Икона Отрада и Утешение — в чем помогает, как молиться. Об иконе «Отрада и Утешение

О, Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящие с верою и любовию и покланяющиеся Пречистому Образу Твоему приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя, сохрани пастырей Церкви и вся христианское воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси искушений, бед и болезней и изьми от нас оклеветания и свары, сохрани от молниеноснаго грома, от заполения огненнаго, от града, труса, потопа и смертоносныя язвы, подаждь нам Твою милостивую помощь в пути, и в мори и на суши.
Се бо Всемилостивая Владычице во уповании несомнением Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наша! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаица о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Тропарь Божьей Матери, именуемой «Отрада» или «Утешение».

Тропарь, глас 4:

О, Покров благодатный и спасительный стяжахом честную Твою икону, Богородице. На сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием: Владычице, низпосли отраду и утешение, на Тя упование возлагаем грешнии и смиреннии, на Твое предстательство надеемся недостойнии, ускори нас избавити от бед и скорбей и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, помиловати и спасти души наша.

Ин тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений. Не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Икона Божией Матери "Отрада" или "Утешение".

Чудеса и история

История иконы крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а так же с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово - «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления, такое нападение было совершено в 807 году.

В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона Божьей матери была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой.
И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».
Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы Божьей матери. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.
С тех пор Ватопедская икона стала называться «Отрада» или «Утешение», так на этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же Богомладенца строг.

Широко почитаемая во всём христианском мире богородичная икона «Отрада и Утешение» уже много веков хранится на святой горе Афон в храме Ватопедского монастыря. С историей основания этой обители, как и с написанием самого образа Пресвятой Богородицы, связаны предания, пережившие несколько исторических эпох и наполненные непередаваемым ощущением минувших столетий.

Чудесное спасение царевича

Одно из преданий, которое можно услышать из уст насельников монастыря, рассказывает о том, откуда пошло его столь необычное название. Оно отсылает слушателей к концу IV века, когда юный царевич Аркадий ─ сын последнего правителя Римской империи Феодосия Великого ─ отправился в морское путешествие на святую гору Афон, чтобы поклониться местам, ставшим земным Уделом Пресвятой Богородицы.

На всём протяжении пути погода была превосходная, и ничто не предвещало беды, как вдруг небо потемнело и разразилась страшная буря. Произошло это столь неожиданно, что придворные не успели увести отрока с палубы и укрыть его в нижних помещениях корабля. В результате ударом накатившей волны он был смыт за борт и скрылся в морской пучине.

Происшедшее повергло в ужас всех находившихся в тот момент на судне, поскольку они понимали, что на них неизбежно обрушится гнев императора. Кроме того, все искренне скорбели о юном царевиче, которого уже не надеялись увидеть живым. Тем не менее, лишь только буря утихла, путешественники причалили к берегу, вдоль которого пролегал их путь, и тщательно осмотрели покрывавшие его заросли в надежде найти хотя бы тело отрока, выброшенное волнами.

Какова же была их радость, когда они обнаружили Аркадия не только живым, но и абсолютно невредимым! Он мирно спал под одним из кустов. Как рассказывал потом отрок, оказавшись на краю гибели, он сохранил присутствие духа и молитвенно воззвал ко Пресвятой Богородице, прося Её заступничества. Вопль, исходивший из детских уст, был услышан, и в тот же миг неведомая сила подхватила Аркадия и, пронеся сквозь бурю и мрак, опустила на морской берег, где, утомлённый пережитыми волнениями, он уснул под кустом.

Основание и дальнейшая судьба монастыря

Услышав столь дивный рассказ, император Феодосий Великий, отец мальчика, повелел воздвигнуть церковь на месте его чудесного спасения, которое с той поры стало называться Ватопедом, что в переводе означает «Куст отрока». Со временем там был обустроен монастырь, разрушенный затем иноземцами, питавшими вражду к вере Христовой.

Несколько столетий обитель пролежала в руинах, пока в середине X века её восстановлением не занялись трое благочестивых мужей, прибывших с этой целью из Адрианаполя. История донесла до нас их имена. Это были богатые, но пожелавшие оставить суету мира греческие вельможи: Афанасий, Антоний и Николай.

В исторических документах первое упоминание о монастыре, в котором ныне хранится Икона Божией Матери «Отрада и Утешение», относится к 985 году. Известно также, что вскоре после этого начался его бурный подъём, позволивший через десять лет войти в число главных обителей Святой Горы. Столь высокое положение монастырь удерживает и до настоящего времени, несмотря на то что его история отмечена чередой взлётов и падений. Фото обители представлено выше.

Монастырь, ставший крепостью

Посетив монастырь, можно услышать предание, связанное с его главной святыней ─ Ватопедской иконой Божией Матери «Отрада и Утешение». Её история также весьма необычна. Написан был этот образ в конце XIV века и в течение долгого времени помещался в притворе соборного храма, ничем особо не выделяясь среди его прочих святынь, пока не произошло чудо, прославившее его на весь христианский мир.

В те давние времена Ватопедский монастырь, как, впрочем, и остальные обители Святой Горы, нередко подвергался нападениям разбойников, желавших поживиться хранившимися в нём ценностями. По этой причине вокруг него были возведены мощные стены, придававшие монастырю вид фортификационного сооружения. Каждый вечер его ворота накрепко запирались и отворялись лишь на следующий день по окончании заутрени. Было принято, что после богослужения к настоятелю являлся привратник, и тот передавал ему ключи.

Ожившая икона

И вот однажды, когда монахи уже покинули храм и настоятель был готов по обыкновению распорядиться насчёт монастырских ворот, находившаяся подле него на стене икона Богородицы «Отрада и Утешение» вдруг ожила. Обратив на монаха свои Пречистые Очи, Дева повелела ему не отворять ворота, поскольку за ними в это утро скрывались разбойники, ожидавшие лишь удобного момента, чтобы ворваться в монастырь и начать грабёж. Более того, Царица Небесная велела всем насельникам подняться на монастырские стены и дать отпор незваным гостям.

