Политическая жизнь страны периода перестройки. Перестройка в ссср: причины, этапы, последствия

1. Перестройка - период в истории СССР, в ходе которого про­изошли кардинальные преобразования в жизни советского общества, результатом которых стал отказ от социалистического пути развития и распад СССР.

Перестройка в СССР тесно связана с деятельностью М.С. Горбачева - профессионального партийного функционера, избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Курс на перестройку был официально объявлен 23 апреля 1985 г. на Апрельском пленуме ЦК КПСС.

2. Первоначально новая политика называлась не «перестройка», а «ускорение и перестройка», причем термин «ускорение» употреблялся гораздо чаще.

«Ускорение» подразумевало резкое увеличение производительности труда, экономический рост за счет полного раскрытия «экономического потенциала социализма». Курс на «ускорение и перестройку» был закреплен XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале - марте 1986 г. XXVII съезд КПСС поставил перед страной беспрецедентную и почти нереальную задачу - только за 15 лет (1986 - 2000) построить в СССР столько же новых предприятий и выпустить столько же продукции, сколько было выпущено за все предыдущие 70 лет советской власти. Т.е. перекрыть по объему выпущенной продукции первые пятилетки, военные годы, послевоенное восстановление, хрущевскую и брежневскую эпоху - всего за 15 лет удвоить весь промышленный потенциал СССР. Именно в этом был смысл «ускорения».

Если в годы сталинских первых пятилеток вся страна днем и ночью трудилась и «жила» индустриализацией (которая по своим масштабам была гораздо скромнее замыслов М.С. Горбачева за 15 лет удвоить 70-летний промышленный потенциал), то, объявив об «ускорении», партия вскоре «забыла» о грандиозной задаче и переключилась на новые дела. Термин «ускорение’ вскоре вышел из оборота и к концу 1986 - 1987 гг. от первоначального «ускорение и перестройка» остался только второй термин - «перестройка».

Перестройка длилась 6 лет (1985 - 1991) и в своем развитии прошла три основных этапа:

— 1985 — 1988 гг. (до XIX партийной конференции) — поиск путей развития, преобразования в рамках существовавшей партийно-политической системы;

— 1988 - 1990 гг. - реформа политической системы после XIX партконференции, учреждение и усиление парламентаризма;

— 1990 - 1991 гг. - период дезинтеграции и распада СССР.

3. Перестройка на начальном этапе (1985 - 1988) выражалась в:

— значительном обновлении и омоложении руководителей всех уровней (было заменено более 66% первых секретарей обкомов (руководителей областей), большая часть руководителей союзных республик и членов правительства);

— поисках путей «ускорения» экономического развития (введении хозрасчета на предприятиях, выборах директоров, возрождении кооперации, выдвижении экономических программных целей - например, дать каждой советской семье отдельную квартиру к 2000 году);

— проведении политики гласности - открытом освещении негативных сторон жизни общества, критики деятельности И. Сталина и Л. Брежнева, на которых была возложена вина за «деформации» социализма;

— инициативах во внешней политике, например, односторонний запрет ядерных испытаний, попытки улучшить советско-американские отношения.

К достижениям первого этапа перестройки можно отнести:

— реальное омоложение кадров, смещение наиболее одиозных фигур брежневской эпохи (В. Гришина, Д. Кунаева, Н. Тихонова и др.), выдвижение ряда современно мыслящих руководителей (Б. Ельцина, Н. Назарбаева, В. Черномырдина, Е. Примакова и др.);

— раскрепощение обстановки в обществе, очищение от ряда изживших себя догм, критическое переосмысление прошлого и настоящего;

— значительное улучшение советско-американских отношений, снижение напряженности в мире.

В то же время на первом этапе перестройки был допущен ряд серьезных ошибок:

— частое расхождение слова и дела;

— отсутствие четкого плана преобразований, размытость целей, «стихийность перестройки»;

— недостаточное понимание руководством менталитета народа и сложившихся традиций, неумение правильно оценить вос­приятие народом тех или иных шагов;

— выдвижение прожектерских и заведомо невыполнимых планов;

— непоследовательность в проведении реформ;

— чрезмерное очернение исторического прошлого, подрыв моральных ценностей;

— пренебрежение национальными интересами в угоду западным странам.

Данные ошибки во многом предопределили кризис перестройки, который начался в 1988 г. и нарастал вплоть до 1991 г. - краха КПСС и распада СССР. Символами кризиса перестройки стали:

— «дело Ельцина» - смещение с должности и травля в 1987 - 1988 гг. первого секретаря Московского горкома партии Б.Н. Ельцина, предсказавшего на Октябрьском 1987 г. пленуме ЦК КПСС кризис перестройки и призвавшего к большей последовательности и решительности в реформах;

— беспрепятственный перелет в 1987 г. через государственную границу СССР немецкого летчика-любителя М. Руста и его приземление в центре Москвы вблизи Кремля, что продемонстрировало низкую боеготовность Вооруженных Сил;

— чернобыльская катастрофа 1986 г. (высветила преступную халатность персонала);

— падение нравов молодежи; распространение порнографии, наркомании и проституции;

— межнациональные конфликты (беспорядки в Казахстане в 1986 г., волнения в Прибалтике и местах проживания крымских татар в 1987 г., вооруженные столкновения между азербайджанцами и армянами в Сумгаите в 1988 г.);

— иные негативные явления.

4. Попыткой выйти из зарождающегося кризиса стала XIX Всесоюзная партийная конференция, состоявшаяся 28 июня 1 июля 1988 г. в Москве. Фактически (и по составу, и по значимости принятых решений) это был внеочередной съезд партии, однако тогдашнее руководство не решилось придать данному форуму статус съезда и назвало его конференцией (на тот момент конференции КПСС в СССР давно вышли из моды; предыдущая, XVIII партконференция состоялась в 1941 г.). Главным итогом XIX партконференции стало принятие решения о проведении политической реформы в СССР. Политическая реформа заключалась в:

— возрождении и претворении в жизнь лозунга ленинских времен «Вся власть - советам!»;

— превращении советов из номинальных органов - в реальные органы власти на всех уровнях;

— учреждении нового («хорошо забытого старого») политического органа - Съезда народных депутатов СССР (возрождении традиции периодического проведения съездов советов, имевшей место в 1917 — 1936 гг.);

— проведении альтернативных выборов съезда народных депутатов СССР, съездов (верховных советов) союзных республик и иных советов всех уровней.

XIX партконферениия 1988 г. стала переломным событием всей перестройки, изменившим ее ход:

— до XIX партконференции перестройка проходила на уровне дис­куссий, но не затрагивала сложившуюся систему партийно-государственной власти;

— после XIX партконференции начались первые шаги по демонтажу сложившейся системы власти, которая перестала быть недосягаемой и независимой от народа;

— на уровне СССР и союзных республик были учреждены избираемые парламенты, которые стали новыми центрами власти, альтернативными партии.

