Ход урока по окружающему миру на тему "Природа и рукотворный мир" (2 класс). Конспект урока по окружающему миру "Развитие организма" (4 класс)

ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА.

Цели : расширять знания учащихся об организме человека, функциях различных органов; познакомить со строением и значением нервной системы, формировать представления учащихся о головном и спинном мозге, развивать навыки активной мыслительной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок веселый,

Торопит всех нас в школу.

Мы все хотим о мире знать,

Природы тайны открывать.

Что значит общество?

И что в нем значим мы?

Нам многие ответы

В учебнике даны.

Продолжим же учиться,

Мир наш познавать,

Историей родной будем гордиться,

Хотим достойной сменой предков стать.

II. Знакомство с учебником. Актуализация знаний.

1. Чтение вступительной статьи «Как работать с учебником» на с. 3 учащимися самостоятельно.

2. Обсуждение прочитанной статьи по вопросам:

Вы перелистали свой новый предметный учебник «Окружающий мир». Кто его авторы? Чем интересен учебник, на ваш взгляд?

Какие основные темы предстоит вам изучать на уроках окружающего мира в четвертом классе?

Какими сообщениями начинается каждый новый раздел в учебнике? Что это дает?

Вспомните материал, изученный в третьем классе: какими цифрами обозначаются века?

Каким шрифтом выделены в учебнике незнакомые слова? Как будете определять их значение?

Нравится ли вам работать с контурными картами?

Как советуют путешествовать по картам авторы учебника?

Что бы вы хотели узнать об окружающем мире в этом учебном году?

III. Формирование новых знаний.

1. Введение в тему урока.

Учитель . Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название раздела, с которого мы начнем знакомиться с учебным материалом по окружающему миру в этом учебном году.

Как вы думаете, о чем вы узнаете в этом разделе? Подтвердите свои догадки прочтением ответов, данных в учебнике.

Учащиеся читают.

Прочитайте, на какие вопросы вы сможете ответить, изучив этот раздел.

Какой из них вас более всего интересует?

2. Объяснение по теме урока.

Учитель . Внешне люди сильно отличаются друг от друга: большие и маленькие, высокие и низкие, светлокожие и темнокожие. Присмотритесь к себе и своим друзьям, и вы убедитесь, что каждый человек индивидуален. И все же в главном мы похожи: наши тела построены и функционируют по общим законам.

Человек – это сложный живой организм. Он состоит из отдельных органов: сердца, лёгких, желудка, глаз, ушей и т. д. Каждый орган имеет определённое строение и выполняет определённую работу. Когда вы читаете книгу, то ваши глаза видят буквы. Когда мама зовёт вас обедать, вы слышите её голос и понимаете, что она говорит, идёте обедать. Заманчивый запах из кухни подсказывает вам, что обед сегодня особенно вкусный. Вы можете ходить, бегать, прыгать. Вы всё время вдыхаете и выдыхаете воздух. Как видите, у каждого органа своя работа. Но все органы зависят друг от друга. Вместе они составляют сложный и слаженный в работе механизм человека, который называется организмом .

Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу человеческого организма.

Учитель . Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, то есть все органы объединены в системы органов.

3. Терминологическая работа.

Системой органов называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.

В организме выделяют несколько систем органов:

Скелетная система состоит из костей, которые поддерживают тело, служат местом крепления мышц.

Мышечная система представляет собой основную ткань скелетных мышц и многих внутренних органов. С мышечной системой связана функция движения человека; сокращаясь, она приводит в движение мышцы скелета.

Кровеносная система состоит из сердца и сосудов, по которым течет кровь, доставляющая питательные вещества всем органам нашего тела.

Дыхательная система обеспечивает поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа, паров воды.

В пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества.

Нервная система координирует работу всех органов нашего тела. Она состоит из головного и спинного мозга, а нервные волокна, отходящие от нервных клеток, тянутся от головного и спинного мозга ко всем органам и тканям, обеспечивая быструю связь между разными частями организма.

Живой организм состоит из множества органов. Он существует и функционирует как единое целое.

Вопросы для обсуждения :

Что называют телом природы?

Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы?

Можно ли назвать человека телом живой природы? Почему?

Какие признаки, присущие растению и животному, есть у человека?

Рассмотрите рисунок на с. 7 учебника.

Назовите органы человека, которые изображены на схеме.

Где они находятся?

Какую работу они выполняют?

Какие свойственные им функции выполняют сердце, легкие человека? А животного?

Как вы думаете, есть ли органы, отличающие человека от животного? Объясните свое мнение.

Каково их значение в организме?

IV. Закрепление изученного.

Выполнение заданий в рабочей тетради № 1.

Самостоятельно выполните задания 1, 2 и 3 на с. 3.

V. Итог урока.

1. Обобщение по вопроса м:

Что составляют органы, совместно выполняющие общие функции?

Что такое орган?

Какие органы вы знаете?

Какие системы органов вам известны?

