Модерн - стиль, он имеет определённые признаки. Теория: что такое модерн, определение, хронология, течения, названия

Модерн (фр. moderne — современный) - особое художественное направление в искусстве, возникшее в конце XIX века. Еще одно из его распространенных названий – ар-нуво (фр. art nouveau - «новое искусство»). Основными отличительными особенностями этого стиля стал отказ от использования прямых линий и углов. Художники, работающие в данном направлении, предпочитают природные формы и мотивы.

Одной из характерных особенностей модерна является интерес к новейшим технологиям. Декоративно-прикладное искусство в этот период становится необыкновенно популярным. Разумеется, касается это и орнамента.

Характерные особенности стиля модерн

. Приглушенные цвета. Обычно в декорах этого стиля можно видеть светло-зеленый, лиловый, коричневый.
Плавность и изогнутость линий, расположенных как вертикально, так и горизонтально.
Лаконичность форм. Очень часто применяются шарообразные, цилиндрические и прямоугольные силуэты.
Синтез элементов самых разнообразных стилей.
Частое использование художниками и декораторами асимметричных мотивов.
Использование витражей. Широкое распространение получили композиции Луиса Тиффани либо их имитация.

Стиль модерн стремится сочетать в себе утилитарные и художественные функции. По мнению приверженцев данного направления, в область прекрасного должны быть вовлечены все сферы деятельности человека. Основным принципом становится воплощение в обтекаемых, пластичных формах эффекта динамичности. Модерн появился на почве полной неразберихи в стилях европейской культуры конца XIX века. Еще одной причиной стал технологический прорыв общества и переход от ремесла к индустриальному массовому производству.

Основные отличительные признаки орнамента в стиле модерн

Фасады зданий, предметы быта, украшения, интерьеры эпохи модерна богато декорированы огромным количеством извивающихся, динамичных и при этом лаконичных линий. Этот элемент был призван подчеркивать форму предмета и зачастую напоминал причудливые, изгибающиеся растения. Линия в модерне ассоциируется с морскими волнами либо складками женского платья. В этом выражается главная идея и основной принцип стиля – утонченность, изысканность и некоторая капризность. Считается, что орнамент снова вошел в моду именно благодаря популяризации данного направления.

Художники-декораторы начала XX века придавали огромное значение восточным мотивам. При этом традиционные европейские мотивы трансформируются просто до неузнаваемости. Классические элементы – вишня, гвоздики, персики, стебли бамбука – по-прежнему используются, однако при этом приобретают совершенно новое звучание. Стилизованные природные формы используются как самостоятельный декоративный элемент, предназначенный для того, чтобы зритель восхищался и любовался ими.

В основе орнаментов модерна часто лежит характерный именно для этого стиля ирис, символизирующий томление и негу. Еще одним широко используемым элементом становится лилия как отражение в узоре девственности и чистоты. Еще три цветка – орхидея, кувшинка и тюльпан – становятся символами смерти и трагедии. Совершенно противоположное значение придается розе. Этот цветок Венеры служит символом всего прекрасного, прежде всего, любви и счастья. Традиционный образ Древа Жизни также повсеместно используется в орнаменте. Данный элемент, естественно, символизирует райскую жизнь.

Орнамент модерн в интерьере

Орнамент в модерне – это даже не элемент оформления предметов. Он сам выступает в роли украшения. Декоры стиля модерн просто невероятно красивы и эффектны. Портьеры, обивка, мебель и обои украшаются им повсеместно. При этом используются в основном прихотливые растительные мотивы. Если это цветы, то очень крупные. Что касается оттенков, то в этом плане диктует правила пришедшая на стыке веков мода на все японское. Широко используются лиловые, палевые, серебристые и серовато-зеленые цвета. Стены, декорированные растительным орнаментом, словно растут от потолка к полу. Однако при этом всегда соблюдается одно из основных правил оформления в стиле модерн – недопустимость слишком большого количества деталей. В ванных комнатах часто используется кафельный бордюр с геометрическим орнаментом, который, на первый взгляд, только напоминает античный.

В композиции всегда присутствует характерный именно для модерна завиток, спиральный или квадратный. Данный элемент украшает даже такой простой узор, как меандр. Конечно же, повсюду при оформлении интерьера используются характерные для этого стиля криволинейные линии, пронизанные экспрессивным ритмом и подчиняющие себе всю композицию оформления помещения. Отдельно можно выделить орнаментированные витражи. Чаще всего используются модели в стиле тиффани.

Еще одной присущей модерну чертой в орнаменте, скажем, интерьера является дублирование. К примеру, рисунок может повторяться на дверных порталах и на предметах мебели. Примеры растительных орнаментов, выполненных в стиле модерн, можно увидеть на этикетках и виньетках знаменитого чешского художника Альфонса Марии Мухи (1860–1939 гг), в работах Обри Бердслея (1872–1898), великого русского Михаила Врубеля (1856–1910 гг.).

