Что такое декали в играх. Что такое старение, обветринг, weathering? Что такое расшивка, внутренняя расшивка, внешняя расшивка

Для начала поясним, декаль (деколь) - это переводное изображение. Масштабные модели, как правило, создаются на основании реальных боевых либо гражданских видов техники. Самолеты, корабли, танки и пр. - все они имеют свою маркировку, символику, различные надписи или логотипы. В этой статье мы рассмотрим и разберем несколько способов как именно эти изображения нужно наносить на поверхность Вшей модели.

Наносить декали лучше всего перед началом процесса везеринга (weathering), чтобы по окончании работы этот участок выглядел таким же изношеным, как и поверхность всей модели.

Заметим, что декаль должна наносится на глянцевую поверхность. В случае, если модель была окрашена матовой краской, места, где планируется нанесение декалей должны быть обработаны глянцевым лаком, либо специальной жидкостью. Это поможет избежать появления воздушных пузырьков. Существует общая рекомендация - перед нанесением покрывать всю модель тонким слоем лака, для того, чтобы не были заметны границы его нанесения в тех местах, где была переведена декаль. К тому же это необходимо, если Вы планируете далее использовать фильтры и смывки.

Отметим, что поверхность модели Вы можете в любое время вернуть обратно в матовое либо полу глянцевое состояние путем нанесения еще одного слоя соответствующего типа лака.

Большинство наборов сборных моделей поставляются уже с декалями. Как правило, это "водные декали" . Они состоят из изображений на прозрачной пленке с бумажной подложкой, поверхность которой покрыта специальным водорастворимым клеем.

Сам процесс нанесения состоит в следующем - сначала модельным ножом вырезается необходимое изображение, далее в течении 15-20 секунд следует размочить декаль в теплой воде, после чего скользящим движением, с помощью мягкой кисти, переместить ее на модель и далее уже позиционировать. После нанесения можно использовать бумажное полотенце, промокнув декаль для удаления лишней жидкости.

Водные декали достаточно хорошо ложатся на модели, однако, если Вы желаете достичь идеальных результатов - можно использовать специальные жидкости различных производителей, к примеру (Decal Medium, Decal Fix от Vallejo, либо Decall Soft от Revell, также их производит Tamya и многие другие).

Существуют также "сухие декали" , которые наносятся на модель путем втирания. Этот процесс может быть довольно сложным, т.к. иногда, в зависимости от поверхности, довольно трудно зафиксировать декаль в одном положении в процессе перевода.
Способ нанесения - сначала удаляется защитная бумага, далее декаль позиционируется на модели, потом с помощью твердого предмета (можно использовать закругленный карандаш) необходимо осторожно втирать (штриховать). Начинать следует с небольшим усилием и постепенно его увеличивать. Постепенно декаль отлипает и можно удалять верхнюю пленку.

Изобретателем декали считается француз гравер Симон Франсуа Равене (Simon François Ravenet ). Первоначально технология была такой: на нагретую медную гравюру наносилась краска, и с неё делался оттиск на специальную плотную пористую (папиросную) бумагу, полученное на бумаге изображение накладывалось на покрытое лаком изделие, краска прилипала к поверхности, после чего бумага намачивалась и удалялась.

Равене в 1750 году переехал в Англию, где предложил своё изобретение, названное décalcuer , английским промышленникам. Первые керамические изделия с нанесенными на них декалями (декоративные плитки) были изготовлены в 1756 году фирмой Sadlier & Green в Ливерпуле.

Технология декали получило дальнейшее развитие после изобретения литографской печати (1796), в том числе многоцветной (1837) и машины по производству бумаги (1820). Это позволило несколько уменьшить стоимость декалей и серьёзно улучшить качество и привлекательность изображений. В 1840 году русский художник А. И. Теребенев получил «привилегию» (теперь сказали бы «патент») на способ нанесения рисунков для украшения массовой посуды, ведь ручная роспись была делом долгим и не дешёвым. Картинку печатали типографским способом на проклеенной бумаге, а затем уже сводили на тарелку или чашку и закрепляли прозрачной глазурью. В 1865 году герой Севастопольской обороны генерал С. А. Хрулев усовершенствовал изобретение А. И. Теребенева: теперь способ годился для любых типов промышленных изделий. К 1870-м годам декали использовались не только в керамической промышленности, оформленные ими различные предметы и само оформление вошли в моду, в первую очередь во Франции. Эта мода, как и сами картинки, получила название декалькомания, и в последней четверти XIX века распространилась во многих странах.

