Конспект урока по русскому языку на тему " правописание гласных на конце наречий". Особенности правописания о а на конце наречий

Урок русского языка в 4 классе

Кучмасова О.И. Учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 7имени Шуры Козуб с. Новоивановского»

Тема:

Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.

Планируемые результаты:

    предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;

    метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;

    личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

    проектор, компьютер, презентация;

    стенд с планом урока;

    карточки для работы в группах,

    алгоритм работы по правилу,

    треугольники /карточки для рефлексии и самооценки/,

    карточки с домашним заданием,

    солнце и тучка.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Начинаем наш урок.

Прочитайте пословицу (Слайд 2 ):

Выучишь правило – выполнишь ….. задание.

Какое слово пропущено? (верно)

Какой частью речи оно является? (наречие)

В тетради запишите число и спишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.

Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять). (Слайд 3)

2. Планирование учебной деятельности

Исходя из вышеизложенного, давайте познакомимся с планом сегодняшнего урока (на стенде).

    Повторение: такие разные наречия

    Время открытий

    Составление алгоритма действий

    Применение нового правила

    Такие нужные наречия (составление предложений с использованием наречий)

    Подведение итогов

3. Актуализация знаний :

1) работа по карте «Город НАРЕЧИЙ» (Слайд 4)

Что мы уже знаем о наречиях?

    Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и признак предмета.

    Наречия отвечают на вопросы где? когда? как? зачем? в какой мере?

    Наречия образуются от качественных имен прилагательных и от формы творительного падежа имен существительных.

    Наречия не изменяются.

    Наречия примыкают к главному слову и могут пояснять глагол, имя прилагательное, реже имя существительное.

    Наречия чаще всего в предложении являются обстоятельствами, но иногда могут быть определением.

    Чаще всего наречие поясняет глагол, реже прилагательное или существительное.

К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает? (Слайд5)

Каким членом предложения является слово верно в пословице?

2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм (Слайд 6)

Замените фразеологизм наречием:

    Рукой подать (близко)

    За тридевять земель (далеко)

    Положа руку на сердце (честно)

    В два счета (легко)

    На вес золота (дорого)

Самопроверка.

Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)

4. Знакомство с темой урока: выявление места затруднений (Площадь Грамотности)

Настало время познакомиться с темой урока.

Почему часть улиц, ведущих на площадь Грамотности зеленые, а другие белые? (известные и неизвестные правила) (Слайд7)

Какие орфограммы, встречающиеся при написании наречий, мы знаем? (безударные проверяемые гласные, парные и непроизносимые согласные, правописание приставок) (Слайд 8)

А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом. Как вы думаете, в какой части слова встретится это правило? В суффиксах или в окончаниях наречий?

Я очень надеюсь, что вы сможете раскрыть тайну правописания суффиксов наречий. (Слайд 9)

5. «Время открытий» (работа в группах по построению проекта выхода из затруднений) (Слайд 10)

Вы будете совершать свои открытия в группах по 4 человека.

Посмотрите на экран. На слайде наречия разбиты на 3 столбика. Каждая группа должна ответить на свой вопрос. В случае затруднения можно воспользоваться подсказками.

запросто

засветло

издалека

докрасна

1 группа :

(нет приставок, оканчиваются на –о)

Подсказки (1 группа)

2 группа :

(есть приставки в-, на-, за-, оканчиваются на –о)

Подсказки (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

3 группа :

(есть приставки с-, из-, до-, оканчиваются на –а)

Подсказки (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

4 группа : сух_, досух_, насух_.

Подсказки (4 группа)

5 группа : Распределить по столбикам слова дочист_, чист_, начист_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

Подсказки (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

6 группа :

Подсказки (6 группа)

Ответы докладчиков. (Слайды 11-17)

6. Физминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись!

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели.

7. Составление алгоритма действий по правилу (Слайд 18)

Давайте обобщим все сказанное и составим алгоритм действий по правилу.

От чего зависит написание суффиксов –о и –а на конце наречий? (от приставок)

Какой вопрос поможет начать рассуждать? (Есть ли у наречия приставка?)

