Анализ стихотворения "Поэт и гражданин". Анализ стихотворения Некрасова "Поэт и гражданин"

Николай Некрасов – это писатель, поэт и просто человек очень творческий. Именно потому все его произведения очень необычны, и таят в себе очень многие важные мысли и чувства.(Биография поэта)

Сам Некрасов, как поэт и человек, очень странно относился к своему произведениям. Ведь именно он весьма иронично относился к своему творчеству. А потому в этом стихотворении Некрасов все написал красиво, и намного лучше, как он считал, чем раньше. Именно у этого поэта это произведение под названием «Поэт и гражданин» считается самым лучшим произведением в его творчестве. Ведь оно не только обширно, большое и значительное, но еще к тому же обладает важным смыслом, как для писателя, так и для людей, которые читают его.

Некрасов признавал только самым лучшим поэтом – Пушкина. Но эти мысли были больше у Некрасова в молодом возрасте, но когда он подрос, стал взрослее, он стал считать уже не так. Когда он вырос, он стал более взрослым и творческой личностью. И даже прославился, как достаточно известным литератором.

Произведение Некрасова «Поэт и гражданин» разделено на несколько частей, так как произведение – это как диалог. Именно в 1855 году было создано произведение. В диалоге – присутствуют два человека. Один главный герой – это поэт, другой герой – гражданин простой. Именно между ними ведется речь, разговор о многих важных вещах. Этот гражданин олицетворяет простого человека, который является в меру начитанным человеком, в меру образованным. И встреча между ними – весьма необычна. Гражданин начинает разговор с упреков в адрес поэта, так как человек считает, что поэт должен повернуться лицом к лицу к народу, и помочь, когда сейчас так трудно. Но поэт – довольно-таки пессимистично настроен, и он хандрит, потому что считает, что сам не помогает никак своим творчеством людям.

Между поэтом и гражданином продолжается полемичный разговор. Гражданин спорит, что Пушкин не был таким поэтом, потому что он обладал всеми качествами, которые должен обладать поэт. Но обладает ли сам Некрасов таким характером, и такими важными и нужными эмоциями, чтобы полностью быть таким, как Пушкин, который помогал народу.

Анализ стихотворения Поэт и гражданин по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю...

    Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить

  • Анализ стихотворения Там где капустные грядки Есенина

    Талант Есенина трудно оспорить, даже учитывая противоречивую натуру и биографию этого автора, даже если знать о возможной стилизации стихотворения Там, где капустные грядки.. под ранние работы

  • Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

    Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием «Последняя любовь». Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие

  • Анализ стихотворения Стансы Лермонтова

    Юный Лермонтов страдал от любви, свои страдания он выразил в своих Стансах посвященных с высокой вероятностью своей возлюбленной Екатерине Сушковой, с которой он имел довольно трудные отношения

  • Анализ стихотворения Некрасова Умру я скоро

    Произведение «Умру я скоро» было написано русским поэтом Некрасовым в 1867 году. Вообще, стих написан не просто так. Он посвящается другу, который якобы неизвестен. Стихотворение «Не может быть» было отправлено Некрасову человеком

Роль поэта и поэзии в стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»

Каждый человек, посвятивший свою жизнь лите­ратурному творчеству, рано или поздно задумывается о судьбе литературы, о своем предназначении, о роли отдельного человека в жизни страны.

Раздумьям о соотношении высокой гражданской позиции с поэтическим искусством посвящено и сти­хотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин», на­писанное в форме диалога. Уже в первой части стихо­творения мы видим противопоставление позиций гра­жданина и поэта.

Первый призывает своего собеседника к активным действиям:

Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило...

Стихотворение написано в 1856 году, в недалекое прошлое ушло «мрачное семилетие», сказавшееся на духовном развитии русского общества. Новое время требует восстановления утраченных позиций, возро­ждения былых идеалов, основанных на «всеобъемлю­щей любви» к Родине.