Особенности стиля «Модерн» Модерн – новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы. В модерне носителем прекрасного являются специфически обработанная, трактованная в соответствии с принятыми в модерне нормами красоты утилитарно форма, а не ордер. Отличительными особенностями стиля модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Особенности стиля «Модерн» Жилой дом, точнее особняк или загородный дом, дача – основная тема и самое полное воплощение идей раннего модерна. . Только в индивидуальном доме могло быть достигнуто единство окружения с духовным миром его обитателя. Создаются компактные, экономичные и комфортабельные планировки. Модерн чрезвычайно внимателен к бытовым удобствам, он ценит комфорт, уют, гигиену и другие проявления чисто материальной полезности. Модерн отказывается от коридорной планировки в пользу своеобразно понятой центрической. Разрабатывается новый тип плана, тяготеющего к квадрату, с такими же преимущественно квадратными комнатами, группирующимися вокруг холла. Жесткость, с которой выдерживается этот принцип, не исключает свободы приемов, асимметрии, геометрической неправильности рисунка плана.

Особенности стиля «Модерн» Композиционный, пространственный, часто даже геометрический центр особняка – холл с парадной лестницей. К нему тяготеют, в него выходят все основные помещения. Любимая модерном текучесть, подвижность пространств образуется за счет разнообразия пространственных связей между отдельными помещениями, открытыми в холл, постоянной изменчивости картин, видимых по мере движения по открытой теперь лестнице. Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана. Осознание специфики каркасных конструкций сделало необязательным устройство разделительных стен.

Основные принципы модерна как архитектурного стиля Сочетание пластических методов с подчеркнуто нетрадиционными формами и декоративными мотивами; живописная многообъемность и пластика композиций со свободной трактовкой внутреннего пространства дополнялась формами, очерченными сложной кривой, часто напоминающей линии стилизованных растений. Эти же линии составляли основу характерного для модерна затейливого орнамента, выполнявшегося в штукатурке, живописи, изразцовой технике и особенно часто в виде сложных по рисунку металлических решеток; новые строительные материалы: металл, листовое стекло, обливную керамику и др. – архитекторы широко использовали, но как и другие, более традиционные материалы, полностью подчиняли объемно-пространственному и пластическому замыслу, игнорируя индустриальность и стандарт; глубокий индивидуализм композиций.

Романтический модерн – конец XIX – начало XX веков –характерен активным включением в интернациональную структуру модерна славянских национальных мотивов, и увлечение стилизацией под разные страны и эпохи

Рационалистический модерн – 1910 -е годы – заключительный период эволюции архитектурного стиля – характерен тем, что прослеживается отказ от перегрузки архитектуры модерна элементами из других архитектурных стилей и прежде всего пластикой.

Заключительный период развития в отечественной архитектуре стиля модерн в 1910– 1916 годах подготовил и обеспечил переход к новой 30 мировой интернациональной стилистике, к конструктивному в архитектуре.

На основании анализа архитектурных памятников модерна в России можно выделить характерные признаки и отличительные черты архитектурного стиля модерн в России: отказ от традиционных архитектурных форм (ордерные колонны, элементы античного архитектурного декора), фасадов, традиционных композиционных построений (симметричность, античная ритмика); индивидуализация архитектурного творчества, уникальность и запоминаемость архитектурного образа; опора новой архитектурной образности на новые строительные материалы (монолитный железобетон и бетон, металл, стекло, керамика); применение пластичных криволинейных форм в симметрии как в построении всей объемной композиции здания, так и в художественном образе фасадов (рельефы и горельеф, кованый металл). учет в разработке архитектурно-художественного образа здания функциональной целесообразности; противопоставление художественной рукотворности декоративных форм экстерьера и интерьера стиля массовому воспроизводству.

Типы декора в модерне Модерн это два типа декора. Первый –функциональный он обычно пластичен. Это обрамление окон, оконные и дверные переплеты, перила лестниц, сливающийся с плоскостью стены, словно вырастающий из стен и уходящий в нее рельеф. Второй тип декора – графичный, линейный орнамент, живопись, майоликовый панно – всегда подчеркнуто нефункционален и противопоставлен конструктивной форме. Но в том и другом случае декор модерна преимущественно орнаментален.

Фактуры Модерн интенсивно акцентирует фактурные свойства материалов, противопоставляя их былой бесфактурности. Фактура и цвет отделочных материалов превращаются в одно из важнейших, самостоятельных средств архитектурной выразительности. Модерн открывает заново выразительные возможности традиционных материалов, широко и смело вводя в обиход новые. В модерне широко применялись как железобетон, так и металл как конструктивно-декоративный элемент. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях (например купол дома компании Зингер в Санкт-Петербурге).

Гипсовый лепной орнамент Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент

Окна, колонны, молдинги, карнизы Несомненное завоевание модерна — целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к ансамблевому их решению. Особый интерес модерн проявил к оформлению оконных проемов со специфическим рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Он активно применял поливные изразцы в облицовке отдельных вставок на поверхности стен и в оформлении оконных проемов.

Окна, колонны, молдинги, карнизы В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы — ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями. Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в специфической, характерной для модерна прорисовке.

Окна стали органичным выражением стиля. Впервые оконные и арочные проемы, их заполнения и декор становятся одинаково важной составляющей стиля как для фасада, так и в интерьере зданий. Фасады в стиле модерн подобны живым организмам, напоминая одновременно природные формы и результат свободного творчества художника

В оформлении фасадов широко применялись декоративные элементы: лоджии и галереи с балюстрадами, разнообразные деревянные балки, гладкие или грубые, без отделки, живописные террасы, лестницы, украшения на стенах и окнах. Излюбленной формой для балконов был многоугольник с выступающими консолями, создающими романтическое настроение благодаря своей простоте. Окна неодинаковой величины, ряды из окон различной формы и несимметрично расположенных дверей производят впечатление естественного беспорядка и природной наивности.