Если у наречия нет приставки, какой суффикс надо писать? (-о)

Какой вопрос мы задаем, если у наречия есть приставка? (Какая приставка?)

Если у наречия есть приставки за-, на-, в-, какой суффикс надо писать? (-о)

Какие приставки указывают на суффикс –а? (из-, до-, с-)

/Выключить проектор!/

8. Применение правила

Работа по учебнику:

Откройте учебник на странице 68, найдите значок «Тайны языка».

Можно ли сказать, что эта тайна для нас уже раскрыта?

Давайте выполним упражнения из учебника. В случае затруднений пользуйтесь

алгоритмом на карточке.

1) с.68 упр.1 – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа с объяснением)

2) с.68 упр.2 – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде (Слайд 19)

/Включить проектор для проверки!/

3) с. 69 упр.3 – Включение в систему знаний (работа в парах)

4) * Докажите, что вы запомнили правило. Работа в рабочей тетради на печатной основе: с.12 упр.1 – дополнить правило

9*. Составление предложений/ Рефлексия (Слайд 20)

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (М.Горький)

Возьмите, пожалуйста, «волшебный» треугольник того цвета, который соответствует вашему настроению на уроке.

Допишите предложения, вставляя подходящие наречия (рефлексия). Старайтесь употреблять разные наречия, избегать слова «хорошо». Можете воспользоваться наречиями на слайде. (Слайд 21)

10. Подведение итогов

Вспомним, какие задачи ставили на урок. (Слайд 22) Достигли?

Какие пункты плана мы не выполнили?

Какую тайну открыли?

Прикрепите на доску желтые треугольники, как лучи солнца, и голубые треугольники, как капли дождя из тучки.

Посмотрите на слово известно и доверчиво. (Слайд 23) Почему они не подчиняются нашему алгоритму?

Посмотрите на улицу «Правописания суффиксов наречий». (Слайд 24) Что вы заметили? (Она еще не вся зеленая. Значит, мы еще не все знаем о правописании суффиксов наречий.)

Но об этом мы узнаем завтра… А если найдутся желающие разгадать эту тайну сегодня – я буду рада.

11. Домашнее задание (Слайд 25)

    Вставить пропущенные буквы на карточке

    (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)

    * А почему??? - Попытаться объяснить написание слов известно и доверчиво (по желанию)


«Алгоритм»


быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для групп»

1 группа

Что общего в составе слова у наречий 1-ого столбика?

2 группа

Что общего в составе слова у наречий 2-ого столбика?

_________________________________________________________

3 группа

Что общего в составе слова у наречий 3-его столбика?

_________________________________________________________

4 группа

сух_, досух_, насух_.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

_________________________________________________________

5 группа

Распределите по столбикам слова дочист_, чист_, начист_.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

_________________________________________________________

6 группа

Определите общее между наречиями каждого столбика.

Попробуйте предположить, когда на конце наречий пишется –о, а когда –а.

Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист_треугольник 2 сторона»

Оцени свою работу на уроке

напротив утверждения.

Я знаю

Я умею

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Оцени свою работу на уроке

Поставь знаки «+», «-», «+/-»

напротив утверждения.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Оцени свою работу на уроке

Поставь знаки «+», «-», «+/-»

напротив утверждения.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Просмотр содержимого документа
«Подсказки для групп»

Советы (1 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

________

Советы (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

Советы (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

Советы (4 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

__________________________________________________________

Советы (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

__________________________________________________________

Советы (6 группа)

1. Есть ли приставки у наречий каждого столбика? Если есть, то какие?

2. Какой суффикс пишется на конце наречий каждого столбика?

3. От чего зависит написание суффиксов на конце наречий?

Просмотр содержимого презентации
«Гласные О-А на конце наречий»


Русский язык

4 класс

Правописание гласных на конце наречий

Кучмасова О.И.,

учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб

с. Новоивановского»



  • повторить
  • выучить
  • применять

Город Наречий

Башня

Постоянства

Замок Наречий

Улица Друзей

Дом образования

Наречий

Площадь

Грамотности


как?