Не успел настоятель прийти в себя от увиденного и услышанного, как икона «Отрада и Утешение» потрясла его новым чудом. Младенец Иисус, сидевший на коленях Матери, вдруг ожил, и, подняв к Ней Свой Пречистый Лик, запретил предупреждать братию об опасности, поскольку нападение разбойников являлось ниспосланной им карой за грехи и небрежение в исполнении священных обетов.

Однако, к великому изумлению монаха, Богородица с истинно материнским дерзновением отвела в сторону поднятую к Её устам руку Сына, и, несколько уклонившись вправо, вновь повторила Своё повеление не открывать врата, и созывать монахов для защиты обители. При этом Она велела всей братии принести покаяние в своих грехах, поскольку Её Сын гневается на них.

Икона, ставшая главной святыней обители

После этих слов фигуры Богородицы и Её Предвечного Младенца, изображённые на иконе «Отрада и Утешение», вновь замерли, но при этом её вид изменился. Лик Пречистой Девы навсегда остался чуть отклонённым вправо и исполненным не только материнской любовью, но и безграничным снисхождением. Рука же Богородицы при этом замерла, как бы удерживая ручку Младенца, не по-детски строго взирающего с иконы. Известно также, что название «Отрада и Утешение» икона получила именно после того как чудесным образом избавила монахов от нападения разбойников.

Прежде этот образ помещался в соборном притворе, но после чуда, сделавшего его воистину нерукотворным, был перенесён в специально воздвигнутый для него параклис (храм) иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение», где и находится поныне. На протяжении всех веков, минувших с той давней поры, перед ним горит неугасимая лампада и ежедневно совершаются богослужения. С давних времён сложилась также традиция совершать перед этой иконой монашеские постриги.

Источник Божественной благодати

Значение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» для монастыря поистине неоценимо, и заключается оно не только в том, что благодаря ей он приобрёл всемирную известность, но и в неиссякаемом потоке исходящей от неё божественной благодати. С каждым годом увеличивается перечень лишь официально зарегистрированных и отмеченных в специальных книгах чудес, явленных по молитвам, вознесённым перед этим образом, а сколько их осталось сокрытыми от широкой публики! Неслучайно Ватопедский монастырь вошёл в число крупнейших христианских центров паломничества.

Списки Ватопедской иконы в храмах России

В России икона «Отрада и Утешение» известна с глубокой древности. Считается, что произошло это в первой половине XVI века благодаря выдающемуся религиозному деятелю, писателю и публицисту ─ преподобному Максиму Греку. По его инициативе в 1518 году в Россию было доставлено с Афона два списка, сделанных с чудотворных икон Ватопедского монастыря, среди которых была «Отрада и Утешение». Многочисленные чудеса исцелений, явленные по молитвам перед ней, принесли иконе широкую известность и стали поводом для почитания её как чудотворной.

В XVII веке список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был перевезён в Ростов, где и находится по сей день в одном из С него, в свою очередь, было сделано множество копий, разошедшихся по всей России. Одна из них была келейной иконой святителя Димитрия Ростовского, вошедшего в историю Русской православной церкви в качестве выдающегося религиозного писателя, проповедника и педагога.

Среди многочисленных списков иконы «Отрада и Утешение», фото которых представлены в статье, есть некоторые, заслужившие особую известность. Это, прежде всего, образ, хранящийся в Москве в храме на Ходынском поле (фото храма преведено выше). Туда он был доставлен в июне 2004 года делегацией насельников Ватопедского монастыря, прибывших в столицу для празднования дня памяти афонских святых. К месту своего нынешнего пребывания икона была доставлена торжественным крестным ходом, участие в котором приняло не менее 20 тыс. человек.

Кроме того, следует назвать два списка, находящиеся в Санкт-Петербурге. Один из них помещён в Казанском соборе Новодевичьего монастыря, а другой - в храме иконы «Отрада и Утешение» на улице Дыбенко. Глубоким почитанием в народе пользуется также икона, вывезенная в Беларусь, хранящаяся сегодня в Ляданском Свято-Благовещенском мужском монастыре.

Значение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в жизни Русской православной церкви весьма велико, и тому есть немало свидетельств. Достаточно вспомнить, как в 1852 году Серафим Святогорец, прославленный ныне в прислал в Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга список с Ватопедской иконы. На её обратной стороне он собственноручно начертал надпись, гласящую, что этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы будет обильно изливать Божественную благодать на всех притекающих к нему. И его слова получили в дальнейшем подтверждение теми чудесами, которые явила через него Царица Небесная.

В чем помогает икона «Отрада и Утешение»?

Отвечая на этот вопрос, уместно, прежде всего, вспомнить знаменательное событие, послужившее поводом для её прославления ─ спасение афонской обители от злодеев. Исходя из этого, все последующие века православные христиане молились перед Ватопедской иконой об избавлении от нападения разбойников и нашествия иноплеменных.

Перед иконой «Отрада и Утешение» принято также молить Царицу Небесную об избавлении от различных болезней и немощей. Кроме того, с давних пор отмечено, что она несёт в себе помощь при эпидемиях, не раз посещавших российскую землю и уносивших тысячи жизней. В связи с этим каждый раз, когда Господь попускал за грехи людские случиться чуме, холере или отслужив молебен, православные крестным ходом обносили икону вокруг заражённого города, и если их покаяние было глубоким и искренним, то болезнь отступала.

