Экологическая игра-викторина "в саду ли, в огороде". Познавательная викторина в старшей группе «Весёлый урожай

государственное казенное образовательное учреждение

Саратовской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида с. Широкий Буерак

Вольского района»

Конспект занятия

«Викторина «Сад-огород»

Провела:

Широкова Л.В.

2014 г.

Загадочная викторина «Сад-огород»

Цель: Цель занятия:развивать интерес к урокам сельскохозяйственного труда.

Задачи: воспитывать и уважение к людям труда, формировать навыки общения, развивать речь, мышление, умение работать в коллективе.

Ход занятия

Учащиеся делятся на 2 команды, придумывают им название. Из присутствующих гостей вбирают жюри.

Конкурс «Хитрые вопросы»

    Растение семейства бобовых, а также его круглые семена – зёрна. (Горох)

    Сушёный виноград. (Изюм)

    Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом. (Картофель)

    Я вырос на грядке, характер мой гадкий. Куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук)

    Хворым на леченье, всем – на угощенье. (Малина)

    Огородные плоды и зелень. (Овощи)

    Овощ с продолговатым зелёным плодом. (Огурец)

    Растение, которое всегда повёрнуто к солнцу. (Подсолнух)

    Во что превратилась карета Золушки в полночь? (В тыкву)

    Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)

    Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье, желе)

Конкурс загадок

Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки. (Горох)
Рассеялась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка (Капуста)

Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась …
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(Капуста)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста)

Нарядилася Алена
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну рассыпчата, вкусна!»
(Картофель)
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
(Лук)

Скинули с Егорушки
Золотые перышки –
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
(Лук)

Красный нос
В землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
(Морковь)

Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.
(Огурцы)

В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят.
(Помидоры)

Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них
Красные детки.
(Помидоры)

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом.
(Редиска)

Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок –
Зелененький лесок.
(Редиска)

В землю бросишь крошку-блошку,
Полежит она немножко,
И гляди – уже растет
Самоварчик-корнеплод.
(Репа)

Красне сапожки
В земельке лежат.
(Свекла)

Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло.
(Свекла)

Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
(Тыква)

Желтая курица
Под тыном дуется.
(Тыква)
Маленький, горький,
луку брат.
(Чеснок)

Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку –
Будет пахнуть очень долго.
(Чеснок)

Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен:
Все, от взрослых до ребят,
С холодцом его едят.
(Хрен)

Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.
(Семя)

Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки.
(Огородное пугало)

Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках – душистый груз
Разных бус на разный вкус.
(Сад)

На сучках висят шары –
Посинели от жары!
(Слива)

Долгоножка
Хвалится:
- Я ли не красавица?
А всего-то – косточка
Да красненькая кофточка! (Вишня)

Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву. (Яблоко)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Конкурс “Садово - огородная эстафета”

(По 3 человека в каждой команде).

Играющие становятся на старт, в руки каждому даётся лист бумаги. Первым номерам необходимо бросить его как можно дальше. Вторые номера встают на место упавшего листка, сворачивают свой лист в виде конуса так, чтобы получилась морковка (чтобы “морковка” не развернулась, острый конец лучше защепить), и бросают его. На том месте, где упал последний лист, третьи номера сворачивают свой лист в комок так, чтобы получилось яблоко, и бросают его, но уже в корзину. Выигрывает та команда, третий участник которой первым попал “яблоком” в корзину.

Конкурс “Яблочко”.

Ведущий: Наши корзины уже стали наполняться первыми плодами, которые широко известны в наших краях как обыкновенные яблоки. Но эти фрукты наделены необычной силой в русских народных сказках, песнях и преданиях. Назовите сказку, пословицу, песню, частушку о яблоке, и этот приз будет вашим. (Демонстрирует настоящее яблоко.)

Двум игрокам вручается огурец. Под музыку игроки откусывают по очереди огурец. Пара, которая первой съест огурец и покажет язык, считается победителем. (Огурец можно заменить яблоком.)

Конкурс “Собери картошку ложкой”

В игре участвуют 8-10 человек. Детям дают по корзинке и по деревянной ложке. По сигналу они начинают собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть её в корзинку. Побеждает, собравший больше картошки.