  • Рукой подать – бли з ко
  • За тридевять земель – д а л е ко
  • Положа руку на сердце – чес т но
  • В два счёта – л ег ко
  • На вес золота – дор о го




«Время открытий»

близко

вправо

далеко

честно

влево

издалека

изредка

направо

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

изредка

направо

легко

дочиста

набело

запросто

досыта

засветло

слева

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

издалека

влево

честно

направо

изредка

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

запросто

досыта

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

далеко

вправо

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

досыта

запросто

сух о

засветло

слева

снова

насух о

досух а


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

запросто

досыта

засветло

сух о

слева

снова

насух о

досух а


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

издалека

влево

честно

изредка

направо

легко

дочиста

набело

запросто

досыта

слева

засветло

сух о

снова

насух о

чист о

досух а

начист о

дочист а


«Время открытий»

близко

далеко

вправо

издалека

влево

честно

изредка

направо

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

сух о

снова

насух о

чист о

досух а

начист о

дочист а


Составление алгоритма действий

Есть ли в слове приставка?

Какая приставка?


Упражнение 2

затемн о , издавн а , сначал а , досыт а , задолг о , дочерн а , запрост о


«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький



  • повторить изученные правила о наречии
  • выучить правило «Правописание гласных –о и –а на конце наречий»
  • применять правило на письме

известно

доверчиво



Домашнее задание

  • Работать по карточке
  • (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)
  • * А почему???

Тема: Правописание гласных на конце наречий.

Цель: формирование навыков правописания гласных О, А, на конце наречий.

Задачи:

1) Самостоятельно получить сведения о правописании гласных на конце наречий с приставками в-,на-, за-, из-(ис-) . до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий.

2) Развивать умение сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно применять правила правописания гласных на конце наречий, навык самостоятельной работы,коллективных способов обучения, как средства формирования учебной деятельности.

3) Воспитывать внимательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу.

Тип урока: урок умений инавыков

Оборудование: для учителя: мел доска учебник УМК «Школа 21 века»,словарные слова.

Для обучающихся: учебник, тетради, словари, журнал «Миша»

Ход урока.

этапы

Дя-ть учителя

примечание

Организационный момент

Давайте улыбнемся друг другу!

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что нам всем этот урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю вам творческих успехов и удачи

Словарно-орфографическая работа

1.Мин чистописания.

2. Мозговой штурм.

Сколько звуков в слове «петь»?

Сколько букв в названии нашей страны?

Назовите синоним к слову финиш.

Назовите главные члены предложения?

Назовите 5 приставок

Назовите неизменяемую часть речи?

Назовите лишнее слово: аккуратно, наверху, бегут, налево, направо, вместе.

Что еще можно сказать об этих словах?

Запишите словарные слова.

Назовите антоним к выражению «в час по чайной ложке»

Что значит шиворот -навыворот?-

Знать назубок-

Знание назубок сегодняшней темы, поможет нам писать сочинения, диктанты без ошибок.

ОАОА

6 Россия

Конец

Подлежащее сказуемое

В из за над под

Наречие

Бегут

Сл слов

Сломя голову

Наоборот

Знать хорошо

Введение в тему

А что за тема урока постарайтесь догадаться, послушав стихотворение:

Горько, кисло, сладко, вкусно, тяжело, печально,грустно, вправо, влево, глубоко, справа слева высоко.

К какой части речи относятся слова?

Что вы знаете о наречие? Что еще хотите узнать?

А мы сегодня узнаем от чего зависит написание гласных О и А на конце наречий.

Наречие

Работа по теме урока.

У наречий много секретов давайте разгадаем один из них.

1 Спишите наречия. :Добела, заново, докрасна, издавна, начисто, влево, вправо, издалека., снова, справа.

2 Выделите приставку, и суффикс.

3 Распределите их на 2 группы.

По какому признаку распределили? От чего же зависит правописание гласной на конце наречий?

С.41 правило.

