Что является объектом философского знания. Философия средств и способов познания

Возникновение философии стало историческим поворотом в духовной жизни общества. Он означал разрыв с мифологическими представлениями о существовании человека и мира, религиозно-нравственными представлениями о них и предметно-образным мышлением па пользу теоретико-понятийного мышления. Философия призвана отвечать па вопрос, что на них не может дать ответ ни одна наука. В теоретических построениях философия опирается на данные науки, но вместе с тем показывает основные направления ее развития, является надежной методологической базой ее исследований. Научно-теоретический и практически-духовный аспекты мировоззрения в философии объединены органично и целесообразно. Шаг за шагом философия с элитарной формы культуры превращается в сердцевину образа жизни и мышления каждого человека цивилизованного демократического общества.

Появление термина "философия" связывают с именами двух известных мыслителей Древней Греции: по одним источникам - Гераклита (530-470 до н. Э.), В других - Пифагора (580-500 до н. Э.). Этот термин переводится с греческого языка как "любовь к мудрости", что понять без объяснения и глубокого научного анализа невозможно.

Любое системное знание имеет объект и предмет. Под объектом понимается то, что в исследовании противостоит субъекту, то есть сознания, внутреннему миру людей, как реальность в ее практически-преобразовательной и познавательной деятельности. Предметом считается определенная целостность, выделяется из объекта, те его аспекты, части, свойства, которые изучаются. В одном объекте могут иметь свой предмет многие науки. Например, природу, как объект познания, изучают физика, химия, астрономия, естествознание в целом, причем каждая из них исследует в природе свой аспект или предмет. Так, биология изучает общие и частные закономерности жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособления и т.д.); биогеохимия - химический состав живого вещества и геохимические процессы в биосфере Земли, происходящие с участием живых организмов; агрометеорология - метеорологические, климатические и гидрологические условия выращивания сельскохозяйственных культур и т. д. Очевидно, что противопоставление предмета и объекта изучения в общепознавательных плане неправомерно. Основное отличие предмета от объекта заключается в том, что предмету относятся только главные, существенные с точки зрения конкретного исследования, свойства, качества и признаки объекта. По философы, то ее объектом всегда были и есть:

1) природа и сущность мира;

2) природа и сущность человека;

3) взаимоотношения между миром и человеком.

Философия - исторически подвижный и конкретный. Он постоянно совершенствуется, уточняется и изменяется. Эти процессы происходили и происходят по двум основным путям: "ответвлением", то есть отделением от различных систем знаний по мере их накопления, и "самоопределением".

В древнем мире философия рассматривалась как "наука наук", объединение всей суммы внерелигиозного знаний, искусства и тогдашних знаний об общих правилах и нормах поведения людей. Так, Аристотель (384-382 до н. Э.) Выделял в философии теоретическую (умозрительную), практическую и поэтическую (творческую) ее части. Цель теоретической философии он определял как "знание ради знания", включал в нее математику, физику и "первой философии", или метафизику. У последователей Аристотеля название "метафизика" (то, что после физики) превратилась па синоним философии. Теперь этим термином обозначают также и онтологию и общий метод, противоположный диалектике. Целью практической философии Аристотель считал "знания ради деятельности" и включал в нее этику, экономику и политику, а поэтической - "знание ради творчества", то есть поэтику, риторику, искусство.

Понимание предмета философии как "науки наук" сохранялось на протяжении длительного исторического времени. Даже в середине XVII в. выдающийся французский философ и математик Р. Декарт утверждал: "Вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, которые состоят из трех главных: медицине, механике и этики ". Великий ученый И. Ньютон свое произведение по механике назвал "Математические начала натуральной философии" (тысяча шестьсот восемьдесят семь), К. Линней - по основам ботаники - "Философией ботаники" (175И), а Ж.-Б. Ламарк - по биологии - "Философией зоологии" (1809).

