Можно развивать мышление. Примеры упражнений на развитие мышления

Генри Форд

Когда человек задается вопросом о том, как развить мышление, то можно с полной уверенностью сказать, что он прекрасно понимает, какую роль оно играет в нашей жизни. А роль эта, поверьте, огромна. Благодаря развитому мышлению каждый из нас может добиться очень высоких результатов практически в любом деле, даже не обладая необходимыми для этого знаниями, поскольку хорошо развитое мышление легко приведет человека к любым нужным ему знаниям и позволит ему грамотно ими воспользоваться. Мышление – это самый важный инструмент для человека в этом мире. Существует много видов мышления, равно как и способов их развития. И у каждого вида мышления имеются свои достоинства и кое-какие, как правило, не очень существенные, недостатки. Мышление может быть: логическим, аналитическим, дедуктивным, индуктивным, системным, творческим и так далее. При этом любое мышление сводится к одному общему действию, которое позволяет ему функционировать. И чтобы развить мышление – необходимо научиться это действие эффективно выполнять. В этой статье я расскажу вам о том, что и как можно сделать, чтобы развить свое мышление.

Для начала давайте, друзья, выясним, что такое мышление. Как вы возможно знаете, существует довольно много определений мышления [как, впрочем, и всего остального в этом мире], каждое из которых отражает различные стороны, или аспекты этого, достаточно сложного класса психических процессов. И вне всяких сомнений, каждое из определений имеет большее или меньшее право на существование и каждое из них по-своему полезно. Я дам мышлению свое, как я считаю, наиболее правильное и точное определение, от которого мы в дальнейшем и будем с вами отталкиваться. Оно отличается от тех определений, которые вы можете найти в книгах на эту тему. Но меня оно вполне устраивает, и я надеюсь, что и вас оно устроит.

Мышление – это процесс поиска нужной и/или новой информации, или, если хотите, поиск истины, с помощью вопросов, которые человек сам перед собой ставит и затем движется в самых разных направлениях, чтобы найти несколько ответов на каждый из своих вопросов и выбрать из них наиболее с его точки зрения правильный ответ. Этот поиск должен осуществляться человеком как во внешнем, так и в его внутреннем мире. Или еще можно сказать так: мышление – это процесс переключения внимания человека с помощью поставленных им перед самим собой вопросов с одной информации на другую и установление логической связи между этими частями информации. Причем информация может быть не только реальной, но и вымышленной, когда человек сам придумывает что-то новое, то есть, придумывает новый ответ на свой вопрос. Качество мышления как раз-таки определяется способностью человека придумывать новую информацию, либо очень искусно манипулировать уже имеющейся у него информацией, чтобы найти решение какого-то вопроса, какой-то проблемы, найти что-то, о чем он еще не знает. То есть, новую информацию, новые знания – можно придумать, с помощью правильно поставленных перед самим собой вопросов.

Таким образом, все, что касается мышления, у нас сводится к умению человека ставить перед собой правильные вопросы и искать на них ответы. Причем, чем напряженнее, интенсивнее и сложнее этот поиск, тем качественнее и эффективнее мышление человека. А чем поиск информации проще, чем меньше человек задает вопросов самому себе и чем быстрее он находит наиболее легкие ответы на встающие перед ним вопросы, тем слабее его мышление. Скажем, если человек вообще не ищет новую информацию, когда перед ним встают какие-то вопросы, а довольствует готовыми ответами, которые ему известны и которые с его точки зрения являются не просто верными, а единственно верными, а на деле нередко оказываются поверхностными и устаревшими, то говорить о наличии у него хорошо развитого мышления просто не приходится. И другое дело, когда человек активно ищет или в некоторых случаях даже придумывает ответы на свои вопросы, то есть, создает новую информацию на основании уже существующей. В этом случае можно сказать, что мышление у него развито хорошо. Но поставить перед собой правильный вопрос, чтобы с его помощью прийти к другому правильному вопросу, а затем еще к одному вопросу, и так до тех пор, пока не будет найден нужный для решения конкретной проблемы или задачи ответ, очень непросто. Потому и невозможно по-настоящему хорошо развить свое мышление, с помощью разгадывания ребусов и головоломок, отгадывания кроссвордов, игры в шахматы, логических задачек, собирания кубика-рубика и тому подобных вещей. Это все детские игры для нашего мышления. Чтобы развиваться – оно должно работать над более сложными и одновременно грамотно поставленными задачами, занимаясь их решением с помощью правильно подобранных вопросов.

Давайте я вкратце объясню, как работает наше мышление. Наши мысли, если мы рассматриваем их как процесс, который мы называем мышлением – это своего рода крючки, которые связывают одни образы и понятия в нашей голове с другими образами и понятиями. Эту связь мы называем – причинно-следственной связью, когда из одного явления вытекает другое, или из одного утверждения другое. А образы и понятия – это виды информации, которыми мы оперируем. А вот когда мы рассматриваем наши мысли уже как информацию, которая в виде образов и понятий хранится в нашей голове, то с помощью вопросов и поиска на них ответов – мы устанавливаем причинно-следственные связи между этими мыслями [между ячейками информации] и с их помощью собираем общую картину видения мира или общую картину отдельно взятой ситуации. То есть, понимаете, друзья, наше мышление – это своего рода инструкция по работе с информацией, в основе которой лежат правильно поставленные вопросы.