4 сценка. (1 ученик с места выкрикивает) НавзаО и досизА! НавзаО и досизА!

Замечательная штука!

Что это ты придумала?

Это не я придумала.В Журнале «Миша» я прочитала советы мудреца. Этот мудрец советует заучить два волшебных слова. Они помогают запомнить что в наречиях с приставками НА, В, ЗА пишется на конце буква О, а в наречиях с приставками до, С, Из, на конце пишется буква. ведь ловко придумано.

Да неплохо придумано.Но и у меня есть еще один секрет.Достаточно взять слово ОКНО. С таким предлогом, как приставка у наречия, и разу определишь, О или А. Налево- на окно, засветло- за окно, издавна- из окна

На, за в - О

Из до с-А

в) Выводы детей. в наречиях приставками

Из, -до, -с, пишется суффикс -а;

С приставками -на, - за, -в, суффикс о.

На, за в - О

Из до с-А

Закрепление

1.Работа по учебнику.с 41 упр2

2. Под диктовку. запись предложения:

Справа от дороги лежали большие камни. Синтаксический разбор

. (невоск, повеств, распр, грамматическая основа- камни лежали.)

Итог урока

Какой секрет вы сегодня сумели разгадать?

Чем был интересен урок?

Дом задание.

С.42 упр.2

Приложение №1

Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.

Где раки зимуют

Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.

Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.


Гласные а и о на конце наречий

Наречия с приставками в-, за-, на-, имеют на конце букву о , а наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- имеют на конце букву а . Например: вправо, засветло, накрепко; досыта, изредка, снова .

Такие наречия образованы от прилагательных приставочно-суффиксальным способом, и их нужно отличать от наречий, имеющих такие же приставки, но образованных суффиксальным способом: изустно (изустный), дословно (дословный), исправно (исправный) .

Наречия на шипящую

На конце наречий после шипящих пишется ь.

Например: наотмашь, настежь, прочь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж .

Всего в русском языке существует 9 наречий на это правило : настежь, напрочь, сплошь, прочь, невмочь, наотмашь, навзничь, вскачь, точь-в-точь. Можете просто выучить эти слова. Но если добавится какое-то новое слово с шипящим на конце, оно должно будет писаться по приведённому правилу.

Не и ни в местоименных отрицательных наречиях

В отрицательных наречиях под ударением пишется не , без ударения - ни, в обоих случаях это приставки и пишутся они слитно: негде, нигде, некуда, никуда, некогда, никогда, неоткуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, незачем (бесцельно); также нимало, ничуть.

Например: не"когда заниматься пустяками – никогда" не занимался пустяками; летом не"где было играть – дети нигде" не играли; не"откуда ждать известий – ниотку"да не приходили известия. Смотри также Употребление частицы НЕ и Употребление частицы НИ

Буквы н и нн в наречиях

Слитное написание наречий

1. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с наречием, например: донельзя, навсегда, насквозь, позавчера, извне, навряд ли, послезавтра .

Примечание 1. От таких наречий следует отличать раздельно пишущиеся сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных. Ср.: Назавтра больной почувствовал себя лучше (почувствовал когда?, в значении наречия). - Заседание назначено на завтра (назначено на какое время? на когда?, в значении существительного).

2. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными, например: вдвое, втрое, вчетверо, надвое (но: по двое), натрое (но: по трое, также по одному ).

3. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с краткими прилагательными, например: влево, задолго, намертво, докрасна, издавна, справа, подолгу, попусту, неподалеку .

Примечание. Различается слитное написание некоторых наречий этого типа и раздельное написание предложно-именных сочетаний. Ср.: Народу помногу ежедневно здесь бывает. - Он не бывает здесь по многу месяцев (наличие управляемого слова).

4. Пишутся слитно наречия, образованные соединением предлогов с полными прилагательными и местоимениями, например: вплотную (подойти), врассыпную (броситься), вручную (сделать), вслепую (бродить), втёмную (играть), вчистую (получить отставку), вничью (сыграть), вовсю (размахнуться), напропалую, наудалую, наверное, впервые.