Постепенно от философии отпочковывались и приобретали относительной самостоятельности такие науки, как механика земных и небесных тел, астрономия, математика, физика, биология и др. Одновременно самовизначалась и сама философия. Уже у стоиков (IV в. До н. Э.) Философия начиналась с логики, а этика считалась главным учением по осмыслению судьбы людей и их отношение к вечному и бесконечному миру. Основоположник немецкой классической философии Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, а ведущая фигура этой философии Гегель - как систему диалектической логики, философии природы и философии духа, в которой вип понимал комплекс философских учений о государстве и праве, всемирную историю, искусство, религию и саму философию. Представитель материалистического направления в немецкой философии Л. Фейербах считал единственным, универсальным и высшим предметом философии учение о человеке, а основатели марксистской философии К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали, что предметом философии является общие законы развития природы, общества и сознания людей.

Наполнение предмета философии новым содержанием продолжается и сейчас, потому что философская мысль - ЦС учение о вечном. В течение всей своей истории она развивается и обогащается, но сохраняет одновременно преемственность познанного. Объект ее изучения неисчерпаем. Он реализуется в предмете, который включает:

Онтологию - учение о бытии;

Гносеологии - учения о познании;

Аксиологии - учение о природе ценностей и их место в реальности, о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и содержанием личности;

Методологию - учение о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности;

Логику - учение о средствах доказывания и опровержения, о общезначимые формы и средства мышления, необходимые для рационального познания;

Социальную философию - учение об обществе и личность;

Этику - учение о морали как форму общественного сознания;

Эстетику - учение о прекрасном, отношение человека к миру с точки зрения совершенства - несовершенства, прекрасного - недостойного, трагического - комического и его художественной деятельности;

Философские вопросы науки вообще и отдельных наук.

Итак, философия - это теоретическое миропонимание, учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, система ее обобщенных взглядов на мир в целом и свое место в нем. Объектом изучения философия утверждает ценность человека как личности, гуманизм общественных отношений, социальный прогресс и научное творчество. Философская мысль является научно-теоретической и духовно-практической мнением о вечном. Объект философского осмысления остается, он существует всегда. Вместе с тем философская мысль постоянно отражает потребности времени, влияет на умы и сердца современников. Многочисленные направления, течения и школы в философии являются наследниками ее предмета. Влияние философии на жизнедеятельность человека и общества проявляется в ее функциях.

Философия – это наука о законах развития природы и общества. Есть разные определения: как наука, как форма мировоззрения, как особый способ познания мира или как особый способ мышления. Единого определения не существует. Предмет философии изменчив. Он меняется каждое столетия из-за изменений в культуре и обществе. Первоначально, в это понятие входили знания о природе, космосе и человеке. С развитием общества объект этой науки расширился.

Что такое философия

Аристотель первым представил философию как отдельную область теоретического знания. До 16 века она включала в себя множество направлений, которые потом начали отделяться в отдельные науки: математика, астрономия, химия, физика, биология. Сейчас эта наука включает в себя логику, метафизику, онтологию, эстетику.

Цель этой науки заключается в том, чтобы увлечь человека высшими идеалами, дать ему правильное представление о совершенных ценностях.

Считается, что первым придумал термин «философия» Пифагор, а само слово впервые появляется в диалогах Платона. Термин зародился в Древней Греции.

Понять эту науку многим сложно, поскольку многие философы противоречат друг другу в глобальных вопросах, существует много взглядов и школ. Идеи этой науки понятны не каждому, и в ней легко запутаться.

Философия решает такие вопросы, как: «Можно ли познать мир?», «Есть ли Бог?», «Что такое хорошо и плохо?», «Что первично: материя или сознание?».

Предмет философии

Сейчас фокусом этой науки являются человек, общество и познание. Фокус зависит от того, какие вопросы актуальны для философов в определенную историческую эпоху.

Человек

Человек – главный объект философии, который изучается с момента ее появления. Люди интересуются собой, своим происхождением и законами развития. Хотя, природу человека изучают уже долгое время, все еще есть нераскрытые загадки и вопросы ученных.

В Средневековье, природу человека объясняли при помощи религии. Сейчас, когда религия не играет такой большой роли в обществе, ищут другие объяснения. Также человека изучает биология, которая дает представление о протекающих внутри тела процессах.