Имеется много свидетельств того, как молитвы перед Ватопедской иконой ограждали людей от пожаров, потопов и прочих жизненных несчастий. Весьма способствуют они в устроении различных повседневных дел и обретении душевного покоя. Об этом, в частности, говорится в тропаре иконы «Отрада и Утешение». Там же содержатся прошения об угашении греховного пламени, исцелении душевных язв, укреплении веры, очищении помышлений, а также о даровании смирения, любви, терпения и укоренении в сердцах страха Божьего.

Год жизни, дарованный Богородицей

Кроме того, получили широкую известность чудеса, явленные по молитвам, вознесённым как перед оригиналом иконы, хранящимся до сего дня на Афоне, так и перед его многочисленными списками. Наиболее известным из них является запись в книге Ватопедского монастыря, датированная началом прошлого века. В ней говорится о том, как некий монах по имени Неофит получил от настоятеля наставление отправиться в одно из их подворий, находившееся на острове Эбвей в Средиземном море.

Во время морского путешествия инок занемог, и, прибыв на остров, едва держался на ногах. Предчувствуя близкую кончину, он вознёс молитвы ко Пресвятой Богородице перед находившемся в подворье списком с Её Ватопедской иконы. Инок молил продлить его дни, чтобы, исполнив послушание, он мог вернуться в свою обитель и в ней завершить земной путь. Не успел он подняться с колен, как услышал чудный глас, исходивший с неба и повелевший ему исполнить послушание, вернуться в монастырь, но через год быть готовому предстать перед вратами вечности.

Болезнь тут же оставила страдальца, и он в точности исполнил всё, что ему было поручено отцом настоятелем. После этого он благополучно вернулся в Ватопедский монастырь, где целый год пребывал в постах и молитвах. По истечении же срока, стоя пред иконой «Отрада и Утешение», он вдруг вновь услышал знакомый ему голос, провещавший, что час его кончины уже близок. Сразу после этих слов инок почувствовал, как силы оставляют его. С трудом добравшись до своей кельи, Неофит созвал к себе братию, и, лёжа на смертном одре, поведал им о чуде, явленном по его молитве. После этого он с миром отошёл ко Господу.

Слёзы, источаемые иконой

Имеются и более поздние свидетельства. Так, в 2000 году монах расположенного на Кипре Киккского монастыря Стиллианус во время ночной молитвы стал свидетелем того, как лики Младенца Иисуса и Его Пречистой Матери на иконе неожиданно ожили и преобразились, причём из Их глаз обильно потекли слёзы. Поражённый увиденным, инок лишился дара речи, и обрёл его вновь лишь после того, как вся братия обошла монастырь крестным ходом, неся перед собой этот чудотворный образ.

О чудесах же, явленных в России, свидетельствуют многочисленные записи в монастырских и приходских книгах. Они помогают ещё глубже понять значение иконы «Отрада и Утешение» и место, которое она занимает в отечественной иконографии.

«В жизни каждого человека есть скорби, болезни и треволнения, но мы всегда обращаемся к Царице Небесной за Её благодатной помощью, и Она подаёт нам отраду и утешение в скорбях и испытаниях, которыми посещает нас Господь. У каждого есть свой жизненный крест, и нельзя им тяготиться, ибо каждому он подаётся по силам. Не бывает креста выше человеческих сил. Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). В этом жизненном крестоношении нам даны отрада и утешение в лице Преблагословенной Девы Марии.

В молитве иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» есть прошение укрепить нас в святой Православной вере. По вере нашей, по упованию нашему, по горячему молению Пресвятая Богородица неустанно дарует нам Свою помощь, Свои отраду и утешение».

Слово Патриарха Кирилла в день празднования иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»

Священный великий монастырь Ватопед

В иерархии монастырей Святой Афонской горы Ватопед - второй после Лавры преподобного Афанасия. Расположен он на восточном побережье полуострова между монастырями Эсфигмен и Пантократор, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Как полагают некоторые исследователи, монастырь возник на месте церкви, построенной в начале IV века императором Константином Великим и разрушенной Юлианом Отступником. Раскопки в 2000 году позволили обнаружить древнехристианскую базилику, на руинах которой в X веке и вырос соборный храм в его современном виде.

Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь императором Феодосием Великим. У правителя было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, Феодосий отправил молодую чету, а также двоих своих сыновей в Рим. На обратном пути по морю в Константинополь возле местечка Имброс юного Аркадия во время шторма волной выбросило за борт корабля, и он исчез в пучине. Сам корабль нашел прибежище от бури неподалеку от места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И именно там погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, мирно спавшего под терновым кустом. Юноша рассказал, что его чудесным образом спасла Богородица, Которую он успел призвать на помощь. В благодарность за спасение сына император Феодосий на этом месте воздвиг монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед (Βατοπαιδιου, в переводе с греческого - «куст отрока»).

Вид монастыря Ватопед на Святой горе Афон с высоты птичьего полёта

На фото в центре видны купола соборного ватопедского храма

Духовный расцвет монастыря связывают с именами преподобных Афанасия, Николая и Антония, учеников преподобного Афанасия Афонского. По его благословению во второй половине Х века они отправились жить в эти места, где тогда находились кельи отшельников более ранних времён.

Уже спустя столетие монастырь процветал. Щедро поддерживаемый византийскими императорами, Ватопед был не просто богатым и привилегированным, но и управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых до наших дней не сохранились.

В последующие века Ватопед, как и Афон в целом, ожидала драматическая история: ужасающие по своей жестокости набеги крестоносцев и разбойников, турецкое иго - всё это несло мученическую смерть братии, пожары и разрушения.

Главное нынешнее сокровище Ватопеда - это сонм просиявших в нём святых. Шестьдесят шесть подвижников, живших в обители, канонизированы и прославлены Церковью. Среди них - преподобный Максим Грек, первостроители обители, святой Симеон Сербский, мученики, от латинян пострадавшие, и множество преподобных отцов.