Во исполнение решений XIX партконференции осенью 1988 г. были внесены существенные поправки в Конституцию СССР 1977 г. (самые серьезные с момента ее принятия). В качестве высшего органа государственной власти в СССР учреждался съезд народных депутатов СССР. Съезд народных депутатов СССР как орган власти имел следующие особенности:

— состоял из 2250 депутатов;

— треть депутатов избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов;

— треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований;

— треть избиралась от общественных организаций (партии, комсомола, профсоюзов и т. д.) без всенародного голосования;

— учреждался институт окружных избирательных комиссий, наде­ленных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желаюших комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях - больше), заранее согласованных с партийными органами;

— имел двухступенчатую структуру - из своего состава съезд избирал Верховный Совет (меньшая часть депутатов), который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений.

Выборы съезда народных депутатов СССР состоялись 26 марта 1989 г. Подавляющее большинство избранных депутатов являлись ставленниками КПСС. Избрание депутатов от территориальных округов, несмотря на все сложности избирательного законодательства, дало возможность «прорваться» в число депутатов некоторым оппозиционным кандидатам, среди которых были Г. Попов, Б. Ельцин, Ю. Афанасьев и др. Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая - 9 июня 1989 г. в Москве. Историческое значение данного съезда было в том, что:

— был получен первый опыт парламентаризма в СССР;

— был сформирован Верховный Совет СССР (Председателем Верховного Совета избран М.С. Горбачев);

— съезд дал возможность вернуться в большую политику Б.Н. Ельцину - будущему Президенту России;

— съезд открыл для советского народа новую плеяду политиков, значительно повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х - начале 1990-х гг.: А. Собчака, А. Сахарова, Г. Попова и др.;

— впервые в истории СССР была сформирована оппозшщя, выступившая с критикой КПСС и советского строя (первоначально - «межрегиональная депутатская группа», сопредседатели - А. Сахаров, Б. Ельцин, Г. Попов. Ю. Афанасьев. Ю. Пальм).

Впоследствии съезды народных депутатов стали привычным событием и не вызывали такого ажиотажа, как I съезд. Главный результат выборов и проведения Съезда народных депутатов СССР - зарождение в стране второго центра власти, альтернативного ЦК КПСС и Политбюро. После учреждения съезда народных депутатов в СССР значимость ЦК КПСС, Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС стала снижаться. Центр политической жизни перешел в парламент.

Понятие “перестройка” можно опред. как попытку сохранить админ.-командный социализм, придав ему эл-ты демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ полит. строя. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-техн. отставания от Запада, провалы в соц. сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Др. ее предпосылкой был полит. кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обесп. экон. прогресс.

Причины перестройки в СССР Что же побудило Горбачева к мысли о том, что Союз нужно изменить? Во-первых, это экономический кризис. Разруха сельского хозяйства и отсутствие движения в развитии промышленности говорили о том, что страна близится к краху. Во-вторых, политический кризис. Кризис власти произошел вследствие быстрой смены нескольких вождей. В стране правили «старые гвардейцы», и средний возраст руководства был 70 лет. Это приводило молодое население к недоверию к власти и к отсутствию веры в будущее, что и послужило появлению третей причины перестройки – идеологическому кризису. Коммунистическая партия быстро теряет свои позиции, вследствие чего становится менее легитимной, так как ищет все более радикальные способы удержать власть.

Субъективной причиной перестройки яв. приход во втор. пол. 70-начале 80-х гг. в руководство страны отн. молодых политиков (М. С. Горбачева, Е. К. Лигачева, Э. А. Шеварнадзе, Н. И. Рыжкова), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление гос-ва и общ-ва.

Можно предложить сл. периодизацию перестройки: 1-й этап – с апреля 1985 до конца 1986 г.; второй этап – с января 1987 по апрель 1988 г.; третий этап – с апреля 1988 по март 1990 г.; четвертый этап – с марта 1990 по август 1991 г.

Начало перестройке положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгл. курс на ускорение соц.-экон. развития страны, глубокие перемены в жизни общ-ва через совершенствование социализма. Ускорение предполаг. осущ. за счет научно-техн. прогресса, перевооружения машин-я и активизации “человеч. фактора”, путем повышения трудовой и экон. дисциплины. Наиболее реально перестройка прояв. на первом этапе во внеш. политике, где была выдвинута идея нового полит. мышления. Под ним понималось переосмысление совр. мира и проведение пол-ки с позиции общечеловеч. ценностей.

Начался медленный отход от идей “мировой революции”. Первые годы перестройки показ. Горбачеву (а его позиции в руководстве партии укрепились), что радик. перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и полит. сис-мы. Сущ. 2 альтернативы развития СССР: первый мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии полит. свобод широко развернулась экон. реформа, второй вариант предполагал одновр. демократизацию и реформы. Был выбран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. Понимая важность экон. вопросов, Горбачев созвал 1987 г. Пленум, на кот. предлаг. программа реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экон. методам руководства народным хоз-вом. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о гос. предприятии и о кооперации.

Важную роль в осущ. реформ, вовлечения в полит. жизнь трудящихся сыграла пол-ка гласности. Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения кот. невозможно было сломать тоталитарный режим.

В ходе партконференции в июне-июле 1988 г. б. поставлен вопрос о полит. реформе, напр. на создание правового гос-ва, развитие парламентаризма. Б. внесены изменения в Конституцию СССР, предусматривающие введ-е нового элемента гос. структуры – Съезда народных депутатов СССР. В этот период перестройки идет формир-е многопартийности. Горбачев начинает проводить пол-ку лавирования м/у консерваторами и реформистами. Но такой стиль играл на руку противникам перемен. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось на экономике. В 1988-1990 гг. не предприн. решит. мер по ее структурному преобразованию – сохр. прежний хозяйств. механизм. Перемены затронули только кооперативный сектор. Начались открытые инфляционные процессы, падало произв-во, сниж. уровень жизни. Весной 1990 г. начался посл. этап перестройки –кризис. Пост. колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в “буржуазности”, “предательстве дел социализма”.

Избранный весной 1990 г. Председателем Верховного Совета Б. Н. Ельцин в конце июля предл. Горбачеву выработать совместную программу экон. реформ. Было изначально разработано две программы: Рыжкова-Абалкина (“прусский” путь рыночной трансформации общества) и Шаталина-Явлинского (радикальный переход к рынку). Хотя была выбрана вторая программа, на деле план не был доведен до конца. Вместо Рыжкова председателем прав-ва стал В. С. Павлов, кот. осущ. повышение цен и обмен 50- и 100-рублевых банкнот. Рубль значительно обесценился.

На рубеже 1990-1991 гг. Горбачев пошел на сближение с консерваторами. Осложнилось пол-е в союзных республиках. 23 апреля 1991 г. –в Ново Огареве состоялась встреча руководителей 11 республик, на кот. б. достигнута договоренность о принципах нового союзного договора. Ельцин стал терять поддержку большинства, кот. был избран на пост Председателя Верховного Совета. Он пров. досрочные выборы Президента России и побеждает.

