Парусный свод. Виды сводов зданий

ГОТИЧЕСКИЕ СВОДЫ. СТРЕЛЬЧАТАЯ ФОРМА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

В начале изучения средневековой архитектуры сильно преувеличивали значение стрельчатой арки и рассматривали ее даже как преобладающую черту готического искусства. Долгое время характерной для романского искусства считалась полуциркульная арка, для готики - надломленная, стрельчатая.

То, что мы говорили выше о романских сводах, и в частности о клюнийских, избавляет нас от необходимости вновь доказывать, что такое разграничение не имеет оснований: начиная с 1100 г., романские архитекторы широко применяли стрельчатую арку, выказывая удивительное понимание тех преимуществ, которые можно было извлечь из ее ослабленного распора.

Готические зодчие принимают ее из подражания; кажется, что они в течение некоторого времени даже не дают себе отчета в ее статических преимуществах: они применяют ее наряду с полуциркульной аркой; на рис. 165 ясно видно, какая идея руководила ими при этом сочетании. Рисунок этот изображает в общих чертах два здания, относящиеся к началу готического искусства: G - хор в Сен-Жермен де Прэ ; N - хор в Нуайоне .

Рис. 165

Рассмотрим сначала хор в Нуайоне (TV). В нижнем этаже, в трифории и в верхнем этаже - повсюду мы встречаем стрельчатую арку наряду с полуциркульной; переход от полуциркульной арки к стрельчатой объясняется желанием сохранить замки арок на одном уровне.

При этом в нижнем этаже стрельчатая арка встречается только в угловой части, где закругление заставляет сузить расстояние между опорами. В трифории начальный пролет, самый широкий, перекрыт полуциркульной аркой, остальные же пролеты перекрыты стрельчатыми, для того чтобы замки всех арок были на одном уровне.

В верхнем этаже пролеты по прямым частям плана перекрыты полуциркульными подпружными арками, а пролеты на закруглении - стрельчатые. В хоре церкви Сен-Жермен де Прэ (чертеж G) стрельчатая форма введена в трифории исключительно из декоративных соображений; но в двух главных этажах, в нижнем и в верхнем с высокими окнами, стрельчатая арка появляется только на закруглении, т. е. в том месте, где сближаются опоры.

И здесь единственной причиной ее появления служит желание дать аркам закругления высоту, приближающуюся к аркам прямой части плана: стремление выровнять замки арок, и ничего больше. Из-за такого же желания установить один уровень для щековых арок и арок диагональных романские архитекторы вводили стрельчатую форму в крестовые своды.

Когда готические зодчие будут строить крестовые своды на нервюрах, исходной точкой для них будет не щековая стрельчатая арка, а диагональная, и эта арка будет полуциркульного очертания.

Таким образом, полуциркульное, а не стрельчатое очертание является основным для готического свода; можно сказать, что до XIII в. стрельчатое очертание принимается скорее по необходимости, чем по желанию: только тогда, когда смелость замыслов заставляет использовать все средства для уменьшения распора, статические достоинства стрельчатой арки начинают играть решающую роль.

Ограничимся этими указаниями по поводу одного из архитектурных элементов, в сущности второстепенного, и перейдем к системам сводов, выбор которых оказывает влияние на общую экономику здания.

НЕРВЮРНЫЙ СВОД С НЕСВЯЗАННЫМИ РАСПАЛУБКАМИ, КАК ОСНОВНАЯ ИДЕЯ СИСТЕМЫ

Трудность возведения романских крестовых сводов заключается исключительно в кладке реберных замыкающих камней, связывающих части свода: малейшая ошибка лишает эти ребра устойчивости.

Эта трудность исчезла бы, если бы ребра свода поддерживались диагонально поставленными арками, которые образовали бы под ребрами нечто вроде постоянных кружал из камня. Тогда имела бы мало значения правильность перевязки швов, даже самая перевязка могла бы вовсе отсутствовать, и выполнение свода было бы одинаково просто, независимо от неправильностей плана, над которым он возводится.