Длительное изучение человека привело к трем выводам:

  1. Человек – высшая форма развития, так как обладает речью, умеет создавать орудие труда, мыслит. На первом этапе развития философской мысли, человека изучали как самое умное существо на планете.
  2. На следующем этапе, философы изучали историю развития человечества в целом, выявляли закономерности.
  3. На третьем этапе, каждый человек изучался в отдельности.

Эти этапы привели к формированию понятий «личность» и «индивидуальность». Хотя человек – один из главных предметов философии, тема до конца не изучена и остается актуальной.

Общество

Философы изучают правила и принципы, принятые в обществе, тенденции его развития и зарождающиеся в нем идеи.

Существует два подхода к изучению общества:

  • изучение производства и получения материальных благ;
  • изучение духовной части общества.

Важным правилом является – оценка личности при изучении общества. На основе возникающих вопросов возникло несколько течений:

  1. Марксизм, последователи которого считают, что человек – это продукт общества. Путем установления правил, привлечения к общественной трудовой деятельности и контроля формируется моделиь поведения и уровень культуры отдельного индивида.
  2. Экзистенциализм. Согласно этому течению, человек – существо иррациональное. Изучение общества происходит без изучения отдельных индивидов. человека – уникальное явление, а интуиция – основной метод постижения действительности.
  3. Кантианство. Основоположник этого течения – . Это течение предполагает, что в обществе так же, как и в природе, есть свои принципы и правила развития. Эти правила разные в отдельные эпохи и зависят от человеческих потребностей.

Течения также возникают вследствие различных исторических событий и изучают актуальные на тот момент проблемы.

Познание

Это самый сложный объект философии, так как есть разные методы познания. Они постоянно совершенствуются, поэтому их изучение – сложный процесс. К методам познания относят:

  • ощущение;
  • восприятие;
  • наблюдение;
  • другие.

Познание делится на научное и эмпирическое. У каждого вида свои методы.

Основная проблема заключается во взаимоотношении мира и человека. Раньше, эти взаимоотношения объяснялись при помощи религии или мистики. Сейчас они объясняются при помощи науки.

Развитие предмета философии

То, что изучает философия в конкретный момент времени, зависит от развития общества и его потребностей. Так, выделяют четыре этапа в развитии объекта этой науки:

  1. Предметом первой тысячи лет до нашей эры являлось разработка идей о появлении мира и людей. Люди интересовались тем, откуда появился мир, и откуда появились они.
  2. В 1-4 веках нашей эры появляется религия, и фокус кардинально меняется. На первый план изучения встают отношения человека и Бога.
  3. В Средневековье философия была главной наукой и влияла на жизнь общества. Каких-то резких изменений в этот момент не было, поскольку люди были солидарны в своих точках зрения. Так происходило, потому что инакомыслие было наказуемо.
  4. Развитие объекта изучения возобновляется в новое время. На первый план выходит мысль о различных вариантах развития человечества. В этот период люди надеялись, что философия объединит в себе всю информацию о мире и месте человека в нем.

На протяжении этих этапов менялась жизнь людей, происходили разные исторические события, которые формировали объект науки и влияли на его развитие.

Предмет прошел три стадии эволюции, ведь первоначально люди не могли объяснить многие явления. Но постепенно наши знания о мире расширялись, а объект изучения эволюционировал:

  1. Космоцентризм является первой стадией. Все события, которые происходили на земле, объяснялись влиянием космоса.
  2. Теоцентризм – это вторая стадия. Все, что происходило в мире и жизни людей, объяснялось Божьей волей или мистическими высшими силами.
  3. Антропоцентризм – третья стадия. На первый план выходят проблемы человека и общества, их решению уделяется большее внимание.

На основании этих стадий, удается проследить и развитие человечества. В самом начале, из-за отсутствия достаточных знаний о мире, люди пытались объяснить все влиянием космоса – непонятной для них материей. По мере развития религии, жизнь общества сильно меняется: люди стараются быть богопослушными, и религия занимает в их жизни значительное место. В современном же мире, когда знаний о мире достаточно, а религия не занимает такого большого места в жизни людей, проблемы человека выходят на первый план.