2. Заключительное слов о учителя.

Мы выяснили, что системы органов работают не изолированно, а объединяются для достижения полезного организму результата. Например, быстрый бег может быть обеспечен работой ряда органов и систем. Кто догадался и может ответить, каких именно? (Нервной системой, органов движения, дыхания, кровообращения, потоотделения и др.)

Домашнее задание: с. 6-7 пересказ


Тема урока: «Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Работа человека в ночную смену».

Цель:- Выяснить значение сна в жизни человека и животных,

Совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну;

Задачи:


    Познакомить с трудом людей, занятых ночью, с жизнью ночных животных

    Формировать здоровый образ

    Воспитывать любовь к природе, уважение к труду

окружающих людей.

Целевые установки

Предметные:

Познакомить детей со значением сна в жизни человека;

Расширить знания о труде людей, занятых ночью, с жизнью ночных животных;

Регулятивные:

Учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока;

Осуществлять ее решение под руководством учителя оценивать свои результаты;

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищем;

Познавательные:

Выработать правила подготовки ко сну;

Воспринимать на слух и понимать сообщения;

Ориентироваться в учебнике и атласе-определителе;

Развивать речь детей, образное и логическоемышление;

Коммуникативные:

- Развивать у детей умение вести диалог с учителем, работать в паре;

Личностные:

Формировать мотивационные основы учебной деятельности;

Способствовать развитию интереса к окружающему миру;

Воспитывать любовь к природе, уважение к труду людей;

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил ; научиться правильно вести себя перед сном.

Учебные материалы: Учебник «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А.А. Плешаков); рисунки с изображениями животных, которые не спят ночью, людей, работающих ночью; аудиозапись песни «Колыбельная», « Спят усталые игрушки», презентация

Ход урока:

I. Организационный момент

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь день.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

- В этот весенний солнечный день у меня, ребята, прекрасное настроение. А у вас? Покажите смайлик, которому соответствует ваше настроение.

Пускай девизом нашего урока станут слова: «Мы любим друг друга, понимаем и помогаем»


II. Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень интересную тему, но определить ее название попробуйте сами. Для этого сначала прослушайте фрагмент детской песенки, которая вам в этом поможет.
Звучит первый куплет песни «Колыбельная» в исполнении А. Герман.

Послушайте загадку (слайд)

Не стукнет, не брякнет,

А ко всякому подойдет.

– Кто может назвать тему урока?

Дети называют свою версию темы урока.

Чтение учителем стихотворения В. Ленина «Сон»:

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усатый сом,

Спит и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пёс …

Сон в страну свою унёс.

– А теперь, ребята, вместе прочитаем название темы урока.
На экране появляется название темы. Ученики хором читают.

На уроке мы узнаем о значении сна в жизни человека. Научимся правильно готовиться ко сну.

III. Открытие новых знаний.
- Ребята, а зачем мы спим ночью? Кто попытается ответить на этот вопрос?
– Теперь давайте прочитаем слова Мудрой Черепахи в учебнике на с.53 и посмотрим, правы ли вы.
Дети читают.
– Что происходит с человеком за день?
Он устает.
- Зачем он ложится спать?
Чтобы отдохнуть и набраться сил.

А теперь послушайте отрывок из стихотворения Владимира Лифшица «Про Васю и Настю»:

Чтобы сонного Василия

Заставить утром встать,

Громадные усилия

Затрачивает мать.

Он, из боязни сквозняков,

Закрыв окошко плотно,

Меж двух больших пуховиков

Весь день проспит охотно.

У Настеньки, у Настеньки

Всю ночь окошки настежь.

Её румянец ярок,

Глубок и сладок сон.

Ночное небо в звёздах,

Ночной прохладен воздух,

И в Настенькину комнату

Заглядывает клён.

Здесь нет перины не одной,

Нет одеял на вате,

Лежит матрац волосяной

У Насти на кровати.

Ей снятся сны хорошие

До самого рассвета

(принцесса на горошине

И не мечтать про это).

Разбудит солнце Настеньку,

Она с постели вскочит,

И делает гимнастику,

И весело хохочет!

Ей солнце улыбается,

И клён ей шепчет: «Здравствуй!»

Как начинается день для Василия? ОН НЕ МОЖЕТ БЫСТРО ВСТАТЬ, МАМА ЕГО ДОЛГО НЕ МОЖЕТ РАЗБУДИТЬ.

А как утром встаёт Настенька? ОНА БЫСТРО ВСКАКИВАЕТ

Как вы думаете, почему дети так по-разному встают? УЧАЩИЕСЯ ВЫСКАЫВАЮТ СВОИ МНЕНИЯ

Есть правила подготовки ко сну, и если их соблюдать, сон будет крепким, а утром легко вставать. Давайте разберемся, что это за правила: посмотрите на рисунок на с. 52 Что случилось с мальчиком на уроке?
Он заснул.
- Почему он заснул на уроке?
Он не выспался.
- О чем он мечтает во сне? Почему мальчик мог не выспаться?
Какой можем извлечь из этой ситуации урок?
Вывод: спать надо ложиться вовремя.
– Почему надо ложиться спать вовремя?