Цепь, ведущая от романского свода к готическому, такова: готическая архитектура отбрасывает всякие заботы о кладке, добавляя к романскому своду нервюру под каждым его ребром; готический свод - тот же крестовый свод, распалубки которого независимы и поддерживаются нервюрами.

Способ возведения. - Рис. 166 дает представление об обычных приемах возведения готического свода: нервюры выложены из тесаного камня, распалубки выполняются из мелких камней, а забутка, поднятая до уровня пазух свода, не допускает деформации тонких распалубок.

Готические нервюры напоминают кирпичный каркас римских крестовых сводов. Но значение тех и других далеко не одинаково. У римлян каркас играет только временную роль: он предназначен воспринять часть нагрузки, приходящейся на кружала; по окончании работ он остается включенным в массу свода, а свод работает, как монолитное сооружение.

Зодчие готики придают нервюрам существенную и постоянную роль, - именно на них покоится свод; вместо того чтобы вводить нервюры в толщу массива, их выводят наружу, а самый массив заменяют легкими, нежесткими распалубками, почти не связанными между собой. Античный свод был инертным монолитом, готический - соединение нежестких распалубок на нервюрном скелете.

Усилия, возникающие в готических сводах. - При одном взгляде на рис. 166 выясняется характер возникающих в своде сил. Нервюры, выложенные более крупной кладкой, чем распалубки свода, дают меньшую усадку и образуют в массе свода как бы каркас, который принимает на себя большую часть нагрузки, вызывающую в нем силы сжатия, распространяемые по нервюрам и принимающие вертикальное направление.

В нервюрах сосредоточены главные усилия; их направление, по крайней мере теоретически, совершенно определенно.Затем следуют сравнительно второстепенные усилия, влияние которых, однако, должно быть отмечено: распалубки, расположенные на внешней покатой поверхности нервюр, имеют некоторое стремление к скольжению в направлении стрелки (рис. 166 ).

Последствия применения нервюрного свода. - Рассмотренные нами свойства нового свода позволяют уже теперь оценить значение этого нововведения. Благодаря нервюрам, основной распор строго локализуется. Нет никаких распределенных усилий, которые затемняли бы вопрос о расположении опорных столбов. Поэтому достаточно противодействия в тех местах, где действует распор.

Путем умелого расположения нервюр архитектор может направлять распор в те точки сопротивления, которыми он располагает; вся система уравновешивания - в его руках. Нервюрный свод не только позволяет разложить распор, чего нельзя было бы достичь никакими ухищрениями при обычной кладке, но он дает возможность даже уменьшить этот распор.

Крестовый свод неизбежно тяжел, потому что реберные камни образуют достаточную перевязку кладки только при условии их определенной толщины, а это обстоятельство влечет за собой значительную толщину всего свода.

Ни с чем этим мы не встречаемся в том случае, когда свод возводится на нервюрах. Свод, распалубки которого становятся лишь заполнением, приобретает крайнюю легкость; вместе с уменьшением тяжести уменьшается и распор, поэтому и элементы опоры могут быть менее мощными.

Наконец, вся конструкция теряет ту жесткость, которая неразрывно сопутствовала крестовому своду: в случае оседания нет больше оснований опасаться непоправимых трещин в кладке, все части которой взаимно связаны. Нервюрный свод, если можно так выразиться, гибок и изменчив: точки опоры могут оседать, устои - отклоняться, а нервюрный свод будет следовать за этими движениями.

Итак, на какую бы точку зрения ни становиться, применение нервюрного свода дает значительное упрощение и дополнительные гарантии: он является исходной точкой всех приемов, обеспечивающих уравновешивание, - приемов, которые дали возможность осуществить наиболее смелые попытки готического искусства. Если бы нужно было указать отличительную черту архитектуры, приходящей на смену романскому искусству, то такой чертой было бы не стрельчатое очертание, а нервюрный свод. Готическое искусство характеризуется не применением того или иного очертания арки, но самой идеей оригинальной конструкции, выделяющей из массы свода его активный остов.

ДЕТАЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ: ПРОФИЛИРОВАНИЕ, КЛАДКА, КРУЖАЛА
Профилирование. - Метод профилирования готического свода - тот же самый, что и для клюнийских крестовых сводов. Диагональная арка, носившая в средние века название «ожива» (augive) *, почти всегда полуциркульная; что касается щековых арок (doubleaux, tormerets), то им придают стрельчатое очертание, чтобы сделать их высоту приблизительно равной высоте диагональной арки.

Примечание: Augive - ожива - в буквальном переводе, если учесть латинский корень названия, означает вспомогательную, поддерживающую арку секции. Термин стрельчатой архитектуры, предложенный для готики некоторыми французскими специалистами, не удержался.

Это пояснено на рис. 167. Пусть ABCD будет прямоугольник, который требуется перекрыть сводом; диагональная арка «ожива», проходящая по диагонали АС, будет полукругом AS"С; щековые же арки будут стрельчатыми, как АЕ"В. Теперь остается расчленить на сектора части заполнения.

Рассмотрим распалубку ASE. Диагональную полуарку AS" и щековую полуарку АЕ" разделяют на одинаковое число равных частей.

Пусть m, m ",..., u, u "... будут горизонтальными проекциями точек разделения: прямые линии m u, m " u "... являются проекциями на план швов кладки; в вертикальной проекции эти линии швов кладки будут слегка изогнутыми, так что каждый сектор образует маленький, очень плоский сводик, перекинутый между диагональной и щековой арками.

Таково нормальное профилирование. Приведем в виде исключения несколько редко встречающихся сводов, в которых диагональная арка не строго полуциркульная. В ранний период готического искусства мы встречаем в сводах Морианваля диагональную арку пониженную, овального очертания. В XIII в., в соборах Шартра * и Реймса, диагональные арки были повышенными, овального очертания.

Примечание: Шартрский собор возник в своей готической форме после пожара 1191 г., почти уничтожившего построенный за 60 лет до того романский храм. В 1220 г. закончено покрытие сводов, в 1260 г. собор освящен. Он имеет 130 м длины, ширина трансепта 61 м, высота 36,55 м, левая башня достигает в высоту 115 м. Скульптура Шартра исключительно важна по своим контрастам и с более ранней полуроманской пластикой XII в. и с развитой готической скульптурой XIII в. См. Мег1еt R., La cathedrale de Chartres, Paris 1909.

Детали кладки: опорная часть клинчатая и опорная часть в виде «подушки». - В самых ранних готических сводах нервюры сверху донизу выложены из клинчатых камней и независимы одна от другой до самого низа (рис. 168, А ).

Чтобы установить пучок таких независимых нервюр, нужна довольно широкая опорная поверхность, сравнительно массивный опорный устой. Часто, чтобы сжать этот пучок, нервюры как бы переплетали, утоняя их к основанию; но это были только попытки выйти из затруднения.

Решение этой трудной проблемы было найдено лишь к XIII в. и заключается в том, что нижние ряды кладки пучка нервюр выложены в виде «подушки», т. е. горизонтальными рядами цельных камней.

На рис. 168 сопоставлены оба последовательных приема кладки опорной части свода:
На чертеже А нервюры, начиная с самого основания, независимы от опорного устоя, в котором сделаны выемки для их установки. Вместо того, чтобы опереть уже разветвившийся пучок нервюр на сделанные в устое уступы, уширяли кверху самый устой (черт. В); нервюры ответвляются только в тот момент, когда уширение устоя уже достаточно велико, чтобы служить для них основанием. Таким образом не только избегают выемки в устое, но и клинчатая часть кладки нервюр, вызывающая распор, оказывается уменьшенной на высоту подушки: в действительности повышается опорный столб, уширяясь до уровня N, и только на этом уровне начинается та часть сооружения, которая удерживается в равновесии соответствующей игрой сил.

