Скифы в крыму кратко. Поздние скифы и сарматы

Скифский воин

В этой статье мне захотелось написать о наследии предков народов населяющих Крым. Крымский полуостров издавна считался перекрёстком культур и народов, много народов прошли через полуостров, оставив свой след, возможно, этому способствовал благодатный климат, возможно, удобное географическое положение, как перекрёстка дорог из Европы в Азию. Как заселялся полуостров в древние времена писменных документов нет, первые упоминания о нашем острове, называемом ранее Таврика встречаются у древнегреческого историка Геродота, жившего в 5-ом веке до новой эры и написавшем свою знаменитую книгу «История», где описывал народы проживавшие в ту эпоху на земле. О нашем полуострове под названием Таврика писал, что на нём жили кочевники – киммерийцы и жестокие горцы Тавры, видимо от названия которых и пошло название полуострова-Таврика, а позднее Таврида. Но Геродот вскольз упоминает об этих народах, в его повествовании больше говорится о Скифах, завоевавших эти земли, он пытается разобраться откуда пришли на полуостров эти завоеватели и кто они вообще такие. Так как я в предыдущей статье рассказывала о богатом золотом наследии предков, а именно скифов, мне захотелось рассказать и о самих предках крымчан, когда-то живших на полуострове и оставивших нам своё наследие.

Кто ж такие скифы? По мимо истории Геродота есть о них упоминание и в библии, в книге пророка Иеремии «Народ сильный, народ языка которого ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его, как открытый гроб; все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедять сыновей и дочерей твоих… разрушат мечом укреплённые города твои, на которые ты надеешься.» Учёные до сих пор не могут сказать точно происхождение скифов и откуда они ворвались в Тавриду. Тем не менее с 7-ого века до новой эры есть доказательства, полученные при раскопках скифских курганов, о их проживании на полуострове. Своего наибольшего развития Скифия получила при царе Атее, который сумел объединить под своей властью многочисленные племена скифов от Дуная до Дона, но после гибели скифского царя Атея в битве, владения скифов начинает уменьшатся. Ученые не могут пока сказать по каким причинам Скифы уходят с причерноморских степей и поселяются в районе нижнего Днепра и нынешнего Крыма или Тавриды. Из раскопок и артефактов, найденных в могильниках узнаём, что в Тавриде жили царские скифы – это самое доблестное и более многочисленное племя. Уже к началу нашей эры скифы выступают на земле Тавриды, как собственники своих земель, а не как завоеватели, то есть большинство скифов, уничтожив местное население, ранее жившее на полуострове, а где-то смешавшись с ним начинает переходить к оседлому образу жизни. Они переходят к защите этих земель, как своих собственных.

Столица скифов Неаполь скифский

В Тавриде возникает много поселений скифов, самое большое считается Неаполь скифский, которое находилось на окраине нынешнего Симферополя. Сейчас здесь ведутся раскопки и находится музей под открытым небом, а также остатки крепости. Археологи считают, что в этом укреплённом городище была столица крымских скифов и здесь жил царь Скилур, здесь была найдена его могила. У ворот Неаполя скифского археологами найден мавзолей, где располагалась гробница царя Скилура, в гробнице найден шлем, оружие, золотые украшения, детали костюма, свёрнутый стяг, обшитый золотыми бляшками. Рядом с гробницей были найдены останки четырёх лошадей и собаки. Помимо городища Неаполь Скифский, в Крыму много встречается так называемых царских курганов. В которых захоронены знатные скифы, эти курганы изучаются учёными. Знамениты царские курганы Куль – Оба на Керченском полуострове Крыма, раскопанный в 1830 году, Чаян близ Евпатории, который был разграблен чёрными археологами в 1880 году

Очень интересен оказался курган Куль — Обы, который из-за найденных там артефактов получил всемирную известность. Этот курган находится недалеко от современного города Керчь, высота его достигала 10 метров. В кургане была обнаружена гробница с захоронением скифского царя, в районе головы которого найдены остатки остроконечного головного убора из войлока, расшитого золотыми бляшками. На шею была одета массивная золотая гривна, на концах были фигурки скифских всадников. На руках были надеты пять очень красивых золотых браслетов. Сохранился и костюм царя расшитый золотыми бляшками. В гробнице также была найдена массивная золотая чаша и украшенное золотом оружие. Рядом были найдены ещё два погребения, телохранителя царя с оружием и женщины возле которой было очень много золотых украшений, выполненных искусными мастерами. Это были настоящие произведения искусства. Голову женщины украшала диадема, а шею золотая гривна, на конце которой были головы львов. Руки женщины были украшены браслетами. В этом захоронении была найдена пара золотых подвесок с изображением головы богини Афины. Очень интересной находкой был кубок, с изображением скифских воинов, где хорошо были видна одежда скифов. Раскопки этого захоронения были не закончены и временно прерваны. Во время этого перерыва в могильник пробрались грабители, которые «закончили» раскопки, присвоив себе все найденные ими золотые украшения, часть которых переплавили, а часть продали на чёрном рынке. То что находилось археологами в захоронениях расположенных на крымском полуострове, помещалось в музеи полуострова. В Советское время эти артефакты были оформлены, как наследие скифов и выставлялось в музеях. О наследии царских скифов, проживавших в Крыму, можно прочитать .