Вследствие войн ХХ века и политических событий в новейшей истории Греции обитель пришла в упадок, но в 1990 году с приходом в Ватопед братства старца Иосифа (ученика старца Иосифа Исихаста) монашеская жизнь возродилась с новой силой, и сегодня древняя обитель предстаёт в своём расцвете.

Как и все афонские монастыри, Ватопед известен не только подвижничеством древних и современных насельников, но и святынями, среди которых - чудотворные иконы Божией Матери.

Отрада наша и Утешение

О чуде от иконы «Отрада и Утешение» (Παραμυθια) в Ватопеде рассказывают следующее.

«В те времена был обычай, согласно которому, выходя из соборного храма по окончании утрени, отцы прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери, и там игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их открыл.

Предание говорит о том, что 21 января 1320 года, когда игумен передавал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь заговорила: “Не открывайте сегодня врата монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: “Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях”. Тогда Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Богомладенца и отвела от уст и, повернув голову вправо, уклоняясь от руки Христа, воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: “Не открывайте сегодня врата обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. И “смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас”. И в третий раз повторила: “Сегодня не открывайте врата обители…” По завершении диалога Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня, то есть Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лика таково, что исполнено безграничного снисхождения, любви и материнской нежности, в то время как Христос, хотя и младенец, но, как Судия, имеет строгий вид.

Место во внешнем притворе соборного храма, где произошло чудо
В этой нише до перенесения в специально построенный придел находилась чудотворная икона

Икона эта поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией, а после чудесного вмешательства Богородицы и спасения монастыря она была названа “Божия Матерь Отрада и Утешение”.

После чудесного события икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (параклис), где она пребывает доныне. Никогда не угасает затепленная перед ней лампада. Каждый день в параклисе служится молебен, а каждую пятницу совершается Божественная литургия. В древности также был обычай совершать там монашеские постриги.

Чудотворная икона, украшенная чеканным серебряным окладом. На образе виден суровый лик Спасителя

В этом чуде даётся ещё одно подтверждение древнему убеждению Православной Церкви о силе материнского дерзновения Богородицы ходатайствовать о грехах человеческих к Сыну Своему и Богу, удерживать Его праведно карающую десницу и спасать нас Своими молитвами от бед, постигающих из-за бесчисленных наших беззаконий».

Чудотворная Ватопедская икона на Руси

Икона Божьей Матери «Отрада и Утешение» относится к редким иконографическим сюжетам: даже в крупнейших иконных собраниях России и Украины подобных зачастую нет.

Появление изображения Афонской святыни в русском искусстве относится к началу XVI века. Чуть раньше, с XV века, встречается интерес к святогорским обителям в литературных памятниках, в частности, к Ватопеду. Самое первое известное описание Афона датируется 1420 годом и принадлежит новгородскому иеродиакону Зосиме. Приблизительно в это время уже была известна и «Повесть о Ватопедском монастыре». В 60-е годы XVI века в Москве в течение двух лет пребывали три игумена со старцами из Афонских монастырей. По просьбе митрополита Макария они создали «Сказание о святой горе Афонской».

Помимо этого в летописях сохранились неоднократные упоминания о приездах греков в Москву за пожертвованиями, которыми великие князья щедро наделяли святогорцев. Так, в 1515 году с возвращающимися из Москвы старцами на Афон прибыли послы Великого князя Василия III. Кроме грамот, сопровождающих милостыню, и прошения молитв была отправлена особая грамота к Афонскому Протату, в которой Великий князь просил прислать «переводчика книжнаво на время». Через три года послы вернулись вместе с переводчиком - будущим преподобным Максимом Греком .

Икона преподобного Максима Грека

В конце XV века преподобный Максим, на то время монах доминиканского монастыря во Флоренции, находился в центре богословской жизни Италии. В 1505 году он навсегда покинул Запад, оставил католичество и направился на Афон, духовный центр восточного Православия, где принял монашество в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее в одном из посланий к Ивану Грозному преподобный Максим вспоминал о своём десятилетнем пребывании в Ватопеде как о важном духовном периоде своей жизни.

В Москве афонский монах с необычной судьбой и широкими познаниями сразу же привлек внимание современников. Его произведения об обителях на Святой горе Афон пользовались большой популярностью, а в его келье собирались любители «спиратися меж себя о книжном». Именно с Максимом Греком и его пребыванием в русской столице связан особенный подъём интереса к Афону, а также история появления на Руси иконы «Отрада и Утешение» («Богоматери Ватопедской»). Промыслительно, что празднование этой иконы и память преподобного Максима приходятся на один день - 21 января (3 февраля по новому стилю).

Святитель Димитрий Ростовский и его келейная икона

Самая ранняя известная русская «Богоматерь Ватопедская» - келейный образ, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому и часто изображавшийся на его иконах.

Икона святителя Димитрия Ростовского

Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макаров на Киевщине в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. После переезда родителей в Киев Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латынь, а также ряд классических наук.

В 17 лет Даниил принял монашество с именем Димитрий - в честь великомученика Димитрия Солунского. Иноческое послушание проходил в Киевском Кирилловом монастыре, ктитором которого состоял его отец, там началась его литературная и проповедническая деятельность. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Беларуси, а в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих Миней (Житий святых) на весь год.

С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Как свидетельствовал он сам, душа его наполнилась образами святых, укреплявшими его дух и тело, вселявшими веру в благополучное завершение его благородного труда.

Одновременно с этим архимандрит Димитрий был поочередно настоятелем нескольких монастырей. Труды подвижника оценил патриарх Адриан, и в 1701 году указом Петра Первого отец Димитрий был вызван в Москву, где в Успенском соборе Кремля хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Через некоторое время из-за важности научного труда и ввиду слабости здоровья святитель получил новое назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года как митрополит Ростовский.