Предметы осмысления действительности

Все мы, в процессе своей жизни, познаем окружающий нас мир. Философия выделяет 4 предмета осмысления действительности:

  1. Природа – все, что создано без участия человека. Природа стихийна и непредсказуема, она существует в независимости от существования человека: даже если он умрет, мир продолжит существовать.
  2. Бог – понятие, которое объединяет в себе представление о потустороннем мире, сверхъестественных силах и мистике. Богу приписываются возвышенные качества, такие как: бессмертие, вездесущность и всемогущество.
  3. Общество – это система, которая создана людьми и состоит из институтов, классов и людей. Общество не может существовать естественно, как в случае с природой, и для его поддержания необходима работа человечества.
  4. Человек – существо, которое является центром существования. В человеке есть божественное начало, которое заключается в способности творить и создавать. Также человек обладает врожденными качествами, что связывает его с природой. Некоторые же качества развиваются под влиянием среды и окружения, что делает человека социальным существом.

Эти четыре элемента мы познаем в процессе изучения окружающего мира вокруг нас и формируем о них свое представление. Философия также изучает эти четыре элемента и фокусирует внимание на их природе и законах развития.

Объект философии – всегда будет меняться. Если сейчас на первом плане стоят проблема человека и человечества, то в следующем веке ситуация может поменяться. Философия – наука, которая наиболее подвержена влиянию социальных факторов и исторических событий. Специфика философии заключается в изменчивости и двойственности.

В научной и философской литературе термин "объект" всегда соотносится с термином "субъект". Субъект - носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Под исследующим субъектом может пониматься как отдельный индивид, так и целая социальная группа.

Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, на что направлена преобразующая или познавательная активность субъекта. Объектом философского исследования является вся объективная действитель­ность в целом, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Никакая другая наука не изучает отношения между предметами, между предметом и человеком, между людьми.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - это одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности природы, бытия, материи, физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

Идеализм - это особое обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое -вторично, производно, зависимо.

В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

И материализм, и идеализм являются разновидностями монизма. Монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

В настоящее время в ряде философских учений основной вопрос философии рассматривается как вопрос о роли и месте человека в окружающем мире.

Контрольная философия

1.Что является предметом изучения философии? Почему предмет философии постоянно меняется или наполняется новым содержанием? Назовите основные этапы и основные акценты философии с древности до наших дней.
Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости.
Предметом изучения философии являются четыре основных раздела:
- онтология (учение о бытии мироздания)
- гносеология (учение о познании)
- человек
- общество
Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории. Однако же она постоянно меняется или наполняется новым содержанием потому, что древняя философия и наука (натурфилософия, философия природы) не знали идеи развития в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершающиеся по заданной "oт века" программе (возникновение - становление - исчезновение - новое возникновение).
Основные этапы и основные акценты философии с древности до наших дней нашла в античной философии, которая прошла 4 этапа:
1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин "Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ). Характеризуется она как философия природы.
Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара. А также обосновываются космогонические теории строения мира. Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира (вселенной).
2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры). Характеризуется как антропологический, т.е. центральной проблемой становится проблема человека (его познания и отношения с другими людьми). Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.
Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального существа:
-раскрывает природу нравственности человека;
-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что составляет суть души человека;
-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.
3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры). Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества, распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной державы, созданной Александром македонским.
Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса, который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.
Главные проблемы этого этапа:
-мораль и свобода человека, достижение счастья;
-проблемы возможности познания мира;
-структуры космоса, судьбы космоса и человека;
-отношение Бога и Человека.
4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры) В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.
В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший катастрофу личного существования. Усилилась тяга к религии и мистицизму.

4.Дайте краткую характеристику философских учений Фалеса, Цицерона, Н. Кузанского, Г. Лейбница, Л. Фейербаха, И. Конта, Г. Гадамера плану:

    - философ, направление, или течение;
    -основные труды;
    -основные идеи или концепции;
    - афоризмы и высказывания.
Фалес (ок. 640–546 до н.э.), древнегреческий философ, основатель милетской школы. Уроженец Милета в Малой Азии. Фалеса считают отцом греческой философии и причисляют к Семи мудрецам. Сообщается, что Фалес предсказал затмение Солнца (произошедшее, согласно современным вычислениям, 28 мая 585 до н.э.). Он был также умелым политиком и пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, как сообщают, пустил реку Галис по новому руслу, а свои деловые качества доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом.
Фалес считал воду первопринципом, из которого возникают все вещи и в который они распадаются. Согласно Аристотелю, это утверждение основывалось на том наблюдении, что многие предметы, необходимые для жизни (пища, тепло, семена и т.д.), так или иначе содержат влагу. Аристотель приписывает Фалесу изречения: «все полно богов» и «камень (т.е. магнит) имеет душу и потому двигает железо». Присущий философии Фалеса анимизм (иногда его называют гилозоизмом), т.е. вера в то, что материя пронизана жизнью и наделена душой, характерен для представителей ранней ионийской школы.
Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор.. Ввел в научный оборот понятия "определение" (definitio) - "дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить", а также "прогресс" (progressio - восхождение). В этике и теологии - сторонник стоицизма. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Цицерону, через практическую философию. В эстетическом мировоззрении искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Цицерону, основанная на достижениях греческой культуры философская глубина - Атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи - неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Цицирона, может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.
Николай Кузанский (настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - родился в селении Кузе в Южной Германии в семье виноградаря и рыбака. Подростком бежал из родного дома, при содействии графа Т. фон Мандер-Шайда получил блестящее образование: начиная от "школы братьев общей жизни" в Голландии, в чью программу входили семь свободных искусств и языки и кончая Гейдельбергским, Падуанским и Кельнским университетами.
Традиционное для философской культуры представление о человеке как микрокосме наполняется у Николая К. новым содержанием. Во-первых, оно фундирует идеал "свободного и благородного" человека, воплощающего в своей сущности сущность мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической классики: по оценке Николая К., "в человеке все возведено в высшую степень", а человеческая природа мыслится "полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств". Во-вторых, рассмотрение Николая К. разума в качестве божественной космической силы в определенной мере предвосхитила концепцию ноосферы и высказанные в 20 в. идеи о человеческой целепо-лагающей деятельности как силе космо-планетарного масштаба. Выступая центральным звеном природы и средоточием ее духовных сил, человек как познающий субъект характеризуется с позиций фундаментального гносеологического оптимизма: человеческий ум (mens), способен в когнитивной процедуре реконструировать "развертывание" Бога в природу.
Идеи Н.Кузанского, идущие в узловых своих пунктах вразрез с официальной схоластической традицией, вызвали на себя богословскую критику, однако ответная "Апология ученого незнания" его оказалась удачной, и он не только не подвергался преследованиям за свои взгляды, но умер одним из влиятельнейших руководителей Римской церкви.
Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Лейбниц предлагает оригинальную, синтетическую философскую систему. Утверждая суверенитет метафизики по отношению к теологии и математике (их различают метод и предмет), тем не менее он требует от суждений философов строгости и обоснованности научных выводов естествознания.
В контексте принципиального для 17 в. противостояния эмпиризма и рационализма Лейбниц полагает, что врожденные идеи и принципы могут существовать и существуют в потенциальном, неосознанном виде (врождены привычки, "природная логика", способности и склонности, "преформация"). Излагая свои взгляд на проблему первичных качеств (простых идей), Л.ейбниц утверждает, что идеи первичных качеств формируются в нашем сознании при непрерывном участии деятельности разума, тогда как в рефлексии, наоборот, процесс образования простых идей не обходится без соучастия чувственности.
Распространению идей Лейбница в Германии способствовал его ученик Вольф. Многие идеи были восприняты немецкой классической философией, а также нашли развитие в некоторых направлениях современной западной философии.
Фейербах Людвиг (Feuerbach Ludwig) (1804–1872) - родился 28 июля 1804 в Ландсхуте (Бавария) в семье видного юриста – Пауля фон Фейербаха. Учился в городской гимназии, в 1823 поступил в Гейдельбергский университет на теологический факультет. Неудовлетворенный качеством преподавания в Гейдельберге, продолжил учение в Берлине, где слушал лекции Гегеля и на долгие годы стал его последователем, а окончил учебу на естественнонаучном факультете в Эрлангене.
Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал к критике философии Гегеля и свою самую известную работу – «Сущность христианства» (Das Wesen des Christentums , 1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую «религию любви».
Перу Фейербаха принадлежат также труды – Писатель и человек. Под конец жизни мыслитель впал в нужду, переселился в окрестности Нюрнберга, заинтересовался идеологией марксизма и социализма и за два года до смерти вступил в социал- демократическую партию. На связь идей Маркса с идеями Фейербаха указывает ряд общих мест.
Сходные идеи развивал и Маркс в известных «Тезисах о Фейербахе» (1845).
Иммануил Кант (1724-1804) - является основателем немецкой классической философии, выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В работах этого периода (напр., во "Всеобщей естественной истории и теории Неба" (1755 г) Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.
Но специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех "Критик" - "Критики чистого разума" (1781 г), "Критики практического разума" (1788 г), "Критики способности суждения" (1790 г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант именовал свою философскую систему). "Трансцендентальным" (от лат. transcendens - выходящий за пределы) Кант назвал всё то, что являлось условиями любого опыта - формы чувственности, пространство и время, категории рассудка. Второй период творчества сам Кант назвал "критическим" не столько потому, что "Критиками" назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.
Гадамер Ганс-Георг (р. 1900) - немецкий философ, один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге (с 1939), ректор Лейп-цигского университета (1946-1947), профессор философии в Гейдельберге (с 1949).
Философское значение герменевтического опыта состоит, по Гадамеры, в том, что в нем постигается истина, недостижимая для научного познания. Стремясь развить понятие истины, соответствующее герменевтическому опыту (формами которого являются опыт философии, опыт искусства и опыт истории), Гадамер обращается к понятию игры. Трактуя его в духе антисубъективизма, а также он отмечает, что игра обладает своей собственной сущностью, она вовлекает в себя игроков и держит их, и соответственно субъектом игры является не игрок, а сама игра. Основываясь на том, что понимающие втянуты в свершение истины и что герменевтическое свершение не есть наше действие, но "деяние самого дела", Г. распространяет понятие игры на герменевтический феномен и делает это понятие отправной точкой в постижении того, что есть истина.

