Политический режим: виды и их особенности. Основные типы политических режимов

Статуса личности.

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система , которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов .

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим , представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Современные подходы к определению понятия политического режима

В современной науке сложилось две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая - с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим .

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей - абсолютная монархия;
  • режим разделения властей - президентская республика;
  • режим сотрудничества властей - парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур .

К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами .

Социологический подход

В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко - как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О"Доннел и Ф. Шмиттер :

Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.

В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

Виды политических режимов

Демократический режим

Авторитарный режим

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

  • тотальный государственный контроль над обществом;
  • всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
  • система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
  • господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
  • идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
  • унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
  • ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
  • ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций , гражданских войн , оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Другие

Также выделяются и другие политические режимы:

Типологии

Аристотеля

  • Правильные:
    1. Монархия.
    2. Аристократия
    3. Полития.
  • Неправильные:
    1. Тирания.
    2. Олигархия.
    3. Демократия.

Маркса

  1. Cоциалистический.
  2. Капиталистический.

Дюверже

  • явные и авторитарные;
  • демократические, автократические, монократические (диктаторскими);
  • директории (коллективное правление).

Курашвили

  1. Тиранический.
  2. Жестко-авторитарный.
  3. Авторитарно-демократический.
  4. Демократическо-авторитарный.
  5. Развернуто демократический.
  6. Анархо-демократический.

Голосова - Блонделя

  1. Традиционный (закрытый с монолитной элитой).
  2. Соревновательная олигархия (открытый, исключающий).
  3. Авторитарно-бюрократический (закрытый, с дифференцированной элитой, исключающий).
  4. Эгалитарно-авторитарный (закрытый, с монолитной элитой, включающий).
  5. Авторитарно-инэгалитарный (закрытый, с дифференцированной элитой, включающий).
  6. Либеральная демократия (открытый, включающий).

См. также

Примечания

Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - «государственный (государственно-правовой режим)». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Государственно-политический режим - это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация - это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Государственно-политический режим - это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

1. Демократический . Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ - основной источник власти;

б) юридическое равенство всех граждан;

в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений;

г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки : а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

2. Авторитарный . При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

3. Тоталитарный . Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

4. Переходный . В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Рассмотрим подробнее черты демократичесмких и антидемократических режимов.

Демократия - (от греч. demokratia, буквально - народовластие) - политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.

Как историческое явление демократия имеет свои весьма отдаленные прообразы, существовавшие в первобытнообщинном обществе - догосударственные, неразвитые, зачаточные формы отдельных демократических общественных институтов (неполитические демократические формы родового и племенного самоуправления). По мере эволюции древних обществ, возникали и развивались государства, изменялось их устройство, демократические институты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах, в зависимости от конкретных исторических условий.

Первым демократическим государством, в античном понимании демократии, являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государства и общественных наук. Наибольший импульс развитию демократического политического режима придал созыв первого английского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американского конституционализма (1787 г.).

Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов. Производными от основных признаков демократии являются: подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения, перед представительными органами государственной власти и избранными должностными лицами; идеологическое и политическое многообразие, свобода деятельности общественных объединений; верховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе и в деятельности государственных органов.

Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями - парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).

Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Политическими предпосылками этого режима являются:

Отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;

Наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

Ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества:

Функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально-экономической конкуренции внутри гражданского общества;

Существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;

Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, так как обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Либерально-демократический режим является наиболее современной формой демократии . Либерально-демократический режим существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим - это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально-демократической формы. Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.

Из основного принципа демократического государства (признания народа источником власти) следует вывод о направленности деятельности государства в целом - в интересах большинства граждан. Однако, даже будучи закрепленной в законодательстве, социальная направленность политики государства реализуется в разных сферах жизни общества в разной мере в зависимости от соотношения политических сил. Степень активности участия граждан в управлении государства и степень открытости и подконтрольности гражданскому обществу деятельности государства в значительной мере зависит от правового режима деятельности средств массовой информации. В демократическом государстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения, что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов, референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантии множественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы и ответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ со стороны реально властвующих финансовой и политической элит, то неизбежно манипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватной картины социальной жизни.