Примечание. Пишутся раздельно наречия этого типа, составленные из предлога в и прилагательного, начинающегося с гласной, например: в открытую, в общем .

5. Слитно пишутся наречия, образованные соединением предлогов с существительными, например: вперед, сбоку, подчас, воочию, встарь, взапуски, наугад, вдобавок, наоборот, поневоле, всмятку, вприсядку .

К наречиям этого типа принадлежат:

а) Слова с различными наречными значениями, имеющие в своем составе такие существительные или такие именные формы, которые в современном литературном языке не употребляются: вблизи, вдоволь, вдогонку, вдребезги, взаймы, взамен, взаперти, взапуски, взасос, взашей, вкось, вкривь, внаймы, внутри, внутрь, воочию, восвояси, вперевалку, вперегонки, впереди, вперемежку, вперемешку, вплавь, вповалку, впопыхах, вприглядку, впроголодь, впросак, впросонках, вразвалку, врасплох, врозь, всерьез, вскачь, вскользь, всмятку, встарь, втихомолку, второпях, втридорога, вчуже, дотла, замуж (от старой формы вин. пад.), запанибрата, изнутри, искони, исповедь, исподлобья, исподтишка, испокон, ucnoлу, исстари, набекрень, наперекор, навзничь, навзрыд, навыворот, назади, наземь, наизусть, наискосок, наискось, наобум, наотмашь, наперегонки, наперекор, наперерез, наперечет, наповал, напрямик, нарасхват, наружу, насмарку, настежь, настороже, натощак, наугад, наутек, начеку, наяву, невдомек, невзначай, невмоготу, невпопад, оземь, поделом, позади, понаслышке, пooдаль, поперек, пополам, пополудни, сдуру, сзади, снаружи, спозаранку, спросонок, спросонья, чересчур и т. п .

б) Слова с различными наречными значениями, если между предлогом (приставкой) и существительным, из которых образовалось наречие, не может быть без изменения смысла вставлено определяющее прилагательное, местоимение, числительное или если к существительному не может быть поставлен падежный вопрос: вдобавок, вброд, влет, вволю, вволюшку (наесться), взатяжку (курить), вконец (измучиться), вместе, вмиг, внакидку (носить пальто), внакладе, вновь, воистину, вокруг, вослед, вперебой, вперегиб, вплоть, впору (костюм), вовремя (приехать), впоследствии, вполовину, вправду, вправе (поступить так), впрок, вразбивку, вразброд, вразнобой, вразрез, вразрядку, врастяжку, вряд ли, вскорости, вслух, всухомятку, втайне, въявь, задаром, замужем, зараз, кряду, кстати, набок (надеть шляпу), навстречу, навыкат, навылет, навынос, навыпуск, навырез, навытяжку, наголову (разбить), назло, назубок (выучить), наизнанку, накануне, наконец, налицо, наоборот, наотрез, наперебой, наперевес, наполовину, наперерыв, наперехват, напоказ, напоследок, например, напрокат, напролет, напролом, нараспашку, нараспев, наряду, насилу, насмерть (стоять; но: не на жизнь, а на смерть), наудачу, наутро (вернуться), начистоту, невмочь, обок (жить), отроду, отчасти, побоку, подряд, подчас, поневоле, поодиночке, поутру, сбоку, слишком, сплеча (рубить), сразу, сроду, сряду .

Примечание 1 . Многие из указанных слов в зависимости от контекста (наличия пояснительных слов) и значения выступают в качестве сочетания предлога с существительным и пишутся раздельно. Ср.: перейти вброд - вступить в брод; быть вправду (на самом деле) счастливым - верить в правду; вправе действовать именно так - не сомневаться в праве поступать так; разбить наголову - надеть на голову; действовать втайне (тайно) - хранить в тайне (в секрете); выучить назубок - подарить на зубок; сделать назло - жаловаться на зло и несправедливость; говорить врастяжку (растягивая слова) - отдать сапоги в растяжку (ср.: в повторную растяжку), склониться набок - повернуться на бок (ср.: на правый бок), сбоку припека - с боку на бок; жить обок - жить бок о бок; стоять насмерть - идти на смерть; вернуться наутро (утром) - перенести на утро; не видеть отроду - тридцать лет от роду; слишком много - три метра с лишком; вразрез с чужим мнением - попасть в разрез на руке.