Список используемой литературы
1. Рогалевич, Н.Н. Краткий словарь по философии. Более 1000 статей. / Н.Н. Рогалевич. – Минск.: Харвест, 2007.
2. Горелов, А.А. Философия в вопросах и ответах. / А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2005.
3. Спиркин, А.Г. Философия. / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
4. Акулов В.Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. -Краснодар -2000г.
5. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей, М.: Политическая литература, 2001.

Сегодня во всем мире ведутся многочисленные дискуссии в отношении различных направлений науки, объясняющей мир. Объектом философии является общество, зачастую природа или отдельный человек. Другими словами, центральные системы действительности. Наука весьма многогранна, поэтому целесообразным будет изучить все ее аспекты.

Будучи методом и формой духовной деятельности, философия зародилась в Китае и Индии, а вот классической природы достигла уже в Древней Греции. Данный термин впервые употребил Платон для обозначения новаторского направления. Если изучать процесс познания как системную структуру, то в качестве его элементов можно выделить субъект и объект в философии . Первый является носителем предметно-практической деятельности, источником активности в отношении познания мира или другого объекта. Значит, второй непосредственно противостоит субъекту (ведь именно на объект философии направляется энергия субъекта). Исторически принято разделять объект изучения философии на три категории: человек (совершенно любое разумное существо и его структура), окружающий мир (в том числе мир идей и другие, даже возможные, миры), а также отношение человека к себе и всему окружающему.

Предметом философских исследований являются свойства объекта действительности, которые вызывают наибольший интерес специалистов научного направления. Важно отметить, что в роли предмета философии может выступать и конкретный аспект объекта со всеми его проявлениями.

