Мир – это Божье творение! Занятие по внеурочной деятельности по ОПК "Красота рукотворная и нерукотворная. Бог - Творец мира" Занятие по духовно-нравственному воспитанию

    Организационный момент.

    Эмоциональный настрой на восприятие.

(Звучит спокойная музыка. Учитель читает стихотворение.)

Как сияют небеса, -

Высота и красота!

А по небу звонко скачет

Солнце, словно жёлтый мячик!

Ночью, чтоб не страшно было,

Зажигаются светила;

И стоит, как удивлённый,

Лес в своей листве зелёной…

О чём это стихотворение? (О красоте окружающего мира.)

3. Актуализация знаний.

Беседа о красоте окружающего мира.

Кто из вас был в лесу? Что красивого вы там видели?

Кто был в поле? Что там красивого?

Кто был на море? А там что красиво? (Ответы детей.)

Игровой момент.

Закройте глаза и представьте себе самое красивое из окружающего нас мира. Расскажите, что вы представили. (Ответы детей.)

Красив окружающий нас мир? (Да.) Давайте полюбуемся его красотой.

Просмотр под музыку слайд – шоу «Красота спасёт мир».

4. Физкультминутка.

Солнце спит.

Солнце спит, и небо спит.

(Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

(Подняли руки вверх, потянулись.)

Всем лучи свои послало.

(Разводим руки в стороны.)

Вдруг повеял ветерок,

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Небо тучей заволок,

(Закрыли лицо руками.)

И деревья раскачал.

(Качание туловища влево – вправо.)

Дождь по крышам застучал,

(Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам,

(Хлопаем в ладоши.)

Солнце клонится всё ниже.

(Наклоны вперёд.)

Вот и спряталось за тучи,

(Приседаем.)

Ни один не виден лучик.

(Встали, спрятали руки за спину.)

5. Мотивация к учебной деятельности.

(На доске – иллюстрации с изображением природы и предметов, сделанных человеком.)

Разделите иллюстрации на две группы. Почему так распределили? (На одних картинках – предметы, созданные человеком, а на других изображена природа.)

Вам нравится то, что создал человек? Это красиво? (Да.)

А природа красива? (Да.)

(Учитель вывешивает две таблички: «Красота рукотворная» и «Красота нерукотворная» .)

Что значит красота рукотворная? А нерукотворная? (Ответы детей.)

На каких картинках – красота рукотворная? На каких – нерукотворная? Объясните.

Проблемный вопрос.

Откуда же взялась вся эта нерукотворная красота? Откуда взялся весь мир? Откуда взялось всё живое на нашей прекрасной Земле? Кто создал золотое солнышко, серебряный месяц, манящие звёзды, синие моря, быстротекущие реки, тихие озёра, горные вершины? И правда ли, что всё на свете образовалось само собой? (Дети высказывают предположения.)

6. Работа по теме.

Рассказ учителя.

Конечно, всё возникло не просто так. Разве может прекрасная картина нарисовать сама себя? Или дом сам себя может построить? Как картину нарисовал художник, книгу написал писатель, дом построил строитель, так и окружающий нас мир должен иметь своего Создателя, своего Творца. Этот Творец – Бог.

Бог не только создал всю Вселенную. Он наполнил её жизнью и установил дивный порядок (гармонию).

Звёзды стройно и согласно движутся по определённым путям и законам друг около друга. Все растения и животные расселены по земле согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питается.

Всему Бог дал своё время, место и назначение. Только человек живёт повсюду на земле и над всем владычествует. Бог наделил его разумом, бессмертною душою и великим даром – свободной волей выбора между добром и злом. Поэтому каждый человек отвечает за свои дела, свои поступки, за свою жизнь.

7. Продолжение работы.

Раскрашивание картинок «Божий мир» или рисование на тему «Красота Божьего мира» (под тихую музыку). Выставка работ.

Беседа об отношении человека к окружающему миру.

Посмотрите, какой красивый мир сотворил для нас Бог. А от кого зависит, каким будет этот мир? (от человека)

8. Закрепление.

Чтение и обсуждение рассказа «Всё в твоих руках».