К 1895 году относится очередное усовершенствование техпроцесса - изобретение Duplex Paper. Это была двуслойная бумага, в которой к тонкой пористой основе, на которой печаталось изображение, добавилась толстая бумажная же подложка. Duplex Paper позволяла производить печать на основной слой без предварительного размещения его на цинковом листе, убыстрила производство и сильно снизила его стоимость. Это способствовало еще большему распространению декалькомании в мире.

У декалей того периода изображение до наклеивания увидеть было невозможно: оно печаталось лицевой стороной к бумаге, поверх наносился слой белой краски для сохранения яркости изображения, а сверху него - водорастворимый клей. После наклеивания декали на влажную поверхность бумажная подложка удалялась, и рисунок становился видимым.

К 1930-м годам относится последнее важное изобретение в технологии декали - создание декали с лаковой подложкой. Оно стало возможным с развитием шелкографии, позволившей наносить лаковый слой поверх напечатанного изображения. В такой декали на поверхность бумаги нанесен слой клея, поверх которого нанесено изображение, а поверх него - слой лака, упрочняющий изображение и придающий ему гибкость. Изображение с предварительно размоченной декали переносится сдвигом с бумаги на поверхность. В настоящее время большая часть декалей изготовляется по такой технологии, при этом изображение и лаковый слой наносится как печатью, в том числе и на обычных домашних принтерах, так и вручную.

Разновидности декалей

В настоящее время собственно декалями обычно называют «переводные картинки» на бумажной подложке, которые отпечатаны на бумаге с клеевым слоем рисунком наружу и при нанесении которых используется вода - так называемые «прямые мокрые» декали. Декали с клеем наружу и лицевой стороной изображения к бумаге называются обратными. Более распространены прямые декали, поскольку они позволяют хорошо видеть изображение до нанесения, точно позиционировать его в процессе нанесения, не вырезая изображение по контуру. Тем не менее более старая технология безлаковой обратной декали имеет свои преимущества. Например при нанесении декали на поверхность переносится только тонкий слой краски без лаковой подложки, которая увеличивает толщину декали и обычно заходит за контуры рисунка. Также безлаковые декали имеют очень большой срок годности, а в лаковых слой лака постепенно деградирует - желтеет, делается хрупким или трескается (образуются кракелюры). В некоторых случаях удается «отремонтировать» декаль ультрафиолетовым облучением и нанесением нового слоя лака поверх деградировавшего.

При нанесении прямой мокрой декали на поверхности со сложным рельефом, преимущественно в масштабном моделизме, нередко применяются различные жидкости, размягчающие лаковую подложку и даже покрытие поверхности для лучшей адгезии. После нанесения декали нередко покрываются защитным слоем лака.

В промышленном производстве широко используются «горячие» декали, после нанесения которых поверхность подвергается нагреванию. Под воздействием высоких температур лаковая подложка сгорает, а изображение на основе специальных минеральных красок вплавляется в поверхность.

Технология обратной мокрой декали используется для изготовления временных переводных татуировок, которые, тем не менее, не называются декалями.

Существует несколько технологий, близких к декалям, и которые даже иногда называются декалями.

«Сухие декали» (летрасет) печатаются «обратным» способом и их клеевой слой прилипает вместе с краской при надавливании на подложку, изготовленную из прозрачной пленки.

Изредка декалью называют даже наклейки-стикеры.

Применение декалей

Декали применяются в промышленности для декорирования и маркировки самых разнообразных изделий. В быту - в основном для декорирования предметов интерьера (в СССР были особенно популярны в 1980-е). Самостоятельное нанесение декалей в настоящее время наиболее распространено в стендовом моделизме, где с их помощью имитируется маркировка прототипов техники и даже отдельные элементы униформы фигурок. Подавляющее большинство выпускаемых в настоящее время моделей снабжены декалями, выпущенными промышленным способом, отдельные моделисты изготовляют также самодельные декали, нанося изображение с помощью принтера или вручную на специальную декальную бумагу. Также декали применяются для декорирования человеческого тела и наносятся на ногти или на кожу (временная татуировка).