Для стиля модерн главным принципом является стилизация, но не в смысле интерпретации форм художественных стилей прошедших эпох, как это было в период историзма второй половины XIX в. , а в смысле тенденции подчинения всех элементов композиции какому-либо одному, формообразующему началу. Таким началом могло служить все, что угодно: исторические и национальные стили, элементы народного и примитивного искусства, природные формы, геометрический мотив, новые конструкции и свойства новых материалов – стали, стекла, бетона. 46 Стилевая целостность модерна достигается с помощью «внутреннего» структурного единства – органической целостности и неразъединимости полезного и прекрасного. Модерн действительно является стилем, который изменил архитектуру конца XIX – начала XX века. Модерн отказывается от традиционных архитектурных элементов в пользу новых плавных узоров, кованых металлических решеток и декоративного стекла.

Первым памятником, выявившим тенденции модерна в русской архитектуре, была церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево (1881– 1882 гг.), над которой работали В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и 35 А. С. Мамонтов. В основе ее проекта лежал храм Спаса Нередицы конца XII в. близ Новгорода. Авторы подвергли образец стилизации в духе модерна: смело сопоставили кубический объем с кривыми линиями купола, добавили скошенные контрфорсы, подчеркнули гладкость стен лишь немногими украшениями. Смелым, новаторским решением было включение в композицию фасадов монументальных мозаичных, изразцовых или майоликовых панно и фризов, а также больших ярких витражей в интерьеры общественных зданий и особняков. Облицовка разноцветной декоративной плиткой наружных стен вносила разнообразные цветовые акценты в колорит.

Особняк С. Рябушинского в Москве (1900– 1902 гг.) Становление композиционных, конструктивных и декоративных приемов модерна, а также изменения, происходящие в творчестве таких архитекторов, как Ф. О. Шехтель, В. Ф. Валькот, Л. Н. Кекушев, И. А. Фомин можно проследить на примере московских особняков той эпохи. Произведение Ф. Шехтеля – особняк С. Рябушинского в Москве (1900– 1902 гг.), в котором «застывшая волна» лестницы особняка напоминает скульптуру, ее форма вызывает в воображении фантастическое чудовище, она изобразительна и абстрактна в одно и то же время. Невозможно сказать, где кончается конструкция и начинается декор, где плоскость стены переходит в рельеф, а рельеф – в скульптуру, витраж – в оконный переплет, а светильник – в перила лестницы. Орнаментально трактованная конструкция плавно перетекает в конструктивно трактованный орнамент; плоскость – в объем, а объем – в пространство. Это классика модерна.

Шехтель пытался создать иллюзию подводного мира в холле. Самым ярким примером является «тающая» парадная лестница холла, сделанная из белого мрамора в форме волны. Люстра, подвешенная высоко над парадной лестницей, напоминает медузу, стены здания выкрашены в зеленоватый цвет, ручки дверей отлиты в виде морских коньков.

Дом компании «Зингер» был построен в 1902- 1904 по проекту архитектора Павла Сюзора. При строительстве здания был введён ряд технических новшеств: впервые в России был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Санкт-Петербурга были также атриумы: крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Здание было оснащено самыми передовыми технологиями того времени, начиная от лифтов и заканчивая автоматической очисткой крыш от снега. В отделке используются текучие, «органические» линии, интерьер украшен растительным орнаментом из кованой бронзы. На фасаде установлены скульптуры А. Г. Адамсона, символизирующие прогресс и швейную индустрию, основной профиль компании «Зингер» . Здание стало ярким образцом модерна.

Особняк Листа 1898- 1899 архитектор Лев Николаевич Кекушев. Обладая свойственными модерну характеристиками, здание, вместе с тем, несёт отпечаток стилизованных мотивов романского зодчества Их присутствие видно в рисунках входной двери и каменных растительных орнаментов, проявляется в использовании отдельных ордерных элементов, оформлении массивного цоколя и трактовке колонки лоджии. Асимметричная объёмно-пространственная композиция особняка основана на сочетании пересекающихся разновеликих кубических элементов, композиция постепенно развёртывается и нарастает в глубь владения. Наряду с этим новаторским, свойственным модерну приёмом, архитектор использовал характерный для традиционной архитектуры метод подчёркивания уличного фасада здания, декоративная обработка которого наиболее богата и разнообразна.

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» Дом был построен в 1902- 1903 годах архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским. Здание выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими витражами, скульптурами и роскошью отделки. Стиль здания был призван показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Витраж на Невской стороне здания, покрывающей несколько этажей, создаёт впечатление одной громадной витрины. На фасаде установлены скульптуры А. Г. Адамсона «Промышленность» , «Торговля» , «Искусство» и «Наука» .

Модерн (фр. moderne — современный) - художественное направление в искусстве, архитектуре и дизайне, возникшее во второй половине XIX века — начале XX века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства.

Отличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Основной принцип стиля Модерн - динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах. Мебель в стиле Модерн проста и функциональна. Корпусная мебель различного назначения - шкафы, комоды, полки - могла быть прямоугольной, но с обязательным “эстетством”: матовым остеклением, изящной фурнитурой. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых.