Все в твоих руках...

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках».

Как вы поняли этот рассказ? (Ответы детей.)

9. Итог.

Я хочу закончить наше занятие стихотворением, с которого его начала. А вы ответьте на вопрос, который содержится в стихотворении.

Как сияют небеса, -

Высота и красота!

А по небу звонко скачет

Солнце, словно жёлтый мячик!

Ночью, чтоб не страшно было,

Зажигаются светила;

И стоит, как удивлённый,

Лес в своей листве зелёной.

Но откуда это диво?

Откуда же взялась вся эта красота? (Ответы детей.)

Это Бог для нас с тобой

Праздник на земле устроил.

И, любуясь этим даром,

Будем Богу благодарны.

Он, кто создал мир чудесный,

Наш Отец, Отец Небесный!

Почему Бог – наш Небесный Отец? (Ответы детей.)

10. Рефлексия.

Какое настроение у вас в конце занятия? Если хорошее, то улыбнитесь, если не очень, то нахмурьтесь.

Воспитывать в детях способность чувствовать красоту и мудрость окружающего мира, знакомить их с жизнью природы.

Задачи:

  • Обратить внимание детей на красоту окружающего мира.
  • Вспомнить с детьми о радости общения с животным и растительным миром.
  • Воспитывать благодарное и бережное отношение ко всему живому.
  • Объяснять детям отличие рукотворного от нерукотворного.
  • Обсудить с детьми наличие видимого и невидимого в мире.
  • Подвести детей к выводу о мудром устроении окружающего мира.

Использованная литература:

  1. Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. – 3-е изд. – Изд-во Владимирской епархии, 2000.
  2. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  3. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. – М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. Глава «Мир Божий».
  4. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2009. Глава «Красота в окружающем мире».

Дополнительная литература:

  1. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. – СПб., 2006. Часть 1. Глава «О мире».

Ключевые понятия:

  • Мир Божий
  • Познание мира

Словарь урока:

  • Добрый мир
  • Красота

Содержание занятия (открыть )

Иллюстрации:

Проверочные вопросы:

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителя по новой теме. Если нет возможности провести урок на свежем воздухе, то можно использовать одну из двух презентаций: специально для детей или с уникальными фотографиями животного мира .

Раскрашивание детьми раскраски.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Работа с иллюстрациями. Учитель показывает детям картину и проводит беседу по вопросам .

Подвижная игра на общение.

Дети рисуют чей-нибудь дом.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

1) Познание мира

Посмотрим в окно. Что мы там видим?

Дома, деревья, люди ходят по улицам. Продавец продает мороженое. Все заняты своими делами.

А если мы пойдем в лес, что мы там увидим?

Там разные деревья растут, птицы летают, звери бегают. Летом бабочки летают. Много насекомых: жучки, червячки, кузнечики. А если рядом есть речка, то там рыбы плавают.

Всем и всему на Земле есть место. Мир – наш общий дом. Как нам жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу?

2) Рассказ «Какие вы счастливые!» Сухомлинский В.А.

Сегодня в школу впервые пришли малыши. Завтра они сядут за парты, а сегодня их привели родители, чтобы познакомиться с учи­телем.

Матери ушли домой, а дети остались с учителем на зеленой лу­жайке, под высокой липой.

Старый учитель Иван Филиппович сегодня встречает десятое поколение своих воспитанников. Доведет этих малышей до четвертого класса, и исполнится сорок лет его работы в школе.

Ласковые, приветливые глаза учителя смотрят в черные, синие, серые, голубые глаза своих воспитанников.

Дети улыбаются.

– Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит утрен­няя заря? – спросил Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызвала у малышей такую же теплую улыбку.

– Нет, не видели, – ответили дети.

– А вы не видели, как соловейко пьет росу?

– Нет, не видели...

– А как шмель чистит крылышки – перед тем, как взлететь с цветка, в котором он спал ночью?

– Не видели...

– А не видели ли вы, как веселая букашка – божья коровка – в теплый зимний день спросонок выглядывает из-под коры: не наступи­ла ли весна?

– Не видели...