Если не выспишься, не сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, раздражительным, плаксивым, будет плохое настроение.

А у нас были такие случаи, когда с утра плохое настроение и не хочется работать?
IV. Работа в группах
Возникла проблема:

Откроем учебник на с. 52 Рассмотрим рисунок
(Для разрешения проблемы организуется групповая работа.
Класс делится на две группы. Ученики первой группы составляют инструкцию «Перед сном нельзя...», предложения в которой нужно начинать со слова «нельзя». Ученики второй группы составляют инструкцию «Перед сном не забудь...» . Советы должны начинаться со слов «Не забудь...».
В совместной деятельности с учителем дети выстраивают все варианты ответа по степени значимости, аргументируя свой выбор (правила подготовки ко сну)

(На доске вывешивается плакат « Перед сном нельзя……» «Перед сном необходимо…»

Для чего мы с вами составили данные правила подготовки ко сну?

Что из перечисленного вы уже используете в своей жизни?

Кто должен помнить об этих правилах перед сном: родители или вы?

Вывод: Перед сном нужно почистить зубы, проветрить комнату. Можно почитать книжку. Нельзя играть в шумные игры, драться, смотреть страшные фильмы. (слайд)

По наблюдениям ученых вам надо спать 9-10 часов в сутки. Когда вы станете старше , и организм будет более крепким, время на сон немного уменьшится.

У Алены есть младшая сестричка. Скажи, пожалуйста, сколько времени она спит?

Грудные дети спят много и у них особый график, в котором чередуются сон и бодрствование.

Дошкольникам 9-10 часов ночного сна мало, поэтому они отдыхают днем.

Это может подтвердить Валя и А лена

Конечно, это приблизительные цифры, у всех разные организмы.Кому-то достаточно 8 часов для сна, а кому-то и 10 часов мало. Но любому организму нужен отдых.

Чтоб снились сны приятные,
В течение долгой ночи,
Ты делай всё по правилам
И будь прилежным очень.

Чтобы вы не забыли как правильно подготовится ко сну я дарю памятку вам и нашим гостям.

V. Физкультминутка.

А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Верно или нет?» и я посмотрю, хорошо ли вы запомнили правила подготовки ко сну.

Встали и слушайте условия игры: (если высказывание верно, то вы складываете руки как во сне, если нет, хлопаете в ладошки и топаете ножками)

Перед сном нужно:

Почистить зубы и умыться;

Попрыгать и побегать;

Проветрить комнату;

Посмотреть страшный фильм;

Хорошо покушать.

VI. Беседа о профессиях людей
Учитель просит детей ответить на вопрос:
- А все ли люди ночью спят?
После высказываний детей учитель предлагает просмотреть слайды презентации, изображающие профессии людей, работающих по ночам и объяснить значимость данных профессий.
Учитель приводит факты, рассказывающие о деятельности пожарных, работников скорой помощи

VII. Беседа о животных.
- Ребята, а как вы думаете, только ли люди должны спать? Приходилось ли вам наблюдать, как спят животные?

Где они спят? (В своих жилищах.)

Где спит лисица? (В норе.)

Белка? (В дупле.)

Мышка? (В норе.)

А кто видел, как спят ваши домашние питомцы? (Рассказы детей.)

Посмотрите как спят домашние животные. (слайды)

- Но есть ребята животные , которые ночью не спят. Отгадав загадки, вы узнаете, какие это животные.

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в окно.

(Сова.)

Послушайте сообщение о сове .

Целый день он спать не прочь,

Но едва настанет ночь,

Запоет он смычком

Музыканта звать…

(Сверчком)

Найдем информацию о сверчке в атласе – определителе (с.149,с.157)

Днем спит,

Вниз головой висит,

Ночью летает,

Пищу на лету добывает.

(Летучая мышь)

Послушаем сообщение о летучей мыши.

То погаснет,

То зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Ну, конечно…

(светлячок)

Послушайте сообщение о светлячке.

VIII. Физкультминутка.

IХ. Релаксация

Закройтели глазки,положите голову на парту и вспомните свой самый любимый, самый волшебный сон.
Х. Работа в тетрадях на печатной основе
- Открываем тетради на стр.44 и вы рисуете свой любимый сон.

На доске выставляется Галерея сноведений

Х1.Самостоятельная работа

Тест по теме «Зачем мы ночью спим».

Взаимопроверка

ХI. Итог урока.

Откройте учебник на с.53

Отвечаем на вопросы:

Зачем нужно спать?
- Как правильно подготовиться ко сну?

-Люди каких профессий ночью не спят?

Рефлексия.

- Ребята, я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к уроку.


- Какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайлики.

Звучит фрагмент песни «Спят усталые игрушки».