Выше я сказал о том, что человек сам должен ставить вопросы перед собой, чтобы мыслить, но на самом деле мышление включается или лучше сказать, запускается, и при поиске ответов на чужие вопросы. Потому что чужие вопросы в свою очередь порождают вопросы в вашей голове. Ну вот, допустим, я задам вам такой вопрос: “Как мне разжечь костер?”, и вам уже нужно начать думать, начать искать информацию, чтобы что-то ответить мне. Как вы будете это делать? Вы тоже зададите себе вопрос – что и как вам лучше мне ответить. Вы можете сказать мне, что не знаете, как разжигаются костры, или можете предоставить мне нужную информацию по этому вопросу, если она у вас имеется, или еще что-то придумать можете, например, встречный вопрос задать: “Зачем тебе это нужно?”. Вот этот выбор, который вы будете делать, решая, что и как мне ответить – это процесс мышления, который будет состоять из поставленных вами перед самим собой вопросов и поиска ответов на них. Если вы очень хорошо обдумаете свой ответ, уделив ему достаточно внимания и перебрав все возможные варианты с целью нахождения лучшего, то ваше мышление будет осознанным, а если вы ответите на автомате, то ваше мышление будет бессознательным. Оно тоже состоит из вопросов и ответов, но они не попадают в поле вашего внимания, поэтому вы не можете их контролировать. Так что вопрос пришедший к вам извне неизбежно приведет к возникновению нескольких вопросов внутри вашей головы, которые запустят процесс мышления. Если этот вопрос будет сложным, то вам придется здорово повозиться с имеющейся у вас информацией, перед тем как найти подходящий ответ, при условии, что ваше мышление будет осознанным. Возможно, вам нужно будет как-то модернизировать имеющуюся у вас информацию, чтобы адаптировать ее под конкретную ситуацию, или вы можете задать уточняющие вопросы тому, кто задает вопрос или вопросы вам, чтобы лучше разобраться в том, на какой именно вопрос вам нужно искать ответ. Другими словами, все мышление строится на вопросах и ответах. Это если говорить упрощенно. А нам с вами этот вопрос усложнять ни к чему.

Как видите, друзья, дав определение мышлению, мы уже отчасти ответили на вопрос о том, как это самое мышление развить. Нужно правильные вопросы научиться перед собой ставить и уметь находить на них ответы, как правильные, так и неправильные. И затем уже определять, какой из найденных ответов может оказаться правильным. А для этого опять-таки, надо задаться правильным вопросом, который позволит вам еще дальше продвинуться и еще больше информации для себя прояснить. В общем, процесс мышления – это непростой процесс. Думать всегда было тяжело. Но делать это нужно.

Итак, что мы с вами выяснили. Мы выяснили, что для того, чтобы развить мышление – необходимо, во-первых, запустить его, а во-вторых, усовершенствовать его работу. Как запустить мышление? Для этого, как мы с вами узнали, необходимо поставить перед собой правильный вопрос. Какой вопрос можно назвать правильным? Правильный вопрос – это прежде всего вопрос о вопросе. Это самый первый вопрос, который вам нужно задавать себе, задумываясь над тем или иным вопросом. То есть, вы должны понять – зачем вам ломать голову над стоящим перед вами вопросом, зачем вообще углубляться в какую-то тему, с какой целью вы будете это делать? Понимаете, любого, даже самого умного человека – можно загрузить абсолютно бесполезной для него информацией, чтобы его мозг начал работать над ней, в ущерб более важным делам. Таким образом человека можно просто отвлечь от важных для него размышлений. Но мышление на то нам и дано, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому с помощью вопроса о том, зачем нам вообще над чем-то думать, мы можем контролировать свое мышление и использовать его себе во благо. Поэтому, повторю, вопрос о вопросе – это самый первый вопрос, который вам нужно перед собой поставить, чтобы правильно настроить свое мышление.

Далее вам нужно задуматься над тем, сколько может быть ответов на тот или иной вопрос, на который вы решили найти ответ. Чтобы не мыслить линейно и шаблонно – нужно шире смотреть на стоящие перед вами вопросы. Никогда не позволяйте себе довольствоваться только одним ответом на тот или иной вопрос – ищите как можно больше ответов, задавая себе вопрос о том, какими они, эти ответы, еще могут быть, помимо тех, которые вам уже известны. Чем больше вариантов вы найдете, тем лучше. Если вы не можете найти новые ответы – придумайте их. И неважно, насколько абсурдными они окажутся, главное, что они не позволят вам затормозить свое мышление, посредством прекращения процесса поиска ответов с помощью новых вопросов. А процесс этот обязательно должен длится как можно дольше, чтобы давать вашему мозгу нужную для его развития нагрузку, благодаря которой вы сможете, так сказать, прокачать свое мышление. Это как с мышцами – нельзя один раз отжаться или один раз подтянуться, чтобы заставить их расти и сделать их более выносливыми. Мышцы необходимо нагружать до тех пор, пока они не перейдут предел своих возможностей, чтобы адаптироваться к новым нагрузкам, только тогда они начнут расти и станут более выносливыми. И только тогда ваше мышление начнет развиваться, когда оно с помощью необходимой нагрузки будет выходить за пределы своих текущих возможностей. Поэтому задавайте себе вопросы и ищите, конструируйте, придумывайте на них ответы до тех пор, пока не почувствуете, что предел ваших мыслительных возможностей преодолен. Мозг должен привыкать выстраивать логические цепочки, создавать причинно-следственные связи, находить с их помощью новую информацию, генерировать новую информацию, соединять образы и понятия между собой и конструировать из них целостную картину мира или какого-то отдельно взятого явления. Так что старайтесь как можно реже принимать автоматические решения, какими бы верными они не были, чтобы не отучать свой мозг мыслить. Тренировать таким образом свое мышление вы можете постоянно, в любой ситуации – просто проявляя любопытство ко всему, что вас окружает и задавая себе все новые и новые вопросы о том, что вы хотите узнать.

И наконец, последнее, о чем я хочу рассказать вам в этой статье, но при этом не последнее в этом вопросе – это уже упомянутое мною выше любопытство, а также такая вещь как сомнения, или лучше сказать, состояние сомнения. С помощью сомнений и любопытства можно генерировать невероятное количество вопросов, поиск ответов на которые позволит вам активно развивать свое мышление. Любопытство побуждает человека заглянуть за пределы того, что ему известно. С его помощью человек может задаваться вопросами о самых разных вещах, о которых ему хотелось бы узнать как можно больше. А любопытство плюс сомнения, побуждают человека усомниться в тех истинах, которые ему уже известны. И тогда он задается очень важным, как для любого ученого, так и для каждого из нас вопросом: “Почему что-то устроено так, как устроено, и почему что-то работает так, как работает?” Так что любопытство помогает нам мыслить широко и далеко, а сомнения плюс любопытство помогают нам мыслить глубоко. Главное, чтобы у вас, друзья, возникали вопросы, и вы не довольствовались известными вам ответами на них, а искали на эти вопросы новые для вас и новые вообще ответы. Тогда ваше мышление будет работать и развиваться.