Материалы раскопок захоронений поздних скифов, то есть живших в нашу эру позволяют узнать картину жизни поздних скифов на полуострове, узнать их быт, какой посудой пользовались, их религию. Скифы при погребальных обрядах обязательно клали в могильники утварь, драгоценности, одежду, они считали, что всё это пригодится умершему, в загробном мире. Во втором веке нашей эры скифы, жившие в Тавриде, уже не имели независимости, а были подчинены Боспорским царям. О Тавриде можно прочитать . В середине 3 – его века нашей эры на полуостров вторгаются жестокие германские племена, делают набеги воинственные Алланы и скифские поселения уничтожаются, с этого времени скифы, как этнос прекращает своё существование. Так что предками людей родившихся в Крыму можно считать многие народы, некоторые из них внесли вклад в развитие культуры полуострова, а некоторые из них внесли вклад в разрушение культуры полуострова.

Материалы для статьи взяты из книги «От киммерийцев до крымчаков» — под редакцией доктора исторических наук И.Н.Храпунова и Кандидата исторических наук А.Г.Герцена.

В следующую эпоху — ранний железный век — из отдельных племен начали формироваться народы. Первыми из них в Восточном Крыму поселились киммерийцы . Даже во времена Гомера и Геродота, которые поведали нам о киммерийцах , этот народ уже стал переходить из реальной истории в мифы и сказания.

Современные ученые считают, что киммерийцы проживали в Крыму с XV по Ⅶ век до нашей эры. Но где именно? На всем степном просторе от Дона до Дуная — либо только на Таманском и Керченском полуострове? И чем занимались эти древние племена — жили оседло, пахали землю и выращивали пшеницу или кочевали вслед за стадами животных? На каком языке говорили киммерийцы ? По сохранившимся в ассирийских хрониках именам киммерийских вождей можно предположить, что их язык принадлежал к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Благодаря изображениям на этрусских и греческих вазах мы знаем, что киммерийцы были хорошими наездниками и очень умелыми лучниками, что они носили удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи, островерхие шапки и мягкие кожаные сапожки. Война была частью жизни киммерийцев , — ведь главной их ценностью считался скот, а стада в любую минуту могли присвоить жители соседних племен, не говоря уже о грозных пришельцах из великой степи.

Согласно Геродоту, киммерийцев из причерноморских степей вытеснили скифы . Об этих северных степных кочевниках было известно еще в библейские времена. Они наводили ужас на Малую Азию. Скифами в то далекое время называли родственных по материальной и духовной культуре степняков, кочевых и оседлых, говоривших на языке североиранской языковой группы. По роду занятий стали различать племена «царских» скифов, скифов-скотоводов и скифов-пахарей.

Скифы пришли в Причерноморье в Ⅶ веке до нашей эры. С их приближением пустынные степи окутывались огромным облаком пыли и оглашались скрипом кибиток, стуком тысяч копыт, мычанием коров, конским ржанием, блеянием коз и овец. Сквозь густую пыль едва различались силуэты длинноволосых бородатых всадников с копьями в руках, с короткими обоюдоострыми мечами-акинаками и колчанами, полными острых стрел. Лук был едва ли не главной ценностью скифского воина, непревзойденного лучника древнего мира.

Одеты они были в просторные рубахи и длинные штаны, на ногах носили удобные для верховой езды кожаные сапожки, а на голове — остроконечные шапки из кожи или войлока. Гордостью скифских воинов были не украшения, а трофеи: к лошадиной уздечке они подвешивали снятые с убитых врагов скальпы, а на поясе держали чаши, сделанные из человеческих черепов.

Еще и сегодня в Восточном Крыму осталось больше тысячи скифских курганов, насыпанных над захоронениями знатных воинов, царей и цариц. Некоторые из них изучены археологами (например, курган Куль-Оба возле Керчи). Диву даешься, любуясь найденными в них тончайшей работы украшениями. Другие курганы еще ждут исследователей и прячут до поры свои сокровища, а третьи, коих, увы, большинство, — давно разграблены.

Курган Куль-Оба открыли в сентябре 1830 года. В саркофаге огромного каменного склепа покоился скифский царь. Его одежда была украшена золотыми бляшками, на шее красовалась массивная золотая гривна, изображавшая скифских всадников, на руках — пять золотых браслетов. В гробнице нашли массивную золотую чашу и золотое парадное оружие — меч и горит для лука.