Основные черты антидемократических режимов:

Тоталитаризм - это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор. Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму.

Авторитаризм - это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.

Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.

В современной политологии это понятие обычно употребляется с отрицательной коннотацией, имеется в виду авторитарный режим или любой другой антидемократический.

Происхождение термина

Впервые это понятие появляется в работах Сократа, Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Аристотель, например, выделял правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные (тирания, олигархия, демократия) режимы.

Каковы особенности политического режима: характеристика

Можно сказать, что режим формируется в результате взаимодействия множества компонентов (институтов), которые имеют отношение к политической системе: форма правления, форма административно-территориального устройства государства, тип избирательной системы, наличие или отсутствие в стране и движений.

ПР также определяется:

  • интенсивностью протекания в государстве различных общественно-властных процессов;
  • доминирующим типом легитимности (по классификации М. Вебера: традиционный, харизматичный, легальный);
  • развитостью общественно-властных традиций, сознания;
  • господствующим типом властно-управленческого поведения;
  • структурированностью правящей элиты;
  • взаимоотношениями чиновничьего (бюрократического) аппарата с обществом.

ПР определяет отношения отдельной личности и государства: показывает степень свободы личности в государстве (объём прав и обязанностей) и форму (и степень) личного участия граждан в жизни государства.

Понятия и виды политических режимов

В современной политологии выделяются два вида ПР: демократический и недемократический. Их разграничивают, учитывая разные критерии и признаки.

Демократический – это непосредственная , прямая или представительная демократия, то есть власть народа, осуществляемая во благо народа.

Демократия, как ПР, зародилась в Древних Афинах в VI веке до н. э. Расцвет демократического строя пришёлся на V век.

Существуют две формы демократии:

  • прямая – принятие решений непосредственно гражданами (на вече, сходах, народном собрании, референдумах);
  • представительная - принятие решений представительным органом, выбранным народом (парламент, городское собрание, Законодательное собрание).

Недемократический – это ПР , характеризующийся крайней степенью давления власти на общество. Существуют два основных типа недемократических режимов:

  • авторитарный;

Авторитаризм – это ПР, при котором властные полномочия сосредоточены в руках одной «силы»: армия, бюрократия , религиозный лидер, партия, класс, личность, семья.

  • военно-бюрократический авторитаризм (правление генерала Пиночета в Чили);
  • корпоративный авторитаризм (правление Ф. Франко в Испании);
  • постколониальный авторитаризм;
  • расовая или этническая демократия (идеология апартеида в ЮАР);
  • султанистский режим (Ирак при Саддаме Хусейне);
  • дотатолитарный авторитаризм.

Исторический и общественный опыт показывают, что риски превращения авторитаризма в тоталитаризм очень велики. Это особенность авторитаризма как ПР.

Тоталитаризм – это ПР, при котором устанавливается тотальный контроль над всеми сферами жизни общества. Впервые этот термин был употреблён Б. Муссолини в 20 ых годах XX века. Тоталитаризм может являться либо продуктом исторического развития общества (как в России), либо продуктом чрезвычайных обстоятельств, в которые попало общества (например, Германия после Первой мировой войны).

Существуют два типа тоталитаризма:

  • левый (сталинизм, маоизм) – строится на равенстве всех людей и классовых ценностях;
  • правый (фашизм, нацизм) – строится на естественном неравенстве всех людей, наций, рас и национальных ценностях.

Каждый вид и тип ПР характеризуется определённой социальной базой, определённым государственным устройством, партийной системой, типом экономической системы, определёнными отношениями власти с оппозицией и действиями карательных органов. Каждый вид и тип ПР базируется на определённом властном принципе и идеологии, характеризующей наличие прав и свобод граждан и объём их реализации.

Анархия

Анархия - это особый тип ПР , который устанавливается в сложные, переходные периоды развития общества. Этот режим характеризуется ослаблением власти, разрывом связи государства и членов общества. Нельзя считать анархию неким промежуточным состоянием общества, это самостоятельный ПР, режим полного безвластия и отсутствия доминантной силы.