Конкурс “Почисти апельсинчик” (в команде по 4-6 человек).

Пока играет музыка, один игрок очищает апельсин. Музыка остановилась – апельсин передаётся другому участнику. Побеждает команда, которая быстро почистила апельсин, разделила на дольки и съела.

«Назови в каждом ряду лишнее слово »

А) пшеница, рожь, морковь, ячмень;

Б) томат, капуста, лук, слива;

В) яблоня, кукуруза, вишня, абрикос;

Г) огурец, пион, лилия, нарцисс.

Подведение итогов, награждение победителей

__________________

ИСТОЧНИКИ:

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.

Сборник загадок: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

Книга для чтения детям: от года до семи лет. – Тула «Родничок»; М.: Астрель: АСТ, 2005.

В разделе приведены русские народные загадки, а также загадки А.Артюховой, К.Чуковского, С.Маршака, Е.Благининой, А.Рождественской, О.Тарнопольской, В.Кремнева, В.Фетисова, Е.Серовой, Т.Белозерова, И.Воробьевой, Л.Сандлер, И.Демьянова.

Хороший урожай труд любит. Чтобы почва была подготовлена надлежащим образом, чтобы влаги было в достатке, чтобы уход был соответствующим. А когда всё организовано правильно, то и урожай не заставит себя ждать. Радуются люди богатому урожаю. Песни поют, хороводы водят.

Викторина «Урожай» состоит из 10 вопросов с ответами.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Без чего урожай бы не смог вырасти?
Без солнца, воздуха, воды, земли +
Без людей +
Без хорошей песни +

2. Верно ли выражение: «Птицы – защитники урожая»?
Да +
Нет

3. Укажите правильный вариант ответ. Хороший урожай нельзя получить без:
Правильного ухода +
Плодородных почв +
Хороших семян +

4. Как называется картина художника И.Д.Виеру?
«Сбор урожая» +
«Новый урожай»
«Слава урожаю»

5. Какая машина убирает урожай?
Гидробур
Зерноуборочный комбайн +
Лозоподборщик

6. Осень – щедрая пора. Какой урожай мы собираем осенью?
Фруктов +
Грибов +
Ягод +
Орехов +
Зерновых культур +
Бахчевых культур +
Листьев +

7. Что означает слово «жатва»?
Обмолот зерновых
Уборка зерновых +
Сушка зерновых

8. Что означает выражение «Урожай на рекорды»?
Ответ: означает, что рекордов очень много

9. Вредители-сорняки мешают получить нам желаемый урожай. Как мы именуем группу химических препаратов, используемых для борьбы с сорняками?
Нитраты
Фосфаты
Гербициды +

10. Продолжите пословицу:
Урожай бывает не столько от росы, сколько от …(пота ).
Брод хвалят после того, как переправятся, урожай – когда …(в закрома засыпят ).
День прозевал – урожай …(потерял ).

Наталья Дворская
Игра-викторина «Во саду ли в огороде»

Цель : создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста.

Задачи :

Развивать творческие способности детей, активность, сообразительность, речь;

Способствовать закреплению полученных знаний;

Вызывать положительные эмоции, воспитывать интерес к игровой деятельности.

Оборудование : плакаты – «Сад» , «Огород » , обручи, предметы (фрукты, овощи, эмблемы для игроков, призы, музыкальное сопровождение.

Дети входят в зал. Звучит фонограмма звуков природы.

Воспитатель. Ребята, сегодня в игре-викторине принимают участие две команды- «Фрукты» и «Овощи» . Представляю Вам жюри. Команды отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ жюри начисляет один балл. Команды под музыку строятся в две шеренги напротив друг друга.

Задание 1.

1. Какой овощ любит, есть заяц?

(Капусту, морковь)

2. Что можно приготовить из фруктов?

(Варенье, сок) .

3. Что можно приготовить из овощей?

(Салат, винегрет) .

4. Какой фрукт помогает при простуде?

(Лимон)

5. В названии, каких сказок встречаются овощи?

(Репка, Чипполино….)