Отделочные материалы декора - обои, текстиль, щедро украшались изображениями стилизованных цветов, листьев, птиц, насекомых.

Характерные черты стиля Модерн - волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей. Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник - дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.

Интерьер стиля Модерн строится на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрываются не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорируются, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены становятся более красочными, занавеси - более светлыми. Печать кажущегося произвола лежит и на формах мебели, окон, дверей.

Стилизованный растительный орнамент в декоре Модерна доминирует в декоративном убранстве стульев и кресел, шкафов, витрин, остекленных гнутым стеклом, стеклянных абажуров, напоминающих формой чашечку цветка. В мебели стиля Модерн параллельно развиваются две линии: декоративная (капризные формы и контуры) и конструктивная (прямолинейность, ясное построение), причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Это направление полнее всего представлено в творчестве мебельных мастеров Римершмида и Панкока.


Перед стилем Модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык, зрительно объединявший целые произведения и их части. Ярким примером синтетичности стиля Модерн может служить любой особняк, в котором начиная от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников, лестниц и других составных элементов целого, решено в одном ключе. Основной выразительной формой и мотивом стиля Модерн стала линия, но не прямая, а гибкая, живая, прихотливая, изящная, одухотворенная. Язык искусства стиля Модерна - это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.

В интерьерах часто встречается свободная планировка, разные уровни пола, расширяются оконные проемы. Один из принципов работы над интерьером - импровизация на выбранную тему. Стены помещений покрываются причудливыми, ассиметричными, капризно извивающимися линиями; становятся красочными, потом часто декорируются плоскорельефной гипсовой пластикой. Стилизованный растительный орнамент Модерна доминирует в декоративном убранстве мебели (декоративная линия). Параллельно развивается конструктивная линия в мебели, где элемент декора сведен к минимуму. Цветовая гамма: приглушенные тона, расцветка без оттенков. Вычурные цветы (самыми популярные ирисы, водяные лилии) и насекомые (стрекозы, кузнечики, жуки) украшали не только ткани, но и обои, витражи окон (популярны большие окна-эркеры, а также стрельчатые окна, имитирующие готику).

Стиль Модерн в интерьере помещения поможет раскрыть утонченность и яркую индивидуальность владельца. Линии в Модерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент; ему присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала.

Мебель в стиле Модерн отличается простотой форм и высокой функциональностью. Оригинальные мебельные решения легко вписываются в интерьер современного жилища, это может быть, например, кресло, сделанное из растянутой на металлическом каркасе кожи или ткани. Однако, развиваясь в разных странах, Модерн приобрел и другое направление в дизайне мебели. Здесь в мебели, как и в самом стиле Модерн, широко применяются растительные мотивы и плавные линии. Простой стул, например, может быть по форме похож на бутон цветка.

Стиль Модерн прекрасно применим и для современных интерьеров, их декора. Популярная сегодня корпусная мебель является прямым потомком конструктивных немецких и английских решений для мебели в стиле Модерн. Также стиль Модерн хорошо сочетается с использованием разнообразных материалов в отделке - сочетание металла, дерева, пластика и стекла - именно к этому стремились дизайнеры начала века.

Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа.Развитие промышленности в Америке началось значительно позже европейской.

Чикагская архитектурная школа

Изобретение парового лифта (первый образец был установлен в Нью-Йорке в 1857 г.), а вслед за ним и открытие электричества (1880 г.) практически решало проблемы подъема на большую высоту Сформировавшаяся в 80-х гг. XIX века свободная от европейских традиций Чикагская архитектурная школа демонстрировала решение функциональных и художественных задач в теснейшей связи с новейшими достижениями инженерии Луис Салливен (1856-1924 гг.). Получил образование в Соединенных штатах и в Европе. Поселившись в Чикаго, он разработал весьма своеобразную форму орнамента, уходящую корнями в готическое, нордическое, кельтское и греческое искусство.

Фрэнк Ллойд Райт Особое место в становлении и развитии индустриального дизайна принадлежит общепризнанному патриарху американской архитектуры Франку Ллойду Райту, автору более сотни проектов жилых домов, ряда административных и общественных зданий, среди которых известный "Дом над водопадом" для Э.Кауфманна (1936) музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1943-1959 гг.). В Европе Америка воспринималась кузницей нового стиля «машинного века». Посетивший Америку в 1893 году австриец Адольф Лоос, пораженный мощью и необыкновенной красотой портовых кранов, автострад, зернохранилищ, вернулся в Европу убежденным рационалистом

Германский Веркбунд

Первоначальное безразличное отношение к машине и индустриализации сменилось широким их признанием. На рубеже XX в. в отсталой Германии, стране ремесленников и крестьян, происходят внезапные перемены. Вместе с Мутезиусом учредителями Веркбунда были также художники и архитекторы - Анри ван де Вельде, Петер Беренс, Карл Остхаус, либеральный политик Фридрих Науман, руководитель дрезденских мастерских Карл Шмидт. В1907 году в Мюнхене в целях повышения качества промышленной продукции при поддержке официальных кругов был создан Германский Веркбунд («производственный союз»), объединивший ряд художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов. Машинный зал компании АЭГ, 1899 г.