Подушки по всей высоте представляют собой как бы переплетение нервюр; по подлинному чертежу, воспроизводимому Уиллисом *, профилировка подушки сводится к следующему:

Примечание: К работам английского ученого архитектора Уиллиса, цитированным в примечаниях к главе третьей, здесь следует добавить: Willis R., The architectural History of Cambridge, 1886.

Довольствуются тем, что размечают по габаритам нервюр верхнюю и нижнюю поверхности блока (рис. 169, М ); полученный таким образом на поверхности контур ограничивает ту массу камня, которую надлежит оставить; все, что выступает за линии, отесывается.

Если рассуждать теоретически, этот прием дает только приблизительные результаты: прикладывая к горизонтальным плоскостям сечения а, Ь, с один и тот же профиль по ширине, получают нервюру (N), сечение которой деформировано (деталь X).

Избежать этой неправильности нетрудно, но в большинстве случаев каменщики удовлетворялись приблизительным чертежом, получаемым при помощи этого упрощенного способа.

Опорные части нервюр в виде подушки, как мы уже говорили, встречаются только, начиная с XIII в. В нефе собора Парижской Богоматери , законченном около 1220 г., мы не встречаем еще этих опорных подушек. В Суассонском соборе, заложенном приблизительно в то время, когда заканчивался собор Парижской Богоматери *, все опорные части нервюр уже выложены в форме подушек.

Примечание: Собор в Суассоне заложен около 1180 г. Около 1200 г. построены неф и хор; в 1212 г. уже можно было совершать службу. Ср. Le fёvrе - Роntalis, Architecture religieuse dans l"ancien diocese de Soissons». 1894.

Кружальный способ. - Готические своды, распалубки которых изогнуты в разных направлениях, казалось бы, заставляли применять довольно сложную систему кружал; в действительности последние отличались крайней простотой.

Опыт реставраторов французских готических памятников показал, что в тех случаях, когда пролеты сводов не особенно велики, можно обойтись одной кружальной фермой под каждой нервюрой и вывести сектора заполнении при помощи одних только раздвижных небольших кружал, как это показано на чертеже С (рис. 170 ).

Применялся ли этот остроумный способ в средние века? Бесспорных данных у нас не имеется. Во многих сводах, в том числе и сводах погребов в Провэне, сохранились отпечатки опалубки, на которой выкладывались их заполнения. Часто пролет секторов кажется слишком значительным, а стрела их слишком малой для того, чтобы можно было обойтись одними раздвижными кружалами.

Наконец, встречаются своды, нервюры которых расположены не в одной вертикальной плоскости и которые, следовательно, не могли быть выполнены на простых деревянных фермах.

В качестве примера мы приводим на рис. 170, В план нервюр кольцевых галерей собора в Бурж *. Здесь, очевидно, в качестве кружал понадобился широкий ровный настил, своего рода временные подмости, на которые укладывались клинчатые камни свода.

Примечание: Городской собор Буржа начат стройкой около 1175 г. и освящен в 1324 г. Длина плана 118 м, ширина 50 м, высота внутри 38 м. Собор не имеет трансепта, в остальном наиболее близок к собору Парижской Богоматери. См. Воinet, La cathedrale de Bourges, Paris 1911.

Если для выкладки распалубок и пользовались небольшими кружалами, то их помещали именно на таких временных подмостях, а не на неудобных нервюрах; более вероятно, что пользовались сплошной опалубкой, и эта опалубка устраивалась совершенно просто, как указано на чертеже А.

Рис. 171 поясняет конструкции кружал, принятых для самых обыкновенных сводов готических соборов: каждая нервюра S зажата между двумя ребрами деревянных ферм, являясь их составной частью; от одной фермы к другой идет настил требуемых очертаний, на который укладываются бутовые камни заполнения.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture

Свод- пространственная конструкцция с постоянным криволинейным профилем и прямолинейными направляющими. Две из которых как правило служат опорами. Профиль свода может быть очерчен любой выпуклой кривой.

Виды деревянных сводов. Деревянные своды оболочки из клееной древесины. Применяют два типа: тонкостенный из нескольких слоев склееных досок и гладкий клеефанерный.