Не могу не сказать вам о том, что у меня есть очень интересная программа обучения, позволяющая развивать мышление. Она сводится как раз к описанным мною выше двум основным действиям – умению задавать себе вопросы и умению находить на них ответы с помощью других вопросов. Программа эта очень необычная, вы наверняка ни с чем подобным не сталкивались в своей жизни, потому что, насколько мне известно, мало где обучают умению задавать вопросы, тем более самому себе, в основном везде людей обучают чему-то с помощью готовых ответов. Так что кому интересно – можете попробовать прокачать свой мозг необычным, но очень полезным для развития мышления способом.

Напоследок я хотел бы вкратце сказать вам о том, какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления, чтобы вы не теряли мотивацию к работе над его развитием. В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление. У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни. А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете. А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека. Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию. А чтобы продуктивно работать с разной информацией и извлекать из нее пользу – нужно обладать развитым мышлением. Именно оно поможет вам быстро решать любые проблемы и задачи.

Очень важно научиться мыслить логически – такие навыки помогают не только просчитывать свои действия наперед, но и быстро находить выход в непредвиденных ситуациях. Человек, у которого развито логическое мышление, несомненно, сможет добиться успеха даже при не самых благоприятных обстоятельствах. Итак, как развить логическое мышление?

Логика и логическое мышление

Логика это

Понятие «логика» имеет свои корни в древнегреческом языке, и переводится, как мысль (рассуждение). В целом логикой можно назвать умение мыслить грамотно, и ее вполне можно рассматривать в качестве науки. Речь идет о разделе философии, изучающем интеллектуальную деятельность. Если вам по силам логическое мышление, то на базе имеющихся у вас данных, вы будете способны прийти к верному выводу. С помощью логики вы получаете не только общие знания о том или ином предмете, но и постигаете его нюансы.

Что такое логическое мышление и его виды

Стоит отметить, что логическое мышление делится на несколько видов, и, ознакомившись с их характеристиками, вы сможете выявить, обладаете ли каким-либо из них. В целом, логическое мышление - это мыслительный процесс, при котором мы получаем обоснованный вывод из имеющихся предпосылок. Словесно-логическое мышление Оно использует логические конструкции и понятия, действует, основываясь на языковых средствах и являя собой высший из этапов развития мышления. Используя словесно-логическое мышление, человек способен прийти к общим закономерностям, обобщить разный наглядный материал. Формирование такого мышления происходит постепенно. Во время обучения человек овладевает методами мыслительной деятельности и анализирует процесс своих же размышлений. При решении учебных задач, оказывает влияние на формирование анализа, обобщения, синтеза, классификации, сравнения. Разберемся в этих понятиях детальнее. Анализ – мыслительная операция, при которой человек способен разобрать сложный объект на элементы. Синтез – обычно выступает в единстве с анализом, осуществляясь одновременно. Человек переходит от частей к целому. Обобщение – объединение множества элементов по единому признаку. В ходе сравнения выявляется что-то общее. Классификация – объекты группируются по существенным признакам Сравнение – сопоставление явлений и предметов, а также выявление их различностей и общих черт. Вербально-логическое мышление Люди, которым присущ такой тип мышления, склонны концентрировать свое внимание на том, что они озвучивают, а не на том, как они это делают. Такие логики имеют предрасположенность к точности, проявляют интерес к смысловой сути любой информации. Недавно приобретенные знания они пытаются сопоставить с теми, которыми уже обладали. Стоит отметить, что такому типу мышления, увы, не присуща быстрая память. Человек нуждается в определенном количестве времени, чтобы все тщательно обдумать и проанализировать. Также отметим, что люди с подобным типом мышления склонны к консерватизму и слабому проявлению эмоций. Сильными сторонами вербально-логического мышления можно назвать точность, последовательность. Из отрицательных сторон – медленная переключаемость с одной задачи на другую. Математическое мышление Такой вид мышления характеризуется гибкостью оригинальностью и глубиной. Рассмотрим эти понятия подробнее, в контексте математического мышления. Гибкость – способность варьировать варианты решения определенной задачи, легкий переход от одного пути решения трудности к иному. Также речь идет о возможности покидать границы привычных способов действия – человек ищет новые варианты решения, быстро подстраиваясь под измененные условия. Оригинальность – фактор, обеспечивающий в этом случая высший уровень нешаблонного мышления. Глубина – умение постигать сущность всех изучаемых фактов, их взаимосвязи, скрытые особенности.Ассоциативно-образное мышление Также нельзя не отметить, что существуют люди, которым присуще ассоциативно-образное мышление. Их память прекрасно развита, однако имеет отличия от памяти логиков. Пытаясь вспомнить что-то, лирик сразу же воспроизводит в памяти и нечто иное т. к. имеет предрасположенность к ассоциативному восприятию реальности. Какие основные преимущества подобного мышления? Можно привести в пример эмоциональность, богатое воображение, умения легко переключиться с одного на другое. Человек цельно воспринимает образы, связывая их с существующей реальностью. К недостаткам можно причислить непоследовательные поступки, повышенную идеализацию, чрезмерную ранимость, повышенную чувственность. Такие особенности не всегда дают возможность смотреть на мир объективно, хотя и делают его весьма волнующим.

Развитая память и логическое мышление просто необходимы в повседневной жизни – при выполнении профессиональных задач, а также в бытовых делах. Развивая память и логику, вы научитесь концентрировать свое внимание, контролировать ход мыслей. В итоге вам будет легче сфокусироваться на текущих задачах и организовать собственную жизнь. Выполняя упражнения для развития памяти, уже через какой-то период времени вы начнете замечать, что при решении проблем, вы применяете весьма нестандартные и эффективные методы, которые раньше не пришли бы вам в голову.