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Так говорит гражданин, требующий от поэта ак­тивной жизненной позиции, порицая его бездействие, безучастие к проблемам современности. Предпочитая спокойный путь, воспевая «красу небес», «ласку ми­лой», поэт слагает с себя ответственность за будущее своей страны. Но поэт укрывается за словами Пушки­на о том, что поэты «рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».

Позиция поэта воплощает в себе противоречия, возникшие в русской поэзии тех лет, когда общест­венно-политические проблемы требовали всесторон­него освещения и замены «чистого искусства» «граж­данской поэзией». Поэт восхищается стихами Пуш­кина, выбрав стихотворение раннего периода творчества великого поэта, когда его гражданская по­зиция была еще в самом начале своего развития. При­крываясь словами о «вдохновенье» и «звуках слад­ких», герой Некрасова стремится уйти от любой от­ветственности за свое творчество, далекое от насущных проблем.

Длинные диалоги персонажей наполняются все бо­лее глубоким смыслом. Гражданин, пытаясь разбу­дить гражданственность поэта, яркими красками описывает современную ему действительность, срав­нивая ее с ночью, которую

Мы доживаем боязливо,

Когда свободно рыщет зверь,

А человек бредет пугливо... Всеобщее равнодушие к судьбе отчизны заставляет его провести параллель с кораблем, который

Бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твердая земля.

Гражданин горько сожалеет, что в лихую годину мало кто придерживается истинной гражданственно­сти, чаще «каждый предан поклоненью единой лич­ности своей...».

Одни - стяжатели и воры,

Другие - сладкие певцы,

А третьи...третьи - мудрецы:

Их назначенье - разговоры. Гражданин снова и снова призывает поэта идти «в огонь за честь отчизны». Гибель «за убежденье, за лю­бовь» не страшна, потому что жизнь, отданная на бла­го ближнего, будет прожита « недаром ».

Но поэт лишь зевает в ответ на все увещевания гра­жданина: «блажен безмолвный гражданин». Ему ближе «тропка торная», где все знакомо и не подсте­регают опасности. Но его собеседник непоколебим в своих убеждениях, активную жизненную позицию он ставит превыше всего:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан! Мы видим, что гражданин - истинный патриот своего отечества, несущий революционные идеи, спа­сающий «свободы шаткую ладью». Но поэт тоже не всегда был столь апатичным. В заключительной час­ти стихотворения он вспоминает время, когда

Я шел в тюрьму и к месту казни,

В суды, в больницы я входил,

Не повторю, что там я видел...

Клянусь, я честно ненавидел!

Клянусь, я искренне любил! Впервые за все повествование в словах поэта слы­шится страсть. Гражданин все-таки «разбудил» его, за­ставил искренне волноваться, и даже оправдываться. Он открывает свою душу, которую так долго скрывал за пустыми словами: труден был его творческий путь, и он признает свою вину в том, что отступился от идеалов, «сложил смиренно руки», и итогом его постыдного страха стало опустошение души, утрата таланта, кото­рый озаряет только жизнелюбивых людей, способных на полную самореализацию во благо других.

Некрасов, посвятивший всю свою поэзию служе­нию народу, убежден, что поэт должен использовать свой божий дар не для «сладких» пустословий. Ис­тинная поэзия должна быть отражением современно­сти, набатом, поднимающим в бой за отчизну, за на­род. Только поэт, отдающий себя народу, может стать бессмертным.

Ни один великий писатель не может пройти мимо вопроса о роли и назначении поэта и поэзии. Н.А. Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох, утверждаемых Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем.

Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Вопрос о назначении поэзии и роли поэта в обществе решался во многих стихотворениях Некрасова: «Тот не поэт», «Муза», «Блажен незлобливый поэт», «Элегия». В ряду этих стихотворений особое место занимает «Поэт и гражданин», которое можно считать поэтическим манифестом поэта революционной демократии.