Стиль модерн – это дизайн, в обстановке и декоре которого преобладают природные материалы, натуральные, “пепельные” цвета и мягкие, округлые линии. Дизайнерское решение в этом направлении характеризуется выраженными растительными мотивами. На сто процентов воссоздать идею направления при ограниченном бюджете довольно сложно. Решившись на модерн или арт-нуво, вы получите настоящее произведение искусства.


Современный модерн в интерьере дома и квартиры

Многие путают классический модерн в интерьере с современным стилем (контемпорари). На самом деле модерн, как течение в дизайне, довольно стар. Он зародился в конце 1800х. Взяв начало в немецкой и скандинавской архитектуре, модерн прост и не имеет аналогов. Его стилистика идеально подойдет для квартир нестандартной планировки, квартир-студио, а также станет идеальным выбором при оформлении загородного дома.

Интерьер в стиле модерн можно охарактеризовать так: форма следует за функцией. Иными словами, мебель и декор должны в первую очередь иметь функциональное предназначение. Какой вариант оформления лучше выбрать? Можно отдать предпочтение одному из решений:

  1. Следование оригиналу. Самый затратный вариант, выбрав который придется воссоздать полностью все детали стилистики.
  2. Декоративный. Имитация направления за счет нескольких основных архитектурных элементов стиля.
  3. Поверхностный. В дизайне присутствуют только цветовая гамма и несколько характерных акцентов.


Современный модерн вполне можно назвать искусством. Давайте ближе рассмотрим его основные черты:

  • Деревянные элементы с отчетливо заметной структурой. Из дерева изготавливаются облицовки для полов, потолков, оконные и дверные проемы, а также рекомендуется мебель из твердых пород дерева. Деревянное обрамление также могут иметь торшеры и другие осветительные приборы.
  • При выборе декора и мебели, следует помнить, что дизайн стремится к мягким и плавным линиям и отсутствию симметрии. Линии должны плавно балансировать и мягко перетекать одна в одну, как бы имитируя растительные мотивы.
  • Модерн в интерьере – это дизайн, на котором оставила отпечаток сама природа. Поэтому в нем колоссальное значение приобрели флоральная тематика и животные орнаменты. Декор в этом духе можно подобрать на собственный вкус или же заказать оригинальный.
  • Обязательно присутствие элементов из стекла. Можно оформить окна с помощью мозаики, а также применить технику витража для украшения потолка, дверей, перегородок и светильников. Ваш зал станет еще более уютным, если в нем будут присутствовать растительные узоры.
  • В отличие от стекла, металл является скорее дополнением, чем обязательным элементом и используется только в качестве декора. Для созвучности с дизайном желательно, чтобы металлические элементы максимально повторяли растительную тематику.
  • Дизайн интерьера в стиле модерн подразумевает использование ограниченного количества текстиля и только по его функциональному назначению (шторы, обивка мебели и диванные подушки).
  • Окна создают целостную композицию с остальным помещением. Они могут быть в форме арки и обязательно большие. Декорировать их можно с помощью мозаики с флоральным мотивом.
  • Обои в стиле модерн – не бумажные, максимум жидкие или же отсутствуют. Их можно использовать для облицовки стен и потолка.
  • Особой деталью интерьера станут декорированные витражами двери с небольшими окошками по бокам и вдоль арки. Отлично подойдет широкая дверь из двух половинок. Модернизм в интерьере характеризуется мягкими, спокойными оттенками. Цветовая палитра включает такие оттенки: сливочный, песочный, жемчужный, кремовый, персиковый. Эти мягкие, не кричащие цвета лучше всего передают плавность линий и визуально увеличивают помещение. Чем мягче оттенок Вы выберете, тем точнее будет воплощена идея. С помощью красного, желтого и цвета фуксии можно расставить небольшое количество активных цветовых элементов.
  • Шторы в стиле модерн крепятся на широкие карнизы. Подбирая ткань для них, обратите внимание на натуральные, массивные ткани, которые стали бы последним штрихом, гармонично вписываясь в интерьер, но не являясь его акцентом.
  • Модерн тяготеет к большому пространству, в котором можно будет легко разделить помещение на зоны с помощью перегородок и напольного покрытия с плавными линиями. В освещении и визуальном увеличении пространства помогут люстры в стиле модерн.
  • Мебель подбирается исключительно функциональная и стилизованная. Материал – дерево со стеклянными элементами декора. Дополнить интерьер также сможет уютная мягкая мебель. Особенностью мебели в этом направлении является нетрадиционная и причудливая форма. Например, стол с массивной столешницей на тонких фигурных ножках.
  • Особенности стиля модерн в интерьере включают как практичные так и декоративные осветительные приборы. К первым относятся лампы на полу и стенах, а также точечные светильники. Декоративную функцию выполняют ряд бра и торшеров, задача которых состоит в осветлении затемненных уголков помещения. Осветительные приборы могут быть нестандартной формы и выполненные из дерева, фарфора и тонкого стекла, а также иметь металлические элементы.
  • Модный классический стиль характеризуется стенами мягких цветов и отсутствием фактуры. Если для стен Вы выбрали серый или цвет асфальта, то их можно украсить растительным орнаментом, чтобы избежать мрачности. Допустимы также деревянные панели из натурального дерева светлого оттенка.