Образ Божией Матери, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому (на фото видно, что это зеркальное изображение иконы «Отрада и Утешение»)

Согласно известным письменным источникам, икона Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» была привезена святителем Димитрием в Ростов как келейная (то есть та, перед которой монах в келье совершает молитвенное правило, обычно самая им чтимая). Перед ней молился святитель и в ночь на 28 октября 1709 года, когда подходила к концу его земная жизнь. После его смерти икона около месяца находилась рядом с гробом митрополита в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого и после погребения была оставлена при могиле в Яковлевском монастыре в юго-западном углу Зачатьевского собора.

Через 42 года после смерти святителя открылось нетление его святых мощей: прогнившие бревна пола над склепом митрополита Димитрия провалились, упали на гроб, и под рассыпавшейся крышкой тело его было обретено нетленным. Как от благодатного источника, от мощей стали происходить чудесные исцеления.

Все эти годы память о святителе жила в народе, и все, обращающиеся к нему в молитве, возносили свои прошения перед его келейным образом - иконой Богородицы «Отрада и Утешение». Здесь совершались молебные пения и панихиды по святителю после обретения его мощей, до появления первых икон с его изображением. При описании многочисленных чудес у мощей митрополита Димитрия часто упоминалась и его келейная икона, потому что Богородице также возносились горячие молитвы паломников. В связи с этим в Ростове списки с этой иконы получили широкое распространение.

Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта святыня? Считается, что Ватопедский образ Божией Матери был тем самым, которым родители благословили его на монашество.

Есть и другое мнение: 13 сентября 1689 года во время пребывания святителя Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре (в свите гетмана Ивана Мазепы) находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил его образом Божией Матери за труд составления житий святых, о чём святитель сделал запись в своём дневнике. Это мог быть Ватопедский образ Богоматери, так как преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре, а его икона - список с Афонской святыни - хранилась в обители. Преподобный Максим Грек был известным писателем, соответственно, за писательский труд наградил патриарх и святителя Димитрия. Образ был украшен окладом и едва виднелся под потемневшей олифой, поэтому святитель в своих дневниковых записях назвал его просто - образ Божией Матери.

В архиве Ростовского музея есть рукописное «Сказание» об этой святыне, написанное в середине XIX века, в котором выдвигается ещё одна версия появления у святителя Димитрия этой иконы. В его дневнике содержится описание такого события: в 1700 году, «декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец Иоасаф Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе такая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону Преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле».

Святитель Петр (Могила)

Святитель Пётр Могила возглавлял Киевскую кафедру в 1633–1647 годах. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которую он не успел окончить при жизни, и которую продолжил святитель Димитрий Ростовский. Святитель Пётр Могила был избран Киевским митрополитом с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная ему царём Алексеем Михайловичем, осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. По этой причине в своем дневнике святитель Димитрий назвал икону московской - по её происхождению от царского двора, поскольку непосредственно «Московской» иконы не существует. Исследователи предполагают, что это и был образ Божьей Матери «Отрада и Утешение».

Икона «Отрада и Утешение» в Киеве

В начале 2010 года в Ватопеде была написана точная копия чудотворной иконы - в благословение женскому монастырю в честь иконы Богородицы «Отрада и Утешение» на Киевщине.

Множество людей обращаются к Божией Матери перед этим списком с Её иконы, и уже известны случаи явной чудесной помощи Пресвятой Богородицы. Киот иконы являет собой точную копию киота Ватопедского чудотворного образа.

Также в нашем монастыре находится абсолютная копия келейной иконы святителя Димитрия Ростовского «Отрада и Утешение», написанная в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре города Ростова.

Чудо Царицы Небесной, прославившее эту икону, имеет отношение, конечно, не только к ватопедским монахам. И в наши непростые времена оно укрепляет верующих в уповании на заступничество Матери Божией, Её снисхождение и долготерпение к нашим немощам. На то, что Она дерзновенными Матерними молитвами удержит праведный гнев Своего Сына, готовый излиться на нас за многое множество наших прегрешений.

Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая!

Ольшанский женский монастырь. Точная копия с Ватопедской иконы Божией Матери «Парамифия» (это название не имеет точного русского перевода и обозначает понятие «отрада» или «утешение»)

История иконы крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а так же с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря. Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста. Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока». В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово - «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления, такое нападение было совершено в 807 году.

Икона «Отрада и Утешение» очень почитаема на Руси, в храмах есть много списков. Пресвятая Богородица, не лиши народ русский Своего Покрова.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрадо и Утешение»

О, Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящие с верою и любовию и покланяющиеся Пречистому Образу Твоему приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас, О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя, сохрани пастырей Церкви и вся христианское воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси искушений, бед и болезней и изьми от нас оклеветания и свары, сохрани от молниеноснаго грома, от заполения огненнаго, от града, труса, потопа и смертоносныя язвы, подаждь нам Твою милостивую помощь в пути, и в мори и на суши.
Се бо Всемилостивая Владычице во уповании несомнением Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наша! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаица о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

* "Богородица. Повествование о земной жизни, рассказы об иконах, молитвы".

Икона Богородицы Отрада (Утешение) Афон

Икона Божией Матери, именуемая «Отрада и Утешение» Ватопед

Икона Богородицы Отрада (Утешение)

Предание 1 версия

Фреска XIV века, изначально находилась в притворе, а позже была перенесена в киот одноименной часовни. Согласно преданию монастыря, некий игумен однажды услышал голос от иконы «Сегодня не открывайте ворота монастыря, вместо этого поднимитесь на стены и прогоните их». Повернувшись, игумен увидел, как младенец закрывал ладошкой уста Богородицы, говоря «Не надо заботиться об этом грешном стаде, оставь их. Они погибнут от меча пиратов, ибо умножились беззакония в этом монастыре» .