– Какие же вы счастливые, дети... – сказал Иван Филиппо­вич. – Счастливые, ведь вам есть что увидеть. Счастливые, по­тому что увидите много прекрасного. Я поведу вас на берег пруда, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и увидим, как соловейко, проснувшись, пьет капельку росы. Придем до восхода солнца к большому тыквенному цветку и застанем там ленивого шмеля, который переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки. Пойдем ранней весной к нагретому солнцем стволу и увидим, как божья коровка из-под коры выглядыва­ет и удивленно смотрит на снег: что же это такое – жарко уже спать в постели, а на улице снега лежат?..

Вы такие счастливые дети, потому что все это предстоит увидеть...

Проверочные вопросы:

  1. Как тебе кажется, откуда взялся такой сложный большой мир?
  2. Почему всё в мире так подходит одно к другому?
  3. Подумай и назови видимое и невидимое в человеке и в мире.
  4. Как влияет мир рукотворный на нерукотворный?
  5. Почему в прочитанном нами рассказе учитель называет детей счастливыми?

Занятие проводится в 3 классе и направлено на создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности.

Заставляет детей задуматься о том, какие поступки людей сохраняют первозданную красоту мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный практический семинар учителей начальных классов.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению

Научное сообщество «Мой край», учащиеся 3 класса

Руководитель: Коростелева Галина Васильевна

Тема : Сохраним красоту Божьего мира.

Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности.

Планируемый результат:

Познавательные УУД:

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое красота мира и от чего она зависит.

Слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.

Учиться письменно составлять текст-призыв для односельчан.

Регулятивные УУД:

Формировать умение ставить гипотезу, удерживать ее и планировать шаги для ее утверждения или опровержения.

Коммуникативные УУД


-аргументировать свою позицию; уметь работать в сотрудничестве.

Личностные УУД:

Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающим миру.

Оборудование: картины природы, компьютер, проектор, презентация, музыкальные заставки «Дорогою добра», «Песня о красоте природы»,«Не губите, мужики», видеоролик «Мой край», «Лоскуты рая» (стрелецкая степь), «Храм», книга «Основы православной культуры» 1 год обучения, «Соловушка», оформленные листы-призывы для социума.

Ход занятия

  1. Мотивация. Эмоциональный настрой. Постановка темы занятия.

Звучит песня «Дорогою добра».

Дорогие гости, встречайте юных магистров научного сообщества «Мой край».

С каким настроением пришли на занятие? (отличным)

Чего ждёте от занятия? (больше узнать о своем крае, приобрести опыт поведения в обществе)

Для того чтобы узнать тему нашего занятия, я попрошу вас посмотреть на экран. (Просмотр видеоролика «Мой край»)

О чём ролик? (о красоте нашего края)

А что такое красота? Узнаем лексическое значение этого слова (работа со словарем)

Толковый словарь Ожегова.

Красота - красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях)

А какая бывает красота? (разная)

Об этом давайте прочитаем в книге. (чтение «Пурпуровый цветок», с.41)

Ребята, а кто создал эту разную красоту, которую мы видим ежедневно?

(Бог, Творец).

Давайте прочитаем об этом . (работа по учебнику 1 год обучения с. 68, чтение)

Что вы поняли из прочитанного? (действительно, красоту мира создал Бог)

(чтение учителем стихотворения «Всюду Бог») показ слайдов

Всюду Бог

В этой чуткой тишине,

В этой шири полевой,

В этой синей вышине

У меня над головой,

В серебре текущих вод,

В ветре тихом, словно вздох,

Чую сердцем, что живет

Всюду всё создавший Бог!

А как вы считаете, нужно ли нам сохранять эту первозданную красоту природы? Для кого? (нужно сохранять красоту природы для будущих поколений).

Кто может сформулировать тему сегодняшнего занятия. (сохраним красоту Божьего мира) запись темы на доске

2. Выдвижение гипотезы.

Ребята, так как вы юные магистры и у нас научное сообщество, давайте мы с вами проведем небольшое исследование. А для этого нужно выдвинуть гипотезу по теме нашего занятия.