Дизайн квартиры в стиле модерн и его стилистика

Желаете, чтобы Ваша квартира сочетала в себе изящный стиль, комфорт и утонченность? Создать уютную обстановку с помощью мягких линий и нейтральных красок Вам поможет стиль модерн в интерьере квартиры, тем более что это дизайнерское решение является отличной почвой для экспериментов с декором. Главное правило – вдохновляться природой, ее витиеватыми формами и натуральными красками. Симметрия чужда этому направлению, поэтому в квартире важно стремиться к выраженным дугообразным формам. Это может выражаться в арочных дверных и оконных проемах, объемных орнаментах на стенах, и его обрамлении, а также применяться при декорировании лестницы и ее элементов.

Пол в стиле модерн не должен являться ярким акцентом в помещении. Для этого рекомендуется использовать паркет или ламинат в цвете древесного покрытия, который бы играл на ярком контрасте со стенами или же гармонировал с оттенками светлого дерева на стенах. Нежелательно также использовать керамическую плитку из-за ее строгих геометрических форм.


Мебель в стиле модерн

Мягкая зона гостиной может быть представлена диваном из темного дерева с тканевой обшивкой в тон интерьера. Диван обычно покупают в комплекте с парой кресел, так как важно, чтобы вся мебель имела каркас из одинаковой породы дерева. Также возможен такой практичный вариант, как угловой диван, но мягкую композицию желательно расположить по центру комнаты в форме “П” или “Г”. В основе подбора цветовой гаммы должен лежать цвет стен, который можно разбавить с помощью красочных аксессуаров. Мягкая мебель в стиле модерн характеризуется компактностью и функциональностью. В ней присутствуют такие материалы, как дерево, стекло и металлическая фурнитура.


Кухня в стиле модерн и варианты ее оформления

Придерживаться оригинального исполнения в этом направлении в первую очередь означает наличие просторной кухни. Если же у Вас небольшая кухня, но Вы выбрали дизайн кухни в стиле модерн, можно воссоздать стиль с помощью декоративных элементов.

Стены

Интерьер предполагает стены в качестве основного фона. Чтобы добиться этого эффекта, можно использовать не фактурный материал или окрасить стены в приглушенный однотонный цвет. Обои или облицовка панелями не рекомендуется, а изящности в оформлении можно достичь с помощью матовых стеклянных обоев или керамической плитки среднего размера. Плитка должна быть без узора, а использование затирки между швами обязательно.

Мебель

Кухонный гарнитур должен составлять неотъемлемую часть стены и иметь геометрическую форму однотонного цвета. Мебельная композиция располагается в центре кухни во главе с массивным столом на вытянутых вверх ножках. Стол может стать как ярким элементом, так и подбираться под цвет пола. Стулья мягкие, имеющие обивку с интересным орнаментом. Кухонная мебель должна передавать стилистические особенности, поэтому выбирайте модели с мягкими линиями: однотонную или с растительными узорами.

Декор

Особая цветовая гамма и витиеватые формы в декорировании кухни помогут полностью воссоздать идею этого дизайнерского направления на Вашей кухне. Достаточно украсить кухню мелкими деталями, такими как прямые длинные шторы, вазы, цветы в центре стола, стилизованная кухонная утварь и фарфоровая посуда.


Спальня в стиле модерн и ее оформление

Интерьер спальни в стиле модерн обычно представлен парой основных цветов, несколькими элементами декора и мягким рассеянным освещением.

Стены

Оштукатуривание и окрашивание стен – самые популярные решения. Также можно подобрать нейтральные обои без крупного рисунка или яркого узора. Не рекомендуется использовать пластик при оформлении стен.

Идеальным материалом для пола спальни станет линолеум или ламинат однотонного цвета, который можно разбавить ковровым покрытием. Не рекомендуется использовать ковры с густым ворсом, а также покрывать пол холодными материалами, такими как камень или керамика. В дизайн спальни прекрасно впишется пол темного цвета или с эффектом отбеливания.

Мебель

Основной акцент в спальне нужно сделать на кровать с роскошным деревянным изголовьем. Можно также приобрести тумбочку на низких ножках и маленький журнальный столик. Шкаф рекомендуется покупать массивный и выделить для него самый дальний угол или приобрести шкаф-купе с дверями в виде витража. Аксессуары для спальни должны быть созвучными с тоном стен и пола. Крайне важно, чтобы вся мебель для спальни была подобрана в духе минимализма.


Гостиная в стиле модерн и ее особенности

Стены

Цвет стен должен быть в гармонии со всеми оттенками интерьера. Равномерно окрасьте их в один из основных цветов направления или комбинируйте несколько нейтральных цветов, чтобы выделить все выступающие части стены. Альтернативой окрашиванию станут жидкие обои с прозрачным неброским рисунком. Следует помнить, что дизайн гостиной не терпит пластик, штукатурку, а также бумажные обои, так как их крайне сложно вписать в стилистику этого дизайна.

Для уютной и комфортной обстановки в гостиной лучшим выбором станут одноцветный паркет или ламинат, на которые можно положить один или несколько ковров прямоугольной формы в мягкой зоне. Ради воссоздания идеи дизайна лучше отказаться от керамической плитки, ковролина и линолеума.


Мебель в гостинную в стиле модерн

Помните, что чем меньше мебели, тем лучше воплощена идея стиля. Зона отдыха представлена мягкой частью с обивкой в одном свете. Отличным выбором станет диван с каркасом из дерева темных пород и светлой тканью на сиденьях, а также пара мягких кресел. В центре можно расположить стол с низкой посадкой. Желательно, чтобы деревянные элементы всей мебели были изготовлены из одинаковой породы дерева. Располагаться мебель может на однотонном ковре. Интерьер гостиной дополнят яркие акценты в виде аксессуаров.