Определение кружально-сетчатого свода. Его конструкция и узлы. сетчатая цилиндрическая оболочка, образованная двумя системами пересекающихся кружал, направленных под углом к образующей свода и собранных из отдельных стержневых элементов – косяков.

циркульный или стрельчатый свод с дугой постоянно кривизны. Пролеты кружально-сетчатого свода достигают 50 м.
Для нашего сортамента лесных материалов предельный пролет - 25 м. Отношение стрелы подъема к пролету
свода принимается f/l > 1/7, а отношение высоты сечения к пролету h/l = 1/100, в стрельчатых кружально-сетчатых сводах f/l >.1/3 , f1/l1 > 1/15

Узел сетки кружально-сетчатого свода состоит из трех косяков; один проходит, не прерываясь, через данный узел, а два других примыкают с некоторым смешением S к сквозному косяку примерно по середине его длины и соединяются болтами. Величина смещения должна быть минимальной и выбирается так, чтобы отверстия для болтов на концах косяков находились вне скошенной торцовой поверхности последних.
Отверстия для болтов делают с небольшим запасом, благодаря чему болты воспринимают только растягивающие усилия. Косяки
под влиянием продольной сжимающей силы в них, несколько смещаясь, вызывают натяжение болтов, создающее необходимое для жесткости узла трение.
В каждом узле срединная плоскость сквозного косяка проходит через нормаль к поверхности свода в узловой точке, что обеспечитвает вместе с постоянством радиуса кривизны свода стандартность элементов.
Косяки, идущие в одном направлении, образуют винтовую линию.

Развернутая поверхность покрытия, таким образом, делится на равные прямоугольные клетки. Пересечения диагоналей прямоугольников фиксируют положение узловых точек сетки покрытия.
Вся сетка покрытия вместе с торцовыми арками состоит из шести типов косяков Основные косяки, образующие средние узлы сетки, в зависимости от их направления разделяются на правые и левые, зеркально-похожие друг на друга и одинаковые по своим размерам.

Кружально-сетчатые своды часто решаются без применения болтов . В этом случае примыкание косяков друг к другу решается посредством врубок (безметальные кружально-сетчатые своды системы инж. Песельника). «на шипах»
Опирается кружально-сетчатый свод на мауэрлат. Распор воспринимается обычно затяжками из круглой стали. Сборка свода производится без кружал, с применением легких передвижных лесов, расставленных через 2-6 м.


28Определение куполов. Виды поверхности куполов. Классификация металлических и деревянных куполов по конструктивным признакам (изобразить схематично)

Купол- оболочка положительной гаусовой кривизны на круглом, эллиптическом, многогранном плане.

Виды поверхности купола: поверхность вращения с вертикальной осью: сфера, парабалоид, эллипсоид, однополостный гиперболоид, конус. Также оставаясь в целом в приделах этих поверхностей возможны волнистые, складчатые, многогранные поверхности.

Классификация металлических и деревянных куполов по конструктивным признакам:

· Ребристые система полуарок, расположенных в вертикальной плоскости, с верхним кольцом к которому сходятся вершины полуарок. При необходимости его усиливают распорками

· Ребристо кольцевые предполагают использование как силовых элементов кольцевые связи совместо с полуарками

· Ребристо-сетчатые сохраняют меридианальную основу построения но поля между ребрамизаполняются сеткой, чаще всего виде переплетения второстепенных ребер