Рядом с царем была погребена царица в электровой диадеме, в золотых подвесках, золотой гривне на шее и золотых же браслетах на руках. Тут же, рядом, покоились телохранители царской семьи со своим оружием и доспехами.
Еще в XIX веке захоронение Куль-Оба было разграблено. Часть сокровищ злоумышленники переплавили в слитки, а остальное продали, и керченские дамы еще долго щеголяли в украшениях древних скифских цариц.

Своего расцвета Скифия достигла к Ⅳ веку до нашей эры, когда царь Атей объединил под своей властью все племена, обитавшие от Дона до Дуная. Скифия держалась единым государством почти восемь столетий. Атей бросал вызов самым могущественным владыкам древнего мира, но в 339 году до нашей эры погиб в битве с войском македонского царя Филиппа Ⅱ, отца Александра Великого.

Постепенно скифы перешли к оседлой жизни по берегам Нижнего Днепра и в Крыму, превратились в хороших землепашцев, стали выращивать зерно для продажи. Половину всего необходимого хлеба Древняя Греция получала через торговые города-колонии с северных берегов Черного моря. С Ⅲ века до нашей эры и до Ⅳ века нашей эры столицей скифского государства был огромный по тем временам и хорошо укрепленный город Неаполь; сегодня это юго-восточная окраина Симферополя. На побережьях в это же время укреплялись эллинские поселения.

Основную часть населения Северного Причерноморья в III в. до н. э. составляли попрежнему скифы. Скифы и геты упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331- 330 гг. наместник Александра Македонского во Фракии Зопирион, направившийся с 30 тыс. войска в скифские степи, дойдя до Ольвии, погиб в сражении со скифами. Попытку Зопириона повторил Лисимах, мечтавший о подчинении своей власти всего понтийского побережья. В 292 г. до н. э. он перешёл Дунай и двинулся против гетов, но попал в окружение и вынужден был отказаться от своих завоевательных замыслов. Северное Причерноморье осталось за пределами держав наследников Александра, население его сохранило свою независимость.

Гораздо более серьёзная опасность угрожала скифам с востока. На юго-восточных границах скифских степей, по южному берегу Меотиды (Азовского моря) и на Северном Кавказе, как уже говорилось выше, жили племена синдов, меотов и савроматов, или сарматов.

Со второй половины IV в. до и. э. сарматы начинают оказывать давление на скифов с востока. Греческие источники этого времени уже помещают сарматов на правом берегу Танаиса (Дона), т. е. на территории, некогда заселённой скифами. По своему общественному строю сарматы были гораздо примитивнее скифов. Даже самые богатые из сарматских погребений проще и скромнее скифских. Сарматы значительно меньше, чем скифы, были затронуты торговыми связями с эллинским миром.

Положение стало изменяться в III-II вв. до н. э. Во II в. значительные массы сарматов появляются в степях к западу от Танаиса. В мирном договоре, который был заключён в 179 г. до н. э. Фарнаком I Понтийским с царями Пергама, Вифинии и Каппадокии, в числе европейских правителей упоминается сарматский «царь» Гатал.

Движение сарматов на запад было связано с разложением у них первобытно-общинных отношений. Развитие скотоводства и накопление богатств, прежде всего скота, приводит к выделению племенной знати. По мере увеличения стад возникает потребность в новых пастбищах; формирующаяся племенная знать жаждет добычи, стремится к дальнейшему накоплению богатств - рабов, драгоценных металлов, дорогих сосудов, тканей, украшений. Всё это толкало сарматов на земли более богатых скифов и к древним центрам рабовладельческой цивилизации. Укрепляются связи сарматов с эллинскими колониями, главным центром работорговли становится Танаис.

Отдельные сарматские племена просачивались далеко вглубь скифских степей. Это продвижение совершалось тем более легко, что население этих степей продолжало оставаться в значительной своей части кочевым. Хотя продвижение на запад и сопровождалось ожесточённой борьбой со скифами, однако оно вовсе не означало полного вытеснения скифского населения. Лишь часть его отступала под напором сарматов на запад и в Крым; многие же скифские племена оставались на месте и даже, по всей вероятности, смешивались с сарматами, к которым они были близки по языку. Преобладание в степях Восточной Европы начинает переходить от скифов к сарматам. Этот процесс окончательно завершается во II-I вв. до н. э.