Стихотворение «Поэт и гражданин» было опубликовано в 1856 году в поэтическом сборнике Некрасова. Оно было написано тогда, когда резко обострилась борьба между сторонниками реакционной теории «чистого искусства» и сторонниками гражданского направления в искусстве, во главе которого стоял Н.Г. Чернышевский. Полностью разделяя взгляды Чернышевского на искусство и долг поэта перед обществом, Некрасов писал о том, что искусство должно служить не богатым и праздным любителям «изящного», не либеральным «мудрецам», чье «назначение - разговоры», а народу:

С твоим талантом стыдно спать;

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Но политическое острие стихотворения было направлено не только против откровенных врагов гражданского искусства, но и против либералов, которые проводят время в бесполезных разговорах о благах народа:

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждем: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!»

Эту логику эгоистов Некрасов называет презренной, противопоставляя ей логику общественного служения и пафос борьбы за высокие общественные идеалы. Прибегая к эзопову языку, Некрасов говорит иносказательно о том политическом подъеме, какой переживала Россия после Крымской войны:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Но гром ударил: буря стонет

И снасти рвет, и мачту клонит…

Обращаясь к поэту с призывом служить своим творчеством народу, Некрасов говорит:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь…

В тревожные для родины дни поэт не имеет права уклоняться от участия в борьбе, не должен спокойно глядеть на горе и страдания людей, не должен тратить свой талант по пустякам. Поэт должен выполнить свое высокое гражданское предназначение:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Гражданин в представлении Некрасова - это «Отечества достойный сын». Называя поэта «избранником неба», «глашатаем истин вековых», Некрасов снова и снова призывает поэта повернуться лицом к жизни многомиллионной толпы «не имущих хлеба» и бороться за их счастье:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви.

Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме поэтического диалога, родоначальником которого был Пушкин. Вспомним его стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Некрасов свел в споре двух собеседников, исповедующих разные взгляды на искусство и его назначение. Но можно ли считать, что Гражданин отражает точку зрения автора? Конечно, внешние основания для этого есть. Но думается, что Некрасов спорит сам с собой и убеждает себя в необходимости подчинить искусство гражданскому служению. Ведь не случайно Поэт в споре с Гражданином ссылается на Пушкина как на величайший авторитет русской поэзии:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать…

Монологи Гражданина в этом стихотворении напоминают нам вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. В этих монологах слышатся высокие слова революционной лирики 20-х годов: «поэт - избранник неба», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «благо ближнего», «отечества достойный сын»… Но в последних строфах меняется строй речи поэта, появляются иные слова и чувства: «долг священный человека», «рок суровый», «песен дар необычайный». Это уже голос истинного поэта.

Значимость и декларативность стихотворения подчеркивались в сборнике особым шрифтом, которым оно было напечатано. Это одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства. За образом Гражданина угадывались учителя и друзья поэта, великие граждане России - Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Идеал Гражданина, высшего человека, героя менялся у Некрасова, все более приобретая качества высшей духовности и идеальности.

Прошло более ста лет со времени смерти Н.А. Некрасова, но его поэзия продолжает жить, и не только сама по себе. Как всякая великая творческая стихия, она обогатила многие таланты, большие и малые, отозвалась в стихах А. Блока и В. Маяковского, докатилась до наших дней, сказалась в лирике М. Исаковского и в эпосе А. Твардовского. Новые встречи с Некрасовым - это всегда и встречи с его наследниками и продолжателями, и они не прекратятся, пока живы, русская поэзия, русское слово.

Совместимы ли поэзия и гражданственность, общественное служение? Об этом идет речь в стихотворении Некрасова «Поэт и гражданин», анализ которого мы проведем.

Это произведение имело для Некрасова программный характер, оно открывало сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова» 1856 года, сделавший поэта знаменитым. «Поэт и гражданин» написано как бы в параллель пушкинскому стихотворению «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), на это указывает и выбранная форма диалога, в котором постепенно выясняется творческая позиция самого автора. У Пушкина книгопродавец приходит к поэту, чтобы купить у него поэму. Поэт отказывается, предпочитая свободу, однако книготорговец доказывает ему, что «в сей век железный Без денег и свободы нет». Поэт соглашается с тем, что «не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать», и отдает торговцу рукопись.