в) Слова с пространственным и временным значением, имеющие в своем составе существительные верх, низ, перед, зад, высь, даль, век, начало, несмотря на возможность постановки перед некоторыми из них определяющего слова: вверх, вверху, кверху, доверху, наверх, сверху; вниз, внизу, книзу, донизу, снизу; вперед, наперед; назад; ввысь; вдаль, вдали, издали; ввек, вовек, вовеки, навек, навеки; вначале, сначала; но при наличии пояснительных слов к соответствующим существительным указанные слова пишутся раздельно, например: на верх горы, в высь поднебесную, в даль степей, в дали голубой, во веки веков, на веки вечные, в начале жизни, с начала учебного года .

Примечание 1 . Возможность вставки определяющего слова (ср.: вверх - в самый верх) не обозначает их раздельного написания. Раздельно эти слова пишутся только при наличии в самом предложении пояснительного слова к указанным существительным или по смыслу контекста, например: к низу платья, в глубь океана, в даль туманную, в начале осени, во веки веков, на веки вечные, повторить урок с начала (т.е. «от начала», а не «сперва» ). Ср.: Науку изучают с азов, дружбу берегут с начала (пословица). Но: Нужно начать все сначала (в значении «заново, опять, еще раз»).

Примечание 2. Многие из приведенных в данном пункте слов могут употребляться в функции предлогов при управляемом существительном, и в этих случаях сохраняется слитное написание, например: Внизу двери виден был свет (т.е. свет шел из-под двери, а не освещал низ двери). Вверху письма стояла дата (воспринимается значение наречного предлога, а не предметное значение «верх письма»). Ср. также: быть наверху блаженства, чувствовать себя наверху благополучия (с переносным значением слова наверху), остановиться посередине дороги и т.д.

6. Слитно пишутся многие наречия профессионального характера и разговорного стиля с приставкой в- и конечным слогом -ку, например: вдогонку, взатяжку, внакатку, внакидку, внакладку, вперебежку, вперебивку, вперевалку, вперевертку, вперегонку, вперемежку, вперемешку, вповалку, вподборку, впригвоздку, впригибку, вприглядку, впридрайку, вприжимку, вприкатку, вприклейку, вприключку, вприковку, вприкормку, вприкрышку, вприкуску, вприпрыжку, вприрезку, вприскочку, впристружку, вприсядку, впритворку, впритирку, впритычку, вприхватку, вприхлебку, вприхрустку, вприщурку, вразбивку, вразброску, вразвалку, вразмашку, вразрядку, враскачку, враскрутку, враструску .

Пишутся раздельно: в насмешку, в рассрочку ; также в диковинку (другого образования) и разные сочетания, в которых существительное начинается с гласной буквы (в обтяжку и др.).

Дефисное написание наречий

1. Пишутся через дефис наречия с приставкой по- оканчивающиеся на -ому, -ему, -ки, -ни, -ьи, например: работать по-новому, пусть будет по-вашему, советовать по-дружески, говорить по-французски, хитрить по-лисьи; по-видимому, пo-пустому, по-прежнему, а также пo-латыни.

Примечание 1. Приставка по- пишется слитно, если в состав наречия входит краткое прилагательное на у (подолгу, помаленьку), с суффиксом -еньку, -оньку (помаленьку, потихоньку) или сравнительная степень (побольше, почаще).

Примечание 2. В наречиях с приставкой по-, образованных от сложных прилагательных с дефисным написанием, дефис пишется только после приставки, например: по-социалдемократически, по-унтерофицерски.

Постарайтесь не перепутать наречие и прилагательное. Сравните: оделся по-осеннему. По осеннему льду ходить опасно.