Скифское царство в Крыму

В IV-II вв. до н. э. многие кочевые скифские племена переходят к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием. Исчезают большие укрепленные поселения. Вместо них на Нижнем Днепре и Южном Буге возникает ряд мелких городков, существовавших наряду с поселениями открытого типа. Наиболее развитой областью Скифии становится степной Крым. Здесь рядом с постройками, напоминающими кочевую юрту, появляются прочные каменные дома с черепичными крышами, не уступающие домам эллинских колонистов. Разные типы домов и хозяйственной утвари, а также наличие богатых и бедных погребений в могильниках свидетельствуют о далеко уже зашедшем имущественном расслоении скифского общества. В результате социального расслоения, развития рабовладения и формирования классов во второй половине III в. до н. э. складывается Скифское государство. Наибольшего расцвета оно достигает во II в. до н. э. при царе Скилуре. Столицей царства был город Неаполь, основанный, вероятно, Скилуром, на берегу Салгира (около современного Симферополя). До сих пор раскопана лишь небольшая часть Неаполя, но и то, что вскрыто, показывает, что это был значительный по размерам город с густо застроенными кварталами, с мощными оборонительными сооружениями. Стены Неаполя были построены из каменных глыб, связанных глиняным раствором. Население города занималось земледелием и скотоводством; в жилых кварталах найдено много жерновов и зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, проса, а также большое количество костей домашних животных. В городе существовало местное гончарное производство. Многочисленные предметы из Афин, Родоса, Египта, Пергама, Синопы, причерноморских городов указывают на развитие торговли. Наряду со скифами в городе жили и эллины. Царь Скилур начал чеканить монету со своим именем; надписи на монетах были сделаны iio-гречески и изображения имели чисто греческий характер - это должно было обеспечить монете Скилура хождение в эллинском мире.

Барельсф с изображением скифских царей Скилура и его сына Палака. II в. до н. э. С прорисовки Бларамберга.

Важное значение для изучения скифской культуры II в. до н. э. имеет расположенный в Неаполе рядом с городской стеной склеп-мавзолей, в котором сохранилось до 70 погребений скифской знати. Эти погребения очень богаты: в них найдено свыше 1 300 золотых украшений. В архитектуре, строительной технике, живописи, орнаменте украшений много самобытных скифских черт.

Потребность в новых землях для полей и пастбищ, которая чувствовалась особенно настоятельно ввиду постоянного притока новых скифских племён из степей Северного Причерноморья, откуда их вытесняли сарматы, стремление скифских царей подчинить своей власти ближайшие центры торговли с внешним миром - всё это толкало Скифское царство к завоевательной политике, ближайшим объектом которой становятся Ольвия и Херсонес.

Ольвия в IV-II вв. до н. э.

В IV-III вв. Ольвия и Херсонес продолжали оставаться самостоятельными полисами. На периферии Ольвии и раньше имело место взаимодействие эллинов и скифов и даже сложилось смешанное (миксэллинское) население. Теперь это взаимодействие можно проследить в самом городе. Оно нашло отражение в материале ольвийских некрополей. Весьма симптоматично, что примитивная лепная керамика воспроизводит античные формы, а керамика, сделанная на гончарном круге, воспроизводит формы скифские. Переплетение эллинских и местных элементов заметно и в области прикладного искусства. О росте значения местных элементов говорят и негреческие имена, которые встречаются в ольвийских надписях.

Во второй половине IV в. в Ольвии обостряются внутренние противоречия и социальная борьба. Во время осады города Зопирионом в 331 г. до н. э. правящая олигархия Ольвии вынуждена была пойти на уступки требованиям народных масс: была произведена кассация долгов, для пополнения войска были освобождены рабы и наделены гражданскими правами чужеземцы. Только благодаря этому удалось отстоять Ольвию от врага.

Данные археологии показывают, что в III-II вв, ольвийское ремесло достигает высокого технического совершенства. Быстро развивается керамическое производство: процент местной керамики по сравнению с привозной заметно повышается. Все металлические предметы, употреблявшиеся в быту и в производстве, вырабатывались на месте. Высокого уровня развития достигли также строительное дело и архитектура, об этом свидетельствуют зрелые приёмы в планировке города и его благоустройство. Город имел крепостные стены с башнями, общественные житницы, два рынка, склады для товаров в гавани, мастерские для ремонта судов, причалы. Улицы были замощены каменными плитами и снабжены водосточными канавами.

Во внешней торговле Ольвии Афины отходят на задний план, зато укрепляются связи с эллинистическим Востоком - Пергамом, Египтом, с островами Эгейского моря - Родосом, Фасосом, с городами Южного Причерноморья - Синопой, Гераклеей и т. д.

Развитие рабовладельческого производства и товарно-денежных отношений в Ольвии сопровождалось теми же явлениями, что и в других греческих полисах: происходят усиленная концентрация земли и массовое разорение крестьянства, рост ростовщичества и задолженности значительной части гражданского населения. Чтобы предотвратить возможность демократических переворотов, богатые граждане уделяли часть своих средств на нужды города и подачки беднейшим слоям граждан.