У Некрасова речь идет не о творческой свободе, а о долге поэта:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

К Поэту, пребывающему в унынии и бездействии, является Гражданин, который требует новых стихов во имя «дела» и «пользы»:

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

О каком «деле» идет речь? Стихотворение написано в 1855-1856 годах, накануне эпохи «великих реформ» — «Ты знаешь сам, Какое время наступило...». Гражданин призывает Поэта занять активную позицию по отношению к совершающимся переменам. С его точки зрения в России, где одни его современники — «стяжатели и воры», другие — бездействующие «мудрецы», чье «назначенье — разговоры», слово поэта становится подлинным «делом».

«Дело», «польза» противопоставляются в диалоге Некрасова пушкинской формуле творческой свободы и «бесполезности» поэзии. Некрасовский Поэт, оправдывая свою инертность и безучастие, прибегает именно к цитате из Пушкина — финальным строкам диалога «Поэт и толпа»:

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Для Поэта Пушкин — эталон подлинной поэзии, рядом с ним его собственный поэтический дар кажется слабым. Гражданин соглашается с этим, но выдвигает свой аргумент: Пушкин— «солнце», но закатившееся, а пока нет солнца, всякая «искра», «звезда» может освещать путь:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать...

Любопытно, что Гражданин в некрасовском стихотворении говорит как поэт, в его монологе присутствует, например, традиционный для поэзии метафорический образ морской бури, противопоставленный спокойному ходу корабля,— как в лермонтовском «Парусе» или пушкинском «Арионе». Но Некрасов, в отличие от Пушкина и Лермонтова, картину бури из символической превращает в «реалистическую», резко снижая возвышенный пафос, сталкивая высокое («лира вдохновенная») и обыденное («Не время в шахматы играть, Не время песни распевать»).

Однако главный и самый сильный аргумент Гражданина в споре с Поэтом — жертва. Не «священная жертва» Аполлону, как у Пушкина, но героическое самоотвержение ради страдающей Родины.

Мотив жертвы, совмещающий в себе христианскую символику и героические смыслы,— новый в вечной теме назначения поэзии. Аналог можно найти, пожалуй, только в просветительской традиции, которой следуют поэты-декабристы — Рылеев, Кюхельбекер, А. Одоевский. Однако есть существенное различие: у Некрасова парадоксально соединяются казалось бы несоединимые понятия «польза» и «жертва»: жертва, героический порыв объявлены «полезным делом» («Умрешь не даром: дело прочно...»).

Ответ Поэта на возвышенную речь Гражданина звучит неожиданно прозаически: «Ты кончил?.. чуть я не-уснул...» Поэт и Гражданин словно меняются местами в традиционном диалоге «возвышенный поэт» и его оппонент — «скептик и прагматик». По существу, Поэт и Гражданин у Некрасова — это две стороны одного сознания: лирический герой Некрасова в «Поэте и гражданине» словно поочередно играет две роли. Одинаково не устраивают Некрасова ни «болтающий поэт», ни «гражданин безгласный». Поэт и Гражданин не противопоставляются, речь идет об их слиянии, соединении. И все же примирить их автору не удается.

Финальная часть стихотворения неожиданно нарушает логику «программного манифеста». Заключает его монолог Поэта, где за традиционными формулами творческого вдохновения (Пегас, Муза) выступает новое содержание. Перед нами исповедь, где рядом с поэзией поставлена жизнь человека. Поэт как человек — это, как мы уже заметили, пушкинская тема. Пушкин различает в поэте «творца» и «человека». Некрасов же ставит вопрос: каковы жизнь поэта, его поступки? Временной план исповеди поэта у Некрасова раздвоен — настоящее выступает на фоне прошлого. Как и в стихотворении «Праздник жизни...» (оба писались в 1855 году), здесь присутствует мотив молодости («Мне было двадцать лет тогда!»). Ключевые слова основной (диалогической) части — гражданину долг, жертва, служение. В исповедальной части — жизнь, душа, смерть, нравственное падение («попрал ты долг священный человека...»). Даже мотив озлобления, ненависти приобретает здесь совсем иной — не гражданский, а сугубо человеческий смысл:

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою...