Что такое гипотеза? (это предположение правдоподобное или неправдоподобное)

Совершенно верно. Как вы считаете, какую гипотезу мы можем сформулировать к сегодняшнему исследованию? (предполагаем, что красота Божьего мира зависит от действий человека)

Я с вами абсолютно согласна. Для нашего исследования вы будете записывать на листочек свои предположения.

3. Работа по исследованию.

а) - Посмотрите, пожалуйста, слайды. Скажите, что вы видите на них и запишите главные мысли на листочек? (как по вине человека была уничтожена природа)

видеоролик «Не губите природу»

Правильно ли поступал человек, когда совершал данные действия и к чему это привело? (человек совершал неправильные действия и привело это к гибели окружающего мира. По вине человека были погублены многие деревья, травы, животные, водоемы).

б)- Давайте вспомним, нет ли в нашем селе памятных мест, которые были разрушены по вине человека? (есть, это наша церковь, которая является святыней и гордостью нашего села ) слайд

просмотр видеоролика о храме

- Ребята нашей школы предпринимают все действия для того, чтобы сохранить то, что осталось: они каждую весну выходят на уборку вокруг церкви, создают фильмы об истории создания святыни и материалы отдают в музей школы (чтение стихотворения Василия Золотарева «Чудесны ландшафтами курские дали»)

в) - На грани катастрофы еще один объект нашего села. Это «Лебединый колодец». Неправильные действия человека почти привели к тому, что самый чистый источник нашего села приходит в упадок.

Расскажите, что вы знаете об этом источнике.

Рассказ об истории «Лебединого колодца». (слайд)

- Конечно, нам необходимо сделать все возможное для того, чтобы сохранить этот природный объект нашего села для будущего поколения. Давайте подумаем, что в наших силах сделать для сохранения этого объекта. (Рассказать историю колодца своим родителям. Предложить им пойти на субботник, разобрать плотину, сделанную бобрами, и спустить воду в пруду).

4. Действия человека по сохранению окружающего мира.

1. Итак, для того чтобы сохранить красоту мира нужны такие действия человека, которые не приводили бы к гибели окружающей среды.

Как вы считаете, что это за действия? (уборка территории, сохранение источников, участие в акциях «Помоги птицам зимой», посадка деревьев)

Мы с вами тоже приносим посильную помощь нашей природе, участвуя в этих акциях. (показ фильма «Красота природы»). Запись на листочках своих мыслей.

2. Показ фильма «Стрелецкая степь»

Для сохранения красоты Божьего мира человек создает заповедники.

А что такое заповедник? Давайте посмотрим фильм о природном центрально-черноземном заповеднике имени профессора В. В. Алехина Курской области «Стрелецкая степь». (просмотр фильма «Лоскуты рая»)

Вы посмотрели фильм о заповеднике нашего края, который охраняет места первозданной красоты, очень хрупкой и от малейшего неправильного действия человека может разрушиться. Давайте будем беречь то, что нам дано свыше.

(чтение стихотворения Юрия Першина «Моя родина»)

5. Итог занятия

Давайте вспомним гипотезу, которую мы с вами выдвигали в начале нашего исследования. (предполагаем, что красота Божьего мира зависит от действий человека).

Какой вывод мы можем сделать. (Действительно, красота Божьего мира зависит от действий человека, то есть будет она сохранена или нет)

Итак, наша гипотеза получила достоверное доказательство. Действительно от действий человека зависит красота Божьего мира.

Давайте мы с вами напишем призыв нашим односельчанам, о необходимости сохранения красоты природы. (дети под музыкальное произведение «Песня о земной красоте» пишут призыв на листочке.)

Давайте подумаем, где мы можем прикрепить наши листочки - призывы так, чтобы они были прочтены, то есть услышаны людьми? (в классе, в школе на стенде, на ларьке, на магазине, на остановке)

(дети зачитывают свой призыв и выходят в коридор школы и приклеивают на дверь)

Просмотр видеоролика «О Родина» (конец)

6. Рефлексия.

Учитель : Не забывайте о том, что будущее нашего края зависит от нас с вами. Стараться сделать свой край краше, богаче – наша задача.