Внутренние противоречия в Ольвии усугублялись внешними затруднениями. Натиск сарматов с востока привёл в движение скифские племена. Предводители кочевых племён требовали с Ольвии «даров», и городу приходилось не только откупаться от них дарами, но временами даже платить им дань. Бессильная бороться с возрастающим напором кочевников, Ольвия в середине II в. до н. э. подчиняется власти Скилура и начинает чеканить его имя на своих монетах.

Скифы были заинтересованы в существовании Ольвии как ремесленного и торгового центра в составе их царства. Прежний металлургический центр скифов на Днепре (Каменское городище) находился теперь вне владений крымских скифов, а их военное дело требовало большого количества металлических изделий. Вероятно, подобно тому как монетный двор Ольвии использовался для чеканки монеты Скилура, ремесленные мастерские Ольвии должны были удовлетворять нужды скифского войска.

Подчинение Ольвии было выгодно не только Скифскому царству, но в некоторых отношениях и самим гражданам Ольвии. Оно избавляло Ольвию от набегов кочевников и уплаты им дани. Жители Ольвии - ольвиополиты, как подданные скифского царя, могли пользоваться преимуществами в торговле с Неаполем, что отвечало торговым интересам ольвийской знати. Царство Скилура было первым местным государственным образованием Северного Причерноморья, которое подчинило своей власти эллинскую колонию.

Херсонес и его борьба со скифами

В отличие от Ольвии Херсонес упорно сопротивлялся скифам. Если в жизни Ольвии большую роль играли торговля и ремесло, то Херсонес был, в первую очередь, земледельческим поселением. Он обладал значительной территорией, расположенной в основном на Гераклейском полуострове (к югу от Севастопольской бухты). Эта территория распадалась на участки (клеры), принадлежавшие отдельным гражданам. В настоящее время один"из клеров удалось обследовать археологически. Общая площадь этого "клера - около 30 га. В центре его находилась усадьба. Клер делился, в свою очередь, на большое количество мелких участков (до 39), имевших различное хозяйственное назначение: виноградники, поля, сады ц подсобные участки. Виноградники и сады занимали больше половины площади клера. Это показывает, что сельское хозяйство Херсонеса имело в основном интенсивный характер.

Во второй половине III в. до н. э. скифы начинают теснить Херсонес. Для обороны от внешних нашествий в юго-восточной части города строится стена, которая должна была защищать портовую часть города, расположенную у современной Карантинной бухты. Кроме того, Херсонес обратился за помощью к Боспорскому царству. Боснор, однако, находился сам в состоянии упадка и не мог оказать достаточно действенной помощи. В 80-х годах II в., возможно через свою метрополию Гераклею, Херсонес сблизился с понтийским царём Фарнаком, стремившимся выставить себя защитником эллинских городов против окрестного варварского населения.

В 179 г. до н. э. между Херсонесом и Фарнаком был заключён специальный договор, фрагмент которого сохранился в херсонесской надписи. Этот договор был направлен против скифов: Фарнак обязался помогать Херсонесу, если соседние варвары нападут на город или подвластную ему территорию. Херсонесу договор был полезен; насколько можно судить при скудости источников, город на протяжении нескольких десятилетий пользовался относительным спокойствием. Наступление скифов возобновилось в конце II в. до н. э. К 110- 109 гг. владения Херсонеса на северо-западном берегу Крымского полуострова - Керкинитида, Прекрасная гавань - оказались под властью скифов. Продолжая своё наступление, скифы подошли почти к самому городу. Одновременно усилились нападения на Херсонес других его соседей - тавров. В этот критический момент херсонесцы прибегли к крайним мерам: они снова обратились за помощью к Понту, однако теперь уже не на основе союзнических отношений, как предусматривалось договором 179 г., а на условиях признания зависимости от понтийского царя Митридата VI, которого они провозгласили своим простатам (защитником). Между тем напор скифов на херсонесские владения не прекратился, а, может быть, ещё более усилился после смерти их царя Скилура (вероятно, в 110-109 гг. до н. э.), которому наследовал его сын Палак. Это побудило Митридата послать в Херсонес более крупные силы под командованием своего полководца Диофанта. Борьба скифов с Диофантом длилась несколько лет. В ходе этой борьбы царь Палак заключил союз с сарматским племенем роксоланов. Но, несмотря па численное превосходство скифов и роксоланов, победа в конечном счёте осталась за Диофантом благодаря применению им более совершенной эллинистической военной техники против армии Палака и его союзников.

В Крыму со скифами связано столько мест, достопримечательностей, артефактов, что никакой статьи не хватит описать все. Поэтому постараемся вспомнить самые важные, значимые, интересные.