Летучая мышь

Летучая мышь – это зверек, который умеет летать и бегать по земле. Летать он даже больше любит. И пищу себе добывает на лету. Как только стемнеет, летучие мыши просыпаются и вылетают на охоту за ночными насекомыми – мотыльками, майскими жуками, комарами. Некоторые летучие мыши едят пыльцу и нектар с цветков. А есть такие – они живут в Америке, – которые сосут кровь животных.
Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов. Такие звуки называются ультразвуками.
Днем летучие мыши спят на чердаках и деревьях, повиснув головой вниз, прикрывшись крыльями, как плащом.

Летучие мыши рождаются слепыми и беспомощными. Первые два месяца малютки живут, крепко вцепившись в мать, и ни на секунду не отрываются от нее: ночью летят вместе с ней на охоту, а днем спят, укрытые материнским крылом-плащом.

Врагов у летучих мышей немного: ночью их могут схватить совы.

Зимовать эти зверьки улетают в теплые края, как птицы. Плотно прижавшись друг к другу, они спят в пещере, зацепившись лапками за стены и выступы и повиснув вниз головой.

У совы большая круглая голова и небольшой как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за ее большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.
У совы отличное зрение. В самую темную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днем сова тоже видит , но охотится только ночью.
Летает она бесшумно, у нее замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши.
Совы очень любят купаться. Под мелким теплым дождиком они принимают душ. Позабыв обо всем, долго кружатся в воздухе, распушась и развернув веером хвосты.
Гнездо сова не строит. Если найдет чье-то готовое, подправит немного и займет его. Может устроить гнездо в дупле, в ямке на земле, на камнях. В ее гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуха.
Совята появляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока ее нет, старшие братья согревают остальных. В гнезде совята сидят, тесно прижавшись друг к другу.
Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда. Летать и охотиться они еще не умеют, но в гнездо больше не возвращаются. Писком они сообщают родителям о себе и ждут корма.

Еж – единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что он такой храбрый. Просто еж плохо видит, больше надеется на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону, он не чувствует приближения человека или животного. Не убегает еж и потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, еж сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. Попробуй-ка подступись!

Впрочем, если бы он захотел убежать, у него все равно ничего бы не получилось: слишком короткие ноги, да и сам он очень неуклюжий.

Зато на охоте еж проворен и ловок. Охотится он обычно по ночам.

Летом готовит себе еж гнездо под кустом или под вывороченным пнем. Здесь рождаются ежата. Обычно самки через семь недель приносят до восьми детенышей. Ночью и днем еж таскает в нору сухие листья и мягкий мох , так он готовится к зимней спячке. Спит еж всю зиму до весеннего солнышка.

Светлячки
Сказочно преображается лес, когда в сумерки светлячки зажигают свои фонарики. Под кустами и в траве, тут и там, во мраке светятся зеленые огоньки, мерцают, затухая, и ярко вспыхивают.

Яркие малоподвижные огоньки на земле – самки светлячков. Они не умеют летать и в самом деле похожи на червяков – тело длинное, без крыльев. Когда самцы поблизости, их фонарики горят особенно ярко.

Живут светлячки в траве, под опавшей листвой, в кустах. Питаются они гниющими растениями и мелкими животными.

Светящийся орган – фотофор. Прежде думали, что это светящиеся бактерии, а выяснилось, что это самые маленькие «энергетические станции». Иногда в полете он светится продолжительно и кажется падающей звездой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пожарное дело
В старину люди считали огонь «гневом Божьим». В случае пожара служили молебен. Однако уже тогда понимали: с огнем нужно и можно бороться.

В конце ХV века в Москве была создана опаса – так называлась пожарно-сторожевая служба. Она в случае пожара спасала людей и тушила огонь, а также смотрела за порядком на улицах.

Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом преобразований Петра Первого. Караульщики ночью ходили с трещотками. На Спасской башне Кремля были особые колокола-набаты, которые предупреждали о пожаре. Первая регулярная команда появилась в Москве в 1829 году. Затем по всей стране стали строиться пожарные каланчи.

Спасатель

Прежде всего спасатель – отважный и решительный человек, который решил посвятить себя этому благородному делу. В эту систему входят войска гражданской обороны, которые во время боевых действий или землетрясений должны помогать мирному населению: старикам и детям. Эти войска не имеют оружия. Они оснащены строительной техникой, разными машинами, которые всегда активно помогают спасателям в сложных ситуациях. Авиация спасателей летает в любую погоду.

27 декабря 1990 года был создан Российский корпус спасателей, а его руководителем был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

Милиционер

18 апреля 1991 года вступил в силу Закон РСФСР «О милиции». Ей поручено обеспечивать безопасность личности, пресечение преступлений и административных правонарушений, а также защищать частную и государственную собственность. Милиции запрещается прибегать к пыткам и насилию.