Критерии политических режимов (основные признаки)

Демократический Недемократические
Тоталитарный Авторитарный
Социальная база Опора на большинство населения (должна быть поддержка большинства) Опора на люмпенизированные слои населения (есть рабочий класс и класс люмпенов-крестьян) Опора на армию, чиновников, церковь (должен быть сильный полицейский аппарат)
Государственное устройство Правовое государство (легальный тип политической легитимности) Тотальный контроль власти над всеми сферами жизни общества (харизматический тип политической легитимности) Традиционное государство с жёстким контролем жизни общества (традиционный или харизматический тип политической легитимности)
Тип партийной системы Многопартийность (или двупартийность при развитой демократии) Однопартийный тип партийной системы Сращение правящей партии и государства при наличии других партий
Тип экономической системы Смешанная экономика Административно-плановая, командная экономика Рыночная экономика при строгом контроле со стороны государства
Взаимоотношения с оппозицией Приветствуется наличие оппозиции, которая действует легально Оппозиция отрицается, инакомыслие преследуется (нелегальная деятельность оппозиции) Деятельность легальной оппозиции жёстко контролируется
Действия карательных органов Строго подчиняются закону Они сращены с государством и доминируют в обществе (политический сыск, репрессии, система доносительства) Они сращены с государственным аппаратом
Политический принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Разрешено все, кроме свободной политической деятельности
Политическая идеология Политический плюрализм (многообразие мнений) Единая государственная идеология Официальная государственная доминирующая идеология
Права и свободы граждан, объём их реализации Широкий спектр прав и свобод граждан. Закон защищает личность, граждане свободны, они полностью защищены от государства. Права и свободы только декларируются. Закон защищает государство. Права и свободы существенно ограничены. Закон стоит на страже интересов государства и правящей элиты (они действует в собственных интересов, попирая закон).

Примеры существования (историческая канва)

За долгую историю существования человечества в том или ином обществе (государстве) существовали разные ПР.

Яркий пример тоталитаризма:

  • итальянский фашизм;
  • немецкий национал-социализм;
  • советский социализм;
  • китайский маоизм.
  • военный ПР (хунта) Пиночета в Чили;
  • теократия аятоллы Хомейни в Иране;
  • режим гражданской (монархической) диктатуры в странах Арабского Востока.

Практически во всех современных государствах установился демократический ПР .

ПР – важный элемент политической системы общества. Он обеспечивает

В современных обществах чистые режимы встречаются редко. Чаще всего это смесь чистой демократии и элементов авторитаризма.

Для человека постсоветского пространства выражение «политический режим» давно стало привычным и совершенно не вызывает удивления. Данное словосочетание в сознании современного человека имеет скорее негативную окраску, поскольку вызывает ассоциации с довольно тяжелым периодом в истории – периодом столкновений и борьбы за смену власти.

Тем не менее понятие политических режимов как таковых на самом деле негативной окраски не имеет. Говоря в общем виде, режим - это способ организации управления государством.

Суть понятия

Прежде чем перейти к рассмотрению определенных видов, определим более конкретно смысл понятия политического режима. По большому счету, он представляет собой совокупность методов и способов управления страной, регуляции процессов, проходящих в ней. Это система власти, воспроизводимая рядом органов и структур.

Власть и политический режим – практически неразделимые понятия, а для рядового обывателя зачастую и вовсе тождественные. Следует отметить, что сведение данных явлений воедино не совсем верно – они скорее входят одно в другое, образуя сложную систему отношений.

Виды режимов

На сегодняшний день на территории земного шара существуют 196 стран, если не брать во внимание различные непризнанные области и образования. Совершенно очевидно, что они формировались, развивались, существовали и существуют в различных условиях. В данном случае имеется в виду не столько географическое положение или климат, сколько социальная среда их существования. Именно в силу этого разнообразия единый государственный политический режим для всех попросту невозможен.

Специфика страны определяет разнообразие управления. Политические режимы и их виды во всем мире представляют сложную систему, в которой есть определенные особенности и закономерности.

Определим же основные виды организации управления государствами, существующие на сегодняшний день. В целом, можно выделить три вида политических режимов – авторитарный, демократический и, наконец, тоталитарный. Между собой они различаются главенствующим принципом распределения власти и управления.