Опубликовано: Декабрь 9, 2007

Виды сводов зданий

СВОД - в своей наиболее характерной форме свод есть ПЕРЕКРЫТИЕ , имеющее снизу вогнутую кривую поверхность (сочетание кривых поверхностей или сочетание кривых поверхностей с плоскостью) и образованное системой клинообразных камней, которая дает, помимо вертикальной нагрузки на ОПОРЫ , также и горизонтальный РАСПОР. В частных разновидностях свода, понимаемых в более широком смысле этого термина, могут иметь место различные отступления от указанных выше характерных признаков сводчатых перекрытий. С. может, напр., применяться не в качестве перекрытия, а в качестве элемента опорной КОНСТРУКЦИИ с вогнутой поверхностью, обращенной не книзу, а кверху. Клинообразную форму могут иметь не сами камни, кирпичи, а только швы между ними. Свод может быть не системой камней, а МОНОЛИТОМ и сооружаться из др. материалов, напр, из ж.б. Горизонтальный распор может отсутствовать, быть минимальным или гаситься в теле самого свода, напр, кольцевыми затяжками или иной заложенной в тело С. АРМАТУРОЙ . С. могут быть подразделены на повышенные, пониженные и плоские: 1) повышенные - когда отношение стрелы С. (подъема) к пролету С. больше 1/2; 2) пониженные - отношение стрелы к пролету свода колеблется между 1/4 и 1/2; 3) плоские - отношение стрелы к пролету свода не менее 1/4.

1 - круглый цилиндрический свод (бочарный свод); 2 - стрельчатый бочарный свод (остроконечный); 3 - бочарный свод с поперечными гуртами; 4 - крестовый свод (K - запалубка)

ТЯГА СВОДА

Разновидности :

СВОД БАЛХИ - сооружается над прямоугольными, близкими к квадрату помещениями; его КЛАДКА начиняется из углов арочками под 45° к СТЕНАМ, соединяясь В ЕЛКУ у середины каждой из стен помещения (Ср. Азия).

СВОД БОЧАРНЫЙ - образован движением плоской кривой образующей по кривой направляющей.

СВОД ВЕЕРНЫЙ - НЕРВЮРЫ СВОДА, исходящие из одного угла, имеют одинаковую кривизну, составляют равные между собой углы и расходятся наподобие веера, образуя воронкоообразную поверхность (английская ГОТИКА - см.)

КОРОБОВЫЙ СВОД С РАСПАЛУБКАМИ - образуется путем пересечения под прямым углом коробового СВОДА др. коробовыми сводами, но меньшего пролета и меньшей высоты.

СВОД ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ - поверхность СВОДА образована движением образующей прямой (остающейся параллельной самой себе) по плоской кривой направляющей или, наоборот, движением плоской кривой направляющей по прямой образующей. По форме направляющей С.ц. разделяются на: 1) круговые или полуциркульные; 2) коробовые, эллиптические и параболические; 3) стрельчатые.

СВОД СТУПЕНЧАТЫЙ - тип СВОДА, применяемый для перекрытия небольших помещений при помощи системы поперечных АРОК, расположенных ступенями, на которые опираются ступенчатые арочки, расположенные в продольном направлении, образуя в центре открытый квадрат, иногда завершаемый световым БАРАБАНОМ.

СВОД СТРЕЛЬЧАТЫЙ - СВОД с направляющей,которая представляет собой две дуги круга, пересекающиеся в ШЕЛЫГЕ.

СВОД СОТОВЫЙ - особая разновидность готических СВОДОВ со сложным рисунком ребер (часто без нервюрного КАРКАСА) и с пирамидальными углублениями между ними.

СВОД СОМКНУТЫЙ - СВОД из 4 или большего кол-ва ЛОТКОВ; примен. для перекрытия квадратных (и многоугольных) помещений; давление

СВОД СЕТЧАТЫЙ - СВОД, в известной мере сходный со ЗВЕЗДЧАТЫМ СВОДОМ, однако без диагональных ребер СВОДА КРЕСТОВОГО; на месте диагональных ребер расположены четыре сферических ПАРУСА; рисунок НЕРВЮР образует сетчатый узор.

СВОД ПАРУСНЫЙ - СВОД на ПАРУСАХ, образующийся путем отсечения от сферического (или параболического) КУПОЛА четырех равных полусегментов (в нижней его части) (ср. КУПОЛ НА ПАРУСАХ).

СВОД НЕРВЮРНЫЙ - СВОД на каркасе из НЕРВЮР, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.

СВОД ЛОЖНЫЙ - образован постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов КЛАДКИ; не дает горизонтального РАСПОРА.