Милиция в России обеспечивает охрану общественного порядка, принимает оперативно-розыскные и другие установленные законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Милиция обеспечивает безопасность дорожного движения в населенных пунктах и на автомобильных дорогах.

17 ноября 1923 года была создана служба участковых инспекторов милиции. Сегодня участковые инспекторы – главное связующее звено милиции с населением. Они выполняют обязанности практически всех милицейских подразделений.

Врач. Скорая помощь

Служба скорой помощи зародилась как добровольное благотворительное движение, участники которого руководствовались стремлением по мере сил помочь страждущим, принципами гуманности и милосердия.

Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к 1898 году. До этого времени пострадавших, которые обычно подбирались полицейскими , пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покои при полицейских домах.

Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах.

Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи. И 28 апреля 1898 года были открыты две первые Станции скорой помощи.

В первую очередь организовали скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах.

Ежедневно тысячи бригад оказывают помощь больным и пострадавшим. Все бригады станции оснащены портативными электрокардиографами, электрокардиопередатчиками, наркозно-дыхательной аппаратурой, вакуумными шинами, мобильными переносными средствами связи.

Цель: Развивать познавательный интерес дошкольников к исследовательской деятельности.

Задачи:

образовательные:

  • знакомить детей с механизмом чихания, его причинами
  • знакомить детей с микроскопом и его составляющими частями
  • учить работать с микроскопом
  • учить обобщать, устанавливать причинно-следственные связи
  • формировать умение делать выводы
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений влияния уборки на чистоту окружающей среды.

развивающие:

  • развить речь детей, их коммуникативные навыки, обогащать словарный запас новыми словами: микроскоп, объектив, окуляр, штатив
  • развивать мышление, любознательность, наблюдательность

воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную и духовную отзывчивость, чувство взаимопомощи друг другу

Словарная работа: введение новых слов – микроскоп, объектив, штатив, окуляр.

Предварительная работа: игры-экспериментирования, наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, альбомах, дидактические игры.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: мультимедийная презентация; цифровой микроскоп; пульверизатор и лист бумаги; 2 платка – текстильный и бумажный.

Раздаточный: пульверизаторы и листы бумаги на каждого ребенка; разрезные картинки «микроскоп» на пару детей; бейдж- пропуск на каждого ребенка; белые халаты-накидки, шапочки и маски на каждого ребенка; микроскоп, предметное стекло с пылью на каждого ребенка; влажные тряпочки на каждого ребенка; дневник исследователя и простой карандаш на каждого ребенка; карточки для игры «Отчего мы чихаем»

Ход ООД:

1. Организация начала ООД.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. У нас на занятии присутствуют гости. Поздоровайтесь. Внимание на экран (Слайд №1)

Воспитатель: Почему мы говорим «Будь здоров» ?

Дети: Когда мы говорим «Будь здоров» , то желаем друг другу здоровья.

Воспитатель: Всегда ли мы чихаем от болезни?

Дети: Нет, не всегда.

Воспитатель: Существуют различные причины чихания. Как вы думаете, отчего? (индивидуальные ответы 2-3 детей) (Слайд №2)

Воспитатель: правильно, ребята. Давайте сделаем вывод: люди чихают от болезни, от аллергии на пыльцу растений, или на скопление пыли внутри помещений.

2. Основанная часть

2. 1Работа с многозначностью слова «нос»

Воспитатель: Какой орган участвует в чихании?

Дети: нос.

Воспитатель: Посмотрите, какие разные носы бывают. (Слайд №3)

Воспитатель: Правильно, нос. А вы знаете, что нос бывает не только у человека. Это слово имеет много значений. Назовите предметы, у которых есть нос.

  1. Корабль (нос корабля) и машина.
  2. Самолет (нос самолета) и трактор.
  3. Сапог (нос сапога) и рубашка.
  4. Чайник (носик чайника) и кастрюля. (Слайд №4)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот сколько значений имеет слово «нос» .

2. 2. Моделирование процесса чихания.

Воспитатель: А что же такое чихание? Что же происходит с нашим организмом во время чихания?

Внимание на экран. (Слайд №5) Точно также при чихании воздух с частицами слюны удаляет из нашего организма бактерии, пыльцу растений или пыль.

Ребята! Что я вам сейчас расскажу. Учеными доказано, что невозможно чихнуть с открытыми глазами. Это защитная реакция организма. И если глаза в этот момент будут открыты, они могут повредиться. А вам домашнее задание: понаблюдайте за своими родными дома и за собой, когда будете чихать.

2. 3. Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Выполним зрительную гимнастику.

Смотрит носик вправо – влево (резко перемещают взгляд вправо, влево)

Смотрит носик вверх и вниз (резко перемещают взгляд вверх и вниз)

Что увидел хитрый носик?

Воспитатель: Глазами следим за носовым платком. (Слайд №6)

2. 4 Беседа о целесообразности бумажных платков.

Воспитатель: Что мы видим на экране? (носовой платок) . Какой платок лучше использовать?