В то же время 21 августа 1991 г. д.б. подписаться союзный договор, кот. предусм. создание федеративного гос-ва. Однако 18 августа группа рук-лей предл. Горбачеву ввести чрезв. пол-е и покончить с реформами. После отказа, его изолировали от упр-я страной.

19 августа вице-президент Г. И. Янаев вступил в должность президента. Был создан ГКЧП. В Москву были вв. войска. Борьбу с ГКЧП возглавил Ельцин и рук-во России. Переворот был объявлен антиконституционным. Произ. путч у белого дома. Многие тысячи москвичей пришли к Белому дому. Акт. роль в орг-и отпора путчу сыграли новые предприниматели – рук-во бирж, коммерческих структур. Они оказали фин. и техн. помощь рук-лям России, а их сотрудники были акт. участниками живого кольца у Белого дама. В рез-те путчисты не рискнули применить силу, и к 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Эти события по сути подвели черту под существованием СССР. Победа Ельцина и демократов напугала коммунистическую номенклатуру на местах, и она бросилась в объятия националистов. Во всех республиках прокатилась волна провозглашений незав-ти, референдумов и выборов президента.

В декабре на встрече в Беловежской пуще Ельцина, Кравчука и Шушкевича, а затем на встрече в Алма-Ате руководителей бывших союзных республик было прекращено действие союзного договора 1922 г., СССР перестал сущ., а Горбачев ушел в отставку. Одновр. на территории бывшего союза возникло СНГ. Крушение админ.-командного социализма и ликвидация СССР были вызв. комплексом соц.-экон. причин. Прежде всего требовали легализации развивавшиеся на “теневой” криминальной основе рын. отношения. Тоталитарная полит. сис-ма не б. способна обесп. усл. для прогресса экономики. Отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях их экон. развития, боязнь потери нац. самобытности, воспоминания о репрессиях создавали предпосылки подъема национальных движений.

Становление новой российской государственности.

С распадом СССР началась история новой совр. России. Сегодня еще сложно с истор. т. зр. оценить развал СССР и последовавшие за этим события, т.к. прошло очень мало времени, нет необходимого отстранения от эпохи, до конца еще мы не можем представить всех последствий этого события. Но и сегодня явно наметились те отриц. тенденции, кот. вызваны событиями 1991 г. многие историки по значимости сравнивают 1991 г. с событиями октября 1917 г. в России.

Наиболее серьезным оказ. упадок в российской экономике. В конце 1991 г. было сформировано новое прав-во, кот. возглавлял Е. Т. Гайдар, ученый-экономист, сторонник либерально-рыночных отношений. Реформы нач. с “шоковой терапии”. Они включили обвальную либерализацию цен, произошел невиданный рост цен. В рез-те появ. товары, но были потеряны сбережения миллионов граждан. Сбережения, нередко собираемые в течение всей жизни, разом были обращены в прах, причем так, что экономика не смогла извлечь из них ни малейшей выгоды. Многократно снизилась з/п у работников бюджетной сферы. Одновр. нач. реформа по разгосударствлению гос. собств-ти. Она вкл. план “ваучеризации”, разраб. А. Б. Чубайсом, кот. предусматривал раздачу ваучеров, т.е. приватизационных чеков, всему населению страны. Ваучеры, клочки бумаги, розданные населению вместо денег, оказались бесполезными. Другой формой разгосударствления стало акционирование собств-ти. Исп. также и продажа собств-ти с аукциона. Все это позволило обесп. массовое разгосударствление собств-ти, но ее владельцами стал узкий слой граждан России, большинство из них - бывшие работники партийных, комсомольских, профсоюзных орг-й.

Начавшиеся реформы изм. и банк. сис-му. Важную роль в фин. сфере стало играть своб. хождение иностр. валюты. Сократилась гос. и кооперативная форма торговли, резко увел. частный торговый сектор. Российский рынок оказ. заваленным иностр. товарами. Но новые, т.н., рыночные, отн-я имели мало общего с цивилизованным рынком, что нанесло большой вред и гос-ву, и гражданам. В этот период активизир. борьба за первонач. накопление капитала. И Россия стала похожа на Америку 30-х годов, кот. переживала в то время войну гангстеров. Переход к частной собств-ти, рыночным отнош-м вызвал и частное предпринимательство. Но оно прояв. прежде всего в фин. сфере, в развитии рынка, разл. услуг, в то же время практ. не коснулось матер. произ-ва. Большинство предприятий не выдержало такого курса реформ. Фактич. была разрушена пром-ть, т.к. промышл. произв-во упало более чем наполовину. Падение произ-ва повлекло за собой массовые неплатежи, сокр. отчисления в госбюджет, пенсионный фонд, увел. задолженность по з/п.

Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

Экономические реформы перестройки

Последствия (1985-1991 гг.).

Завершающий этап в истории СССР (1985-1991 гг.)

Глава XIII

1. Перестройка в СССР и ее причины.

В марте 1985 года после смерти К.У. Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С. Горбачев .

Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества.

1 . Застой в экономике , нарастание научно-технического отставания от Запада.

2 . Низкий уровень жизни населения : постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

3 . Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

4 . Негативные явления в духовной сфере общества . Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

5 . Гонка вооружений . К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

Цель перестройки : оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С. Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму . Они только хотели совершенствования социализма . Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». М.С. Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка - еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.


Началась борьба с «нетрудовыми доходами . На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время «теневая экономика» продолжала процветать.

В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин «ускорение» уже через год исчез из официальной лексики.

К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Л. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская представили хороший проект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

1 . Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

2 . Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально - путем развития кооперативного движения).

3 . Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

4 . Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

5 . Отказ от монополии внешней торговли.

6 . Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

Посмотрим, какие же законы были приняты:

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии» . Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике . В мае 1988 г. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики». Ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 г.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер. Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как все права по наделению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

- Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

- Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

- Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса . Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

- Был всеобщий дефицит и расцвет «черного» рынка.

- Упал уровень жизни населения. Летом 1989 г. начались первые забастовки рабочих.

По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 г. вышло постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др. - предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за этот срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. Однако Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался «парад суверенитетов» республик. Перестройка в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки.

- Одни считают , что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

- Другие видят , что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции , произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.

1. Предпосылки перестройки


Е - начало 1990-х гг. - период мировой истории, который характеризовался крупными изменениями в международных отношениях, социально-экономическом и политическом развитии. В капиталистических государствах наблюдался новый подъем экономики. На этом фоне центральным событием стала перестройка в СССР (1985-1991 гг.), вызвавшая много откликов и противоречивых мнений, как в Советском Союзе, так и на Западе, еще в период своего осуществления.

Необходимость охарактеризовать результаты перестройки в СССР заставляет прежде всего обратиться к анализу причин, повлекших за собой события, кардинально изменившие жизнь в нашей стране.

Все исследователи сходятся во мнении о том, что к середине 80-х годов СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса системы.