6. В названии, каких рассказов встречаются фрукты?

(Рассказы Сутеева «Яблоко» )

Игра-соревнование «Соберём урожай»

Команды в колоннах перед стартовой линией. Рядом с каждой командой-пустой обруч, а в отдалении-с предметами (овощи, фрукты) . Каждый игрок бежит к дальнему обручу и приносит один предмет. Выигрывает команда, которая первой «собрала урожай» .

Задание 2.

Кто больше назовёт овощей : картофель,огурец, помидор, баклажан, капуста….

Кто больше назовёт фруктов : яблоко, груша,апельсин, мандарин, лимон….

весне : грядка, оттепель, ручьи…

Кто больше назовёт слов, которые относятся к осени : листопад, прохлада, урожай…

Задание 3 «Составить рассказ по плану-описанию» .

1. Что это?

2. Вкус, форма, цвет.

3. Где растёт?

4. Что из него готовят?

Задание для команды «Овощи»

(кабачок, картофель, огурец, перец, капуста, морковь, баклажан) .

Задание для команды «Фрукты» .

(персик, яблоко, банан, айва, лимон, груша, апельсин) .

Задание 4. Команды на скорость собирают картинки из частей.

Команда «Овощи» -Капуста.

Команда «Фрукты» -Апельсин

Задание 5.

Команды загадывают друг другу загадки.

Кто меня тронет,

Тот заплачет.

(Лук)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают.

(Бананы)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

(Огурец)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка.

(Картошка) .

Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа.

(Груша) .

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь) .

Приглашай к себе на чай,

Или просто так встречай!

В ярко-жёлтом фраке он.

Кто же это? Фрукт…

(Лимон) .

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный….

(Баклажан) .

Игра на внимание «Овощи и фрукты» .

Две команды стоят в две шеренги лицом друг к другу. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны быстро присесть, а если к фруктам- поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперёд. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

Задание 6. Закончи предложение.

Из яблока и сливовый - получится яблочно-сливовый сок.

Из яблока и банана - …

Из яблока и груши - …

Из тыквы и моркови -.

Из яблока и моркови - …

Из яблока и ананаса - …

Игра "Назови три предмета"

Воспитатель говорит одно слово-фрукты, а игрок команды "Фрукты" подбирает к нему три слова (апельсин, лимон, персик) . Выигрывает команда,которая назовёт большее количество предметов.

Игра "Угадай сколько в какой руке".

Воспитатель берёт в руки определённое количество предметов- от 1 до 10 (овощи, фрукты) и объявляет играющим , сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько в какой руке у него предметов. Играющие по очереди отвечают на вопрос. Выигрывает команда, угадавшая большее количество чисел, сумма которых соответствует спрятанному количеству предметов.

Задание Повторить за воспитателем поговорки и пословицы. Выигрывает тот, кто правильно, чётко произносит слова и звуки.

Что летом родится, зимой пригодится.

Игра игрою , а дело делом.

Дорога ложка к обеду.

За всякое дело берись смело.

Воспитатель. Молодцы, ребята, Вы сегодня хорошо справились с заданиями. Пора подвести итоги нашей игры-викторины. Жюри подводит итоги и награждает победителей.

Публикации по теме:

Ежедневное планирование «Во саду ли, в огороде. Овощи» Тема: «Во саду ли, в огороде (овощи)». Цель: учить узнавать и называть овощи, активизировать словарный запас. Задачи: Закрепить знания об.

Фото отчёт мастер-класса с участием родителей в средней группе № 8 «Во саду ли - в огороде вырос урожай» Вот и наступила после жаркого.

Клуб бабушек «Во саду ли во огороде» Клуб бабушек «Во саду ли во огороде» Досуг в подготовительной группе Воспитатель: Мошкова Л. В. Цель: Обогащать знания детей по теме «Фрукты,.

Конспект занятия «Во саду ли в огороде» Конспект занятия «Во саду ли в огороде» Цель: Формирование эмоционального интеллекта. Задачи: 1. Воспитывать умения вчувствоваться в эмоциональное.