Спасибо вам за плодотворную работу на сегодняшнем занятии.

Призыв!!!

Дорогие наши односельчане! Мы, юные заседатели сообщества «Мой край», призываем вас сохранять красоту Божьего мира: не губить объекты природы и исторические памятники нашего села. Давайте все вместе будем убирать нашу святыню и спасем «Лебединый колодец».

С ув. юные магистры Костровской школы

Самоанализ внеурочной деятельности

Внеурочное занятие проводилось по духовно-нравственному направлению. Форма занятия – заседание научного сообщества «Мой край». Это третье занятие в разделе «Православная культура в жизни людей».

Тема: Сохраним красоту Божьего мира.

Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности (готовности и способности обучающихся к саморазвитию; положительное отношение к миру; личная ответственность за свои поступки, мотивация к социальной деятельности).

Планируемый результат: задуматься о том, какие поступки людей сохраняют первозданную красоту мира.

Познавательные УУД:

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое красота мира и от чего она зависит.

Слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.

Учиться письменно составлять текст-призыв для односельчан.

Регулятивные УУД:

Формировать умение ставить гипотезу, удерживать ее и планировать шаги для ее утверждения или опровержения.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение, уметь общаться, рассказывать на публике, слушать и слышать друг друга;
- аргументировать свою позицию; уметь работать в сотрудничестве.

Личностные УУД:

Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающему миру.

Технология, применяемая на занятии: исследовательская

Оборудование: фотографии родной природы, компьютер, проектор, презентация, музыкальные заставки: «Дорогою добра», «Песня о красоте природы», «Не губите, мужики», видеоролик «Мой край», «Лоскуты рая» (стрелецкая степь), «Храм», книга «Основы православной культуры» 1 год обучения, книги для выставки «Родные просторы в произведениях земляков», оформленные листы-призывы для социума.

Структура занятия

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Определение темы занятия, выдвижение гипотезы.
  3. Исследовательская деятельность:

А) отрицательное воздействие человека на природу;

Б) положительное воздействие человека на природу.

4. Рефлексия

1. вывод (достигла ли гипотеза подтверждение или нет)

2. призыв для односельчан.

5. Практический опыт учащихся.

Вывешивание призыва на людных местах.

На протяжении занятия используется исследовательская технология. Дети самостоятельно выдвигают гипотезу и исследуют ее опровержение или доказательство. На данном занятии были решены три уровня воспитательных результатов:

  1. Обучающиеся приобрели социальные знания о духовно-нравственных ценностях (читали тексты в учебнике о красоте мира, работали со словарем Ожегова, просматривали фильмы «Стрелецкая степь», «Храм»).
  2. Обучающиеся получили опыт переживания и позитивного отношения к ценностям социума (просмотр видеоролика о вырубке леса, пожаре, мусоре, загрязнении источников; уборка территории, изготовление кормушек, уборка святыни)
  3. Дети получили опыт самостоятельного общественного действия: написание призыва односельчанам и приклеивание на людном месте.

Поэтому я считаю, что данное занятие достигло цели и планируемых результатов.

История создания Владимирской церкви с. Костровы

Рыльского района, Курской области

В клировой ведомости Владимирской церкви с. Кострова Рыльского уезда за 1916 год содержатся следующие сведения.

Владимирская церковь построена в 1781 году «тщанием вдовы генерал – майора Анны Григорьевны Полянской» . Храм трехпрестольный: престолы освещены в честь Владимирской иконы Божией Матери, в память успения святой преподобной Анны и в честь святых Бориса и Глеба. К 1916 году церковь владела 33 дес. 1200 кв. саж. Пахотной земли и 1 ½ дес. усадебной земли вместе с погостом. Церкви принадлежала каменная сторожка, в которой располагалась женская церковно-приходская школа. В приходе, кроме указанной церковно-приходской школы, находилось начальное народное училище в с. Кострова и церковно- приходская школа в д. Кленной. Обе церковно-приходские школы были учреждены в 1900 году. В 1916 году в школах обучалось 136 мальчиков и 90 девочек.

Ближайшими церквами были Никольская села Никольникова и Борисо-Глебская села Березников.