Этимология

Технология, изобретенная Равене в 1750 году, была названа им décalcuer , что по-французски значит «копировать», «перерисовывать», «переносить, переводить изображение». Тот же корень - в заимствованном из того же языка слове «калька» с похожим значением «прозрачная бумага, предназначенная для переноса изображения с одной поверхности на другую». В 1860-е во Франции появился термин «декалькомания» (décalcomanie ), то есть «мода (и даже сумасшествие) на декали», «страсть оклеивать декалями». Так же стали называть и сам предмет мании. Слово декалькомания было заимствовано в разные европейские языки, включая и русский, в последней трети XIX века вместе с самой декалькоманией. Видимо, тогда же появился и термин «переводные картинки» - не без влияния английского слова transfers . Слово «декалькомания» фиксируется многими словарями русского языка. В США в 1937 году впервые зафиксировано употребление слова decal - сокращения от decalcomania . В 1950-х слово вошло в английский язык. Первое употребление слова «декаль» (наряду с декалькоманией) в советской широкой печати фиксируется не позже 1984 года и является сокращением слова «декалькомания» под воздействием английского decal . В настоящее время слово «декалькомания» используется как официальное название «переводных картинок», в то время как «декаль» широко используется моделистами, как и сами декали. В разговорной речи моделистов «декаль» нередко сокращается до «дека».

Деколь

В полиграфической промышленности для обозначения декали наряду со словом «декалькомания» распространено слово «деколь», слово же «декаль» употребляется редко. «Деколь» является профессионализмом, по всей видимости возникшим в конце 1930-х во Франции в результате обратного заимствования англо-американского слова decal (вероятно, вместе с технологией прямой декали) и переосмысления его, исходя из глагола décoller - «отрываться, отставать, прерываться». В советской профессиональной литературе «деколь» фиксируется с конца 1940-х. Следует отметить, что слово «деколь» в значении «переводные картинки» отсутствует как во французском, так и в других европейских языках, исключением являются те, в которые слово было заимствовано из русского. «Деколь» существует наряду с «декалькоманией», и хотя полиграфисты признают оба слова синонимами, слово декаль они считают неправильным.

Напишите отзыв о статье "Декаль"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Декаль

Князь опять засмеялся своим холодным смехом.
– Бонапарте в рубашке родился. Солдаты у него прекрасные. Да и на первых он на немцев напал. А немцев только ленивый не бил. С тех пор как мир стоит, немцев все били. А они никого. Только друг друга. Он на них свою славу сделал.
И князь начал разбирать все ошибки, которые, по его понятиям, делал Бонапарте во всех своих войнах и даже в государственных делах. Сын не возражал, но видно было, что какие бы доводы ему ни представляли, он так же мало способен был изменить свое мнение, как и старый князь. Князь Андрей слушал, удерживаясь от возражений и невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуживать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.
– Ты думаешь, я, старик, не понимаю настоящего положения дел? – заключил он. – А мне оно вот где! Я ночи не сплю. Ну, где же этот великий полководец твой то, где он показал себя?
– Это длинно было бы, – отвечал сын.
– Ступай же ты к Буонапарте своему. M lle Bourienne, voila encore un admirateur de votre goujat d"empereur! [вот еще поклонник вашего холопского императора…] – закричал он отличным французским языком.
– Vous savez, que je ne suis pas bonapartiste, mon prince. [Вы знаете, князь, что я не бонапартистка.]
– «Dieu sait quand reviendra»… [Бог знает, вернется когда!] – пропел князь фальшиво, еще фальшивее засмеялся и вышел из за стола.
Маленькая княгиня во всё время спора и остального обеда молчала и испуганно поглядывала то на княжну Марью, то на свекра. Когда они вышли из за стола, она взяла за руку золовку и отозвала ее в другую комнату.
– Сomme c"est un homme d"esprit votre pere, – сказала она, – c"est a cause de cela peut etre qu"il me fait peur. [Какой умный человек ваш батюшка. Может быть, от этого то я и боюсь его.]
– Ax, он так добр! – сказала княжна.