Вот и я решила попробовать сделать лепбук из уже готовых фонов и заданий. Недавно открыла для себя готовые лепбуки. Шаблонами первого лепбука.

Викторина «ОВОЩИ»

1. Цветами какого растения украшала свою прическу королева Франции? (Карто­феля.)

2. От какого слова происходит название «капуста», что оно означает? (От слова «ка­пут» - голова.)

3. Что носили рыцари на груди как тали­сман? (Луковицу.)

4. В каком овощном растении содержит­ся 90% воды? (В капусте.)

5. Какое растение используют в Индии для ловли обезьян? (Тыкву.)

6. Какое растение в средние века счита­лось лакомством гномов? (Морковь.)

7. Откуда родом картофель? (Из Южной Америки.)

8. В какой стране огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы? (В Индии.)

9. Из какого растения в Средней Азии делают посуду? (Из тыквы.)

10. От летучих веществ какого растения гибнут болезнетворные бактерии? (От лу­ка; вещества называются фитонцидами.)

11. Какое вещество особенно ценится в моркови? (Каротин; попадая в организм че­ловека, превращается в витамин А.)

12. Почему в пищу надо употреблять больше овощей? (В них много витаминов, различных солей и других полезных для на­шего здоровья веществ.)

Викторина «МОЙ ОГОРОД»

Какой овощ был любимым у Наполеона? (Фасоль)

Какой овощ в Древней Персии считался символом ссор и сплетен? (Свекла)

Какой овощ на золотом блюдце приносили в жертву богу Аполлону? (Редис)

Какой овощ называется золотым яблоком? (Помидор)

Какой овощ называл Пифагор королем всех пряностей? (Чеснок)

Какую культуру увидели моряки Христофора Колумба, когда ступили на неведомый остров? (Кукуруза)

Какой овощ имеет два названия? (Томат, или Помидор.)

Какая трава считается травой мужества? (Петрушка.)

Голова велика, только шея тонка. (Тыква.)

Я вырос на грядке, характер мой гадкий. Куда не приду, всех до слез доведу. (Лук.)

Среди бахчи зеленые мячи. Налетела де­твора - от мячей одна кора. (Арбуз.)

С виду красная, раскусишь - белая. (Ре­дис.)

Белый, тощий корнеплод под землей рас­тет. И хотя он очень горек, в пищу нам он го­ден. Все - от взрослых до ребят - с холод­цом его едят. (Хрен.)

Раскололся тесный домик на две половин­ки. И посыпались в ладони бусинки-дробин­ки. (Горох.)

Викторина «речные жители»

1. У кого оба глаза на одном боку? (У взрос­лой рыбы камбалы.)

2. У кого рот на брюхе? (У акулы.)

3. Какая лисица хвостом рыбу глушит? (Лисицей называют одну из акул. У нее сла­бые зубы, а хвост очень длинный, почти такой же, как туловище. Ворвавшись в косяк сель­дей, акула-лисица глушит их ударами хвоста.)

4. Какая собака не лает? (В прибрежной части моря водится рыба-собака. Эта собака не лает, но кусается крепко: может откусить палец своими похожими на долото зубами. Икра и печень рыбы-собаки ядовиты.)

5. Какая рыба гнездо вьет? (Из тоненьких веточек подводных растений рыба колюшка устраивает под водой гнездо и заботливо его охраняет.)

6. Кто плывет хвостом вперед? (Вылупив­шиеся в реке из икры мальки горбуши уходят из реки в море хвостом вперед.)

7. Кто летает, а не птица? (Летучая рыба может пролететь более ста метров. В воздухе она не машет плавниками, а летит, как планер.)

8. Какая рыба одомашнена человеком? (Зеркальный карп.)

9. Какая рыба по внешнему виду напоми­нает шахматную фигуру? (Морской конек.)

10. Какие рыбы имеют усики? (Осетровые, усач, карп, сазан, сом.)

11. Какие животные спят с открытыми глаза­ми? (Рыбы - нет век, и змеи - веки срослись.)

12. Какие рыбы носят оружие на носу? (Меч-рыба, пила-рыба.)

13. Какие рыбы носят названия небесных светил? (Луна-рыба, рыба-солнце.)