Приведенная классификация является общей – на самом деле политические режимы и их виды более разнообразны, поскольку в разных странах они могут иметь определенные нюансы, не свойственные аналогам. Зависит это в основном от социальной, политической ситуации и исторического наследия той или иной страны.

Власть народа

Как уже говорилось ранее, понятие режима чаще вызывает негативные ассоциации, нежели позитивные, и на то есть свои причины. Тем не менее, эта система управления вызывает реакцию практически обратную.

Если рассмотреть все формы политических режимов, демократию можно назвать самой лояльной. Руководствующим принципом такого способа организации управления государством можно назвать вручение регулирующих полномочий самому народу.

В данном случае имеется в виду, что именно население страны, ее граждане являются главенствующим звеном структуры управления.

Этот принцип организации дошел до наших дней еще со времен древней Греции и получил особую популярность в ХХ веке. В той или иной форме демократия существовала практически везде, однако в некоторых странах в итоге вытеснялась тоталитаризмом и авторитаризмом, о которых будет сказано немного позже.

На сегодняшний день основные принципы, признаки демократического режима базируются на философии Нового времени, представленной работами Дж. Локка, И. Канта, Ш. де Монтескье и др.

Разное понимание демократии

Как и любое другое социальное явление, данный политический режим имеет несколько форм и разновидностей. Практически с самого начала существовали в нем, а в ХХ веке конкретизировались и оформились два равноправных направления. В данном случае имеются в виду такие формы политических режимов, как либеральная и радикальная демократия.

Несмотря на то что оба вида предусматривают вверение абсолютной власти непосредственно народу, между вариантами есть существенное отличие. Заключается оно в определении самого человека как представителя социума.

В основе разделения демократии на радикальную и либеральную лежит так называемая «проблема Гоббса». В первом случае человек как личность считается составной частью социума, а соответственно, должен следовать его нормам, правилам и идеям. Вследствие этого внутри самого народа должно создаваться некое почти органическое единство, которое и определяет политическую деятельность, управление государством.

Либеральная демократия же исходила из интересов личности как самостоятельной единицы системы. Частная жизнь каждого человека в данном случае выносится на первый план и ставится превыше общества как единства. Такой государственный политический режим рано или поздно приводил бы к конфликту интересов и противоборству различных организаций внутри самого народа.

Основные принципы

Определим теперь признаки демократического режима. Прежде всего, о данной системе управления говорит наличие всеобщего избирательного права, гарантирующее влияние народа на политическую, экономическую ситуацию в стране. При этом о демократическом режиме можно говорить только в случае согласия большинства с избранной схемой деятельности.

Также для полноценной демократии необходим контроль деятельности политиков специально созданными народными институтами, одним из которых можно назвать профсоюзы. Любые возникающие конфликты в данном случае должны решаться исключительно мирным путем и в соответствии с решением народа.

Следует отметить, что есть ряд факторов, без наличия которых демократический строй попросту невозможен. Прежде всего, в стране должен быть достаточно высокий уровень экономического развития.

Во-вторых, для того чтобы государство развивалось, народ должен быть достаточно развитым сам по себе. В данном случае имеется в виду не столько сторона образованности (хотя и она, бесспорно, тоже), сколько уровень толерантности и готовности рассмотреть ситуацию с разных точек зрения. Народ должен быть готов к признанию прав каждого человека, его свободы выбора. Только в этом случае общество в целом будет здоровым и способным к принятию решений.

Наконец, народ должен быть заинтересован, прежде всего, в процветании страны, улучшении ситуации в ней.

Тоталитаризм

Политические режимы и их виды – тема особенно интересная, если рассматривать ее в разрезе компаративистики. Именно так ярче всего просматривается разница между взглядами и системами. Так, если демократия является стремлением к абсолютной власти народа, о тоталитаризме такого сказать совершенно нельзя.

Само название данного режима говорит о его особенности, ведь его корень – totalis - означает «весь, целый». Уже из этого можно понять, что ни о какой свободе народного волеизъявления речи быть не может.

Тоталитарный политический режим предполагает полный контроль жизни не только всего народа, но и каждой отдельной личности. Это глобальное насаждение правил и норм поведения, требование поддержки определенных взглядов вне зависимости от личностных предпочтений. Любой плюрализм, будь он политическим или идеологическим, в данном случае попросту невозможен. Неугодные же правительству акты устраняются в данном случае методами насильственными и жестокими.