Князь Андрей уезжал на другой день вечером. Старый князь, не отступая от своего порядка, после обеда ушел к себе. Маленькая княгиня была у золовки. Князь Андрей, одевшись в дорожный сюртук без эполет, в отведенных ему покоях укладывался с своим камердинером. Сам осмотрев коляску и укладку чемоданов, он велел закладывать. В комнате оставались только те вещи, которые князь Андрей всегда брал с собой: шкатулка, большой серебряный погребец, два турецких пистолета и шашка, подарок отца, привезенный из под Очакова. Все эти дорожные принадлежности были в большом порядке у князя Андрея: всё было ново, чисто, в суконных чехлах, старательно завязано тесемочками.
В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьезное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно поверяется прошедшее и делаются планы будущего. Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперед себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было итти на войну, грустно ли бросить жену, – может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял свое всегдашнее, спокойное и непроницаемое выражение. Это были тяжелые шаги княжны Марьи.
– Мне сказали, что ты велел закладывать, – сказала она, запыхавшись (она, видно, бежала), – а мне так хотелось еще поговорить с тобой наедине. Бог знает, на сколько времени опять расстаемся. Ты не сердишься, что я пришла? Ты очень переменился, Андрюша, – прибавила она как бы в объяснение такого вопроса.
Она улыбнулась, произнося слово «Андрюша». Видно, ей самой было странно подумать, что этот строгий, красивый мужчина был тот самый Андрюша, худой, шаловливый мальчик, товарищ детства.
– А где Lise? – спросил он, только улыбкой отвечая на ее вопрос.
– Она так устала, что заснула у меня в комнате на диване. Ax, Andre! Que! tresor de femme vous avez, – сказала она, усаживаясь на диван против брата. – Она совершенный ребенок, такой милый, веселый ребенок. Я так ее полюбила.
Князь Андрей молчал, но княжна заметила ироническое и презрительное выражение, появившееся на его лице.
– Но надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет, Аndre! Ты не забудь, что она воспитана и выросла в свете. И потом ее положение теперь не розовое. Надобно входить в положение каждого. Tout comprendre, c"est tout pardonner. [Кто всё поймет, тот всё и простит.] Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне и в ее положении? Это очень тяжело.
Князь Андрей улыбался, глядя на сестру, как мы улыбаемся, слушая людей, которых, нам кажется, что мы насквозь видим.
– Ты живешь в деревне и не находишь эту жизнь ужасною, – сказал он.
– Я другое дело. Что обо мне говорить! Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни. А ты подумай, Andre, для молодой и светской женщины похорониться в лучшие годы жизни в деревне, одной, потому что папенька всегда занят, а я… ты меня знаешь… как я бедна en ressources, [интересами.] для женщины, привыкшей к лучшему обществу. M lle Bourienne одна…
– Она мне очень не нравится, ваша Bourienne, – сказал князь Андрей.
– О, нет! Она очень милая и добрая,а главное – жалкая девушка.У нее никого,никого нет. По правде сказать, мне она не только не нужна, но стеснительна. Я,ты знаешь,и всегда была дикарка, а теперь еще больше. Я люблю быть одна… Mon pere [Отец] ее очень любит. Она и Михаил Иваныч – два лица, к которым он всегда ласков и добр, потому что они оба облагодетельствованы им; как говорит Стерн: «мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали». Mon pеre взял ее сиротой sur le pavе, [на мостовой,] и она очень добрая. И mon pere любит ее манеру чтения. Она по вечерам читает ему вслух. Она прекрасно читает.
– Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? – вдруг спросил князь Андрей.
Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса.
– МНЕ?… Мне?!… Мне тяжело?! – сказала она.
– Он и всегда был крут; а теперь тяжел становится, я думаю, – сказал князь Андрей, видимо, нарочно, чтоб озадачить или испытать сестру, так легко отзываясь об отце.
– Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая то гордость мысли, – сказала княжна, больше следуя за своим ходом мыслей, чем за ходом разговора, – и это большой грех. Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration, [глубокого уважения,] может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним. Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я.
Брат недоверчиво покачал головой.
– Одно, что тяжело для меня, – я тебе по правде скажу, Andre, – это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним.
– Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, – насмешливо, но ласково сказал князь Андрей.
– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?