В приход Владимирской церкви входили деревни: Могилевка, Шустовка, Кленная, Огаркова, Тураева. Всего в приходе числилось 437 домов , в которых проживало мужчин – 1542 чел., женщин – 1473 чел.

Священником с 1908 года в храме был Петр Гаврилович Попов.

После выхода в свет декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01. 1918 г. Владимирский храм продолжал действовать в соответствии с договором, заключенным в июле 1920 г. Между гражданами села Кострова с Костровским волисполкомом.

В 1920 г. была составлена опись имущества Владимирской церкви. В описи содержится краткое описание внешнего вида и внутреннего убранства храма: церковь и колокольня каменные, в колокольне три колокола, вокруг церкви – ограда. В алтаре – деревянный трехъярусный иконостас, а в алтаре – 8 малых простых икон в киотах и 5 икон без киотов, 2 серебряных креста, в иконостасе 6 больших икон.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

Разработка занятия по духовно – нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сотворение мира»

Выполнила воспитатель

Е.В. Нащекина

п. Львовское

Пояснительная записка.

Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение пересказывать небольшие художественные произведения, составлять рассказы из личного опыта при этом фантазировать. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у детей старшего возраста религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости. По слова священника Александра Ельчанинова «важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста», «это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в тридцать, шестьдесят и даже сто карат. Потом, когда окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека». Поэтому можно сделать вывод: что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Исходя из высказанного, я поставила перед собой цель: дать детям элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.

Ориентируясь на поставленную цель я сформулировала задачи:

Ознакомление дошкольников с основными событиями Ветхого Завета;

Воспитание у детей чувство любви, заботливое и бережное отношение к растительному и животному миру, обучение их бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа ;

Содействие становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, помочь убедиться в Его реальности через приобщение к красоте и мудрости созданного им мира, способствовать формированию высших (религиозных) чувств;

Содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения;

Развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Предполагаемый результат.

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов:

Устойчивость навыков поведения;

Стабильность психического развития;

Целостность восприятия мира;

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Предварительная работа:

Работа с иллюстративным материалом; наблюдения на прогулке; беседы «Мир Божий вокруг нас», «Свет. День. Ночь», «Небо»; подвижная игра «День – ночь»; чтение рассказа «Наш мир»;чтение Детской Библии (Ветхий завет); творческая деятельность детей: рисование и конструирование по теме «Облака», «День – ночь», «Что мы видели на прогулке».

Словарная работа:

Бог, Господь, Библия, Мир, рукотворный, небесный свод, свет, тьма, ночь, день.

Ход занятия:

1 часть занятия:

Воспитатель:

Давно был мир наш сотворён,

И мы в том мире живём,

Его нам Бог подарил

И тайну создания открыл.

Священная книга лежит перед нами, (указывая на Библию)

Библией книгу зовём,

Она нам поведала о Мироздании,

О том, как мир сотворён.

День 1.

Воспитатель:

Дети, библейское повествование начинается со слов:

«В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною;

и Дух Божий носился над водою».

Итак, сначала не было совсем ничего... Только темнота и пустота... Педагог предлагает детям зажмурить глаза, закрыть ладошками уши, посидеть так несколько секунд, а потом ответить на вопросы:

Воспитатель:

Видели ли вы что-нибудь? Что было у вас перед глазами? Слышали ли вы что-нибудь?

Ничего не было видно, ничего не было слышно - только темнота и тишина.

Зажмурьте глаза еще раз. Темно? А теперь откройте глаза. Что вы увидели?

Свет, предметы вокруг, друг друга... В мире в начале не было ничего кроме темноты и пустоты, но вот Бог сотворил свет.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

И был вечер, и было утро: день один».

Это и был первый день мира. Вечер, и утро, и сами дни творения Богом мира были намного длиннее наших сегодняшних дней.

День 2.

Воспитатель:

Во второй день мира Бог сотворил воду и твердь - окружающее землю пространство - небо, которое мы видим.

День3.

(Звучит музыка звуки природы, воспитатель демонстрирует Репродукции пейзажей И. Шишкина, И. Левитана, И. Айвазовского и др. художников).