Однако Богородица для того чтобы повторить свое предупреждение, слегка отодвинула руку Богомладенца, чтобы освободить свои уста, и в этом движении икона пребывает до сего дня. Афонские м онахи сразу же побежали на стены и увидели, что их монастырь окружен пиратами. В благодарность за спасение каждую пятницу перед иконой совершается Божественная Литургия.

Предание 2 версия

История иконы крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а так же с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря.

Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста.

Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока».

В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово — «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления, такое нападение было совершено в 807 году.

Предание самое древнее 3 версия:

Икона Божией Матери «Утешения»
Все это нам было представлено для поклоне ния после утрени. Обязательный отец Филарет много нам услужил, и мы ему признательны, он такой скромный и приветливый. Литургия совер шилась в параклисе Божией Матери «Утешения» или «Отрады». Чудотворная икона «Отрады» здесь находится при правом клиросе, в стенной нише.

Лице Богоматери выражает сострада тельную любовь и чувство удовольствия: взор Ее дышит кротостью и милосердием; на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лице младенчествующего Бога не таково: оно грозно, движение гнева заметно во всех чертах; взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе вот что рассказывают.

Бог весть когда и какой именно порой шайка разбойников подступила к Святой Горе Афонской с намерением на рассвете дня, как только растворится порта (дверь) одного из луч ших монастырей, а именно Ватопедского, вор ваться внутрь, избить монашествующих и раз грабить богатство монастырское.

Разбойники, выступив ввечеру на берег, скрылись до утра в прилежащих монастырю кустарниках. Но Назирательница всей Святой Горы Пресвятая Дева Богородица не допустила совершиться вар варскому замыслу безбожников. На следующий день, по отходе утрени, когда все братия разо шлись по своим келлиям на временный отдых, настоятель того монастыря, оставшись в церкви, занялся совершением своего утреннего прави ла; только вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы:

Не отверзайте сегодня обители, но взой дите на стены монастырские и разжените раз бойников.

Смутившийся игумен устремил свои глаза на икону Богоматери, от которой слышался этот голос, и ему открылось ужасное чудо. Он видит, что лик Богоматери оживился, равно как и держимого Ею Младенца Иисуса.

Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил на Нее лице Свое и сказал:

Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся...

Икона «Отрада и Утешение» очень почитаема на Руси , в храмах есть много списков.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Отрада”, или “Утешение”

Взбранной Воеводе Победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед и скорбей свободи, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Ангел множество и вся небесныя воинства славят Тебе, Матерь всех Богородицу, яко источаеши радости и утешения сердцам человеков в скорби обретающихся. Тем же и мы печальми обремененнии, надежду спасения в Тебе улучивши, умиленно взываем: Радуйся, материнское к нам грешным благоволение; Радуйся, прибегающих к Тебе крепкое заступление. Радуйся, Божественный благости Подательнице; Радуйся, христианского рода Заступление. Радуйся, яко Тебе вся колена земная Материю Божиею исповедуют; Радуйся, яко Твоими молитвами скорби наша утишаются. Радуйся, Твоим ходатайством прошения благая наша исполняются; Радуйся, благодать и милость иконами Твоими нам являющая. Радуйся, мир от потопа греховнаго спасающая; Радуйся, яко молящиеся Тебе от всякаго зла сохраняются. Радуйся, яко Твои честныя иконы чудесами прославляются; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Видя чудес множество от честных икон Твоих изливающееся, яко Ты еси молящихся Благая Помощнице, обидимых Заступнице, ненадеющихся Надеждо, скорбных Отрада и Утешение, болящих исцеление, труждающихся помоще, благодарственно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Разум подаждь нам, Всеусердная Предстательнице наша, в находящих на нас лютых скорбех к Тебе прибегати, утешения ищущи. Ты же яко Благая, не остави нас во всякой требуемой нам помощи, да таковую получивше взываем Тебе радостно: Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; Радуйся, сомневающихся известное утверждение. Радуйся, скорая Помощнице в скорбех и напастех; Радуйся, теплая Заступнице во всяких обстояниях. Радуйся, печали наша Твоим утешением умоляющая; Радуйся, скорбями грехи наша очищающая. Радуйся, в страданиях наших утешение нам подавающая; Радуйся, от внезапныя смерти без покаяния молящихся Тебе избавляющая. Радуйся, от враг видимых и невидимых нас охраняющая; Радуйся, от нападения злых человек спасающая. Радуйся, во всяких нуждах прибегающим к Тебе помогающая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Силою свыше укрепи нас, Благая Владычице, к Твоему заступлению с верою притекающих и Твоего посещения и промышления сподоби, мрак уныния и скорбей облегших нас отгоняя, да спасаеми Тобою вопием Богу: Аллилуиа.