Существовал этот народ с VIII в. до н. э. по IV в. н. э. Гипотез появления скифов немало. Основных две. По первой они потомки представителей срубной культуры, то есть коренной народ Причерноморья. По второй – они, как и , пришли с Алтая, вытеснили киммерийцев и расселились до самого Дуная. В Крыму постепенно они смешивались с – местными горными племенами, торговали\воевали и тоже смешивались с греками, чьи полисы были расположены практически по всему побережью полуострова.

Скифы, это не один народ, а большая группа ираноязычных племен. По крайней мере античные историки перечисляют почти два десятка, и называют самых восточных, живущих у Дона и в степном Крыму – царскими. Кстати, скифами их звали греки, самоназвание — сколоты.

Считается, что письменности у скифов не было, но в Крыму в лапидарии краеведческого музея пос. Черноморское хранится уникальный артефакт – плита со скифскими петроглифами, найденная на раскопках в городище Калос-Лимен. Увы, прочитать его, хотя бы частично, до сих пор никто не смог.

Может, это «список» тавро табунов местных племен? С кого брать пошлину с кого нет? Или заготовка для ювелира или другого ремесленника?

Что в Крыму напоминает о скифах

  1. — первая столица скифов в Крыму (Белогорск).
  2. – вторая столица ().
  3. – древнегреческий город-порт, был захвачен скифскими племенами во II в. до н. э. ()
  4. Греко-скифское городище «Чайка» под Керкенитидой ().
  5. Кара-Тобе – греко-скифское городище ().
  6. «Долгий бугор» и святилище в Змеиной пещере (Партизанское),

Обнаружены крупные позднескифские поселения и в других местах, это Кермен-кыр и Булганакское городище (под Симферополем), городища Борут-Хане (Зуя) и Бурундук Кая (Мичуринское), укрепления Балта-Чокрак (Глубокий Яр) и Золотое ярмо (Дружное), Усть-альминское городище (п. , Бахчисарайский район). Кстати, в последнем совсем недавно нашли прекрасный клад золотых украшений.

Из античных источников мы знаем названия скифских поселений в Крыму, но точно соотнести их с имеющимися городищами пока не удается.

Скорее всего городище в центре Симферополя на Петровских скалах, это , где правил царь Скилур (II век до н. э.) при котором владения крымских скифов достигли максимальных размеров и вышли далеко за пределы полуострова.

– новый город, новая столица, перенесенная из . Палакий был основан Скилуром и видимо назван им так в честь сына Палака. Получается, что городище Ак-Кая, это Хабеи или Напит. А в средние века это поселение носило название Фуллы, так как в летописях упоминается, что город стоит у пещеры с источником. Пещера есть до сих пор, это грот Кок-Коба, вдоль внутренней стены которого круглый год стучит капель из родниковой воды. В жару здесь отдыхает скот, и грот напоминает провал во времени — вот сейчас внутрь, проверить свое стадо, зайдет скифский пастух.

Но главное, что оставили после себя скифы, это курганы, сотни курганов в разных частях степного Крыма. Многие кочевые народы устраивали погребения подобного типа – каменный или деревянный склеп сверху засыпали камнями и землей, и чем значимее для народа был покойный, тем выше возводили холм.

Собираясь к обязательно посетите в ее окрестностях «Долину царей» с тремя курганными, видимо царскими некрополями – Беш-Оба, Ак-Кая и Сары-Кая. Там же, недалеко от городища Ак-Кая можно осмотреть хорошо сохранившийся каменный склеп.

Раскопки крымских курганов ведутся давно. И хотя большая часть из них разграблена задолго до появления науки археологии, ученым все же удалось сделать в них немало интереснейших находок. Посмотреть на них также можно в краеведческих музеях крымских городов, золотые украшения – в «Золотой кладовой» центрального в Симферополе.

В лапидариях этих музеев хранятся и каменные бабы, когда-то охранявшие степные пути кочевников. Хотя, возможно вам повезет и в каком-то затерянном уголке полуострова, вдали от дорог, вы встретите одного из этих немых свидетелей прошлого.

Закат крымской Скифии

С прародины скифов, Алтая, на Причерноморье надвигались новые орды кочевников. Сначала, родственные скифам, сарматы, аланы, а затем и готы. Они выдавили скифов с материка. Но и на полуострове было неспокойно. и Боспорское царство не только отжимали скифов от побережья, но и осаждали степные крепости.

В итоге, потерпев поражение в войне с Понтом, позднескифское царство распалось, племена сколотов попали в зависимость от соседей, ассимиляция усилилась, а Великое переселение народов, когда Крым заполонили готы, положило конец истории этого народа.