2. Пишутся через дефис наречия на -ых, -их с приставкой в- (во-), образованные от порядковых числительных, например: во-первых, в-четвертых, в-седьмых, в-последних (последнее написание – по аналогии с такими, как предыдущие).

3. Пишутся через дефис неопределенные наречия с частицами -то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, например: когда-то, откуда-либо, как-нибудь, кое-где, все-таки .

4. Пишутся через дефис наречия, образованные повторением того же самого слова или той же основы, а также сочетанием двух синонимических или связанных по ассоциации слов.

Вот наиболее полный список этих слов:

шиворот-навыворот, полным-полно, светлым-светло, любо-дорого, волей-неволей, сильно-сильно, всего-навсего, худо-бедно, мало-мальски, давным-давно, точь-в-точь, еле-еле, едва-едва, крест-накрест, подобру-поздорову, как-никак, чуть-чуть, туго-натуго, мало-помалу, не сегодня-завтра, шито-крыто, с бухты-барахты, тихо-смирно

5. Пишется через дефис технический термин на-гора .

Раздельное написание наречных сочетаний

1. Раздельно пишутся наречные выражения, состоящие из двух повторяющихся существительных с предлогом между ними: бок о бок, с глазу на глаз (по аналогии: один на один).

2. Раздельно пишутся наречные выражения с усилительным значением, образованные сочетанием двух одинаковых существительных, из которых одно стоит в именительном падеже, другое - в творительном, например: дело делом, честь честью, чудак чудаком .

3. Раздельно пишутся употребленные в наречном значении сочетания имен существительных с предлогами:

  • без: без ведома, без запроса, без обиняков, без оглядки, без отказа, без просвета, без просыпу, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали;
  • в: в дым, в лоск, в стельку (пьяный), в подбор, в придачу, в складчину, в старину, в стык, в тупик, в тупике;
  • до: до зарезу, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду ;
  • за: за полночь ;
  • на: на бегу, на весу, на виду, на лету, на скаку, на ходу; на вес, на вид, на вкус, на глаз, на глазок, на грех, на диво, на зависть, на ощупь, на редкость, на славу, на смех;
  • от: от силы (три килограмма и т.п.);
  • по: по старинке;
  • под: под стать, под уклон, под хмельком, под шумок;
  • с: с ведома, с кондачка, с маху, с наскока, с панталыку (сбиться), с разбегу, с разгона, с размаху, с ходу.

Так же пишутся наречные сочетания предлогов в и на с существительными во множественном числе, обозначающие местонахождение, время, состояние (физическое и душевное): в головах, в ногах, на днях, на радостях, на рысях, на сносях, на часах (стоять).

Раздельно пишутся сочетания предлога на с неизменяемыми частями речи (частицами, междометиями), если они выступают в функции наречий: на авось, на нет (свести на нет), на ура, на фуфу .

4. Пишутся раздельно наречные сочетания, состоящие из предлога в и существительных, начинающихся с гласной буквы: в обмен, в обрез, в обхват, в упор, в одиночку, в открытую .

5. Пишутся раздельно употребленные в роли наречия сочетания имен существительных с различными предлогами, если существительное в определенном значении сохранило хотя бы некоторые падежные формы.

Например: в насмешку, с насмешкой; за границу, за границей, из-за границы (но: торговля с заграницей - от существительного заграница), на дом, на дому; на карачки, на карачках; на корточки, на корточках; на цыпочки, на цыпочках; на запятки, на запятках; на поруки, на поруках; на память, по памяти; на руку, не с руки; на совесть, по совести; под мышку, под мышкой, под мышки, под мышками, из-под мышек (но: подмышки); под спуд, под спудом.

То же, если существительное употреблено в переносном значении, например: крикнуть в сердцах (в гневе), ругать за глаза (заочно) .

6. Раздельно пишутся сочетания отрицаний не и ни с предложными формами существительных, например: не в меру, не в зачет, не под силу, не по вкусу, не к добру, ни на йоту, ни за грош, не к спеху .

В случаях затруднений в правописании наречий, образованных соединением предлога с именами существительными, следует обращаться к орфографическому словарю.