Имущи богатство милосердия неизреченное, всем просящим руку помощи простираеши, недуги врачуя, скорби утоляя, страсти угашая. Не презри нас, Благая Владычице, в печалях и скорбех наших к Тебе притекающих и вопиющих: Радуйся, Единая всех Мати, милосердие нам являющая; Радуйся, милости Своей сокровищницу всем открывающая. Радуйся, родителей скорбящих о чадах своих заблудших печаль утоляющая; Радуйся, вдовствующих подкрепляющая. Радуйся, сиротствующих добре устрояющая; Радуйся, всех скорбящих утешение. Радуйся, отчаявающихся едина Надеждо; Радуйся, изнемогающих от уныния Заступнице и подкрепление. Радуйся, болящих телом и душею благонадежное посещение; Радуйся, различными недугами одержимых премудре уврачевание. Радуйся, яко Тобою по мере веры подается совершенное исцеление немоществующим; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Буря многих бед и напастей содержит нас и волнения их в мире терпим. Ты же, яко Милостивая Мати Спаса нашего Господа, воздвигни руце к Сыну Твоему, да призрит на лютыя сердец наших и исхитит нас из пучины отчаяния, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Слышащи, Пресвятая Дево и Мати, яко являла и являеши многую милость роду христианскому, не оставляй нас во дни скорби и напасти и избавление от сих даруй, молим Тя: храни и заступи всех нас от всякия беды и печали, да в мире воспеваем Ти сице: Радуйся, Заступнице наша, Твоим всемощным заступлением от всякия нужды нас избавляющая; Радуйся, усердное моление ко Господу о нас приносящая. Радуйся, Своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая; Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая. Радуйся, Твоею помощию уповающих на Тя не оставляющая; Радуйся, добре подвизающихся укрепляющая. Радуйся, на благое и душеполезное нас наставляющая; Радуйся, души обремененныя заботами житейскими к попечению духовному направляющая. Радуйся, всех верных благое мздовоздание; Радуйся, в забвении долга и чести живущих правосудное наказание. Радуйся, в пленении, во узах сущих подкрепление и возвращение; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Богосветлые чины ангельския славят Тебе, яко Матерь всех и Богородицу. Мы же Тебе, Заступнице нашей, поклоняющеся, умиленное благоволение приносим и уповающи на Твою милость смиренно молим Тя: милостива пребуди к нам, Владычице, и избави нас от бед и скорбей, да всегда прославляем Твое милосердие зовуще Богу: Аллилуиа.

Видеша силы небесныя, яко Твоею молитвою гнев Божий утоляется, прославляют и величают Твое милосердие. Мы же грешнии на земли зряще Тебе, изображенную Пречистую Богоматерь, умиленно взываем: Радуйся, Матерь рода христианского, милосердие нам являющая; Радуйся, у Престола Сына Твоего непрестанно о христианах молящаяся. Радуйся, любовию Своею грехи наши покрывающая; Радуйся, Твоею милостию нас заступающая. Радуйся, источник отрады и утешения всем источающая; Радуйся, от междоусобия и распри нас охраняющая. Радуйся, вражду и ненависть миром и любовию утоляющая; Радуйся, скорбь и смущение сердец наших умиляющая. Радуйся, гневливостью одержимых вразумляющая; Радуйся, в мире со всеми живущих Отрада и Утешение. Радуйся, суетная прелести мира сего презирати нас научающая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Проповедуют милости и чудеса Твоя, Богомати, вси люди православнии, ибо честным Своим покровом охраняеши весь род христианский. Тем же вопием Ти: избави Твоими молитвами всех нас от бед и напастей, да воспоим вси Богу: Аллилуиа.

Возсия благодать светозарная от пречудных икон Твоих, Богомати, пред ними мы припадающе молим Тя: отгони облак нашедших на нас искушений, да вопием Ти: Радуйся, честныя иконы Твоя чудесами прославляющая; Радуйся, молящимся пред сими иконами с верою прошения исполняющая. Радуйся, в бедах сущих заступающая; Радуйся, уповающим на Тя спасение подающая. Радуйся, Предстательница пред Богом, за всех нас молящаяся; Радуйся, Заступнице рода христианского, от Бога нам дарованная. Радуйся, яко Ты еси храмов наших первейшее украшение; Радуйся, домов христианских благословение. Радуйся, православных людей Покров и Заступление; Радуйся, всего мира очищение. Радуйся, вся благополезны просящим у Тебе дарующая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Хотящи явити милосердия Своего бездну повелела, Пречистая, игумену обители Ватопедския на Афоне врат обители их не отверзати, да избегнут Твоим ходатайством по суду Божию предстоявшего нападения вражескаго и тако избавльшеся милостию Твоею беды и напасти вси иноцы воспеша Богу: Аллилуиа.

Дивное чудо явила, Богомати, инокам спасение, от святыя иконы Своея изрекла еси, но и зрак лика Твоего Пречистаго Сына сущии на иконе изменила еси. Сего ради видевше чудо сие велие и преславное вси люди возопиша Ти: Радуйся, святыя иконы Своя на земли во спасение всем явити благоизволившая; Радуйся, иконами Своими милосердное нам заступление являющая. Радуйся, чрез святыя изображения Твоя чудеса и ныне источающая; Радуйся, ими наша скорби и печали утоляющая. Радуйся, яко на икону Твою взирающе Тебе Самой поклоняемся; Радуйся, Твоим милостивым заступлением мы грешнии спасаемся. Радуйся, Твоими святыми иконами град наш освятившая; Радуйся, теми сердца верующих возвеселившая. Радуйся, грады и веси Российския Своими чудотворными иконами от разорения спасшая; Радуйся, страну нашу от порабощения избавлявшая. Радуйся, утешением и радостию молящихся пред Твоею честною иконою возвеселяющая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Странники и пришельцы на земли вси есмы, по глаголу Апостолову: беды от врагов, скорби от близких, печали от лжебратии и сродник терпяще, в лишениях многих. Ты же, Владычице, яко Милостивая Утешительнице, настави нас к тихому пристанищу и моли Сына Твоего утешение и радости нам даровати, да всегда вопием Ему: Аллилуиа.

Все житие наше на земли болезненно и печали бывает причастно: слава не стоит, богатство мимо течет, друзи и искреннии смертию отъемлются, немоществует тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, о Богомати, пред Пречистою иконою Твоею припадающе, исполни радости и утешения скорбное сердце наше, да вопием Ти: Радуйся, всех к Тебе прибегающих милостию Своею покрывающая; Радуйся, Милостивая, и нас милующая. Радуйся, Домостроительнице, жизнь нашу добре устрояющая; Радуйся, отрадою и утешением печали наши утоляющая. Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая; Радуйся, Ему о нас моления всегда приносящая. Радуйся, жестокость сердца нашего умягчающая; Радуйся, отчаявшихся надеждою возвеселяющая. Радуйся, Твоим заступлением враждующия на нас отводящая; Радуйся, от козней духа злобы нас спасающая. Радуйся, верующим противу диавола силу и мужество подающая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Всякое естество ангельское виде Тя, Богомати, у Престола Сына Твоего, предстоящую и за вся христианы молящуюся, восхваляет Тя, яко сильным Своим предстательством грешных заступаеши, прибегающих к Тебе от бед избавлявши, печали наша отрадою утоляеши и молишися о всех верою зовущих: Аллилуиа.