14. Какие рыбы долго живут? (Белуга до 100 лет, щука больше 100 лет, сом до 60 лет.)

15. Какая рыба плавает быстрее всех дру­гих рыб? (Меч-рыба - 25 м/сек.)

Игра-викторина для детей разновозрастной группы

«Во саду ли в огороде».

Описание: Игра-викторина для дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям разновозрастных групп, родителям. Материал направлен на обогащение и расширение знаний детей об овощах и фруктах, развитие познавательного интереса детей, любознательности детей.

Цель : создание условий для обобщения и систематизации знаний детей дошкольного возраста.

Задачи:

Развивать творческие способности детей, активность, сообразительность, речь;

Способствовать закреплению полученных знаний;

Вызывать положительные эмоции, воспитывать интерес к игровой деятельности.

Оборудование: посылка, письмо, разрезные картинки овощей и фруктов, муляжи и настоящие фрукты и овощи, призы, музыкальное сопровождение.

Предварительная подготовка.

Подготовка к викторине может проходить в виде чтения специальной литературы, познавательных бесед, где дети получат информацию о видах овощей, способах их выращивания и последующего применения, о пользе овощей для жизни и здоровья людей. Кроме этого, возможна и практическая деятельность детей. На территориях учреждений, где организовывается такой летний отдых, подчас существуют разработанные садово-огородные участки, где сами дети могу с удовольствием (или без особого удовольствия) посильно поучаствовать в работе по выращиванию огородных культур, в уходе за растениями.

Ход игры – викторины.

Дети входят в зал. Звучит фонограмма звуков природы.

Сегодня нам прислали посылку с подарками и призами. Но вот какая возникла проблема: посылка никак не открывается. Чтобы замок открылся, необходимо выполнить задания, о которых написано в письме. Вы согласны выполнить их?

Задание 1.

1.Какой овощ любит, есть заяц? (Капусту, морковь)

2.Что можно приготовить из фруктов? (Варенье, сок…).

3.Что можно приготовить из овощей? (Салат, винегрет…).

4.Какой фрукт помогает при простуде? (Лимон)

5.В названии, каких сказок встречаются овощи? (Репка, Чипполино….)

Задание 2 «Составить рассказ по плану-описанию» .

1. Что это?

2. Вкус, форма, цвет.

3. Где растёт?

4.Что из него готовят?

Задание 3. На скорость собирать картинки из частей.

Капуста, апельсин, лук, виноград

Задание 4. Загадывание загадок.

Кто меня тронет,

Тот заплачет.

(Лук)

Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают.

(Бананы)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

(Огурец)

С оранжевой кожей,

На мячик похожий,

Но в центре не пусто,

А сочно и вкусно. (Апельсин)

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка.

(Картошка).

Все о ней боксеры знают

С ней удар свой развивают.

Хоть она и неуклюжа,

Но на фрукт похожа..(Груша).

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь).

Приглашай к себе на чай,

Или просто так встречай!

В ярко-жёлтом фраке он.

Кто же это? Фрукт… (Лимон).

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный….

(Баклажан).

Игра на внимание «Овощи и фрукты».

Дети становятся в шеренгу. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны быстро присесть, а если к фруктам- поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперёд. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.

Задание 5. Закончи предложение.

Из яблока и сливовый - получится яблочно-сливовый сок.

Из яблока и банана - …

Из яблока и груши - …

Из тыквы и моркови - ...

Из яблока и моркови - …

Из яблока и ананаса - …

Задание 6. «Угадай на вкус». Одновременно нескольким ребятишкам завязывают глаза и дают пробовать кусочки овощей и фруктов. Повторяют конкурс с другими детьми. В этом конкурсе принимают участие все присутствующие дети.

Ну что же, посмотрим, откроется ли посылка сейчас?

Посылка открывается и на поднос выкладываются фрукты. Награждаются все, так как обычно все ребятишки очень активно участвуют во всех конкурсах.

Литература:

1.О.И.Бочкарёва Развитие речи. Старшая группа. Занимательные материалы.

2.О.М.Дьяченко,Е.Л.Агаева Чего на свете не бывает?