их большинство других видов воска? Или если бы пчелы не умели приготовить молочко для матки, и она бы погибла от голода? Или если бы они не умели найти дорогу к дому или к лугу с цветами?

Вопросы сыпятся, как из рога изобилия. Им нет конца* И я надеюсь, вы поняли, что любая деталь снаряжения пчелы была бы бесполезна, не будь всего остального. Для того, чтобы во всем этом был смысл, снаряжение и умение пчелы должны были возникнуть одновременно и разом, а не постепенно! Или, если эволюция действительно имела место, ответьте на такой вопрос. Та первая пчела, с которой все начиналось на заре веков, - была какая? Матка? Но матка не могла оставить потомства, не спарившись с трутнем.

Тогда, может, это был трутень? Но он тоже не может оставить потомства без матки.

А может, это была рабочая пчела? Тоже вряд ли. Поскольку рабочие пчелы вообще не оставляют потомства.

Очень трудно уйти от вывода, что вся пчелиная семья должна была возникнуть разом, одновременно - вместе со всем своим личным снаряжением и умением, доведенным до совершенства и готовыми к применению!

Так что, конечно же, пчелы, как и птицы, не результат эволюции. Они результат творения!

Разве не легче поверить прямому, простому и искреннему утверждению, которое можно прочесть на первой же странице Библии? - «Вначале сотворил Бог небо и землю».

Вам, возможно, уже доводилось слышать историю одного неверующего, который во время пожара спас из огня мальчика-сироту. Поскольку он ранее потерял жену и ребенка, он решил усыновить мальчугана. Верующие соседи сочли, что неразумно отдавать мальчика в руки безбожника. Но человек этот выиграл судебный процесс, когда во время разбирательства поднял вверх свою изувеченную при спасении ребенка руку и сказал: «У меня есть только один довод в свою пользу. Вот он».

Человек этот стал хорошим отцом, и маленький Джимми очень любил рассказы о том, как папочка вынес его из огня. Больше всего ему нравилось слушать про обгоревшую руку. Однажды отец с сыном пошли на выставку живописи. Одна из картин заинтересовала мальчика особо. На ней был изображен Иисус, пеняющий Фоме за его неверие и показывающий ему свою покрытую шрамами руку.

Папа, расскажи про эту картину, - попросил мальчик.

Нет, только не про эту.

Потому что я в это не верю.

Но ты ведь рассказывал мне про Джека Победителя Великанов, в которого тоже не веришь.

И когда отец пересказал Джимми эту библейскую историю, мальчик отметил: «Это будто про нас с тобой, папа». И продолжал:

«Фома дурно поступил, не поверив, что такой хороший человек пожертвовал ради него своей жизнью. Представляешь, если бы мне сказали, что ты вынес меня из огня, а я бы ответил, что я в это не верю?"

Отцу ничего не оставалось делать, как признать разумность такого аргумента. Он ведь сам воспользовался своей обожженной рукой, чтобы завоевать сердце ребенка. Как же мог он не поверить изувеченной руке Того, кто пожертвовал собой ради него, и продолжать твердить, что этого не было? Самый веский аргумент - это креста Голгофе. Рубцы на руках Христа. Эти руки изранены в единоборстве с силами зла, чтобы вы и я могли жить! Что же нам остается делать, как не припасть к Его ногам и вслед за Фомой Неверным воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!»

Пчелы – уникальные насекомые, которые не только собирают нектар и превращают его в мед.

Труженицы занимаются строительством сот, причем ячейки для трутней, маток и рабочих особей существенно отличаются друг от друга. Многих пчеловодов интересует вопрос, как пчелы делают соты?

Как строят пчелы различные соты?

Строительным материалом является воск, который насекомые носят на своих брюшках. Задними лапками они снимают воск с животика. Но на начальном этапе этот материал совсем не пластичный, а жесткий и ломкий. При помощи челюстей труженица разминает строительный материал и смачивает его слюной, в которой содержится своеобразный растворитель для воска. В итоге получается пластичная масса, похожая на пластилин. Это можно увидеть на видео. Труженица разминает лепешку лапками и челюстями делает из нее донышко.

Как пчелы делают донышко для сот?

Если рассмотреть эту часть, то можно увидеть, что она состоит из трех ромбов. Благодаря этому при небольшом периметре ячейки удается вместить в нее максимум меда. Размягчитель для воска быстро застывает, после чего ячейки становятся жесткими и прочными.

Как строят соты в новом улье?

Во время строительства насекомые склеиваются гирляндами и занимаются возведением жилья. После того как донышко готово, они приступают к возведению стенок ячеек. Она имеет шесть стенок. Если смотреть в разрезе, то вы увидите шестиугольник правильной формы.

Кто научил пчел собирать мед и строить соты?

Ориентиром для строительства сот служит вощина и магнитное поле. Именно поэтому размеры ячеек на юге и севере отличаются. Это происходит из-за разного магнитного поля.

Пчеловод в новом улье устанавливает вощину, и пчелы начинают строительство. Самое интересное, что если вощины нет, то основу под соты труженицы строят по подобию улья, из которого они улетели и образовали новую семью. То есть строительное ремесло передается у рабочих пчел из поколения в поколение. Если вы хотите увидеть процесс строительства сот, посмотрите видео, это очень захватывающее зрелище.

Виды сот

  • маточные;
  • трутневые;
  • рабочие.

Именно в рабочих ячейках пчелы накапливают мед. При переходе от медоносных к трутневым сотам, насекомые возводят переходные ячейки, которые отличаются своей неправильной формой и хаотическим расположением. Это делается для того, чтобы трутни не воровали мед.

Из чего пчелы делают соты для матки?

Маточные ячейки гораздо больше рабочих. Они бывают двух видов в зависимости от состояния нынешней матки. Если старая матка поместила в ячейку потомство, то она называется роевой. Рабочие пчелы специально выстроили эту соту для новой королевы.

Ячейка по форме напоминает перевернутое блюдце и по размеру больше медоносной. Но бывают случаи внезапной гибели матки, тогда рабочие пчелы просто выламывают стенки медоносных ячеек и расширяют место для того, чтобы обустроить жилье для новой матки. Такие ячейки называются свищевыми.

Из чего пчелы строят соты?

Пчелы строят свое гнездо из воска. Это специальный секрет, выделяемый насекомыми. Состоит воск из эфиров и смол. Это вещество не растворяется в воде. В составе воска содержится большое количество витамина А и ненасыщенных карбоновых кислот. Благодаря этому вещество с успехом применяется в медицине.