Скифы на территории Крыма: ареал и этнический состав

Скифские племена появились в Восточной Европе в VII в. до н. э. Относительно их генезиса ученые выдвигают самые разные версии. Например, что скифы - это народность, произошедшая от населения Причерноморья, обитавшего в конце эры бронзы. Или - что эти кочевые племена пришли с азиатской территории. Современные исследования подтверждают версию о европеоидном типе скифов. Известно, что речь кочевников принадлежала к индоевропейским языкам. Если более точно, то к их иранской группе.

На сегодняшний день достоверно известно, что скифы обитали в Крыму с конца VII в. до н.э. Киммерийцы, вероятно , не захотели проливать кровь и добровольно уступили свои земли пришлым кочевникам. Самые старые, обнаруженные историками, памятники скифского периода истории Крыма — две курганные насыпи. Одна из них расположена на Перекопском перешейке, другая — на Темир-Горе, что возле Керчи .

Ранние скифы (VII-VI вв. до н. э.) — конные лучники, которые наводили страх на Передний Восток. Уничтожая все, что было на их пути, отважные воины доходили даже до Египта. В конце VI - начале V вв. до н. э. их количество в Крыму пополнилось, благодаря выходцам из Евразии. После чего начала формироваться новая Скифия.

В Степном Крыму обитали царские скифы, которые считали себя выше остальных кочевников. Их столицей было городище Ак-Кая (позже - Неаполь Скифский). В V в. до н. э. правители скифов активно занимались военным делом. Однако простые члены их общества все так же кочевали со своими стадами. Возле Феодосии начинается постепенный переход скифов к оседлому варианту существования. В IV в. до н. э. деревни появляются в степных районах Крыма и на Керченском полуострове. Процесс формирования нового способа жизни связан с резким увеличением количества обитателей крымских земель.

В Присивашье постоянных селений не было. Но там найдены одиночные (реже парные) пещерные захоронения и следы временных стоянок скифов. Таким образом, на данной территории сохранялся кочевой образ жизни.

Внешнеполитические и торговые связи Скифии

Древняя история Крыма - это переплетение взаимосвязей между разными племенами и народами. Уже в середине V в. до н. э. скифы стали союзниками греков. На территории Нимфеи найдено скифское курганное захоронение, похожее на те, которые расположены в Прикубанье.

Взаимоотношения скифов с эллинами носили переменчивый характер. В 480 г. до н. э. скифы проиграли бой с армией Археонакта. Приблизительно тогда же вокруг античных городов строятся оборонительные сооружения. Вероятно, греки опасались нашествия скифов. И если большие населенные пункты могли себя защитить, деревни подвергались варварским разрушениям.

В начале IV в. до н. э. скифы вместе с Боспорским царством воевали против Феодосии. Во второй половине того же века военное противостояние было уже между недавними соратниками. Вскоре конфликт прекратился. Спустя несколько десятков лет Скифия помогала Сатиру, пожелавшему сесть на боспорский престол. Судьба не была к нему благосклонной, и победу одержал его брат Евмел, которого поддержали сарматы.

До скифов в горной части полуострова обитали тавры. Активное продвижение скифских племен, которое усилилось в V-IV вв. до н. э. породило появление так называемых тавроскифов. Со временем они переселяются в степь и население Горного Крыма значительно сокращается. Та часть тавров, которая не приняла скифские обычаи, вынуждена была отойти в Южный Крым или переселиться в отдаленные лесные районы.

Археологи не обнаружили каких-либо денежных знаков, принадлежавших ранним скифам. В Скифии была менная торговля. Чаще всего товары приобретались в античных городах-полисах , куда привозилась греческая керамика, косметика, ткани, вина, стекло, изделия из мрамора и драгоценных металлов. Дорогая, расписная посуда покупалась зажиточными скифами, а для простых кочевников греки предлагали сравнительно дешевую утварь, в большинстве своем изготовленную в Афинах. Все это скифы могли приобрести за продукты собственного хозяйства или меняя на рабов. Эллины сильно влияли на скифскую культуру.

С IV в. до н. э. скифы начали торговать зерном. Хлеб поступал в порты Боспорского царства, а потом вывозился в Грецию и Малую Азию. Во время раскопок скифских городов и деревень неоднократно находили античные монеты.

Развитие сельского хозяйства и ремёсел крымских скифов

Основное занятие скифов архаического периода - кочевое скотоводство. Они держали овец и коз. Количество крупного рогатого скота было значительно меньшим. Волы запрягались в возы. Скифы также имели большие табуны лошадей. Племя оставалось на одном месте пока не исчерпывались запасы корма для скота. С приходом зимы они часто локализовались возле Сивашских озер, вода в которых была пригодной для питья. В зимнее время животным приходилось добывать пищу самостоятельно: они подрывали ледяную корку и ели прошлогоднюю траву. Есть предположение, что летом стада перегоняли в Горный Крым. Вероятно, так и произошла ассимиляция тавров.