Захотелось приукрасить миниатюрными надписями снаряды к этой модели немецкого танка Тигр . В ближайших фотосалонах о прозрачных самоклейках или плёнках ничего не знают, а покупать в компьютерных магазинах целую пачку плёнок за полштуки что то не хотелось. К тому же неизвестно что это за плёнки и какой они толщины. А на вопрос, есть ли бумага для декалей, вообще начинали смотреть как на идиота. Немного погуглив, выяснил что достать пару чистых листиков для декалей, не так уж и просто. Такой бумагой оперируют в основном большие печатные производства и типографии. Да и ворочают они её вагонами, а простые смертные, со своей розницей, всегда идут побоку. Поэтому начал искать простые способы сделать наклейки на прозрачной основе. Очень понравился способ, в котором полностью воссоздаётся бумага для декалей. То есть на бумагу наносят сахарный сироп, а поверх него уже тоненькую плёночку из пластика, который был предварительно растворён в ацетоне и разлит по поверхности воды. Но там тоже не всё так просто оказалось, поэтому для начала попробовал этот же принцип но с другими составляющими.

Растворил сахарный песок в воде, затем размазал его куском ровного пластика на листе бумаги. Наносить старался так, чтобы вся поверхность листа стала глянцевой и равномерно покрытой, без переливов и луж. Выждал минут пять, так как сироп густой, то он практически не впитывается в бумагу, поэтому долго сушить его не надо. Затем намешал прозрачный клей Poxipol, и точно так же распределил его по поверхности. На этом всё, самопальная декаль готова, нарисовал маркером на ней циферки-кружочки, вырезал и бросил в воду. Плёночка практически сразу отделилась от бумаги, после чего осторожно перенёс эти наклейки на зажигалку и кусок пластика.

С маленькими фрагментами, проблем при переносе не возникло. Но попробовав сделать декаль со сторонами около 10 см и более, так при переносе она у меня очень легко начала деформироваться, растягиваться и местами рваться. Можно было конечно дальше экспериментировать, попробовать другое покрытие или увеличить толщину клея на поверхности. Но в основном отказался от этой идеи из-за того что, у меня нет лазерного принтера. А печатать на самопальной бумаге, где нибудь в фотосалоне, сомневаюсь что кто то позволит. К тому же прослойка на этой бумаге сахарная, а лазерные принтеры вроде как закрепляют краситель как раз теплом. Возможно воздействие тепла там кратковременное и не достаточно для того чтобы растопить прослойку из сахара. Но остаётся ещё Poxipol, который тоже неизвестно как себя поведёт в этой лазерной печке.

В общем забил на изготовление бумаги, решил просто свести распечатки с обычной бумаги на скотч, а сам скотч клеить как декаль. Для начала сочинил текст в Photoshop, сохранил на флешку, в фотосалоне распечатал на лазерном принтере и на обычной бумаге. Расценки примерно такие: 10 рублей за чёрно-белую и 30 за цветную.

Нарезаем полоски не шире самого скотча, кладём на стол. Сверху клеим скотч и ногтем хорошенько приглаживаем к тексту. После этого текст начинает хорошо прощупываться пальцами сквозь скотч ибо чернила имеют некий объём.

Обрезаем лишний скотч и смываем бумагу в тёплой (не горячей) воде с мылом. Свою первую наклейку я лелеял кисточкой, обхаживал её со всех сторон. Со временем, прочувствовав на сколько прочно держится краситель на скотче. Стал смывать бумагу пальцами, а с участков свободных от текста, даже ногтем. Мыло нужно для того, чтобы пальцы легко скользили по клею скотча, когда бумаги практически не остаётся.

В воде клей на скотче может немного помутнеть, после высыхания он опять станет практически прозрачным.

Собственно наша наклейка (декаль) с полностью смытой бумагой.

Приложил линейку, чтобы лучше представить масштаб этих декалей. Это текст из четырёх строк, самая большая декаль, но на вершину снаряда пришлось клеить декаль с одной строчкой текста, высота которой где то 1 мм.

После приклеивания этих декалей на клей ПВА, наклейки какое то время будут мутные, но по мере высыхания они станут прозрачными. Покрыл декали матовым лаком, чтобы не блестели, после чего уложил снаряды по стеллажам.

Как то попробовал содрать несколько таких декалей с бракованных гипсовых снарядов. И заметил что текст в некоторых местах остался на снаряде, то есть краситель держится на ПВА. Но так как основание под декаль у меня паршивое (гипс), то в некоторых местах скотч начал отрывать краску от снаряда. В общем если у вас основание достаточно крепкое, то можете попробовать отделить скотч после высыхания ПВА или какого нибудь другого прозрачного клея. В любом случае, если что то пойдёт не так, то можно вернуть декаль на место, приклеив её обратно на ПВА. Но если получится снять скотч полностью, то у вас будет самая качественная декаль. Без всяких плёнок, которые портят внешний вид своей толщиной, к тому же, нечему будет желтеть со временем.