Сам М.С. Горбачев в ходе своего февральского выступления в 1991 г. на Минском тракторном заводе говорил о том, уже в конце 70-х - начале 80-х гг. стало ясно: ситуация в стране только на первый взгляд могла казаться нормальной, в действительности так дальше вести дела было нельзя. Он обозначил проблемы в экономике (отставание по экономическим показателям; перегруженность экономики страны отраслями тяжелой промышленности при недостаточном количестве предприятий по производству товаров народного потребления; милитаризированный характер экономики), указал на трудности, связанные необходимостью осваивать добычу природных ресурсов в необжитых районах, а также упомянул о том, что руководство страны не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции.

В выступлении же экс-президента СССР М.С. Горбачева на встрече с представителями политических и общественных кругов США в Вашингтоне 21 октября 2005 года причины перестройки были обозначены уже более четко. В нем говорилось о засилье бюрократии на всех уровнях власти, мешавшей реализации назревших перемен, об отставании экономики в мировой технологической конкуренции и приобретении ею расточительно-затратного характера. «Упали темпы экономического роста. Производительность труда была ниже, чем в западных странах: в промышленности - в 3,5 раза, в сельском хозяйстве - в 5 раз. <…> Качество продукции только в военно-промышленном комплексе отвечало мировому уровню». М.С. Горбачев обратил также внимание на несвободу и систему, порожденные сталинизмом и отторгавшиеся на уровне культуры, на то, что самая богатая и интеллектуальными, и природными ресурсами страна оказалась не в состоянии обеспечить достойные условия жизни для своих граждан.

Действительно продолжавшееся в стране воспроизводство на технической основе индустриализации, накопление гигантских средств производства, вовлечение в оборот гигантских материальных ресурсов (при неэффективном использовании капиталовложений), истощение ресурсов, привели к неуклонному ухудшению показателей. Например, среднегодовые темпы роста национального дохода упали с 9% в 50-е годы до 4,4% в первой половине 60-х годов и продолжали падать и в 70-е годы. С конца 50-х годов темпы экономического роста постоянно падали и снизились к середине 80-х годов почти до нуля. Общий уровень цен на товары и услуги в 1971-1983 годах вырос не менее чем на 43%, т.е. примерно на 3% в год. С 1979 года начало падать производство стали, угля, чугуна. Неэффективное натуральное хозяйство требовало возрастающих вложений. Уменьшилось производство мяса, молока, масла. Непрерывно ухудшались и другие показатели: росла материалоемкость и энергоемкость продукции, непрерывно создавались рабочие места, не обеспеченные рабочими, и т.д.

Выявилось, что многие гигантские дорогостоящие проекты были фактически истреблением ресурсов. Так, в регионах, где мелиорация получила наибольшее развитие, производство зерна снизилось. Усилилась зависимость важнейших отраслей промышленности от западной технологии. Дистрофия технологии, организации труда, воспроизводства в каждой точке нарастала. С октября 1983 года начала падать месячная производительность. В 1984 году впервые после войны упала добыча нефти, вывоз которой давал 60% твердой валюты. Низкое качество товаров закрывало путь на мировые рынки.

Взяв на себя, в отличие от западного общества, бремя организации почти всего хозяйства, советское государство обязано было иметь аппарат, способный хорошо или по меньшей мере приемлемо координировать усилия всех подсистем экономики и распределение ресурсов. Однако сама система государства стала терять целостность и неявно «распадаться» на множество подсистем, следующих не общим, а своим собственным критериям оптимизации. Наглядным выражением этого стала ведомственность. Этот известный дефект системы отраслевых министерств проявился в СССР уже с 20-х годов, но с особой силой - в период застоя. Со временем, как указывает С.Г. Кара-Мурза, ведомство имеет тенденцию превратиться в замкнутый организм, так что возникает конфликт интересов: ведомства с государством в целом и ведомства с другими ведомствами. Ведомственность подрывала одну из главных основ советского строя, придававшую силу его экономике - общенародный характер собственности и хозяйства.

Длительное время существовавшая в советской экономике система управления, основанная на административных методах приказного типа, и, несмотря на то, что она уже не соответствовала новым условиям научно-технического развития, сломать ее не удавалось, хотя некоторые попытки для этого предпринимались. Для этой системы было характерно наличие перегородок и барьеров между ведомствами, организациями, между наукой, конструкторским делом, всё это, в свою очередь, было отделено от производства.

Сущность административной системы управления составляли три элемента: жёсткие административно-директивные задания, централизованная система материально-технического снабжения, строгая регламентация деятельности предприятий и организаций.

Руководство хозяйством в целом, каждой его отраслью и каждыми предприятием, крупным или небольшим, осуществлялось преимущественно административными методами с помощью, прежде всего адресных директивных заданий.

Командно-приказная форма управления отчуждала людей и от самого труда, и от его результатов, превращала общественную собственность едва ли не в «ничейную». Этот механизм, эта система персонифицировались в лице людей, проводящих её. Бюрократический аппарат всячески поддерживал такую систему, которая позволяла его представлениям занимать выгодные должности, быть «наверху», не взирая на фактическое положение дел в народном хозяйстве. К 80-м гг. расширяется мелкая коррупция и произвол чиновников: в 1984 г. в ЦК КПСС поступило 74 тыс. анонимных писем с жалобами.

Ухудшение экономического положения страны особенно отрицательно сказалось на развитии социальной сферы. Отставание в решении социальных проблем накапливалось исподволь. Вначале это было связано с тем, что силу ряда объективных причин приходилось перераспределять средства с целью развития тяжёлой промышленности или усиления обороны страны либо для восстановления разрушенного войной хозяйства и т.д. Но впоследствии отставание в решении социальных проблем оказалось связанным прежде всего с негативными тенденциями в экономическом развитии последних 15 лет.

В эти годы, прежнее руководство страны, пытаясь замедлить ухудшение экономического положения, пошло на значительное перераспределение ресурсов из социальной в производственную сферу. Средства на социальные цели стали выделяться по так называемому «остаточному принципу». И к середине 80-х годов страна по ряду социальных показателей сделала шаг назад по сравнению с 1960-1965 годами.

Все эти негативные социально-экономические, политические, духовные процессы в Советском Союзе ослабляли его внешнеполитические позиции. Назревшие перемены откладывать уже было нельзя.

Не стоит забывать, что в переменах кардинального порядка нуждался и весь остальной мир, поскольку уже то время, по замечанию М.С. Горбачева, характеризовалось острым блоковым противостоянием, конфронтацией в международных отношениях и опасной гонкой вооружений, прежде всего ядерных; нерешенными жгучими проблемами мирового сообщества - отсталостью, бедностью, экологической угрозой глобального масштаба; существованием многочисленных региональных конфликтов.

Вся эта совокупность внутренних и внешних факторов объективно диктовала необходимость перемен, и апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС во главе с М.С. Горбачевым, ставшим 11 марта Генеральным секретарем, провозгласил новую стратегию - ускорение социально-экономического развития страны.