Витийство человеческое не возможет по достоянию восхвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспети неисчетныя чудеса Твоя, ими же нас просвещаеши. Мы же Твои благодеяния ведающе, душею радующеся Тебе глаголем: Радуйся, от напастей Твоим предстательством нас защищающая; Радуйся, от всяких бед Своим ходатайством нас изимающая. Радуйся, от належащего праведнаго прещения Божия Твоим умилением нас освобождающая; Радуйся, от нашествия вражия нас спасающая. Радуйся, от домашния вражды и брани единокровных миром ограждающая; Радуйся, от смертоносныя язвы прибегающих к Тебе с несумненную верою исцеляющая. Радуйся, правосудие Божие умилостивляющая; Радуйся, страны нашея православныя Защитнице. Радуйся, всех верующих Благая Заступнице; Радуйся, всех труждающихся помощь и укрепление. Радуйся, теплая за всех нас Предстательнице; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Спасти хотя род человеческий от вечныя муки и прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным во отраду и утешение, да будеши обидимым Заступнице, отчаявающимся Надеждо, скорбящим радование, печальным утешение и всех в нуждах и напастех к Тебе прибегающих спасаеши вопиющих верно: Аллилуиа.

Стена еси и заступление всем с верою и любовию притекающим к Тебе, Пречистая Владычице, тем же молим Тя: заступи и покрый и огради всех сирых и безпомощных нас от искушений, озлоблений и бед с любовию взывающим: Радуйся, Мати Божия, любовию материнскою нас возлюбившая; Радуйся, яко Твоя материнская молитва много может, Владыку умилостивляющая. Радуйся, Милосердная, двери милосердия Божия нам отверзающая; Радуйся, к делам милосердия нас возбуждающая. Радуйся, Святыя Заповеди исполняти нас научающая; Радуйся, любити своего ближняго нас наставляющая. Радуйся, грешники к покаянию призывающая; Радуйся, находящий на нас облак печалей и скорбей разсеявающая. Радуйся, пламень страстей наших угасающая; Радуйся, мрак искушений изгоняющая. Радуйся, Твоим к Богу прошением вся полезная нам подающая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Пение всеумиленное приносим Ти раби Твои, Богородице, яко всесильней Заступнице рода христианского: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще Богу: Аллилуиа.

Светозарно сияют иконы Твои святыя, проявленныя на освящение наше и утешение. Мы же с любовию чтуще их с верою припадаем пред ними и вопием Ти: Радуйся, Мати Бога Истиннаго, благочестивыя души просвещающая; Радуйся, Утешительница наша, обремененныя сердца умиряющая. Радуйся, всем Тебя призывающим руку помощи простирающая; Радуйся, Тебе Материю Божией именующим и почитающим нам непрестанно помогающая. Радуйся, уповающим на Тя и в вере живущим непостыдный конец живота подающая; Радуйся, во внезапных бедах на нас находящих подкрепляющая. Радуйся, от насилия и от внезапныя смерти охраняющая; Радуйся, от татей ограждающая. Радуйся, в сердцах наших зависть и небратолюбие искореняющая; Радуйся, от наветов, клеветы и поношений защищающая. Радуйся, отступающих от веры и церкви вразумляющая и на путь правый возвращающая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего, Пречистая Богородительнице, и простри руку помощи, покрый нас кровом крилу Твоею, избави от облежащия беды и напастей, отгони от нас всякаго врага, и супостата, умири нашу жизнь, Владычице, и в печалех бедствующим помози, да спасаеми Тобою воспеваем Богу: Аллилуиа.

Поюще Твои милости и чудеса, Богородительнице, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, веруем и надеемся, яко испросиши, Благая, временная и вечная всем воспевающим Тя сице: Радуйся, непостыдное наше Упование в животе и по представлении нашем; Радуйся, уповающим на Тя в мире конец живота подающая. Радуйся, всех искренне верующих благословляющая; Радуйся, маловерных и суеверных вразумляющая. Радуйся, непочитающих икон Твоих святых наказующая; Радуйся, поклоняющимся иконам Твоим и Тя на помощь призывающим помогающая. Радуйся, гордостию ума одержимых и от святыя Церкви отходящих смиряющая; Радуйся, благами мира сего прельщающихся и попечение сугубое о них имущих светом блага истиннаго озаряющая. Радуйся, в юности доброму и чистому житию Наставнице; Радуйся, в старости от сердечнаго окаменения Охранительнице. Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

О, Всепетая и Всемилостивая Мати, Пречистая Госпоже Богородице! Услыши глас молящихся рабов Твоих и приемши сие малое моление наше, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей: подаждь нам в жизни руку помощи, враги наша разжени, недуги наша исцели, всякую злобу и вражду отжени от нас, в печалех житейских отраду и утешение даруй и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Отрада” или “Утешение”

Молитва первая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва вторая

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрадо и Утешени е»

О, Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящие с верою и любовию и покланяющиеся Пречистому Образу Твоему приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас, О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя, сохрани пастырей Церкви и вся христианское воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси искушений, бед и болезней и изьми от нас оклеветания и свары, сохрани от молниеноснаго грома, от заполения огненнаго, от града, труса, потопа и смертоносныя язвы, подаждь нам Твою милостивую помощь в пути, и в мори и на суши.
Се бо Всемилостивая Владычице во уповании несомнением Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наша! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаица о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.