Почему? Что можно делать платочком?

Дети: Сморкаться или чихать в них.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня два носовых платка – бумажный платок и тканевый платок? Какой из них лучше использовать?

Дети: Лучше использовать бумажный платок.

Воспитатель: Правильно, так как на платке при использовании оседают микробы. Бумажный платок после использования нужно выбросить.

2. 5 Отгадывание загадки

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Ты можешь обо мне не знать,
А я залезу под кровать.
Затем осяду на коврах,
На абажурах и шкафах,

Потом на тюль, под потолок,
Чтоб ты меня найти не смог.
И буду я до той поры,
Пока меня не вытрешь ты!

Воспитатель: Что это такое?

Дети: это пыль.

Воспитатель: Да, ребята, это пыль. (Слайд №7)

2. 6. Определение проблемы и выдвижение гипотезы.

Воспитатель: мы с вами уже говорили, что от большого скопления пыли мы можем чихать. Как можем бороться с пылью?

Дети: вытирать ее тряпкой, пылесосить, делать уборку.

Воспитатель: Давайте представим, что мы ученые, и должны выдвинуть гипотезу, предположение, что сухая и влажная уборка поможет в борьбе с пылью. Идем за мной.

2. 7 Физкультминутка.

Повторяйте движения зав мной

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы шагать (шагаем на месте)

В лабораторию идем
И друзей с собой зовем (машем рукой)

Так, халаты надеваем (круговые движения плеч)
Поправлять не забываем (руки на поясе, повернулись вправо-влево)

Будем пыль мы изучать
Чтоб как бороться с ней узнать (шагаем)

2. 8. Беседа о строении микроскопа.

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались у дверей в научную лабораторию. Что изображено на двери? (Слайд №8)

Дети: микроскоп

Воспитатель: Правильно, ребята. Главный помощник ученых в лаборатории – это микроскоп. (Слайд №9)

В микроскоп ученый смотрит
Видно опыты проводит
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.

Слово микроскоп состоит из двух слов: микро – означает «маленький» , а скоп – означает «наблюдать» . Значит, микроскоп увеличивает предметы и помогает нам наблюдать за ними. Вы знаете, из каких частей состоит микроскоп? (ответы)

Я вам напомню: Снизу основание (показ) . А это штатив (показ) – к нему крепятся все детали. Это предметный столик (показ) Для чего он нужен? (ответы детей) – на него мы кладем то, что будем исследовать.

Увеличивать предмет, линзы помогают
Объектив и окуляр их называют
Они крошечное что-то в большое превращают
И тогда все на это внимание обращают.

Эта трубка соединяет объектив и окуляр (показ) .

Воспитатель: Чтобы стать настоящими учеными, вам нужно получить пропуск в лабораторию.

2. 9. Игра с разрезными картинками «Собери микроскоп»

Воспитатель: Соберите на столе изображение микроскопа из частей.

Молодцы ребята!

2. 10. Работа с микроскопом

Воспитатель: Ученые работают в лаборатории в специальной одежде. Надевайте свои халаты и шапочки. Помогайте друг другу. Получите пропуск в лабораторию. (раздаю бейдж)

Итак, мы в лаборатории. (Слайд № 10) Что мы пришли изучать?

Воспитатель: Да, чтобы посмотреть, как можем с ней бороться, чтобы оставаться здоровыми.

А теперь, как настоящие ученые рассмотрим в микроскопе пыль. Как вы думаете, где я взяла эту пыль? (ответы) Пыль постепенно оседает в помещении. Поэтому я собрала ее со шкафов. Сначала рассмотрим ее на большом экране. К моему микроскопу подключена камера, поэтому мы можем видеть все на большом экране.

Опыт№1. «Изучение пыли под микроскопом»

Воспитатель: Внимание на экран: это сухая пыль, которая скапливается в помещениях. Вот она проказница пыль! Пыль состоит из частичек нашей кожи, шерсти животных, уличной пыли и многого другого.

Воспитатель: А теперь рассмотрим пыль в микроскопы, которые стоят у вас на столе так, как делают это настоящие ученые. Наденьте маски. Сядьте ровно. Поставьте микроскоп перед собой, зажмурьте один глаз, а другой приблизим к окуляру, но не слишком близко. Если изображение не слишком четкое, нужно покрутить винт на штативе, вот так. Ребята! Ученые ведут специальные дневники исследователей. У вас они на столе. На обложке с помощью воспитателя вы позже напишите свое имя и фамилию. А на первой странице (показ) в верхнем прямоугольнике вы сейчас зафиксируете то, что видите в микроскоп. Поэтому уважайте друг друга, дайте возможность каждому рассмотреть пыль.

Воспитатель: Что вы увидели в микроскопе? На что похожа пыль через микроскоп?

Дети: пыль серого цвета, разного размера.

Воспитатель: Ставим проблему: Как избавится от пыли и сделать воздух чище? Воспитатель: как вы думаете, как избавиться от пыли и сделать воздух чистым?