Основная идея науки

В начале своего развития философия концентрировалась на всех сферах исследования действительности и порождала конкретные науки, в число которых входит химия, физика, геометрия и так далее. Позже направление начало заниматься рассмотрением специфических аспектов изысканий. Так, базой для формирования философского знания являются сферы и дисциплины исследования, подходы к изысканию, а также методы поиска, проверки и интеграции информации. Философия развивается благодаря следующим областям:

  • Действительность, имеющая материальную природу: все то, что окружает человека, исключая его самого. Важно отметить, что познается представленная сфера науками естествознания, однако специальные методы философии уместно ее дополняют.
  • Метафизическая действительность, исследованиями которой занимается исключительно эта наука, так как объект философии и его предмет имеют соответствующие особенности, недоступные другим направлениям знаний.
  • Социально-общественная сфера рассматривается совместно с гуманитарными науками.
  • Общие или частные установки человека, представляющие собой систему связей конкретного индивида и общественных группировок, которая исследуется философией вместе с иными научными направлениями.

Ключевые функции философии

И ее основные особенности определяют сферы деятельности, в которых проявляется интерес и совершается научное действие. Функции науки составляют совокупность исполнения конкретных задач и целей в соответствии с изменяющимися факторами. Итак, ключевыми функциями философии являются следующие направления:

  • Мировоззренческая функция определяет изыскательные, а также прикладные ориентиры индивида или общества в целом путем исследования мировоззрения.
  • предполагает осмысление действительности, которая окружает конкретный объект философии , и ее абсолютное познание.
  • Методологическая функция заключается в контроле формирования и проверки способов достижения наукой своих целей и исследований.
  • Информационно-коммуникативная функция осуществляет контроль передачи и содержательности сведений между любыми агентами, которые вовлечены в эти процессы.
  • исполняет оценку деятельности, в которой прямым образом участвует конкретный объект философии .

Что же еще?

Дополнительными функциями философии служат следующие категории:

  • Критическая функция предполагает оценку явления или процесса, а также сравнение его с мнением знания, то есть работа по схеме «критика - выводы -заключение».
  • Интегрирующая функция говорит о том, что философия аккумулирует знания и формирует единую их систему.
  • Идеологическая функция осуществляет распределение и оценку комплексных взглядов в отношении различных общественных группировок. Другими словами, данная функция занимается исследованием идеологий.
  • предоставляет прогнозы на базе известной информации. Важно отметить, что модели, соответствующие этой функции, намного лучше интегрируются как в культуру, так и в научное направление (по сравнению с аналогичными направлениями).
  • Проектировочная функция отвечает за формирование замыслов, комплексов и образов. В данном случае объект философии позволяет составлять прогнозы, а также осуществлять моделирование и проектирование.
  • Воспитательная функция предполагает воздействие на создание определенной системы взглядов как человека, так и общества в целом.

Особенности философии

Естественно, что каждое направление знания, которому соответствует тот или иной временной период, определяется своими характеристиками и особенностями. Так, в досократическую эпоху основной чертой философии была систематическая схема размышления и диспута в качестве объяснения своего мнения по тому или иному вопросу. Тогда зачастую формировались догмы, то есть наука строилась на философствованиях субъективной природы, а доказательства, как правило, базировались на авторитете. Позже Сократ сформировал новый методологический комплекс, который предполагал, что любой объект науки философия должен изучаться детально. Следующий этап отличался определением новаторских источников вдохновения и мотивации. Он совпал с абсолютный упадком в культуре из-за отрицания старых принципов и обычаев (в том числе и богов). Помимо нигилизма, ключевыми особенностями данного отрезка времени можно отметить предельное возвышение индивида в науке, что нередко доходило до абсурда. Романский период характеризуется акцентированием внимания на этике и эстетике, а также роли человека в обществе. А вот эпоха эллинизма завершилась переходом от светской культуры к мировоззрению религиозной природы, что привело к полнейшему застою культуры и деградации общества.

Насущные проблемы философии

Как и любая наука, философия занимается исследованием различных гипотез по поводу разрешения определенных вопросов. Так, основными проблемами рассматриваемого научного знания являются следующие категории:

  • Проблема создания, которая является самой актуальной.
  • Проблема познания, что предполагает сохранение достоверности знания.
  • Временная проблема отличается простотой своего выражения, но относительной сложностью решения, ведь время является величиной субъективной. Оно измеряет протяженность процессов или же явлений относительно других аналогичных категорий.
  • предполагает разделение всего на истинное и ложное.
  • Проблема предмета и метода научного направления объясняется различными подходами к решению вопросов и противоположными взглядами на применяемую методологию.
  • Проблема смысла жизни.
  • Проблема личности касательно ее формирования и образования (не то же, что обучение).