Как развивать память и мышление у взрослых

Задачи на развитие логического мышления

В Сети вы легко отыщите разнообразные задачи, с помощью которых сумеете развить логическое мышление. Множество сайтов предложит вам различные уровни заданий. Попробуйте начать с чего-то не слишком сложного, постепенно двигаясь дальше.

Научиться думать логически с помощью игр, головоломок и стратегий

Также развитию логического мышления в немалой мере могут способствовать разнообразные игры, стратегии и головоломки. Для этого не обязательно искать задачи в Сети. Даже купив коробку с пазлами, вы сможете устроить себе не только развлекательный вечер, но и в немалой степени повысить уровень логического мышления.

10 способов, чтобы развить свою память

1.) Читайте много книг Безусловно, человек, который склонен к чтению, обладает лучшей памятью, нежели тот, который не проявляет к этому занятию никакого интереса. Итак, как это можно использовать. Прочтите маленький рассказ, после чего сразу же перескажите его на диктофон. Через несколько часов попробуйте повторить такой пересказ. Проанализируйте, о каких деталях вы забыли, что было упущено вами. Выполняйте такие упражнения регулярно. 2.) Произносите слова наоборот Тоже очень полезный метод улучшить свою память. Также нельзя не отметить удобство этого способа – вам не понадобится диктофон или иные вспомогательные приспособления. Выполняйте эту задачу перед сном, в дороге, в очереди и так далее. Если есть возможность, то можно выполнять упражнение на листке бумаги, в блокноте – так вам будет удобнее себя проверить. 3.) Изучайте стихи и новые слова Заучивание стихов – замечательный тренажер для памяти. Можно также учить новые, незнакомые вам слова. Как только подобное слово попадется вам на глаза, при любом удобном случае отыщите его значение в словаре. После этого попробуйте «в уме» составить несколько предложений, в котором будет применяться новое слово. 4.) Вспоминайте все в подробностях, анализируйте Обзаведитесь привычкой каждый вечер воспроизводить в памяти события, которые случились с вами за прошедший день. Начинайте с момента пробуждения. Вспомните, о чем вы думали, проснувшись, что вы ели на завтрак, с кем говорили. Далее перейдите к воспоминаниям о том, как проходил ваш день, с какими людьми вы общались, с какими задачами вам довелось столкнуться. Следом переходите к воспоминаниям о вечере. Проанализируйте, какие неприятные события вы могли избежать, что полезного сегодня усвоили, какой поступок был бессмысленным и так далее. 5.) Рисуйте образы в своей голове Довольно интересное упражнение, которое прекрасно развивает воображение. Например, представьте себя в отпуске. Скажем, не просто вы сидите на берегу, а более детально. Представьте, что вы сидите на теплом песке, в руке у вас бокал с лимонадом или пивом, рядом стоит тарелка с креветками или кукурузой – вы слышите их запахи. Также вы слышите шум морских волн, и, порою, их брызги долетают до вас. Можно добавить еще каких-либо деталей. Таким образом, воображайте все что угодно. Например, вы оказались в летнем саду: на вас падает тень деревьев, вы слышите запах малины, на землю периодически падают плоды груш. Сквозь листву пробиваются лучи солнца. 6.) Полноценный сон Несомненно, вы уже слышали о том, что полноценный сон оказывает важное влияние на нашу память. Если вы спите не менее семи часов за ночь, то можете быть уверены в том, что это наилучшим образом сказывается не только на памяти, но и на концентрации внимания и даже на омолаживании клеток организма. Хороший сон необходим для накопления энергия и здоровья в общем. 7.) Метод Айвазовского развивает фотографическую память Такая техника тренировки обрела свое название в честь знаменитого художника. Занимаясь написанием своих произведений, картин, Иван Константинович мысленно пытался остановить движение волны и перенести ее на свою картину так, чтобы она не выглядела замершей. Айвазовский посвятил немало часов процессу наблюдения за водой. При этом он время от времени закрывал глаза, пытаясь воспроизводить увиденное в памяти. Как воспользоваться такой методикой?
    На протяжении 5-ти минут изучайте какой-либо предмет, или же пейзаж.Прикрыв веки, попробуйте в памяти воспроизвести образ этой картинки. Также важно, дабы она была цветной.Эффективность тренировки можно повысить, фиксируя объекты на листке бумаги. Если это упражнение вы будете выполнять регулярно, то сможете достичь немалого прогресса в развитии зрительной памяти.
Такие таблицы применяются для определения степени внимания, что в свою очередь имеет непосредственное отношение к памяти – вы их можете в избытке отыскать на просторах Сети. Для этого достаточно вбить в поиск «Таблицы Шульте онлайн», и начинать тренировку. Отметим, что речь идет о поле, разделенном на квадраты, а в тех, в свою очередь, записаны цифры от 1-го до 25-ти в произвольном порядке. Впоследствии вам будет необходимо отыскать все цифры по порядку, используя секундомер – со временем скорость поиска должна увеличиваться.

9.) Витаминизированная полезная еда Безусловно, для хорошей памяти важно употреблять еду, которая максимально насыщена витаминами. На какие продукты следует обратить наиболее пристальное внимание? Употребляйте в пищу яблоки, лосось, чернику, шпинат, различные семена и орехи, виноград. 10.) Развивайте левую руку, если вы правша и наоборот Весьма полезное занятие. Ставьте перед собой сложные задачи. Тренируйте левую руку, если вы левша, и правую, если вы правша. Поначалу использование «непривычной» руки будет даваться вам нелегко, но со временем вы овладеете этим навыком.