Дети: вытирать ее, пылесосить.

Воспитатель: Да, это наши предположения. Для уборки пыли, существуют специальные помощники. Отгадайте, какие:

Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ» .

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.

Дети: пылесос.

Воспитатель: правильно, пылесос. Вот загадка еще про одну помощницу:

Воспитатель: правильно, ребята! Теперь предлагаю вам как настоящим ученым проверить, действительно ли сухая и влажная уборка помогают избавиться от пыли и сделать наш дом чище.

Опыт №2 «Сдувание и протирание пыли с предметного стекла»

Воспитатель: Сначала попробуем сдуть пыль с предметного стекла – вот так. Посмотрите в микроскоп. Что вы видите? Посмотрите в микроскоп. Пыль осталась? (ответы)

Дети: пыли стало меньше

Воспитатель: Возьмите дневники исследователей. Во втором прямоугольнике, где нарисован пылесос, зарисуйте то, что увидели под микроскопом после сухой уборки.

Отгадайте загадку еще про одну помощницу

Очень ловкая хозяйка!
Не грязнуля, не лентяйка,
Чистит, моет от души.
С ней дружите, малыши.

Вот сторонница порядка
Королева мойки...

Дети: тряпка

Теперь возьмем влажные тряпочки и протрем пыль. Протирайте пыль. Настроим микроскоп с помощью штатива. Что мы видим? Предметное стекло стало чище? (Ответы детей)

Воспитатель: Делаем вывод: сухая и влажная уборка помогают избавиться от пыли. А если нет пыли, то мы здоровы и не чихаем.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились, как настоящие ученые. Ученые обычно ведут дневник исследователя.

3. Итоговая часть

Игра «Как бороться с пылью»

Воспитатель: Сегодня мы с вами многое узнали о том, от чего человек чихает. И способы борьбы с этими причинами. Давайте поиграем в игру. У вас на столе три карточки. Разложите карточки перед собой и найдите правильный ответ. Что нужно предпринять, если человек чихает от большого скопления пыли? (Дети поднимают карточку с изображением пылесоса и швабры с тряпкой)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все справились. Спасибо вам за работу. Сегодня мы с вами выяснили, почему люди чихают от пыли и как с этим бороться. Будьте здоровы!

Миллер Людмила Сергеевна
Учитель начальных классов
МОУ « Оленовская школа №2
Волновахского района»
Квалификационная категория
, звание
« специалист»
«старший учитель»
Стаж работы 36 лет
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 класс
ТЕМА. Лес. Лес и человек.
Цель: сформировать представление учащихся о лесной зоне, ознакомить с
географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой
,смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром.
Формирование УУД:
Познавательные – умение извлекать информацию, устанавливать причинно­
следственные связи и зависимости между живой и неживой природой;
Коммуникативные ­ осуществлять совместную деятельность в парах и
рабочих группах с учётом конкретных учебно­ познавательных задач;
Регулятивные – формировать учебные задачи, определять последовательность
промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и
уровень усвоения материала;
Личностные – проявлять положительное отношение к учению.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II . Актуализация опорных знаний
1.Повторить о тундре.
2.Познакомится с лесной зоной.
3.Какие бывают леса?
4.Мир животных.

5. Значение леса.
6.Экологические проблемы.
1.Проверка домашнего задания.
Графический диктант
№ Утверждение
1
Зона тундры протянулась с запада на восток по
побережью северных морей
2 Природные условия тундры суровы: длинная
Знак согласия
3
4
холодная зима и короткое прохладное лето
Растения тундры высоко тянутся к солнцу
Ягель растёт быстро, постоянно обновляя
оленьи пастбища.
Дикие северные олени обычно живут стадами
В тундре добывают нефть и газ.
5
6
7 Летом в тундре над поверхностью земли
летает большое количество комаров и мошек.
2.Индивидуальная работа по каточкам
Карточка№ 1
1 Цепь питания в тундре
__________________________________________________________________
Карточка№ 2
1) Экологические проблемы тундры
.
___________________________________________________________
.________________________
3. Сообщение учащихся

III. Самоопределение к деятельности
Послушайте стихотворение
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что ты шепчешь на заре
,Весь в росе,как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?Какая птица?
Всё открой не утаи:
Ты же видишь мы свои!
С. Погореловский
Город этот не простой,
Он дремучий и густой. (Лес)
Почему назван городом?
О чём будем говорить на уроке?
Прочитаем тему “Лес”
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт
В тишине глубокой

Лес густой стоит
.И.Никитин
Пословицы о растениях
Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.
Дорого дерево не только плодами, но и листами.
Зелёная ограда - живая отрада.
Зелёный наряд радует взгляд.
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
Растенье - земли украшенье.
Рощи да леса - всему краю краса.
Сажай лес в поле - будет хлеба боле.
Сломать дерево - секунда, а вырастить - года.
Срубили деревья - прощай птицы.
Срубленное дерево вновь не вырастет.
IV. Новый материал
1. Работа с картой