Но драматизм исповеди поэта даже не в близости смерти, а в уходе Музы, утрате вдохновения, творческого дара. Как и в стихотворении «Праздник жизни... », здесь поэзия и жизнь сплетены. «Человеческое» и «творческое» не сменяют друг друга, как у Пушкина («Пока не требует поэта... Но лишь божественный глагол...»), но составляют единство. Жизнь поэта описана у Некрасова как неудавшийся «роман» с Музой; причина неудачи — нравственное падение, человеческая слабость поэта, его страхи, малодушие («Но как боялся! как боялся!»).

Использованный Лермонтовым библейский мотив побивания камнями («В меня все ближние мои Бросали бешено каменья») у Некрасова перевернут, он означает не обиду на несправедливость, но покаяние:

И рад я, если кто-нибудь

В меня с презреньем бросит камень.

У Лермонтова насмешка толпы — свидетельство ее самодовольной слепоты, у Некрасова — знак обоснованного презрения. Это далеко от гордой позиции пушкинского и лермонтовского поэта. Некрасовский Поэт называет себя «сын больной больного века», он болен неуважением к себе. Муза отвернулась от Поэта, потому что он оказался ее недостоин, не выбрал героическую, жертвенную судьбу, оказался просто человеком, слабым, несвободным: его атрибут «цепи», их громыхание отпугивают Музу:

Но загремят внезапно цепи —

И мигом скроется она...

Диалогическая часть стихотворения «Поэт и гражданин», анализ которого нас интересует, воспринимается как стихотворная публицистика — этому способствует и название, и обилие афористических, «лозунговых» формулировок. Исповедальный финал привносит в текст драматические ноты. Признания, самоосуждение, почти наивные, странно звучащие вскрики («но как боялся! как боялся!»), горестные интонации создают «портрет» больной, страдающей души. Включенные в текст упоминания о жизненных обстоятельствах (трудная юность, хождение в тюрьмы, суды), которые выговариваются как бы вынужденно и не полностью («Когда бы знали жизнь мою...»), воспринимаются как «документальные», «реалистические». Потому что они даны на контрастном фоне условных образов классической поэзии («Муза», «Пегас», «цепи», «розы») и романтических клише («роковой», «напрасный пламень», «рок суровый», «пламенные речи»). Снятию публицистического пафоса способствует и форма высказывания от первого лица: диалог-спор переведен в монолог, на который уже нет ответа. Так открывается второй план стихотворения — человеческая драма поэта.

Поэт и Гражданин у Некрасова так и не нашли общего языка — противоречие между ними так и осталось неразрешенным. Поэт оказался «слишком человеком», чтобы безоговорочно подчинить себя долгу. В позднем стихотворении Некрасов скажет:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

«Зине» (1876)

Вместе с тем отчетливо видно, как изменился в лирике Некрасова образ поэта: социальные темы вместе со «злобой дня» вошли в его интимный мир — в мир личных радостей и страданий.

На этом завершим анализ стихотворения «Поэт и гражданин».

Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

а) «Поэт и гражданин» (1856)

О чем спорят герои стихотворения?

Кто победил в этом споре?

(В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

б) Звучит стихотворение «Муза» (1852)

Кто такая Муза?

(Муза - 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.)

А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза - крестьянка, потому что крестьянская тема - среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка - сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»)

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт создал в своем творчестве.

в) «Элегия (1874)

В письме к А. Н. Ермакову (А. Н. Ермаков был инженером путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова - Анна Алексеевна - воспитывала детей Ермакова, а позже вышла замуж за него) 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Записываем определение жанра элегии.

Элегия - жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

(В первой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)

О чем говорится во второй строфе стихотворения?

(Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

(Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?

(Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).

Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).