Ванная комната в стиле модерн: подход к оформлению

Стены

В первую очередь нужно создать фон-основу с помощью окрашивания стен в один тон. Кроме этого можно применить керамическую плитку или штукатурку. На основу кладут декорацию в виде мозаики или наносят узор акриловой краской. Цвета фона и декора должны отличаться не более чем на 2-3 тона.

Интерьер ванной комнаты в стиле модерн представлен наливным полом со сложным рисунком. Предпочтение можно отдать и керамике, так как ламинат и линолеум в основном не обладают термостойкими особенностями. Цветовая гамма пола включает разные оттенки: от светло бежевого до глубокого серого.

Мебель

Для ванной следует подбирать мебель из одного комплекта, который может включать тумбу, столик для косметических принадлежностей и стул с ножками причудливой формы. Гарнитур должен быть выбран в тон полу. Сантехника в духе этого направления имеет стеклянные и металлические элементы фурнитуры.

Декор в стиле модерн

Декорирование комнат подразумевает наличие текстиля и может быть представлено коврами геометрической формы, роскошными шторами, диванными подушками, а также включать картины в стиле модерн. Особого шарма придают украшения из кованого железа, стеклянные и деревянные аксессуары затейливой формы.

Люстра или светильник представляют собой отдельный элемент декора. Очень красиво будет смотреться хрустальная люстра с металлическим напылением, которая будет создавать множество бликов. В качестве декора и отдельного источника света можно выбрать бра с круглыми плафонами.


Загородный дом в стиле модерн

Дизайн дома в стиле модерн предлагает прямые линии, простые пропорции и богатый естественный свет. Дома направления модерн, которые мы видим сегодня, являются наследием мирового стиля архитектуры, который родился в 1920-х годах. Для этого стиля характерны утонченная пластика и гармония всех деталей в пространстве дома. Плоские и неглубокие крыши, большие конструкции из стекла, гармоничное соединение с остальным открытым пространством и зачастую неокрашенные стены – интерьер дома в стиле модерн легко узнать по его уникальной эстетике.

Теперь давайте совершим вирутальное путешествие по реальной квартире, выполненной в стиле модерн:

Введение

Сложные и противоречивые процессы, определявшие художественное развитие во второй половине XIX - начале ХХ века, резко поляризовались: с одной стороны, произошло исторически закономерное соединение реалистического искусства с идеями и общественными устремлениями социализма, с другой - определились, углубились и стали принимать все более крайние формы тенденции распада художественного творчества в реакционном буржуазном искусстве. В искусстве 19 и 20 веков, при всей сложности, неоднородности, а подчас и спутанности художественных процессов, можно тем не менее проследить две главные линии исторического развития. Одна из них связана с прогрессивным восхождением от романтизма к реализму. Другая - с постепенным накоплением симптомов и элементов упадка, с возникновением и дальнейшей эволюцией модернизма. Если социалистический реализм наследует и развивает все прогрессивные достижения реалистического искусства прошлого, то модернизм словно «впитывает» в себя все негативные и реакционные моменты в предшествующем художественном развитии, приводя в конечном счете к полному распаду искусства. Художественные процессы современности как раз и определяются борьбой реализма и модернизма, которая в конечном счете отражает борьбу двух основных сил современного мира - социализма и империализма.

Особенности стиля модерн

В конце XIX века в искусстве появляется новый стиль, приверженцы которого пытаются отойти от историзма и эклектизма современного искусства. Этот стиль получил название модерн (от франц. modernus - новейший, современный). Стиль модерн - одно из названий крупного стилевого направления в искусстве Европы и США. Модернизм отличает естественная и органическая связь с развитием искусства в каждой из стран, почему и применяется несколько возникших независимо друг от друга наименований. Ярче всего модерн проявляется в архитектуре, книжном оформлении, искусстве плаката, скульптуре и живописи.

Впервые новый стиль заявил о себе в Англии. В других западно-европейских странах модерн формировался в 1880-х годах. Во Франции он носил название «ар нуво», в Германии - «югендстиль», в Австрии - «сецессион», в Италии - «либерти», в Испании - «модернисмо», в Польше - «сецесия».

Модернизм возник как один из видов неоромантического протеста против распространившегося в культуре Европы поклонения рассудочности и практицизму. В стилевом отношении модернизм противопоставляет эклектике, господствовавшей в искусстве XIX века, внутреннее единство и органичность. Таким образом, модернизм рождался как стиль обобщающего, универсального типа. В центре интересов теоретиков и лидеров модернизма - развитие осмысленной и одухотворенной формы, которая выражала бы напряженность и утонченность творческого духа переломной эпохи. По мысли его идеологов, среди которых особенно велика роль замечательного архитектора Х. ван де Велде, модернизм должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека целостную, эстетически совершенную предметную среду, которая позволила бы по-новому увидеть старые и создать новые формы, приемы, материалы. Одна из самых важных для модерна идей - преодоление пропасти между художественным и утилитарным.