Послесловие

Как то оклеивал такими декалями, переделанную модель автобуса Лиаз в масштабе 1:43. Под этой ссылкой можно взглянуть более подроно на всё что из этого получилось.

Этими терминами обозначают наборы дополнительных деталей, изготовленных методом травления металла. В результате получаются плоские детальки (возможно, даже с рельефом на одной стороне), которые можно приклеить на модель вместо штатных. Таким образом обычно делают мелочёвку, которую затруднительно сделать с помощью литья из пластика: решётки, ремешки с пряжечками, приборные доски, а также детали, предназначенные для замены неточно изготовленых штатных деталей. Выпускаются наборы специально для какой-то модели (например) и универсальные (например). Из этих деталей могут быть сформированы и объемные конструкции типа кресел или кожухов пулеметов (для этого они сгибаются и паяются). Фирма также выпускает т.н. -наборы, детали которых предназначены для простой замены деталей из пластика (без учета ошибок производителя) и не требуют доработки исходного набора. Клеятся эти детали циакрином.

Изготавливаются эти детали следующим образом: на металлическую пластину (медную, латунную и т.п.) наносится с тыльной стороны сплошное защитное покрытие, а с лицевой стороны наносится т.н. фоторезист, то есть светочувствительное защитное покрытие. Затем на лицевую сторону экспонируется рисунок (как при печати обычной фотографии). Во время проявления участки фоторезиста, которые были освещены, удаляются, и пластина травится, т.е. помещается в раствор, который растворяет металл, не защищенный покрытием. Если требуется рельеф, пластина травится не насквозь, а, например, на половину толщины, после этого нужные участки покрываются защитным покрытием, и пластина травится дальше.

Теоретически изготовить такие детали самостоятельно не составляет труда. Если деталь достаточно крупная, ее можно просто нарисовать на куске медной фольги (или жести) обычным нитролаком (нитрокраской, лаком для ногтей), и затем протравить этот кусок в растворе хлорного железа (найти хлорное железо можно в магазинах и на рынках, торгующих товарами для радиолюбителей - они давно используют эту технологию для изготовления монтажных плат).

Что такое смола, эпоксидка, resin, PUR?

Это детали отлитые из специальной смолы. Обычно они предназначены для замены штатных деталей набора, иногда они представляют собой набор для конверсии - комплект деталей, с помошью которых можно превратить исходный набор во что-то другое. А иногда таким способом изготавливаются и целые наборы. Обычно же из смолы делаются мелкие рельефные детали (детали кокпита самолета, двигатели для самолетов и техники и т.п.) Клеятся эти детали эпоксидкой или циакрином.

Что такое расшивка, внутренняя расшивка, внешняя расшивка?

Расшивка — изображение на модели мест стыковки панелей обшивки, петель, люков и т.д. Расшивка может быть внешней, то есть линии выступают над поверхностью детали, или внутренней — линии слегка заглублены.

Что такое «сухая кисть», «dry-brush»?

«Сухая кисть» — это способ нанесения краски на выступающие части рельефа. Он обычно применяется для имитации потертостей и окраски мелких деталей рельефа. Смысл способа состоит в окраске поверхности кистью, из которой краска на 95% выжата, то есть практически кисть — сухая. При «натирании» поверхности такой кистью краска остается только на выступающих частях рельефа. Главное — чтобы кисть была практически сухой. Если на кисти осталось слишком мало краски — это не беда — процесс можно повторить несколько раз. Но если на кисти краски слишком много — она будет оставаться не только на выступающих частях и испортит всю работу. Поверхность желательна матовой структуры — она лучше «цепляет» пигмент. Обработка «сухой кистью» также применяется для подчеркивания рельефа в комплексе со «смывкой» (см.)

Что такое «смывка», «washing»?

Этим термином обозначается процесс выделения на рельефе углубленных мест. Смысл процесса состоит в том, что очень жидкая краска (обычно более темного, чем основной, цвета, но иного химического состава, чем основное покрытие) обильно наносится на поверхность, затекает во все углы и щели, после чего излишки краски удаляются (стираются салфетками, например) и краска остается только в углах и угублениях. Делать это рекомендуется по глянцевой поверхности, иначе излишки краски просто будет невозможно удалить. Выделение рельефа — необходимое дополнение к окраске модели, так как при масштабном уменьшении модели уменьшается также различимость деталей рельефа, и детали, различимые на прототипе без всякого выделения, пропадают на модели.