2. Ход перестройки


марта 1985 года умер К.У. Черненко, а на следующий день, 11 марта, Пленум ЦК КПСС избирает Генеральным секретарем М.С. Горбачева. Через месяц после своего избрания, в апреле 1985 года, М.С. Горбачев созвал пленум ЦК, на котором провозгласил курс на «коренное обновление советского общества» и на «ускорение социально-экономического развития страны, совершенствование всех сторон жизни общества». «Ускорять» предполагалось все: развитие средств производства, социальную сферу, деятельность партийных органов и научно-технический прогресс. 8 февраля 1986 года, выступая перед рабочими ВАЗа, Горбачев впервые употребил для названия своей политики слово перестройка.

Объявленная новая политика была воспринята и партией, и обществом с одобрением, даже с энтузиазмом, с надеждами на долгожданные перемены.

Реформы начались с кадрового обновления верхушки власти. Так, в самые первые годы после прихода Горбачева к власти - в 1985-1986 годах - начались серьезные кадровые перестановки: А.А. Громыко был назначен на должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР, первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э.А. Шеварднадзе стал министром иностранных дел СССР, секретарями ЦК КПСС были избраны Б.Н. Ельцин и Л.Н. Зайков, Н.И. Рыжкова назначили Председателем Совета Министров СССР. К началу 1987 года было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС, получивших свои посты при Брежневе.

Процесс кадрового обновления в верхах власти завершился в 1988 году.

Экономическая концепция деятельности М.С. Горбачева, как отмечает Р.Г. Пихоя, была сформулирована им в докладе, произнесенном на Всесоюзном совещании по проблемам научно-технического прогресса, состоявшемся 11-12 июня 1985 года. Генеральный секретарь провозгласил концепцию хозяйственного механизма, включавшую форсирование научно-технического прогресса, реконструкцию отечественного машиностроения, производство новых машин и оборудования, применение высоких технологий. Наряду с этим выдвигалась идея децентрализации управления экономикой, расширения прав предприятий, внедрения хозяйственного расчета, повышения ответственности и заинтересованности трудовых коллективов.

В области экономической политики была постепенно расширена сфера деятельности для частной инициативы. В ноябре 1985 года выходит Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», согласно которому легализовалась частная деятельность в 30 видах производства товаров и услуг. Частная инициатива, однако, сталкивалась с бюрократическими препонами, производственными трудностями, вызванными дефицитом материальных ресурсов, идеологическими установками населения, враждебно относившимся к «частникам». Таким образом, с одной стороны, развивалось кооперативное предпринимательство, а с другой выходили противоречивые правовые акты (1986 постановление ЦК КПСС «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами», Указ Президиума Верховного Совета «Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов»), усугублявшие экономические и финансовые трудности в стране, больно ударявшие по негосударственному сектору. Экономические и социальные последствия борьбы с нетрудовыми доходами убедили реформаторов в необходимости расширения негосударственного сектора, в результате чего была подготовлена база для действительно перестроечных решений в области экономики.

Децентрализация управления предполагала ряд преобразований в высших управленческих структурах. Так, в ноябре 1985 года на базе шести министерств был образован Госагропром СССР. В апреле 1989 г. он был упразднен. В августе 1986 года Министерство строительства СССР было «районировано» - на его базе создано четыре министерства, ведающих строительством в разных районах СССР. В 1989 г. они были упразднены.

Попытка улучшить качество продукции, реализовавшаяся в попытках применения военно-административных методов в управлении экономикой - введение системы государственной приемки продукции на промышленных предприятиях, привела к тому, что вместо потребителя качество продукции стал контролировать чиновник. Это, в свою очередь, повлекло за собой рост взяточничества, усиление администрирования и бюрократизации производства.

Важным оставалось также направление деятельности правительства, связанное с повышением трудовой дисциплины. Начатая еще при Ю.В. Андропове, эта деятельность была продолжена в несколько новой форме - антиалкогольной кампании (это связано с тем, что к 1980 г. потребление алкоголя на душу населения в СССР увеличилось примерно в 10,4 раза по сравнению с 1950 г. и составило 11,3 л чистого спирта). В мае 1985 года выходит постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», а через несколько дней - Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», который как раз и положил начало антиалкогольной кампании, продолжавшейся до 1988 года. Были введены ограничения на продажу спиртного, повышались цены и вводились талоны на приобретение водки, вводились меры стимулирования трезвого образа жизни, усиливались меры наказания за самогоноварение. В 1985-1986 годах результаты антиалкогольной компании были положительными: меньше стало пьянства, меньше стало уголовных преступлений и административных правонарушений, вызванных алкогольным опьянением, резко сократился производственный и транспортный травматизм, более здоровым стал моральный дух общества, ее негативные последствия дали о себе знать несколько позже.

Ключевым направлением деятельности правительства СССР под руководством Н.И. Рыжкова стала активизация научно-технического прогресса. Были внедрены в жизнь многие из наработок, начатых еще в застойные времена.

В 1980-е годы было совершено серьезное продвижение вперед в деле освоения космического пространства. В 1986 году была запущена орбитальная станция «Мир», находившаяся на орбите более 15 лет. В 1987 году был произведен первый запуск самой мощной в мире ракеты-носителя «Энергия» с советским космическим кораблем многоразового использования «Буран» (пока еще в беспилотном режиме).

В середине 1980-х годов начинается компьютеризация советского общества. В 1985 году были созданы первые советские IBM-совместимые персональные компьютеры - «Агат» и «Корвет», не уступавшие лучшим мировым образцам электронной техники, начинается также массовое производство дешевых домашних компьютеров «БК». Приоритетной программой была объявлена компьютеризация школ. Был взят курс на «компьютерный ликбез».

Коренные перемены произошли и в автомобилестроении. Несколько крупнейших автозаводов СССР перешли на выпуск переднеприводных легковых автомобилей: ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-1111 («Ока»), «Москвич-2141», «ЗАЗ-1102» («Таврия»). Запуск в серийное производство этих моделей на какое-то время ликвидировал отставание советской автомобильной промышленности от Запада.

Понятно, что многие из этих технических достижений были разработаны не в период «перестройки», а в предшествующие годы, однако эти разработки были претворены в жизнь, в то время, когда советские руководители производства, по-своему поняв лозунги «ускорения» и «интенсификации производства», использовали их для подготовки к новым прорывам советской техники.

год, ставший годом техногенных катастроф, нанес серьезный ущерб развитию советской техники. 26 апреля 1986 г. произошла мощная авария на Чернобыльской АС, где в ходе проведения эксперимента взорвался 4-й энергоблок, и в атмосферу было выброшено большое количество радиоактивных изотопов, разлетевшихся вокруг на несколько сотен километров. Останки реактора были локализованы (замурованы в бетонном «саркофаге»).

Еще одна трагедия произошла 31 августа 1986 года, когда в Цемесской бухте под Новороссийском пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Петр Васев». Оба корабля затонули, погибли несколько сотен человек.

Эти катастрофы нанесли Советскому Союзу огромный ущерб, поскольку очень многие люди начали испытывать страх как перед атомной энергетикой, так и перед научно-техническим прогрессом вообще.