Наиболее последовательно модернизм осуществил свои принципы в сфере создания индивидуальных жилищ, которые мыслились как единый ансамбль в архитектурном, декоративном и дизайнерском отношениях. Но в духе модерна строились и многочисленные деловые, промышленные здания, вокзалы, театры, многоквартирные дома. Становление модерна начинается на рубеже XIX-ХХ вв. В этот период возрождаются национально-романтические увлечения, интерес к искусству Средневековья, к фольклору. К числу важных вех в истории модерна относится возникновение художественных мастерских, прообразами которых были мастерские У. Морриса в Великобритании, организованные им еще в 80-е гг. XIX в.; немецкие мастерские художественных ремесел в Германии, венские мастерские в Австрии, мастерские в Абрамцеве в России и многие другие.

Зрелый этап модерна наступает в первом десятилетии ХХ века. Теперь этот стиль уже не сводится к сумме локальных школ, а приобретает черты интернационального. Быстрому его распространению способствовали многочисленные журналы, выходившие во всех европейских странах в 90-х годах XIX в. (к числу таких изданий относится и знаменитый «мир искусства»). Модерн культивирует новый тип художника-универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, дизайнера и очень часто теоретика. Большую популярность получает рожденная еще в эпоху позднего романтизма идея «совокупного произведения искусства», автором которой был один из властителей дум эпохи, немецкий композитор Р.Вагнер. Идея цельного произведения искусства ярче всего получило свое воплощение в архитектуре интерьеров, лучшие образцы которых отличает ритмическая согласованность линий и тонов, единство деталей декора и обстановки (мебель, обои, лепнина, панели и т.д.). Такой интерьер мыслился как однородное художественно единое пространство, усложненное и расширенное зеркалами, многочисленными окнами, живописными панно.

Архитектура модерна явилась первым шагом в развитии зодчества ХХ века. Она стремилась к единству конструктивного и художественного начал, осваивала свободную, функционально-осмысленную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные новые материалы, в том числе железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень. Свободно размещая постройки архитекторы модерна отвергали симметрию и нормы регулярной застройки. Их целью было индивидуализированное произведение архитектуры, при этом здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление.

Конкретные авторские стили архитектуры модерна различны. У многих мастеров преобладает стремление к необычным живописным эффектам, динамике, пластичности и текучим очертаниям, уподоблением архитектурных форм органическим природным явлениям. Таковы произведения А. Гауди в Испании, Х. ван де Велде в Бельгии, Ф. Шехтеля в России. Но, наряду с этим, существовала и рационалистическая тенденция. Ее сторонники тяготели к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости. Таковы работы Й. Хофмана в Австрии, Ч. Макинтоша в Шотландии, позднее произведения Ф. Шехтеля.

Основное выразительное средство стиля модерн - орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композицию. В интерьерах бельгийских архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу, потолку, они объединяют архитектурные плоскости, организуют пространство. Текучие линии декора нередко имеют и символический смысл. У мастеров венского модерна - Й. Хофмана, Й. Ольбриха, в работах Ч. Макинтоша строго геометричный орнамент варьирует мотивы круга и квадрата. Несмотря на провозглашенный отказ от подражания историческим стилям, художники модерна использовали линейный строй японской гравюры, стилизованные растительные узоры древнего эгейского искусства или готика, элементы декоративных композиций барокко, рококо, ампира. Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Так, принципы орнамента раньше всего сложились в графике модерна. Литография, ксилография, искусство книги достигли в этот период особенных высот в творчестве О. Бердсли, Ф. Валлоттона, А. Бенуа, А. Мухи, К. Мозера и множества других блестящих мастеров-графиков. В живописи и скульптуре модерн, неразрывно связанный с символизмом, стремился создать собственную художественную систему, однако был довольно зависим от крупных направлений предшествующего периода. Кроме того, живопись рассматривалась как элемент интерьера, поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна. В ней часто встречается парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментальных фонов и вылепленных со скульптурной четкостью фигур и лиц на первом плане. Образцовым в этом смысле является искусство Г. Климта. Стиль А. Мухи представляет собой пример идеального применения линейности в искусстве модерн. Как и многие художники-модернисты, А. Муха был одновременно дизайнером: он создавал эскизы для ювелирных украшений, витражей, мебели, театральных декораций, костюмов.

Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (группа «Наби» во Франции, Л. Бакст в России). Наблюдался значительный интерес к символике линии и цвета, к темам меланхолического созерцания, скорби, тайны, пряной эротики, к легендарно-сказочным сюжетам. С искусством модерна связаны имена таких известных художников, как П. Гоген, П. Боннар, М. Дени, Э. Вюйар, П. Серюзье во Франции, Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, Г. Климт в Австрии, Ф.фон Штук в Германии.

Художник-модернист говорит, что он не хочет ориентироваться на обывателя, мещанина, на буржуазную публику, на неразвитое эстетическое сознание. Но характер его разрыва с ним таков, что он уходит от человечности вообще. И поэтому модернистское искусство становится не только антинародным, но и противоестественным.

Уже в первой четверти ХХ века появляются модернистские течения, возвращающиеся к предметности. Но этот возврат либо приобретает натуралистический характер, поскольку связан с безыдейностью, с отказом от передовых общественных идеалов, либо оказывается мнимым, поскольку сохраняет отказ от изобразительности. Регресс искусства оказывается невозможно преодолеть на модернистской основе, не выходя за ее границы.

Ярким представителем модерна в книжной графике был Обри Бердсли.