1)Найти зону лесов.
(Лесная зона расположена южнее зоны тундры, на карте она обозначена
зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно­
Европейской и Западно­Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском
плоскогорье.)
2.Работа в группах
1 группа
Что называют тайгой.
Какие растения растут в тайге?
Животный мир (сообщение о тигре))

Найти лишнего животного
2 группа
1. Расположение смешанных лесов
2. Растительный мир
3.
Животный мир (сообщение)
Найти лишнее животное.
3 группа
1.Широколиственные леса.(Дают понятие о смешанных лесах)
2.Растительный мир
3.Животный мир (Сообщение)

Найти лишнее животное.(в конверте разрезанные рисунки)
V.Физкультминутка
VI. Работа по учебнику.
1.Роль леса в жизни человека
О чём узнали?
1.Лес очищает от пыли.
2.Фитонциды убивают болезнетворные бактерии.
3. Где лес – не мелеют реки.
4.Лес защищает почвы от ветра.

2. Всегда ли человек справедлив к лесу?
Экологические проблемы
1. Вырубка леса.
2. Браконьерство.
3. Разведение костров в лесу.
4. Загрязнение лесов консервными банками, стёклами и тд.
3.Красная Книга
Венерин башмачок, женьшень, дровосек реликтовый, жук­ олень, жук­
красотел,утка­мандаринка, филин, зубр, амурский тигр.
Беседа
Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из­за старой, нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели,
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились -
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон побежал,
В тёмную нору забилась лисица,
Машет крылом осторожнее птица,
В недоуменье тащат муравьи
Что ни попало в жилища свои...
...Много тут было печальных картин:
Стоном стонали верхушки осин,
Из перерубленной старой берёзы
Градом лились прощальные слёзы
И пропадали одна за другой
Данью последней на почве родной...
..Долго в ту ночь, не смыкая ресницы,
Думает Саша: что петь будут птицы?.
­ Что сделал человек?
­ Какой вред нанёс природе?
Стыдно перед соловушкой

В. Сухомлинский(Чтение и обсуждение)
В.Шефнер
Лесной пожар
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы….
(Человек не выполнял правила поведения в лесу)

Урок окружающего мира

для 2 класса на тему:

«Природа и рукотворный мир»

Цели: формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их; привить любовь к природе и природным ценностям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; делать выводы из изученного материала.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

Что вы знаете о своем городе или селе?

Назовите свой адрес.

На какой улице стоит ваш дом?

Что украшает ваш дом, создает уют и тепло?

(Конкурс рисунков «Мой дом». Можно использовать КИМы

(тесты 2,3,с.7-8).)

3. Самоопределение к деятельности

(На доске картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.)

Ребята, посмотрите внимательно на доску. На какие две группы можно разделить данные предметы?

Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

4. Работа по теме урока

А) Беседа, работа по учебнику

Ребята, посмотрите вокруг. Как много объектов нас окружает! Порассуждайте, что мы отнесем к природе, а что к природе не относится? (ответы детей)

Природа – весь многообразный мир, который окружает человека и существует без его участия. К живой природе мы относим растения, животных, грибы, бактерии, к неживой - камни, воздух, воду и др. Часть окружающих нас предметов создал человек – это искусственные объекты, изделия или вещи. К ним относятся посуда, машины, мебель, здания и т. д.

Рассмотрите фотографии на с. 14-15. То, что относится к природе, накройте зелёными фишками, а то, что создано человеком, - жёлтыми. Проверьте правильность выполнения заданий друг у друга.

Как вы поняли, что такое рукотворный мир? (то, что создано руками человека)

Б) Выполнение заданий в рабочей тетради.

3 (с.6).

Поиграйте в слова с соседом по парте: один называет объекты природы, а другой рукотворного мира (по очереди).

Кто больше слов назовёт. Затем поменяйтесь.

Заполните таблицу.

5. Физкультминутка (Мадагаскар на проекторе)

6. Продолжение работы по теме урока
(Учитель показывает презентации «виды природы», «Творения человека» или включаем программу с диска «Окружающий мир 2 класс»).

Какое чувство вызывает у вас увиденное?

А теперь поговорим об отношении человека к этой красоте и окружающему миру.

(класс делится на группы)

Рассмотрите рисунки на с. 16-17 учебника. Обсудите в группах отношение человека к себе и к другим людям, к природе, рукотворному миру.

Ответьте на вопросы к рисункам.

(Обсуждение в группах. Затем, каждая группа отвечает на один вопрос.)

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (ответы детей)

Прочитайте, какой вывод сделала Черепашка?

7. Рефлексия

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

8. Подведение итогов

Прочитайте еще раз задачи урока.

Проверьте, всё ли мы выполнили?

Домашнее задание

    Рабочая тетрадь: №2 (с.5).