Во второй половине 1986 года руководство страны приходит к выводу, что социальный и экономический прогресс страны можно обеспечить лишь через коренную перестройку системы общественных отношений. Преобразования предполагалось начать с демократизации общества и изменения политической системы в СССР. Особая роль здесь отводилась политике гласности и усилению влияния средств массовой информации.

В лексиконе М.С. Горбачева термин гласность появился еще на XXVII съезде КПСС (февраль-март 1986 г.). Однако относительно к тому времени говорить о политике гласности было еще рано.

По замыслу М.С, Горбачева главное содержание этого понятия было не более чем обновление официальной идеологии. Гласность должна была способствовать укреплению социализма. Чтобы добиться доверия к себе и своим намерениям, Горбачев должен был критически пересмотреть деятельность своих предшественников. И на состоявшемся в январе 1987 года Пленуме ЦК КПСС была провозглашена политика «гласности» и «демократизации». Официально это преподносилось как введение «свободы слова».

В печати начали появляться острые разоблачительные материалы, обнародовались преступления прошлого; книжные киоски и издательские центры заполнялись литературой, до недавнего времени запрещенной; по телевидению демонстрировались фильмы, ранее отстраненные цензурой. Центральной темой становится историческое прошлое страны.

Освобождение слова и творчества проходило в острой политической борьбе, ожесточенных столкновениях. Провозглашение политики гласности способствовало освобождению общества от идеологических ограничений, имеющему необратимый характер.

Экономические реформы, политические преобразования, духовное открытие общества не моли не повлечь серьезного переосмысления взаимоотношений СССР с внешним миром. Уже с 1985 года на первый план внешней политики вышло стремление советского правительства снизить международную напряженность и начать позитивный диалог со странами Запада и США.

Так, летом 1985 г. СССР заявил о введении в одностороннем порядке моратория на ядерные испытания, который, однако, был отменен в 1987 г., так как США не присоединились к нему. Помимо этого СССР выступило с инициативами полностью запретить ударные космические вооружения, на 50% сократить ядерные вооружения США и СССР.

В апреле 1986 г. М.С. Горбачев заявил о готовности СССР пойти на одновременный роспуск Варшавского Договора и НАТО, поскольку к этому времени ситуация в мире была уже накалена до предела. В результате было подписано Общее соглашение о контактах в области науки, техники, образования, культуры и других областях, о возобновлении в конце апреля регулярного воздушного сообщения между СССР и США.

На XXVII съезде КПСС впервые за весь период советской истории было заявлено, что в современных международных условиях на смену принципа социалистического интернационализма должен прийти принцип деидеологизированных человеческих ценностей. И, начиная с XXVII съезда, каждое крупное внутреннее дело не оставалось без увязки с внешней политикой.

К началу 1987 года уже было понятно, что реформаторские усилия предшествующих лет потерпели неудачу, и это было признано самим М.С. Горбачевым. На январском Пленуме ЦК КПСС был рассмотрен вопрос «О перестройке и кадровой политике партии». М.С. Горбачев выдвинул концепцию перестройки, политической реформы, альтернативных выборов, тайного голосования на партийных выборах. Уже к осени в общественно-политической жизни страны обозначились серьезные изменения: начала формироваться новая идеология реформ, основанная на отрицании положительного опыта строительства социализма при И.В. Сталине и Л.И. Брежневе.

Тогда же, на январском Пленуме, был принят план реформ. Основные идеи направлялись на пробуждение активности масс, заинтересованных в процессах обновления. Значительные изменения произошли в экономической политике. Они определялись Законом о государственном предприятии (объединении), принятым ВС СССР, а также законом «О кооперации» (май 1988 г.). 1-й акт значительно расширял самостоятельность предприятий, 2-й возрождал частное предпринимательство, однако постепенно частная инициатива начала втягиваться в сферу «теневой» экономики.

С 1987 по 1990 г. идет свертывание плановой системы распределения ресурсов: в конце 1987 г. происходит сокращение номенклатуры планируемых видов продукции, которые Госплан доводил до предприятий в форме госзаказа. В течение всего этого периода осуществлялась ликвидация среднего звена управления и переход к двухзвенной формуле - «министерство - завод». Предприятия получили, таким образом, довольно широкую самостоятельность. Предприятия могли сами устанавливать заработную плату, определять численность работающих, выбирать хозяйственных партнеров. Большинство предприятий воспользовалось законом для повышения заработной платы и увеличения дорогого ассортимента товаров, что привело, однако, к нараставшему дисбалансу между увеличивавшимся объемом денежной массы, находящейся на руках у населения, и отстававшим от него объемом производства товаров и услуг. С 1988 года в разряд дефицитных перешли многие ранее доступные товары, а это привело к повсеместному обострению социальных проблем.

Усиливающийся с каждым месяцем реформ кризис в сфере потребления привел к тому, что к весне 1992 г. кооперация, на которую возлагались большие надежды и которая была призвана «работать на социализм», формально ушла из российской жизни, поскольку из законодательства исчезло само понятие кооперации. В какой-то мере это исчезновение компенсировалось развитием малых предприятий и, соответственно, малого предпринимательства.

В 1987 году начинается и создание коммерческих банков, акционирование предприятий, многие из которых сдавались государством в аренду с правом выкупа.

Начало самоорганизации общества проявилось в возникновении различных объединений и групп, неформальных движений.

Внутри властных партийных структур в это время постепенно начинается размежевание на тех, кто стремился к радикализации преобразований, тех, кто занимал более осторожные позиции, и тех, кто не хотел никаких перемен. Политическое размежевание и формирование антиперестроечной оппозиции курсу реформ привело к попытке ограничения гласности. Между тем, наложенные в декабре ограничения на подписку 44 популярных в то время изданий были сняты в 1989 году.

С весны 1988 года началась массовая кампания по подготовке XIX Всесоюзной конференции КПСС, которая должна была состояться в июле. В докладе, сделанном М.С. Горбачевым на этой конференции, была продекларирована необходимость создания в СССР «правового государства», говорилось о необходимости сужения компетенции партийных органов, закреплении за советами исключительно государственных функций. Решения XIX партийной конференции предусматривали создание новых государственных институтов: Съезда народных депутатов и действующего на постоянной основе парламента. Это как раз и должно было способствовать демократизации общества, усилению влияния граждан на подготовку и принятие государственных решений. Предполагался постепенный уход КПСС из сферы оперативного управления социальными процессами. В результате в сентябре 1988 года произошла реорганизация аппарата ЦК КПСС, сократилась общая численность сотрудников аппарата.

На фоне внутренних перемен продолжалось и формирование концепции «нового политического мышления» во внешней политике СССР, окончательно сложившегося к концу 1988 г. Так, в конце 1987 года состоялась встреча Р. Рейгана и М.С. Горбачева в Вашингтоне, где были достигнуты первые договоренности: подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности; в феврале 1988 года было официально заявлено о начале вывода советских войск из Афганистана; в течение 1988 года велись переговоры по урегулированию конфликтов в Кампучии, шли вверх показатели торговли, научно-технического и культурного сотрудничества с Китаем и т.д.