Воспитатель:

Как приятен на рассвете

Аромат полей садов,

Было б скучно жить на свете,

Если б не было цветов.

Воспитатель:

отгадаем загадки и поймем, что Бог создал в третий день:

В небо они упираются

Вершины их льдом покрываются.

(горы)

Они бывают высокими,

Коричневыми и зелёными.

Летом бывают кудрявые.

Зимой голые и корявые.

(деревья)

Они бывают низкими,

Пушистыми и душистыми.

Колючими и ветвистыми.

(кустарники)

Здесь - куда не кинем взор –

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать?

(море)

День 4.

Воспитатель:

В четвертый день мира Бог создал небесные светила: солнце, луну и звезды.

(Рассматривание вместе с детьми иллюстрации дневного и ночного звездного неба, размышление и ответы детей об отличии дня и ночи.)

На усмотрение воспитателя проводится подвижная игра «День и ночь» . У воспитателя в руках две картинки с изображением луны и солнца. В тот момент, когда воспитатель показывает картинку с изображением солнца, дети движутся ритмично под музыку, а когда картинку с изображением луны дети замирают.

День 5.

Воспитатель:

В пятый день мира, по повелению Божию, появились рыбы и птицы.

Было тихо над землей,

Лишь волной шумел прибой.

Сотворил Господь в день пятый

Рыб и птиц для нас с тобой.

В океане голубом

Рыбы обрели свой дом.

Птицы радуются в небе

Занимается заря.

Птицы песней славят Бога,

За любовь благодаря.

(Анатолий Киселев)

День 6.

Воспитатель:

Шестой же день явил нам чудо!

Из ничего, из ниоткуда:

Гиппопотамы, крокодилы,

Олени, тигры и гориллы…

Земля наполнилась! И вот

Нас диво – дивное всех ждёт.

Венец творения – человек!

«Наследуй земля всю вовек!»

Воспитатель:

В шестой день появились, по слову Божию, разные животные на земле.

Предложите детям назвать и показать на иллюстрациях знакомых домашних и диких животных. Во время рассматривания картинок, дети узнают на них знакомых птиц и рыб, рассказывают, чем отличаются среда обитания и образ жизни рыб и птиц.

Еще в шестой день, когда весь мир был уже сотворен, Бог создал человека - мужчину и женщину - и поручил людям заботиться о всей земле.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои. И благословил Творец седьмой день, и заповедал посвящать каждый седьмой день служению Богу и ближним; сделал седьмой день праздником.

Повествуя о днях творения мира, можно показывать детям иллюстрации. Их надо попросить заранее нарисовать кого-то из взрослых помощников или родителей воспитанников, используя материалы книг С.С. Куломзиной «Закон Божий для самых маленьких», К. Тарасар «Наша жизнь с Богом».

3 часть занятия:

Дидактическая игра: «Дни творения».

По ходу игры воспитатель называет день, а дети называют события в соответствии с называемым днем - каждой из шести граней: 1 день - свет и тьма, вода и суша, рыбы и птицы, животные, человек.

Прослушивание в записи песнопения «Слава в Вышних Богу», дети подпевают.

4 часть занятия:

Предложить детям нарисовать любой из дней творения, который им понравился больше всего.

Форма занятия: занятие – обобщение.

Способ организации детей на занятие: фронтальный.

Получение конкретного результата: главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Материал к занятию:

1. Фотографии красивых пейзажей, репродукций картин русских художников: Саврасов «Грачи прилетели», Левитан «Над вечным покоем».

2. Музыкальный ряд: «Звуки приподы», запись песнопения «Слава в вышних Богу».

3. Альбом «Шестиднев».

4. Картинки с изображением дневного и ночного неба, растений, животных (рыб, птиц, зверей).

5. Картонная коробка кубической формы, для того, чтобы на шести гранях куба можно было наклеить подобранные или нарисованные детьми изображения в соответствии с тем, что было сотворено Богом в первый, второй и т.д. дни творения мира.

6. Цветные карандаши, фломастеры.

7. Ножницы.

8. Клей-карандаш, салфетки

Список литературы.