Как развить логику и мышление у подростка

Задания, головоломки и шарады На просторах Сети можно найти множество головоломок, которые вы можете попытаться разгадать вместе с подростком. Старайтесь искать задачи, которые содержат правильный ответ – в случае, если цель не будет достигнута, вы сможете посмотреть, как можно было ее достичь. Специальное приложение с заданиями на смартфон В Google Play вы можете без труда найти приложение, которое так и называется «Логика, Задачи, Головоломки» - его можно установить на смартфон. Суть приложения в том, дабы развить аналитические способности у взрослых и подростков. Также существуют такие приложения, как «Тренировка мозгов», «Lumosity» и многие другие. На сообразительность и смекалку влияют многие факторы. Если вы вынуждены подвергать свой организм постоянным стрессам, то неудивительно, что ваши реакции будут оставлять желать лучшего. В период пиковых ситуаций человеческий организм вырабатывает кортизол, который оказывает губительное влияние на клетки мозга. Если с самого утра вам приходится браться за кучу дел, то стоит попробовать хоть немного замедлить привычный темп жизни. Начните с того, что не вскакивайте с кровати сразу после того, как зазвенит будильник – позвольте себе некоторое время (15-25 минут) еще полежать, подумать о грядущем дне. Какими способами повысить сообразительность Музыка. Периодически отдыхайте от ежедневной суеты, прослушивая музыку. Кстати, ученые полагают, что для активизации мозга весьма полезны классические произведения. Например, люди, которые время от времени слушают Моцарта, отличаются повышенной скоростью мышления. Не распыляйте энергию. Не стоит браться сразу за множество задач. Чтобы хорошо сделать какое-то дело, важно на нем сосредоточиться. Если вам приходится в одно время отвечать на письмо, говорить по телефону и слушать новости, то, безусловно, внимание начнет рассеиваться на несколько источников информации. Итогом станет снижение концентрации внимания и даже уровня интеллекта. Больше позитива. Не отказывайте себе в положительных эмоциях – от них напрямую зависит ваша работоспособность. Чаще посещайте парки, ходите в кино, встречайтесь с друзьями. Развитие. Регулярно ищите в Сети упражнения для развития памяти и обогащения лексикона. Вряд ли вас «озарят» неожиданные решения, если вы являетесь обладателем бедного словарного запаса, который почти ничего не в силах удержать в голове. Чтобы развить память, учите стихи, просто читайте книги.

Онлайн тест на логику – развиваем способность логически мыслить

Итак, предлагаем засечь время – на прохождение теста желательно использовать не более четверти часа.

Тест:

1.) Может ли женщина выйти замуж за брата своего вдовца? 2.) Есть ли в Италии 2 марта? 3.) Девочка заявляет: «Позавчера мне было 8 лет, а в следующем году я буду праздновать 11-й день рождения!». Так может быть? 4.) На 2 руках – 10 пальцев. Итак, сколько пальцев на десяти руках? 5.) Вы являетесь водителем автобуса, который направляется из Екатеринбурга в Угут. В пути у вас будет три остановки. Сколько лет водителю? 6.) Месяц заканчивается на 30-м или 31-м числе. Назовите месяц, в котором содержится 28-е число? 7.) Вы оказались в комнате с двумя лампами – бензиновой и газовой. Что вами будет зажжено в первую очередь? 8.) Одна машина выехала из Уфы в Москву, а вторая – из Москвы в Уфу. Автомобили выезжали в одно время, но скорость второго авто в два раза выше скорости первого. Какая машина будет ближе к Уфе в момент встречи? 9.) Мать с сыном попали в аварии. Мать не выжила в больнице. К сыну в палату заходит медсестра и говорит, показывая на него: «Это мой сын». Возможно ли это? 10.) Найдена монета, дотированная семьдесят восьмым годом до н.э. Так может быть? 11.) Петух залетел на крышу, наклон которой с одной стороны – 45 градусов, в с другой – 30. Когда он снесет яйцо, с какого наклона оно скатится? 12.) Врачом прописано три укола, которые надо делать через каждые полчаса. Итак, сколько в итоге нужно времени на эти три укола? 13.) Вес кирпича полтора кило. Плюс еще треть кирпича. Сколько в итоге весит кирпич? 1.) Нет; 2.) Да; 3.) Может, если она родилась 31 декабря; 4.) 50; 5.) Столько, сколько и мне; 6.) Во всех; 7.) Спичка; 8.) Одинаково; 9.) Да; 10.) Нет; 11.) Ни с какого; 12.) Один час; 13.) 1 кг.

Если вы сделали: Не более 2 ошибок Ваше логическое мышление на высоте! Наверняка, вы приложили немало трудов, чтобы добиться таких результатов, но оно того стоило! От 3 до 5 ошибок Можно смело заявить, что вы обладаете высоким уровнем интеллекта, несмотря на то, что, порою, вам свойственны ошибки. Как бы там ни было, вы способны большинство событий анализировать верно. От 6 до 7 ошибок Ваш уровень интеллекта можно назвать средним. Потенциал для роста, несомненно, имеется, и, при желании, вы добьетесь успеха в этом деле. 8 и более ошибок Трудно сказать, что в своих суждениях вы часто руководствуетесь логикой. Наверняка, преимущественно вы действуете под влиянием эмоций.

Книги, развивающие логическое мышление

Эту книгу можно считать простым введением в мир современной математической логики. Учебник был рекомендован Государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию, и стал отличным источником знаний для многих студентов высших учебных заведений.

Речь идет о книге, которая доступно излагает основы логики. Основной акцент сделан на силлогистике. Учебник содержит задачи, с помощью которых учащийся способен за непродолжительный срок научиться применять на практике те или иные правила.

Учебное пособие, которое рассказывает о том, как научиться мыслить логично – кому это дается с трудом, а кто легко преодолевает барьеры. Содержит полезные задачи.

Десятиминутные упражнения для развития логики на каждый день

Пара случайных слов Выберите наугад два слова из какой-либо статьи или рассказа – просто ткните пальцем в слова, не задумываясь над их смыслом. Теперь вам нужно попробовать отыскать что-то общее между выбранными словами – сравните их, найдите взаимосвязь. Придумайте интересную историю, которая могла бы связать эти два понятия. Ассоциации Осмотритесь в помещении, в котором вы сейчас пребываете. Выберите какой-нибудь предмет в комнате – например, стул или тарелку. Возьмите лист бумаги и придумайте пять прилагательных, наиболее подходящих к выбранной вещи. Пример: круглая тарелка, желтая тарелка, маленькая тарелка, чистая тарелка, пустая тарелка. Теперь напишите пять прилагательных, совершенно неподходящих к выбранному предмету. Пример: деревянная тарелка, вареная тарелка, зимняя тарелка, ветреная тарелка, шелковая тарелка. Несомненно, подобные упражнения принесут вам пользу, если вы будете выполнять их ежедневно. К тому же, на них не придется тратить много времени! Попробуйте начать уже сегодня, и вскоре вы заметите значительный прогресс в развитии логического мышления и воображения.