декабря 1988 г. Верховный совет СССР принял Закон «О выборах народных депутатов СССР», постановления «О дальнейших шагах по осуществлению политической реформы в области государственного строительства» и «О назначении выборов народных депутатов СССР», которые состоялись в марте следующего года. На I Съезде народных депутатов СССР М.С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. В это же время сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа (Б.Н. Ельцин, А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев и др.).

Изменения в государственно-политической системе СССР были продолжены на III Съезде народных депутатов (1990 г.); именно тогда из Конституции была изъята 6 статья, закреплявшая руководящую и направляющую роль партии в жизни общества, учрежден институт президентства в СССР. На эту должность на Съезде был избран М.С. Горбачев. Весной 1990 г. по всей стране развернулись выборы народных депутатов в местные (республиканские, городские и пр.) Советы. Избрание М.С. Горбачева президентом СССР на Съезде народных депутатов СССР в марте 1990 г. изменило систему политической власти.

На встрече с представителями политических и общественных кругов США, посвященной 20-летию перестройки, которая состоялась в Вашингтоне 21 октября 2005 года, сам М.С. Горбачев сказал о том, что «за годы перестройки были обеспечены:

выход из тоталитаризма к демократии;

плюрализм в политической и экономической сферах;

утверждение принципов свободы выбора, свободы совести и вероисповедания;

признание инакомыслия;

страна открылась миру, приняв закон о свободе передвижения, включая свободу выезда за рубеж;

совместными усилиями республик был подготовлен к подписанию новый Союзный Договор».

Валерия Новодворская в статье «Десять подвигов Горбачева» говорит о том, что «Михаил Сергеевич дал» (в данном случае имя Горбачева выступает как синоним перестройки), более конкретно (несмотря на сарказм): 1. гласность, освобождение всех политзаключенных до 1990 г., прекращение арестов по статьям «подрыв и ослабление строя» и «клевета на советскую действительность», 3. вывод войск из Афганистана, 4. начало ликвидации военного блока, 5. введение в политический обиход слова и понятия «консенсус», 6. кооперация, разрешение бирж, начало валютной либерализации, 7. облегчение на 70% выезда за границу, 8. предпарламент, 9. отказ от китайской модели (модернизация пополам с кровью), 10. не было попытки силой удержать власть и Союз в 1991 году.

Результаты исследования, проведенного холдингом ROMIR Monitoring в 2005 г. (двадцатилетие перестройки), наглядно продемонстрировали мнение населения нашей страны относительно результатов политики Горбачева. Так, 48% россиян, принявших участие в опросе, главным результатом считают развал Советского Союза, многие уверены, что перестройка привела к тому, что наша страна потеряла статус сверхдержавы, столько же винят ее в развале социалистической экономики. Немногие думали, что перестройка была попыткой усовершенствования социализма и положила конец гонке вооружений.

Подобные исследования проводились и ранее. Профессор о результатах опроса российского населения (февраль 1995 г.), посвященного событиям 1985-1991 гг., говорил о высокой оценке населением горбачевской внешней политики (вывод советских войск из Афганистана, прекращение «холодной войны», гонки вооружений, противостояния СССР и Запада и т.д.), политики государства относительно бывших политических заключенных а также в области гражданских свобод. В. Кувалдин отметил также одобрительное отношение россиян к первым шагам экономических реформ (выборы руководителей трудовыми коллективами, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, начало законодательного оформления права частной собственности). В то же время отторжение многих россиян на момент десятилетия с начала перестройки вызывало переименование городов, улиц, предприятий, учреждений, антиалкогольная кампания, снятие запрета на эротические издания, фильмы, спектакли.

Разумеется, были перечислены не все результаты. В связи с этим имеет смысл рассмотреть итоги перестройки в трех аспектах: в аспекте политической, экономической и социально-культурной жизни страны.

Непоследовательность и непродуманность многих экономических реформ привела к серьезному кризису в этой сфере человеческой жизни, возникновению дефицита на товары массового потребления, развалу прежней советской экономики.

Политика «нового мышления», проводимая в М.С. Горбачевым области внешней политики, положила конец войне в Афганистане, способствовала окончанию «холодной войны» между двумя сверхдержавами - США и СССР, разрешению многих вооруженных конфликтов в мире.

Если говорить о перестройке в более широком смысле, расширяя исторический контекст, то станет очевидным, что ее процесс до сих пор продолжается, поскольку главная цель этого процесса - построение гражданского общества, устойчивого и приемлемого для большинства общественно-политического строя.


Список литературы

перестройка горбачев обновление власть

1.Абалкин Л. Перестройка на весах истории // ЭКО, 2006, №9.

.Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта. Том 1. - Новосибирск, 1997.

.Бондарев В. Десять лет спустя // Родина, Зима 1995, №2.

4.Бутенко А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю советского общества. - Л., 1990.

5.Горбачев М.С. 20 лет с начала перестройки в СССР [Основное содержание выступления М.С. Горбачева на встрече с представителями политических и общественных кругов США в Вашингтоне 21 октября 2005 года]. - www.gorby.ru.

6.Кара-Мурза С.Г., «Советская цивилизация», Т. II.

7.Новодворская В. Десять подвигов Горбачева // Новое время, 2005, №12.

.Ожегов С.И. Толковый словарь. - М., 2005.

.Пихоя Р.Г. «Советский Союз: История власти», - Новосибирск, 2000.

.Согрин В. 1985-2005: Три превращения современной России // Отечественная история, 2005, №3.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО "ПЕРЕСТРОЙКИ"

Предпосылки коренных преобразований. К концу жизни Брежнев все больше стал перепоручать вопросы государственного управления ближайшим соратникам - главе КГБ Ю. В. Андропову, министру обороны Д. Ф. Устинову, секретарю ЦК К. У. Черненко и министру иностранных дел А. А. Громыко. В условиях почти постоянного отсутствия угасающего вождя на рабочем месте все ключевые решения принимались этими людьми с молчаливого согласия других членов Политбюро.

Отсутствие экономических стимулов к труду, разорительная гонка вооружений, огромные расходы на войну в Афганистане, нарастающее отставание от Запада в научно-технической сфере делали необходимым проведение экономических преобразований.

Разрыв между официальными лозунгами и реальной жизнью советских людей, растущее недоверие к коммунистической идеологии, падение жизненного уровня, отсутствие элементарных продуктов питания никак не согласовывались с обещанием Программы КПСС о построении коммунизма в СССР к 1980 году.

Война в Афганистане и размещение Соединенными Штатами ядерных ракет средней дальности в Западной Европе окончательно покончили с периодом разрядки международной напряженности. Значительно возросла угроза мировой войны.

Все это вызывало недовольство и тревогу в советском обществе. Руководителям государства необходимо было серьезно скорректировать как внутреннюю, так и внешнюю политику.