Что такое ЛВД, Injection mold?

Это способ производства большинства моделей из пластика. Расплавленый пластик вдавливается в форму под большим давлением, что позволяет ему проникнуть в самые недоступные места и таким образом отформовать самые мелкие (до разумного предела) детали. Формы для такого оборудования достаточно дороги, поэтому процесс окупается только при больших тиражах изделий.

Что такое ЛНД, «шортран»?

При таком способе производства расплавленый пластик вдавливается в форму без сильного давления, это не позволяет сформировать мелкие или тонкие детали, но оборудование и формы значительно дешевле, поэтому таким способом, как правило, делаются редкие, малоизвестные модели, предназначенные для узкого круга маньяков. Иногда производитель все же пытается сформировать мелкие детали из пластика (например фирма A-Model), но получается это очень редко (если получается вообще), иногда мелкие детали выплняются литьем из полиуретановой смолы или металла. Модели более трудны в сборке, но позволяют изготовить редкую вещь.

Что такое, ?

Это способ производства пластиковых моделей формованием деталей на листе пластика. Детали формируются на листе одним из двух способов - либо разогретый лист пластика втягивается в углубления в форме разрежением воздуха (), либо он выпуклые детали матрицы, т.е. разрежением втягивается остальной пластик. Первый способ требует изготовления специальной формы с отверстиями для отвода воздуха и применяется, в основном, при фабричном изготовлении, второй способ требует только изготовления мастер-модели и наличия специальной машинки для вакуумной формовки. Сделать эту машинку нетрудно - это просто ящик с решетчатой верхней стенкой, на которой раскладываются образцы. Нагретый лист пластика кладется сверху, в ящике создается разрежение (с помощью обычного пылесоса) и пластик присасывается к решетке, обтягивая образцы. После остывания деталы вырезаются из листа. Таким способом можно получить, например, очень прозрачное и неискажающее остекление фонаря самолета. Чем мельче ячейки решетки на верхней стороне ящика - тем лучше. В качестве решетки можно использовать металлические сетки от автомобильных колонок или т.н. - макетные платы для радиолюбителей. Сборка - тема отдельного и длинного разговора, процесс это достаточно тяжелый, но зато можно заиметь модель, которой нет ни у кого!

Что такое?

Это модель полностью (или большей частью) выполненая методом литья из потиуретановой или эпоксидной смолы. Такие модели обычно очень дороги, поскольку производятся практически.

Что такое старение, обветринг, weathering?

Это имитация на готовой модели следов эксплуатации разными способами. Без этого модель выглядит почти игрушкой. Сюда относятся потеки масла и топлива, ржавчина, потертости до металла, следы копоти от выхлопных труб и огнестрельного оружия, грязь на колесах, облупленная и выцветшая краска и т.д. В принципе сюда можно отнести и «нагруженные колеса» — то есть колеса, шины на которых «примяты» весом аппарата.

Что такое аэрограф, компрессор, ресивер?

Аэрограф - прибор для нанесения краски распылением ее в потоке воздуха (он же краскопульт, пульверизатор, воздухопис). Позволяет получить идеально ровное покрытие. Компрессор - аппарат для создания давления воздуха для работы аэрографа. Ресивер - часть компрессора, емкость для накопления воздуха, позволяет сглаживать толчки воздуха на выходе компрессора и, заодно, отделять его от масляной пыли и водяного конденсата.

Аэрографы бывают одинарного и двойного действия, с верхней, нижней или боковой подачей краски, в внешним или внутренним смешиванием. Каждый тип имеет свои достоинства и недостатки, поодробнее см. в разделе.

Что такое декаль?

Декаль — это просто переводная картинка, прилагающаяся к модели, или продающаяся отдельно с изображением мелких и не очень деталей окраски (опознавательных знаков, предупреждающих надписей, приборных панелей и т.п.) Декаль состоит из (снизу вверх) бумажной основы, клеевого слоя, прозрачного лакового слоя и слоя краски. Вырезанный элемент декали смачивается водой, клеевой слой размокает и лаковая подложка с изображением отделяется от бумажной основы и переносится на модель.