Итак, Википедия нам говорит о том, что понятие «логика» произошла от древне-греческого и означает «наука о правильном мышлении». Ее запросто можно назвать познавательной деятельностью ума и она - качество, которое хотели бы воспитать в себе многие. И как утверждают психологи, это качество формируется, ведь является приобретенным, а не врожденным! Но как развить логическое мышление самостоятельно? На какие задания обратить внимание и чем превозмочь самого себя? Ответы просты и очевидны, стоит только лишь подумать логически!

Азы пути: постоянная работа и не только

Начало начал - это дань интересным задачам на логику, которые заинтересуют и взрослого, и подростка. Они станут частью саморазвития и прекрасной тренировкой для ума. Далее - примеры!

Кто может владеть, поднимать и перемещать на иное место слона и коня?


Шахматист.


Как получается, что друг подстригает бороду 100 раз на дню, а вечером - бородатый?


Друг - цирюльник.


Какой рукой нужно размешивать чай?


Мешать чай стоит ложкой.


Что поднять легко с земли, а вот отбросить даже на 1 см - трудно?

Ваши родные используют его каждый день, хотя оно и принадлежит только вам. Что это?


Родные используют ваше имя.


Как вариант - вопрос с подвохом. Это упражнение, которое легко и просто поможет улучшать каждому логическое мышление и разовьет смекалку. Главное здесь - тренировка!


Обычно взрослые, видя схематичное изображение, мигом забывают о деталях. На картинке не хватает дверей. Значит они расположены с правой стороны, автобус едет влево.

Что вы можете сделать еще для развития логики? Изучайте разные науки, к которым у вас была тяга в школе. Задача проста: создавайте последовательные цепочки событий, вникайте в проблему, ищите мотив или точку отсчета и поймите, к чему это все может привести. В этом поможет история, математика, информатика.

Яркая «фишка» - ведение дневника , где вы будете систематизировать новые знания в виде записей, набросков и даже чертежей, учиться сортировать их и «создавать» единую картину из разрозненных кусочков. Согласитесь, что охватить ситуацию помогает именно визуальное восприятие, то есть представленное на бумаге.

Математика почти «сестра» логики

Даже начальное развитие логического мышления требует тренировок. Они - это те увлечения, которые были и до этого момента любимы вами и членами вашей семьи, но не возведены в своеобразный культ Ее величества Логики. Сделайте это сейчас:
  • разгадывая тесты на логику, . Они помогут не только «с ходу» выявить ваш уровень, но и укажут на «слабые звенья». Может быть, как раз их и стоит восполнить?!;
  • играя в настольные игры, в которых логика - главное оружие против соперника. Такие, как «Активити», «Эрудит» как раз подойдут;
  • решая несколько математических логических задач с подвохом в день. Иногда кажется, что решение - вот оно, но добраться трудно;
  • играя в нарды, шашки и шахматы. Они дадут возможность не только «увидеть» вероятные ходы противника, но и просчитать наперед ситуацию, которую он хочет создать;
  • вычисляя математические ребусы и даже... смотря уникальные в своем жанре фильмы. Примером может служить «Роковое число 23», «Число Пи» и им подобные. А почему бы и нет?

Интересно! Доказанным фактом считается, что дети быстрее дадут логический ответ на загадку (если она, конечно, не очень сложна). Все дело в том, что малыши видят события, людей, следовательно, взаимосвязь между ними, чисто, ярко и незамутненно, без «налета» догм, правил, традиций, всего того «мусора», который делает сложным восприятие взрослого человека.

Буквы-загадки: как развить интеллект с их помощью

Если вы не дружите с цифрами, но желаете видеть ситуацию на много шагов вперед, достаточно подружиться с буквами в их разном проявлении. Уделяйте упражнениям по 15-20 минут в день и станете умным как Шерлок Холмс.

Созвучные слова, чтение детективов

Отлично помогают тренировать логическое мышление задачки, которые можно отнести к условно-филологическим, конечно. Но мы знаем их суть. Вы:
  • пересказывайте предложение, умещая его в одно понятие или растягивая на страницу.

    Пример: Уж быстро листья пожелтели, опадают и дождик моросит.
    Ответ в одном слове - «осень», а вот развить мысль о наступлении осени каждый сможет в рассказ с использованием слов: зонт, туман, хандра, горячий чай;

  • читайте детективы. Они не только логическое мышление тренируют, но и память (обычно в романах А. Кристи или Б. Акунина много действующих лиц). Попытайтесь изначально понять, кто же злодей!;
  • играйте в аналогию. Суть проста: определенный предмет стоит перевести в задуманную систему и описать.

    Пример: опишите главные черты характера ваших друзей как химические элементы.
    Получится что-то такое: трудолюбивый - «ртуть», добрый - «золото», ехидный - «сера»;

  • рассматривайте карточки, из которых необходимо убрать лишнее.

    Пример: пуф, софа, шкаф, диван. Какое лишнее?
    Правильно, шкаф, потому что не является предметом мебели для сидения;

  • уделяйте внимание толковым словарям, придумывая собственные интерпретации;
  • сочиняйте рифмы.

    За «мощный» пример можно взять смешные :
    От уксуса - куксятся,
    от горчицы - огорчаются,
    от лука - лукавят,
    от вина - винятся,
    от сдобы - добреют.

    За простые такой: муж - уж, класс - в глаз, машина - рутина;

  • занимайтесь кодированием пословиц, предложений для установления причинно-следственных связей.