Выше мы вспоминали о том, что наиболее бедные скифы постепенно перестали вести кочевой образ жизни, начали оседать рядом с греческими полисами. Они выращивали зерно, фрукты, держали домашних животных. Скотоводство тех времен носило придомный и пастушеский характер. Первый вид выращивания скота практически ничем не отличается от существующего в наши дни. Второй примечателен тем, что живность выгонялась на пастбища и находилась там длительный период. Как правило, определенный сезон. Оседлые скифы имели меньшее количество лошадей, чем их предки-кочевники, и начали активно разводить крупный рогатый скот.

На месте таких поселений найдены пряслица разных размеров, что доказывает существование ткачества.

Орудия труда и оружие скифов соответствует эпохе. Сохранилось немало образцов мечей, наконечников стрел, конской сбруи тех времен, сделанной из бронзы и железа. Большинство скифских украшений выполнено в «зверином» стиле, но некоторые из них являются прекрасными источниками для изучения внешнего вида и быта населения Скифии. Золотые и серебряные произведения искусств изготавливались на заказ, их делали греки.

Быт и религия жителей Скифии

Обычное население архаической Скифии жило в войлочных юртах, которые крепились на повозки. В большие скифские роды обычно входили отдельные парные семьи, которые имели небольшое стадо скота и занимались кочевничеством.

У простых скифов имелись глиняные сосуды, деревянные чаши, кожаные мешки. Реже - кувшины, миски и тарелки. Некоторые керамические изделия они делали самостоятельно, с помощью гончарного круга. Среди артефактов скифского периода истории Крыма часто встречаются греческие амфоры. Кочевники приобретали разлитое в них вино, а потом наполняли молоком, водой или кисломолочными продуктами.

В находках конца VI в. до н. э. все чаще встречаются скифы воинственной наружности. В курганах того времени обнаружены останки крымских варваров, одетых в железные доспехи. Их оружие имело драгоценные украшения, золотой декор. Примерно в этот период истории Крыма зарождалась скифская военная аристократия.

Параллельно возникло два типа скифских поселений. Археологи встречают небольшие хутора, в которых стояло по 2-3 плетенных дома, и целые поселки, расположенные на нескольких десятках гектаров. Вокруг основных жилищ располагались сады и огороды. Каменные дома имели по две-три комнаты, в них не только жили, а и содержали животных. Во дворах скифов располагались ямы для зерна. В такие хранилища, как правило, засыпали до тонны урожая. Ученым также известны немногочисленные хранилища с большим объемом. Ямы использовались несколько лет, а потом засыпались бытовым мусором. Ненужные вещи также выбрасывались в районе зольников, которые располагались между домами. Интересно, что эти небольшие холмы одновременно были и святилищами, служившими местом поклонения божествам, оберегавшим быт.

Скромные размеры скифских домов позволяют предположить, что семьи были небольшими. Подросшие сыновья отделялись от родителей и начинали вести собственное хозяйство. В Восточном Крыму найдены курганы того времени . Они располагались рядом с поселениями и служили местом погребения представителей одной семьи.

Скифские курганы представителей аристократии и небольшие могилы с насыпью простых кочевников и земледельцев, «ящики» и ямы, имеют общую черту - наличие вещей, которые использовались в повседневном обиходе. Это означает, что скифы верили в потустороннюю жизнь. Население крымской Скифии почитало Великую Богиню и мужское божество, которое изображали верхом на коне. У скифов существовал культ меча.

Ранее была написана серия статей о скифских городах-крепостях , расположенных на территории Крыма . Здесь мы не будем рассказывать о них и предложим читателю самостоятельно ознакомиться с уже размещенным материалом.

Таким образом, скифы начали проникать в Крым где-то в конце VII в. до н. э. и обитали на полуострове до III-IV вв. н. э.

В VII-VI вв. до н. э. все скифы были воинами-кочевниками, но со временем из массы конных лучников отделилась военная аристократия. На территории Крыма жили так называемые царские скифы. Их первой столицей было городище Ак-Кая, позже, в III в. до н. э., появился Неаполь Скифский.

Пока верхушка общества занималась военными делами, остальные члены племени продолжали кочевать вместе со своими стадами. В IV в. до н. э. крымские скифы начали переходить к оседлому образу жизни, а в первой трети III в. до н. э. они почти исчезли, так как на полуостров пришли сарматы. Однако им удалось выстоять и Позднескифское государство просуществовало вплоть до прихода готов и гуннов, хотя серьезно ослабло во время военных противостояний с Понтийским царством в конце II века до н. э. Лучшими источниками для изучения скифского прошлого Крыма являются курганные захоронения и руины укрепленных городищ того времени.