Декаль следует вырезать, оставляя как можно меньше пустого пространства вокруг рисунка. Замачивать декаль следует в теплой воде (для уменьшения поверхностного натяжения можно добавить в воду каплю средства для мытья посуды или пару капель MicroScale Decal Set), замачивать пару секунд, затем вынуть, дождаться отделения декали от подложки, смочить MicroScale Decal Set место на модели, где будет расположена декаль, положить декаль с подложкой на этом месте, затем аккуратно вытянуть подложку, придерживая декаль. Сдвигать декаль с подложки на нужное место не следует — при этом велика опасность смять декаль. Если случилось такое несчастье, смятую декаль не надо пытаться расправить на месте, необходимо осторожно снять ее и поместить в воду — там она скорее всего расправится сама. После этого ее надо снова прилепить на подложку, вынуть из воды и снова перевести на модель. Перемещать декаль по поверхности можно кисточкой, смачивая ее водой время от времени. После того как декаль оказалась на нужном месте надо прижать ее салфеткой, собрав лишнюю воду. Если под декалью оказались пузырьки воздуха не стоит пытаться выдавить их к краям — надо осторожно проткнуть их иголкой и прижать в этом месте. Перед дальнейшими операциями декаль должна полностью высохнуть.

Что такое «техничка», stencil?

«Техничка» — элементы декали, изображающие мелкие технические надписи, которыми буквально исписана любая техника. У лучших образцов эти надписи даже можно прочитать. В последнее время на декалях в коробках их или не делают или делают очнь плохо, но выпускаются отдельные листы с «техничкой». Техничка очень «оживляет» модель.

Что такое, ?

Все это - "Future Floor Finish" - "полироль" для пола фирмы Johnson&Johnson. На самом деле является не полиролью, а акриловым лаком. Прозрачная жидкость в пластиковом флаконе емкостью 798 мл.

Незаменим в нашем деле для покрытия любого остекления - придает ему довольно реалистичный "стеклянный" блеск, почти идеальную прозрачность, попутно скрывая мелкие трещины и царапины. Известны случаи, когда покрытие "Future" полностью скрывало внутренние микротрещины, которые часто образуются при обработке гнутого остекления и считаются безнадежными.

Покрытие твердое и довольно прочное. Подходит для глянцевания поверхности под декали и под смывку. Поскольку сильно усаживается при высыхании - пригоден для нанесения широкой кистью (наносить следует за один проход - очень быстро сохнет). Из-за той же сильной усадки необходимо следить, чтобы краска была совершенно отвердевшей (иначе она может растрескаться), особенно это касается акриловых красок и персонально - акриловых красок фирмы "Tamiya", которые сохнут довольно быстро, но полностью затвердевают очень долго - до нескольких недель. Мелкие детали и самолетные фонари можно просто окунать в "Future". Деталь нужно полностью погрузить в жидкость, поболтать в ней, проследить, чтобы на ней не осталось воздушных пузырьков, затем аккуратно вынуть пинцетом, дождаться, пока излишки "Future" стекут (но не очень долго - чтобы не остались следы от пинцета) и положить на салфетку (фильтровальную или промокательную бумагу, газету). Для предохранения от пыли желательно накрыть деталь какой-нибудь коробкой до высыхания. От пальцев высыхает примерно за полчаса, полное отвердение и усадка - в течение суток. Можно наносить аэрографом без разбавления. При необходимости разбавляется водой. Продается в США и Канаде по цене примерно 5-6 уе за флакон. В остальном мире продаются его аналоги ("Klear", "Glantzer" и т.п.), но по отзывам тех, кто имел возможность сравнить - они несколько хуже. Может быть использован как клей (например для приклеивания плоской травленки), для формирования стекол шкал приборов и даже для борьбы с растрескавшимися декалями.

Что такое ИМХО?

ИМХО — русская калька с английского IMHO — In My Humble Opinion — «по моему скромному мнению» в русском переводе.

Что такое мухолет

Мухолет - это т.н. мегабаян, то есть картинка, появляющаяся в Консилиуме раз в квартал и смертельно надоевшая Администрации, а потому наказуемая. В виде предупреждения она помещена сюда, и появление ее в Консилиуме служит признаком того, что коллега, выставивший ее, не читал ЧаВО перед тем, как начать писать в форуме. Что в свою очередь и служит поводом для наказания.