  1. Детская библия.

2. Прот. Серафим Слободской «Закон Божий», с. 16-22

3.Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях: традиции и реформы. Материалы секции 14 Международных Рождественских образовательных чтений / Под науч. ред. О.М. Потаповской. – М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2006 год.

4. Первые шаги в православном храме. – 4-е изд. – СТСЛ, 2011 год.

5. С.С. Куломзиной «Закон Божий для самых маленьких».

6. К. Тарасар «Наша жизнь с Богом».

Конспект занятия, 24.09.2017 г.

1. Мир вокруг нас прекрасен.

2. Как же всё это появилось.

3. Ищем мудрый ответ в книгах.

4. Библия – книга книг.

5. Творец мира – Бог!

Доброе утро, дорогие ребята! Кто подскажет, с чего должно начинаться каждое занятие в воскресной школе? – Верно, с молитвы. Прежде чем начинать что-то делать, мы должны попросить Божьего благословения, Божьей помощи.

Итак, давайте совершим молитву. Встанем из-за столов, обратимся к иконе Господа Иисуса Христа и скажем: «Во имя Отца и Сына и святого Духа. Аминь». Перекрестимся. И снова сядем за парты. Хорошо.

Сегодня, ребята, мы будем говорить об очень важных вещах. Вы сказали, что вы уже взрослые, поэтому, с вами можно говорить о серьёзных вещах.

Скажите, ребята, вам нравится лес? А чем же нравится? Река, море, океан…? А вам приходилось когда-нибудь видеть горы? Всё это очень красиво, ребята.

Но откуда же всё это появилось? Кто эту красоту придумал?

Ребята, давайте обернёмся. Что вы видите перед собой?
– Книги.
А дома у вас есть книги?
- Да, есть.
Наверняка есть. И у меня тоже есть книги.

Знаете, ребята, кто читает книги, становится умнее, потому что книги написаны мудрыми людьми.

Но даже самые мудрые люди всегда спрашивали себя: как же появилось солнце, которое так приятно греет и светит? Кто придумал цветы, такие красивые и благоухающие? А самое главное – кто придумал человека? Откуда всё это появилось?

И мудрые люди, пытаясь найти ответ, писали книги.

Давайте, ребята, подойдём к книжным полкам. Какие книги вы видите?

Разные: большие и маленькие, разного цвета, книга может быть про животных, а может быть со сказками.

Все эти книги замечательные. И когда вы будете немного постарше, и у вас будут свои книги – самые разные, очень интересные книги.

Все эти книги хороши, но есть такая книга, в которой мы и найдём ответ на вопрос «откуда же все появилось?». В этой книге говорится, как появилось море, небо, деревья и цветы, леса и горы и, конечно же, как был создан человек.

Давайте попробуем её найти в нашей библиотеке. Дам вам подсказку: это самая большая книга, и она бывает очень тяжёлая.

Верно, ребята! Вы угадали. Эта книга называется Библия.

Скажем вместе? – Библия.

Поглядите, какая она большая, тяжёлая, как настоящая энциклопедия. Тот, кто прочитает всю Библию, станет очень мудрым человеком.

Мы с вами хотели узнать, как же появился наш мир, всё, что мы видим вокруг.

Давайте откроем Библию и посмотрим. Только будем очень внимательны.

На самой первой страничке написано: … (Читаем Быт 1:1-5 ). Дальше в Библии говорится о том, как Бог сотворил всё на свете.

Библия говорит, что всё, что мы видим: небо, солнце, луну и звёзды, зверей и птиц, моря и горы, даже людей – всё это сделал Всемогущий Бог.

Всё, что Бог сделал, было очень красиво. Бог радовался, видя, как рыбки плещутся в речке, как птички кормят птенчиков, как бабочки порхают своими крылышками.

Всё это было очень красиво. И Бог захотел разделить эту радость с кем-то ещё. Тогда… Тогда Бог создал человека. Самого первого человека. И вот теперь Бог вместе с человеком радовались этой необыкновенной красоте.

Про всё это мы читаем в Библии. Это самая удивительная из всех книг, какие только бывают.