Начало перемен. Ю. В. Андропов, пришедший к власти после смерти Брежнева в ноябре 1982 г., являлся типичным представителем "просвещенного тоталитаризма". Он был широко образован, от природы наделен теми качествами, которые притягивали к нему людей. Обладая незаурядным умом и политической одаренностью, Андропов был одним из немногих высших руководителей страны, известных своей скромностью, личным бескорыстием, даже аскетизмом. Он умел располагать к себе собеседника; писал прекрасные лирические стихи. Все это не мешало ему быть типичным представителем плеяды лидеров, воспитанных на марксистско-ленинских догматах. Андропов был весьма жестким человеком, для которого в принципиальных вопросах не могло быть уступок. В то же время, как и многие другие представители его поколения, несмотря на способность самостоятельно мыслить, он был порой неуверен в себе и даже боязлив в решении ряда политических проблем. В этом, видимо, заключалось главное объяснение той легкости и быстроты, с которыми Андропов мог идти на достаточно серьезные компромиссы. Неплохо разбираясь в людях, он, тем не менее, окружал себя далеко не самыми честными и способными из них. Оправдывалось это чаще всего все теми же тактическими соображениями и компромиссами.

Из состава ЦК при Андропове были выведены наиболее одиозные фигуры. Началась первая волна обновления кадров высшего звена. В числе членов Политбюро, укрепивших свои позиции при Андропове, был и М. С. Горбачев. Однако, предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал с позиций сохранения и обновления системы, ратуя не более чем за очищение ее от видных всем злоупотреблений и издержек. Такой подход вполне устраивал номенклатуру, которой он давал шанс на сохранение прежних позиций. Лейтмотивом изменений и умеренных реформ, предпринятых Андроповым, стал девиз: "Так жить нельзя!"

Придя к власти уже совсем больным человеком, Андропов сумел вызвать к себе большое доверие и уважение в народе и оставил о себе славу реформатора. В одном из первых выступлений он честно при­знал наличие многих нерешенных проблем.

В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов умер, и главой КПСС и страны стал 73-летний К. У. Черненко. Человек старый и больной, он большую часть времени проводил на лечении или отдыхе. Несмотря на то, что в целом продолжался курс Андропова на очищение и спасение системы, краткое правление Черненко не замедлило, а, наоборот, ускорило ее агонию и крах.

Курс на "ускорение социально-экономического развития" страны. М. С. Горбачев родился в 1931 г. в сельской семье на Ставрополье. С 15 лет он начал трудовую деятельность механизатором МТС. В 1955 г. поступил на юридический факультет МГУ. Настоящим потрясением для молодого студента явилось развенчание "культа личности" Сталина на XX съезде КПСС. Правда, Горбачев тогда еще не думал о критике самой системы. После окончания МГУ он перешел на комсомольскую, а затем и на партийную работу. В 1970 г. Горбачев стал секретарем Ставропольского крайкома партии и через год был избирай в состав ЦК КПСС. Своей карьерой он был обязан не только личным качествам (целеустремленности, напористости, высокой работоспособности), но и поддержке своего бывшего начальника и наставника - члена Политбюро и секретаря ЦК КПСС по сельскому хозяйству Ф. Д. Кулакова. После его внезапной смерти в 1978 г. по неписаным законам партийно-номенклатурных передвижений именно Горбачев был назначен на пост секретаря ЦК по вопросам сельского хозяйства. С этого момента начался его путь к креслу лидера страны. В 1980 г. он стал самым молодым членом Политбюро. По поручению Андропова Горбачев занимался не только сельским хозяйством, но и широким кругом вопросов внутренней и внешней политики. Смерть Андропова сделала его фактически вторым человеком в партии и неизбежным кандидатом на пост генсека.

После смерти престарелого вождя в марте 1985 г. Горбачев был единогласно избран генеральным секретарем ЦК, одновременно став Председателем Совета обороны, и провозгласил начало "перестройки".

Единогласная поддержка была оказана ему высшими партийными руководителями потому, что, с одной стороны, необходимость перемен была очевидна и им, а с другой - они справедливо полагали, что выдвиженец Андропова продолжит начатую им линию. Поначалу так мыслил и сам Горбачев. На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС он выдвинул задачу "ускорения социально-экономического развития страны". Решить ее он собирался с помощью не только укрепления дисциплины, но и развития новых форм труда, опираясь на "человеческий фактор".

Антиалкогольная кампания. Первым практическим шагом нового руководства в обновлении общества стала начавшаяся в мае 1985 г. борьба с пьянством и алкоголизмом. Предполагалось в течение пяти лет вдвое сократить производство алкоголя, а также почти в 15 раз сократить сеть магазинов, торгующих этой продукцией. Эти показатели, однако, как и в пору других кампаний, были выполнены гораздо раньше - всего за год. Власти с удовлетворением констатировали "оздоровление образа жизни" советских людей, ссылаясь на сокращение производства и продажи водки и вина.

На деле же последствия антиалкогольной кампании нанесли огромный вред всем - и государству, и населению. Госбюджет недосчитался за первые три года этой кампании почти 67 млрд. рублей (около 111,6 млрд. долларов по официальному курсу). Сокращение производства алкоголя на 80% восполнило подпольное самогоноварение. Резко сократились запасы сахара, на который были даже введены талоны. В южных районах страны были вырублены уникальные виноградники. В 2,5 раза выросло количество наркоманов и токсикоманов среди молодежи.

Вскоре стало понятно, что кампания провалилась. Это было первое крупное поражение курса Горбачева, которого в бесконечных очередях за вином стали именовать "минеральным секретарем".

"Новая редакция" партийной программы. При отсутствии экономических стимулов к труду власти стремились пробудить в людях желание участвовать в изменении общества. А это требовало обновления обветшалой партийной идеологии.

В 1986 г. состоялся очередной, XXVII съезд КПСС. В числе традиционных вопросов он рассмотрел и проект "новой редакции" партийной программы. В его обсуждении приняли участие более 20 млн., а изменения по самому тексту предложили более 6 млн. человек.

Задача построения коммунизма была объявлена "несвоевременной" и отнесена на неопределенный срок (по существу, снята). В качестве главной партийной задачи теперь значилось "совершенствование социализма". Более общими, неконкретными стали и партийные установки. Единственным конкретным положением стало обещание обеспечить отдельными квартирами все советские семьи к 2000 году. Предполагалось также развивать функции трудовых коллективов в качестве "первичных ячеек прямой демократии". Но как было возможно сделать это при сохранении традиционной экономической системы (основанной на их бесправии), оставалось непонятным. Провозглашалась задача технической реконструкции экономики и перевод ее на интенсивные рельсы. Но никто не разъяснял, как и что нужно было сделать для этого. Впервые была поставлена задача "расширения гласности" в жизни общества и развития демократических институтов.

Тем не менее именно в проекте новой редакции партийной программы была сделана первая попытка сформулировать само направление тех перемен, которые собирался осуществлять Горбачев.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.