    Пример, который задают игроки одной команды другой: У главного в церкви было живое существо. Он очень любил это живое существо и всячески баловал. Но однажды служитель убил его по той причине, что существо съело кусок чего-то животного происхождения...
    Ответ противоположной команды: У попа была собака;

  • объединению отдельных слов в классы с определенными признаками.

    Пример: нужно взять несколько разных слов, например, подушка, рыба, треугольник и рассмотреть те элементы, из которых они состоят и с чем могут быть связаны. Так, подушка - это нежность, отдых, покой, рыба - еда, хорошее самочувствие, треугольник - острые углы, отрезки.

Обратите внимание на эти задачки в видео и вы поймете, что все логично и взаимосвязано!

Отдельно - о важном, или учась слушать интуицию

Интуиция - наше подсознание, основанное на выводах из знаний, накапливающихся столетиями. Их необходимо слушать, они - та неосознанная часть нас самих, которая помнит и знает о многом. Незнакомец странно себя ведет, вертится и сбивается в речи? Наверное, он что-то задумал, а вы уже получаете сигнал внимания!

Тренируйтесь и все получится!

Мышление – это способность человека рассуждать, оценивать окружающую обстановку, ориентироваться в нестандартных ситуациях и составлять стратегии поведения. Нестандартное или креативное воображение – это фактор, который упрощает жизнь и делает человека в глазах окружающих умнее.

Существует много методик, которые направлены на развитие способности мыслить. Перед тем как приступать к выполнению методик, определите уровень мыслительных процессов. Одним из популярных тестов на выявление уровня технического мышления считается тест Беннета. Он состоит из 70 заданий и иногда используется как дополнение к определению умственных способностей человека.

Люди с нестандартным подходом сегодня ценятся, поскольку их идеи отличаются от общепринятых, они способны находить новые выходы из безысходных ситуаций. Если ваш мозг способен работать нестандартно, вы всегда найдете место в жизни.

Упражнения для развития способности не стандартно мыслить простые. Кажется, будто в них нет смысла, но именно в бессмысленных вещах лежит путь к яркой и необычной жизни. Итак, что развить воображение, подойдут такие действия:

  • Придумайте, как использовать зубную пасту не по назначению.
  • Найдите несколько оригинальных способов применения ручки, платья, конфеты, яблока и т. д.
  • Вспомните любимых персонажей, которыми вы восхищались. Соедините их в одной сказке.
  • Рассказывайте истории о знакомых в первом лице, добавляя моменты из собственной жизни.
  • Представьте, что у вас есть 1 млн долларов. Придумайте несколько способов, куда вы его инвестируете.
  • Решайте детские задачи на логику.
  • При посещении музея вообразите себя экспертом, найдите скрытый смысл экспонатов.

Чтобы вы пришли к своей цели, используйте воображение. Забудьте о стереотипах и предрассудках и взгляните на ситуацию, как будто вы не знаете, что о ней думает общество. Чтобы по-новому посмотреть на жизнь, изучите, как развить креативное мышление.

Запоминание на основе визуального мышления

Мы пользуемся мозгом всего на 5%. На самом деле мы способны запоминать гораздо больше информации, просто мы не отходим от стереотипов и не пытаемся открыть новые методы. Книга «МНЕМОТЕХНИКА запоминание на основе визуального мышления» представляет методику запоминания новой информации. Согласно ей, чтобы запомнить новый материал, его нужно связать с уже известной информацией.

Почему для этого нужно развивать визуальное мышление? Оно имеет преимущество – изображения воспринимаются мозгом легче, чем цифры или буквы. Поэтому информацию, которая не укладывается в голове, преобразуйте в картинки.

Еще один принцип мнемотехники – не запоминайте информацию, прочувствуйте эмоции во время процесса изучения. Мозг запоминает события, которые связаны с яркими впечатлениями, остальные постепенно стираются из памяти, поскольку являются обыденным, не представляющим интереса процессом. Используйте воображение, чтобы обычные вещи стали ярче.

Развитие образного мышления

Образное мышление, в отличие от нестандартного, пригодится каждому человеку, а не только людям определенных профессий. Развитию способствуют специальные игровые упражнения:

  • Рассмотрите левую ладонь. Обратите внимание на каждую черточку и линию. Теперь закройте глаза и воспроизведите образ ладони, вспоминая каждую деталь.
  • Закройте глаза и вспомните последний праздничный вечер, который вы посетили. Проанализируйте детали: цвета, оттенки, целостность помещения. Все ли люди присутствуют, одежда, тарелка, вкус еды.
  • Посмотрите вперед, не отводя взгляд. Охватите столько зрительного пространства, сколько можете, используя боковое зрение. Разбейте увиденное пространство на 4 части и детально опишите каждую часть. Воссоздайте целостный образ каждой части.

Развитие образного мышления наполнит жизнь яркими красками, сохранит в памяти лучшие моменты и позволит быстро находить выход из трудных ситуаций.

Конкретно-действенное мышление

Этот вид мышления подразумевает решение конкретных задач, которое не противоречит условиям выполнения. Его еще называют техническим, и развивать его нужно людям, работающим практически во всех направлениях. Развитие технического или инженерного мышления, как его называют, не требует выполнения сложных задач, для этого достаточно:

  • решать головоломки;
  • разгадывать кроссворды;
  • отгадывать загадки;
  • решать логические задачи.

Способность подразумевает грамотное сочетание мыслей и практического подхода, что важно для современного прогресса. Этот вид проявляется у человека первым, он отвечает за внимательность и наблюдательность.

Развитие абстрактного мышления

Абстрактное мышление дает возможность воспринимать целостную картину, не задумываясь о деталях. Оно приводит к новым открытиям. Если абстрактное мышление развито слабо, усовершенствовать его можно с помощью задачек на сообразительность.

Задачи имеют подвох, потому что направлены на нахождение неправильного ответа, который кажется очевидным. Для правильного решения нужно найти скрытые связи между задачами и прийти к логическому ответу.