В курсе «Орфография по правилам» вы найдёте интерактивные упражнения на правописание наречий. >>>

Степени сравнения наречий

Наречие

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастный оборот

Деепричастие как особая форма глагола

Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Пропев до конца песню , раненые начали петь ее сначала.

Голубь, увидя детей , взлетел вверх.

Он что-то писал, наклонив голову .

Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:

1. с основой, состоящей из одних согласных:

шьют, льют, жмут, ткут;

2. с основой на г, к:

бегут, текут;

3. с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопр. формы на з, с, ст, х:

мажут - мажут.

Вопросы, на которые отвечают наречия Значение наречий Примеры
Как? Каким образом? образа действия Быстро, медленно, прочно, хорошо, по-хорошему, вслух, наизусть, пешком, никак, ...
Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? времени Сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным-давно, зимой, ...
Где? Куда? Откуда? места Вверху, внизу, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади, ...
Почему? Отчего? причины Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, потому, поэтому.
Зачем? С какой целью? Для чего? цели Нарочно, назло, незачем, затем, зачем.
Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени? В какой мере? меры и степени Очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва-едва, почти, дважды, ...


Ь на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется ь:

прочь, вскачь, невмочь, наотмашь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

-Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е)

НЕ и НИ в наречиях

Мягкий знак на конце наречий

На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак : вскачь , наотмашь , настежь . Исключения : уж, замуж, невтерпёж.

2. Буквы а, о на конце наречий

Почему надо писать слева , но налево ? Правило очень простое: написание букв а и о на конце наречий зависит от приставки.

На конце пишем -а На конце пишем -о если наречие имеет приставку с-, до-, из- если наречие имеет приставку в-, за-, на- с лева , до суха , из давна в право , за светло , на лево

3. Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях

Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно .

Под ударением пишется не- : не́ где, не́ куда, не́ когда, не́ откуда .

Без ударения пишется ни- : ни гд е́, ни кудá, ни когдá, ни откуда .

4. Дефисное написание наречий:

Ø Ù Ù Ù по + ки, ому, ему Ø Ù Ù во + ых, их кое-, -то, -либо, -нибудь повторение основ по-немецки по-новому по-весеннему во-первых во-вторых в-третьих кое-где куда-то где-либо когда-нибудь чуть-чуть мало-помалу как-никак точь-в-точь Надо учиться! ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№1 Выпишите из предложений только наречия.

1. Лошадь сразу пошла вскачь.

2. Было далеко за полночь.

3. Утром она распахнула настежь окно.

4. Чёрные тучи, сплошь покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь.

5. Мимо прошёл последний вагон, и поезд покатился прочь.

6. Уж небо осенью дышало.

7. Терпели целый месяц его выходки, а потом стало невтерпёж.

8. Он споткнулся о камень и упал навзничь.

№2 Перепишите наречия в два столбика, выделите приставки.

На конце пишем -а На конце пишем -о

Налев…, направ…, слев…, издавн…, снов…, надолг…, запрост…, сызнов…, досыт…, изредк…, вправ…, влев…, засветл…, дотемн…, справ…

№3 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Поставьте ударение в наречиях.

1. (не, ни)где (не)увид..л;

2. (не, ни)где встретит…ся;

3. (не, ни)куда пойти;

4. (не, ни)куда (не)пошёл;

5. (не, ни)когда (не)узнаеш…;

6. (не, ни)когда мне с вами разговаривать.

№4 Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями, в другой

– с прилагательными. Обратите внимание на разницу в написании.

Словосочетания с наречием Словосочетания с прилагательным верен по-прежнему (как?) по прежнему опыту (какому?)

1. пахнет (по)весеннему – (по)весеннему льду;

2. (по)вашему совету – пусть будет (по)вашему;

3. (по)старинному преданию – одет (по)старинному;

4. соглашайтесь (по)хорошему – (по)хорошему покрытию;

5. по(летнему) расписанию – одет (по)летнему;

6. сделал (по)своему – (по)своему проекту;

7. (по)моему мнению – всё равно будет (по)моему.