Что же еще?

В последнее время ряд проблем, которые активно решает философское знание, значительно расширился. Так, его дополнили следующие категории:

  • Проблема смерти, которая заключается в ответе на вопросы относительно существования смерти и жизни после нее.
  • Проблема общества в целом, тесно связанная с личностным вопросом. Здесь происходит рассмотрение социальных группировок и связей между ними, ведь коллектив не является толпой, а социум - это далеко не общество.
  • Проблема свободы, как правило, знакомая любому индивиду.
  • Проблема веры и разума, которая не имеет ничего общего с религией. Здесь идет речь о мере знаний разума.
  • Проблема идеального порождается существованием взглядов, которые пришли из естествознания, где актуально отвержение идеального.
  • Проблема формирования философского знания.

Острые вопросы философии

Основной вопрос философского знания сводится к формированию связей и закономерностей сущего, а также принципов его организации или же дезорганизации. Помимо этого, существуют и дополнительные вопросы, которые возникают внутри определенных отраслей философии:

  • Вопросы этики: Мера объективности нравственного восприятия? Что значит справедливость? Какова степень дозволенного?
  • Вопросы эстетики: Какую роль играет искусство? Что же есть красота? Границы прекрасного?
  • Вопросы метафизики: Каковы критерии нематериального? Где локализации души? Что же означает сущее индивида?
  • Вопросы аксиологии: Каковы критерии ценности? Что является ценным? Насколько субъективен ценностный ориентир?
  • Вопросы философской науки: Каков критерий научного? Степень субъективности в процессе оценки теоретического знания? Чем является научное знание?
  • Вопросы социально направленной философии: Значение идеологии в эффективной разумности человека? Критерии воссоединения индивида с социальной группировкой? Причины формирования общественной группы?

Философия науки

Помимо рассмотрения философии на уровне общего восприятия, целесообразно представить специфические направления знания, среди которых и философия науки. Данная дисциплина занимается изучением способов, границ компетенции и сущности науки, а также осуществляет исследования в отношении природы, методов развития и обоснования научного знания, его функций и структуры. науки составляет система абсолютно всех научных направлений, известных за период времени формирования и совершенствования культуры народов мира. Предметом философии науки являются закономерности общего и частного характера, а также тенденции изменения в данный момент и в перспективе особенной деятельности разума в отношении производства научного знания. К актуальным вопросам рассматриваемой категории следует отнести следующие пункты:

  • Какие критерии имеет знание?
  • Чем отличается научное, околонаучное и ненаучное знание?
  • Виды знания.
  • Что представляет собой наука?
  • Компетентность отдельных методов и уровень их научности.

Философия человека

Занимается вопросами, связанными с индивидом, образуемыми им социальными группами и, конечно же, с обществом в целом. Важно отметить, что проблема человека имела место еще задолго до формирования данного направления, то есть служила предметом осмысления за пределами системы научного понимания. В действительности предметов в представленной проблеме множество. Основными из них принято считать человека, его отношение к окружающему миру и к самому себе, критерии данных связей, поступки, а также процесс формирования определенных социальных групп. Следует отметить, что бытие в современном знании рассматривается совместно с достижениями прогресса, ведь он значительно поднял общество на новые высоты существования. Данный прогресс не является плодом деятельности обывателя. Человек считается лишь потребителем, который без снабжения мыслителями и творцами обречен на деградацию до родоплеменного строя и возвращение в пещеры.

Философия права

Является особым разделом данной науки, а также юриспруденции, которая занимается изучением правового смысла, сущности права и, естественно, его основания. Сюда же следует отнести ценность права, его роль в жизни индивида и общества в целом. составляет смысл соответствующей категории. Более того, особое внимание уделяется понятиям правового и юридического направления, категориям ценностной природы, а также предназначению права в общественной жизни. Рассматриваемая дисциплина как бы объединяет принципиально различные отрасли, имеющие юридический характер. Кроме того, связанная с правопониманием, беспрепятственно может охватить абсолютно все области права. Данное единство следует считать сущностно-понятийным.