Тоталитарный политический режим проще всего определяется по наличию некоего главенствующего лица, которое практически обожествляется, причем далеко не всегда добровольно. Так, для фашистской Германии это был Адольф Гитлер, так существовал в свое время сталинский СССР.

Данный принцип правления базируется на основе полного игнорирования прав и свобод граждан и насаждении определенных идеалов, норм поведения, взглядов и действий.

Наше нелегкое прошлое

Как уже говорилось ранее, политический режим СССР 30-х годов полностью вписывался в концепцию тоталитаризма. Абсолютное господство власти над народом, нивелирование личности, существование запретов на определенные темы и даже их обсуждение.

О стремлении к тоталитарному режиму говорит и существовавшее на тот момент огромное количество карательных структур и организаций. В этот период наблюдалось абсолютное подавление любого инакомыслия (большая часть заключенных была отправлена на Колыму именно по 58-й статье).

В СМИ и литературе действовала очень жесткая цензура, основным критерием которой было соответствие идеалам действующей власти. Тоталитарный режим действовал на территории СССР в полном объеме до 50-х годов прошлого века, а рудименты его обнаруживались вплоть до 80-х.

Тоталитаризм и современные государства

Виды политических режимов почти никогда не могли существовать в чистом, абсолютном виде. В особенности это касается современности.

Тем не менее, не только мировое сообщество, но и ведущие политологи утверждают, что признаки того же тоталитаризма можно найти в достаточно большом количестве стран. К примеру, определенные его черты обнаруживаются в Китае и Корее, Иране и даже России. Большинство исследователей полагают, что на данном этапе развития человечества особенности тоталитарного режима попросту скрыты, не настолько жестоки и очевидны. Формирование единого мнения, к примеру, осуществляют СМИ, которые, в свою очередь, подвергаются жесткой цензуре.

Стоит отметить, что признаки тоталитарного государство есть и в США - стране, столь гордящейся своими демократическими устремлениями.

Авторитаризм

При данном политическом режиме рычаги власти также полностью сосредоточены в руках руководящих структур, и мнение самого народа никак не влияет на политическую ситуацию в стране.

Основные признаки

Как и любой другой режим, авторитаризм имеет целый ряд характерных признаков. В первую очередь это, конечно, отсутствие контроля над властью у народа страны. В данном случае во главе государства может стоять какой-то конкретный человек (монарх, тиран) или целая группа лиц (военная хунта).

Во-вторых, ориентация правления на силовое воздействие. В данном случае речь идет не столько о полномасштабных репрессиях, как это бывает при тоталитаризме, но для принуждения народа к повиновению могут быть задействованы довольно жесткие меры.

Политика и власть при авторитарном режиме полностью монополизирована и существование полноценной оппозиции невозможно. Несогласие с системой управления может быть в народе, однако в полномасштабное политическое сопротивление оно не превращается.

Наконец, эти виды политических режимов характеризуются невмешательством во все сферы, кроме непосредственно политики (внешней и внутренней), вопросов безопасности. Таким образом, культура, экономика и другие составляющие остаются вне влияния властных структур.

Классификация

Тем не менее, существует и другая классификация режимов, согласно которой авторитаризм делится на популистский и национал-патриотический. В первом случае политический строй государства полностью опирается на уравнительно-ориентированные массы.

Характерные примеры

К режимам такого типа в первую очередь относятся как абсолютные монархии, так и монархии дуалистического типа, характерным примером чего можно назвать Великобританию. Также в режиме авторитаризма государство существует при наличии военного правления и диктатуры. Не стоит забывать и о случаях персональной тирании и теократии, которые также относятся к режиму данного типа.

Большая разница

Подводя итог, можно говорить о том, что понятие политических режимов было актуальным с самой зари человечества, формирования определенного строя. Теперь же оно полностью осмыслено и изучено. Все политические режимы и их виды имеют свои минусы и плюсы, нюансы и подводные камни. Тем не менее, власть всегда остается властью, кем бы ни была она представлена.