Развитие пространственного мышления относится к абстрактному типу, оно поможет лучше ориентироваться в окружающей обстановке и анализировать пространство в целом, а не его часть.

Развитие наглядно-образного мышления

Наглядно-образное мышление – это вид, в основу которого заложены образы. Благодаря ему мы, рассматривая человека спереди, представляем внешний вид сзади.

Этот вид способности развивается во время рисования. Итак, чтобы развить наглядно-образное мышление, когда рисуете:

  • нарисуйте образ предмета, человека или явления по памяти;
  • придумайте ненастоящий образ и воплотите на бумаге;
  • дополните уже существующий образ новыми деталями из воображения;
  • нарисуйте машину будущего или жилье своей мечты.

Развитие образного мышления происходит, когда мы воплощаем на бумаге мысли, действия или образы, не важно, настоящие они или нет.

Особенности развития понятийного мышления

Развитие понятийного мышления основано на закономерном использовании понятий и логических конструкций. Такая способность позволяет собирать, анализировать, сравнивать и систематизировать информацию, полученную в ходе деятельности.

Чем больше развитие понятийного склада ума, тем быстрее человек справляется с жизненными задачами и приходит к логическим выводам. Для развития:

  • Рассказывайте кратко просмотренный фильм или прочитанную книгу, охватывая смысл происходящего полностью.
  • Решайте задания с определением лишнего слова в логическом ряду.
  • Попросите родственника задать вам несколько вопросов к посмотренному фильму или прочитанной книге. Ответьте на эти вопросы кратко, но с сохранением главной мысли и добавлением своих рассуждений.

Наличие понятийного мышления – это неврожденная характеристика человека. Ее можно успешно развить в любом возрасте, что будет полезным при приеме значимых решений.

Таким образом, целостная картина ситуации воспринимается нами только при условии развитого каждого вида способности. Уделяйте внимание своему развитию, чтобы быть успешным человеком.

Развитие стратегического мышления

Стратегическое мышление – интеллектуальная способность человека на много шагов вперед просчитывать последствия своих и чужих действий.

Отсутствие навыка стратегически мыслить приводит к нежеланию решать жизненные задачи. Стратегическое мышление позволяет совершать правильные и целенаправленные поступки, которые приведут к нужному результату.

Чтобы развивать стратегическое мышление, используйте воображение:

  • Представьте, чего вам ожидать от недавнего поступка, проанализируйте последствия действий близкого человека. Планируйте на будущее, отталкиваясь от уже содеянного.
  • Включите воображение и представьте, как выглядела ваша недавняя встреча, а потом представьте, как будет выглядеть следующая встреча.

Стратегическое мышление позволяет строить планы и продумывать стратегии, подключая воображение, на много шагов вперед.

Развитие геометрического мышления

Развитие геометрического мышления – это совокупность упражнений на развитие понятийного и стратегического вила способности. Не только воображение, но и логика присутствует у людей с высоким уровнем геометрического способа мыслить.

Использование геометрического мышления на практике подразумевает управление не отдельными пространственными образами, а совокупностью этих образов, определяя стиль окружающего пространства. Воображение – это элемент геометрического мышления, но приемы логических рассуждений имеют гораздо большее влияние.

Развитие теоретического мышления

Теоретическое мышление – вид способности, который не приводит к совершению практического действия, в отличие от геометрического.

Развитие теоретического мышления направлено на открытие и освоение новых законов, теорем и закономерностей. Этот вид способности развивают еще в младшем дошкольном возрасте, но развитие теоретического ума у взрослых происходит при чтении книг или просмотре фильмов.

Ассоциативное и дедуктивное мышление

Ассоциативное мышление – тип способности, при котором один образ или действие вызывает появление в сознании человека следующий образ или действие – ассоциацию.

Ассоциативное мышление – неврожденное качество человека, оно строится на развитии в первую очередь творческих способностей. Чтобы проверить творческие способности, пройдите тест, которых много в интернете.

Ассоциативное мышление – элемент дедуктивного. Дедуктивное мышление – это оценка ситуации на основе общей картины. Дедуктивное мышление человек использует, когда решает упражнения на логику. Также приемы дедукции используются в раскрытии преступлений.

Какой бы вид способности мыслить вы ни развивали, важно сохранение позитивного настроения, тогда упражнения приведут к необходимому результату.

Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы помните, на какие оценки вы в школе учились? Я помню. У меня в аттестате нет троек. Но в течении любого года обучения были тройки, двойки и даже колы иногда случались. Вот я думаю, в кого это Александра, моя дочь, такая? Отличница, на доске почета висит! Видимо те дополнительные упражнения, которые мы с ней делаем, приносят свои плоды.

План урока:

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу.

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Упражнение 2. Словоразбиватели

Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

Например, слово «выключатель» разбивается на:

  • тюль;
  • ключ;
  • клюв.

Я больше не вижу вариантов, а вы?

Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и .

Упражнение 4. Анаграммы

Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.

Анаграмма- литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.

Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:

  • «карета» улетела к звездам;
  • «слово» выросло на голове;
  • «шнурок» научился летать;
  • «атлас» стал съедобным;
  • «насос» поселился в лесу;
  • «соринка» стала прозрачной;
  • «валик» положили на стол перед обедом;
  • «плюшка» научилась плавать;
  • «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
  • «парк» не мог прожить без воды.

Упражнение 5. Логические задачи

Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.

Начнем с тех, что попроще:

  1. Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
  2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
  3. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.

«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)

Упражнение 6. Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Упражнение 7. Правда и ложь

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Упражнение 8. Инструкция

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Упражнение 9. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет . А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Как всегда пример.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось у Саши.

Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

  1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

Упражнение 10. Наведем порядок

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

  1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
  2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
  3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
  4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
  5. Ждут, не, семеро, одного.
  6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
  7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
  8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
  9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
  10. Осени, считают, по, цыплят.

Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!

Ответы на головоломки

Про два треугольника из пяти спичек.

Про два квадратика из семи.

Получаем три квадрата.

Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).

Поворачиваем рыбку.

И про два равносторонних треугольника.

А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?

Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!

Благодарю вас за внимание!

И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!