СВОД ЗВЕЗДЧАТЫЙ - одна из форм крестового готического (нервюрного) СВОДА, в котором введен ряд дополнительных (вспомогательных) ребер-ТЬЕРСЕРОНОВ; в тонком каркасе С.з. четко выделяются основные диагональные ребра СВОДА КРЕСТОВОГО.

СВОД ЗЕРКАЛЬНЫЙ - сомкнутый СВОД, верх которого срезан горизонтальной плоскостью (или очень плоским сводом); оставшиеся боковые цилиндрические части сомкнутого свода называются ПАДУГАМИ; средняя горизонтальная плоскость - зеркалом; зеркало обычно отделяется от падуги четкой РАМОЙ и часто используется для ЖИВОПИСИ.

СВОД КЛИНЧАТЫЙ - выложен из камней клинообразной формы; клинообразную форму могут иметь не камни, а швы между ними. Такой С. дает горизонтальный РАСПОР.

СВОД КОРОБОВЫЙ - СВОД с направляющей, которая представляет собой коробовую, эллиптическую или параболическую кривую.

СВОД КРЕСТОВЫЙ - ПЕРЕКРЫТИЕ, образованное пересечением под прямым углом поверхностей двух цилиндрических СВОДОВ с одинаковыми стрелами подъема: состоит из четырех РАСПАЛУБОК; примен. для перекрытия квадратных и прямоугольных в плане помещений; давление С.к. сосредоточено на четырех углах.

СВОД КРЕЩАТЫЙ - сомкнутый СВОД, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест цилиндрическими сводами, на пересечении которых стоит световой БАРАБАН.




От: ,  14620 кол-во просмотров

Романский свод

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.

Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе - во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермоне).

Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.

Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок-подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064-1077; монастырская церковь в Лорш - первая полностью перекрытая сводами базилика).

Монастырская цекровь в Клюни. Романский крестовый свод :
1 - торцевые ребра; 2 - диагональные ребра; 3 - замок; 4 -распалубка.

Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.

Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон : к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон - каркасом стены.

В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода . В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062-1066).

Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды , очень часто используемые в гражданском строительстве.

Романские конструкции - это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

Конструктивные элементы

Полученные преимущества

§ Большая экономия строительного материала

§ Увеличение высоты здания, а также освещенности его внутреннего пространства

§ Объединение внутреннего пространства в одно целое

§ Сокращение сроков строительства

Розетка - замковый камень нервюрного свода

§ Аркбутан - это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания - контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.

§ Контрфорс - в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками - аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

§ Пинакль - остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

Реймский собор: столб-устой «пучок колонн», капитель «пята свода» и опертые на неё нервюры

§ Столб-устой - мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн» .

§ Нервюра - ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Делятся на:

§ Щековые арки - четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.

§ Ожива - диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.

§ Тьерсерон - дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.

§ Лиерны - дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.

§ Контрлиерны - поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).

§ Запалубка - в нервюрном своде заполнение между нервюрами.

§ Замковый камень (розетка)

Стрельчатый крестовый свод

Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода - четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.


Предыстория его возникновения такова - сначала путем пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, в отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось все тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.

Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure - жилка, ребро, складка).

Фото нервюрного свода снизу: 4 щековые арки и две диагонально пересекающиеся.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи. После землетрясения обнажились нервюры, а кладка заполнения обрушилась

Нервюрные своды представляли собой квадратные в плане ячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложилась т. н.связанная система - на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма .

Фото звездчатого свода снизу

Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата - щековых арок , и 2 диагонально пересекающихся - ожив . При полуциркульном профиле щековые арки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение между ними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту стало очень легко - щековые арки стали делать стрельчатыми (будто сложенными в щелыге - хребте свода), а оживы сохранили полуциркульную форму. Распалубки опираются на нервюры, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Эти распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.

Звездчатый свод - форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра - тьерсероны и лиерны . В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.

По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить все больше дополнительных деталей. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок - т.н.лиерны . Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине - тьерсероны . Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами .

Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т.д.

В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части .